Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ КУРСА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ КУРСА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ЭЛЕКТРОННЫЙ КУРС ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СМЕШАННЫЙ ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ / ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЕ АДАПТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронцева Светлана Сергеевна, Павлова Татьяна Александровна, Семёнкина Ирина Артуровна, Шевченко Виктория Игоревна, Ченгарь Ольга Васильевна

Цель настоящего исследования заключается в оценке результатов интегрирования элементов персонализации обучения в электронный курс по иностранному языку в вузе на базе LMS Moodle по дисциплине «Иностранный язык» для студентов 1 года обучения бакалавриата в Севастопольском государственном университете по гуманитарным направлениям (39.03.01 Социология, 41.03.04 Политология, 45.03.02 Лингвистика) и последующем его анализе. В статье рассмотрены современные подходы к персонализации обучения, а также предложены элементы персонализации в электронном обучающем курсе иностранного языка в контексте смешанного формата обучения. Научная новизна работы заключается в обосновании эффективности интегрирования элементов персонализации обучения в электронный курс по иностранному языку в вузе. В результате разработан сценарий прохождения студентом раздела электронного курса по дисциплине «Иностранный язык», доказана эффективность интеграции элементов персонализации в структуру курса за счет внедрения адаптивных автоматизированных настроек в LMS Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронцева Светлана Сергеевна, Павлова Татьяна Александровна, Семёнкина Ирина Артуровна, Шевченко Виктория Игоревна, Ченгарь Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF LEARNING PERSONALIZATION ELEMENTS INTO ELECTRONIC EDUCATIONAL CONTENT OF FOREIGN LANGUAGE UNIVERSITY COURSE

The aim of this study is evaluation of the results of integrating the elements of learning personalization into the “Foreign Language” discipline electronic course based on the LMS Moodle for 1st-year students studying the Humanities within the Bachelor’s degree program at Sevastopol State University (39.03.01 Sociology, 41.03.04 Political Science, 45.03.02 Linguistics) and its subsequent analysis. The article discusses modern approaches to the personalization of learning, as well as the elements of personalization in the e-learning course of a foreign language in the context of a blended learning format. The scientific novelty of the work lies in the substantiation of the effectiveness of integrating the elements of learning personalization in the electronic course of a foreign language at the university. As a result, a scenario has been developed for a student to pass a section of the “Foreign Language” discipline electronic course; the effectiveness of integrating personalization elements into the course structure by introducing adaptive automated settings in the LMS Moodle has been proved.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ КУРСА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

фгротота

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 3. С. 343-351 | 2022. Volume 7. Issue 3. P. 343-351

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

EN

Интеграция элементов персонализации обучения в электронный образовательный контент курса по иностранному языку в вузе

Миронцева С. С., Павлова Т. А., Семёнкина И. А., Шевченко В. И., Ченгарь О. В.

Аннотация. Цель настоящего исследования заключается в оценке результатов интегрирования элементов персонализации обучения в электронный курс по иностранному языку в вузе на базе LMS Moodle по дисциплине «Иностранный язык» для студентов 1 года обучения бакалавриата в Севастопольском государственном университете по гуманитарным направлениям (39.03.01 Социология, 41.03.04 Политология, 45.03.02 Лингвистика) и последующем его анализе. В статье рассмотрены современные подходы к персонализации обучения, а также предложены элементы персонализации в электронном обучающем курсе иностранного языка в контексте смешанного формата обучения. Научная новизна работы заключается в обосновании эффективности интегрирования элементов персонализации обучения в электронный курс по иностранному языку в вузе. В результате разработан сценарий прохождения студентом раздела электронного курса по дисциплине «Иностранный язык», доказана эффективность интеграции элементов персонализации в структуру курса за счет внедрения адаптивных автоматизированных настроек в LMS Moodle.

Integration of Learning Personalization Elements into Electronic Educational Content of Foreign Language University Course

Mirontseva S. S., Pavlova T. A., Semenkina I. A., Shevchenko V. I., Chengar O. V.

