Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 3. С. 96-105.
УДК 343.97
Б01 10.24147/1990-5173.2023.20(3).96-105
ТРАНСФОРМАЦИЯ КИБЕРПРЕСТУПНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Е. В. Никульченкова
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что трансформация преступности в киберпро-странство, характеризующаяся высокой латентностью, проблемами раскрываемости и расследования, представляется серьёзной угрозой современному обществу. Существующая система предупредительных мер и мер уголовно-правового воздействия в России не способна в полной мере противодействовать киберпре-ступности, что обосновывает актуальность и необходимость проведения научных исследований в этой области с целью криминологического и уголовно-правового предупреждения киберпреступности. Цель. Цель статьи состоит в изучении состояния киберпреступности в России, выявлении основных угроз этого вида преступности и разработке мер по её предупреждению. Методология. Методологической базой исследования послужили общефилософский диалектический метод научного познания, сравнительный анализ, систематизация. Результаты. Проанализированная автором криминологическая и уголовно-правовая информация о трансформации киберпреступности и угрозах, которые она несёт современному обществу, диктуют необходимость разработки комплексного криминологического обеспечения мер предупреждения и проведения научных исследований её тенденций, закономерностей и детерминации. Существующие потенциальные ки-беругрозы представляются опасными для нормального развития современного общества. К появлению нового способа киберугрозы - использованию стилеров - большинство российских компаний оказалось не готово. Способы совершения киберпреступлений постоянно совершенствуются. Новейшие цифровые технологии распространяют своё действие в преступной среде, активно пропагандируют экстремистские и террористические лозунги, формируют деструктивную идеологию у молодёжи. Сложность выявления и расследования киберпреступлений обосновывается многими факторами, в том числе транснациональным характером, недостаточной подготовленностью правоохранительных органов, отсутствием системного взаимодействия всех служб, виктимологическими особенностями жертв киберпреступлений. Заключение. Сформулированы предложения, направленные на повышение эффективности взаимодействия различных правоохранительных органов и иных структур безопасности в предупреждении киберпреступности. Обоснована необходимость следующих мер: виктимологической профилактики для групп населения, находящихся в зоне риска; проведения криминологического мониторинга киберпреступлений; дополнения уголовно-правового законодательства необходимой терминологией; принятия Стратегии кибербезопасности в Российской Федерации.
Ключевые слова: киберпреступность; кибербезопасность; киберугрозы; цифровые технологии; информационная безопасность; трансформация киберпреступности; стилеры; транснациональный; предупреждение киберпреступлений.
1. Введение
Трансформация современного мира в цифровой сфере произошла настолько быстро, что общество во многом оказалось не готовым к таким изменениям. Одновременно с развитием виртуальных информационных цифровых технологий всё чаще стали возникать новые угрозы стабильности существования и развития государства. Наибольшую опасность представляют именно информационные угрозы, так как они не имеют границ и вышли за рамки трансграничного оборота, угрожая международной безопасности и
стратегической стабильности государств. Россия не явилась исключением. Указанное обосновывает актуальность проведения исследования и выработки предложений по предупреждению киберпреступлений.
Целью исследования является изучение состояния киберпреступности в России, выявление её основных угроз и разработка мер предупредительного воздействия.
2. Методология
Методологической базой исследования послужили общефилософский диалектический метод научного познания, позволяющий
получить объективную информацию о процессах и явлениях материального мира, связанных с киберпреступностью; сравнительный анализ, с помощью которого выявлены актуальность и проблематика современных угроз киберпреступности; систематизация, позволившая сформулировать выводы и предложения по предупреждению киберпреступности с учётом современных тенденций.
3. Криминологическая характеристика современной киберпреступности в России
Цифровая трансформация является главным трендом в государственной и корпоративной деятельности. Она меняет способ ведения бизнеса и государственного управления. Сейчас существует больше потенциальных киберугроз, чем когда-либо прежде, а атаки становятся всё более инновационными. Защита от этих угроз требует как постоянно интегрируемого и автоматизируемого подхода к кибербезопасности, так и адаптации законодательства к таким угрозам [1, с. 145].
Стремительный рост преступлений с использованием информационных и телекоммуникационных технологий подтверждается данными официальной статистики. Согласно отчёту МВД РФ о состоянии преступности в России за 2022 г., каждое четвёртое преступление совершено с использованием информационных технологий. За указанный период в России было зарегистрировано 522,1 тыс. преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (+ 0,8 % за аналогичный период прошлого года). В общем числе зарегистрированных преступлений их удельный вес увеличился с 25,8 до 26,5 %. Причём раскрыто было всего 26,6 % указанных преступлений, что указывает на неспособность правоохранительных органов противостоять новым вызовам киберпреступности.
