Научная статья на тему 'SKYES UNIVERSITY КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

SKYES UNIVERSITY КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SKYES UNIVERSITY / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомподоева Мария Васильевна

Статья посвящена применению Skyes University как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов. Построение процесса обучения иностранному языку с применением Skyes University способствует успешному формированию информационных умений и эффективной коммуникации на английском языке. Представлены результаты опроса преподавателей о применении и эффективности построения процесса обучения иностранному языку студентов с использованием цифровой образовательной платформы. Возможности использования цифровой платформы Skyes для проведения внеаудиторных занятий, заменяющие очное общение преподавателя с обучающимися в условиях пандемии COVID-19. О необходимости подключать цифровую образовательную платформу Skyes University к процессу обучения иностранному языку в качестве дополнительного интерактивного материала для самостоятельной работы студентов. Создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях и развитие самостоятельности, ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хомподоева Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SKYES UNIVERSITY AS A MEANS OF INTENSIFYING FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT THE UNIVERSITY: OPINION OF NEFU TEACHERS

The article is devoted to the use of Skyes University as a means of forming students' information and communication competence. Building the process of learning a foreign language using Skyes University contributes to the successful formation of information skills and effective communication in English. The results of a survey of teachers on the application and effectiveness of building the process of teaching a foreign language to students using a digital educational platform are presented. The possibilities of using the Skyes digital platform for conducting extracurricular classes, replacing the face-to-face communication of the teacher with students in the conditions of the COVID-19 pandemic. About the need to connect the Skyes University digital educational platform to the process of teaching a foreign language as an additional interactive material for students' independent work. Creating conditions for the formation of students' communicative competence in the classroom and the development of independence, responsibility.

Текст научной работы на тему «SKYES UNIVERSITY КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

разрабатывать игры, которые будут полезны и в то же время увлекательны для обучающихся. Ролевая игра может быть действенным инструментом в руках учителя. Именно в ролевой игре развиваются навыки устно-речевого общения учащихся, повышается эффективность обучения говорению на иностранном языке.

Литература:

1. Алиева И.Ф. Пути повышения эффективности обучения английскому языку в начальных классах // Вестник науки и образования. - 2020. - № 12-2 (90). - С. 92-94.

2. Бегович И.С., Дусеева К.Д. Проблемы обучения говорению на английском языке в начальной школе // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 341-345.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2006. - 336 с.

4. Дьяченко Л.А. Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку. // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 34. - С. 146-150.

5. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А.В. Конышева. - СПб.: КАРО, 2008. - 192 с.

6. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 96801/

8. Simpson A. Using Games in the Language Classroom / A. Simpson // Smashwords Edition License Notes. - 2015. - № 6. - P. 1-25.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Хомподоева Мария Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

SKYES UNIVERSITY КАК СРЕДСТВО ИНТЕНСИФИКАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена применению Skyes University как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов. Построение процесса обучения иностранному языку с применением Skyes University способствует успешному формированию информационных умений и эффективной коммуникации на английском языке. Представлены результаты опроса преподавателей о применении и эффективности построения процесса обучения иностранному языку студентов с использованием цифровой образовательной платформы. Возможности использования цифровой платформы Skyes для проведения внеаудиторных занятий, заменяющие очное общение преподавателя с обучающимися в условиях пандемии COVID-19. О необходимости подключать цифровую образовательную платформу Skyes University к процессу обучения иностранному языку в качестве дополнительного интерактивного материала для самостоятельной работы студентов. Создание условий для формирования коммуникативной компетенции обучающихся на занятиях и развитие самостоятельности, ответственности.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, Skyes University, дистанционное обучение, преподаватели, иностранный язык.

Annotation. The article is devoted to the use of Skyes University as a means of forming students' information and communication competence. Building the process of learning a foreign language using Skyes University contributes to the successful formation of information skills and effective communication in English. The results of a survey of teachers on the application and effectiveness of building the process of teaching a foreign language to students using a digital educational platform are presented. The possibilities of using the Skyes digital platform for conducting extracurricular classes, replacing the face-to-face communication of the teacher with students in the conditions of the COVID-19 pandemic. About the need to connect the Skyes University digital educational platform to the process of teaching a foreign language as an additional interactive material for students' independent work. Creating conditions for the formation of students' communicative competence in the classroom and the development of independence, responsibility.

Keywords: digital educational environment, Skyes University, distance learning, teachers, foreign language.

