Научная статья на тему 'Проблемы организации полиции и борьбы с преступностью в работах И. Т. Посошкова'

Проблемы организации полиции и борьбы с преступностью в работах И. Т. Посошкова Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
275
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / POLICE / ПОСОШКОВ / POSOSHKOV / РЕФОРМЫ / REFORMS / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / "РЕГУЛЯРНОЕ" ГОСУДАРСТВО / "REGULAR" STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стёпкин Е. Ю.

В статье рассматриваются взгляды одного из наиболее ярких представителей отечественной политико­правовой мысли первой половины XVIII века И.Т. Посошкова на организацию полицейских учреждений и борьбу с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems concerning Police Organization and Crime Fighting described by Pososhkov I.T

The article considers the views of one of the most famous representatives of political­legal ideas Pososhkov I.T. in the first part of the 18th century in regard to organization of police institutions and crime fighting.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации полиции и борьбы с преступностью в работах И. Т. Посошкова»

Е.Ю. СтЁПкНН,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД россии)

E.J. STIoPKIN,

Associate Professor, Department of State Legal Subjects,

Candidate of Law

(Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

уДк 340.12

Проблемы организации полиции и борьбы с преступностью в работах И.Т. Посошкова

Problems concerning Police Organization and Crime Fighting described by Pososhkov I.T.

В статье рассматриваются взгляды одного из наиболее ярких представителей отечественной политико-правовой мысли первой половины XVIII века И.Т. Посошкова на организацию полицейских учреждений и борьбу с преступностью.

Полиция, Посошков, реформы, борьба с преступностью, «регулярное» государство.

The article considers the views of one of the most famous representatives of political-legal ideas - Pososhkov I.T. - in the first part of the 18th century in regard to organization of police institutions and crime fighting.

Police, Pososhkov, reforms, crime fighting, "regular" state.

Имя Ивана Тихоновича Посошкова (1652—1726 гг.) занимает достойное место среди представителей отечественной политико-правовой мысли XVIII века. Выходец из семьи ремесленника, не получивший систематического образования, он, благодаря своему стремлению к знаниям, к совершенствованию общественного и государственного устройства, сумел независимо от западноевропейских мыслителей сформулировать оригинальные взгляды на государство и право. Изучению жизни и творчества Посошкова посвящено немало работ историков, экономистов, юристов [1, 3, 4, 5], однако проблемы организации полиции специальному исследованию не подвергались. Наиболее известным его произведением, которое стало своеобразным итогом размышлений всей его жизни, является адресованная Петру I «Книга о скудости и богатстве» (1724 г.). В ней затронут широкий круг проблем, которые, по его мнению, нуждались в срочном разрешении. Среди них рассматривались вопросы организации экономики, правосудия, военного дела, церкви, просвещения и др.

Не обошел вниманием И.Т. Посошков и проблемы организации деятельности полиции по борьбе с преступностью. Этому посвящена глава VI его книги, которая называется «О разбойниках».

Посошков отмечал высокий уровень преступности в России. «Во всех государствах нехристианских и христианских разбоев нет таких, каковы у нас на Руси...» [6]. Автор считал, что сложившаяся ситуация требует реформирования государственных органов: «.никогда тем разбойникам не будет конца, аще нынешнего судейского правления не изменять, и от чего они родятся, если не пресечь». Одну из причин «нестроений» Посошков видит в несовершенстве системы уголовного судопроизводства и исполнения наказаний. По мнению автора, в других государствах преступников в тюрьмах долго не держат, «когда кого поймают, тогда и указ чинят». «А у нас, поймав вора или разбойника, не могут с ним расста-тися: посадят в тюрьму, да кормят, будто доброго человека, и держат в тюрьме лет десять или двадцать, и в таком долгом сидении много их уходит, а ушед, уже пуще старого воровать станут» [6].

