Научная статья на тему 'Политико-правовые и идейно-философские основы декабризма как исторического феномена'

Политико-правовые и идейно-философские основы декабризма как исторического феномена Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1515
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политическая мысль / политические учения / декабристы / философия декабризма / государство / оппозиция / либерализм / монархия / власть / гражданские права / гражданское общество / политическая ситуация / political thought / political doctrines / Decembrists / philosophy of Decembrism / state / opposition / liberalism / monarchy / power / civil rights / civil society / political situation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елисеева Анжелика Игоревна

всемирная история политико-правовой мысли – одна из важных состав-ляющих культурного наследия человечества, в котором сконцентрирован общий опыт про-шлых поколений, их идеи и достижения. В своих попытках понять действительность и найти наилучший путь развития, своё место и назначение люди всегда обращались к исто-рически апробированным принципам и ценностям. Начало XIX века в истории Российской империи ознаменовано не только правлением Александра I, его попытками либеральных пре-образований, наполеоновскими войнами и последующей военной реформой, но и формирова-нием оппозиционного движения в виде различных тайных обществ, идеология которых была направлена на ограничение абсолютизма и осуществление преобразований, способствующих развитию страны и общества в целом. Труды ученых-просветителей Западной Европы, рас-пространение либеральных идей, знакомство с политической и общественной жизнью дру-гих стран в заграничных походах, общее недовольства части представителей русской знати и дворян политикой монарха, считавших самодержавие и крепостничество губительными для развития страны явились предпосылками формирования идеологии будущих декабри-стов. Сам феномен декабризма в официальных и неофициальных источниках трактуется весьма неоднозначно, начиная с традиционных гвардейских переворотов и масонских заго-воров и заканчивая идеями пробуждения национального самосознания, преодоления деспо-тизма самодержцев и установления царства свободы путем создания конституционной монархии или демократической республики. Актуальность проблемы исследования полити-ческой мысли декабристов и их проектов государственно-правового переустройства заклю-чается в необходимости изучения причинно-следственных связей в части организации оппо-зиционных движений, поскольку декабризм был опасным прецедентом и примером неприми-римых противоречий действующей власти и настроений народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICAL-LEGAL AND IDEOLOGICAL-PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF DECEMBRISM AS A HISTORICAL PHENOMENON

the world history of political and legal thought is one of the important components of the cultural heritage of mankind, in which the general experience of past generations, their ideas and achievements are concentrated. In their attempts to understand reality and find the best devel-opment path, their place and purpose, people have always turned to historically proven principles and values. The beginning of the 19th century in the history of the Russian Empire was marked not only by the reign of Alexander I, his attempts at liberal transformations, the Napoleonic wars and subsequent military reform, but also by the formation of the opposition movement in the form of various secret societies, the ideology of which was aimed at limiting absolutism and implementing transformations conducive to development country and society as a whole. The works of scholars-educators of Western Europe, the spread of liberal ideas, familiarity with the political and social life of other countries in foreign campaigns, the general discontent of some representatives of the Russian nobility and nobles with the monarch’s policy, who considered autocracy and serfdom destructive for the development of the country, were prerequisites for the formation of the ideology of future Decembrists. The phenomenon of Decembrism itself in official and unofficial sources is in-terpreted very ambiguously, starting with traditional guards coups and Masonic conspiracies, and ending with the ideas of awakening national identity, overcoming the despotism of the autocrats and establishing a kingdom of freedom by creating a constitutional monarchy or a democratic re-public. The urgency of the problem of studying the political thought of the Decembrists and their projects of state-legal reorganization lies in the need to study causal relationships in the organiza-tion of opposition movements, since Decembrism was a dangerous precedent and an example of irreconcilable contradictions of the current government and the mood of the people.

Текст научной работы на тему «Политико-правовые и идейно-философские основы декабризма как исторического феномена»

УДК: 340.0

ББК: 67.0

Елисеева А.И.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ И ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКАБРИЗМА КАК ИСТОРИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

Eliseeva A.I.

POLITICAL-LEGAL AND IDEOLOGICAL-PHILOSOPHICAL FOUNDATIONS OF DECEMBRISM AS A HISTORICAL PHENOMENON

Ключевые слова: политическая мысль, политические учения, декабристы, философия декабризма, государство, оппозиция, либерализм, монархия, власть, гражданские права, гражданское общество, политическая ситуация.