Введение. В настоящее время мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий, что, безусловно, влияет на все сферы нашей жизни, в том числе и на образование. Становятся доступными новые формы и способы обучения, развиваются используемые педагогами технологии, совершенствуются методы и приемы. При этом, не смотря на быстрый темп развития, все же внедрение подобных технологий обычно происходит очень плавно и постепенно, поскольку требует адаптации самого педагога, а также образовательных учреждений к новым реалиям. Тем не менее, пандемия, которая весной 2020 года стала неожиданностью для людей во всем мире, внесла свои коррективы и потребовала общество быстро менять систему образования и подстраиваться под существующие требования. Именно поэтому на передний план вышло дистанционное образование, которое частично уже применялось многими школами и вузами, но не так широко и не настолько активно [4]. В связи со сложившейся ситуацией возник вопрос о том, как сделать дистанционное образование доступным, удобным и эффективным. Иными словами, проблема применения онлайн технологий стала наиболее актуальной и значимой для образовательного процесса [1]. Первостепенной задачей педагога является установление интерактивного общения студента и преподавателя, где центром образовательного процесса должен стать обучающийся, поскольку главным принципом онлайн обучения является самостоятельное изучение предмета. Студент в процессе дистанционного обучения уже не пассивно воспринимает материал, а должен уметь систематизировать знания и иметь способность к самообучению [5].

Подобную мысль находим в работе Е.Н. Дроновой, которая указывает на то, что современные студенты сильно изменились и необходимо учитывать особенности их мышления. Автор говорит о том, что «цифровое поколение» учащихся характеризуется глубокой вовлеченностью в цифровые технологии, мультизадачностью деятельности, клиповым мышлением [3]. Все это свидетельствует о том, что применение дистанционного обучения способно оказать положительное

воздействие на восприятие новой информации, но при этом должно быть очень грамотно выстроено, чтобы помочь учащимся самостоятельно осваивать материал.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим результаты анкетирования преподавателей СВФУ к использованию цифровой образовательной среды Skyes University.

В анкетировании приняли участие 28 преподавателей кафедры «Иностранные языки по гуманитарным специальностям» СВФУ. Для начала была разработана анкета для преподавателей. Цифровая образовательная среда (ЦОС) Skyes University, с осени 2021 года введена в образовательный процесс студентов Северо-Восточного федерального университета.

Цель опроса - проанализировать первичный опыт проведения дистанционных практических занятий по английскому языку в контексте университетского иноязычного образования студентов гуманитарных направлений. Полный перевод всех занятий в университете в режим онлайн потребовал от преподавателей быстрой адаптации всех материалов, методик и технологий к изменившимся условиям. Цифровая образовательная среда Skyes - это программный продукт, облачная платформа, содержащая в себе онлайн-курсы для изучения английского языка. Платформа расположена по адресу https://uni.skyeng.ru. В основе программы: интересный учебник, который написан в соавторстве со специалистами Кембридж. Учебник Skylike (A2/B1) был разработан специально для вузов с учетом специфики преподавания языка в высших учебных заведениях (темпа и форматов работы, необходимого образовательного результата) в тесном сотрудничестве и непрерывном обмене впечатлениями с практикующими преподавателями и реальными студентами, и это значительно повышает его эффективность [5].

На протяжении всего семестра преподаватели совмещали аудиторные занятия в системе Zoom и Moodle и самостоятельную работу с учебным курсом Skyes University. Такой формат работы выбран для того, чтобы преподаватель видел результат работы студентов, смог лично проконтролировать прогресс и внести необходимые коррективы.

Согласно рисунку 1, 15 преподавателей успешно адаптировались и продолжают работу на Skyes University, медленно, но привыкают - 11 преподавателей, 2 ответили - что не получается, т.е. затрудняются при использовании Skyes.

На вопрос «Какую платформу для обучения иностранных языков вы находите наиболее удобной в использовании?» получены ответы: Moodle - 10,7%, Skyes - 78,6%, другое - 10,7%. Т.е. опрошенные преподаватели довольны работой на платформе и продолжают использовать материалы ЦОС.

Все респонденты - преподаватели на вопрос «На каких ресурсах проходят Ваши занятия в дистанционном формате по дисциплине «Английский язык» в этом семестре?» 100% ответили, что применяют zoom, Skyes Uni в тандеме. Поскольку zoom и Skyes Uni при режимах онлайн и дистанционной работы, приближают взаимопонимание и мониторинг эмоционального состояния участников коммуникативного взаимодействия [7]. На вопрос «Оцените качество учебного процесса с Skyes Uni от 1 до 5 (где 1 это не удовлетворен, а 5 очень удовлетворен)» преподаватели выставили следующие оценки: 3 - 17,9%, 4 - 57,1%, 5 - 25% т.е. в целом, преподаватели довольны структурой, организацией и содержанием работы на платформе.

Еще одним из вопросов анкеты был «Из каких разделов Skyes вы отправляете задания студентам?»

ф да, успешно

# медленно, но привыкаю

# нет, не получается

Рисунок 1. Адаптация преподавателей на Skyes University

10. Из каких разделов Skyes Вы отправляете задания студентам?

