Научная статья на тему 'СИСТЕМА LMS MOODLE В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

СИСТЕМА LMS MOODLE В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА MOODLE / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проскурина Галина Александровна

Данное исследование посвящено рассмотрению вопроса, касающегося применения цифровой дистанционной платформы LMS Moodle в процессе обучения студентов технического вуза иностранному языку. На основе анализа различных точек зрения в работе обоснована необходимость использования лингводидактического потенциала современных цифровых технологий в образовательном процессе с целью интенсификации и повышения его качества. Цифровые технологии, обладая такими характеристиками, как интерактив, мультимедиа, коммуникативность, позволяют также сделать учебный процесс более массовым, открытым. С целью организации эффективного усвоения учебного материала, был разработан алгоритм действий поэтапного формирования у студентов технического вуза навыков и развития умений иноязычного общения, разработанный на основе общедидактических и методических принципов и методов обучения. Данный алгоритм включает три последовательных этапа: ознакомительно-информационный, подготовительный и коммуникативный. Каждый из этапов нацелен на решение конкретных задач обучения посредством комплекса упражнений, реализованных в электронном образовательном ресурсе на платформе LMS Moodle, и направлен на развитие умений иноязычного общения у студентов технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проскурина Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LMS MOODLE SYSTEM IN A FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITY (FROM WORK EXPERIENCE)

This article is devoted to the issue of using the digital distance platform LMS Moodle in the process of teaching students of a technical university a foreign language. Based on the analysis of various points of view, the paper substantiates the need to use the linguodidactic potential of modern digital technologies in the educational process in order to intensify and improve its quality. Digital technologies, having such characteristics as interactive, multimedia, communication, also make it possible to make the educational process more massive and open. In order to organize the effective assimilation of educational material, an algorithm of actions was developed for the stage-by-stage formation of skills in students of a technical university and the development of foreign language communication skills, developed on the basis of general didactic and methodological principles and teaching methods. This algorithm includes three successive stages: familiarization and information, preparatory and communicative. Each of the stages is aimed at solving specific learning problems through a set of exercises. The exercises are implemented in an electronic educational resource on the LMS Moodle platform, and are aimed at developing foreign language communication skills among students of a technical university.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА LMS MOODLE В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

Цифровой сторителлинг - это способ представления информации в цифровой среде в виде истории с использованием мультимедийных технологий (вербального текста, фотографии, аудио- и видеоматериалов, графики, инфографики, анимации и других производных от них форм). Применение цифрового сторителлинга в образовании рассматривается в контексте осмысления понятий «креативное образование», «эдьютейнмент», которые основываются на применении игровом формате, повествования, современных информационно-коммуникационных технологий, привлечении и удержании внимания обучающихся, поддержании эмоциональной связи с обучающимися [3].

Студенты имеют возможность выбрать один из видов цифровой истории: рисованное видео, презентации, видеомонтаж, веб-страница с мультимедийным контентом.

Последовательность создания цифровой истории включает этапы:

• разработки концепции (выбора темы, определения целей и задач цифрового рассказа, целевой аудитории);

• сбора и анализа информации (осуществляется поиск информации по теме, ее анализ, размышления, выработка авторской позиции);

• создания истории. При написании сценария важно помнить о ряде рекомендаций: рассказ лучше вести от первого лица; персонажи, их проблемы, позиция рассказчика должны вызывать эмоциональный отклик; истории лучше создавать достаточно простыми и короткими, содержать одну главную мысль; должна присутствовать законченность истории;

• раскадровки и монтажа (отбора видео и аудио контента, соединение с анимацией, музыкой). При отборе аудио и видео контента важно не перегружать историю видеовставками и тщательно подходить к их отбору;

• презентация и публикация готовой цифровой истории [2].

При этом студенты вовлекаются в активную познавательную, профессионально-ориентированную деятельность.

Выводы. Использование информационных технологий в процессе подготовки будущих педагогов позволяет заинтересовать их, вызвать эмоциональный отклик, мотивировать, погрузить в профессионально-ориентированную среду, поощрить их на самостоятельное изучение рассматриваемых проблем и тем самым способствует формированию профессиональной направленности их личности.