Общее количество кибератак на организации в России за 2022 г. увеличилось на 20,8 %, по сравнению с 2021 г. Отмечены массовые утечки персональных данных пользователей с использованием компрометирующей информации о них. Большинство кибе-ратак произошло на государственные учреждения, причём через второй фактор аутентификации более чем в 2 раза, по сравнению с 2021 г. В кибератаках на частных пользователей преступники использовали социальные
сети и мессенджеры. Кибератаки, направленные на веб-ресурсы организаций, увеличились на 56 %. Эти тенденции продолжатся в 2023 г. От массовых утечек данных в 2022 г. пострадали такие известные компании и сервисы, как Гемотест, СДЭК, Яндекс Еда, Delivery Club, DNS. Чаще всего злоумышленники похищали конфиденциальную информацию в медучреждениях (удалось украсть данные в 82 % инцидентов), в организациях, занимающихся научными исследованиями или оказывающих образовательные услуги (67 %), а также в ритейле (65 %) .
Российский провайдер сервисов и технологий кибербезопасности Ростелеком-Солар опубликовал отчёт о кибератаках на российские компании в 2022 г. Аналитики отметили, что специальная военная операция существенно повлияла на распространённость ки-беругроз, а интенсивность кибератак возросла. Хакерским атакам подверглись все российские компании независимо от вида их деятельности. Задачей хакерских атак являлось создание массовой паники населения3.
В 2023 г. появился новый способ кибе-ругроз, который набирает обороты, - использование стилеров - вредоносных программ для хищения персональных данных и другой информации с компьютеров и смартфонов. Заражение стилером происходит через инфицированный файл, загруженный на компьютер пользователем. В результате использования такого файла киберпреступники получают доступ к логинам, паролям, системным файлам, мессенджерам, криптокошелькам пользователей. От использования стилеров пострадали 75 российских компаний, среди которых интернет-сервисы доставки, транспортные, медицинские, строительные компании. Большинство российских компаний оказались не готовы к новым киберугрозам, так как не имели технологий сканирования даркнета4.
Зарубежные исследователи дают пессимистичные прогнозы в части противодействия киберпреступности. Они отмечают всплеск в 2022 г. на российском рынке активности киберпреступлений, связанных с похищением персональных данных и созданием новых вариантов киберпрограмм, способных похищать информацию с сайтов. Продажа новых штаммов вредоносных киберпрограмм в сочетании с доступностью усовершенствован-
ных программ для кражи информации и их исходного кода приведёт к увеличению активности таких продаж на публичных торговых площадках и частным образом [2].
Развитие цифровых виртуальных информационных технологий идёт наравне с активной деятельностью преступников. Однако проблема заключается не только в увеличении числа киберпреступлений, но и в повсеместном распространении таких преступлений во всех сферах. Новейшие цифровые технологии используются в кибер-пространстве для наркотрафика, пропаганды деструктивной идеологии экстремизма и терроризма, разжигания национальной ненависти, при совершении различного рода мошеннических действий, незаконных финансовых операций и других преступлений.
Информация в цифровом государстве становится основным ресурсом, источником власти. Под воздействием цифровой трансформации конституционно-правовые основы становятся не только инструментом, обеспечивающим гарантии социального бытия, но и объектом цифровизации, в результате чего они претерпевают изменение формы, содержания и системы своей реализации [3, с. 28-29].
Сегодня существует больше потенциальных киберугроз, чем когда-либо прежде, а кибератаки становятся всё более инновационными. Защита от таких угроз требует как постоянно интегрируемого и автоматизируемого подхода к кибербезопасности, так и адаптации законодательства к таким угрозам. Подготовка нормативных правовых актов, регулирующих вопросы цифровизации в определённой сфере (медицина, персональные данные, экономика, логистика, жилищно-коммунальные услуги и др.), должна сопровождаться оценкой возможных рисков с целью безотлагательной разработки (корректировки) уголовно-правовых норм, охраняющих соответствующие общественные отношения [1, с. 146-147].
Следует согласиться с мнением о том, что причины высокотехнологичных преступлений заключаются не в высоких технологиях, а в слабостях государства, которое не в состоянии обеспечить адекватное правовое регулирование и подготовку специалистов,
способных эффективно противостоять высокотехнологичной преступности [4, с. 78].
