Трансформация идей о праве и государстве в западноевропейской и отечественной социально-философской мысли
Хубиев Башир Билялович,
доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» E-mail: [email protected]
Кумыков Ауес Мухамедович,
доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» E-mail: [email protected].
Кесаева Рита Эльбрусовна,
доктор социологических наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» E-mail: [email protected]
Дагаев Рашид Рамазанович,
старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова» E-mail: [email protected]
В статье произведен исторический анализ политико-правовых представлений в западной и отечественной философской мысли. Выявлены основные тенденции развития западноевропейских взглядов на государство и право, определено их влияние на формирование политико-правовых концепций в отечественной философии.
Методология исследования базировалась на диалектическом познании, анализе, синтезе, аналогии.
Представлен анализ ключевых концепций государства и права в их исторической ретроспективе от античности до наших дней. Дается сопоставительный анализ политических и правовых учений в западной и российской социально-философской мысли. Особое внимание уделено специфике формирования российских традиций правопонимания, опосредованных двумя разнонаправленными факторами: рецепцией западноевропейского концептуального наследия и влиянием византизма, трактующего право, как стоящую над человеком форму духовного единения людей. Представленный обзор отражает всю многоаспектность и неоднозначность исследуемого феномена.
Ключевые слова: правовое государство, социальная философия, история, политика.
Особую значимость сегодня приобретают вопросы, связанные с формированием всеобщих, цивилизационных универсалий, в том числе, касающихся политико-правовой сферы. Глобальный мир опосредует необходимость в становлении и развитии новых правовых стандартов, призванных урегулировать систему взаимоотношений в новых реалиях, где складывается абсолютно иная модель миропорядка и общественного устройства. Сегодняшняя повестка выносит на первый план такие правовые аспекты, как соотношение национального и международного права, взаимодействие систем правосудия, политико-правовой рецепции западного права в контекст российской государственности и прочее. При этом остро встает вопрос о том, какие именно идеи, ценности и стандарты мы можем считать универсальными, а какие остаются сугубо национальными? Как в сегодняшнем глобальном мире дифференцировать и соотнести процессы сохранения собственной национальной идентичности и интеграцию в мировое пространство?
Следует учитывать, что формирование будущих идеологических принципов глобального правопорядке вряд ли возможно, что называется, «с нуля». Вся история человечества представляет собой движение вперед, путем наслоения все нового и нового духовного опыта; цивилизация, развиваясь поступательно, впитывает наследие и идеи предшествующих поколений и приумножает их с каждым новым этапом своего развития. В этой связи, представляется особенно логичным рассматривать эволюцию концепций государства и права в их историческом развитии, экстраполируя весь накопленный в этой сфере опыт человечества на ситуацию социального развития дня сегодняшнего. Подобная аналитическая ретроспектива дает нам шанс критически взглянуть на идеи на-
227
ших предшественников и оценить применимость этих идей в современных реалиях.
Цель исследования - трансформация политико-правовых концепций в западной и российской социально-философской мысли.
Феноменология понятий «государство» и «право» рассматривается на уровне многих гуманитарных дисциплин: социологии, политологии, культурологии, философии, истории и др., в связи с чем авторы обратились к общенаучным методам общественного познания. Сравнительно-исторический метод позволили рассматривать сущность государства и права в их исторической ретроспективе, позволяя выявить специфику сущностных характеристик исследуемых понятий в западной и отечественной социальной философии, чтобы обозначить их тождества и противоречия. Диалектический принцип познания позволил рассматреть историческую трансформацию идей государства и права в контексте соотношения универсальных и сугубо национальных традиций.
Проблема философского осмысления феномена «правовое государство» имеет долгую историю, уходящую глубоко в античность, а то и к более раннему периоду человеческой истории, когда библейские принципы существования являлись, по сути, тем нравственным мерилом, по которому выстраивалась вся система регулирования общественных отношений. Так, например, в традициях отечественной философии права, духовно-нравственные основы Ветхого Завета, зачастую, рассматриваются как квинтэссенция верховенства права. Так, например, В.И. Лафитский утверждает, что ветхозаветные постулаты представляют собой ни что иное, как одну из наиболее развитых правовых концепций, как с точки зрения юридической, так и с философской. Иначе, как еще можно трактовать представленные в Библии принципы разделения власти, нормы публичного и уголовного права, верховенства права, как закона. Цитируя автора, мы можем лишь согласиться с его точкой зрения: «Не было и другого права, кото-
рое оказывало бы столь мощное воздействие на ход истории, как Библия» [11].
При всей справедливости и правомочности данного тезиса, в исследовании феноменов государства и права, традиционно принято обращаться к периоду античности. Именно в размышлениях античных мыслителей начинают формироваться те представления о праве, законе, государстве, которые станут основой правопонимания в принципе, и составят историко-философскую предпосылку формирования будущей доктрины правового государства.