03

о

X

<

U

а

0

X

1

л

<

и

H

s

X

<

а

X О О

са <

а С

S

s

а

0 н и S

3 э s

1

<

а н

и

109

вэ

о

X

<

U

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О О

м

<

а С

S S а

0 н и S

з

э

S

1

<

а н

и

110

И.Т. Посошков предлагает реформу полицейских органов, так как уверен, что «и сыщикам, колико бы число их не было, не истребить воров и разбойников, аще не изменить о них ре-гула» [6]. Он считает необходимым во всех городах, селах, деревнях и иных населенных пунктах ввести должности сотских, пятидесятских и десятских, причем эти должности предлагается учредить на сословной основе: у крестьян, дворян, бояр, городских жителей.

Данных должностных лиц Посошков предлагает наделить значительными полномочиями по контролю за подведомственными лицами. Так, без ведома сотских или пятидесятских никто не должен покидать места своего жительства: для этого необходимо получать специальные «отпускные письма», скрепленные печатями, с указанием цели и пункта назначения поездки. Причем, в случае отклонения от указанного маршрута, виновные должны привлекаться к суду.

Посошков разделяет идеи «регулярного» государства Петра, связанные с назойливым всеобщим контролем за жизнью подданных. Он предлагает запретить жителям ночью покидать свое жилище, а контроль за этим возложить на пятидесятских. Автор поощряет систему доносительства: «...и не то, что десятские, но и сами бы господа и люди между собой друг за другом смотрели бы накрепко.» [6]. За несообщение информации о преступлении предлагается наказывать так же, как и за укрытое преступление. Более того, автор выдвигает идею коллективного наказания: «.а буде из большаго дому из бо-ярскаго кто сворует что, то того дому всем дворовым, кои ведали да молчали, такая же казнь, и кои и не ведали, а того ж дому, и тех кнутом бить, колико указано будет» [6].

И. Посошков предлагает определенную систему гарантий деятельности подданных, выполняющих полицейские функции. Так, за неподчинение жителей законным распоряжениям сотского, пятидесятского или десятского он предлагает привлекать к суду и наказывать; за повторное ослушание — применять пытку, а наиболее дерзких и своевольных — клеймить или отсекать палец. За ослушание в третий раз предлагается казнить отсечением руки, рассматривая его как нарушение царского указа.

За оскорбление указанных должностных лиц действием или словом И. Посошков считает необходимым установить жесткие санкции. «А буде сотского или пятидесятского или и десятского своего чем обругает рукодерзием или и словесным руганием непристойным, то в десять мер безчестие им да заплатят, увечье же в двадцать мер» [6].

Суровые меры он предлагает применять и в отношении самих сотских и пятидесятских

за укрывательство преступлений: «.а буде кой сотской или пятидесятской, уведав за кем воровство, да умолчит, то горше вора приимет муку и казнь лютейшую» [6].

И.Т. Посошков считает также необходимым установить судебный контроль за деятельностью полицейских органов, осуществляющих задержание подозреваемых в совершении преступлений и содержание их под стражей. Судьи, по его мнению, должны ежедневно проверять, кто и за что посажен, чтобы избежать заключения невиновных.

Значительное внимание уделяется им процедуре выбора сотских, пятидесятских и десятских: выбор, по его мнению, должен осуществляться исключительно из числа взрослого мужского населения, что было весьма характерным для того времени. Для занятия данных должностей рекомендовались наиболее способные кандидаты.

Большое значение И. Посошков придает определению правового статуса данных должностных лиц царскими указами. Каждый сотский и пятидесятский должен был иметь этот указ в печатном виде, его необходимо было публично огласить перед всеми жителями сотни: «.и таковые указы с нарочными посыльщика-ми разослать во все городы, указов ста по два-три или больше или меньше, смотря по количеству сел и деревень, чтобы всякому сотскому и пятидесятскому указ был дан печатный, и чтобы те посыльные люди в городах воеводам, или кому надлежит отдали те указы именно с роспи-сками... и тот Великого Государя указ созвав всю сотню и всем им прочесть в слух дважды или трижды, дабы всем он был ведоми памятен и никто бы неведением неотъимался» [6].

И. Посошков предлагает установить суровое наказание за укрывательство преступников, а также обязать жителей доносить властям обо всех приезжих и подозрительных лицах, а сотских и пятидесятских — устанавливать их личность путем проверки документов и иными доступными способами. В случае неразрешенных подозрений подобных лиц надлежит задерживать и доставлять в суд [6].