Abstract. The aim of this study is evaluation of the results of integrating the elements of learning personalization into the "Foreign Language" discipline electronic course based on the LMS Moodle for 1st-year students studying the Humanities within the Bachelor's degree program at Sevastopol State University (39.03.01 Sociology, 41.03.04 Political Science, 45.03.02 Linguistics) and its subsequent analysis. The article discusses modern approaches to the personalization of learning, as well as the elements of personalization in the e-learning course of a foreign language in the context of a blended learning format. The scientific novelty of the work lies in the substantiation of the effectiveness of integrating the elements of learning personalization in the electronic course of a foreign language at the university. As a result, a scenario has been developed for a student to pass a section of the "Foreign Language" discipline electronic course; the effectiveness of integrating personalization elements into the course structure by introducing adaptive automated settings in the LMS Moodle has been proved.

Введение

Персонализация стала устойчивым трендом в разработке образовательных программ во всем мире по самым разнообразным дисциплинам. Сегодня персонализированное обучение рассматривается специалистами как альтернатива обезличенному, стандартизированному универсальному подходу.

В сфере преподавания иностранного языка персонализация приобрела особую актуальность в контексте распространения коммуникативного подхода как доминирующего и наиболее эффективного в настоящее время. В основе коммуникативного подхода лежит обучение, ориентированное на обучающихся (student-centered instruction), развитие внутренней мотивации студентов. Обучение языку происходит в ситуации осуществления значимой для изучающих язык коммуникативной деятельности, наполненной личными смыслами и целями, реальной информацией о себе и своей деятельности.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220039

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Важно также отметить, что обучение иностранному языку в неязыковом вузе часто проходит в условиях, когда студенты в одной академической группе имеют существенно различающийся стартовый уровень иноязычной подготовки. Преподаватель, реализующий программу дисциплины, должен «охватить» всех студентов и обеспечить развитие их коммуникативных компетенций в жестких рамках действующих требований программы.

Персонализация обучения позволяет преподавателям проводить анализ потребностей и целей студентов, на основе которого возможно создавать условия для реализации потенциала каждого студента. Развитие образовательных технологий, в частности LMS, дает возможность находить новые варианты решения проблемы персонализации обучения иностранному языку.

С 2018 года преподавание иностранного языка в Севастопольском государственном университете (СевГУ) происходит в смешанном формате, с использованием авторских курсов, разработанных сотрудниками кафедры на платформе Moodle. Положительные результаты применения смешанного формата, в том числе в условиях сложной эпидемиологической ситуации, были проанализированы в работе И. А. Семенкиной и Т. А. Павловой (2021). Одним из перспективных направлений развития смешанного обучения иностранному языку представляется интеграция элементов персонализации в электронный образовательный контент.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи исследования:

- представить теоретические основы и предпосылки персонализации как основной тенденции развития образовательных программ в современных условиях;

- описать опытно-экспериментальную работу с электронным обучающим курсом на базе LMS Moodle по дисциплине «Иностранный язык» для студентов неязыковых направлений подготовки 1 года обучения в Севастопольском государственном университете;

- представить результаты оценки эффективности разработанного курса в формировании иноязычной компетенции студентов 1 года обучения.

Методы исследования:

- теоретические - анализ педагогических трудов по проблеме исследования; анализ методической и учебной литературы; теоретический анализ основных положений предлагаемой методики, на основе которых выдвинута гипотеза исследования; теоретическое обоснование системы работы по апробации модели электронного обучающего курса на базе LMS Moodle по дисциплине «Иностранный язык» для студентов 1 года обучения в Севастопольском государственном университете;

- эмпирические - констатирующий, формирующий, контрольный педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, интервью; наблюдение; беседа; анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая база исследования опирается на работы Е. В. Богомоловой (2011), Э. Ф. Зеера (2021), В. А. Петровского (2009), А. Г. Солониной (1997), посвященные вопросам персонализации процесса обучения.

Практическая значимость исследования заключается в интеграции элементов персонализации обучения в электронный образовательный контент курса по иностранному языку в вузе.

Основная часть

Любое обучение можно рассматривать как персонализированный опыт, который позволяет расширить свои знания, взгляды, навыки и понимание (Shemshack, Spector, 2020).

В России проблема развития личности традиционно вызывала широкий интерес ведущих исследователей и рассматривалась в работах психологов и педагогов: Е. В. Богомоловой (2011), Э. Ф. Зеера (2021), В. А. Петровского (2009), А. Г. Солониной (1997).