Возникает необходимость непрерывной подготовки профессиональных кадров в правоохранительных органах, обладающих достаточными компетенциями в области информационных технологий [5, с. 175].
4. Проблемы киберпреступности и перспективы кибербезопасности
Современная киберпреступность неуязвима и способна быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Разработка нового антивируса занимает значительное время и прежде, чем будет обнаружен сам вирус, невозможна. Поэтому такая преступность в большей степени носит латентный характер и отличается низкой раскрываемостью.
Нераскрытая преступность имеет специфическую юридическую, статистическую и информационную природу и выступает общественно опасным, криминогенным явлением, выражающимся в кумулятивной статистической совокупности нераскрытых преступлений. Общественная опасность нераскрытой преступности государством не оценивается и скрыта от общества [6, с. 21].
Киберпреступления зачастую выходят за пределы одного государства и носят трансграничный характер. Для киберпреступни-ков, действующих в глобальном масштабе, не существует границ между государствами [7, с. 135].
Киберпреступления способствуют расширению транснациональной преступности. События, произошедшие в Грузии, Ираке, Иране, Ливии, Сирии, Турции, Украине и других странах, показали эффективность использования информационных технологий для организации массовых беспорядков, агитационного воздействия на сознание людей, что в ряде случаев обеспечило переворот и захват власти радикальными силами [8, с. 106].
Международное сообщество также обеспокоено наращиванием преступной деятельности в киберпространстве. В Окинавской хартии глобального информационного общества звучит обращение к взаимодействию государств в глобальном информационном пространстве, которое должно сопровождаться согласованными действиями по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства5.
Национальное благополучие во многом сейчас зависит от безопасной и устойчивой критической инфраструктуры (системы и сети, лежащие в основе организации общества). Причинение критической информационной инфраструктуре ущерба может привести к разрушающим и необратимым последствиям для их защищённости, а исходя из того, что критическая информационная инфраструктура выступает связующим звеном между другими областями национальной инфраструктуры, это неизбежно приведет к негативным для них последствиям [9, с. 103].
Зарубежные исследователи прогнозируют рост киберпреступности и отмечают, что к 2025 г. её масштабы будут обходиться миру в 10,5 триллионов долларов в год. Если бы доходы от киберпреступности измерялись, то это была бы третья по величине экономика в мире после США и Китая [10, р. 3].
В криминологии и уголовном законодательстве России нет термина «киберпреступ-ление». Вместе с тем он используется во многих научных исследованиях и уже давно вошёл в понятный нам лексикон.
Учёными не раз высказывались предложения о необходимости доработки терминологии Уголовного кодекса РФ, в частности, включения в него понятия «киберпреступле-ние» [11, с. 104; 8, с. 111].
В основе термина «киберпреступность» лежит понятие киберпространства - информационного пространства или виртуальной реальности, создаваемой компьютером и сетью Интернет. Киберпреступность, соответственно, определяется экспертами как совокупность преступлений, совершаемых в ки-берпространстве (информационном пространстве) с помощью или посредством компьютерных систем или компьютерных сетей, а также иных средств доступа к киберпро-странству, в рамках компьютерных систем или сетей и против компьютерных систем, компьютерных сетей и компьютерных данных [12, с. 36].
Согласно общепринятым международным взглядам, киберпреступлением признаётся действие, нарушающее закон, совершаемое с использованием информационно-коммуникационных технологий и либо нацеленное на веб-сайты, сети, системы, данные и/или технологии, либо способствующее со-
вершению преступления. В то же время существующие на научном уровне недоработки терминов «преступления, совершаемые с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий», «компьютерная преступность», «киберпреступность» во многом обусловлены высокой динамичностью изучаемой сферы, однако на практике влекут проблемы правовой регламентации и предупреждения данного вида преступности [13].
Трудно не согласиться с мнением В. А. Номоконова и Т. Л. Тропиной о том, что понятие «киберпреступность» шире, чем «компьютерная преступность», и более точно отражает природу такого явления, как «преступность в информационном пространстве» [14, с. 47].
Заслуживает внимания и позиция В. В. Хилюты о том, что существующие тенденции развития общественных отношений указывают на то, что человечество смещает акценты с тотальной глобализации всех сфер общественной жизни на региональное развитие, защиту и безопасность государства в первую очередь. В этом смысле глобальная инструментализация уголовного права только начинается, однако она имеет уже совсем иные задачи. И эта кампания пройдёт в духе безопасности национальных интересов государства и его граждан, где речь будет идти о деглобализации права и его инструментов [15, с. 158].
