Научная статья на тему 'Потребительская кооперация как факторгуманизации социально-экономических отношений на этапе становления постиндустриального общества'

Потребительская кооперация как факторгуманизации социально-экономических отношений на этапе становления постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савина Маргарита Витальевна, Губин Вячеслав Вячеславович

Гуманизация экономических отношений призвана отражать и учитывать специфические связи между обществом, бизнесом, человеком и его жизненной средой с целью не только сохранения, но и совершенствования жизни, образа и среды обитания человека как природного, так и общественного существа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительская кооперация как факторгуманизации социально-экономических отношений на этапе становления постиндустриального общества»

Потребительская кооперация как факторгуманизации социальноэкономических отношений на этапе становления постиндустриального

общества

Consumer cooperation as a factor of a humanization of the social and economic relations at a stage of formation of post-industrial obshchestvarossiysky university of cooperation

Савина Маргарита Витальевна, д.э.н. проф. кафедры политической экономии и международных экономических отношений Российского государственного социального университета,

e-mail: marg.savina@yandex.ru; Г убин Вячеслав Вячеславович,

аспирант

Российского университета кооперации

e-mail: SL007@bk.ru

Savina Margarita Vitalyevna, prof. of chair political economy and international economic relations Russian state social university; GubinVyacheslavVyacheslavovich,

graduate student Russian university of cooperation

Гуманизация экономических отношений призвана отражать и учитывать специфические связи между обществом, бизнесом, человеком и его жизненной средой с целью не только сохранения, но и совершенствования жизни, образа и среды обитания человека как природного, так и общественного существа.

Ключевые слова: потребительская кооперация, гуманизация,

постиндустриальное общество

The humanization of the economic relations is urged to reflect and consider specific communications between society, business, the person and his vital environment with the purpose not only preservations, but also improvement of life, an image and habitat of the person both natural, and a public being.

Keywords: consumer cooperation, humanization, post-industrial society

На этапе становления постиндустриального общества все большее значение приобретают вопросы социализации и гуманизации общественного производства, определения места и роли различных форм собственности в обеспечении данных процессов.

Гуманизация экономики - процесс создания гармонии развития и проявления способностей человека, утверждение его блага как критерия оценки общественных отношений в обществе на основе оптимизации развития и использования производительных сил общества и окружающей среды социума. Гуманизация экономики направлена прежде всего на расширение сферы свободы человека за счет создания более гуманных отношений, как к природе, так и к другим субъектам, на ликвидацию причин деградации, защиту и совершенствование среды обитания человека.

Гуманизация экономических отношений призвана отражать и учитывать специфические связи между обществом, бизнесом, человеком и его жизненной средой в контексте глобальных проблем с целью не только сохранения, но и совершенствования жизни, образа и среды обитания человека как природного, так и общественного существа. [3]

Человек, его интересы, условия и факторы, обеспечивающие его жизнедеятельность, должны стать первичными во всех сферах человеческой жизни. Именно человек, нацеленный на реализацию своих лучших черт, формирует гуманистическую экономику. Возможности гуманизации экономики и общественной жизни в целом, бесконечны, многообразны, а дегуманизация имеет предел, безо всякого преувеличения ведущий к деградации, и в конечном итоге, гибели человечества.

Современная экономика породила множество явлений, с которыми человек должен справиться, ибо они, безусловно, отрицательно влияют на формирование его положительных черт: нерациональность потребления, несправедливое распределение доходов, купля-продажа всего и вся, как

форма отношений между людьми, милитаризация и криминализация экономики и др.

В постиндустриальном обществе материальные потребности большинства людей достаточно полно удовлетворяются за счет сравнительно непродолжительного рабочего времени. Наука и знания становятся непосредственной производительной силой, что приводит к существенному повышению уровня образования и широкому распространению интеллектуальной деятельности в обществе. Радикально изменяется и сущность потребления. Акценты в этой сфере стали смещаться на нематериальные блага.