В 1995 А. Г. Солониной был введен в научный оборот термин «персонализированное обучение» и на основе теории персонализации В. А. Петровского (2009) разработана концепция персонализированного обучения для высшей школы. Индивидуализированное обучение в высшей школе - это обучение, в котором созданы условия для реализации стремления обучаемых и обучающих к выявлению и учету индивидуальных особенностей, склонностей и возможностей, развитию способностей, выработке и совершенствованию индивидуального стиля самостоятельной деятельности, мышления, индивидуальных форм деятельности в общности. Под межиндиви-дуализированным обучением понимается обучение, в процессе которого реализуется стремление человека к установлению, развитию, совершенствованию и расширению его связей с обучающими и обучаемыми, преобразующимися в индивидуальности. Межиндивидуализированное обучение является составной частью персонализированного обучения, поскольку личность здесь выступает в пространстве связей между людьми - участниками процесса обучения, являющимися одним из трех пространств, в которых современная социальная психология рассматривает личность (Солонина, 1997). С позиции А. Г. Солониной, персонализированное обучение -это обучение, при котором организованы условия, позволяющие реализовать потребность каждого участника образовательного процесса быть личностью, а также для персонализации обучаемых и обучающих как в сообществе обучаемых, так и в сообществе обучающих, взаимно обогащающей эти сообщества и людей, их образующих.

Е. В. Богомолова (2011) рассматривает персонализированное обучение как целостную совокупность трех взаимосвязанных видов обучения: индивидуализированного, межиндивидуализированного и метаиндиви-дуализированного обучения.

Э. Ф. Зеер (2021) определяет следующие положения основных концептуальных установок персонализированного образования:

1) обучающийся является субъектом проектирования своей учебной деятельности;

2) концептуальной установкой выступает индивидуализация процесса учения;

3) целевая ориентация обучения - формирование содержания учебного материала, разработка систем заданий, определение темпа (скорости) учения, реализация содействия сотрудничеству всех субъектов пер-сонализации;

4) обеспечение персонализированной траектории личностно-профессионального развития обучающихся.

В работах зарубежных исследователей для обозначения личностно-ориентированных подходов к обучению параллельно используется несколько терминов: adaptive learning, personalized learning, individualized instruction, customized learning (Chou, Lai, Chao et al., 2015; Peng, Ma, Spector, 2019).

Адаптивное обучение (adaptive learning) - это один из подходов персонализированного обучения, целью которого является обеспечение эффективных индивидуальных способов обучения для вовлечения каждого обучающегося. Адаптивные системы обучения используют подход, основанный на анализе полученных данных об обучающихся для корректировки траектории и темпа обучения, что позволяет обеспечить персо-нализацию обучения. Эффективные адаптивные системы способствуют внедрению инновационных методов обучения, позволяют включать различные форматы контента для поддержки студентов с учетом их потребностей в обучении, вносить изменения в роль преподавателя. Таким образом, адаптивное обучение -это один из терминов, который используется либо взаимозаменяемо с «персонализированным обучением», либо для обозначения одного из методов персонализации. Большинство педагогов признают преимущества адаптивного обучения, но исследования, основанные на фактических данных, остаются ограниченными, поскольку адаптивное обучение все еще развивается (Chou, Lai, Chao et al., 2015).

Персонализированное обучение (personalized learning) учитывает интересы, потребности, готовность и мотивацию обучающихся и адаптируется к их прогрессу, помещая обучающегося в центр учебного процесса, позволяет индивидуализировать обучение на основе уникальных потребностей (Peng, Ma, Spector, 2019).

Персонализированное обучение - это комплексный подход к деятельности, которая является продуктом самоорганизации и индивидуального обучения, учитывающего индивидуальные потребности и цели, способный повысить мотивацию, вовлеченность и понимание обучающихся, эффективность и результативность обучения (Pontual Falcäo, Mendes de Andrade e Peres, 2018).

Индивидуальное обучение (individualized instruction) - это подход обучения, в котором содержание, технология обучения и темп обучения основаны на способностях и интересах каждого обучающегося (Peng, Ma, Spector, 2019). Индивидуальное обучение также определяется как практика, позволяющая обучающимся учиться в своем собственном темпе и в соответствии с их собственным предпочтительным стилем обучения, а также охватывать те области программы или урока, которые необходимы для их обучения. Это подход, который требует от преподавателя четкого понимания отправной точки и учебных потребностей каждого обучающегося и является частью более широкой практики дифференциации. При таком подходе, который широко используется при обучении, например, базовым навыкам, могут быть свои индивидуальные планы действий и цели обучения (https://www.dreambox.com/resources/blogs/individualized-learning).

