Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / LMS MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронцева Светлана Сергеевна

В статье освещаются некоторые вопросы, связанные с ходом цифровизации иноязычной подготовки по дисциплине «Иностранный язык» бакалавров гуманитарных направлений обучения в Севастопольском государственном университете в контексте рассмотрения процесса трансформации образования. Акцентируется внимание на значении персонализированного обучения в условиях цифровой образовательной среды с использованием системы управления обучением Moodle. Представлены практические результаты внедрения цифровых технологий в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронцева Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF HUMANITARIAN STUDENTS

The article highlights some issues related to the digitalization process of foreign language training in the discipline "Foreign language" of humanitarian bachelors at the Sevastopol State University in the context of considering the transforming education process. The importance of personalized learning in a digital educational environment using the Moodle learning management system is underlined. The practical results of the digital technologies are presented in the educational process.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ»

https://py16dv.ru/images/foto/dok/mttodicheskie_dok/samoobrazovanie/ЗайцевПедтехнологииПособиекнига2.pdf (дата

обращения 14.07.2022).

3. Кулакова, Н.С. Формы применения современных технологий в образовательном процессе / Н.С. Кулакова, О.В Мартынова // Образование. Наука. Карьера: сб. науч. ст. междунар. науч.- метод. конф., 2018. - С. 78-82.

4. Мелешко, О.П. Понятие и формы педагогической технологии / О.П. Мелешко, Ю.Г. Кипселиди // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - №1. - С. 234-238.

5. Agapova, T.V. The role of modern pedagogical technologies in development of students' cognitive interests / T.V. Agapova, L.Yu. Aisner // Проблемы современной аграрной науки: Материалы международной научной конференции. - Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2018. - C. 225-228.

6. Beckett G., Slater T. The project framework: a tool for language, content, and skills integration / G. Beckett, T. Slater // ELT Journal. - 2005. - 59(2). - P. 108-111

7. Fulton, K. Upside down and inside out: Flip your classroom to improve student learning / K. Fulton // Learning & Leading with Technology. - 2012. - 39 (8). - P. 12-17.

8. Herreid, C.F. Case Studies and the Flipped Classroom. / C.F. Herreid, N. A. Schiller // Journal of College Science Teaching. - 2013. - V. 42 (5). - P. 62-66. URL:https://www.researchgate.net/publication/264860703_Case_Studies_and_the_Flipped_Classroom (дата обращения 16.07.2022).

9. Kavilova T. Modern Methods of Teaching a Foreign Language / T. Kavilova // EPRA International Journal of Research and Development (IJRD). - 2020. - V. 5. - Issue 5. - P. 189-192. URL:

https://api.scienceweb.uz/storage/publication_files/222/948/619bbabb24e26_34.Tamara%20Kavilova-1950.pdf (дата обращения

20.06.2022).

10. Ray, S. Using language in the community for enhancing communication skills / S. Ray // Language and Language Teaching. - 2012. - V. 1. - P. 12-17

11. Ruddick, K.W. Improving second-language education from high school to college using a more hands-on approach. Unpublished doctoral dissertation, University of Memphis, 2012.

12. Oh, S. A Project-Based Curriculum for an Advanced Korean Class: Teaching Korean in the Post-modern Era / S. Oh // The Korean Language in America. - 2012. - V. 17. - P. 128-148

Педагогика

УДК 378.14: 811.111

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Миронцева Светлана Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация. В статье освещаются некоторые вопросы, связанные с ходом цифровизации иноязычной подготовки по дисциплине «Иностранный язык» бакалавров гуманитарных направлений обучения в Севастопольском государственном университете в контексте рассмотрения процесса трансформации образования. Акцентируется внимание на значении персонализированного обучения в условиях цифровой образовательной среды с использованием системы управления обучением Moodle. Представлены практические результаты внедрения цифровых технологий в учебный процесс.

Ключевые слова: трансформация высшего образования, цифровизация, цифровая образовательная среда, персонализированное обучение, LMS Moodle.

Annotation. The article highlights some issues related to the digitalization process of foreign language training in the discipline "Foreign language" of humanitarian bachelors at the Sevastopol State University in the context of considering the transforming education process. The importance of personalized learning in a digital educational environment using the Moodle learning management system is underlined. The practical results of the digital technologies are presented in the educational process.

Key words: transformation of higher education, digitalization, digital educational environment, personalized learning, LMS Moodle.