Представим краткий обзор наиболее важных концептуальных положений о правовом государстве в западной философской мысли. Идею о государстве, как чем-то разумном и совершенном, основанном на принципах справедливости отстаивали Сократ, Платон и Аристотель. По Платону, государственность возможна лишь там, где есть справедливость, а закон «есть владыка над правителями, а они - рабы его» [15, с. 473474]. Идеальное платоновское государство представляло собой целостное, разумное единство, в котором торжествует добродетель, основанная на законах разума, где единственная миссия власти - служение справедливому закону. И хотя Платон рассматривал государство, как некий монолит, не расчленяя его на правовое, политическое, религиозное или нравственное, мы явно прослеживаем у него осознание ценности и важности правовых норм, законов, судебных решений для формирования социально благополучного государства. Воззрения Платона сыграли огромную роль в формирование всей дальнейшей истории развития политико-правовой идеологии, став предпосылкой осмысления государства, как правовой категории.
Последователь Платона, Аристотель, в сущности не относил правовые аспекты бытия к сфере своих основных интересов; для него апогеем научного познания являлась политика, в рамках которой он рассматривал право, как вспомогательную, служебную функцию, опосредующую достижение политических целей.
228
Тем не менее, в своих размышлениях о сущности государства, философ высказывает целый ряд идей касательно определяющей роли справедливости, добра, служению общему благу, важности законов. Вслед за Платоном, Аристотель ставит закон во главу государственного устройства, закон - есть мерило справедливости и регулятор политического общения, там, где не властвует закон - не идет речь о государственности. Рассматривая государство, как данность, проистекающую из человеческой природы, Аристотель основное свое внимание сосредотачивал не на сущностных аспектах государственности, а на ее форме и устройстве; согласно его представлениям, любая государственная система строится на «трех китах», трех ветвях власти - законосовещательный орган, магистратуры и судебный орган [5]. Таким образом, Аристотель фактически пришел к идее разделения властей, которая получит свое развитие чуть позже, в эпоху Просвещения.
Теория разделения властей находит существенное развития и во «Всеобщей истории» Полибия. Описывая системы правления Спарты и Рима, философ находит существующую там форму правления, при которой полномочия трех властей (консулов, сената и народа), объединяясь, обеспечивают наилучшую устойчивость государства. Преимуществом такой смешанной формы политического устройства, Полибий усматривал в механизмах взаимного сдерживания и противодействия каждой из ветвей власти; поддержание такого баланса в результате обеспечивало стабильное существование государства. Концепция Полибия в значительной мере сформировала основные направления в дальнейшей разработке теорий разделения властей [7].
Идея взаимосвязи государства и закона находит свое продолжение в трудах Цицерона, древнеримского политика, вся карьера которого, была направлена на поиск устойчивых механизмов государственного устройства. Цицерон становится родоначальником идеи «общего правопорядка», первым из антич-
ных мыслителей фактически говорит о государстве, как о правовой институции. В целом, надо сказать, римское правовое сознание отличалось от взглядов Древней Греции; если последняя все-таки рассматривала государство, как нечто естественно-божественное, основанное на нравственных основах и общих интересах граждан, то древнеримское понимание государства больше базируется на рационально-прагматических категориях, обуславливающих публично-правовой характер политического устройства. В этой связи интересны высказывания Р. Иеринга, который рассматривал римское правосознание, как взращенное не на идеалах социальной справедливости, а на позициях силы и захватнической идеологии. По мнению Р. Иеринга, высшей ценностью римского мировоззрения является вовсе не человек, личность и его интересы, а имущество, любая «добыча», а соответственно, государство, как субъект права - прежде всего собственник имущества. Автор делает вывод, что развитие идей частноправового характера в римском праве - есть следствие специфичной, национальной захватнически-меркантильной идеологии, берущей свое начало еще с деяний Ромула и Рема. Как бы то ни было римское правопо-нимание впервые задает государственности юридический вектор [9].
При всей специфичности правопо-нимания, философская мысль Древнего Рима не останавливала поисков истинного правового начала, и в трудах многих авторов мы найдем идеи о справедливости высшего разума, который укрепляясь в умах человечества становится истинным мерилом права и бесправия, становясь законом. Цицерон рассматривал справедливость и вслед за ней право, как порождение природы, к которому и должен стремиться человек. Так в античной политико-правовой философии начинает оформляться идея естественного права, которая, безусловно, в тот период, была весьма и весьма ограниченной в применении; оно распространялось далеко не на каждого члена общества, например, женщины, рабы,
229
варвары не обладали естественными правами.
