Научная статья на тему 'Общие черты отечественной и западноевропейской политико-правовой мысли XVIII – первой половины XIX века о правосудии'

Общие черты отечественной и западноевропейской политико-правовой мысли XVIII – первой половины XIX века о правосудии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
256
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпоха Просвещения / правосудие / суд / разделение властей / общественный договор / естественное право / the age of Enlightenment / justice / court / separation of powers / social contract / natural law.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аниканов Артем Константинович

Введение: актуальность тематики статьи подтверждается не теряющим своей остроты интересом к творчеству западноевропейских философов-просветителей; кроме того, в научном сообществе не утихают споры по поводу самостоятельности отечественных идеологем рассматриваемого периода. Цель: исследование воздействия политико-правовых воззрений западноевропейских просветителей Ш.Л. Монтескье, Ф.-М. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, П.А. Гольбаха и других на отечественную общественную мысль о правосудии. Методическая основа: использовались исторический, контекстный методы, а также метод сравнительного анализа. Результаты: анализ воззрений западноевропейских просветителей показал, что влияние последних на отечественную политико-правовую мысль о правосудии особенно ярко проявилось по трем направлениям: место и роль судебной власти в связи с теорией разделения властей, обоснование правосудия моделью общественного договора и соотношение правосудия как государственной функции с идеей естественного права. Вывод: воззрения на правосудие отечественных мыслителей и государственных деятелей XVIII – второй половины XIX вв., несмотря на безусловное влияние идей европейских философов-просветителей Европы, представляют собой не прямое заимствование политико-правовой мысли Европы, а являются ее органичной частью за счет творческой переработки просветительских идеологем исходя из российских реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMON FEATURES OF DOMESTIC AND WESTERN EUROPEAN POLITICAL AND LEGAL THOUGHT OF THE XVIIIPEVOY HALF OF THE XIX CENTURY ABOUT JUSTICE

Background: the relevance of the topic of the article is confirmed by the continuing interest in the work of Western European philosophers-educators; in addition, the scientific community does not cease to debate about the independence of domestic ideologies of the period under consideration. Objective: study of the impact of political and legal views of Western European educators Charles Louis Montesquieu, Voltaire, Jean-Jacques Rousseau, Paul Henri Holbach and others on the domestic public thought about justice. Methodology: historical, contextual methods, as well as the method of comparative analysis. Results: analysis of the views of Western European enlightenment showed that the influence of the latter on domestic political and legal thought of justice is particularly evident in three areas: the place and role of the judiciary in connection with the theory of separation of powers, the rationale of justice model public contract and the ratio of justice as a state function with the idea of natural law. Conclusions: views on justice Russian thinkers and public figures of the XVIII – the second half of the nineteenth century, despite the undeniable influence of the ideas of European enlightenment philosophers of Europe, are not a direct adoption of political and legal thought of Europe, and are an integral part of creative recycling educational ideologies, on the basis of the Russian realities.

Текст научной работы на тему «Общие черты отечественной и западноевропейской политико-правовой мысли XVIII – первой половины XIX века о правосудии»

DOI 10/24411/2227-7315-2020-1002

УДК 340.12

А.К. Аниканов

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА О ПРАВОСУДИИ

Введение: актуальность тематики статьи подтверждается не теряющим своей остроты интересом к творчеству западноевропейских философов-просветителей; кроме того, в научном сообществе не утихают споры по поводу самостоятельности отечественных идеологемрассматриваемого периода. Цель: исследование воздействия политико-правовых воззрений западноевропейских просветителей Ш.Л. Монтескье, Ф.-М. Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, ПА.. Гольбаха и других на отечественную общественную мысль о правосудии. Методическая основа: использовались исторический, контекстный методы, а также метод сравнительного анализа. Результаты: анализ воззрений западноевропейских просветителей показал, что влияние последних на отечественную политико-правовую мысль о правосудии особенно ярко проявилось по трем направлениям: место и роль судебной власти в связи с теорией разделения властей, обоснование правосудия моделью общественного договора и соотношение правосудия как государственной функции с идеей естественного права. Вывод: воззрения на правосудие отечественных мыслителей и государственных деятелей XVIII - второй половины XIX вв., несмотря на безусловное влияние идей европейских философов-просветителей Европы, представляют собой не прямое заимствование политико-правовой мысли Европы, а являются ее органичной частью за счет творческой переработки просветительских идеологем исходя из российских реалий.

Ключевые слова: эпоха Просвещения, правосудие, суд, разделение властей, общественный договор, естественное право.

