DOI: 10.24412/2076-1503-2023-2-392-396 NIION: 2018-0076-2/23-138 MOSURED: 77/27-023-2023-2-138
СМОРГУНОВА Валентина Юрьевна,
доктор философских наук, профессор, декан юридического факультета, заведующая кафедрой теории права и гражданско-правового образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, SPIN-код: 7186-6433, Author ID: 438964, e-mail: [email protected]
РУКИНОВ Владимир Александрович,
доктор политических наук, профессор кафедры теории права и гражданско-правового образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, SPIN-код: 5450-3786, Author ID: 423699, e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
В XVIII ВЕКЕ
Аннотация. В статье показано развитие российской политико-правовой мысли на протяжении XVIII века. Автором сделан вывод, что зарубежные представления о естественных правах человека наслаивались на отечественные представления о благе для народа и государства, становясь основой для особых, самобытных теорий и концепций государственного управления. При этом общественно-политическая мысль в Российской империи XVIII столетия развивалась на основе усвоения отечественного исторического опыта и осмысления преобразований Петра Великого. Подобный подход заложил предпосылки к формированию в XIX веке новых политико-правовых подходов к управлению государством, и в свою очередь имел предопределяющее значение для дальнейшего развития отечественной политической мысли.
Ключевые слова: Российская империя, политико-правовые учения, естественные права человека, самодержавие, абсолютизм.
SMORGUNOVA Valentina Yurievna,
Doctor in Philosophy, Professor, Dean of the Faculty of Law, Head of the Department of Theory of Law and Civil-Legal Education of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen,
Honored Scientist of the Russian Federation
RUKINOV Vladimir Alexandrovich,
Doctor in Politics, Professor at the Department of Theory of Law and Civil-Legal Education of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen
CULTIVATION OF DOMESTIC POLITICAL AND LEGAL THOUGHT
IN THE 18th CENTURY
Annotation. This article illustrates the evolution of Russian political and legal ideas during the 18th century. The author concluded that foreign concepts of natural human rights were incorporated into the domestic notions of the good for the people and state, thus forming the foundation of unique, distinct theories and ideas of public administration. Concurrently, the sociopolitical thought in the Russian Empire of the 18th century was based on the amalgamation of domestic historical experi-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
ence and a comprehension of the changes implemented by Peter the Great. Such an approach set the groundwork for the formation of new political and legal perspectives on public administration in the 19th century, which was essential for the continued advancement of political thought in the country.
Key words: Russian Empire, political and legal teachings, natural human rights, autocracy, absolutism.
Современному российскому обществу характерен плюралистический подход к различным способам политической организации государственной жизни. При этом большая роль в развитии альтернативного мышления всегда отводилась изучению именно истории политико-правовых течений, ранее складывавшихся в российском государстве. Прошлый опыт и исторически апробированные ценности, ранее являвшиеся ориентирами для прошлых поколений, способны помочь по-новому переосмыслить складывающуюся сегодня политико-правовую действительность.
В историческом разрезе изучение концепций отечественной философской мысли XVIII века представляет особенный интерес, поскольку именно этот век являлся переходной эпохой от традиционных форм общественно-политической жизни к новых формам, ориентированным на западноевропейский опыт.
Преобразования, происходившие в общественно-политической жизни России в XVIII веке, в полном мере затронули все сферы общественной жизни. Государственный аппарат полностью преобразился и стал управляться принципиально новыми органами (коллегиями), при этом Церковь как орган также становится его частью (Святейший Синод). Как результат, меняется весь порядок взаимоотношений между обществом и государством; представители нового, образованного дворянства, получив доступ к достижениям европейской философии и правовой мысли, принимают участие в общественно-политической жизни России.
При этом первая половина XVIII столетия является переходным периодом развития отечественной политической мысли, когда традиционная доктрина самодержавия сочеталась с новыми идеями и представлениями о взаимоотношениях правителя и его подданых.