Итак, античная философия провозглашает право, как естественную природную данность, установленную высшим разумом, а не человеческой волей. Что же дальше? каков дальнейший ход философской мысли в области взаимоотношения права и государства?
Средневековье продолжает развитие естественно-правовых концепций античного времени, провозглашая высшим проявлением нравственности и справедливости волю Божью. Важным моментом в развитии правовых идей в средние века является тесное взаимодействие обычного права варварских народов, церковного права и античного наследия. На этой почве в сущности и зарождаются предпосылки современной западной правовой культуры. Тема построения правового порядке на основах божественной справедливости широко разрабатывается в трудах Аврелия Августина и Фомы Аквин-ского. Оба они, продолжая идеи древнегреческих мыслителей, провозглашали идею естественного закона, выходящего из здравого человеческого разума; право - есть проявление справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Ф. Аквинский в своих размышлениях о нравственности отмечает, что Бог дает человеку лишь возможность нравственного поведения, а как воспользуется этим каждый человек зависит от его воли; свобода проявления воли руководствуется разумом человека, а разум - отражение божественного. Таким образом,средневековая философия разграничивает сферу нравственности и область светского, мирского закона, предлагая толковать закон, исходя из внутренней, духовно-нравственной мотивации человеческих поступков, ставя в приоритет именно моральную составляющую деяний, а не букву закона. В противном случае законность носит насильственный характер и противоречит божественному замыслу [7].
Нельзя не сказать еще об одной важной вехе в развитии политико-правовой мысли средневековья - это идея государства-суверена. В долго-
срочной междоусобной борьбе монархов с феодалами, зарождается теория государственного суверенитета, как независимости государства от внешних и внутренних влияний. Основные принципы суверенного государства концептуально оформились в работах Ж. Бодена, где он изначально говорит об отрицании международных и внутренних влияний на суверенность, а затем определяет ее позитивный смысл через установление отдельных правомочий государства. Еще раз оговоримся, что концепция государственной суверенности стала одним из ключевых этапов в формировании представлений о правовом государстве и прочно укоренилась в общественном сознании, выделив суверенитет, как один из определяющих признаков государства [14].
Философско-правовая мысль периода Просвещения и Нового времени стала своего рода гимном свободе человека, как его врожденного, неотъемлемого свойства. Свобода и равенство всех и каждого рассматривались, как единственно возможное условие человеческого общежития, ограниченное лишь рамками закона, перед которым все равны. Новое звучание проблемы соотношения права, равенства и нравственности отражается в формировании многих правовых концепций, суть которых сводилась к тому, что природа наделяет каждого равными правами при рождении, и становясь единицей социума, люди должны иметь равные права и обязанности. Каждый человек от природы стремится к реализации своих личных интересов, а значит основная задача государства - обеспечить такую правовую основу, которая не препятствует этому, а, напротив, направляет внутренне движение личности к добродетели, одновременно удовлетворяя личные выгоды. Тема справедливости у просветителей в большей степени соотносилась с категориями здравого смысла и рациональной пользы; большинство теоретиков придерживались мнения, что полезное для общества и есть справедливое [16].
Одним из принципиальных моментов в генезисе политико-правовых идей
230
Нового времени является их подверженность влиянию крупных религиозных войн того периода. На этом фоне многие теоретики активно разрабатывали тему веротерпимости, из чего закономерно формировалась идеология светского государства, обусловившая внутренние личностные противоречия человека: его религиозность и духовно-нравственные убеждения, попадали в противостояние с внешней, светской жизнью.
Сложившиеся к этому времени концепции естественного права имели своим продолжением разработку теории разделения властей. В поисках наилучших форм государственного устройства теоретики Просвещения в первую очередь выступали за правовое ограничение монаршей власти и рассредоточении полномочий между основными стратами (монархом, аристократией и третьим сословием) и представляющих их интересы правовыми институтами [14].
Г. Гроций, признавая за правом обязательный минимум нравственности, необходимой для общественного бытия, полагал, что народ имеет полное право выбрать ту форму правления, которая давала бы каждому человеку пользование своим достоянием на основе общественного договора.
Д. Дидро выделяет два возможных типа государства: деспотическое и суверенное, возникающее по воле народа на основании общественного договора. Главная цель последнего - обеспечение естественных прав народа и обеспечение их благосостояния и счастья [7].
Существенное влияние на развитие теории и практики правового государства оказали воззрения Дж. Локка и его последователя Ш.-Л. Монтескье. Локковская трактовка правового государства рассматривает последнее, как гарант естественных прав граждан, посредством верховенства закона и разделения властей. Сущность этого разделения Дж. Локк обосновывает принципами внутренней природы человека - способностью к разумной договоренности (законодательная власть), способностью принимать решения на основе этих договоренностей (судебная власть), спо-
собностью реализовывать общие нормы и правила в каждом конкретном случае (исполнительная власть) [12].