Таким образом, киберпреступность можно охарактеризовать как криминальное антисоциальное явление, возникающее в результате применения информационных технологий, продуктов искусственного разума, IT-технологий для совершения преступлений. Спецификой киберпреступлений является использование цифровых технологий, интернет-ресурсов, компьютерной техники, мобильной связи; обладание специальными познаниями в области информационных технологий; высокая латентность, скрытый характер, во многом транснациональный масштаб совершения преступлений.
Киберпреступность, являясь частью преступности в целом, демонстрирует особые качественные характеристики: отсутствие места преступления, поскольку само преступление совершается в виртуальном пространстве, где возникают различные виды
общественных отношений, а его правовая природа остаётся не вполне определённой; целью преступлений становятся объекты виртуальной собственности, статус которых находится в процессе формирования; организационные и процессуальные сложности определяются высокой латентностью таких преступлений, трудностями их выявления, сложностями сбора доказательств [16, с. 112].
Выбор конкретного методологического инструментария профилактики преступности во многом определяется криминологическими характеристиками профилактируемого вида правонарушений. Киберпреступления, совершаемые с использованием виртуального пространства, новых современных цифровых технологий, являются относительно новым видом преступности, связанным с активным технологическим развитием мира. Профилактика киберпреступлений, на наш взгляд, должна осуществляться согласно общим принципам функционирования системы предупреждения и профилактики преступности в стране.
Предупреждение преступности представляет собой антикриминогенное воздействие на её причины и условия. Это так называемое общее предупреждение (профилактика), которое основано на идее совершенствования общественных отношений, устранении или по крайней мере ограничении действия криминогенных факторов [17, с. 223].
Профилактика преступности является частью противодействия преступности, реализуемой наряду с мерами принуждения по фактам совершаемых или совершённых преступлений. Так, Д. Л. Ильин, А. В. Огары-шев, В. В. Семёнов выделяют в противодействии преступности три этапа: выявление и профилактика возможных преступных проявлений либо совершённых преступлений; пресечение, расследование и раскрытие преступлений; минимизация последствий преступлений [18, с. 167].
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федера-ции»6 определяет профилактику правонарушений как совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий,
способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях их профилактики.
Суть же профилактических мер заключается в целенаправленной деятельности го -сударства и иных субъектов по обнаружению, изучению, фиксации и устранению причин преступности.
Обладать информацией о состоянии, тенденциях, закономерностях преступности, возможных вариантах развития криминальных ситуаций, адекватно реагировать на них с оптимальным использованием имеющегося превентивного ресурса есть не что иное, как криминологически обоснованный механизм предупреждения преступлений или криминологическое обеспечение предупредительной деятельности [19, с. 22].
В современной криминологической науке выделяется широкий круг форм и видов профилактики преступлений в зависимости от уровня, объёма, характера, территориального масштаба, содержания, субъектов и других признаков.
Такая система обеспечивает сбор, интеграцию и анализ криминологически обоснованной и значимой информации о закономерностях, состояниях, тенденциях и прогнозах развития криминологических ситуаций, выработку научных подходов к формированию предпосылок оптимизации, активизации и повышения эффективности профилактической работы, а также доступность этой информации для субъектов профилактики, осуществляющих текущую предупредительную работу. Систематическое обобщение информации в процессе криминологического обеспечения предупреждения преступности обеспечивает постоянный контроль (мониторинг) целенаправленности, обоснованности и эффективности профилактических мер.
Эффективность предупреждения кибер-преступлений является многофакторным процессом, в котором необходимо учитывать трансграничный характер киберпространства.
В Проекте Концепции стратегии кибер-безопасности в Российской Федерации , которая до сих пор не принята как официальный документ, обозначены основные угрозы и риски использования киберпространства: нанесение урона правам, интересам и жизнедеятельности личности, организации, госу-
дарственных органов; проведение кибератак против защищаемых информационных ресурсов со стороны киберпреступников и ки-бертеррористов; использование кибероружия в рамках специальных операций и кибер-войн, в том числе сопровождающих традиционные боевые действия.
Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание некоторыми зарубежными странами возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях.
Одновременно с этим усиливается деятельность организаций, осуществляющих техническую разведку в отношении российских государственных органов, научных организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Наращивается информационное воздействие на население России, в первую очередь на молодёжь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Информационная безопасность является частью кибербезопасности. Информационная среда во всём её многообразии является мощным источником воздействия на формирование взглядов, убеждений людей.