Одним из первопроходцев в плеяде отечественных теоретиков о политико-правовом устройстве государства стал сподвижник Петра I Ф. Про-копович. Его теоретические изыскания становятся основанием тенденциям, проявившимся в период правления первого российского императора. Ф. Прокопович пишет ряд произведений-проповедей духовно-политической направленности, в которых идеологически обосновывает преобразования Петра I.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
Главный элемент политического учения этого мыслителя - исключительно божественное происхождение власти верховного правителя. Основанием этой идеи становится, в первую очередь, Библия, а во-вторых - само понимание человеческой природы, господствовавшее в указанную эпоху [2; с. 249]. Ф. Прокопович проводит логическую связку между Богом как творцом всего сущего (в том числе и людей), и человеческим естеством, на котором обосновывается верховная власть. Таким образом, божественность власти обосновывается и на здравом разуме, поскольку она представляется силой, обеспечивающей общее благо.
Лучшей формой правления для России, по Ф. Прокоповичу, являлось именно самодержавие. При этом в наследственной монархии мыслитель выделяет такой недостаток, как возможность унаследования власти недостойным наследником. Разрешить подобную проблему Ф. Прокопович предлагает возможностью правящего монарха назначить при жизни достойного преемника.
Превосходство абсолютной монархии по Ф. Прокоповичу выражается в том, что только она способна обеспечить высокий уровень жизни русскому народу. В лице единого, абсолютного монарха может проявиться «страж и защитник» народа, «поборник закона», способный дать «пристанище и защиту» для каждого человека. Власть такого правителя должна регламентировать все стороны общественной жизни, устанавливать церковные и гражданские обряды и домашние обычаи [3; с. 431].
При этом правитель Ф. Прокоповича - непременно просвещённый монарх, который проявляет заботу как о благе своего государства в целом, так и поддерживает идеи просвещения, вершит праведный суд. Кроме того, этот философ неоднократно указывал на необходимость совершенствования человеческой личности посредством образования. Ф. Прокопович считал необходимым открывать при церковных и промышленных учреждениях отдельные школы, в которых обучать всех без исключения детей (и мальчиков, и девочек), прививая им основные духовные ценности, и предоставляя всем равные возможности для последующего служения на благо государства.
Подобные представления о правителе были во многом новы для отечественной политической мысли.
Отдельного внимания заслуживает понимание Ф. Прокоповичем взаимоотношений церковной и светской власти, ведь реформы Петра Великого коренным образом изменили статус Церкви. Не случайно именно этот период характеризуется господством закона над церковным обычаем. Ф. Прокопович теоретически обосновывает ликвидацию патриаршества и утрату Церковью экономической независимости, утверждая пользу единоличного управления всей церковной организацией. Самой же церкви отводится роль способствования всему, что может идти на пользу царской службе, и соблюдения во всём интересов государства.
Как результат всех своих теоретических изысканий, Ф. Прокопович выводит определённую формулу абсолютной монархии, указывая, что Императору всероссийскому надлежит повиноваться не только из-за страха перед Богом - но и по соображениям совести. При этом, отстаивая принцип всеобщей законности во всех формах государственной жизни, Ф. Прокопович ставит абсолютного монарха выше закона, указывая на недопустимость какой-либо его критики.
Другим отечественным мыслителем XVIII столетия являлся успешный представитель купечества И.Т. Посошков, писавший трактаты об устройстве государственной жизни. Наиболее полно политико-правовые представления И.Т. Посошкова представлены в его «Книге о скудности и богатстве», в которой он предлагал собственную программу реформирования общественных отношений, основанной на сословном разделении.
Одним из ключевых сословий по И.Т. Посошкову должно было являться духовенство, которое необходимо содержать за счёт прихожан. Также в отдельное и важное сословие мыслитель выделял военных, и купцов, без которых, по его мнению, невозможно развитие любого государства. Крестьянское сословие И.Т. Посошков предлагал подвергнуть череде реформ, в том числе, установить единый размер оброка, а также предпринять меры по повышению грамотности среди крестьян [4; с. 63].