Введение. Процесс трансформации образования в настоящее время находится на этапе масштабной цифровизации, вызванной как стремительным прогрессом в области информационных и коммуникационных технологий, так и экономическим фактором в условиях глобальности современного мира [1]. Вслед за наступившей глобализацией на историческую сцену вышла глобализация образования. По Г.А. Ключареву глобализация образования - это «всеобщее изменение порядка распределения знаний через образовательные институты, при которых постепенно складывается обучающееся общество» [9].

Возник термин - «образование без границ», который ярко характеризует исчезновение не только географических границ, но и взаимопроникновение различных образовательных концепций и форм, «наднациональных, как правило, нерегулируемых структур высшего образования наряду с традиционными, национальными, регулируемыми государствами системами» [8].

Реализация цифрового образования в Российской Федерации на первых порах заметно отставала, однако после принятия решительных мер Правительства: утверждении в 2017 году программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и в 2021 году и «Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования» положение изменилось. Сегодня каждый инициативный и творческий работник сферы образования вносит свой вклад в реализацию поставленных этими документами задач.

Целью данной статьи является освещение хода цифровизации процесса обучения по дисциплине «Иностранный язык» бакалавров направлений обучения 39.03.01 - Социология, 41.03.04 - Политология, 42.03.01 - Реклама и связи с общественностью, 42.03.02 - Журналистика, 46.03.01 - История в Севастопольском государственном университете в контексте рассмотрения процесса трансформации образования.

Изложение основного материала статьи. О.И. Попова определяет суть цифровой трансформации образования как «достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровой трансформации, включая применение методов

искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности; развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды; обеспечения общедоступного широкополосного доступа к Интернету, работы с большими данными» [14].

Этот процесс, являющийся следствием стремительных глобальных, в первую очередь, технологических и экономических изменений, охватил все страны, но проходит в них по-разному. Как показало специальное исследование по поручению Правительства в 2017 году, Российская Федерация занимала лишь 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом от первой десятки лидирующих в этой сфере стран. 28 июля 2017 года вышло Распоряжение Правительства РФ №1632-р "Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»" [13]. Программа содержала цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер по созданию условий для развития в России цифровой экономики, определяла пять базовых направлений её развития, из которых непосредственно относились к образовательной деятельности «Нормативное регулирование», «Кадры и образование». На рисунке 1 приведён фрагмент "дорожной карты", определяющей содержание этапов по одному из направлений развития цифровой экономики «Кадры и образование».

Реализация Программы принесла определённые плоды. Анализ научных публикаций по этой проблеме, проведенный А.Г. Бермусом, показал, что во-первых, изменения в образовательной сфере на интервале с 2017 по 2021 год в российском сегменте аналогичны процессам, происходящим за рубежом; во-вторых, интерес к данной теме в нашем педагогическом сообществе заметно растёт [2]. А в это время настоящий поток инноваций по уже давно сложившемуся положению распространялся по всему миру с Запада.

Разработаны образовательные и профессиональные нормативные документы, требования к описанию компетенций обеспечены ресурсами и согласовано работают структуры и механизмы общего, профессионального, дополнительного образования,

4

Федеральные государственные образовательные стандарты актуализированы с учетом требований к формированию компетенций цифровой экономики для всех уровней образования.

4

С учетом требований к компетенциям цифровой экономики обновлены образовательные программы всех уровней образования в целях использования в учебной деятельности.

4

Разработана или выбрана информационная система поддержки индивидуального профиля компетенций обучающегося IV квартал 2020 г. 2,4.6. В образовательных организациях для каждого обучающегося создан профиль

компетенций и фиксируется персональная траектория развития.

&

Образовательные организации используют дистанционные образовательные технологии и электронное обучение во всех видах и формах деятельности обучающихся, в том числе в сетевом взаимодействии с другими организациями общего и дополнительного образования в соответствии с требованиями цифровой экономики,

Рисунок 1. Фрагмент "дорожной карты" для программы «Цифровая экономика Российской Федерации»" по направлению развития цифровой экономики «Кадры и образование».