A.K. Anikanov

COMMON FEATURES OF DOMESTIC AND WESTERN

EUROPEAN POLITICAL AND LEGAL THOUGHT OF THE XVIII-

PEVOY HALF OF THE XIX CENTURY ABOUT JUSTICE

Background: the relevance of the topic of the article is confirmed by the continuing interest in the work of Western European philosophers-educators; in addition, the scientific community does not cease to debate about the independence of domestic ideologies of the period under consideration. Objective: study of the impact of political and legal views of Western European educators Charles Louis Montesquieu, Voltaire, Jean-Jacques Rousseau, Paul Henri Holbach and others on the domestic public thought about justice. Methodology: historical, contextual methods, as well as the method of comparative analysis. Results: analysis of the views of Western European enlightenment showed that the influence of the latter on domestic political and legal thought of justice is particularly evident in three areas: the place and role of the judiciary in connection with the theory of separation of powers, the

© Аниканов Артем Константинович, 2020 Заместитель председателя Саратовского областного суда © Anikanov Artem Konstantinovich, 2020

Deputy Chairman of the Saratov regional court 25

rationale of justice model public contract and the ratio of justice as a state function with the idea of natural law. Conclusions: views on justice Russian thinkers and public figures of the XVIII - the second half of the nineteenth century, despite the undeniable influence of the ideas of European enlightenment philosophers of Europe, are not a direct adoption of political and legal thought of Europe, and are an integral part of creative recycling educational ideologies, on the basis of the Russian realities.

Key-words: the age of Enlightenment, justice, court, separation of powers, social contract, natural law.

Российское государство и общество XVIII - первой половины XIX вв. испытывали заметное влияние идеологии Просвещения и в широком смысле европейской культуры. В рамках настоящей статьи рассмотрим, по каким направлениям зарубежная и в первую очередь западноевропейская просветительская политико-правовая мысль оказала влияние на отечественную общественную мысль об осуществлении правосудия набольшее воздействие. При этом примем во внимание, что по отдельным вопросам общие позиции вырабатывались приблизительно в один исторический период, но вне прямой связи.

Как зарубежными, так и отечественными мыслителями поднимался вопрос о самостоятельности судебной власти в рамках теории разделения властей. Так, философ-просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.) выделяет среди прочих судебную власть в качестве самостоятельной. Соединение исполнительной и судебной власти ведет к узурпации1. Слияние же судебной власти с законодательной также дает весьма нежелательные результаты: «...жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем»2. Наиболее последовательный сторонник и родоначальник теории разделения властей Шарль Луи Монтескье предполагал их равенство. Более того, философ допускал возможность верховенства права только в случае взаимного сдерживания ветвями власти друг друга [1, с. 86]. Теория разделения властей, предполагающая самостоятельность судебной власти, была воспринята С.Е. Десницким, творчески переработавшим учение и выделившим законодательную, судительную и наказа-тельную ветви власти. Самостоятельный характер судебной власти отстаивался и в конституционном проекте Н.М. Муравьева в разделах «Судная Власть»3! а также «Внутреннее Образование Судной Власти и степени оной»4.

Отметим, что немецкий философ позднего Просвещения Иммануил Кант (1724-1804 гг.) говорил о субординации ветвей власти. В частности, судебную власть он подчинял власти исполнительной, которая, в свою очередь, производна от законодательной. Позицию подчинения судебной власти администрации, т.е. власти исполнительной, поддерживал и отечественный мыслитель эпохи Екатерины II князь М.М. Щербатов. Просветитель-педагог и юрист А.П. Куницин, выделяя законодательную, исполнительную и блюстительную власти, считал правосудие лишь одной из функций исполнительной власти. Сложный взгляд

1 Монтескье Ш.Л. О духе законов // Электронная библиотека «Гражданское общество в России» URL: https://www.civisbook.ru/files/File/ Monteskye_0%20dukhe.pdf (дата обращения: 12.06.2019).

2 Там же.

3 Конституция (соч. Никиты Муравьева, написанная его рукою в каземате крепости и представленная при ответах). URL: http://constitution. garant.ru/history/act1600-l9l8/5400/ (дата обращения: 01.12.2018).

26 4 Там же.

на соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти был у государственного деятеля и реформатора М.М. Сперанского, провозглашавшего необходимость установления независимой судебной власти, над которой, однако, находится монарх5.

В западноевропейской политико-правовой мысли как рассматриваемого, так и более ранних этапов в подавляющем большинстве случаев правосудие определяется исходя из теории общественного договора.

Голландский юрист Гуго Гроций (1583-1645 гг.) считал, что правосудие — это своего рода совместные действия самозащиты основной массы граждан против более влиятельных соотечественников [2, с. 49]. Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) целиком в традициях теории общественного договора утверждает, что осуществление правосудия представляет собой общественное, общегосударственное дело и отдельно взятый индивид не может им заниматься [3, с. 13]. Правосудие, по мнению философа, — это то, что появляется у человечества с переходом в цивилизованное состояние. В его понимании правосудие — это результат взросления человечества [3, с. 16]. Правосудие — это механизм уравнивания всех перед лицом закона, чем данное явление и интересно, прежде всего, для общества [4, с. 478]. Лучший вариант построения судебной власти, по мнению Жана-Жака Руссо, предполагает ее контроль со стороны общества.

