Трансформация коммерческой деятельности в потребительской
кооперации
Stages of transformation of commercial activity in system of consumer
cooperation
Г убин Вячеслав Вячеславович,
аспирант
Российского университета кооперации
e-mail: SL007@bk.ru GubinVyacheslavVyacheslavovich,
graduate student Russian university of cooperation
Выявлены особенности трансформации коммерческой деятельности в торговых предприятиях потребительской кооперации за последние три десятилетия. Такие этапы существенно различаются по содержанию, формам, масштабам и тенденциям их деятельности
Ключевые слова: потребительская кооперация, трансформация
коммерческой деятельности
Features of three stages of transformation of commercial activity in trade enterprises of consumer cooperation for the last three decades are revealed. Such stages essentially differ according to the contents, forms, scales and tendencies of their activity
Keywords: consumer cooperation, transformation of commercial activity
Стержнем существования потребительской
кооперацииявляетсякоммерческая деятельность. Она имеет место в процессе закупок и переработки сельхозпродукции, сырья для перерабатывающих предприятий, в процессе предоставления различного рода услуг.Потребительская кооперация - сложнаяпротиворечивая социальноэкономическая система. С одной стороны, потребительская кооперация является некоммерческой организацией. Ее главная цель - защита интересов
и удовлетворение потребностей, прежде всего, своих членов-пайщиков. С другой стороны, основным инструментом достижения этой главной цели служит коммерческая деятельность - получение прибыли за счет производства определенного продукта и реализации его на рынке в целях удовлетворения потребностей нечленов потребительской кооперации.
Под коммерческой деятельностью, как правило, понимается выполнение субъектами рыночных отношений по поводу купли и продажи различных видов продукции и услуг, направленных на получение прибыли и удовлетворение потребительского спроса.
Главная цель потребительской кооперации — удовлетворение потребностей членов-пайщиков реализуется через коммерческую деятельность розничных торговых предприятий.
Однако полученная в результате хозяйственной деятельности прибыль используется не только для удовлетворения потребностей и интересов членов-пайщиков и работников потребительской кооперации, торгового, бытового и иного обслуживания населения, но и для собственного расширенного воспроизводства.
Коммерческую деятельность в системе потребительской кооперации осуществляют все звенья, участвующие в товародвижении и в управлении торговыми процессами. Первичной ячейкой являются розничные предприятия, представленные, как правило, магазинами по торговле потребительскими товарами ограниченного ассортимента.Обычно подобные магазины незначительны по размерам и размещены в населенных пунктах с небольшим населением.
Исследования позволили определить этапы трансформации коммерческой деятельности торговых предприятий системы потребительской кооперации.
Трансформация коммерческой деятельности торговых предприятий потребительской кооперации - сложный многогранный процесс,
отражающий изменения социально-экономических интересов, как отдельных людей, так и целых социальных групп людей.
В результате проведенных исследований выявлены особенности трех этапов трансформации коммерческой деятельности в торговых предприятиях потребительской кооперации за последние три десятилетия. Такие этапы существенно различаются по содержанию, формам, масштабам и тенденциям их деятельности.
Первый этап (1985-1993 гг.)характеризовался существенными реформаторскими преобразованиями и прежде всего отношений собственности в недрах директивно-распределительной системы хозяйствования. Проводимые реформы существенным образом влияли на трансформацию системы потребительской кооперации в СССР.
Во-первых, принятие закона «О кооперации в СССР», а также затем провозглашенный плюрализм форм собственности сформировал объективные предпосылки для демонополизации деятельности потребительской кооперации. В то время как сложившееся предприятие потребкооперации не были готовы для активной деятельности в новых рыночных условиях хозяйствования. И кроме того потребительские кооперативы были по своим функциям сведены к хозяйственным обществам, главной целью функционирования которых стала максимизация прибыли.
Во-вторых,в соответствии с разработанными в Центросоюзе Российской Федерации рекомендациями по коммерциализации потребительской кооперации коммерциализации подлежали все предприятия общественного питания, торговли, производства, заготовок и т.п., а ее собственность передавалась частным предприятиям, отраслевым ассоциациям, кооперативным предприятиям в форме товариществ с ограниченной ответственностью, акционерным потребительским обществам.
В результате трансформации форм собственности произошли серьезные структурные изменения в системе потребительской кооперации (разукрупнение крупных потребительских обществ,
реорганизацияпотребительских обществ в акционерно-кооперативные общества закрытого типа и т.п.).
Второй этап (1994-2004 гг.).В этот период произошло заметное сокращение числа магазинов розничной торговли потребительской кооперации (на 44,8%), однако, средний размер торговых предприятий в начале 2000-х гг. составил порядка 86 кв. м. Подобная тенденция свидетельствовала о том, что типы и форматы предприятий розничной торговли потребительской кооперации практически не претерпевали существенного изменения, а их сокращение происходило в результате фактического прекращения их деятельности.