Среди ученых не выработано единого мнения относительно того, является ли индивидуализация компонентом персонализированного обучения, его продуктом, или эти термины взаимозаменяемы. В 2015 году использовали оба термина без определения/объяснения того, как они связаны друг с другом. А в 2016 применяли индивидуальное и персонализированное обучение (Peng, Ma, Spector, 2019).

Следует отметить, что индивидуальное или персонализированное обучение ориентировано на группу определенной аудитории и стиль обучения, уровень квалификации и предоставляет правильное решение для обучения, чтобы понять потребности обучающихся. Такое обучение базируется на подходе, ориентированном на обучающегося, который самостоятельно может выбирать способ обучения, инструменты и цели обучения в зависимости от своих интересов, времени обучения, скорости обучения и т.д.

Кастомизированное обучение (customized learning) также можно рассматривать как индивидуализированный, персонализированный учебный процесс, оптимизированный в соответствии с потребностями конкретного потребителя (студента).

H. Peng, S. Ma и J. M. Spector (2019) предложили термин персонализированное адаптивное обучение (personalized adaptive learning). Эти исследователи определяют персонализированное адаптивное обучение как эффективную педагогическую технологию, которая может гибко адаптировать стратегии обучения, учитывая полученные в реальном времени данные мониторинга различий обучающихся и изменений в индивидуальных характеристиках, индивидуальной успеваемости и личностном развитии (с использованием интеллектуальных технологий). H. Peng и соавторы приходят к выводу, что персонализированное адаптивное обучение может быть построено с учетом следующих четырех аспектов, а именно: профили обучающихся, развитие навыков и умений на основе универсальных компетенций, индивидуальное обучение и гибкая обучающая среда.

Следует отметить, что под персонализацией мы понимаем весь спектр программ, форм и методов подготовки, направленных на удовлетворение конкретных образовательных запросов, интересов и устремлений обучающихся и позволяющих им самостоятельно определять стратегию изучения той или иной дисциплины (например, иностранного языка) как средства личностного профессионального саморазвития (Гаврилюк, 2021).

Таким образом, персонализированное адаптивное обучение может настраиваться в автоматическом режиме и использовать решения, основанные на данных, собранных автоматизированной системой. Обучение адаптируется к условиям конкретной учебной деятельности в режиме реального времени и обеспечивает соответствие содержания и деятельности индивидуальным особенностям и потребностям, поэтому с развитием современных технологий персонализированное обучение будет становиться все более адаптивным, а адаптивное обучение - все более персонализированным.

Для интеграции элементов персонализации обучения в электронный образовательный контент курса по иностранному языку в вузе авторами было проведено исследование на базе двух структурных подразделений, Института общественных наук и международных отношений и Института информационных технологий и управления в технических системах, государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Севастопольский государственный университет» (ФГАОУ ВО «СевГУ»). В настоящем исследовании была предпринята попытка интеграции элементов персонализированного адаптивного обучения за счет включения адаптивных автоматизированных настроек в LMS в электронный курс по иностранному языку.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в четыре этапа:

- на первом этапе изучались и анализировались теоретические основы и предпосылки персонализации как основной тенденции развития образовательных программ в современных условиях, подбирались методы диагностики для выявления мотивационного, технологического, содержательного, когнитивного, рефлексивного критериев и показателей сформированности иноязычной компетенции (СИК);

- на втором этапе уточнялась и корректировалась теоретическая концепция исследования, разрабатывались экспериментальная модель электронного обучающего курса на базе LMS Moodle по дисциплине «Иностранный язык» для студентов 1 года обучения в Севастопольском государственном университете и соответствующее дидактико-методическое сопровождение учебного процесса;

- на третьем этапе проводились обучающий эксперимент, экспериментальная проверка модели электронного обучающего курса за счет автоматизированного сбора обратной связи средствами LMS Moodle в электронном курсе по дисциплине «Иностранный язык» для студентов 1 года обучения;

- на четвертом этапе осуществлялись теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы и их интерпретация; оформлялись результаты экспериментальной работы и формулировались выводы; проводились анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление исследования.

