Научная статья на тему 'Методические особенности реализации коммуникативного компонента процесса обучения в условиях информатизации высшего образования'

Методические особенности реализации коммуникативного компонента процесса обучения в условиях информатизации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические особенности реализации коммуникативного компонента процесса обучения в условиях информатизации высшего образования»

• создать инструментальные средства принятия оптимальных управленческих решений по планированию транспортного обслуживания РОС.

Список использованных источников

1. Багирова М.А. Комбинированная транспортная задача с расписанием как инструмент реализации оптимизационной модели выездного обслуживания / М.А. Багирова // Системы управления и информационные технологии. - 2006. - № 1.1(23). С. 111-115.

2.Багирова М.А. Оптимизация обобщенной стоимости обслуживания в распределенной динамической системе / М.А. Багирова, О.Я. Кравец, Г.И. Зимарин // Информационные технологии моделирования и управления: междунар. сб. тр. Воронеж: Научная книга, 2004. Вып. 16.С. 134-138.

3.Арнаутов А.А. К постановке задачи оптимизации доставки преподавателей в учебном заведении с множеством пунктов покрытия / А. А. Арнаутов, М.А. Багирова, О.Я. Кравец // Информационные технологии моделирования и управления. - 2005. №2(20). С. 5-10.

4. Арнаутов А. А. Повышение эффективности менеджмента на основе оптимизации транспортного обслуживания / А.А. Арнаутов, М.А. Багирова, О.Я. Кравец // Современные проблемы информатизации в моделировании и программировании: сб. трудов. Воронеж: Научная книга, 2006. - Вып. 11. - С. 161-162.

Бородачев С.А.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНОГО КОМПОНЕНТА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Коммуникативный подход к процессу обучения основывается на современных теориях коммуникации, в становлении которых выделяют три этапа, привнесших свои особенности в понимание феномена общения: информационный (Шеннон, Вивер, 1948), психологический (Бейтсон, Вацла-вик, 1967), социальный. Эти этапы характеризуются различными исследовательскими школами и направлениями, такими как теория систем, социальный конструктивизм, критическая теория, постмодернизм, диалогизм, семиотика, феминизм, социолингвистика, дискурсивный анализ, прагматика, социология.

Несмотря на столь широкое разнообразие направлений, можно обобщить наиболее важные положения, разделяемые современными научными школами во взглядах на коммуникацию. Коммуникация - социально-созидающий, смысло-созидающий процесс, протекающий в определенном контексте и посредством использования символов, в ходе которого создается общность и формируется самовосприятие. Эти положения справедливы и для компьютерно-опосредованной коммуникации, как процесса, протекающего в открытой электронной социальной среде, чаще всего посредством вербальных средств коммуникации (текстов, графики, аудио-, видео-файлов, оцифрованной речи и изображений), инициирующего формирование Интернет-сообществ и особую форму самопрезентации. В формировании новой электронной социальной среды, в динамике развития сетевых технологий хорошо

прослеживается взаимовлияние технических (аппаратно-программных) средств и практики компьютерно-опосредованной коммуникации.

Отметим, что бурное развитие глобальной сети Интернет за последнее десятилетие послужило толчком к трансформации телекоммуникационных технологий в системе образования. На смену эпохе телевидения и радиовещания, когда учебный материал предлагался слушателю на аудио- и видеоносителях или транслировался на радио- и телевизионных каналах, пришла эпоха Интернет и мультимедиа-технологий. Основным преимуществом данных технологий является, безусловно, интерактивность, то есть обучающийся, используя сеть Интернет, имеет возможность общения с преподавателем: он может задавать интересующие его вопросы, получать комментарии и даже сдавать тесты и контрольные работы. Другим преимуществом использования Интернет в дистанционном обучении является возможность общения не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, что практически исключено в существовавших раньше формах дистанционного обучения. Таким образом, дискуссионные форумы, круглые столы, а также другие виды интерактивного общения в Интернет стали неотъемлемой частью электронных курсов.