Этот период характеризовался низким уровнем специализации магазинов (около 5%). При этом подавляющее большинство предприятий розничной торговли магазинов потребительской кооперации (примерно 70%) было представлено магазинами товаров повседневного спроса (ТПС), основную долю которых составляли продовольственные товары.
Сложившаяся в этот период система организации деятельности торговых предприятий потребительской кооперации не позволяла обеспечивать необходимого качества обслуживания потребителей, причинами чего служили незначительный ассортимент предлагаемых продуктов, неподходящие условия их хранения, а также низкий санитарногигиенический уровень, регулярно возникающие проблемы применения в деятельности магазинов кассовых аппаратов, низкая культура обслуживания покупателей, отсутствие дополнительных услуг и т.п.
Подобная ситуация явилась прямым следствием рыночной трансформации отношений собственности в Российской Федерации после 1991 г. За это время система потребительской кооперации потеряла заметную часть основных фондов, сократила до минимума объемы капитального строительства, а, главное, существенно изменило место и роль системы потребительской кооперации в рыночной экономике.
В 1996 г. доля торговых предприятий системы потребительской кооперации составила 5%, в то время как доля предприятий торговли других форм собственности увеличилась и составила 46%. Доля товарооборота потребкооперации в России сократилась с 22,2% в 1990 г. до 5% в 1996 г.
Изменения форм собственности в направлении роста частной собственности привели к серьезным структурным изменениям ее деятельности. Так, объемы производства продуктов питания в системе потребительской кооперации сократились на 45%, а непродовольственных товаров в три раза.
За период рыночных преобразований в системе потребкооперации мелкие торговые точки сократились примерно на 42%, а созданные на их основе акционерные и частные предприятия торговли превратились в конкурентов за потребителя.
Третий период (2006 г. - наст.время)характеризовался процессом реформированияв системе потребительской кооперации в эти годы. Суть этих реформ была нацелена на создание близкого к потребностям населения ассортимента предлагаемых товаров в соответствии с интересами различных социальных страт сельского населения и повышение эффективности использования имеющегося потенциала предприятий торговли.
Стратегией достижения поставленной цели явилось развитие деятельности торговых предприятий посредством совершенствования мелкорозничной сети магазинов потребкооперации (рациональная их дифференциация, удобство их территориального размещения для сельского населения, внедрение новых, нетрадиционных для сельской местности форм торговли, гибкость режима работы магазинов и т.д.).
Вместе с тем, для третьего периода характерен поиск принципиально новых форм развития предприятий торговли потребительской кооперации и, в частности, таких форм, как:
- реализация товаров и услуг за пределами магазинов (сетевой маркетинг) через торговых агентов в организациях, на улице, втранспорте, на
дому, что должно было позволить существенно сократить торговые издержки;
- использование Интернет-технологий, других информационных технологий для продвижения товаров потребительской кооперации на рынки; (электронная коммерция, телемаркет, знакомство покупателей с ассортиментом продукции и приобретение товаров через информационные сети, доставка продукции из магазина и напрямую из оптовых баз и т.п.);
- реконструкция и техническое переоснащение магазинов системы потребительской кооперации в соответствии с современными требованиями розничной торговли, расширение заготовительных пунктов, оказание различных услуг населению;
- развитие предприятий торговли потребительской кооперации на принципах сетевой организации (создание так называемых территориальных систем, объединяющих, как предприятия в городе, так и на селе).
Усиление розничных торговых сетей потребительской кооперации должно стать главной тенденцией на современном этапе.
Сетевая концепция развития торговых предприятий потребительской кооперации призвана обеспечить увеличение их доли на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами во всех регионах страны.
Вместе с тем, как показывает отечественный зарубежный опты сетевое развитие предприятий торговли имеет, как свои положительные, так и отрицательные эффекты.
Позитив состоит в том, что предприятия торговли в торговых сетях, использующие логистический подход к товародвижению, вынуждают поставщиков вводить адекватные логистические схемы, что подразумевает высокое качество продукции, стабильность объемов и сроков поставок, использование современных информационных систем, применение современной упаковки, форм поставки и др. Положительным фактором можно считать и то, что торговые сети жестко контролируют договорную дисциплину поставщиков.
Негативные последствия развития сетевой торговли в системе потребительской кооперации, использующих логистический подход, состоят в том, что «сетевой ритейл достигает уникального положения, где для покупателя у него монополия (диктат продавца), а для поставщиков монопсония (диктат покупателя)».
Развитие новых форм организации торговли потребительской кооперации требует существенного совершенствования инструментов организации коммерческой деятельности.
В условиях рыночной экономики коммерческая деятельность потребительской кооперации должна быть основана, прежде всего, на принципах маркетингового подхода, в соответствии с которыми производимые и реализуемые продукты и услуги должны одновременно рассматриваться как результат поиска баланса рыночных интересов между потребительским спросом на производимую кооперативами продукцию и услуги и социально ориентированными задачами деятельности организации потребительской кооперации.