Этап 1. 2019-2020. Изучались и анализировались теоретические основы и предпосылки персонализации как основной тенденции развития образовательных программ в современных условиях, подбирались методы диагностики для выявления мотивационного, технологического, содержательного, когнитивного, рефлексивного критериев и показателей сформированности иноязычной компетенции.

Этап 2. 2020 (весна). Уточнялась и корректировалась теоретическая концепция исследования, были определены базовые элементы персонализации электронного обучающего курса на базе LMS Moodle по дисциплине «Иностранный язык» для студентов 1 года обучения в Севастопольском государственном университете и было предложено соответствующее дидактико-методическое сопровождение учебного процесса.

Этап 3. 2021 (осень). Проводился обучающий эксперимент с участием 101 испытуемого экспериментальной группы в течение одного семестра в соответствии с рабочей программой дисциплины «Иностранный язык» в объеме 144 часа, из которых 72 часа отведены для самостоятельной работы в электронной образовательной среде. В качестве контрольной группы мы рассматривали 100 обучающихся иностранному языку в смешанном формате на основе электронного учебного курса (ЭУК) без элементов персонализации.

В рамках третьего этапа была определена задача - развитие мотивации обучающихся к иноязычной подготовке в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) «СевГУ.ру» на базе системы управления обучением LMS Moodle, в которой был разработан ЭУК для организации самостоятельной работы студентов. Ожидаемым результатом работы была устойчивая мотивация студентов к иноязычной подготовке с внедрением элементов персонализации в ЭУК.

Этап 4. 2022 (весна). Осуществлялись теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы и их интерпретация; оформлялись результаты экспериментальной работы и формулировались выводы; проводился анализ, обобщение и систематизация полученных данных, оформление исследования.

Электронный обучающий курс с применением персонализации был разработан на кафедре «Иностранные языки» в 2021-2022 гг.

Структура каждого модуля курса и индивидуальный маршрут его прохождения в электронном курсе - нелинейны. Система заданий была разработана с учетом вариативности достижения определенного уровня знания английского языка или по результатам выполнения обучающимся предыдущего задания. В курсе мы выделили три уровня овладения иностранным языком: А1-А2 - низкий уровень: от 0 до 60 баллов, В1-В1+ -средний уровень: 61-89 баллов, В2-С1 - высокий уровень: 90-100 баллов, т.е. обучающийся к итоговому результату может прийти разными путями. В зависимости от результата выполнения первого задания первого раздела обучающийся получает доступ к следующему заданию, соответствующему его уровню овладения материалом. Например, набрав свыше 75 балов за входное тестирование, обучающийся получает доступ к заданиям уровня В1-В1+.

На Рисунке 1 приведен типичный сценарий прохождения юнита электронного курса. Для обеспечения успешного процесса обучения с достижением наилучшего результата необходимо конструктивное взаимодействие преподавателей и обучающихся. При этом потребность во взаимодействии важна как для обучающегося, так и для преподавателя - для получения обратной связи, в том числе для проведения индивидуальных консультаций. Даже при использовании заочной или смешанной формы обучения такой вид работы сохраняется. В представленном ниже сценарии показано распределение ролей участников курса: студент, преподаватель, ассистент и система. В связи с возможностью LMS выполнения автоматических проверок работ студентов процесс перехода от юнита к юниту в соответствии с уровнем знаний студента происходит «бесшовно», встроенными средствами системы. Настройка «пороговых» заданий по уровню овладения иностранным языком проводится в свойствах «ограничения доступа» элементов LMS. На Рисунке 2 приведен пример настройки свойств элементов в электронном курсе.