Монтескье, продолжая идеи Локка, также различает в суверенном государстве три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. При этом теоретик отмечает, что взаимодействие этих властей должно осуществляться по принципу взаимного сдерживания и контроля. Разделение и сдерживание властей по Монтескье - залог политической свободы, которую автор расценивает ни как вседозволенность, а как возможность делать все, что позволено законом. Особое внимание автор уделял политической свободе относительно отдельного человека, считая, что обеспечение ее целиком и полностью зависит от качества правосудия. Кардинальным, и вызвавшим массу критики, отличием теории Монтескье была его позиции относительно судебной власти, которую он наделял независимым статусом, обособляя ее от двух остальных. Правосудие рассматривалось им, как особое отражение национального суверенитета, отличное от законодательных и исполнительных действий, поэтому оно наделялось особой автономностью, которое и должно образовать третью власть, независимую от двух первых. Теоретические воззрения Локка и Монтескье о свободах и правах граждан и разделении властей стали базисом к дальнейшим разработкам концепций правового государства [2].
Неоспоримой квинтэссенцией теории правового государства периода Просвещения является учение Иммануила Канта. Концепция Канта, хотя и не является бесспорной, однако четко определяет те контуры правового государства, к которому в идеале должно стремиться любое общество. Многолетнее и доскональное изучение им развития мировой истории, приводит Канта к выводу, что цель человечества предопределена тайным замыслом природы, а ход истории - лишь путь к этой цели. По Канту, любой человек от рождения наделен природными качествами, дающими ему возможность созидания блага для се-
231
бя и общества. Тайный замысел мироздания все время бросает человечеству вызовы: войны, конфликты, противоречия, и, только, проходя через горнило социальных потрясений, человечество способно прийти к истинно правовой модели социального устройства - обществу свободных и равноправных граждан. Иными словами, в социальных конфликтах и противостояниях Кант видел источник социального прогресса. Государство, цитируя автора, это «объединение множества людей, подчиненных правовым законам», оно в своей идее должно соответствовать «чистым принципам права» [10, с. 233, 234]. Опираясь на принципы свободы, равенства и единства закона, Кант в качестве идеальной модели государства видел республику, правовое устройство которой подразумевает деление властей на три ветви: законодательную, где принятие законов осуществляется народом, судебную, осуществляемую судом присяжных, и исполнительную, которая по Канту осуществляется правительством. При этом ни одна из ветвей власти не вмешивается в сферу деятельности другой, они лишь уравновешивают друг друга. Конечным итогом кантовского учения является создание глобального правового пространства и вечного мира между народами. Идея мирового гражданства, почерпнутая им у античных стоиков, венчалась у Канта созданием «общечеловеческого государства» [10, с. 13, 26]. В таком миропорядке главное место отводится человеку, а государство на принципах права выполняет народную волю и защищает интересы граждан.
Учение Канта получает свое дальнейшее развитие в теории Г. Гегеля, который трактовал правовое государство, как «царство свободной воли, полным осуществлением идеи свободы, творением человеческого разума, заключать в себе высшую ступень самосознания духа» [6, с. 279-289]. Относительно форм государственного устройства, Гегель выступал активным адептом конституционно-монархического строя, придавая критике принципы суверенной республики. В наследственной конститу-
ционной монархии Гегель выделяет три формы: законодательную, правительственную и власть государя. Он категорически возражал против противоборства властей, выступая за их органичное взаимодействие и целостность, апогеем которого является власть монарха. При этом Гегель, руководствуясь принципом разумности, отмечал, что управленческие государственные функции должны сосредотачиваться в руках достойных и наиболее подготовленных членов общества, это же касалось и правосудия, и законотворчества. Одним из основных тезисов гегелевской теории является понимание дальнейшего развития правового государства, как неразрывной взаимообусловленности любого социального прогресса и прогресса правового [13]. Иначе говоря, перспективы формирования государственных институтов вне права, по Гегелю, невозможны.
Кантовско-Гегелевская концепция, постулирующая поэтапное, закономерное движения общества к идеальному правовому государству, стала аксиомой философско-правовой мысли того времени, получив закрепление в конституциях отдельных государств Европы и послужила концептуальной основой для дальнейших построений политико-правового толка.