В современной России есть огромное количество трудящихся, выполняющих свои обязанности за нищенское вознаграждение: работники бюджетной сферы, сельскохозяйственные рабочие и многие другие специалисты, которые по сравнению с оплатой подобного труда в развитых странах, получают крохи.

В гуманизированной экономике объектами найма должны быть не люди, а средства производства. Только в этом случае труд станет по-настоящему свободным. Прежде всего человек должен осознать свое истинное назначение, а также истинную ценность тех благ, которые действительно приносят пользу. Избавиться от жизненных злоключений и мотивировать человека к самосовершенствованию и самореализации поможет создание условий для его свободного развития.

Гуманизация отношений в экономике и укрепление нравственных ценностей должны стать опорной частью в разработке государственной политики.

К предпосылкам гуманизации экономики относятся: созидательный потенциал человека, его творческая деятельность, результаты которой освободят человечество от вековых страданий, приносимых трудностями жизни — тяжестью труда, нуждой, сложностями преодоления препятствий, противоречиями межчеловеческих отношений.

Только такая перспектива развития поможет консолидировать общество и даст человеку с достоинством выйти из паутины бессмысленного потребления, которое формирует антигуманные тенденции в экономике: наращивание излишней дифференциации товаров и услуг, разжигание потребительских страстей, дополнительные затраты, в конечном счете, не дающие реального социального эффекта.

В российском обществе господствуют индивидуалистические настроения и меркантильные отношения между людьми, в которых определяющим является материальное потребление. Потребительские мотивы культивируются настойчивой и оглупляющей рекламой вкупе с навязыванием праздного поведения как эталона, ведущего отчасти к поиску возможностей легких доходов, отчасти утрате всякой социальной ответственности. Услуги и товары, несущие в себе искаженное нравственное содержание и отрицательные экстерналии, противоречащие позитивным интересам общества, - уже не личное и свободное право частных производителей, а предмет скрупулезного общественного и государственного регулирования. Оздоровлению этики экономических отношений должна быть оказана информационная, финансовая и, главное, законодательная поддержка.

То же можно сказать и о создании квазиэкономических отношений, возникающих в ненаблюдаемой экономике, но часто имеющих место в экономике реальной. Это возможно там, где нарушаются законы, а также права граждан на защиту гуманитарных интересов. Где возможна деятельность, не связанная с созданием реальных экономических благ, а лишь перераспределяющая созданные блага, которая паразитирует на здоровом теле экономики и создает квазиэкономику, экономику хищений, махинаций, несоблюдений договоров. Доля такой квазиэкономики зависит от ценностной шкалы людей. В нашей экономике доля ее велика, что выражается в пренебрежении народными интересами, негуманности социально-экономических отношений, эксплуатации человека, варварском

использовании природных ресурсов и, самое важное, невозможность перевода экономики на инновационный путь. [5]

Российское общество на сегодняшний день архаично мыслит и живет. Традиционное мышление и привычка оглядываться назад, а не смотреть в будущее, рассчитывать на патерналистскую заботу государства, нежелание брать на себя ответственность за собственную судьбу, недоверие в обществе на всех уровнях, между всеми экономическими субъектами. При этом отношение к работе, в основном, как к необходимости выживания, а не возможности самовыражения и проявления собственной неординарности. Вместо благородного предпринимательского риска - случайные спекуляции, недостаточное внимание к инновациям и конкуренции. Такому безынициативному отношению к жизни способствует роль элит, деспотично и тщательно охраняющих свою власть и использующих ее для извлечения личной пользы.

В настоящее время существуют реальные объективные предпосылки для запуска процессов гуманизации экономики.

Чтобы восстановить взаимное доверие граждан и государства, бизнеса и государства, бизнеса и граждан нужно дать возможность поверить каждому из субъектов экономики в собственные силы, создать условия для взаимного уважения и доверия. Сделать это можно только в обществе, где взаимный интерес субъектов достигается при реализации общественных потребностей и повышения качественных характеристик общества.