Keywords: political thought, political doctrines, Decembrists, philosophy of Decembrism, state, opposition, liberalism, monarchy, power, civil rights, civil society, political situation.

Аннотация: всемирная история политико-правовой мысли - одна из важных составляющих культурного наследия человечества, в котором сконцентрирован общий опыт прошлых поколений, их идеи и достижения. В своих попытках понять действительность и найти наилучший путь развития, своё место и назначение люди всегда обращались к исторически апробированным принципам и ценностям. Начало XIX века в истории Российской империи ознаменовано не только правлением Александра I, его попытками либеральных преобразований, наполеоновскими войнами и последующей военной реформой, но и формированием оппозиционного движения в виде различных тайных обществ, идеология которых была направлена на ограничение абсолютизма и осуществление преобразований, способствующих развитию страны и общества в целом. Труды ученых-просветителей Западной Европы, распространение либеральных идей, знакомство с политической и общественной жизнью других стран в заграничных походах, общее недовольства части представителей русской знати и дворян политикой монарха, считавших самодержавие и крепостничество губительными для развития страны явились предпосылками формирования идеологии будущих декабристов. Сам феномен декабризма в официальных и неофициальных источниках трактуется весьма неоднозначно, начиная с традиционных гвардейских переворотов и масонских заговоров и заканчивая идеями пробуждения национального самосознания, преодоления деспотизма самодержцев и установления царства свободы путем создания конституционной монархии или демократической республики. Актуальность проблемы исследования политической мысли декабристов и их проектов государственно-правового переустройства заключается в необходимости изучения причинно-следственных связей в части организации оппозиционных движений, поскольку декабризм был опасным прецедентом и примером непримиримых противоречий действующей власти и настроений народа.

Abstract: the world history of political and legal thought is one of the important components of the cultural heritage of mankind, in which the general experience of past generations, their ideas and achievements are concentrated. In their attempts to understand reality and find the best development path, their place and purpose, people have always turned to historically proven principles and values. The beginning of the 19th century in the history of the Russian Empire was marked not only by the reign of Alexander I, his attempts at liberal transformations, the Napoleonic wars and subsequent military reform, but also by the formation of the opposition movement in the form of various secret societies, the ideology of which was aimed at limiting absolutism and implementing transformations conducive to development country and society as a whole. The works of scholars-educators of Western Europe, the spread of liberal ideas, familiarity with the political and social life of other countries in foreign campaigns, the general discontent of some representatives of the Russian nobility and nobles with the monarch's policy, who considered autocracy and serfdom de-

structive for the development of the country, were prerequisites for the formation of the ideology of future Decembrists. The phenomenon of Decembrism itself in official and unofficial sources is interpreted very ambiguously, starting with traditional guards coups and Masonic conspiracies, and ending with the ideas of awakening national identity, overcoming the despotism of the autocrats and establishing a kingdom of freedom by creating a constitutional monarchy or a democratic republic. The urgency of the problem of studying the political thought of the Decembrists and their projects of state-legal reorganization lies in the need to study causal relationships in the organization of opposition movements, since Decembrism was a dangerous precedent and an example of irreconcilable contradictions of the current government and the mood of the people.

Политическая мысль в России в процессе своего становления испытывала мощное воздействие совокупности комплекса факторов, таких как исторические и социально-экономические условия развития общества, жизнь народных масс, классовая борьба, политические программы правительств.

Процесс политического переустройства жизни общества происходил нелинейно. Историки сегодняшнего дня особое место в этом процессе отводят движению декабристов. Сам феномен декабризма в официальных и неофициальных источниках трактуется весьма неоднозначно, начиная с традиционных гвардейских переворотов и масонских заговоров и заканчивая идеями пробуждения национального самосознания, преодоления деспотизма самодержцев и установления царства свободы путем создания конституционной монархии или демократической республики.

Влияние западноевропейских и частично американских политико-правовых идей на идейно-политическую жизнь русского общества в целом и декабристов, в частности, очевидно. Особенно ощутимо воздействие европейских философских и идейных влияний на российское дворянство и сформировывающийся класс интеллигенции на фоне общего исторического подъема западных цивилизаций. Ученый-историк С.Г. Кара-Мурза в своей работе «Россия и Запад. Парадигмы цивилизаций» связывает этот период с Эпохой Возрождения и последующими Великими географическими открытиями. Сопутствующими факторами, стоящими у истоков российского западничества, доходящего до некоторой степени раболепия и преклонения, выступают реформы Петра I и так называемая «вестерни-зация» России, стремление Екатерины Ве-

ликой принимать непосредственное участие в решении европейских вопросов и общее позиционировании Российской империи как европейского государства в период политики «просвещенного абсолютизма» и первых либеральных реформ Александра I [8].