Стзрт

1 1

о Студент Студент

Прохождение въ тестирован

Добавление на курс 1И»

1

£ Студент 1

Прохождение входного тестировЕния Преподаватель. Систег га

Проверка выходного тестирования

1

0 Система 1

Проверка входного тесткроЕЕН ид и ФИКСЕ ЦИП резуЛЬТЕТОЕ [лудент

Получение итоговых

результатов

1

[а, \

Д* петь непропленные пет

задания. 1 г Г Завершен ие

1

ПрепоДЕватель, Студент

Г| роведен ие з е нятия

1

Студент

П ронежутон ное тестероввн ие

1

£ Преподаватель, Система

П роверкв п ром ехуточ нога тестирован™

1

Нет Л & Остались ли вопросы дэ _____ ___

1 но здняшю: ш Г

1

Студент. Ассистент

Праведение консультации

Рисунок 1. Сценарий прохождения студентом раздела электронного курса по дисциплине «Иностранный язык»

8.2. А1-А2 Can/Could for ability (модальные Редактировать » Й

глаголы сап и could, выражающие способность и умение) f

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недоступно, пока не выполнено: Вы получили заданную оценку за 8.1. Write a story about a member of your family or a famous person you like.

* 8.2. A1-A2 Ex. Can or could? f Редактировать - © 0

Недоступно, пока не выполнено: Вы получили заданную оценку за 8.1 ./1 Read the text and choose the correct answer

8.2. B1-B2 Intensifiers- so, such, too, enough Редактировать T0 ^

S

Недоступно, пока не выполнено: Вы получили заданную оценку за 8.1. Write a story about a member of your family or a famous person you like.

* 8.2. B1-B2 Intensifiers so, such, too, enough Редактировать '9 Й f

Недоступно, пока не выпопнено: Вы получили заданную оценку за 8.1 ./1 Read the text and choose the correct answer

a)

Ограничение доступа

Ограничения

доступа Студент должен i соответствовать

нижеследующему условию

Оценка

7.3 Read the t<i

Q должна быть а 60

%

□ должна быть <

%

Добавить ограничение.

б)

Рисунок 2. Настройка индивидуализации обучения в электронном курсе по дисциплине «Иностранный язык»: а) фрагмент юнита с ограничениями; б) настройка автоматизированной проверки ограничений

Цель коммуникативного этапа эксперимента состояла в формировании у студентов 1 года обучения знаний, умений, навыков, необходимых для профессиональной деятельности при работе с ЭУК «А1-А1, В1-В1+, В2-С1». Организация работы студентов в процессе изучения иностранного языка в условиях электронного обучения имеет особую специфику, нацелена на развитие всех видов речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение и письмо). Ожидаемый результат работы следующего этапа экспериментальной работы -владение обучающимися иностранным языком для устного и письменного общения на уровне, соответствующем требованиям действующей рабочей программы дисциплины «Иностранный язык». Цель исследования на рефлексивном этапе экспериментальной работы - организация самооценивания обучающимися собственных достижений. Контрольный этап экспериментальной работы проводился с целью проверки эффективности интеграции элементов персонализации обучения в электронный образовательный контент по дисциплине «Иностранный язык» для обучающихся 1 года обучения.

В соответствии с выявленными критериями и показателями сформированности иноязычной компетенции охарактеризованы следующие уровни: низкий А1-А2, средний В1-В1+, высокий В2-С1.

Низкий уровень сформированности иноязычной компетенции характеризуется недостаточным уровнем знаний у обучающихся по дисциплине «Иностранный язык», отсутствием мотивации к обучению. Обучающие не имеют желания самостоятельно работать в ЭИОС «СевГУ.ру». Обучающиеся с низким уровнем сформированности иноязычной компетенции за выполнение всех заданий получали от 0 до 60 баллов.

Средний уровень сформированности иноязычной компетенции предполагает базовые знания по дисциплине «Иностранный язык» и умение осуществлять коммуникацию на иностранном языке. Студенты мотивированы, понимают важность сформированности иноязычной компетентности, им не хватает теоретических и практических знаний. Студенты со средним уровнем сформированности иноязычной компетенции за выполнение всех заданий получали от 60 до 89 баллов.

Высокий уровень сформированности иноязычной компетенции отмечен направленностью обучающихся на достижение высоких результатов в формировании иноязычной компетенции. Наблюдается высокий уровень мотивации. Студенты получали за выполнение всех заданий от 90 до 100 баллов.

Сравнительный количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы (Таблица 1) показал повышение уровня сформированности иноязычной компетенции обучающихся 1 курса, что свидетельствуют об эффективности разработанной модели.

