Список использованных источников
1. Бородачев С. А., Сорокина Н.В. Перспективы развития образовательной области «Информатика» /Информатизация образования - 2006/ Материалы Международной научно-методической конференции. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. университета им. Л.Н.Толстого, 2006. - Т.3. - С.156-160.
2. Бородачев С.А., Персианов В.В. Развитие телекоммуникационных технологий в условиях информатизации образования/ Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике: Сб. трудов. Вып. 12 (по итогам XII международной открытой научной конференции). - Воронеж: «Научная книга», 2007. - С. 9-12.
3. Персианов В.В., Сорокина Н.В. Образовательное пространство педагогического вуза для изучения дисциплин информационного цикла/ Педагогическая информатика. 2. 2004. - С. 47-59.
4. Персианов В.В., Сорокина Н.В. Основы моделирования образовательной области «Информатика»/ Педагогическая информатика. 2. 2003. - С. 11-21.
5. Технологические стандарты в образовании/ Материалы Всероссийской конференции. Москва, 23-24 апреля 2003 г. - М.: Изд-во МЭСИ, 2003.
Бородачев С.А., Проскурин Н.Ф.
ТРАНСФОРМАЦИЯ КОММУНИКАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЫ
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
Когда рассматривают коммуникацию в узком смысле слова, то имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой информацией. Коммуникация - процесс обмена информации, ведущий к взаимному пониманию. Если взаимопонимания не достигается, то можно считать, что коммуникация не состоялась. Поэтому для того, чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Понятия «коммуникация» непосредственно связано с понятием «общение». Современная психология рассматривает общение как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:
- коммуникативная сторона (она состоит в обмене информацией между людьми);
- интерактивная сторона (заключается в организации взаимодействия между людьми - например, согласование действий, распределение функций, воздействие на настроение, поведение, убеждение собеседника);
- перцептивная сторона (включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания).
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения (человек представляет себе, зачастую бессознательно, что именно он скажет).
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения [2].
Если какое-либо звено акта общения нарушено, ни одному из субъектов общения не удается добиться ожидаемых результатов общения, значит, такое общение оказывается неэффективным. Умение грамотно и четко планировать процесс общения называют коммуникативной компетентностью или коммуникабельностью.
Стоит отметить, что в становлении современной теории коммуникации выделяют три этапа, привнесших свои особенности в понимание феномена общения: информационный (Шеннон, Вивер, 1948), психологический (Бейтсон, Вацлавик, 1967), социальный. Эти этапы развития теории коммуникации характеризуются различными исследовательскими школами и направлениями, такими как теория систем, социальный конструктивизм, критическая теория, постмодернизм, диалогизм, семиотика, феминизм, социолингвистика, дискурсивный анализ, прагматика, социология.
Несмотря на столь широкое разнообразие направлений, можно обобщить наиболее важные положения, разделяемые современными научными школами во взглядах на коммуникацию. Коммуникация - социально-созидающий, смысло-созидающий процесс, протекающий в определенном контексте и посредством использования символов, в ходе которого создается общность и формируется самовосприятие. Эти положения справедливы и для компьютерно-опосредованной коммуникации, как процесса, протекающего в открытой электронной социальной среде, чаще всего посредством вербальных средств коммуникации (текстов, графики, аудио-, видео-файлов, оцифрованной речи и изображений), инициирующего формирование Интернет-сообществ и особую форму самопрезентации. В формировании новой электронной социальной среды, в динамике развития сетевых технологий хорошо прослеживается взаимовлияние технических (аппаратно-программных) средств и практики компьютерно-опосредованной коммуникации.
Традиционно считается, что одной из особенностей компьютерноопосредованной коммуникации является потенциальная возможность осуществления коммуникации каждым без ограничения во времени и пространстве (anyone/anytime/anywhere) по формуле 24x7x356, т.е. - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 356 дней в году. При этом коммуникативный процесс может проходить:
1) в режиме реального времени
- с одним собеседником (канал чата, ICQ) ;
- с большим количеством участников (компьютерная видеоконферен-
цсвязь, чат);
2) в режиме отсроченного общения
- с одним собеседником (личная электронная переписка);
- со многими участниками (список рассылки, телеконференции, вебфорумы).