Полагаем, что для образовательных учреждений, занимающихся дистанционным обучением, создание своего сайта в Интернет стало практически обязательным условием конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Этот тезис справедлив не только для образовательных учреждений, непосредственно занимающихся организацией процесса обучения, но и для разработчиков курсов и методических материалов для дистанционного обучения.

Использование Интернета различными категориями пользователей, объединенных совместной профессиональной или учебной деятельностью в относительно замкнутом субпространстве Интернет-технологий, не могло не привести к формированию новых форм коммуникации в виде самоорганизующихся Интернет-сообществ, функционирующих, по выражению М. Ко-ула, в «пятом измерении». Кардинальные изменения коммуникации, практики языкового общения в образовательной деятельности будут исследоваться нами в рамках компьютерно-опосредованной коммуникации. Этот вид коммуникации не столько заменяет традиционные, сколько расширяет спектр социальных коммуникаций, укрепляя существующие образовательные сообщества, во многом, благодаря интерактивности технологий и свободе контактировать в удобное время.

Для компьютерно-опосредованной коммуникации среди ключевых технологий, повлиявших на ее появление и развитие, можно назвать следующие сетевые аппаратно-программные средства: компьютерная сеть (проект ARPANET, 1969), электронная почта (Р. Томлинсон, 1972), глобальная сеть Интернет (США, Англия, Норвегия, 1973), сервисы обмена текстовыми сообщениями - дискуссионные группы, списки рассылки, телеконференции (Usenet, 1979), форумы, IRC, ICQ, а также WWW (Т. Бернерс-Ли, 1989), гра-

фический браузер (1994), динамический HTML и интерактивные технологии (1999) [3].

Традиционно считается, что одной из особенностей компьютерно-опосредованной коммуникации является потенциальная возможность осуществления коммуникации каждым без ограничения во времени и пространстве (anyone/anytime/anywhere) по формуле 24x7x356, т.е. - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 356 дней в году. Эта особенность равноправного участия наряду с целенаправленным формированием учебных сообществ способствует развитию социальной составляющей процесса обучения. Коммуникативный процесс может проходить в режиме реального времени - с одним собеседником (канал чата, ICQ) или с большим количеством участников (компьютерная ви-деоконференцсвязь, чат), или в режиме отсроченного общения - с одним собеседником (личная электронная переписка) или со многими (список рассылки, телеконференции, веб-форумы). Крайней формой проявления компьютерно-опосредованной коммуникации считается переход ее в форму Интер-нет-аддикции (патологической или феноменологической зависимости от коммуникации в Интернет).

Коммуникативные технологии Интернет можно разделить также по двум физическим параметрам - времени и места нахождения участников коммуникации (физическое или виртуальное). Комбинация этих параметров дает следующие четыре варианта технологий, различающихся с точки зрения процесса реализации компьютерно-опосредованной коммуникации:

- одно время / одно местонахождения (виртуальное) - чаты (Internet Relay Chat, IRC);

- одно время / разное местонахождения - ICQ, Интернет-телефония, компьютерная аудио- или видео-конференцсвязь;

- разное время / одно местонахождения (виртуальное) - веб-форумы, гостевые книги;

- разное время / разное местонахождения - электронная почта, списки рассылки, телеконференции.

Функциональное субпространство взаимодействия Интернет-сообщества формируется на основе технологий электронной почты, списков рассылки, форумов, дискуссионных листов, электронных журналов, чатов, видеоконференцсвязи, веб-сайтов и других технологий коммуникации. Эти технологии позволяют осуществлять взаимодействие на регулярной основе, организуя субпространство в соответствии с возможностями и активностью членов сообщества. Стоит отметить, что ввиду новизны этих форм коммуникации, Интернет-технологии более демократичны и открыты, вследствие чего члены Интернет-сообщества обладают равными правами в большей степени, чем в традиционном социальном сообществе [4].

Заметим, что с каждым годом количество всевозможных технологических решений растет быстрыми темпами.