Литература:

1. Акмеология: Учебник / Под общ.ред. А.А. Деркача. - М.: Издательство РАГС, 2002. - 650 с.

2. Грушевская, В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся / В.Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 6. - С-38-44. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/primenenie-metoda-tsifrovogo-storitellinga-v-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya (дата обращения: 05.05.2022)

3. Назарова, О.С. Цифровой сторителлинг как современная образовательная практика / О.С. Назарова // Гуманитарная информатика. - 2018. - № 15. - С. 15-28. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-storitelling-kak-sovremennaya-obrazovatelnaya-praktika/viewer (дата обращения: 25.04.2022)

4. Нурмухаметова, Л.Б., Салаватова, Г.Р., Бильданова, В.Р. Профессиональная направленность студентов / Л.Б. Нурмухаметова, Г.Р. Салаватова, В.Р Бильданова // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6-1. - С. 94-95. - URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5007 (дата обращения: 07.05.2022).

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». - URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 20.04.2022)

Педагогика

УДК 378.2.8:37

кандидат педагогических наук Проскурина Галина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (г. Иркутск)

СИСТЕМА LMS MOODLE В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (ИЗ

ОПЫТА РАБОТЫ)

Аннотация. Данное исследование посвящено рассмотрению вопроса, касающегося применения цифровой дистанционной платформы LMS Moodle в процессе обучения студентов технического вуза иностранному языку. На основе анализа различных точек зрения в работе обоснована необходимость использования лингводидактического потенциала современных цифровых технологий в образовательном процессе с целью интенсификации и повышения его качества. Цифровые технологии, обладая такими характеристиками, как интерактив, мультимедиа, коммуникативность, позволяют также сделать учебный процесс более массовым, открытым. С целью организации эффективного усвоения учебного материала, был разработан алгоритм действий поэтапного формирования у студентов технического вуза навыков и развития умений иноязычного общения, разработанный на основе общедидактических и методических принципов и методов обучения. Данный алгоритм включает три последовательных этапа: ознакомительно-информационный, подготовительный и коммуникативный. Каждый из этапов нацелен на решение конкретных задач обучения посредством комплекса упражнений, реализованных в электронном образовательном ресурсе на платформе LMS Moodle, и направлен на развитие умений иноязычного общения у студентов технического вуза.

Ключевые слова: электронная образовательная среда Moodle; принципы обучения; методы обучения; этапы обучения; интерактивные учебные элементы; языковые, условно-коммуникативные, коммуникативные упражнения.

An^a^n. This article is devoted to the issue of using the digital distance platform LMS Moodle in the process of teaching students of a technical university a foreign language. Based on the analysis of various points of view, the paper substantiates the need to use the linguodidactic potential of modern digital technologies in the educational process in order to intensify and improve its quality. Digital technologies, having such characteristics as interactive, multimedia, communication, also make it possible to make the educational process more massive and open. In order to organize the effective assimilation of educational material, an algorithm of actions was developed for the stage-by-stage formation of skills in students of a technical university and the development of foreign language communication skills, developed on the basis of general didactic and methodological principles and teaching methods. This algorithm includes three successive stages: familiarization and information, preparatory and communicative. Each of the stages is aimed at solving specific learning problems through a set of exercises. The exercises are implemented in an electronic educational resource on the LMS Moodle platform, and are aimed at developing foreign language communication skills among students of a technical university.

Key words: electronic educational environment Moodle; teaching principles; teaching methods; stages of learning; interactive learning elements; language, conditionally communicative, communicative exercises.

Введение. Процесс обучения иностранному языку в техническом вузе является обязательным в течение установленного периода обучения в университете и осуществляется в соответствии с ФГОС ВО. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по иностранным языкам практической целью обучения иностранному языку в техническом вузе является достижение обучающимися необходимого и достаточного уровня иноязычной коммуникативной компетенции, который позволяет использовать иностранный язык как средство для эффективного взаимодействия в бытовой, социально-культурной, профессиональной, деловой и академической сферах деятельности, а также для дальнейшего самообразования. Иными словами, целью является подготовка высококвалифицированного, конкурентноспособного профессионала со знанием иностранного языка, способного и готового осуществлять межкультурное взаимодействие. Достижению данной цели способствует применение новейших информационных образовательных технологий, которые расширяют возможности предъявления и организации работы обучающихся с целью усвоения учебных материалов за счет: визуализации, звукового, анимационного сопровождения учебной информации; интерактивности используемых электронных пособий; актуализации знаний и возможности оперировать большим объемом информации; расширению каналов и географии общения; новых форм взаимодействия в процессе (дистанционного и онлайн)-обучения: видео- и аудиоконференции и т.д. [7, 17].