Качественные характеристики жизни общества, гуманитарные характеристики (уровень образования, качество услуг здравоохранения, индекс человеческого развития, удовлетворенность жизнью и т.д.), которые, конечно, вытекают из характеристик уровня жизни - материальных характеристик, никто и никогда не подсчитывал. Но, все же, повышение качественных жизненных характеристик в постиндустриальном обществе является определяющим, поэтому необходимо разработать критерии экономической эффективности качества жизни. Такие критерии должны

стать ориентиром для развития и гуманизации новой постиндустриальной креативной экономики.

Решая проблемы гуманизации экономики, нельзя не отметить важный вопрос повышения производительности труда. Стало общим местом для экономистов и политиков сравнивать низкую производительность труда российских работников с производительностью труда работников в развитых странах в ответ на претензии на высокую зарплату. Но, как говорил академик Львов, мы плохо работаем потому, что нам мало платят. Повысить производительность труда поможет мотивация. Поскольку мы живем в материальном мире, самой мощной является материальная мотивация. Но креативная часть общества, которая функционирует в гуманных условиях, не нуждается в мотивации со стороны. Стимулом для производительного труда является возможность реализовать свой потенциал и повысить тем самым потенциал всего общества.

Существенную роль для повышения производительности играет и кооперация. Мобилизация сил и возможностей для всеобщего блага всегда создавала особую мотивационную активность. И хотя исследования последних лет показывают склонность скорее к индивидуализму, нежели к коллегиальности в нашем обществе, воссоздание доверия, консолидация усилий всех субъектов поможет повысить эффективность и производительность труда.

Перед нашим обществом стоят очень большие задачи. Это прежде всего выход из кризиса, создание инновационной экономики и много других, которые решить можно только общими усилиями. Г осударство должно взять на себя масштабные задачи, где требуются огромные инвестиции, например, проблемы инфраструктуры, частный бизнес, в том числе малый и средний, направит усилия на выполнение менее масштабных задач, минимизируя издержки и максимизируя прибыль. В условиях доверия и системности можно работать конструктивно и эффективно.

Такие условия, доверия и согласия, нужны и для вовлечения общества в политический процесс. В условиях политической пассивности, невозможно достичь доверия между обществом, бизнесом и государством. Тотальное недоверие субъектов друг к другу не решат проблему социальной несправедливости и огромного неравенства. Создавать инновационную экономику, выходить из кризиса и решать еще множество других проблем, стоящих перед нашим обществом, можно только в условиях доверия, свободы, уважения и прозрачности.

Особую роль в среде экономики, основанной на знаниях, играет государство, которое в большой степени организует спрос на знания, а также поддерживает некоторые отрасли, например, сельское товаропроизводство, которое, в свою очередь, использует формы кооперации, сетей и т.д. Помимо прочих отличий от традиционных форм ведения хозяйства это меняет и экономическое содержание собственности.[4]

Вообще говоря, традиционные отношения собственности мешают усвоению культурных ценностей, общественных благ, составляющих суть экономики знаний. Нельзя же, в самом деле, переносить традиционные отношения собственности на общественные блага, такие как знания, культура и др. Сейчас мы, к сожалению, пренебрегаем общественным благом, под которым мы понимаем не столько товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах, сколько важные, нужные для общества вещи и явления. Применительно к экономике знаний - культурные, интеллектуальные, инновационные и иные ценности. Более того, огромное количество людей занимаются прямо противоположной понятию «общественное благо» деятельностью. Возможно, разразившийся кризис - результат этого. Огромные ресурсы обращаются в отраслях, где спекулятивные операции приумножают лишь фиктивный капитал или подстегивают паразитическое потребление (производство дорогих косметических средств, увеличивающиеся военные расходы, реклама

продукции с избыточными свойствами, не использующимися в реальном потреблении и т.д.).