Заметим, что с каждым годом количество всевозможных технологических решений растет быстрыми темпами. Крис Деде из университета

Джорджа Менсона (США) приводит список устройств, медиа-инструментов и виртуальных контекстов, которые основываются на современных информационных технологиях, и оценивает перспективные области их применения. Современные средства телекоммуникации и сферы их применения (по

Дж. Менсону) приведены в таблице:

Средство телекоммуникации Сферы их применения

Гипермедиа (нелинейная передача мультимедийной информации) - Налаживание связи между различными предметными курсами; - более легкое изучение понятий; - множественные одновременные учебные репрезентации

Кооперативная работа посредством компьютера (проектирование, решение проблем, поддержка решений) Улучшение качества выполнения заданий в команде

Системы на лазерных дисках с многочисленными возможностями чтения/записи - Поддержка больших баз данных; дешевое вторичное хранение; - общие распределенные виртуальные среды

Стандартизация компьютерных и телекоммуникационных протоколов - Быстрая связь; - совместимость; - низкие затраты

Специфическое для пользователя, словарно-ограниченное распознавание голоса Ограниченное влияние естественного языка

Высококачественный синтез голоса Аудиальный выход на естественном языке

Высокоскоростные широкополосные оптико-волоконные сети Обмен большими объемами данных в реальном времени

Объединение компьютеров, телекоммуникаций - Легкая связь; - универсальные «информационные приборы»

Информационные «приспособления» (синтез медиа-инструментов, баз данных и коммуникаций) Доступ к интегрированным источникам данных и средствам ассимиляции

Микромиры (ограниченные, измененные реальности с контролем пользователя над правилами) Опыт применения теоретической информации в практической ситуации

Полуинтеллектуальные вычислительные агенты, встроенные в приложения Поддержка самостоятельных, независимых действий пользователя

Продвинутые манипуляторные устройства ввода (например, перчатки для фиксации жестов с тактильной обратной связью) Миметическое обучение, основывающееся на опыте реального мира

Искусственные реальности (полные, мультисенсорные виртуальные миры) Чрезвычайно мотивирующая стимуляция и виртуальный опыт

Стоит отметить, что эти виды телекоммуникаций изначально не предназначались для использования в образовании, однако функционально практически все они могут быть успешно использованы в процессе обучения, так

как по своей сути поддерживают сопровождающие его коммуникативные, познавательные и социальные процессы.

В этой связи перед образовательными учреждениями, стремящимися предоставлять своим учащимся более широкие возможности обучения, стоит задача внедрения этих телекоммуникационных технологий.

Таким образом, развитие телекоммуникаций в образовании на современном этапе базируется, по нашему представлению, на принципе интерактивности.

Изменения в системе отечественного образования на современном этапе тесно связаны с переходом к информационному обществу, с интеграцией в мировое образовательное сообщество, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эти изменения направлены не только на повсеместное внедрение компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), что немаловажно в сложных экономических условиях развития нашей страны, но и на интеграцию ИКТ с системой организации обучения, с реальным учебным процессом. Цели и задачи информатизации высшего образования предопределены новыми требованиями рынка труда и включают не только получение базовых знаний, но умений и навыков продуктивно использовать информационные ресурсы, постоянно овладевать новыми знаниями, умениями и навыками в области ИКТ. Так, согласно данным Министерства труда США, из 54 специальностей, которые переживали бурный рост в период между 2001 и 2006 годами, только восемь не требуют знания ИКТ. [4]

Оценка готовности образования к развитию в электронной образовательной среде должна включать анализ доступа к ИКТ преподавателей и студентов, уровня подготовленности преподавательских кадров, наличия в образовательных учреждениях благоприятного к переменам «климата». Наиболее существенными препятствиями на пути развития являются проявления глобального кризиса образования:

- системный кризис развития Кумбса (состоит в проблеме обеспечения равных возможностей в получении образования и по отношению к ИКТ проявляется в «цифровом разрыве» между различными группами населения в зависимости от региона, оснащенности учебного заведения, материальных возможностей);