Таким образом коммерческая деятельность в потребительской кооперации должна осуществляться, с одной стороны, в соответствии с требованиями потребительского рынка, с другой, потребностями и интересами членов-пайщиков потребительских кооперативов в соответствии с их уставными целями.
Принцип маркетингового подхода в коммерческой деятельности потребительских кооперативов становится основным принципом осуществления всей его деятельности. Объективная необходимость постановки данного принципа во главу угла деятельности всей системы потребительской кооперации предопределяется следующими обстоятельствами.
Во-первых, в условиях рыночной стихии значительно увеличивается степень коммерческого риска деятельности потребительской кооперации, поскольку производимые невысокого качества, либо морально устаревшие
товары существенно сокращают вероятность их реализации на рынке, значительно увеличивают товарные потери и издержки обращения.
Во-вторых, рыночная ориентация производства и реализации продукции потребительской кооперации предполагает, прежде всего, изучение сложившейся на рынке ситуации и реального спроса на нем. Таким образом все решения по коммерческой деятельности потребительской кооперации должны быть экономически обоснованы по объемам производства, срокам закупок и поставок продукции и предоставляемых услуг. В основе подобных обоснований должна лежать достоверная информация о покупательских интересах и потребностях, о состоянии товарного рынка в целом.
Ориентация деятельности потребительской кооперации на принципы маркетинга требует создания на предприятиях торговли соответствующих маркетинговых служб, деятельность которых будет направлена на изучение потребителей и рынка (менеджеры с функциями маркетологов, отделы маркетинга).
Список использованной литературы
1. Бунеева Р.И. Соотношение и взаимосвязи экономического механизма организации потребительской кооперации с механизмом управления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика.- 2011.-№5.-С.63-72
2. Вербилёв С.А. Комплексный анализ эффективности торговой деятельности предприятий потребительской кооперации: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12 : Белгород, 2002, 226 с. РГБ ОД, 61:03-8/915-6
3. Вильямский В.С., Кондратьев Л.В. Основы организации деятельности потребительской кооперации России.// В.С. Вильямский, Л.В. Кондратьев: -Учебное пособие 2008 г.
4. Гореева Н.М.. Методика оценки эффективности управления
кредитными потребительскими кооперативами в регионе
(http://www.creditooop.m/index.php?optюn=com content&task=view&id=890)
5. Коробейникова Е. В. Экономические проблемы регионов и отраслевых
комплексов// Проблемы современной экономики, N 4 (32), 2009
(http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2915)
6. Объедкина Е.В. Экономическая эффективность деятельности
предприятий потребительской кооперации: На примере АПК Республики
Мордовия: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05. -
Саранск, 2001. - 222 с.: ил. РГБ ОД
7. Столярова А.Н. Кооперативный сектор в структуре национальной экономики// Нац. интересы: приоритеты и безопасность.- 2010.-№3.- С.24-30
8. Сухова Л. Ф., Любенкова Е. П. Система экономических показателей оценки социальной миссии потребительской кооперации./ Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика».- 2005.- №1. -С.102.
The list of the used literature
1. Buneeva R. I. Ratio and interrelations of the economic mechanism of the organization of consumer cooperation with the management mechanism//Vestn. Mosk.un-that. It is gray. 6. Economy. - 2011.-№5. - Page 63-72
2. Verbilyov S. A. Complex analysis of efficiency of trading activity of the enterprises of consumer cooperation: Dis.... edging. экон. sciences: 08.00.12: Belgorod, 2002, 226 c. RGB ODES, 61:03-8/915-6
3. Vilyamsky Century of Page, Kondratyev L.V. Bases of the organization of activity of consumer cooperation of Rossii.//Century of Page Vilyamsky, L.V.Kondratyev: - Manual of 2008.
4. Goreeva N. M. A technique of an assessment of management efficiency credit
consumer cooperatives in the region
(http://www.creditcoop.ru/index.php?option=com_content&task=view&i d=890)
5. Korobeynikova E. V. Economic problems of regions and branch complexes//Problems of modern economy, N 4 (32), 2009 (http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2915)
6. Objedkina E.V. Economic efficiency of activity of the enterprises of consumer cooperation: On an example of agrarian and industrial complex of the Republic of Mordovia: dissertation... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05. - Saransk, 2001. - 222 pages: silt. RGB ODES
7. Stolyarova A.N. Cooperative sector in structure of national economy//National. interests: priorities and safety. - 2010.-№3. - Page 24-30
8. Sukhova L. F., Lyubenkova E. P. System of economic indicators of an assessment of social mission consumer kooperatsii./Collection of scientific works of SEVKAVGTU. Economy series.-2005. - No. 1. - Page 102.