Заметим, что крайней формой проявления компьютерно-
опосредованной коммуникации считается переход ее в форму Интернет-аддикции (патологической или феноменологической зависимости от коммуникации в Интернет). Так, согласно исследованиям К. Янга, такая зависимость появляется у 25% аддиктов через полгода после начала работы в Интернет, у 58% - в течение второго полугодия, у 17% - после первого года [1].
Коммуникативные технологии Интернет можно разделить также по двум физическим параметрам - времени и места нахождения участников коммуникации (физическое или виртуальное). Комбинация этих параметров дает следующие четыре варианта технологий, различающихся с точки зрения процесса реализации компьютерно-опосредованной коммуникации:
1) одно время / одно местонахождения (виртуальное) - чаты;
2) одно время / разное местонахождения - Интернет-телефония, компьютерная аудио- или видео-конференцсвязь, ICQ;
3) разное время / одно местонахождения (виртуальное) - веб-форумы, гостевые книги;
4) разное время / разное местонахождения - электронная почта, списки рассылки, телеконференции.
Полагаем целесообразным рассмотреть особенности межкультурной коммуникации в условиях распространения Интернет-технологий. Под меж-культурной коммуникацией будем понимать общение, осуществляемое в условиях настолько значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетентности его участников, что эти различия существенно влияют на результат коммуникативного события. Отметим, что коммуникативная компетентность определяется как знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры [3].
С рождения человек принадлежит многим группам, и именно в них формируется его коммуникативная компетентность. Более крупные группы, обычно называемые культурами, существенным образом определяют когнитивную и прагматическую основы коммуникативной деятельности.
В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, то есть осуществляется передача информации от одного участника к другому. Так как люди не умеют общаться непосредственно - например, посредством телепатии, - информация кодируется с помощью определенной символьной системы, передается и затем декодируется адресатом сообщения. После де-
кодирования информации наступает этап ее интерпретации адресатом сообщения. Коммуникация имеет место всегда, когда какому-либо поведению или его результату приписывается некоторое значение и они выступают как знаки или символы. Из всех видов знакового (символьного) поведения в человеческом сообществе важнейшими являются использование языка (вербальная коммуникация) и сопровождающее его несловесное поведение (невербальная коммуникация). В совокупности они образуют знаковую коммуникацию.
Знаковая коммуникация позволяет ее участникам выражать некоторую внешнюю по отношению к самим себе информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга.
Естественный язык представляет собой неоднозначную символьную систему, и, тем не менее, его реализации в коммуникативных событиях обычно приводит к взаимному соглашению субъектов коммуникации о трактовке языковых значений. Этому способствует культурно-обусловленная коммуникативная компетентность - несколько видов общих знаний, разделяемых участниками общения. Во-первых, к этим знаниям относится собственно символьная система, в терминах которой происходит коммуникация, и, во-вторых, знания об окружающем нас мире, включающие:
- знания, полученные из личного опыта индивидуума;
- базовые, фундаментальные знания о мире, имеющиеся у всех людей;
- специфические знания, которыми мы обладаем вследствие своей принадлежности к различным этническим, религиозным, социальным и профессиональным группам [3].
Различия в индивидуальном опыте связаны с уникальностью каждого коммуникативного события, а также с принципиальной неоднозначностью языка, возникающей при порождении и интерпретации сообщений в коммуникативном акте.
Общность базовых знаний о мире объясняет принципиальную возможность перевода сообщений с одного языка на другой и возможность понимания между членами одной языковой общности, пользующихся одной символьной системой.
Специфические знания являются общими для людей одной группы и дают опору для порождения и интерпретации сообщений. Эти групповые, или «культурные» знания категорическим образом определяют тот способ, которым информация, поступающая к индивидууму, интерпретируется и формируется речемыслительный импульс при порождении сообщения.