Исследователями выделяется ещё одно понятие, имеющее отношение к информационным ресурсам, которое предлагается использовать вместо компьютерной информации, - «цифровая информация», т. е. сведения, сообщения, данные, обращающиеся в информационно-телекоммуникационных устройствах, их системах и сетях [20, с. 34].
Безусловно, для борьбы с киберпре-ступностью одной системы мер юридической ответственности недостаточно. Необходимо использование системы мер организационно-технического свойства для защиты средств коммуникационных каналов, телекоммуникационных сетей, компьютерной техники от противоправных посягательств.
На необходимость эффективного противодействия угрозам киберпреступности в рамках международного сотрудничества с целью предотвращения злоупотребления цифровыми ресурсами в преступных и террористических целях указывает Тунисское
обязательство, принятое рядом государств на всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества .
Выявление киберпреступлений представляет сложность также из-за того, что нередко они образуют совокупность с иными деяниями и их не всегда удаётся правильно квалифицировать [21, с. 79].
Одной из причин неэффективности действий правоохранительных органов по предупреждению, расследованию и раскрытию киберпреступлений является отсутствие специализированного кадрового состава, а также низкая материально-техническая оснащённость [22, с. 23].
Полагаем, в нынешней системе обеспечения безопасности информационного пространства имеет место разобщённость осуществления функций оперативного реагирования на предотвращение киберпреступле-ний правоохранительных органов и технических служб, осуществляющих информационную поддержку.
Наше мнение подтверждается и другими исследователями. Например, Р. А. Дерюгин отмечает, что в сфере кибербезопасности отсутствует эффективное взаимодействие органов внутренних дел с государством, обществом и учреждениями. Меры по противодействию киберугрозам остаются на декларативном уровне, не получая усовершенствования и усиления. Нет сформированной системы оперативного обмена информацией с банковскими организациями, финансово-кредитными учреждениями и даже с операторами сотовой связи, сведения возможно получить путём длительных процедур согласования, направления запросов, писем в службу безопасности, проведения следственных действий судебного санкционирования. Перечисленное влияет на раскрытие преступлений «по горячим следам», усложняет процесс расследования, позволяя преступниками тщательно скрыть следы противоправных действий [23, с. 48].
5. Заключение
Таким образом, проведённое исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
Современное общество столкнулось с новым видом преступности - киберпреступно-стью, характеризующейся использованием
цифровых технологий, виртуального пространства, которые осложняют установление, идентификацию субъектов преступлений, их расследование и предупреждение.
Киберпреступность развивается высокими темпами и постоянно совершенствует свои способы и методы, носит латентный характер и имеет крайне низкую раскрываемость. Одна из особенностей современной киберпреступности - расширение её транснациональных границ, недостаточная проработанность механизмов международного сотрудничества в предупреждении и расследовании киберпреступлений, недостаточный уровень эффективности уголовно-правового регулирования, недоработка понятийного аппарата в уголовном законодательстве (до сих пор не определено понятие киберпреступле-ния, киберпреступности).
Основными направлениями развития системы профилактики киберпреступлений в современной ситуации в России должны быть: дальнейшее развитие научного и методологического обеспечения профилактики киберпреступлений; совершенствование правового предупреждения киберпреступлений на основе развития уголовно-правового регулирования; совершенствование кадрового потенциала; усиление материально-технического обеспечения криминологического обеспечения; широкая виктимологическая профилактика групп населения, находящихся в зоне риска (несовершеннолетние, пожилые люди, сотрудники организаций, работающие с информацией и персональными данными);
криминологический мониторинг киберпре-ступлений; дополнение уголовно-правового законодательства необходимой терминологией; принятие Стратегии кибербезопасности в Российской Федерации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Состояние преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 года // МВД РФ : офиц. сайт. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ reports/item/35396677/ (дата обращения: 29.04.2023).
2 Актуальные киберугрозы: итоги 2022 года. -URL: https://www.ptsecurity.com/ru-ru/research/ analytics/cybersecurity-threatscape-2022/ (дата обращения: 08.05.2023).
3 Отчёт о кибератаках на российские компании в 2022 году. - URL: https://rt-solar.ru/analytics/ reports/3 3 32/?y sclid=lkgo2kyvyu622044902 (дата обращения: 08.05.2023).
4 Опасная эволюция: Group-IB предупредила о главных киберугрозах 2023 года. - URL: https://www.facct.ru/ (дата обращения: 07.05.2023).
5 Окинавская хартия Глобального информационного общества 21 июля 2000 года // Президент России : офиц. сайт. - URL: http:// www.kremlin.ru (дата обращения: 25.04.2023).