Развивая свою мысль о привлечении населения к охране общественного порядка и борьбе с преступностью, Посошков предлагает ввести обязанность участвовать в поимке и задержании преступников для всех жителей. «А буде гораздо их (предполагаемых преступников — прим. автора) людно, и призначится, что они люди причинные, то повестить окольным деревням, чтобы пришли и помогли их перехватать. А буде коя деревня по повестке на поимку не поидет, и старосту того и сотского, кой на поимку не пошел, казнить по указу, а рядовых всех бить кнутом. А буде староста и сотской и десятские наряжали, и

рядовые не послушали их, и на поимку не пошли, то староста с товарищи свободны, а рядовых за ослушание их всех казнить неотложно, как о том уложено будет» [6]. Кроме того, им рассматривается необходимость привлечения жителей окрестных деревень к охране порядка и поимке преступников в населенных пунктах, расположенных на больших дорогах. От каждой сотни, по его мнению, для этих целей должно выделяться по три-четыре человека в неделю [6].

И. Посошков выступает сторонником самых суровых мер в борьбе с преступностью: это и применение пыток к подозреваемым и обвиняемым, и широкое использование смертной казни и других телесных наказаний. В качестве наиболее жестоких наказаний он называет смертную казнь путем колесования или подвешивания за ребро для наиболее злостных преступников [6], что вполне соответствовало духу того времени. Однако в своих предложениях он выступает за более суровые наказания, применяемые в целях устрашения, например за применение смертной казни за кражу, ссылаясь в качестве аргументации своей позиции на опыт европейских государств: «.слух есть про иноземцев, что они. не только за разбой великий, но и за кражу вешают, и того ради воровать не смеют» [6].

В качестве одной из мер борьбы с преступностью И. Посошков предлагает освобождение от уголовной ответственности разбойников, которые добровольно явились властям и выдали своих сообщников, причем тем, которые и в дальнейшем будут оказывать действенную помощь в розыске разбойников, предлагает «дать и жалованье». Освобождение от ответственности им предлагается осуществлять вне зависимости от тяжести совершенных данными лицами преступлений [6].

Существенной причиной неэффективности борьбы с преступностью И. Посошков считает злоупотребления в деятельности государственных органов, выполняющих полицейские и судебные функции. Он приводит примеры незаконного освобождения от ответственности крестьян, принадлежащих знатным помещикам: «...воров и разбойников и ныне не вельми бы много было, аще бы им от судей потачки не было: тии бо егда уведают, что пойман вор или разбойник, то и спросят, чей он крестьянин? И егда услышат, что он сильнаго лица или несильнаго, да ябетоватого или свойственного себе, или хлебо-сольца, то, догожая помещикам тем, отпускают и безо мзды на волю; и тии крестьяне или дворовые люди, надеючись на тех своих помещиков, смело воруют» [6]. Серьезной проблемой Посошков считает и мздоимство. Он подчеркивает, что «у коих воров денег довольно, то те деньгами откупаются» [6]. Для решения этих проблем автор предлагает ввести суровые меры ответственности

для чиновников за подобные злоупотребления. «И сицевыя ради причины мнится мне тако, еже бы паче воров и разбойников дать страх судьям и подьячим...» — пишет он [6].

Большое значение Посошков придает совершенствованию законодательства, отмечая наличие большого количества противоречащих друг другу указов в сфере борьбы преступностью, многие из которых устарели. По сути, он предлагает провести кодификацию этих указов: «.мне мнится: лучше ради всеконечного разбойничья истребления древние указы все многоплодные отставить, и учинить указ новый краткостной» [6].

Следует признать, что сама идея привлечения общественности к выполнению полицейских функций, высказанная И. Посошковым, была не нова. На момент написания им своей книги во многих городах уже существовала практика выборов сотских, пятидесятских, десятских, привлечения жителей к охране общественного порядка в ночное время, к тушению пожаров, что было вызвано объективными причинами, связанными с недостатком соответствующих государственных должностных лиц. Десятичная система административно-полицейского самоуправления, как пишет профессор Р.С. Мулука-ев, сложилась в России издревле, а в XVII веке получила детальную регламентацию. Так, наказом 1649 года предусматривалось назначение от каждых десяти дворов по сторожу [2].