На основе трудов Н.М. Азаркина можно сделать вывод, что идеи европейского (в большей степени Французского) Просвещения выступали предпосылками Великой Французской Революции (1789-1794 гг.), тем самым обуславливая и предвосхищая становление и развитие американского государства и феномена конституционализма. Следует отметить, что в их идейно-философской основе лежали труды английских и нидерландских ученых-философов периода XVII века Т. Гоббса, Г. Гроция, Д. Локка, Б. Спинозы. В научных работах Д. Локка «Два трактата о правлении», а также «Опыт о человеческом разумлении» велась речь о необходимости перехода Англии на новый политический режим, а именно конституционную, парламентскую монархию, а также впервые был предложен принцип разделения властей, который позже был развернуто описан в исследованиях французского ученого-просветителя Ш.-Л. Монтескье. Несмотря на тот факт, что Д. Локк по праву считается идеологом «славной революции», также следует отметить неоценимый вклад Т. Гоббса, который пропагандировал идеи абсолютной монархии [1]. Необходимо обратить внимание, что несмотря на осуществленный Англией в 1688 году переход к строю парламентской, конституционной монархии, оставалась правовая возможность передачи и концентрации абсолютной власти в руках монарха, хоть это и не реализуется по факту английской короной. Схематично данные факты отражены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Становление политического режима в Англии под влиянием учёных эпохи Просвещения

Нельзя оставить без внимания факт влияния так называемых энциклопедистов французского Просвещения Ф. Вольтера, Д. Дидро, Ш. -Л. Монтескье (приверженцы конституционной монархии) и Ж.Ж. Руссо (основоположник Теории народного суверенитета и сторонник идеи общественного договора) на идейно-философские и политико-правовые мысли декабристского движения. Следует отметить их непосредственное участие в становлении и развитии идей американского Просвещения, представителями которого выступали Т. Пейн, Т. Джефферсон и т.д. [12]. Что касается политического устройства США, ставшего образцом для многих мировых держав буду-

щего, был осуществлен переход от конфедерации к федерации.

Нельзя отрицать тот факт, что политическая программа Н.М. Муравьева «Конституция» предполагала конституционную монархию как форму правления, а федерация - как форму государственного устройства, тем самым отражая отсылку к образу США. В то время как П.И. Пестель в «Русской Правде» закреплял в России республиканскую форму правления и унитарное государство - как форму государственного устройство, тем самым стремясь к реализации принципа народного суверенитета. Описанные идеи отражены на рисунке 2.

Н. М. Муравьев "Конституция"

Констптуцгюн на я монархия

Федерация

П.И. Пестель "Русская Правда"

Республика

Унитарное государство

Рисунок 2 - Форма правления и форма государственного устройства в политических программах декабристов

В свою очередь Ф. Вольтер, будучи идеологом просвещённого абсолютизма, в своих трудах «Трактат о толерантности», «Философский словарь» отстаивал идею

неравенства, разделяя народную массу на «образованных и богатых» и неимущее меньшинство, которое, по его мнению, должно было развлекать первых. Ф. Воль-

тера, человека аристократических воззрений, нельзя назвать однозначным сторонником конституционной монархии, поскольку он выступал против как абсолютизма, так и демократии, разделяя при этом весьма либеральные взгляды, например, о возможности неравных браков.

Последователями идеологии просвещенного абсолютизма, в понятийном аппарате того времени - монархии, опирающейся на образованную элиту, «философов», стали и европейский правители XVII века, среди них ученые особенно выделяют российскую императрицу Екатерину II Великую, которая вела переписку с Ф. Вольтером, и короля Пруссии Фридриха II. Следует отметить, что традиция поощрять философов и деятелей культуры сложилась издревле, и в некоторой степени представители монархии, аристократии и буржуазии конкурировали за роль меценатов, в более позднее время - это место отводилось уже крупным буржуа.