Обзор научных исследований показывает, что в современном технологическом мире, требующем постоянных обновлений в области знаний, электронное обучение становится все более жизнеспособным средством [20, С. 7661]. Использование цифровых технологий происходит стремительными темпами практически во всех развитых странах, предоставляя возможности для расширения доступа к высшему образованию. Являясь эффективным средством обучения и управления образованием, современные информационные технологии способствуют интенсификации процесса обучения иностранному языку и повышению его качества, в полной мере способствуют применению в процессе обучения таких эффективных инструментов, как интерактив, мультимедиа, коммуникативность [8, С. 4; 14, C. 3], что позволяет сделать учебный процесс более массовым и открытым, «ломающим привычный стереотип передачи знаний от обучающего к обучающемуся с помощью традиционных средств» [2, С. 49]. Ученые высказывают убежденность в том, что и в будущем цифровые технологии будут являться частью университетского образования, поскольку их использование мотивирует обучающихся, повышает их заинтересованность в изучении предмета и добавляет разнообразия в сам учебный процесс [18, С. 3; 19, С.1567].

Целью данного исследования является представление практических результатов применения цифровой дистанционной платформы LMS Moodle в процессе обучения студентов технического вуза иностранному языку.

Изложение основного материала статьи. Вопросы интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процесс обучения иностранному языку нашли отражение в работах многих отечественных педагогов и зарубежных исследователей (Л.Г. Аверкиева, А.С. Будник, М.Н. Евстигнеев, С.С. Миронцева, Е.С. Полат, П.В. Сысоев, А.К. Черкасов, Т.А. Чернякова, J. Beiz, J. Cumming, S. Dhillon, E. Kern, N. Hockly, M. Henderson, S. Thorne, M. Warschauer и др.). В них широко обсуждаются новые перспективы, открывающиеся в реализации образовательной деятельности с внедрением новейших цифровых технологий. Многие методисты отмечают их огромный лингводидактический потенциал. Так, П.В. Сысоев в своих научных работах исследует дидактические свойства и методические функции блог-технологии [11] и вики-технологии [12], а также сервиса подкастов [13]. Выявленный учеными лингводидактический потенциал цифровых технологий позволил разрабатывать методики обучения разным видам речевой деятельности на иностранном языке с применением ИКТ. В частности, С.С. Миронцева в своем исследовании разработала и описала модель формирования иноязычной профессионально-ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [8]. Л.Г. Аверкиева разработала методику формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов бакалавриата на основе использования интернет-технологий [1]; А.К. Черкасов -методику обучения социокультурным умениям на основе веб-форума [15]. И.С. Дронов предложил методику обучения письменному академическому дискурсу магистрантов лингвистического профиля на основе использования блог-технологии [5]. Некоторые исследователи рассматривают возможность внедрения социальных сетей в процесс обучения, поскольку их коммуникативная функция и возможность быстрого обмена информацией являются положительными факторами в организации уроков и в процессе планирования и организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся [3]. Так, О.В. Пустовалова исследует лингводидактические возможности сервиса «Твиттер» для развития речевых умений обучающихся [9.]. Е.В. Горобцов, Р.Д. Лопатин, П.Д. Митчелл изучают образовательный потенциал коротких видео на платформе "TikTok", их преимущества и возможность использования для формирования социокультурных навыков у обучающихся в процессе обучения английскому языку [3].