Вплоть до начала ХХ века европейская правовая мысль строилась и развивалась на концепте «правового государства», развитого философами Просвещения, конкретизируясь и расширяясь в направлении демократизации и юридического равенства граждан перед законом. Однако целый ряд событий, произошедших в последующий период, существенно пошатнули те правовые идеалы, которые сложились в общественном сознании. Две мировые войны заставили усомниться в способности человечества разрешать проблемы мирным, законным путем. Насилие и кровопролитие все также оставались актуальны, несмотря ни на какие философско-правовые обоснования идеального мироустройства. Ключевым моментом становится тот факт, что «германское царство», провозглашенное самим Гегелем как выс-
232
шая форма цивилизационного развития, не последовало идеям своих великих идеологов права. Вдохновившись идеей мирового господства, Германия избрала отнюдь не правовой, а чудовищный путь к этой цели. Вслед за ней и Америка, начала свой путь к вершине глобального превосходства, не колеблясь перешагнув все идеи о правах и свободах человека [13]. Существуют и другие, пусть не столь «кровавые», но не менее принципиальные аспекты, послужившие разрастанию кризиса правовых идей в Новейшей Истории; глубокое их рассмотрение и анализ представляют тему отдельного исследования.
Для нас же дальнейший интерес представляет специфика развития идеи правового государства в России. Любая кризисная эпоха, а именно в таковой мы сегодня и находимся, приводит человека к переосмыслению устоявшихся ценностных парадигм через обращение к историческому опыту и приложении его на современную почву.
Осмысление права и государственности в русской философии складывалось своим, самобытным путем, характеризующимся прежде всего ее отношением к западноевропейским традициям. Сформированный на Западе концепт естественно-правового типа правопонимания, при всем многообразии трактовок, отличается четко обозначенной антропоцентристской ориентацией, отраженной в понимании права, как личной свободы индивида. В русской же традиции философского правопонимания основой основ выступает системоцентристская модель, продиктованная, безусловно, влиянием Византии. Пришедшая вместе с христианством религиозно-духовная парадигма формулирует право, как некую силу духовного единения людей, стоящую над человеком и подчиняющая его общей идее божественной справедливости и всеобщей благодати [4].
Россия действительно шла своим, самобытным путем в вопросах философского понимания права, и большая часть античного и западноевропейского политико-правового наследия воспри-
нималась на отечественной почве весьма оппозиционно, особенно со стороны православной ветви христианства. Европеизация правового сознания, начавшаяся с петровских времен, и поэтапно впитывавшая в себя идеи западных мыслителей, так и не смогла нивелировать разницу между западным и российским правопониманием. Этот факт ничуть не умаляет того огромного влияния западной философской мысли, которым вдохновлялись отечественные мыслители разных периодов. Особенное значение для России имело взаимодействие российской философии с трудами немецких теоретиков. Их правовые концепции, ставшие классической основой правоведения, послужили для русской философской мысли толчком к развитию множества национальных научно-философских правовых течений. Более того, не будет преувеличением сказать, что вся отечественная философия права, так долго искавшая свою дорогу в постижении нравственно-правовых идеалов, во многом построена на заимствованиях из немецкой философии. При этом, рецепция западных тенденций осуществлялась через призму национально-самобытных особенностей России, с приложением их на почву культурно-исторических особенностей русского менталитета и миропонимания [13].
Мы вкратце рассмотрим основные вехи развития русской правовой мысли, выделив три основных этапа: Средневековье, эпоха Просвещения и XIX - начало XX вв. В Средние века правопони-мание формировалось в сугубо православной парадигме и выражалось преимущественно в поучительно-молельной форме со стороны служителей церкви и образованных граждан. Среди документально оформленных воззрений, так скажем, правового толка того времени наиболее известны: «Повесть временных лет», «Слово о полку Иго-реве», «Слово о законе и благодати», среди светских источников - «Русская правда». Уже в этих летописях активно разрабатываются проблемы нравственности, религиозности, правды,
233
долга, и, кроме того, вопросы, связанные со справедливостью и законностью власти. Сложно назвать эти летописи философскими трудами, скорее- разрозненные предпосылки к становлению российской философии права.
По-настоящему глубокая разработка концепций права и государственности начинается в период правления Петра I, когда под влиянием секуляризации и реформации, философия обособляется в самостоятельную область научного знания. Начиная с этого времени, в Россию проникают учения западноевропейских мыслителей, Пуфендорфа, Монтескье, Гоббса и др. На их идеях формируются российские философско-правовые течения, связанные с именами В.Н. Татищева, Я.П. Козельского, В.Т. Золот-ницкого, С.Е. Десницкого и мн. др.
Уже во второй половине XVIII века естественно-правовая концепция западного права получает свое распространение в отечественных философских кругах и отражается в политике просвещенного абсолютизма. Основные темы, которые поднимаются в теориях либерально настроенного дворянства - ограничение самодержавия и защита прав человека. Естественно-правовая концепция активно обсуждается в российской философии весь XIX век, подвергаясь то критике и оспариванию, то вновь возрождаясь, как это и произошло к началу ХХ века, когда адепты естественного права - П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин, Н.А. Бердяев и др. - активно выступали за априорность идеального мироустройства. Главная тенденция философско-правовой мысли просветительского этапа - нравственно-религиозное опосредование правовых принципов [8].