6 Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - № 26, ч. I. - Ст. 3851.
7 Проект Концепции стратегии кибербезопас-ности Российской Федерации // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации : офиц. сайт. - URL: http://council.gov.ru (дата обращения: 09.05.2023).
8 Тунисское обязательство. Документ WSIS-05/TUNIS/D0C/7-R 18 ноября 2005 года. - URL: https://cis.minsk.by/page/show?id=5832 (дата обращения: 08.05.2023).
ЛИТЕРАТУРА
1. Чучаев А. И., Грачёва Ю. В., Маликов С. В. Цифровизация и её уголовно-правовые риски // Правосудие. - 2019. - Т. 1, № 2. - С. 133-155. - DOI: 10.17238/issn2686- 9241.2019.2.133-155.
2. Mansfield P., Willkan T. M., Marshall H. Popularity spikes for information stealer malware on the dark web -Security Cyber Resilience. - URL: https://www.accenture.com/us-en/blogs/security/information-stealer-malware-on-dark-web (дата обращения: 08.05.2023).
3. Костюков А. Н., Черепанова Т. С. Влияние цифровой трансформации на конституционно-правовые основы Российской Федерации // Правоприменение. - 2023. - Т. 7, № 1. - С. 25-32. -DOI: 10.52468/2542-1514.
4. Батурин Ю. М., Полубинская С. В. Совершенствование законодательных норм уголовно-правового цикла в контексте высокотехнологического будущего // Преступность в XXI веке. Приоритетные направления противодействия : монография / под ред. А. Н. Савенкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2020. - 559 с.
5. Молоков В. В. Киберпреступность: анализ и региональные особенности // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2022. - № 4 (49). - С. 171-175. - DOI: 10.51980/2542-1735_2022_4_171.
6. Клеймёнов М. П., Клеймёнов И. М. Нераскрытая преступность : монография. - М. : Норма, 2015. -208 с.
7. Бородкина Т. Н., Павлюк А. В. Киберпреступления: понятие, содержание и меры противодействия // Социально-политические науки. - 2018. - № 1. - С. 135-137.
8. Алескеров В. И., Баранов В. В. Телекоммуникация и киберпространство как средство преступления экстремистской и террористической направленности // Труды Академии управления МВД России. -
2020. - № 1 (53). - С. 104-113.
9. Трунцевский Ю. В. Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру: уголовная ответственность её владельцев и эксплуатантов // Журнал российского права. - 2019. -№ 5. - С. 103-106.
10. Morgan S. 2021 report cyberwarfare in the c-suite // Cybercrime facts and statistics. - 2021, jan. 21. - Р. 119.
11. Никульченкова Е. В. О необходимости введения дефиниции «киберпреступление» в уголовный закон Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2022. - Т. 19, № 3. -С. 98-107. - DOI: 10.24147/1990-5173.2022.19(3).98-107.
12. Зверева Е. Б. Киберпреступность как угроза безопасности современного общества: виды, особенности, методы борьбы и профилактики // Молодой учёный. - 2020. - № 10 (300). - С. 35-37.
13. Киберпреступность. Модуль 1. Введение в киберпреступность. Образование во имя правосудия. -Вена : ООН, 2019. - URL: https://www.unodc.org/documents/e4j/Cybercrime/Cybercrime_Module_1_ Introduction_to_Cybercrime_RU.pdf (дата обращения: 08.05.2023).
14. Номоконов В. А., Тропина Т. Л. Киберпреступность как новая криминальная угроза // Криминология вчера, сегодня, завтра. - 2019. - № 1 (24). - С. 45-55.
15. Хилюта В. В. Уголовное право в эпоху перемен // Вестник Сибирского юридического института МВД России. - 2022. - № 4 (49). - С. 152-159. - DOI: 10.51980/2542-1735_2022_4_152.
16. Гудков Ю. А., НагорнаяМ. А. О киберполиции в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ - 2021. - Т. 40, № 4. - С. 108-114. - DOI: 10.21779/2224-0241-2021-40-4-108-114.
17. Клеймёнов М. П. Криминология : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2013. - 432 с.
18. Ильин Д. Л., Огарышев А. В., Семёнов В. В. Некоторые особенности определения понятия «противодействие преступности» // Вестник Владимирского юридического института. - 2019. - № 2 (51). -С. 167-172.
19. Евсеев А. В. Криминологическое обеспечение и его организация: понятие, цели, задачи и функции // Научный портал МВД России. - 2018. - № 3. - С. 21-26.