Воззрения Жана-Жака Руссо относительно природы правосудия не могли не оказать воздействия на российского писателя-просветителя А.Н. Радищева. Последний отстаивал мысль, схожую с тезисами Ж.-Ж. Руссо о том, что человек, преступающий закон, есть враг общества, против которого должно помочь государство правовыми методами: «Против врага своего, он защиты и мщения ищет в законе» [5, с. 278]. В случае, если законными мерами государство защитить человека не может, гражданин может использовать право самозащиты [5, с. 278]. В связи с такой аргументацией А.Н. Радищев не считает предосудительным убийство крестьянами жестоко издевавшегося над ними помещика, т.к. он своими действиями поставил себя вне закона [5, с. 278].

Правосудие — это не просто справедливость, но и результат сложения общих воль. Такая трактовка правосудия, доведенная до абсолюта, позволила Жану-Жаку Руссо утверждать, что единожды нарушенная справедливость создает опасность для всей конструкции правосудия [4, с. 56]. Поддерживать такой режим достаточно непросто, особенно если брать в расчет имущественное неравенство участников процесса: «Самое необходимое и, быть может, самое трудное в правлении — это строгая неподкупность в правосудии для всех, и в особенности в том, чтобы охранить бедняка от тирании богача» [5, с. 58].

К теории общественного договора близки, на наш взгляд, формулировки относительно природы правосудия, данные российским государственным деятелем В.Н. Татищевым. Он считал правосудие важнейшей государственной функцией, поддерживающей в государстве стабильность социальной организации [6, с. 200]. Искажение правосудия, умаление значения этой деятельности может быть весьма опасным для государства: «...народ легко в смятение придти может; тогда ни великие богатства, ни сила войск крайнему всего общества разорению воспрепятствовать не могут» [6, с. 200].

5 Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов (1809 г.). URL: http:// constitution.garant.ru/history/actl600-1918/3848894 /#sub _para_N_200 (дата обращения: 12.06.2019). 27

Французский философ Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.) достаточно идеалистически характеризует правосудие, полагая, что его назначение состоит в достижении всеобщего благоденствия [7, с. 173]. Правосудие, по убеждению философа, теряет в современном ему обществе одно из своих главных качеств — беспристрастность, в связи с чем он задается риторическим вопросом: «Твердой ли рукой держит правосудие свои весы, одинаково ли относится оно ко всем гражданам?» [7, с. 179]. Свою позитивную роль правосудие играет только тогда, когда является порождением другого характерного для просветителей явления — общественного договора. Поскольку правосудие предстает в качестве общего дела, оно представляет собой государственную монополию и каждый может пожинать его плоды только через работу судов [7, с. 230].

Итальянский мыслитель Чезаре Беккариа (1738-1794 гг.), наиболее известной книгой которого была «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.), в своих воззрениях на правосудие также стоит на позициях теории общественного договора. Правосудие в этой связи представляется вынужденным процессом, которые допустили люди для уравновешения процессов в своем сообществе [8, с. 202]. В связи с таким представлением о правосудии у Ч. Беккариа весьма рационалистический взгляд на справедливость [8, с. 203]. Отметим, что в отечественной политико-правовой традиции понятие справедливости в религиозном смысле и правоприменительной практике зачастую накладывались друг на друга. Объяснение такой тенденции кроется, в т.ч. в обожествлении власти монарха, от лица которого и осуществляется правосудие.

Немецкий философ Фридрих Гегель (1770-1831 гг.), разрабатывая проблемы гражданского общества, считал суд его непременной частью, что тоже, на наш

о

0 взгляд, является «идеологическим отголоском» теории общественного договора ¿г [9, с. 227]. Суд выражает общую волю и интересы, поэтому гражданин как мо-

го

~ жет искать в нем защиты, разрешения неоднозначной ситуации, так и должен

явиться в него, если к нему предъявляются какие-либо претензии. | Природа правосудия через призму теории общественного договора весьма

| оригинально развивалась А.П. Кунициным, увидевшим истоки отечественного правосудия на севере Руси — в Новгородской и Псковской республиках [10, с. III].