Французский просветитель Ш.-Л. Монтескье в своей научной работе «О духе законов», являясь сторонником конституционной монархии, дал обоснование теории разделения властей, ранее сформулированной Д. Локком. По мнению ученого, разделение государственной власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, способно предотвратить ее узурпацию и сосредоточение в одних руках, ибо истинная политическая свобода возможна сугубо при умеренных политических режимах, и что логично, недостижима при правлении аристократии или демократии, так как в данном случае власть единолично находится в ру-

ках дворянства или народа.

Достичь этого Ш. -Л. Монтескье предлагал путем внедрения так называемой «системы сдержек и противовесов». Предполагалась разделить основные политические функции между законодательной и исполнительной ветвями власти, в то время как судебная, по мнению ученого, не нуждалась в участии государства, так как имеет профессиональную направленность.

Следуя своему принципу, ученый выступал с предложением создать двухпалатный парламент, тем самым разделяя законодательную власть между дворянством и буржуазией, члены которого формировались бы из представителей народа и дворянства, учитывая тем самым британский опыт. Что касается исполнительной власти, она принадлежала дворянству в лице королевского правительства, однако предполагалась необходимость ответственности перед народными представителями (здесь речь шла, преимущественно, о буржуазии). В свою очередь судебная власть должна была исходить от представителей народа, которые избирались для осуществления правосудия на определенное время, в теории имелась оговорка о возможности отвода судей подсудимым при рассмотрении тяжких обвинений, а также строго был регламентирован принцип точности применения законодательства при вынесении решений и приговоров [5].

Таким образом, в теории разделения властей Ш. -Л. Монтескье высшая власть была распределена между сословиями, обобщенно представлена на рисунке 3.

Власть

Законодательная

Исполнительная

Судебная

Двухпалатный парламент

Королевское правительство

Выборные судьи

Рисунок 3

- Теория разделения властей Ш.-Л. Монтескье

В целом учеными отмечается, что идеи российского конституционализма явились обоснованной реакцией российского общества на фоне политической ситуации в стране. В качестве примера можно привести вступление в правление императрицы Анны Иоанновны в 1730 году, не без участия членов Верховного тайного совета, однако впоследствии предпринимавших попытки ограничения самодержавия путем государственного переворота. Однако на тот момент времени не была сформирована соответствующая четкая позиция по вопросам политико-правовой идеологии. Необходимо обратить внимание, что идея ограничения прав монарха могла бы вступить в силу, если бы не влияние и непосредственная поддержка дворянства, гвардии и едино мыслящей «немецкой партии», что отмечается в научной работе Г.С. Бобровой «Становление российского конституционализма» [14].

Также весьма широкое распространение в России получили республиканские идеи. Ярким представителем мыслителей конца XVIII - начала XIX веков был А.Н. Радищев, будучи сторонником теории общественного договора и выступая последователем Ж.-Ж. Руссо. Совместно с другими российскими учеными М.М. Щербатовым и А.Н. Болтиным, они развивали идеи республиканизма, обосновывая их синтезом коммерческих отношений и гражданской добродетели. Другим фактором, сказавшимся на распространении этих идей, выступала популяризация европейского образа жизни, в том смысле, что представители российского дворянства стремились перенять некий роскошный, в их представлении, быт аристократов; социальный и технический прогресс. Однако следует отметить наличие определенных противоречий в переносе европейских манер на российскую действительность, а именно: суровый климат России против благоприятного западноевропейского, а также тот факт, что большинство западноевропейских монархий представляли собой колониальные империи, что дало дополнительные финансовые ресурсы на модернизацию хозяйства и общества в целом. В нашем же случае следование западноевропейским ценностям обуславливало еще больший рост феодальной зависимости, а также к неудачным и не подкрепленным

идеологически попыткам общественного и политического переустройства. Данные факты подробно описаны в научном труде К.Д. Бугрова «Формирование идей республиканизма в российской общественно-политической мысли XVIII в.» [13]. В последствии же учеными отмечаются факты разжигания общественно-политических конфликтов внутри Российской империи государствами Западной Европы, поскольку с их стороны имелась заинтересованность в росте внутренних противоречий в России во избежание геополитического и экономического конкурирования.

Также имеет место быть влияние классических немецких ученых- философов И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Шеллинга, характеризующееся, скорее, как консервативное, а также господствующий в то время романтизм в культурной жизни общества. Причинами распространения реализма же, в свою очередь, явились такие факты как развенчивание идеалистических мифов после Великой Французской революции и якобинский террор, приведший к массовым кровопролитиям и войнам. А.А. Васильев в своей монографии «Консервативная правовая идеология России: сущности и формы проявления» акцентирует внимание на прямую отсылку в политических программах П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева к идеям Г. Гегеля о вечном характере государств и народов, поскольку декабристами подчеркивался особый путь нового Государства Российского, достижимый путем радикальных мер и потрясений, учитывая русский характер [4].