XIX век стал весьма плодотворным периодом в деле подъема и укрепления правосознания. На повестку активно выносятся вопросы реформации государственного устройства, отмены крепостного права, построения общества, в котором личные права и интересы граждан сошлись в едином движении с государственными интересами. Именно в этот период развивается огромное разнообразие правовых концепций са-
мых противоречивых и радикальных направлений. Либерально-консервативное направление в философии права прочно связано с теориями М.М. Сперанского, ратовавшего за слияние российского абсолютизма с идеями западного демократического направления. Сперанский пытался продвигать идею так называемого социального христианства, в которой объединялись политико-правовые основы западноевропейского толка с нравственно-религиозными традициями России. Мыслитель призывал к созданию нравственного законодательства, которое обеспечит условия для правопорядка в государстве и осуществления гражданских прав при абсолютном соблюдении законов [4].
Радикальные идеи политико-правового направления развиваются в среде декабристов в свете происходящих в Европе буржуазных революций. Отметим, что и среди декабристов не всегда наблюдалось единство взглядов: так, П.И. Пестель выступает за распространение в России ключевых европейских принципов - суверенитета, верховенства права, гражданской свободы и разделение властей; Н.М. Муравьев остается на позициях приверженца конституционной монархии.
Идея слияния социалистической идеологии с европейской буржуазно-правовой нормативностью рассматривается в кругу радикально настроенных демократов: В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.П. Огарева, А.И. Герцена. Одновременно в России набирают активность революционно-народнические течения с их правовым нигилизмом, и близкая им по сути русская версия марксизма под руководящим участием В.И. Ленина [8].
Параллельно с этим в социально-философском дискурсе формируется тема поиска Русской идеи. К середине XIX века становится очевидным существенный отрыв российского государства от прогрессивной Европы, что в значительной мере касалось и политико-правовой сферы. Пути преодоления этого разрыва виделись отдельным представителям русской философской
234
школы в диаметрально противоположных направлениях: так возникает спор между западниками и славянофилами. Западники выступали за рецепцию западноевропейских правовых традиций и их адаптацию в пространстве российского правоприменения. Западники прямо указывали на негативные стороны российской действительности; глубокое отставание России от процветающей Европы они видели в доминировании религиозных институтов и монархизме. При этом они в слепом поклонении западным образцам, не давали объективных оценок негативным проявлениям западных устоев: излишнему рационализму, культу материальных ценностей, пренебрежению к духовно-нравственным аспектам бытия.
Славянофилы стали выразителями идеи уникальности русского менталитета, основанного на духовных началах православия, где общее благо представляется, как отражение надиндивидуаль-ных нравственных ценностей, таких как справедливость, правда, милосердие. Вся концепция славянофильской идеологии строилась вокруг понятия «соборность», как главного свойства российского миропонимания. В качестве наилучшей формы правления для российского государства славянофилы видели монархию. Буржуазную западноевропейскую идеологию славянофилы считали разрушительной и духовно порабощающей для русского человека [2].
При столь выраженном идейном противостоянии, у западников и славянофилов было одно объединяющее обстоятельство - выраженный патриотизм и стремление выработать наилучшую и приемлемую для России модель государственного устройства, ведущую к процветанию отечества.
Дальнейшее развитие правовых идей в России связано с влиянием позитивистских идей, которые в отличие от естественно-правовых концепций, трактовали право, как свод общеобязательных социально-правовых норм, отражающих требования государства и реализующихся путем принудительного исполнения. Среди сторонников
русского позитивизма наиболее известны Г.Ф. Шершеневич, Н.М. Коркунов, В.Д. Катков, а также Л.И. Петражицкий, рассматривающий правовые аспекты общественного устройства в контексте их психологической обусловленности [4].
На рубеже ЖЖ-ЖЖ вв. отечественная философия права испытала огромное влияние религиозно-философских воззрений В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева, обсуждающих проблемы соотношения права и государства с нравственными аспектами бытия.
Формат представленного исследования, не позволяет нам дать более развернутый анализ эволюции правовых идей в отечественном философском дискурсе, хотя очевидно, что данная проблематика неисчерпаема в своем осмыслении и актуальна в свете сегодняшних реалий. Тем не менее, даже в рамках представленного обзора, мы можем составить представление об основных концептуальных направлениях философско-правовой мысли в России. Специфика российских воззрений на политико-правовое мироустройство связана, прежде всего, с взаимовлиянием права и морали, их единстве и взаимозависимости. Традиции русской правовой мысли базируются на особенностях русского менталитета, сформированного на заветах христианской этики, тесно скрепленным с понятиями соборности, божественной справедливости и апеллирующего прежде всего к душе человека. В существующих сегодня глобальных противоречиях и конфликтах, России необходимо сохранить цивилиза-ционную идентичность страны, которая выступает ключевым фактором в системе национальной безопасности, - как отмечает Э.С. Абдулаева в своей работе «Национальная безопасность России в контексте цивилизационных противоречий» [1].