1 На политико-правовую мысль России, вне всякого сомнения, оказала влияние | идея естественного права, обоснованная философами-просветителями. Разделяя

право на естественное и позитивное, французский философ-просветитель Дени 1 Дидро (1713-1784 гг.) отмечает, что судьи оперируют вторым и поэтому могут « принимать несправедливые решения. Причина кроется в рукотворности пози-

о

| тивного права, выражающего не истину, а интересы тех, кто его принимает [11,

о с. 211]. Характеристика естественного права в философии Поля Гольбаха тесно

° связано с правосудием. Последнее в представлениях П.А. Гольбаха синонимично

0

° справедливости и в этой связи должно уравнивать людей [7, с. 173]. Отметим, что ¿5 подобная трактовка правосудия характерна для просветительской концепции

1 естественного права. В действительности же главенствует позитивное право, ко-| торое вытеснило естественное и в следствии этого устранило правосудие [7, с. 174].

Нельзя не усмотреть влияния идей естественного права в совестных судах, введенных в 1775 году Екатериной II по проекту отечественного ученого С.Е. Дес-ницкого. Несколько позже профессор Царскосельского лицея А.П. Куницын в своем труде «Право естественное» (1818 г.) [12] предпринимал попытки соединить понятие о естественном праве с правом объективным, являясь продолжателем 28 идеологии философии Просвещения и, в частности, учения Дени Дидро.

Подводя итог настоящей статьи, еще раз отметим разносторонние культурные связи Западной Европы и России XVIII - первой половины XIX вв., что проявилось, в том числе и в воздействии идеологии Просвещения на отечественную политико-правовую мысль. В разрезе воззрений на правосудие это особенно ярко проявилось по трем направлениям: место и роль судебной власти в связи с теорией разделения властей, обоснование правосудия моделью общественного договора и соотношение правосудия как государственной функции с идеей естественного права.

Библиографический список

1. Стрельникова И.Ю. История зарубежной политической и правовой мысли: учебное пособие для магистров. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. 195 с.

2. Гроций Г. О праве войны и мира: три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права / пер. с лат. А.Л. Саккет-ти. М.: Юридическая литература, 1956. 867 с.

3. Руссо Жан-Жак. Об общественном договоре или принципы политического права. М.: ОГИЗ, 1938. 123 с.

4. Руссо Жан-Жак. Политические сочинения / изд. подгот. Б. Бернарди, С.В. Занин; отв. ред. И.А. Исаев. СПб.: Росток, 2013. 640 с.

5. Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1938. Т. 1. 501 с.

6. Татищев В.Н. Избранные труды по географии России. М.: Географгиз, 1950. 248 с.

7. Гольбах ПА. Избранные произведения в двух томах. М.: Соцэкгиз, 1963. Т. 1. 714 с.

8. Беккария Чезаре. О преступлениях и наказаниях / пер. и вступ. ст. М.М. Исаева. М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1939. 464 с.

9. Гегель Г.Ф.В. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

10. Куницын А.П. Историческое изображение древнего судопроизводства в России. с СПб.: Тип. Второго Отд-ния Собств. е.и.вел. канцелярии, 1843. 151 с. и

11. Дидро Дени. Избранные философские произведения. М.: ОГИЗ Госуд. изд-во п полит. лит-ры, 1941. 280 с. Т

12. Куницын А.П. Право естественное. СПб.: Тип. И. Иоаннесова, 1818. 144 с. к

о

References у

1. Strelnikova I.Yu. History of foreign political and legal thought: a textbook for mas- P ters. Simferopol: it "ARIAL", 2018. 195 р. |

2. Grotius G. On the law of war and peace: three books that explain natural law and о the law of peoples, as well as the principles of public law. A.L. Sacchetti. Moscow: Legal ю

literature, 1956. 867 р. и

д

3. Jean-Jacques Rousseau. On the social contract or the principles of political law. е Moscow: OGIZ, 1938. 123 p. о

4. Jean-Jacques Rousseau. Political writings / ed. podgot. B. Bernardi, S.V. Zanin; Rev. К edited by I.A. Isaev. SPb.: Rostock, 2013. 640 р. |

5. Radishchev A.N. Complete works. M.; L.: Publishing house of the USSR Academy of I Sciences, 1938. Vol. 1. 501 р. №

6. Tatishchev V.N. Selected works on the geography of Russia. Moscow: Geografgiz, ( 1950. 248 р. 3

7. Golbach P.A. Selected works in two volumes. Moscow: Sotsekgiz, 1963. Vol. 1. 714 р. ^

8. Beccaria Cesare. On crimes and punishment / translated and introd. art. Moscow: S Yurid. NKU publishing house of the USSR, 1939. 464 PP.

9. Gegel' G.V.F. Philosophy of law. Moscow: Thought, 1990. 524 р.

10. KunitsynА.Р. Historical image of ancient legal proceedings in Russia. SPb.: Type. The second Section of the Proceedings. E. I. vel. offices, 1843. 151 р.

11. Diderot Denis. Selected philosophical works. Moscow: ogiz GOV't. polit publishing house. lit-ry, 1941. 280 р.

12. Kunitsyn A.P. Natural Law. SPb.: Type. I. Johanneshov, 1818. 144 р. 29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.