Таким образом, в России второй половины XVIII-начале XIX веков, на фоне общего исторического подъема западноевропейских государств, их социального и технического прогресса, экономических и военно-политических успехов, наблюдалась тенденция к общей увлеченности дворянством (а позднее и интеллигенцией) идеями постройки передового общества внутри России, не подвергая критическому анализу и общей оценке причины, обусловившие некую привлекательность в глазах общественности западноевропейских цивилизаций. Однако практическая реализация благих намерений декабристов вряд ли осуществима в действительности, поскольку

наблюдается некоторая утопичность их идей в части описанной в программных документах формы государственного устройства будущего Государства Российского, а также существует вероятность наличия разногласий в данном вопросе с представителями аристократии.

В целом общественно-политическая жизнь Российской империи в период второй половины XVIII - начала XIX веков характеризовалась наличием таких факторов как: сохранение крепостного права как пережитка феодального строя, господствующие идеи абсолютизма, преемственности екатеринско-го курса идеологии при правлении Александра I, факт увеличения экономической и социальной пропасти России и просвещенных западноевропейских стран (в особенности, Великобритании и Франции).

Предпосылками возникновения и распространения идей декабристов, а также убежденности особом пути развития России, как таковом, посредством революционной перестройки общества выступали соответствующие социально-экономические условия: низкий уровень жизни угнетенных слоев населения, сословное неравенство, пренебрежение естественными правами человека и так далее.

В то же время царствование Александра I, воспитанного в либеральном духе швейцарцем Лагарпом, начинается с реализации первых либеральных преобразований, а именно путем проведения реформы органов центрального управления 1801-1803 года был создан законосовещательный Непременный комитет (предшественник Государственного совета), в который входили представители титулованной знати. Отдельно следует выделить документ 1803 года, так называемый «Указ о вольных хлебопашцах» как не предпринимаемая монархами ранее попытка ослабить крепостное право. Также на заре правление Александра I, наряду с официальным законосовещательным органом, существо-

вал Негласный комитет, состоявший из молодых аристократов - друзей юности императора, целью деятельности которого было изучение реального положения дел империи и обсуждение планов преобразований, при их непосредственном участии были сделаны первые шаги: объявлена амнистия для пострадавших при правлении Павла I, вновь открывались границы, был разрешен свободный ввоз западноевропейских товаров и книг. Настоящей находкой среди молодых аристократов был М.М. Сперанский, активный сторонник конституционной монархии, который впоследствии стал правой рукой царя. Еще в 1802 году им были подготовлены несколько собственных политических записок, обосновывающих необходимость реформ в стране, в 1802-1803 и в 1810-1811 годах проводится разработанная им министерская реформа, выражавшаяся в учреждении министерств на смену петровским коллегиям [2].

В 1809 году М.М. Сперанским подготовлен общий план реформ «Ведение к уложению государственных законов», в основе которого лежал принцип разделения властей, предполагалось формирование выборного представительного органа, деление населения на три сословия и дарование гражданских свобод всем гражданам и политических прав для обладателей собственности. Первоначально проект был признан Александром I «удовлетворительным и полезным», однако получил резкую критику и вызвал активное противодействие в высших кругах, в особенности со стороны сенаторов - высшей российской аристократии, а также министров, высших сановников и других консерваторов, в источниках отдельное внимание уделяется Н.М. Карамзину. В результате ранее одобренный проект переустройства государства был отложен, а сам М.М. Сперанский попал в опалу (181218116 гг.). Схематично указанные факты отображены на рисунке 4.

Опала Сперанского М.М.