Изучение многих научных работ свидетельствует о том, что, преимущества современных цифровых технологий неоспоримы. Благодаря своим интерактивным и мультимедийным возможностям, современные цифровые технологии предоставляют доступ неограниченному количеству пользователей всех категорий в любом месте и в любое время по своему желанию [20, С. 7661]. Кроме того, цифровые технологии обладают возможностью освободить студентов от однообразных рутинных действий при выполнении учебных заданий, а преподавателей от рутинной работы по подготовке учебных заданий и проверки результатов их выполнения, что способствует интенсификации и индивидуализации учебного процесса [4, С. 16].

Следует заметить, что в условиях обучения в техническом вузе при формировании у студентов коммуникативных способностей, стиля общения в процессе освоения иностранного языка именно технология мультимедиа является наиболее эффективным средством, способствующим полноценной презентации учебного материала с целостной системой текстов, звуков, различных видео и графических (стационарных и анимационных) изображений. Исключительная возможность работы с аутентичными текстами, возможность слушать речь носителей языка, а также возможность общаться с ними позволяет создавать необходимые условия для погружения в языковой среду [3]. Таким образом, цифровые технологии способствуют моделированию необходимых условий для успешного усвоения иноязычных социокультурных и профессиональных знаний; предоставляют различные возможности для того, чтобы восполнить недостающую коммуникацию с реальными носителями языка, способствуют погружению студентов в предложенную коммуникативную ситуацию [1, С. 3; 2, С. 49-50].

В педагогической практике во многих образовательных учреждениях широкое применение получила платформа LMS Moodle, которая способствует созданию необходимых условий для организации процесса обучения иностранному языку. LMS Moodle обладает учебными элементами, которые делятся на две группы: 1) для организации активной работы обучающихся с учебным материалом (глоссарий, опрос, семинар, форум, чат, вики, база данных); 2) для осуществления контроля уровня усвоения учебного материала (задания, тест) [10, С. 208]. При разработке курса преподаватель определяет,

как, в зависимости от технологических возможностей системы LMS Moodle, можно наиболее эффективно организовать деятельность обучающихся с целью усвоения ими учебного материала на конкретном этапе обучения иностранному языку. Необходимо отобрать те элементы, с помощью которых обучающиеся могут взаимодействовать онлайн одновременно через видео, аудио, изображения и текст, используя один или несколько цифровых инструментов [17]. Взаимодействие такого рода способствует развитию психических процессов, таких как внимание, память, восприятие, воображение, мышление.

Оптимальное сочетание различных инструментов позволяет организовать работу по усвоению учебного материала таким образом, чтобы побудить учащегося к соответствующей когнитивной обработке полученных знаний и для того, чтобы мотивировать обучающихся на активный, творческий подход к процессу обучения. А также, сразу после изучения конкретного материала преподаватель имеет возможность проверить степень его усвоения, организовать самоконтроль и контрольное тестирование [10, С. 209].

С целью эффективной организации процесса формирования у студентов технического вуза навыков и совершенствование умений иноязычного общения, был разработан электронный образовательный ресурс (ЭОР). В его основу были положены общедидактические и методические принципы обучения. Для решения конкретных задач определены методы и приемы обучения. ЭОР включает комплекс упражнений разного типа, направленный на формирование необходимых навыков и умений, для достижения конкретных учебных задач и конечной цели обучения. Данный комплекс реализуется посредством компьютера. Разработанный электронный образовательный ресурс, размещен в электронной образовательной среде LMS Moodle. Следует заметить, что система Moodle рассматривается в контексте данного исследования как средство дополнительной поддержки учебного процесса в рамках традиционных методов обучения, которое ориентировано на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися как в очной форме, так и дистанционно для самостоятельной работы обучающихся.

Работа по формированию навыков и развитию умений включает три логически взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа: ознакомительно-информационный, подготовительный и коммуникативный. Процесс реализации данных этапов при обучении аспектам языка и видам речевой деятельности имеет конкретные цели и задачи, для решения которых используются различные методы и приемы.