Задачей исследования межкультурной коммуникации в Интернет-сообществе является исследование актуального культурного перехода, порожденного возникновением и быстрым развитием новых технологий коммуникации: компьютеров, видеотелефонов, сотовых телефонов, Интернета, факсов, электронной почты и др., которые сплетаются в одну огромную сеть, доступную всем и везде. Являясь не только получателями информации, но и
ее производителями, люди получают доступ к новым технологиям в целях передачи своих сообщений. Заметим, что термин «новые технологии» постепенно отделяется от термина «средства массовой информации» по мере того, как расширяются наши представления и возможности взаимодействия от схемы «информация от нескольких многим» до схемы «информация от многих многим».
А теперь сопоставим особенности коммуникации в Интернет с особенностями межличностной коммуникации. Общеизвестно, что межличностную коммуникацию принято подразделять на вербальную (речевую) и невербальную. При этом многочисленные психологические исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%. Отметим также, что речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации менее всего теряется смысл сообщения. Полагаем, что компьютерно-опосредованная коммуникация обладает теми же структурными особенностями, что и вербальная межличностная коммуникация. Действительно, при помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: в процессе разговора коммуникатор (говорящий) кодирует, а рецитент (слушающий, воспринимающий) декодирует информацию. При компьютерно-опосредованной коммуникации также происходят обусловленные компьютерной техникой и компьютерными сетями процессы кодирования и декодирования информации.
Последовательность действий говорящего и слушающего исследовано достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К - С - Р (коммуникатор - сообщение - рецитент) асимметрично. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказывания), так как говорящий имеет сначала определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае хорошо осознается значение ситуации совместной деятельности. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», то есть когда рецитент превратится в коммуникатора и наоборот. Диалог или диалогическая речь, как специфический вид «разговора», представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит то явление, которое обозначено, как «развитие информации». Коммуникация в электронной среде также носит диалоговый характер и может быть описана ассимет-ричной схемой К - С - Р (коммуникатор - сообщение - рецитент).
Заметим, что разработанная Ховландом модель речевого коммуникативного процесса позволяет анализировать коммуникационный процесс в электронной среде. Эта модель такова:
1. Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор.
2. Что? (передается) - Сообщение.
3. Как? (осуществляется передача) - Канал.
4. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория.
5. С каким эффектом? - Эффективность [1].
Стоит отметить, что вербальный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для обсуждения межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания. Таким образом, отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому невербальному каналу общения больше, чем вербальному каналу общения. Компьютерно-опосредованная коммуникация не позволяет в полной мере реализовать функции невербального общения за счет физической удаленности субъектов общения, опосре-дованности общения компьютерной техникой и информационнокоммуникационными технологиями. Исследователь Астляйнтер заключает, что «в связи с особенностями опосредованного компьютером общения очень сложно строить эмоционально насыщенные социальные отношения»[1]. Однако, по нашему мнению, коммуникацию в Интернет можно «очеловечить», придать ей черты межличностной коммуникации за счет развития информационно-коммуникационных технологий. В частности, использование компьютерной видеоконференцсвязи позволяет эмоционально насытить процесс общения. Полагаем, что в перспективе, с развитием и удешевлением телекоммуникационных технологий, различия между компьютерно-
опосредованной коммуникацией и межличностной коммуникацией будут постепенно стираться.
Список использованных источников
1. Астляйтнер, Г. Дистантное обучение посредством WWW: социальные и эмоциональные аспекты // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунско-го. М., 2000. С. 341-342.
2. Петровский, А.В. Введение в психологию/А.В. Петровский/ - М.: Издательский центр Академия, 1995.- С.54.
3. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация/С.Г. Тер-Минасова.-М., 2000.
Курочкина Е.В.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ САМОПОЗНАНИЯ У НЕУСПЕВАЮЩИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Восточный институт гуманитарных наук, экономики и права, г. Щербинка Моск. обл.
Динамичность современного мира, обусловленная политическими, социально-экономическими и научно-техническими факторами, ставит перед наукой новую проблему: развить заложенную в каждом человеке способность к творчеству, воспитать у него качества, необходимые для того, чтобы в разных видах деятельности он мог успешно действовать как исполнитель и как творец. Данное исследование посвящено изучению особенностей ста-