- цивилизационный кризис Тофлера (заключается в увеличении разрыва между содержанием базовых знаний и быстро изменяющимися потребностями общества в новых знаниях, умениях и навыках). [4]

В России проявления обоих кризисов в образовании выражены предельно ярко. Российский преподаватель и студент в одинаковой степени ощущают на себе влияние обоих кризисов, испытывая проблемы доступа к ИКТ и необходимость получения и обработки новой информации в своей профессиональной области. Таким образом, в положении ученика находятся и преподаватель, и студент, так как оба они вынуждены непрерывно осваивать новые технологии, программное и аппаратное обеспечение ИКТ в целях

получения необходимых знаний, выработки необходимых умений и навыков, позволяющих успешно решать задачи в своей предметной области.

Полагаем, что коммуникация в электронной образовательной среде является специфической формой коммуникации, обладающей своими особенностями, и в то же время имеющей общие черты с другими видами человеческой коммуникации. Главной чертой такой коммуникации является ее направленность на реализацию целей и задач обучения и учения, на формирование эффективного взаимодействия участников педагогического процесса. [1] Поэтому для повышения эффективности образовательного процесса в электронной образовательной среде следует использовать коммуникативный подход, накладывающий особенности компьютерно-опосредованной коммуникации на процесс педагогического общения в электронной образовательной среде.

Использование технологий компьютерно-опосредованной коммуникации для формирования электронной образовательной среды существенно изменяет дидактические компоненты обучения (содержание, методы, контроль) и педагогическое взаимодействие.

Следует отметить, что в электронной среде по сравнению с традиционным педагогическим взаимодействием информационный (содержательный) и коммуникативный (процессуальный) компоненты педагогического процесса играют более существенную роль. Так, содержательный компонент реализуется, в основном, информационными вербальными (языковыми) и невербальными (неязыковыми) составляющими технологических средств (тексты электронной почты, тексты, графика, звуковые файлы, сообщения дискуссионных форумов). Процессуальный компонент реализуется коммуникативными составляющими (обмен электронными сообщениями, дискуссионные списки рассылки, интерактивные веб-форумы, видеоконференцсвязь). Процессуальный компонент взаимодействия является аналогом общения в непосредственном контакте — межличностного или группового общения в традиционном обучении. Понятно, что информационный и процессуальный компоненты по многим характеристикам уступают традиционной педагогической коммуникации, особенно в части невербальной коммуникации и, как следствие, - перцептивного компонента коммуникации. [1]

Тем не менее, компьютерно-опосредованная коммуникация имеет не только ограничения, но и ряд дидактических преимуществ, которые делают ее привлекательной для использования в практике образования. К ним можно отнести гибкость, скорость, письменный характер, объединение информационной и коммуникационной составляющих, личностная направленность, возможности сотрудничества. Немаловажно изменение традиционных ролей, появление новых позиций в схемах взаимодействия преподаватель-студенты, студенты-студенты. Так, преподаватель в электронной образовательной среде не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать как наставничество. Преподаватель в этой роли не устраняется из процесса обуче-

ния, хотя он в большей степени «невидим», менее представлен, по сравнению с традиционной ролью организатора познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научных исследований,

Таким образом, появляются новые виды взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые отличаются от традиционных видов коммуникации.

Важно рассматривать изменения процесса обучения в электронной среде с позиций моделей коммуникации не только студента, но и преподавателя.

Студенты используют следующие виды коммуникации:

- студент-преподаватель;

- студент-студент (компьютерно-опосредованная коммуникация по типу человек-компьютер-человек);

- студент-содержание;

- студент-технология (человеко-компьютерное взаимодействие по типу человек-компьютер).

Преподаватели используют следующие виды коммуникации:

- преподаватель-студент;

- преподаватель-содержание;

- преподаватель-технология.

Многочисленными исследованиями установлено наличие существенных различий между традиционным педагогическим взаимодействием и коммуникацией в образовательной электронной среде [5]. Так, отмечено использование новых типов дистанционного взаимодействия:

- преподаватель-тьютор;

- преподаватель-преподаватель,

- преподаватель - технический персонал;

- преподаватель - целевые группы студентов.