Целью первого этапа - ознакомительно-информационного является формирование знаний, которые необходимы обучающимся для осуществления общения на иностранном языке. Для успешного решения задач первого этапа предусматривается применение информационно-рецептивного и репродуктивного методов и таких приемов, как:

1) презентация и первичная активизация языковых средств - лексикона, детерминированного профессиональной сферой общения. Этот прием предполагает знакомство обучающихся (включая семантизацию) с лексическими единицами изучаемого языка. Так, например, с помощью учебного элемента «глоссарий» преподаватель организует коллективную работу обучающихся над расширением словарного запаса на основе контекста. Такие элементы как: «файл», «страница», «книга», «гиперссылка» позволяют размещать материалы текстового формата (документы в формате Word, Exsel, PDF, Power Point), т.е. любые по форме представления данные для самостоятельного изучения студентами. Поэтому они являются эффективными средствами презентации нового лексического материала. Следует отметить специфику этих учебных элементов: они позволяют включать также иллюстрации, анимацию, аудио- и видеофайлы, превращая при этом «пассивный процесс чтения с экрана в активный процесс изучения нового материала» (Методические рекомендации по разработке онлайн-курса в системе управления электронным обучением (LMS) Moodle. - Томск: Изд-во ТПУ, 2018. - 37 c.) и, таким образом, помогая обучающимся достигать личных целей обучения или выполнять работу с целью улучшения конечных целей. Работа с «глоссарием» дает возможность обучающимся расширить знания лексикона, детерминированного социокультурным контекстом иной лингвокультуры. Их первичная активизация предполагают использование группы упражнений языкового и условно-коммуникативного характера. Здесь применяются задания с различными типами вопросов, такими как: «На соответствие (Matching)», «Вложенный ответ (Cloze)», «Множественный выбор (Multiplechoice)», «Верно/Неверно (True/False», разработанные с помощью элемента «тест» образовательной среды Moodle;

2) презентация фрагментов аутентичных текстов, которая представляет собой демонстрацию речи в реально существующем устном деловом иноязычном дискурсе. Для реализации этой цели используется учебный элемент «гиперссылка» системы Moodle. Следует отметить, что посредством гиперссылки вниманию обучающихся может быть представлен любой контент на изучаемом языке, т.к. учебный элемент «гиперссылка» позволяет размещать в электронном курсе различные веб-ссылки, которые могут быть связаны с любыми материалами, в том числе аутентичными аудио- и видеоматериалами, находящимся в свободном доступе в интернете. Их использование дает обучающимся возможность не только получать специфические знания, составляющие часть картины мира представителя иной деловой лингвокультуры, но и способствует формированию целостного представления о лингвистических и экстралингвистических особенностях инокультурного устного дискурса, о специфике коммуникативного поведения представителя иной культуры в различных ситуациях повседневного и делового речевого взаимодействия.

На втором этапе - подготовительном решается задача формирования у студентов совокупности умений, необходимых для осуществления общения на иностранном языке. На данном этапе используются репродуктивный метод и упражнения, которые нацелены на самостоятельное воспроизведение ранее изученных языковых средств. Это условно-коммуникативные и коммуникативные упражнения, целью которых является формирование умений употребления лексических единиц в разнообразных ситуациях межкультурного взаимодействия. Примерами этих упражнений являются «Эссе», которые были разработаны с использованием учебного элемента «тест» электронной образовательной среды LMS Moodle. Также используются учебные элементы «семинар» и «задание», где обучающиеся дают ответы в устной (в формате mp3) и письменной форме. Особое внимание стоит уделить тому, что одновременно с заданиями, требующие ответов на поставленные вопросы, в учебном элементе «семинар» даются задания на написание рецензий на работы своих одногруппников, в которых обучающимся предлагается обосновать свою точку зрения.

Целью третьего этапа - коммуникативного является совершенствование сформированных умений использования комплекса лингвистических средств общекультурной и профессиональной направленности, с учетом намерений коммуникантов в разнообразных ситуациях межкультурного взаимодействия. Для реализации цели на данном этапе целесообразным является использование эвристического и проблемного методов, которые направленны на самостоятельную коммуникативную деятельность студентов по подготовке и презентации высказываний на иностранном языке. Основным методическим приемом, реализующим цель данного этапа, является решение коммуникативных задач профессионального общения, то есть реализация речевого действия, которое необходимо выполнить.