Выводы. Эволюция философско-правовых учений о государстве и праве представляет собой огромный конгломерат идей, концепций, учений, прошедших долгий путь своего развития. На разных исторических этапах и при различных государственных режимах, от Антично-
235
сти до Новейшего времени формировалась идея правового государства в трудах теоретиков Запада и России. Краеугольным камнем правовой науки традиционно считается интеллектуальное наследие западноевропейской мысли, положившее начало как теоретическим разработкам, так и практической реализации идеи правового государства.
Основываясь на традициях католицизма и протестантизма, западная философия интерпретирует право, как выразителя частных интересов личности (его естественным правам) с их доминированием относительно публичных интересов государства. Основная идея в понятии правового государства западными теоретиками - свобода человека от произвола власти.
Сопоставление же правовых культур Запада и России, свидетельствует о своеобразии и самобытности русского пути в поисках модели идеального правового государства. При всем огромном и неоспоримом влиянии западной философской мысли на становление русской правовой науки, отечественная политико-правовая ориентация отличается системоцентричностью, исходящей из понимания права, как проявления божьей благодати, справедливости высшего порядка. В следствие этого, русская философско-правовая мысль развивалась по специфическим законам так называемой философии ценностей, где слились воедино бытие, вера и нравственность. Последняя, в свою очередь, является детерминантой духовного обновления человека и общества, стремящихся к построению идеального миропорядка.
Литература
1. Абдулаева Э.С. Национальная безопасность России в контексте циви-лизационных противоречий // В сборнике: ежегодная итоговая научно-практическая конференция научно-педагогических работников. Сборник материалов конференции. Грозный, 2023. С. 488-494.
2. Альбов А.П. Нравственно-правовые проблемы в русской и немецкой фи-
лософии права: Теоретико-правовой анализ: диссертация ... доктора юридических наук: 12.00.01. - Санкт-Петербург, 1999. -379 с.
3. Батиев Л.В. Закон, справедливость и право в европейской философии (от античности до Нового времени) // Вестник МГОУ. Электронный журнал. - 2013. - № 6. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=21206573 (дата обращения: 16.11.2022).
4. Владимирский-Буданов, М.Ф. Обзор истории русского права / [Соч.] Проф. М.Ф. Владимирского-Буданова. - 4-е изд., с доп. - Санкт-Петербург; Киев: Н.Я. Оглоблин, 1905 (Киев). -712 с.
5. Гаджиев Г.А. Онтология права. М.: Норма; Инфра-М, 2013. 320 с.
6. Гегель Г. В.Ф. Философия права. М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. 362 с.
7. Деханов С. А., Деханова Н.Г. Эволюция научных воззрений о правовом и социальном государстве // Социально-политические науки. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/evolyutsiya-nauchnyh-vozzreniy-o-pravovom-i-sotsialnom-gosudarstve (дата обращения: 18.11.2022).
8. Емельянов Б. В., Лицук А.А., Русаков В.М. Русская философия права: становление, взаимодействия, особенности // Антиномии. 2008. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ russkaya-filosofiya-prava-stanovlenie-vzaimodeystviya-osobennosti (дата обращения: 19.11.2022).
9. Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. -СПб., 1875. Ч. 1. - 309 с.
10. Кант И. О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» // Соч.: в 6 т. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. С. 61-106.
11. Лафитский В.И. Воскресение права. Ч. 1. М.: Изд-во М.Ю. Тихомирова, 2008. 511 с.
12. Локк Дж. Сочинения: [Текст]: в 3 т. / [ред. и примеч.: И.С. Нар-ский, А.Л. Субботин; пер. с англ. А.Н. Савина]. - Москва: Мысль, 19851988. -21 см. - (Филос. наследие. ФН).
236
13. Нерсесянц В.С. Философия права [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.С. Нерсесянц; Ин-т государства и права Российской акад. наук, Академический правовой ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. -Москва: Норма: ИНФРА-М, 2013. - XII, 835 с/
14. Осипов И.Д. Идея правового государства в европейской философии // Вестник СПбГУ. Философия и конфликтология. 2013. № 3. URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/ideya-pravovogo-gosudarstva-v-evropeyskoy-filosofii (дата обращения: 10.11.2022).