Это касалось не только технико-экономических сторон, но и образования. В жёсткой конкурентной борьбе на поверхность всплыл принцип «Открытого образования», а за ним, дитя рыночной экономики, настоящий мейнстрим -МООК, Массовые Открытые Онлайн Курсы, вобравший в себя как специалистов в сфере образования и компьютерных технологий, университеты, государственные образовательные структуры многих стран, так и предпринимательское сообщество, включая крупные корпорации. Реально расширивший доступ к высшему образованию, он стал одной из форм дистанционного обучения. Россия опять оказалась в позиции догоняющей, потребовался новый административный толчок и он последовал 14 июля 2021 года, когда на сайте Министерства науки и высшего образования появилась «Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования», предусматривающая создание собственных цифровых

систем для научных организаций и университетов. Стратегия состоит из семи проектов, интересующий нас в контексте тематики настоящей статьи называется «Цифровое образование». Детальное содержание его представлено на рисунке 2 в Паспорте проекта.

«Цифровое образование» - проект, направленный на повышение уровня цифровых компетенции обучающихся, научно-педагопгческпх работников, а также формирования компетентной команды управления процессом цифровой трансформацией образовательной организации для создания и реализации стратепш развития с целью повышения качества образовательных услуг п модерншащш инструментов образовательного процесса.

В качестве ключевых целей проекта выделяется создание единой образовательной среды для всех участников образовательного процесса для подготовки компетентных кадров и повышения квалпфпкашш действующих, а также подготовка квалифпцпрованных команд цифровой трансформации образовательной организации в деятельность которых сходит модернизация п развитие образовательных организаций высшего образования, а также подготовка и внедрение долгосрочной стратегии цифровой трансформации организации.

Рисунок 2. Паспорт проекта «Цифровое образование»

Детальный анализ проблем реализации цифрового обучения в России дан, например, в работе авторов Е.В. Гордеевой, Ш.Г. Мурадян и А.С. Жажояна [6]. Вопросы трансформация университетского образования отражены в публикациях [4, 5, 7] и других. Педагогические исследования в этой области продолжаются, направления наиболее важных из них приведены на рисунке 3.

1. Интеграция цифровых п педагогических технологий, появление новых образовательных практик

2. Изменение роли преподавателя, приобретение им новых фуншшй

3. Становление н развитие профессиональных компетенций студентов в контексте цифровой трансформации образования

4. Обновление управления образованием на цифровой основе

5. Интеграция цифровых образовательных технологий в систему непрерывного образования

Рисунок 3. Направления педагогических исследований в области цифровой трансформации образования

Конечно же не остались в стороне и педагогические практики. К ним можно отнести и работы преподавателей Севастопольского государственного университета. Автором настоящей статьи в 2019 году было завершено педагогическое исследование и защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук на тему «Формирование иноязычной профессионально ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов». В работе были раскрыты функциональные возможности, дидактические свойства, типы, способы применения ЭОР, обеспечивающие высокую эффективность формирования у обучающихся иноязычной профессионально ориентированной компетенции; в учебный процесс внедрена разработанная модель обучения, реализация которой существенно повысила уровень владения иностранным языком будущих бакалавров-менеджеров, обеспечила полное соответствие требованиям действующего образовательного стандарта [11]. Разработанное учебно-методическое обеспечение было трансформировано для применения к другим направлениям обучения, дополнено новыми формами и электронными курсами на базе LMS Moodle.

Особое внимание было уделено организации персонализированного обучения в условиях цифровой образовательной среды, широкие возможности для которого предоставляет электронное обучение [3]. На настоящий момент сложилась структура обучения дисциплине «Иностранный язык» бакалавров гуманитарных направлений обучения 39.03.01 -Социология, 41.03.04 - Политология, 42.03.01 - Реклама и связи с общественностью, 42.03.02 - Журналистика, 46.03.01 -

История в смешанном формате, которая формировалась в течение последних лет. Для студентов первого года обучения разработан электронный спецкурс «Иностранный язык». Во третьем семестре второкурсники осваивают электронный спецкурс «Иностранный язык для специальных целей», в четвёртом - «Иностранный язык для гуманитариев». Детально исследовательская работа коллектива преподавателей кафедры «Иностранные языки», педагогическая технология персонализированного обучения в условиях цифровой образовательной среды рассмотрена в работе [10].

На рисунке 4 приведён фрагмент общего алгоритма электронного спецкурса «Иностранный язык», относящийся к входному тестированию первокурсников.