Характеристика (частота, общее время использования) того или иного вида коммуникации зависит от запросов и технологических навыков студентов, преподавателя и поддержки технического персонала.

Важным направлением информатизации образования является развитие технологически базирующихся на современных телекоммуникационных технологиях курсов дистанционного обучения. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть некоторые коммуникативные аспекты дистанционного обучения.

Общепризнанным является факт, что развитие дистанционного обучения как направления формирования системы открытого образования невозможно без формирования новой методологии, новых педагогических технологий. Расширение системы дистанционного обучения требует подготовки преподавателей, готовых к работе в новой образовательной среде, с использованием информационных технологий. Необходимы специалисты, владеющие одновременно знаниями высокого уровня в предметной области, педагогическим мастерством и информационными технологиями - преподаватели,

тьюторы, программисты.

Образовательный опыт России показывает, что главной проблемой является вовлечение профессорско-преподавательского состава в новую методологию, которая основана на изменении характера взаимоотношений между преподавателем и студентами. Полагаем, что способность преподавателя к такой трансформации характера взаимодействия с учащимися лежит в основе его коммуникативной компетентности.

По существу, в дистанционном обучении преподаватель решает двойную задачу: осуществляет обучение с помощью собственных электронных курсов или базовых учебников и предоставляет учащимся поддержку в изучении учебного курса с помощью информационных технологий и телекоммуникаций. Решение этой задачи предполагает развитие коммуникативной компетентности преподавательского состава учебного заведения, предусматривающее дополнительную подготовку преподавателей, которая включает знакомство не только с информационными технологиями, применяемыми в учебном процессе, но и с методикой дистанционного обучения, с методикой и технологией создания учебно-методических материалов для системы дистанционного образования, разработки мультимедийных курсов. Следуя новым задачам, преподаватели должны предварительно обучиться создавать новые версии учебников, проектировать и производить мультимедиа-продукты, создавать виртуальные лаборатории, обучать посредством видеоконференций, создавать дидактические сайты в Интернет, управлять студентами в учебном процессе, используя нетрадиционные средства, методы и технологии. По существу, университетские преподаватели должны обучиться новому языку, новому способу знаниевой коммуникации. [6]

Стремясь достичь успеха в организации программ дистанционного обучения, необходимо учитывать самые различные факторы. Прежде всего, это консервативное использование технологий при разработке учебно-методических материалов. Не следует стремиться к усложнению программного обеспечения, которое лишь затрудняет самостоятельную работу студентов с учебными курсами. Следует использовать те технологии, которые удобны студентам и преподавателям. Структура курса или базы данных должна быть ясной, навигация не должна отвлекать студентов от учебных задач.

Стремясь к повышению качества дистанционного обучения, необходимо, прежде всего, совершенствовать учебно-методическое обеспечение. Основой учебно-методического обеспечения дистанционного образования являются мультимедиа-курсы. Но разработка мультимедиа-курсов сложна с технической точки зрения и экономически высокозатратна. Следует переходить на более простые в техническом отношении учебные пособия.

При создании мультимедиа-курсов важно учитывать, насколько технологии соответствуют содержанию. Разработчики дистанционных курсов должны в первую очередь думать о тех, кто этим будет пользоваться и учитывать, что далеко не все потенциальные пользователи дистанционного обу-

чения имеют достаточные знания в области информационных технологий.

Необходимо определиться с основными принципами, на которых должно базироваться создание учебных курсов дистанционного образования. Полагаем, что эти принципы таковы:

- простота, ясность и доступность изложения материала;

- логичность и последовательность построения материала;

- хорошая навигация, возможность свободно продвигаться по курсу;

- разделение курса на небольшие модули, что делает его более мобильным и дает возможность использовать модульный курс при обучении различных целевых групп.