20. Бегишев И. Р., Бикеев И. И. Преступления в сфере обращения цифровой информации : монография. -Казань, 2020. - 300 с.
21. Иванов Д. А., Сачек А. М. Предотвращение преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности, с использованием информационных технологий // Вестник экономической безопасности. -
2021. - № 3. - С. 76-80.
22. Диденко К. В. Некоторые проблемы выявления и предупреждения киберпреступлений // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина. - 2020. - № 3. - С. 20-24.
23. Дерюгин Р. А. Киберпреступность в России: современное состояние и актуальные проблемы // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2019. - № 2. - С. 46-49.
Информация об авторе
Никульченкова Елена Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected] SPIN-код: 8053-5439, Author ID: 553227 ORCID: 0000-0003-1207-9361
Информация о статье
Дата поступления - 15 мая 2023 г. Дата принятия в печать - 10 июля 2023 г.
Для цитирования
Никульченкова Е. В. Трансформация киберпреступности: современные угрозы и их предупреждение // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2023. Т. 20, № 3. С. 96-105. DOI: 10.24147/1990-5173.2023.20(3).96-105.
TRANSFORMATION OF CYBERCRIME: MODERN THREATS AND THEIR WARNING
E.V. Nikulchenkova
Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia
Introduction. The relevance of the study is due to the fact that the transformation of crime into cyberspace, characterized by high latency, problems of detection and investigation, is a serious threat to modern society. The existing system of preventive measures and measures of criminal legal impact in Russia is not able to fully counteract cybercrime, which justifies the relevance and necessity of conducting scientific research in this area for the purpose of criminological and criminal law prevention of cybercrime. Purpose. The purpose of the article is to study the state of cybercrime in Russia, identify the main threats to cybercrime and develop measures to prevent it. Methodology. The methodological basis of the research was the general philosophical dialectical method of scientific cognition, which allows to obtain objective information about the processes and phenomena of the material world associated with cybercrime; comparative analysis, which revealed the relevance and problems of modern threats to cybercrime; systematization, which allowed to formulate conclusions and proposals for the prevention of cybercrime, taking into account current trends. Results. The criminological and criminal-legal information analyzed by the author on the transformation of cybercrime and the threats it poses to modern society dictate the need to develop comprehensive criminological support for prevention measures and conduct scientific research on its trends, patterns and determination. The existing potential cyber threats seem dangerous for the normal development of modern society. Most Russian companies were not ready for the emergence of a new method of cyber threat - the use of steelers. Methods of committing cybercrimes are constantly being improved. The latest digital technologies spread their effect in the criminal environment, actively propagandize extremist and terrorist slogans, form a destructive ideology among young people. The complexity of detecting and investigating cybercrimes is justified by many factors, including transnational nature, insufficient training of law enforcement. Conclusion. Proposals aimed at improving the effectiveness of interaction between various law enforcement agencies and other security structures in preventing cybercrime are formulated. The necessity of: victimological prevention for population groups at risk; conducting criminological monitoring of cybercrimes; supplementing criminal law legislation with the necessary terminology; adopting a cybersecurity Strategy in the Russian Federation is substantiated.
Keywords: cybercrime; cybersecurity; cyber threats; digital technologies; information security; transformation of cybercrime; stilers; transnational; prevention of cybercrime.
REFERENCES
1. Chuchaev A.I., Grachyova Yu.V., Malikov S.V. Digitalization and its criminal risks. Pravosudie = Justice, 2019, vol. 1, no. 2, pp. 133-155. DOI: 10.17238/issn2686- 9241.2019.2.133-155. (In Russ.).
2. Mansfield P., Willkan T.M., Marshall H. Popularity spikes for information stealer malware on the dark web. Security Cyber Resilience. Available at: https://www.accenture.com/us-en/blogs/security/information-stealer-malware-on-dark-web (accessed 08 May 2023).
3. Kostyukov A.N., Cherepanova T.S. The impact of digital transformation on the constitutional and legal foundations of the Russian Federation. Pravoprimenenie = Law Enforcement Review, 2023, vol. 7, no. 1, pp. 25-32. DOI: 10.52468/2542-1514. (In Russ.).
4. Baturin Yu.M., Polubinskaya S.V. Improving the legislative norms of the criminal law cycle in the context of a high-tech future, in: Savenkov A.N. (ed.). Crime in the XXI century. Priority areas of counteraction, monograph. Moscow, UNITY-DANA Publ., Zakon i pravo Publ., 2020. 559 p. (In Russ.).