Таблица 1. Общий уровень сформированности иноязычной компетенции (СИК) обучающихся на констатирующем (КЭ) и формирующем (ФЭ) этапах эксперимента (в % от общего количества участников эксперимента)

КЭ ФЭ

Категория Высокий уровень СИК Средний уровень СИК Низкий уровень СИК Высокий уровень СИК Средний уровень СИК Низкий уровень СИК

Раздел 1 9,4 66,3 24,3 9,7 67,4 22,9

Раздел 2 8,3 68,3 23,4 7,8 61,1 31,1

Раздел 3 95,8 3,7 0,5 96,9 3,1 0

Раздел 4 21,4 66,7 11,9 8,1 63,4 28,5

Раздел 5 6,2 52,3 41,5 13,7 63,6 22,7

По 1 разделу ЭУК на КЭ эксперимента высокий уровень СИК показали 9,4% респондентов, на ФЭ - 9,7% опрошенных (Рисунок 3, Рисунок 4). Средний уровень СИК - соответственно 66,3% испытуемых, рост СИК -67,4% бакалавров. На низком уровне СИК зафиксировано 24,3% респондентов на КЭ и 22,9% обучающихся соответственно на ФЭ эксперимента.

По 2 разделу ЭУК высокий уровень СИК был отмечен у 8,3% испытуемых на КЭ эксперимента, уровень СИК уменьшился незначительно - 7,8% опрошенных на ФЭ. Средний уровень - соответственно 68,3% испытуемых, формирующий эксперимент показал СИК - 61,1% бакалавров. На низком уровне зафиксировано 23,4% респондентов на КЭ и 31,1% обучающихся соответственно на ФЭ.

По 3 разделу высокий уровень был отмечен у 95,8% студентов, далее - 96,9% опрошенных. Средний уровень на КЭ - соответственно 3,7% испытуемых, на ФЭ - 3,1% бакалавров. На низком уровне зафиксировано 0,5% респондентов на КЭ и 0% обучающихся соответственно на ФЭ.

По 4 разделу высокий уровень СИК составил 21,4% респондентов на КЭ и показал 8,1% опрошенных на ФЭ. Средний уровень на КЭ - соответственно 66,7% испытуемых, далее - 63,4% опрошенных на ФЭ. На низком уровне зафиксировано 11,9% респондентов на КЭ и 28,5% опрошенных на ФЭ.

По 5 разделу высокий уровень составил 6,2% испытуемых на КЭ, на ФЭ - 13,7% опрошенных. Средний уровень в ЭГ - соответственно 52,3% испытуемых, 63,6% студентов - на ФЭ. На низком уровне зафиксировано 41,5% респондентов на КЭ и 22,7% обучающихся на ФЭ.

Рисунок 3. Констатирующий этап эксперимента

Рисунок 4. Формирующий этап эксперимента

На формирующем этапе эксперимента произошли позитивные изменения (Рисунок 5). Возросло количество обучающихся с высоким, средним уровнями сформированности иноязычной компетенции. Несколько уменьшилось количество респондентов, у которых выявлен низкий уровень сформированности иноязычной компетенции при констатации во время формирующего этапа.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Высокий КЭ Средний КЭ Низкий КЭ Высокий ФЭ Средний ФЭ Низкий ФЭ ■ Раздел 1 ■ Раздел 2 ■ Раздел 3 ■ Раздел 4 ■ Раздел 5

Рисунок 5. Итоговая диаграмма сформированности иноязычной компетенции обучающихся

Таким образом, эффективность интеграции элементов персонализации обучения в электронный образовательный контент курса по иностранному языку в вузе получила подтверждение. В конце эксперимента увеличилось количество респондентов с высоким уровнем сформированности иноязычной компетенции, обучающиеся проявляли мотивацию к работе в ЭИОС «СевГУ.ру», желание совершенствоваться и повышать уровень иноязычной компетенции за счет знаний и умений, полученных в ходе эксперимента.

Заключение

Внедрение элементов персонализации в электронный курс дисциплины требует от преподавателей значительных усилий по изучению индивидуальных потребностей, особенностей, целей, мотивационных установок обучающихся, детального анализа полученных данных, но позволяет добиваться высокой эффективности методической работы, направленной на разработку адаптивного «продукта». Проведенное исследование подтверждает позитивное влияние персонализации на формирование у обучающихся иноязычной компетенции в формате смешанного обучения иностранному языку.