Следует отметить, что система LMS Moodle, обладая широким спектром различных учебных элементов, открывает «широкие возможности для коммуникации» [6]. Достижение данной цели может осуществляться за счет использования таких интерактивных учебных элементов, как, например, «форум», «семинар», «задание», «вики», «чат». Посредством учебного элемента «задание» осуществляется реализация коммуникативных заданий в текстовом, голосовом или видео сообщении. Третий вариант ответа носит наиболее творческий характер. Он предоставляет преподавателю возможность

определить уровень коммуникативной компетенции обучающегося. Для организации обсуждений различных проблемных вопросов используются «форум» и «чат». «Форум» позволяет преподавателю и обучающимся общаться в асинхронном режиме, т.е. в течение длительного времени. Каждый обучающийся создает свое сообщение-высказывание или проблемную ситуацию, требующую конкретного решения в конкретной ситуации иноязычного общения. С помощью элемента «Чат» реализуется синхронная коммуникация - в режиме реального времени, где каждый участник коммуникации сразу же получает отклик на свое сообщение или вопрос.

Выводы. В заключении хотелось бы отметить, что информатизация процесса обучения иностранному языку, благодаря применению ИКТ, ведет к его модернизации и реформированию на дидактическом уровне, который отвечает требованиям, предъявляемым к высшему образованию на современном этапе.

Разнообразные интерактивные учебные элементы платформы LMS Moodle предоставляют безграничные возможности для управления эвристической иноязычной деятельностью студентов. Они являются эффективным инструментом педагогического взаимодействия при обучении студентов технического вуза иностранному языку, поскольку: 1) способствуют доступности процесса приобретения знаний в области иной лингвокультуры, обеспечивая индивидуализацию обучения; 2) способны предоставить разнообразный материал для изучения социокультурной реальности страны изучаемого языка, а также особенностей коммуникативного поведения представителя, принадлежащего этой культуре, что способствует формированию у обучающихся уважения и терпимости к иным культурам и точкам зрения.

Разработанный в электронном образовательном ресурсе комплекс упражнений направлен на эффективную работу по формированию навыков и развитию умений иноязычной речи. Разработанный на основе общедидактических и методических принципов обучения, с применением различных методов и приемов обучения, ЭОР может являться эффективным инструментом повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и их удовлетворенности самим процессом обучения, способствуя тем самым повышению у обучающихся качества подготовки к иноязычному общению.

Литература:

1. Аверкиева, Л.Г. Методика формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции студентов бакалавриата на основе использования междисциплинарных проектов и интернет-технологий: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Аверкиева Любовь Геннадьевна. - Нижний Новгород, 2019. - 27 с.

2. Белоглазова, Л.Б. Электронные ресурсы как средство формирования и развития научного стиля коммуникации современных студентов / Л.Б. Белоглазова // Вестник МГПУ. - 2014. - № 1 (27). - С. 47-52.

3. Горобцов, Е.В. Короткие видео на платформе "TikTok" как средство формирования социокультурных навыков у обучающихся английскому языку / Е.В. Горобцов, Р.Д. Лопатин, П.Д. Митчелл // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - Т. 26, № 194. - С. 25-34. - https://doi.org/10.20310/1810-0201-2021-26-194-25-34

4. Гриншкун, В.В. Видовой состав и направления использования электронных ресурсов для обучения информатике в вузе / В.В. Гриншкун // Вестник МГПУ. 2012. - № 1 (23). - С. 14-21.

5. Дронов, И.С. Блог учебной группы как одна из современных интернет-технологий в обучении иностранному языку / И.С. Дронов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - Т. 24, № 180. - С. 61-69. -https://doi.org/10.20310/1810-0201 -2019-24-180-61-69

6. Камал, М.Н. Moodle - Современная Интернет-среда в образовательных технологиях вуза / М.Н. Камал, Е.А. Цапко // Вестник науки Сибири. Томск: ТПУ. - 2013. - № 4 (10). - С. 145-149.

7. Котрикадзе, Е.В. О преимуществах использования мультимедийных технологий при обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов / Е.В. Котрикадзе // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5, № 5. (CDROM)

8. Миронцева, С.С. Формирование иноязычной профессионально ориентированной компетенции будущих менеджеров с использованием электронных образовательных ресурсов: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Миронцева Светлана Сергеевна. - Ялта, 2020. - 22 с.