Рисунок 4. Входное онлайн тестирование первокурсников для определения уровня иноязычной подготовки по

иностранному языку

Внимание к входному тестированию обусловлено сложившейся на практике ситуацией, связанной с разбросом начальных уровней языковой подготовки обучающихся. Детально эта проблема и методы её решения, предложенные в Севастопольском государственном университете, изложены в работе [12]. Отметим, что для реализации персонализированного обучения данные входного тестирования имеют большое значение, так они, дополняемые остальными видами систематического контроля результатов учебной деятельности в дальнейшем, используются для управления образовательным процессом, в том числе построения индивидуальной образовательной траектории обучающегося, поля образовательных результатов и других элементов персонализированного обучения.

Выводы. Севастопольский государственный университет широко вовлечён в общемировой процесс трансформации образования. Такие её тенденции как цифровизация, соответствующие текущему моменту изменения управления, роли преподавателя, содержания образования коснулись каждого участника образовательного процесса. На конкретном примере обучения иностранному языку на кафедре «Иностранные языки» бакалавров гуманитарных направлений обучения можно положительно оценить творческую работу преподавателей, их участие в педагогических исследованиях и внедрении их результатов в учебный процесс. Итогами этой работы является повышение эффективности образовательной деятельности, соответствие подготовки выпускников требованиям текущих стандартов образования.

Литература:

1. Береговая, О.А. Глобализирующийся мир и трансформация высшего образования / О.А. Береговая, В.И. Кудашов // Век глобализации. - 2017. - № 4. - С. 24.

2. Бермус, А.Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: Теоретический обзор / А.Г. Бермус // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - №1 - С. 1-10.

3. Вайнштейн, Ю.В. Педагогическое проектирование персонализированного адаптивного предметного обучения студентов вуза в условиях цифровизации: автореф. дис.... д-ра пед.наук: спец: 5.8.2 / Ю.В. Вайнштейн. - Красноярск, 2021. - 46 С.

4. Глузман, Н.А. Университетское образование ХХ1 века: векторные характеристики глобальных тенденций развития / Н.А. Глузман, Н.В. Горбунова // Гуманитарные науки. - 2020. - № 4 (52). - С. 10-19.

5. Глузман, А.В. Модель формирования и развития цифровой трансформации вуза / А.В. Глузман, Н.В. Горбунова, Р.Р. Тимиргалиева // Гуманитарные науки. - 2021. - № 3 (55). - С. 10-16.

6. Гордеева, Е.В. Цифровизация в образовании / Е.В. Гордеева, Ш.Г. Мурадян, А.С. Жажоян // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №4 - С. 1.

7. Дегтярева, И.В. Трансформация университетского образования в контексте устойчивого развития / И.В. Дегтярева, О.И. Шалина, Г.Ф. Токарева // Современное образование. - 2016. - № 2. - С. 1-11.

8. Кудашов, В.И. Стратегии и сценарии развития высшего образования в условиях глобализации / В.И. Кудашов // Философия образования. - 2012. - № 6 (45). - С. 78-82.

9. Ключарев Г.А. Глобализация образования / Г.А. Ключарев // Глобалистика: Энциклопедия / гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. - М.: Радуга, 2003. - С. 592.

10. Миронцева, С.С. Интеграция элементов персонализации обучения в электронный образовательный контент курса по иностранному языку в вузе / С.С. Миронцева, Т.А. Павлова, И.А. Семёнкина, В.И. Шевченко, О.В. Ченгарь // Педагогика. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2022. - № 3. - С. 343-351.

11. Миронцева, С.С. Формирование иноязычной профессионально ориентированной компетенции будущих

менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов: дис..... канд. пед.наук: 13.00.08 / Миронцева

Светлана Сергеевна. - Ялта, 2019. - 211 с.

12. Миронцева, С.С. Входной контроль как существенная составляющая обучения иностранному языку в высшей школе / С.С. Миронцева, Е.В. Михайлова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2021. - № 73 -1. - С. 212-217.

13. Правительство России: Распоряжение от 28.07.2017 г. №1632-р "Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»" / URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 30.04.2022).

14. Попова, О.И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики / О.И. Попова // Вопросы управления. Управление в образовании. - 2018. - № 5(54). - С. 158-160.

15. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (утв. Минобрнауки России) / Консультант Плюс / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_390417/ (дата обращения: 30.04.2022).