В течение всего обучения на курсах или по программам дистанционного обучения должна быть обеспечена поддержка со стороны преподавателя, обеспечивающая дистанционное общение. Коммуникативная компетентность преподавателя при организации системы поддержки заключается в том, что он использует индивидуальный неформальный стиль общения, значительно облегчающий опосредованную коммуникацию.

Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими учащимися, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Механизмы построения студенческого общения могут быть различными: проведение дискуссий, телеконференций и т.д. [3]

Таким образом, курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между учащимся и преподавателем, обратную связь между учащимся и учебным материалом, предоставлять возможность группового обучения. Реализация этих задач во многом зависит от организаторских и коммуникативных способностей преподавателя, от его коммуникативной компетентности. Только в этом случае возможна эффективная обратная связь, посредством которой учащиеся могут быть уверены в правильности своего продвижения по пути к получению новых знаний, умений и навыков.

Заметим, что в условиях информатизации образования методические особенности педагогической коммуникации преподавателя можно охарактеризовать двумя стратегиям - влияние на положительное отношение к обучению (мотивация) и на удовлетворенность обучением. [5] Результатом является увеличение участия студентов в процессе обучения, развитие их коммуникативных навыков и устойчивой обратной связи, расширение возможностей для сотрудничества и самоконтроля. Решение методологических проблем обучения в электронной образовательной среде зависит от подхода, выбранного преподавателем, который реализуется в планировании курса, в управлении ходом обучения, в организации поддержки коммуникации, влияет на активность студентов, адекватность оценки учебной деятельности, формирование эмоционального единства. Следует отметить, что преподаватель должен использовать как можно больше видов взаимодействия в электронной среде,

качество и количество которых зависит от навыков преподавателя, возможностей программного обеспечения и содержания курса.

Список использованных источников

1. Бородачев С. А., Сорокина Н.В. Перспективы развития образовательной области «Информатика»//Информатизация образования - 2006: Материалы Международной научно-методической конференции: в 3 т. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006. - Т.3. - С.156-160.

2. Бородачев С.А., Персианов В.В. Развитие телекоммуникационных технологий в условиях информатизации образования//Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике: Сб. трудов. Вып. 12 (по итогам XII международной открытой научной конференции). - Воронеж: «Научная книга», 2007. - С. 9-12.

3. Долгоруков А.М. Развитие образования в условиях информатизации общества/Вестник МГУ. - 1999. - № 4.

4. Коллинз А., Невилль П., Билячик К. Роль различных средств общения в проектировании обучающих сред.- М., 1994.

5. Носова О.И. Педагогическая коммуникация в информационную эпоху: взгляд педагога-практика/ Технологии информационного общества - Интернет и современное общество. - Санкт-Петербург: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2003. - С. 86-87.

6. Педагогическая коммуникация в электронной образовательной среде http://socom.ru/izdat/polit/n01.

Иголкин С.Л., Багирова М.А., Шинкарчук А.В. СОЗДАНИЕ МОДЕЛЕЙ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-РАСПРЕДЕЛЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СИСТЕМЫ

Воронежский экономико-правовой институт

В работе авторов (наст. выпуск) осуществлена постановка задачи оптимального планирования транспортного обслуживания в менеджменте территориально распределенной образовательной системы. Далее рассмотрим основные проблемы моделирования и реализации инструментальных средств для осуществления поставленной задачи.

Разработка оптимизационных моделей транспортного обслуживания удаленных объектов распределенной образовательной системы

Рассмотрим формальную математическую постановку задачи оптимальной организации транспортного обслуживания. Пусть дана распределенная образовательная система, в которой необходимо выполнять работы (проводить занятия) разного типа в каждом из ее пунктов (филиалов). Существуют исполнители (преподаватели), способные выполнять работы того или иного типа. Система имеет пункт дислокации процессоров (транспортных средств), осуществляющих перемещение исполнителей между пунктами, для выполнения работ. Каждый процессор имеет свои характеристики: скорость перемещения, максимальное количество одновременно перевозимых исполнителей, величину затрат на перемещение и содержание.

При этом необходимо оптимально с точки зрения стоимости:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.