Идея привлечения населения к поимке преступников также была известна русскому законодательству. Соборное Уложение предусматривало серьезные наказания (штрафы, битье кнутом) для горожан, которые не приняли мер к задержанию преступников, не пришли на помощь подвергшимся нападению грабителей либо отказались участвовать в поимке преступников. Царский указ от 20 февраля 1664 года наделял воевод правом привлекать для поимки преступников обывателей [2]. Но Посошков предлагал сделать эту практику повсеместной, распространить ее и на сельскую местность, предлагал существенно расширить полномочия сотских, десятских и пятидесятских, выступал за определение их статуса царским указом. Отдельные его идеи найдут отражение в законодательстве Екатерины II и даже в указах второй половины XIX века.

Следует также признать, что Посошков недостаточно ясно определил статус сотских, пя-тидесятских и десятских. Как было сказано, автор предлагал выбирать данных должностных лиц на сословной основе, однако не указал, каким образом будут разграничиваться их полномочия, каким образом они должны между собой взаимодействовать. Также не вполне ясно, должны ли указанные субъекты служить на общественных началах или получать жалование.

вэ

о

X

<

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U

а

О

X

X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а С

S S а О н и S

з

э

S

X

<

а н

и

111

вэ

о

X

<

U

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О О

м

<

а С

S S а

0 н и S

з

э

S

1

<

а н

и

112

Исторический опыт свидетельствует о низкой эффективности осуществления полицейских функций населением, для которого полицейская повинность являлась тяжким бременем в условиях сложных жизненных обстоятельств.

Многие идеи, высказанные И.Т. Посошко-вым в своих произведениях, свидетельствуют о том, что автор во многом разделял доктрину «регулярного» государства Петра I с его всеобъемлющей полицейской опекой над подданными. Так, он, как и другие сторонники данной доктрины, предлагал установить государственный контроль над церковью, священников наделить полицейскими функциями, а совершение всех таинств подвергнуть строгому учету и записям. На священнослужителей, по его мнению, следует возложить и выявление старообрядцев с тем, чтобы они всемерно содействовали прекращению церковного раскола [4].

Заслуживает внимания идея И. Посошкова о создании особой канцелярии — подчиненного непосредственно монарху государственного органа, соединяющего в себе функции тайной полиции и прокуратуры. Данный орган, по его мнению, необходим для контроля за государственными должностными лицами в целях недопущения в их деятельности злоупотреблений, а также наказания за них. В эту канцелярию должен быть открыт доступ любому лицу, которому стало известно о нарушении закона чиновниками. Кроме того, сама канцелярия должна проводить мероприятия по выявлению виновных в нарушении закона и привлечению их к ответственности. «И ради самые твердости в судах и во всяком правлении, чтобы от правосудия ни много, ни мало судьи не колебатись, надлежит учинить особливая канцелярия, в которой бы правитель был самой ближней и верной царю. Еже бы он был око царево, верное око, иже бы над всеми судьями и правительми был вышний и за всякими бы правительми смотрел властительно и никого бы он кроме бога да его и. в. не боялся. и к той канцелярии приход бы был самой свободной, а и сам бы тот правитель был низок и ко всяким бы людям был нисходителен и не тяжол бы он был. А улуча время, по коллегиям ходил бы и смотрил, каково кто дело свое управляет и нет ли каковыя в делах неисправности и нет ли каких на них жалобщиков» [6].

Как и идеологи полицейского государства, И. Посошков поощряет доносительство. Уже говорилось, что он предлагает наказывать за несообщение о преступлениях. Но этим автор не ограничивается и выступает за щедрое вознаграждение для доносителей. Например, за достоверную информацию о злоупотреблениях государственных чиновников, которая будет передаваться в особую канцелярию, Посошков предлагает пожаловать «великим жалованием».

Также он приводит многочисленные примеры уклонения состоятельных дворян от государственной службы и предлагает при выявлении таковых строго их наказывать путем «отнятия имения», а «доводчику дать четвертую долю изо всего владения его или и половину, чтоб лучше радели о таких лежебоках» [6].