Педагогика

УДК 371

профессор кафедры изобразительного искусства и дизайна Михальченко Михаил Степанович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ-

ЖИВОПИСЦЕВ

Аннотация. Профессиональная культура - это совокупность свойств, часть из которых формируется в виде профессиональных навыков, тогда как вторая часть - это общая культура. С точки зрения освоения такой специальности, как художник-живописец, этот термин раскрывается наиболее остро. Ведь мастер, который создает то или иное изображение должен не просто с определенной точностью передать образ, но и выразить его эмоционально. Тем более, что некоторые стили, например, такие как модерн, постмодерн, неоклассика или кубизм - совершенно не предполагают определенной точности в воспроизведении. Здесь эмоциональность передается геометричностью, динамичностью или статичностью, колористическим подходом. Поэтому для художника крайне важно обладать эстетическим вкусом, умением эмоционально переживать и передавать формируемый образ. А это достигается не столько наработкой профессиональных навыков, сколько их комбинацией с отработанным эстетическим вкусом, духовностью, умением сопереживать и доносить свою идею, что позволяет привлекать внимание к своим работам. При этом, становится очевидной связь между индивидуальными человеческими характеристиками, которые в целом комплексе создают такое понятие, как общая культура, и непосредственно профессиональными навыками. В таком тандеме «рождается» профессиональная культура, которая не является врожденным свойством, а формируется за счет работы над собой. Поэтому, чем тщательней обучающийся будет относится к самосовершенствованию своей личности, критически относясь к тем или иным личным умениям, тем выше шансы, что его амбиции на профессиональном поприще удастся реализовать в полной мере. Поэтому, рассматривая формирование концепции профессиональной культуры, стоит условно выделить ее 2 ключевые составляющие, которые нужно правильно объединять для достижения поставленных целей. И все это базировать на личной заинтересованности и умении правильно мотивировать себя к развитию. В преобладающем большинстве случаев помочь развить те или иные навыки могут опытные педагоги, которые направляют и корректируют то или иное умение обучающегося, постоянно поддерживая на высоком уровне заинтересованность студентов в формировании профессиональных навыков и культуры.

Ключевые слова: культура, навыки, умение, мотивация, система, образование, обучение.

Annotation. Professional culture is a set of properties, some of which are formed in the form of professional skills, while the second part is a general culture. From the point of view of mastering such a specialty as an artist-painter, this term is revealed most acutely. After all, the master who creates this or that image must not only convey the image with a certain accuracy, but also express it emotionally. Moreover, some styles, for example, such as modern, postmodern, neoclassical or Cubism, do not at all assume a certain accuracy in reproduction. Here emotionality is conveyed by geometricity, dynamism or static, coloristic approach. Therefore, it is extremely important for an artist to have aesthetic taste, the ability to emotionally experience and convey the image being formed. And this is achieved not so much by developing professional skills as by combining them with a proven aesthetic taste, spirituality, the ability to empathize and convey your idea, which allows you to attract attention to your work. At the same time, it becomes obvious the connection between individual human characteristics, which in the whole complex create such a concept as a common culture, and directly professional skills. In such a tandem, professional culture is "born", which is not an innate property, but is formed by working on oneself. Therefore, the more carefully the student treats the self-improvement of his personality, being critical of certain personal skills, the higher the chances that his ambitions in the professional field will be fully realized. Therefore, considering the formation of the concept of professional culture, it is worth conditionally highlighting its 2 key components that need to be properly combined to achieve the goals set. And all this is based on personal interest and the ability to properly motivate yourself to develop. In the vast majority of cases, experienced teachers can help develop certain skills, who direct and correct a particular skill of a student, constantly maintaining students' interest in the formation of professional skills and culture at a high level.

Key words: culture, skills, skill, motivation, system, education, training.

Введение. Исследование художественно-эстетического образования показало, что художественная культура является своеобразной совокупностью пережитого поколениями опыта, личными ситуативными или достаточно устойчивыми взглядами личности, которая работает над созданием определенного изображения, а также его духовным миром и общим кругозором. И все это, наряду с отточенными практическими навыками, создает успешную личность художника или другого творца новых форм и объектов, которые способны вызвать у окружающих определенную гамму эмоций к своей работе. В этом заключается успех творческой личности. Поэтому если студент, который решил связать свою жизнь с творчеством, в том числе и в форме художественной живописи, мотивирован на достижение профессионального успеха. Он обязан постепенно и постоянно на протяжении всего периода обучения и после его завершения, оттачивать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.