ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^g^
Актуальные проблемы истории государства и права
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕУГОЛОВНОГО СЫСКА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.
Т.Л. МАТИЕНКО,
доктор юридических наук, доцент Московского университета МВД России
Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
E-mail: pet [email protected]
Аннотация. На основе анализа нормативных правовых актов рассматриваются особенности организации общеуголовного сыска в России в первой половине XVIII в.; показано, что организация общеуголовного сыска в этот период не являлась функцией общей полиции, а возлагалась на армию и Военную коллегию; раскрыты процесс милитаризации общеуголовного сыска, функции и порядок формирования сыщиков в указанный хронологический период.
Ключевые слова: полиция, Россия, сыск, сыщик, Военная коллегия, армия.
FEATURES OF ORGANIZATION AND REGULATION OF ORDINARY CRIMINAL INVESTIGATION IN THE FIRST HALF OF THE XVIII CENTURY
T.L. MATIYENKO,
doctor of jurisprudence, assistant professor, Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia
Annotation. This paper, based on analysis of the regulations considers especially the organization of ordinary criminal investigation in Russia in the first half of the XVIII century shows that the organization of ordinary criminal investigation at this time was not a function of the total police force but was assigned to the Armed Forces and the Military College, discloses a process of militarization of ordinary criminal investigation, the function and the formation of detectives during a given chronological period.
Keywords: police, Russia, investigation, detective, the Military Collegium of the Armed Forces.
В связи с принципиально новым подходом в государственно-правовой политике строительства органов охраны правопорядка и общественного порядка, выраженным вступившим в силу 1 марта 2011 г. Федеральным законом «О полиции», актуальными стали вопросы о сущности полиции, эволюции ее функций и роли в обществе. Это обстоятельство вызывает необходимость активизации историко-правовой науки в части углубления и детализации в изучении развития функций полиции России. На протяжении более чем трех веков одним из основных направлений деятельности полиции являлась борьба с преступностью, а в ее содержании — розыск и поимка преступников.
В специальных исследованиях истории российской полиции обычно умалчивается о том, что общеуголовный сыск с момента учреждения общей полиции в России не только не являлся исключительно ее функцией, но и не был основным направлением ее деятельности. Учрежденная в 1718 г. как орган управления общей компетенции, полиция на протяжении более чем полувека превращалась в карательно-правоохранительный орган, имеющий функции уголовного преследования. Крупнейший дореволюционный полицеист И.Т. Тарасов отмечал, что «широковещательная задача» полиции, «заключавшаяся в достижении общего благополучия, очень скоро низведена была к простому охранению безопасности»1.
Только в 1730—1740-е гг. на полицию Петербурга была возложена борьба с распространившимися тогда разбоями в окрестностях столицы. В 1734 г. императрица приказала генерал-полицмейстеру послать для поимки разбойников, разграбивших усадьбу генерала Головкина в Копорском уезде, отряд из 50 драгун2. В 1735 г. в докладе столичной полицмейстерской канцелярии сообщалось, что «воровство умножилось», и «многих людей грабят и бьют». В целях ликвидации разбойных и воровских «пристанищ» Сенат приказал для поимки преступников направить драгун и солдат во главе с обер- и унтер-офицерами3. Помощь полиции в борьбе с разбоями со стороны армейских частей была в этот период обычным делом. Полиция еще не представляла собой достаточно развитый в структурном и численном отношении государственный орган, способный эффективно выполнять функции по охране общественного порядка и уголовного преследования. Кроме того, после упразднения института сыщиков в 1702 г. борьба с общеуголовной преступностью, розыск и поимка воров и разбойников, производства над ними следствия, суда и уголовной расправы с 1708 г. были возложены на губернаторов и воевод. Для розыска и
1 Тарасов И.Т. История русской полиции и отношение ее к юстиции; кн. 11—12 // Юридический вестник, 1875. С. 176.
2 ЦГИА. Ф. 1329. Оп. 2. Д. 26. Л. 25, 33.
3 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. IX. № 6772.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
поимки преступников в распоряжение губернаторов предоставлялся гарнизон, от которого следовало отряжать «пристойные партии». Воеводы должны были, как и во второй половине XVII в. формировать отряд из местных жителей.
Однако, сразу же обнаружилась неэффективность этих мер, а распространение разбоев усугубляло и без того сложную обстановку в стране по причине начавшейся в 1700 г. Северной войны. В 1710 г. к царю обратились помещики и вотчинники Можайского уезда и городов Клин и Волоцк с челобитной: «приезжают разбойники многолюдством со всяким боевым ружьем... и розбивают и поджигают многие села и деревни днем и ночью, и побивают многих людей до смерти, и животы их и людей их и крестьян берут без остатку»4. Челобитчики прямо указывали, что «сыскивать и ловить их (разбойников — Т.М.) некому», «в селах и деревнях сотских и пятидесятских, и десятских нет, и .. .сыщика нет»5, и обращались с просьбой назначить последнего. С удовлетворения этой просьбы царем начинается реставрация института сыщиков в России. Однако, теперь, в отличие от второй половины XVII в., сыщики назначались не из состава служащих приказов или других органов гражданского управления, а из состава военных. Этот новый подход в формировании института сыщиков привел к развитию общеуголовного сыска в первой половине XVIII в. как функции войсковых подразделений.