Рисунок 4 - Основные события первая половины правления Александра I

Однако если первая половина правления Александра I прошла под знаком либеральных реформ, то наполеоновские войны и условия рекрутского набора сместили упор на заботы о государственной безопасности, «закручивание гаек» и обусловили переход к более консервативной, реакционной политике. Разработкой военной реформы занимался военный министр А.А. Аракчеев и к 1815 году преобразования окончательно приняли форму военных поселений -новое военно-земледельческое сословие, сочетавшее в себе военную службу и занятия производительным трудом, тем самым позволявшее содержать постоянную армию без ущерба для бюджета страны. К 1825 году к службе в военных поселениях были привлечены более 169 тысяч солдат регулярной армии и более 374 тысяч государственных крестьян и казаков, к моменту их упразднение в 1857 году в период «великих реформ» численность участников составляла более 800 тысяч человек. Введение этих поселений, вызвавшее острую критику в верхах и упорное сопротивление со стороны крестьян и казаков, привело к восстаниям и бунтам (в 1819 году Чугуев, 1820 год - Дон, Семеновский полк), распространению прокламаций и введению тайной полиции. [5]

Также следует свершившееся в 1815 году присоединение России к Священному союзу, консервативному союзу с Пруссией и Австрией, который впоследствии поддержали все монархи континентальной Европы, кроме Англии, Папы Римского и турецкого султана, вошедшему в историю как органи-

зация, созданная на основе подавления реакционных настроений и резко очерченной клерикально-монархической идеологией. Инициатором создания Священного союза был Александр I, изначально считавший возможным покровительствовать либерализму и даровавший Конституцию Царству Польскому - шаг, вызвавший недовольство Пруссии, Австрии, самой России, участвовавшей в трех разделах Польши, а в будущем и поляков.

Таким образом, проблемные вопросы действующей политики Российской империи - сохранявшиеся абсолютизм и крепостное право - стали главными индикаторами, вызывавшими недовольство в прогрессивных реформаторских кругах, как среди дворянства, так и среди представителей других сословий. Также отрицательную волну спровоцировала реакционная политика императора, пришедшая на вторую часть его правления. Первые декабристские организации стали появляться вследствие недовольства отказом Александра I от либеральных реформ, его члены - офицеры, участники войны с Наполеоном - отстаивали основные демократические свободы. В

1816 году был образован «Союз спасения» на базе двух преддекабристских организаций «Священной артели» и «Семеновской артели», целями которого по Уставу

1817 года были ликвидация крепостного права и установление конституционной монархии, причем мирным путем посредством давления на общественное мнение. Однако в связи с малочисленностью общества (око-

ло 10 человек) и разногласиями среди членов, особенно по предложенному цареубийству, организация была распущена, и на ее основе в 1818 году был образован «Союз благоденствия», возглавлялся который Коренной управой и Думой, им подчинялись управы как в Москве, Петербурге, так и на периферии (Тульчин, Полтава, Тамбов и прочие). В состав общества входило около 200 человек, а основной целью было провозглашено распространение «истинных правил нравственности и просвещения» - либеральных и гуманистических идей - посредством пропаганды в литературных сообществах и периодических изданий, скрытая же цель, известная сугубо учредителям Союза, состояла в уничтожении крепостного права и установлении конституционного правления, при обсуждении же большая часть членов отвергла идею цареубийства, так же как и идею временного правительства с диктаторскими полномочиями, и предпочтение отдала республике [7]. Следует отметить, что официальная часть Устава общества была известна Александру I, однако изначально он не придавал Союзу политического значения, позже на фоне произошедших в Европе бунтов в 1820 году, а также восстания Семеновского полка его мнение изменилось, а именно были приняты меры предосторожности: введена военная полиция, издан рескрипт о закрытии тайных обществ, в том числе масонских лож. В 1821 году на съезде депутатов Союза было принято решение распустить общество из-за

обострения разногласий и правительственных мер, однако в действительности предполагалось позже воссоздать организацию в более узком составе, отсеяв, таким образом, как радикально настроенных, так и ненадежных членов. Немаловажный факт состоит в том, что рассматриваемые нами в работе Н.М. Муравьев и П.И. Пестель являлись членами обоих выше указанных обществ.

Таким образом, в качестве итога рассмотрения политико-правовых и идейно-философских основ декабризма как исторического феномена можно выделить следующих факторы, способствующие формированию декабристской идеологии:

1) влияние западноевропейских мыслителей-просветителей;

2) романтизация западного образа жизни, их общественных и политических воззрений;

3) недовольство сменой политического курса Александра I от либерального к консервативному.

Как результат идеологических противоречий на основе распавшегося Союза благоденствия образовываются сразу две крупные декабристские организации: Северное общество под предводительством Н.М. Муравьева в Петербурге с установками, характеризующимися исследователями как умеренные, и Южное общество в Киеве с лидером в лице П.И. Пестеля и радикальной политической программой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Азаркин, Н.М. История политических и правовых учений: учебник / под общ. ред. О.В. Мартышина. - М.: Проспект, 2016 - 800 с.

2. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. III. Политическая мысль в России: X - первая половина XIX в. / Нац. обществ. - науч. фонд. Акад. полит. науки; Руководитель проекта Г.Ю. Семигин и др.; ред. - науч. совет: пред. совета Г.Ю. Семигин и др. - М.: Мысль, 1997. - 798,[1] с.

3. Баранов, П.П. Зарождение идеи конституционного порядка в русском обществе // Философия права. - 2012. - №1 (50). - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/zarozhdenie-idei-konstitutsionnogo-poryadkav-russkom-obschestve

4. Васильев, А.А. Консервативная правовая идеология России: сущность и формы проявления: монография / А.А. Васильев. - М.: Юрлитинформ, 2015 - 490 с.

5. Завражин, А.В. Движение декабристов и его влияние на политическое переустройство России // Армия и общество. - 2007. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dvizhenie-dekabristov-i-ego-vliyanie-na-politicheskoe-pereustroystvo-rossii

6. Империя и современное государство как альтернативы отечественной политической мысли и политической практики // Полит. наука. - 2013. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/

artide/n/imperiya-i-sovremennoe-gosudarstvo-kak-alternativy-otechestvennoy-politicheskoy-myslb i-politicheskoy-praktiki

7. История политических и правовых учений: учеб. для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсе-сянца. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 944 с.

8. Кара-Мурза, С.Г. Россия и Запад. Парадигмы цивилизаций. - М.: Академический проект, 2014 - 232 с.

9. Лебедев, А.Н. Периодизация и основные направления развития федеративных идей в российской империи (конец XVIII В. - начало XX в.) // Труды Института государства и права РАН. - 2011. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/periodizatsiya-i-osnovnye-napravleniya-razvitiya-federativnyh-idey-v-rossiyskoy-imperii-konets-xviii

10. Марченко, М.Н., Мачин, И.Ф. Истрия политических и правовых учений: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 480 с.

11. Панченко, А.Б. Между гражданской и этнической нацией: национальные проекты в Российской империи в первой трети XIX в // Проблемы истории, филологии, культуры. -2017. - №1 (55). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdu-grazhdanskoy-i-etnicheskoy-natsiey-natsionalnye-proekty-v-rossiyskoy-imperii-v-pervoy-treti-xix-v

12. Слобожникова, В.С. Эволюция политической мысли России (XI - первая половина XX веков): учеб.-метод. пособие. - М.: Саратов: Изд-во КУБик, 2016 - 110 с.

13. Сонина, Л.В. Обзор основных положений конституционных проектов П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева // Вестник ЧелГУ. - 2002. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-polozheniy-konstitutsionnyh-proektov-p-i-pestelya-i-n-m-muravieva

14. Становление российского конституционализма: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.02 / Боброва Галина Сергеевна; [Место защиты: Ин-т государства и права РАН]. - Москва, 2017. - 27 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://igpran.ru/prepare/a. persons/BobrovaGS/BobrovaGS_dissertatsya.pdf

15. Струве, П.Б. Никита Муравьев и Павел Пестель. «Российская» (имперская) и «Русская» (национально-централистская) идеи в политических проектах декабристов // Полит. наука. - 2013. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nikita-muraviev-i-pavel-pestel-rossiyskaya-imperskaya-i-russkaya-natsionalno-tsentralistskaya-idei-v-politicheskih-proektah-dekabristov

16. Цамутали, А.Н., Белоусов М.С. 190-летие восстания декабристов // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. - 2015. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/190-letie-vosstaniya-dekabristov

17. Die Dekabristen / Furst Ssergei Wolkonski Einzige berechtigte Ubers. aus dem Rus. von R. Freiherr von Campenhausen. - Riga: Loffler, 1926. - 111 s., 3 Bl. Ill, Portr.; 24 см. FB Фс 80183/3612-6.

18. Die Dekabristen: Die ersten russischen Freiheitskämpfer des 19. Jh. / Michael Wolkonskij; Aus dem russ. Manuskript übertr. von Waldemar Jollos. - Zürich: Artemis, 1946. - XI, 353 s., Tit. B. (Ill.): il.; 21 см. - (Artemis-Bibliothek. Russische Reiche / Hrsg. von Waldemar Jollos. Geistesgeschichte; I; Bd. 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.