15. Платон. Государство. Законы. Политик. - М., 1998. - 798 с.
16. Спиридонова В.И. Эволюция идеи государства в западной и российской социально-философской мысли [Текст] / В.И. Спиридонова; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2008. - 186 с.
TRANSFORMATION OF IDEAS ABOUT LAW AND THE STATE IN WESTERN EUROPEAN AND RUSSIAN SOCIO-PHILOSOPHICAL THOUGHT
Khubiev B.B., Kumykov A.M., Kesaeva R.E., Dagaev R.R.
Kadyrov Chechen State University
The article provides a historical analysis of political and legal concepts in Western and Russian philosophical thought. The main trends in the development of Western European views on the state and law are identified, their influence on the formation of political and legal concepts in Russian philosophy is determined. The research methodology was based on dialectical cognition, analysis, synthesis, analogy. The analysis of the key concepts of state and law in their historical retrospect from antiquity to the present day is presented. A comparative analysis of political and legal doctrines in Western and Russian socio-philosophical thought is given. Special attention is paid to the specifics of the formation of Russian traditions of legal understanding, mediated by two multidirectional factors: the reception of Western European conceptual heritage and the influence of Byzantium, which interprets law as a form of spiritual unity of people standing above a person. The presented review reflects all the multi-aspect and ambiguity of the phenomenon under study.
Keywords: rule of law, social philosophy, history, politics.
References
1. Abdulayeva E.S. National security of Russia in the context of civilizational contradictions // In the collection: the annual final scientific and practical conference of scientific and pedagogical workers. Collection of conference materials. Grozny, 2023. pp. 488494.
2. Albov A.P. Moral and legal problems in the Russian and German philosophy of Law: Theoretical and legal analysis: dissertation... Doctors of Law: 12.00.01. - St. Petersburg, 1999. -379 p.
3. Batiev L.V. Law, justice and law in European philosophy (from antiquity to Modern times) // Bulletin of Moscow State University. Electronic journal. - 2013. - No. 6. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=21206573 (date of address: 11/16/2022).
4. Vladimirsky-Budanov, M.F. Review of the history of Russian law / [Op.] Prof. M.F. Vladimirsky-Budanov. - 4th ed., with an addendum - St. Petersburg; Kiev: N. Ya. Ogloblin, 1905 (Kiev). -712 p.
5. Gadzhiev G.A. Ontology of law. M.: Norm; Infra-M, 2013. 320 p.
6. Hegel G. V.F. Philosophy of law. M.; L.: Sot-sekgiz, 1934. 362 p.
7. Dekhanov S. A., Dekhanova N.G. Evolution of scientific views on the legal and social state // Socio-political sciences. 2018. No.2. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/evolyutsiya-nauchnyh-vozzreniy-o-pravovom-i-sotsialnom-gosudarstve (date of reference: 11/18/2022).
8. Emelyanov B. V., Litsuk A.A., Rusak-ov V.M. Russian philosophy of law: formation, interactions, features // Antinomies. 2008. No.8. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/russkaya-filosofiya-prava-stanovlenie-vzaimodeystviya-osobennosti (accessed: 19.11.2022).
9. Iering R. The spirit of Roman law at various stages of its development. - St. Petersburg, 1875. Part 1. - 309 p.
10. Kant I. About the saying "Maybe this is true in theory, but it is not suitable for practice" // Op.: in 6 vols. 4. Part 2. M.: Thought, 1965. pp. 61-106.
11. Lafitskiy V.I. Resurrection of Law. Part 1. M.: Publishing house of M. Yu. Tikhomirov, 2008. 511 p.
12. Locke J. Essays: [Text]: in 3 vols. / [ed. and note: I.S. Narsky, A.L. Subbotin; translated
237
from the English by A.N. Savin]. - Moscow: Mysl, 1985-1988. -21 cm. - (Philos. heritage. FN).
13. Nersesyants V.S. Philosophy of Law [Text]: textbook for students of higher educational institutions studying in the specialty "Jurisprudence" / V.S. Nersesyants; Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Academic Legal University -2nd ed., reprint. and add. -Moscow: Norma: IN-FRA-M, 2013. - XII, 835 s/
14. Osipov I.D. The idea of the rule of law in European philosophy // Bulletin of St. Pe-
tersburg State University. Philosophy and conflictology. 2013. No.3. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/ideya-pravovogo-gosudarstva-v-evropeyskoy-filosofii (date of application: 10.11.2022).
15. Plato. State. Laws. Politician. - M., 1998. -798 p.
16. Spiridonova V.I. Evolution of the idea of the state in Western and Russian socio-philosophical thought [Text] / V.I. Spiridonova; Russian Academy of Sciences, Institute of Philosophy. - M.: IF RAS, 2008. - 186 p.
238