Главную роль в исправлении несовершенства государственного строя И.Т. Посошков отводил именно монарху, однако основой достижения всеобщего благоденствия философ считал наличие справедливого и доступного суда. Справедливому правосудию, по его мнению, должно было способствовать утверждение особой «правосудной книги» (по сути - нового судебника), для составления которой необходимо созвать представителей всех сословий [2; с. 264].
При этом верховная власть по И.Т. Посошкову всё равно должно была быть сосредоточена в
руках монарха, который, несмотря на участие народа в законодательной деятельности, волен самостоятельно исправлять или дополнять положения «правосудной книги».
В качестве основы любого государственного строя И.Т. Посошков видел твёрдые нравственные устои и незыблемый правопорядок. Представляя купеческое сословие, И.Т. Посошков старался охватить интересы всего русского общества.
Доктрина самодержавия получила дальнейшее развитие и переосмысление во второй половине XVIII века. Представления о единоличном правителе, обладающего безраздельной властью, оформляются в концепцию «просвещённого абсолютизма». Кроме того, к указанному времени представления российского дворянства во многом основываются на просветительских идеях европейских мыслителей, наложенных на отечественные представления о наиболее справедливой модели государственного управления.
Наиболее радикальным был подход философа и писателя А.Н. Радищева, выступавшего решительным противником самодержавной монархии. Его самым известным литературным произведением, в котором были изложены политические взгляды, нашли отражение в повести «Путешествие из Петербурга в Москву», ставшей запрещённой сразу же после издания.
А.Н. Радищев видел всех людей равными между собой и свободными по праву рождения. Земледелие, разделившее земли на области государства, стало предпосылкой возникновения государств, а право собственности на землю - предпосылкой возникновения государственной власти. Именно с этого момента заключается договор между людьми и обществом, с целью учреждения государства и закона, для защиты прав каждого отдельного члена общества. И как только появляются те, у кого есть собственность, и те, у кого её меньше или нет вовсе, возникает разделение общества на сильных и на слабых [5; с. 8].
При этом А.Н. Радищев раскрывает понятие народного суверенитета (демократии), подтверждение жизнеспособности которому он находит в отечественной истории, а именно в средневековой системе управления Великим Новгородом. А.Н. Радищев утверждал, что появление законодательства не должно отменять естественное право, согласно которому люди наделяются равными правами и свободами.
При этом философ не считал народный бунт эффективным способом избавления от тиранического правления, однако признавал за поддаными право на свержение монарха, который творит произвол и наносит своим правлением урон государству.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
Интересно использование А.Н. Радищевым термина «самодержавие», под которым он понимает сосредоточение неограниченной государственной власти в руках одного лица (монарха). Такое положение он называет, как наиболее противное природе любого человека, не проводя различий между любыми формами монархического правления.
Главным нарушением естественного права в современной ему российской действительности А.Н. Радищев видел в наличии крепостного права. Крепостное право, по мнению А.Н. Радищева, являлось прямым нарушением естественных законов, являясь при этом экономически несостоятельным, а также вызывающим нравственное падение народа и моральное разложение его хозяев. Наиболее оптимальным философ видел такой строй, при котором государство управляется обществом, состоящим из свободных собственников.
В этой связи в рамках настоящей работы следует рассмотреть взгляды другого отечественного идеолога и мыслителя XVIII века - сенатора М.М. Щербатова, выступавшего ярым сторонником самодержавия и крепостного права. М.М. Щербатов также был историком, одним из основных трудов которого стал пятнадцатитомный труд «Истории Российской». В своих произведениях государственный деятель резко критикует правление русских монархов после Петра I, указывая на падение нравов среди дворянства.
Как консерватор М.М.Щербатов считал залогом социально-экономического и политического развития России необходимость морального воспитания общества. Кроме того, негативно оценивал философ и отсутствие образования среди крестьян, что, по его мнению, не позволяло их отпустить из крепостной зависимости, поскольку без должного образования и возможности честного заработка крестьяне стали бы повально заниматься разбоем и грабежом.