5. Molokov V.V. Cybercrime: analysis and regional features. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 4 (49), pp. 171-175. DOI: 10.51980/2542-1735_2022_4_171. (In Russ.).
6. Kleimenov M.P., Kleimenov I.M. Unsolved crime, monograph. Moscow, Norma Publ., 2015. 208 p. (In Russ.).
7. Borodkina T.N., Pavlyuk A.V. Cybercrime: concept, content and counteraction measures. Sotsial'no-politicheskie nauki = Socio-political sciences, 2018, no. 1, pp. 135-137. (In Russ.).
8. Aleskerov V.I., Baranov V.V. Telecommunications and cyberspace as a means of extremist and terrorist crimes. Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii = Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 1 (53), pp. 104-113. (In Russ.).
9. Truntsevskii Yu.V. Unlawful impact on critical information infrastructure: criminal liability of its owners and operators. Zhurnal rossiiskogoprava = Journal of Russian Law, 2019, no. 5, pp. 103-106. (In Russ.).
10. Morgan S. 2021 report cyberwarfare in the c-suite. Cybercrime facts and statistics. 2021, jan. 21, рр. 1-19.
11. Nikulchenkova E.V. On the Need to Introduce the Definition of "Cybercrime" into the Criminal Law of the Russian Federation. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2022, vol. 19, no. 3, pp. 98-107. DOI 10.24147/1990-5173.2022.19(3).98-107. (In Russ.).
12. Zvereva E.B. Cybercrime as a threat to the security of modern society: types, features, methods of combating and prevention. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2020, no. 10 (300), pp. 35-37. (In Russ.).
13. Cybercrime. Module 1. Introduction to cybercrime. Education in the name of justice. Vienna, OON Publ., 2019. Available at: https://www.unodc.org/documents/e4j/Cybercrime/Cybercrime_Module_1_Introduction_ to_Cybercrime_RU.pdf (accessed May 8, 2023).
14. Nomokonov V.A, Tropina T.L. Cybercrime as a new criminal threat. Kriminologiya vchera, segodnya, zavtra = Criminology yesterday, today, tomorrow, 2019, no. 1 (24), рp. 45-55. (In Russ.).
15. Hilyuta V.V. Criminal law in an era of change. Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2022, no. 4 (49), рp. 152-159. DOI: 10.51980/2542-1735_2022_4_152. (In Russ.).
16. Gudkov Yu.A., Nagornaya M.A. About cyber police in the Russian Federation. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald Of Dagestan state university, 2021, vol. 40, no. 4, рp. 108-114. DOI: 10.21779/2224-02412021-40-4-108-114. (In Russ.).
17. Kleimenov M.P. Criminology, textbook. Moscow, Norma Publ., INFRA-M Publ., 2013. 432 p. (In Russ.).
18. Il'in D.L., Ogaryshev A.V., Semenov V.V. Some features of the definition of the concept of "countering crime". Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta = Bulletin of the Vladimir Law Institute, 2019, no. 2 (51), рp. 167-172. (In Russ.).
19. Evseev A.V. Criminological support and its organization: concept, goals, tasks and functions. Nauchnyi portal MVD Rossii = Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, no. 3, рp. 21-26. (In Russ.).
20. Begishev I.R., Bikeev I.I. Crimes in the sphere of digital information circulation, monograph. Kazan, 2020. 300 p. (In Russ.).
21. Ivanov D.A., Sachek A.M. Prevention of crimes committed in the sphere of economic activity using information technologies. Vestnik ekonomicheskoi bezopasnosti = Bulletin of economic security, 2021, no. 3, рp. 76-80. (In Russ.).
22. Didenko K.V. Some problems of detecting and preventing cybercrime. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni I.D. Putilina = Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin, 2020, no. 3, рp. 20-24. (In Russ.).
23. Deryugin R.A. Some problems of detecting and preventing cybercrime. Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii = Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019, no. 2, рp. 46-49. (In Russ.).
About the author
Nikulchenkova Elena - Ph.D. in Law, Docent, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology Dostoevsky Omsk State University
Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN-code: 8053-5439, Author ID: 553227
ORCID: 0000-0003-1207-9361
Article info
Received - May 15, 2023 Accepted - July 10, 2023
For citation
Nikulchenkova E.V. Transformation of Cybercrime: Modern Threats and Their Warning. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2023, vol. 20, no. 3, pp. 96-105. DOI: 10.24147/1990-5173. 2023.20(3).96-105. (In Russ.).