Переход к рыночным отношениям, осуществляемый в Российской Федерации после 1991 г., привел к существенной трансформации системы отношений собственности, которая не только не создавала благоприятных объективных предпосылок для гуманизации экономической жизни, а, наоборот, а в значительно мере сдерживала ее развитие и приводила к деформированию, деградации и дегуманизации социально-экономических отношений.

Реформирование отношений собственности в переходный к рынку период исходило из концепции необходимости совершенствования отношений собственности, передачи средств производства в руки хозяина, формирования наряду с государственным других укладов, которые бы позволили повысить заинтересованность в результате деятельности, как предприятий, так и экономики в целом.

Предложенная концепция реформирования отношений собственности основывалась на безоговорочном преимуществе частной собственности на средства производства по сравнению с другими ее видами. При этом предполагалось, что частная собственность на основе приватизации государственной собственности решит две принципиально главных проблемы: существенно пополнить бюджет государства денежными средствами в результате продажи государственных предприятий частникам и передать предприятия частным собственникам как наиболее эффективным.

В итоге, проведенная приватизация, неся массу негативных моментов, не привела к положительному воздействию на развитие и гуманизацию экономики.

Стратегическим направлением выхода из сложившегося кризиса и осуществления поступательного движения общества по пути прогресса - это гуманизация общественного производства. При этом такой прогресс должен создать все необходимые условия для личностного роста и снятия барьеров

для свободного и добровольного объединения и кооперации между субъектами в процессе общественного производства.

Решение этой проблемы во многом зависит от того, насколько сложившиеся в обществе формы собственности способны адекватно перестроить свою деятельность в направлении гуманизации социальноэкономического развития.

В настоящее время в нашей стране получают дальнейшее развитие коммерческие и некоммерческие организации. Среди некоммерческих организаций важное место принадлежит организациям потребительской кооперации, представляющих собой сообщества людей, объединившихся в целях удовлетворения своих потребностей и защиты специфических интересов.

В широком смысле кооперация представляет собой вид деятельности в целях достижения экономических, социальных, технических, технологических результатов на основе объединения ресурсов и усилий, которые невозможно достичь без подобного объединения.

В первом десятилетии XXI в. потребительская кооперация в России обслуживала более 10 миллионов своих членов-пайщиков и более 30 миллионов сельских жителей различных регионов России. Система потребительской кооперации насчитывала порядка трех тысяч двухсот потребительских кооперативов, объединенных в 74 республиканских, краевых и областных потребсоюзов. В системе потребительской кооперации насчитывалось около восьми тысяч пунктов по приему и переработке молока; более одной тысячи аптечных пунктов, киосков, аптек, в том числе ветеринарных; двадцати тысяч различных предприятий, цехов и пунктов по оказанию бытовых услуг населению и других организаций.

На предприятиях и в организациях потребительской кооперации в последние годы на сезонные работы с неполным рабочим днем привлекалось порядка ста сорока тысяч человек.

Потребительская кооперация в современных условиях становится одним из решающих факторов гуманизации экономики страны на этапе становления постиндустриального общества, поскольку исторически система потребительской кооперации во все времена основывалась на принципах, отражающих основные различные аспекты гуманистического развития общества.

Сегодня такими принципами являются, прежде всего принципыдемократии и социальной справедливости, добровольного и открытого членства в кооперативах; права участия членов в управлении; демократичности и равноправия в принятии управленческих решений (один человек - один голос); равенства прав руководителей-пайщиков и рядовых пайщиков; подотчетности руководителей и взаимного доверия; информированности пайщиков (каждый пайщик имеет право на получение информации о деятельности кооператива) и экономического участия членов кооперативов; преимущественного права пайщиков при приеме на работу; личной мотивации членов; права на автономию и независимость и др.[8]

О гуманистичности тенденций развития потребительской кооперации свидетельствует основные направления и приоритеты ее деятельности:

- борьба с низким уровнем жизни населения через решение проблемы его занятости в системе потребительских кооперативов на основе расширения масштабов ее деятельности;

- развитие надомного труда, возрождение народных промыслов и национальных ремесел;

- развитие кооперативного среднего и высшего профессионального образовании;

- активизация потребительского спроса населения и его привлечение в магазины потребкооперации на основе расширения предоставляемых населению дополнительных услуг, осуществления кооперативных выплат, предоставления скидок на реализуемую продукцию и т.п.;

- строительство и обслуживание школ, больниц, детских садов и детских домов, других учреждений социальной сферы, содержание плановоубыточных магазинов, реализующих хлеб собственной выпечки по цене ниже себестоимости и др.

Таким образом очевидно, что именно кооперативные принципы в наиболее полной мере соответствуют объективным запросам, потребностям и тенденциям развития процесса гуманизации экономики в современном обществе, а потребительская кооперация поистине является лидером и локомотивом развития данного процесса.

Список использованной литературы

1. Бунеева Р.И. Соотношение и взаимосвязи экономического механизма организации потребительской кооперации с механизмом управления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика.- 2011.-№5.-С.63-72

2. Вильямский В.С., Кондратьев Л.В. Основы организации деятельности потребительской кооперации России.// В.С. Вильямский, Л.В. Кондратьев: - Учебное пособие 2008 г.

3. Савина М.В. Ведущий производительный класс новационной экономики в условиях постиндустриальной трансформации. Монография.- М.: ООО «Форгрейфер», 2009.

4. Савина М.В. Гуманизация экономических отношений и моральная экономика - доминирующие тенденции постиндустриальной экономики (статья)/ Стратегия развития кооперации в России: Материалы международной научно-практической конференции в рамках ежегодных Чаяновских чтений, навстречу столетию Российского университета кооперации.- М.: Российский университет кооперации, 2009.- 500 с.

5. Савина М.В. Теория и методология формирования и развития ведущих производительных классов общества (политэкономический аспект): Монография.- М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.- 267 с.

6. Столярова А.Н. Кооперативный сектор в структуре национальной экономики// Нац. интересы: приоритеты и безопасность.- 2010.-№3.-С.24-30

7. Сухова Л. Ф., Любенкова Е. П. Система экономических показателей оценки социальной миссии потребительской кооперации./ Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика».- 2005.- №1. -С.102.

8. http:// otherreferats. allbest.ru/ economy/00092778_0.html

The list of the used literature

1. Buneeva R. I. Ratio and interrelations of the economic mechanism of the organization of consumer cooperation with the management mechanism//Vestn. Mosk.un-that. It is gray. 6. Economy. - 2011.-№5. - Page 63-72

2. Vilyamsky Century of Page, Kondratyev L.V. Bases of the organization of activity of consumer cooperation of Rossii.//Century of Page Vilyamsky, L.V.Kondratyev: - Manual of 2008.

3. Savina M. V. A leading productive class of innovative economy in the conditions of post-industrial transformation.Monograph. - M: JSC Forgreyfer, 2009.

4. Savina M. V. A humanization of the economic relations and moral economy -dominating tendencies of post-industrial economy (article) / Strategy of development of cooperation in Russia: Materials of the international scientific and practical conference within annual Chayanovsky readings, towards to century of the Russian university of cooperation. - M: Russian university of cooperation, 2009. - 500 pages.

5. Savina M. V. Theory and methodology of formation and development of leading productive classes of society (political economic aspect): Monograph. - M: Publishing and trading corporation «Dashkov and To», 2009. - 267 pages.

6. Stolyarova A.N. Cooperative sector in structure of national economy//National. interests: priorities and safety. - 2010.-№3. - Page 24-30

7. Sukhova L. F., Lyubenkova E. P. System of economic indicators of an assessment of social mission consumer kooperatsii./Collection of scientific works

8. http:// otherreferats. allbest.ru/ economy/00092778_0.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.