Нравственный упадок общества М.М. Щербатов связывал с бездумным заимствованием принципов и порядков у западной Европы, в том числе, индивидуалистский подход людей к бесцельному приобретению максимального количества доступных благ. Идеализируя допетровскую эпоху как период высокой моральной культуры и безусловного доминирования православных ценностей, таких как нестяжание, доброта, справедливость, М.М. Щербатов в неудержимом стремлении людей удовлетворить собственные потребности видел основную причину несовершенства современной ему России.
При этом государственный деятель ставил в первую очередь необходимость соблюдения чело-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023
веком божественного закона. Соблюдение же гражданского законодательства, зависимое от духовной культуры гражданина, по мнению М.М. Щербатова будет определяться именно нравственным состоянием общества. И только подчинение божественным установлениям и запретам способно удерживать людей от нарушения государственных законов. Таким образом, М.М. Щербатов видел необходимость в первую очередь воспитывать в российских подданных нравственно полноценных и развитых личностей, и лишь затем заниматься реформированием и совершенствованием законодательства.
Дворяне, по мнению М.М. Щербатова, должны составлять основу государства, выполняя благородные задачи по служению во благо страны. При этом представители указанного сословия не должны руководствоваться исключительно стремлением обогатиться или выслужиться, а добросовестно выполнять свою службу и гражданский долг.
Несмотря на свои сугубо монархические взгляды, сенатор отрицательно высказывался о деспотичном образе правления, не связанном какими-либо законодательными обязательствами. Основным направлением деятельности монарха М.М. Щербатов считал необходимость воплощения в жизни божественного закона, что позволит добиться соблюдения и законов гражданских [1; с. 40-42].
Мы показали развитие российской политико-правовой мысли на протяжении XVIII века. При этом видно, что зарубежные представления о естественных правах человека наслаивались на отечественные представления о благе для народа и государства, становясь основой для особых, самобытных теорий и концепций государственного управления.
При этом общественно-политическая мысль в Российской империи XVIII столетия развивалась на основе усвоения отечественного исторического опыта и осмысления преобразований Петра Великого. Главным итогом деятельности российских философов и мыслителей стало приспособление новой официальной идеологии самодержавия к новому состоянию общества и государства, которое сложилось в первой четверти XVIII века. Также идеологическое обоснование получило закрепление государственного контроля над церковной властью.
Подобный подход заложил предпосылки к формированию в XIX веке новых политико-правовых подходов к управлению государством, и в свою очередь имел предопределяющее значение для дальнейшего развития отечественной политической мысли.
Список литературы:
[1] Должиков В.В. История правовых учений России: Учебник. В 3 т. / В.В. Должиков, И.Ю. Мань-ковский, О.Г. Моисеева [и др.]; под ред. В.В. Сорокина, А.А. Васильева. М.: Юрлитинформ, 2014. 360 с.
[2] Лейст О.Э. История политических и правовых учений. М.: Зерцало, 2002. 568 с.
[3] Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Учебник. М.: Норма, 2004. 736 с.
[4] Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. 409 с.
[5] Радищев А.Н. Полное собрание сочинений. Т. 3. М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. 687 с.
Spisok literatury:
[1] Dolzhikov V.V. Istoriia pravovykh uchenii Rossii: Uchebnik. V 3 t. / V.V. Dolzhikov, I.Iu. Man'kovskii, O.G. Moiseeva [i dr.]; pod red. V.V. Sorokina, A.A. Vasil'eva. M.: lurlitinform, 2014. 360 s.
[2] Leist O.E. Istoriia politicheskikh i pravovykh uchenii. M.: Zertsalo, 2002. 568 s.
[3] Nersesiants V.S. Istoriia politicheskikh i pravovykh uchenii. Uchebnik. M.: Norma, 2004. 736 s.
[4] Pososhkov I.T. Kniga o skudosti i bogatstve i drugie sochineniia. M.: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1951. 409 s.
[5] Radishchev A.N. Polnoe sobranie sochine-nii. T. 3. M.-L.: Izd-vo Akad. nauk SSSR, 1954. 687 s.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2023