Современные системы управления образованием, в частности использованная в эксперименте LMS Moodle, позволяют эффективно встраивать адаптивные автоматизированные настройки в электронный контент, обеспечивая большую гибкость и студентоцентричность образовательной среды. Усовершенствование электронных образовательных ресурсов в аспекте адаптивности к индивидуальным характеристикам обучающихся способствует повышению их внутренней мотивации, удовлетворенности успеваемостью, развитию учебной автономности, оптимизации учебного процесса за счет тщательного отбора приоритетных «узлов» в контенте курса, что в итоге обеспечивает эффективное формирование иноязычной компетенции.

Перспективы дальнейшего исследования. Персонализированное адаптивное обучение иностранному языку представляется перспективным направлением исследований инновационных методов лингводидак-тики с применением информационно-коммуникационных технологий. Авторы планируют продолжить исследование внедрения персонализированных моделей электронных обучающих курсов иностранного языка в рамках реализации различных программ дисциплин цикла «Иностранный язык».

Источники | References

1. Богомолова Е. В. Персонализированное обучение в системе профессиональной подготовки учителя информатики // Вопросы современной науки и практики. 2011. № 1 (32).

2. Гаврилюк О. А. Возможности персонализации обучения в цифровой образовательной среде. 2021. URL: https://pedconf.krasgmu.ru/ppt2021/Актуальные%20вопросы%20педагогики%20в%20условиях%20моде рнизации%20медицинского%20образования/О.А.%20Гаврилюк^Г

3. Зеер Э. Ф. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация. 2021. URL: https://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/38199/1/978-5-8295-0791-6_2021.pdf

4. Петровский В. А. Индивидуальность: состоятельность и саморегуляция // Психология индивидуальности: новые модели и концепции / под ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009.

5. Семенкина И. А., Павлова Т. А. Вуз в условиях пандемии: восприятие дистанционного и смешанного формата обучения студентами и преподавателями // Мир педагогики и психологии. 2021. № 4 (57).

6. Солонина А. Г. Концепция персонализированного обучения: монография. М.: Прометей, 1997.

7. Chou C.-Y., Lai K. R., Chao P.-Y., Lan C. H., Chen T.-H. Negotiation Based Adaptive Learning Sequences: Combining Adaptivity and Adaptability. 2015. URL: https://www.researchgate.net/publication/279070310_Negotiation_ based_adaptive_learning_sequences_Combining_adaptivity_and_adaptability

8. Peng H., Ma S., Spector J. M. Personalized Adaptive Learning: An Emerging Pedagogical Approach Enabled by a Smart Learning Environment // Smart Learning Environments. 2019. Vol. 6. Art. 9. DOI: 10.1186/s40561-019-0089-y

9. Pontual Falcao T., Mendes de Andrade e Peres F. Participatory Methodologies to Promote Student Engagement in the Development of Educational Digital Games. 2018. URL: https://www.learntechlib.org/p/200736

10. Shemshack A., Spector J. M. A Systematic Literature Review of Personalized Learning Terms. 2020. URL: https://slejournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40561-020-00140-9

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Миронцева Светлана Сергеевна1, к. пед. н.

Павлова Татьяна Александровна2

Семёнкина Ирина Артуровна3, к. психол. н., доц.

Шевченко Виктория Игоревна4, к. техн. н., доц.

Ченгарь Ольга Васильевна5, к. техн. н., доц.

1, 2, 3, 4, 5 Севастопольский государственный университет

Mirontseva Svetlana Sergeevna1, PhD Pavlova Tatyana Alexandrovna2 Semenkina Irina Arturovna3, PhD Shevchenko Victoria Igorevna4, PhD Chengar Olga Vasilevna5, PhD i, 2, 3, 4, 5 Sevastopol State University

1 mirontseva.sse@mail.ru, 2 tatyana_bokhan@mail.ru, 3 isemyonkina@mail.ru, 4 vishevchenko@sevsu.ru, 5 ovchemgar@sevsu.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 07.03.2022; опубликовано (published): 29.04.2022.

Ключевые слова (keywords): персонализация обучения иностранному языку; электронный курс по иностранному языку; смешанный формат обучения; персонализированное адаптивное обучение; personalization of foreign language learning; electronic course of foreign language; blended learning format; personalized adaptive learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.