28 0TBeT0B

Lego Mixed tenses Lego Vocabulary Lego Phonetics Video practice Grammar trainer

Lego Grammar

Extra Practice

SkyLike A2

SkylikeBI

0

10

20

Рисунок 2. Разделы Skyes University

По ответам преподаватели выбирают для самостоятельной работы со студентами Skylike A2 (рис. 2). Этот УМК разработан на основе коммуникативного подхода, направленного на развитие коммуникативных навыков, что является актуальным при обучении иностранному языку студентов, поскольку основная цель обучения иностранному языку -формирование коммуникативной компетенции. Skylike A2 содержит задания для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков и развития всех видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), может использоваться как для самостоятельной работы студентов дома, так и во время занятий с преподавателем в аудитории в качестве дополнительного материала. За время подобной работы можно выделить следующие положительные моменты дистанционного обучения с использованием платформы Skyes University. Прежде всего огромным достоинством подобной работы является доступность для каждого студента, а также возможность выполнить задания в удобное для них время, самое главное уложиться в указанный преподавателем срок сдачи. Следующим преимуществом является удобство использования учебных материалов. Платформа Skyes University позволяет максимально реализовать один из главных принципов обучения - принцип индивидуализации. Студенты выполняют задания на мобильном устройстве или компьютере, используют библиотеку упражнений для самообучения, получают мгновенную обратную связь от платформы, видят статистику и прогресс по разным навыкам, получают подсказки по грамматике и используют встроенный словарь на платформе.

Выводы. Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что использование платформы Skyes University в процессе дистанционного обучения является соответствующим дополнительным ресурсом, но как отдельный самостоятельный курс все же использоваться не должен, поскольку не разработано совмещение онлайн курса и аудиторной работы, а также не учитывается формирование компетенций, предусмотренных образовательными программами [8, 9]. По итогам анкетирования было установлено, что в условиях дистанционного образовательного процесса вуза наблюдается достаточная подготовленность преподавателей вуза к внедрению цифровой образовательной среды Skyes Uni в обучение студентов. Необходимость решения задач профессиональной подготовки в вузе, связанных с личностным развитием студентов, становлением их жизненного и профессионального опыта, активизацией как собственных резервов своей преподавательской деятельности, так и учебной деятельности студентов обуславливает подготовку преподавателей к использованию цифровых инструментов, которые позволяют более эффективно и результативно развивать у студентов компетенции и формировать комфортную атмосферу обучения. Как показало анкетирование, если в вузе проводится целенаправленная деятельность по подготовке преподавателей к использованию информационно-коммуникационных технологий, то преподаватели демонстрируют высокий уровень подготовленности цифровых навыков в процессе преподавания своих дисциплин. У опрошенных преподавателей есть желание и готовность использовать цифровую образовательную среду как инструментарий для проведения собственных занятий, адаптируя методы дистанционного обучения к собственным дисциплинам.

Очевидно, что современные студенты и большинство преподавателей достаточно хорошо овладели разнообразными электронными средствами и технологиями их применения в образовательной деятельности.

Литература:

1. Бороненко, Т.А. Предпосылки цифровой трансформации российской системы образования / Т.А. Бороненко, В.С. Федотова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2020. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/predposylki-tsifrovoy-transformatsii-rossiyskoysistemy-obrazovaniya (дата обращения: 15.10.2021).

2. Дронова, Е.Н. Организационно-педагогические условия эффективного использования системы дистанционного обучения Moodle в учебном процессе магистратуры в педагогическом вузе [Текст] / Е.Н. Дронова // Информатика и образование. - 2017. - № 7. - С. 51-57.

3. Дронова Е.Н. Технологии дистанционного обучения в высшей школе: опыт и трудности использования // Наука Образование Культура. - № 3, 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-distantsionnogoobucheniya-v-vysshey-shkole-opyt-i-trudnostiispolzovaniya/viewer (дата обращения 22 октября 2021 г.).

4. Кузьминов Я. Вирусная революция: как пандемия изменит наш мир. URL:https://www.rbc.ru/opinions/society/27/03/2020/5e7cd7799a79471ed230b774

5. Рябова, Е.С. Дистанционное обучение в вузе: опыт использования платформы Skyes university на занятиях английским языком. - Текст: электронный / Е.С. Рябова // Образование в современном мире: практики цифровой трансформации: Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Самара, 25 февр. 2021 г.). - 2021. - С. 56-60

6. Семенова Т.В., Вилкова К.А., Щеглова И.А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России Вопросы образования // Educational Studies Moscow. - 2018. - № 2. - С. 173-197.

7. Современная цифровая образовательная среда. Приоритетный проект в области образования. [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/activity/realizatsiya-dostupa-k-onlayn-kursam-po-printsipu-odnogo-okna

8. Elearning market trends and forecast 2017-2021. Docebo, 2016. URL: https://eclass.hmu.gr/modules/document/file.php/TP271/Additional%20material/docebo-elearning-trends-report-2017.pdf.

9. Fisk P. Education 4.0 ... the Future of Learning Will be Dramatically Different, in School and Throughout life. URL: https://www.thegeniusworks.com/2017/01/future-education-young-everyone-taught-together/.

10. Giorgio Marinoni et al. The Impact of COVID-19 on Higher Education around the World. IAU Global Survey Report // 87 International Association of Universities, May 2020. URL: https://www.iauaiu.net/IMG/pdf/iau_covid19_and_he_survey_ report_final_may_2020.pdf (дата обращения 29 сентября 2021 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.