9. Пустовалова, О.В. Социальный сервис «Твиттер» как средство развития речевых умений у студентов неязыкового вуза / О.В. Пустовалова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. - 2012. - Вып. 7 (111).

- С. 193-197.

10. Ребрина, Ф.Г. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе Moodle / Ф.Г. Ребрина, И.А. Леонтьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 2. - С. 204-212.

11. Сысоев, П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2012. - № 4 (20).

- С. 115-127.

12. Сысоев, П.В. Вики-технология в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2013. - № 3 (23).

- С. 140-152.

13. Сысоев, П.В. Подкасты в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2014. - № 2 (26). -С. 189- 201

14. Томина, И.П. Разработка и комплексное использование электронных образовательных ресурсов для реализации профессионально направленных межпредметных связей: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Томина Ираида Петровна. - Москва, 2018. - 25 с.

15. Черкасов, А.К. Веб-форум в формировании социокультурных умений студентов языкового вуза / А.К. Черкасов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. - 2012. - Вып. 3 (107). - С. 118- 121.

16. Шамов, А.Н. Цифровые технологии и их применение в методике обучения иностранным языкам / А.Н. Шамов, Ю.В. Шлыкова // Нижегородское образование. -2019. - № 2. - С. 89-94.

17. Belda-Medina, J. Enhancing Multimodal Interaction and Communicative Competence through Task-Based Language Teaching (TBLT) in Synchronous Computer-Mediated Communication (SCMC) / J. Belda-Medina. - Education Sciences, 2021. URL: https://www.mdpi.com/ (дата обращения: 06.02.2022). D0I:https://doi.org/10.3390/educsci11110723.

18. Dhillon, S. An Investigation of EAP Teachers' Views and Experiences of E-Learning Technology. / S. Dhillon, N. Murray.

- Educ. Sci. 2021. - V. 11(2). - pp. 1-16. DOI: https://doi.org/10.3390/ educsci11020054

19. Henderson, M. What works and why? Student perceptions of 'useful' digital technology in university teaching and learning / M. Henderson, N. Selwyn, R. Aston. Studies in Higher Education. 2015. - v. 42. - pp. 1567-1579.

20. Karthika, R. Intelligent e-learning system based on fuzzy logic / R. Karthika, L. Jegatha Deborah, P. Vijayakumar. - Neural Computing and Applications. 2020. - V. 32. - pp. 7661-7670.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Департамента туризма и гостеприимства Романцова Дарья Викторовна

Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток); кандидат педагогических наук, доцент Департамента психологии и образования Зачиняева Елена Федоровна

Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ»

Аннотация. В данной статье обосновано применение контекстного обучения в подготовке студентов направления «Туризм». Туризм - одна из ведущих отраслей экономики Дальнего Востока, а потребность отрасли в кадрах, работающих в туризме возрастает с каждым годом, что ставит перед вузами Дальнего Востока задачу в подготовке качественных кадров. Деловой туризм - один из перспективных видов туризма на Дальнем Востоке, специфика отрасли требует специалистов с развитыми мягкими навыками - организаторскими и коммуникационными навыками. Для этого предлагается возможность использования контекстного подхода в формировании профессиональных компетентностей бакалавров туризма через внедрение имитационной обучающей модели в виде профессионального мероприятия. Автором предложен вариант обучения, где студенты с опытными наставниками из числа преподавателей сами организуют мероприятие, которое позволит освоить необходимые навыки при подготовке и разовьет профессиональный интерес к отрасли туризма и гостеприимства. Успешное реализации имитационной обучающей модели достигается при усвоении студентами теоретической рамки дисциплины и практической пробы профессиональной деятельности. Реализация дисциплины в рамках контекстного подхода позволяет «погрузить» студента в будущую профессию, мотивируя действовать проактивно, и развивает все необходимые гибкие навыки.

Ключевые слова: контекстное обучение, практико-ориентированность, учебно-профессиональная деятельность.