И. Посошков разделяет и свойственные для сторонников полицейского государства идеи борьбы с нищенством, однако не во всем соглашается с политикой, проводимой правительством в этом направлении. Он критикует практику наказания дающих милостыню: «.а и нынешней указ о нищих учинен не весьма здраво, потому велено штрафовать тех, кои милостыню подают. И тем никогда не унять, да и невозможно унять, и то положение и богу не без противности, бог положил предел, что давать милостыню, а судьи наши за то штрафуют» [6].

И.Т. Посошков предлагает всех здоровых нищих, «праздношатающихся» «хватать», наказывать и принуждать к труду, а при необходимости обучать ремеслам. Выдвигает он и весьма оригинальные идеи для искоренения нищенства: по его мнению, любому жителю надо предоставить право задерживать здоровых нищих, доставлять их в соответствующие полицейские органы, а после брать их себе в работники либо определять на государственные работы. Так, он пишет: «.какой человек ни увидит нищаго здо-роваго, то, ухвати бы его, привел в приказную плату, и записать, где его взял, и, записав, отдавали бы их из приказу тому, кто ево привел, а буде он не возмог, то кто ево востребует, отдавать бы новее, чей бы он ни был. А буде никто не возмет, то отсылать бы их к каковым делам государевым. То дворяне лише заслышат, часу не будут мешкать, всех заберут к себе и по миру ходить уже не будут пускать. И таким способом одним годом или менши нищие бродить не будут и по улицам ходить не станут» [6].

Для И. Посошкова, как и для идеологов полицейского государства, характерна идея мелочной государственной регламентации частной жизни подданных, что проявляется, в частности, в регламентации одежды подданных. Применительно к различным сословиям, автор описывает, во что они должны одеваться. Особое внимание он уделяет внешнему виду купцов, самым детальным образом определяя требования к их одежде в зависимости от дохода, времени года и т. п., вплоть до регламентации материала для кафтанов и пуговиц. В идеале, по его мнению, «в одеждах так бы хорошо устроить, что не то, чтоб по верхнему платью или по исподнему, но и по рубашкам все бы были знатны, кто какого звания есть» [6].

Целями такой регламентации, с точки зрения автора, являются предотвращение излиш-

них расходов на одежду и четкое определение социального статуса подданных по их внешнему виду, «чтобы всякий чин свое бы определение имел». За неисполнение данных обязанностей И. Посошков предлагает установить штраф, причем наказывать надлежит и тех, кто одевается ниже своих возможностей. Помимо государственного аппарата для контроля за исполнением указанных правил он предлагает использовать и институт доносительства, рекомендуя отдавать доносителю десятую долю конфискованного имущества [6].

Очевидно, что, несмотря на привлечение общественности, воплощение своих идей по контролю над подданными И. Посошков возлагал на государственные органы, выполняющие полицейские функции. В этой связи он не мог не поддерживать начинания Петра I по созданию в России регулярной полиции.

Список литературы

1. Ахмедова З.А. Государственно-правовые взгляды И.Т. Посошкова: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

2. Борисов А.В., Малыгин А.Я, Мулукаев Р.С. Полиция Российской империи. М., 2014.

3. Брикнер А.Г. Иван Посошков. СПб., 1876.

Таким образом, И.Т. Посошков был ярким, самобытным мыслителем, который самостоятельно, не будучи знакомым с европейскими политическими учениями, пришел к идеям, которые впоследствии были детально разработаны немецкими учеными-полицеистами в рамках философии камерализма.

Представляется, что непосредственное использование предложений И. Посошкова в современных условиях вряд ли является возможным, так как «регулярное» государство начала XVIII века и Российская Федерация основаны на разных принципах. Однако идеи И.Т. Посошкова о широком привлечении общественности к борьбе с преступностью и охране общественного порядка вполне актуальны и сегодня. Разумеется, что формы реализации этих идей должны соответствовать требованиям времени.

4. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений. М., 1995.

5. Кафенгауз Б.Б. И.Т. Посошков. Жизнь и деятельность. М., 1951.

6. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1836.

E-mail: [email protected]

вэ

о

X

<

U

а

О

X

X

л

<

и н S

X

<

а

X О О

са <

а С

S S а О н и S

з

э

S

X

<

а н

и

113

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.