Annotation. This article substantiates the use of contextual learning in the preparation of students in the direction of "Tourism". Tourism is one of the leading sectors of the economy of the Far East, and the industry's need for personnel working in tourism is increasing every year, which sets the task for the universities of the Far East to train high-quality personnel. Business tourism is one of the promising types of tourism in the Far East, the specifics of the industry require specialists with developed soft skills -organizational and communication skills. For this, it is proposed to use the contextual approach in the formation of professional competencies of tourism bachelors through the introduction of a simulation training model in the form of a professional event. The author proposes a training option, where students with experienced mentors from among the teachers themselves organize an event that will allow them to master the necessary skills in preparation and develop professional interest in the tourism and hospitality industry. Successful implementation of the simulation training model is achieved when students master the theoretical framework of the discipline and the practical test of professional activity. The implementation of the discipline within the framework of the contextual approach allows you to "immerse" the student in the future profession, motivating them to act proactively, and develops all the necessary soft skills.

Key words: contextual learning, practice orientation, educational and professional activities.

Введение. Туризм - одна из ведущих отраслей экономики Дальнего Востока. В утвержденной государственной программе Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае на 2020-2027» годы особое место уделяется деловому туризму. Так, в программе сказано, что требуется «активизация конгрессно-выставочной деятельности и MICE-туризма»^], а «количество лиц, работающих в туристских организациях к 2027 году должно составить 1,37 тысяч человек» [1], что ставит перед региональными вузами Дальнего Востока задачу в подготовке специалистов в области туризма.

С целью конкретизации профессиональных навыков специалиста в области туризма обратимся к определениям. Согласно национальному стандарту Российской Федерации, «конгрессная деятельность - это предпринимательская деятельность, направленная на создание благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией, деловых и научных контактов с целью установления и развития отношений между изготовителями товаров, поставщиками услуг и потребителями товаров и услуг, осуществляемая в процессе организации и проведения конгрессных мероприятий» [2]. «MICE-туризм» - это вид туризма, связанный с организацией и проведением корпоративных и деловых мероприятий (встреч, совещаний, мотивационных поездок, конференций, выставок).

Специфика отрасли требует для «MICE - индустрии» подготовленного специалиста с развитыми организаторскими и коммуникационными способностями, развитыми гибкими навыками. Гибкие навыки сегодня принято называть «soft-skills», к ним относятся умение работать в команде, критическое мышление, деловое общения, организация деятельности. Данные умения связаны с формированием ряда общекультурных и профессиональных компетенций, указанных в ФГОС ВО по направлению «Туризм». Среди требований к результатам освоения программы бакалавриата присутствуют следующие умения, которые связаны с организацией делового мероприятия: умение «организовывать работу исполнителей, принимать решение в организации туристской деятельности», «способностью к коммуникации в устной и письменной формах», «способностью работать в команде». В то же время, как отмечает К.В. Малышенко: «главной проблемой подготовки кадров для сферы туризма является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний» [3].

Изложение основного материала статьи. Действительно, подготовка специалиста в области делового туризма при традиционном подходе к образованию позволяет усвоить необходимые, так называемые, жёсткие навыки (hard-skills). Как правило, к жестким навыкам в области туризма относят следующее: студент знает туристский рынок, основы работы с потребителем и продажи, основы проектирования туристского продукта, составление памяток туриста, позиционирование и продвижение турпродукта, знание иностранных языков, знает перечень деловых туристских и событийных мероприятий, знает специализированные виды туризма. Но к профессиональным вызовам, таким как непосредственная организация делового или событийного мероприятия (фестиваля или конференции), полноценная работа в команде, деловое общение с различными представителями реального сегмента бизнеса и органов власти - выпускник не готов.

Следовательно, преподавание дисциплин, связанных с деловым туризмом, должно быть практико-ориентированным, позволяющим освоить студенту все необходимые компетенции. Практико-ориентированность профессионального образования можно реализовать через применение контекстного подхода в обучении и использование моделирования профессиональной деятельности организатора встреч и мероприятий.

Контекстное обучение представлено в работах А.А. Вербицкого, О.Г. Ларионовой, В.Г. Калашникова. Е.Н. Егорова. Авторы С.В. Граф, М.И. Клюева исследовали применение контекстного похода в обучении бакалавров туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.