Первым таким новым сыщиком стал полковник Ф.Ю. Козин, назначенный Петром I для искоренения разбоев не только в Можайском уезде, но и в «иных городах и уездах Московской губернии»6. Для организации борьбы с разбоями в данном ему наказе «О поимке воров и разбойников и об исследовании их преступлений» от 30 ноября 1710 г. предписывалось преследовать разбойников и воров лично, «а с собою иметь» отряд сформированный из местных жителей от отставных дворян и детей боярских до «старост, и целовальников и крестьян многих людей со всяким боевым ружьем»7. Эти предписания аналогичны тем, которые давались сыщикам и воеводам с 1730-х гг.
Полномочия сыщика, как и во второй половине XVII в., были чрезвычайно широкими. Он наделялся правом поимки разбойников, ведения следствия по их делам, вынесения приговоров, вплоть до смертной казни и приведения судебного решения в исполнение. Сыщик мог обращаться в другие губернии с требованием поимки и присылки к нему лиц, которые были «оговорены», находящимися у него под следствием преступни-
ками; обладал правом требования активного содействия от местных жителей всех категорий населения, «чтобы они были ему послушны и всякое вспоможение ему чинили». Отказ в содействии сыщику грозил наказанием — ссылкой на каторгу. Сам сыщик за плохое исполнение обязанностей подвергался наказанию: «быть в великой опале, и поместья и вотчины описаны будут на Великого Государя; и розданы в раздачу бесповоротно»8.
В целом, все предписания Наказа были основаны на нормах Соборного Уложения и Новоуказных статей. Он представлял собой настолько подробную и четкую инструкцию их применения, что стал основой Указа Сената «О беспрепятственном розыске и преследовании сыщиками воров и разбойников и их сообщников по всем губерниям» от 12 октября 1711 г.9 и «Инструкции полевых и гарнизонных команд офицерам, отправленных для сыску беглых драгун, солдат, матросов и рекрут для искоренения воров и разбойников и пристанодержателей их» от 24 декабря 1719 г.10.
Из текста Указа Сената от 12 октября 1711 г. следует, что институт сыщиков был восстановлен уже повсеместно: «буде в какой губернии в городах или у посланных из тех губерний сыщиков»11. Указом Сената от 21 мая 1743 г. вновь подтверждается учреждение сыщиков в губерниях и городах («Указ сысчикам»)12. Специальными инструкциями сыщикам предписывалось в преследовании разбойников и воров, беглых крестьян, солдат и драгун руководствоваться Соборным Уложением 1649 г. и «по прежним указам». Здесь же сыщикам запрещалось «вступаться в частные и непринадлежа-щие до них дела»13.
Анализ законодательных актов 1728—1750-х гг., регламентировавших борьбу с разбоями, позволяет установить, что назначение сыщиков из лиц, находившихся на постоянной воинской службе, прочно вошло в практику14. С 1730-х гг. им в помощь стали придавать от полков отряды из драгун и солдат. Кроме того, сыщикам предписывалось на местах формировать отряды из «отставных от полевых полков, кои могут
4 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. IV. № 2310.
5 Там же.
6 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. IV. № 2310.
7 Там же.
8 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. IV. № 2310.
9 Там же. № 2439.
10 Там же. Т. V. № 3477.
11 Там же. Т. IV. № 2439.
12 Там же. Т. XII. № 8736.
13 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XIII. № 8736, 9801, 9840.
14 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XII. № 9020, 9025, 9026, 9027, 9181; Т. XIII. № 10571, 10612.
- -Я. -
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
при таких делах некоторое время служить, или из других каких служилых людей, сколько надлежит, по рассмотрении Военной коллегии»15. Все расходы по их содержанию «сверх полкового комплекта» также возлагались на Военную коллегию16. Сенатский указ от 26 июня 1745 г. прямо указывал, что жалобы на сыщиков подаются в Военную коллегию17.
Таким образом, институт сыщиков в первой четверти XVIII в. в условиях общей милитаризации государственного аппарата также приобретает военизированный характер.
Во второй четверти XVIII в. эта тенденция укрепляется по той причине, что разбойным бандам, количество которых в российской глубинке из года в год росло, а государству, кроме военной силы, противопоставить было нечего. Органы местного управления в лице губернаторов и их канцелярий, не были еще развиты в той степени, чтобы принять на себя весь объем борьбы с общеуголовной преступностью, а органы общей полиции еще не были повсеместными, и даже в столицах не обладали достаточным для этого штатом. Поэтому с реставрацией института сыщиков шел процесс возложения общеуголовного сыска на полковников и офицеров полков, расквартированных на местах, происходивший из практики второй половины XVII в. использования для ликвидации разбойных шаек военных команд18. В условиях милитаризации государственного аппарата она стала основой для постепенной передачи функции общеуголовного сыска армейским подразделениям и частям. Например, в 1702 г. в Костромской и Галицкий уезды «для сыску разбойников» была направлена рота солдат во главе с капитаном Ра-гульским, усилиями которых были схвачены «знаменитые злодеи» — помещики Захар Полозов, Никифор Сытин, Петр Синяшин и другие, которые разбойничали со своими людьми19. Позже, когда в эпоху дворцовых переворотов монархи делали ставки, как правило, на гвардию, а престол занимали в основном представительницы слабого пола, не совсем разбиравшиеся в особенностях и тонкостях структуры и обязанностей «силовых» ведомств, борьба с разбоями и поимка преступников к середине XVIII в. стала определяться законодателем как функция Военной коллегии. Реализацию этой функции она не только разделяла с еще немногочисленными тогда полицмейстерскими канцеляриями, а стала основным органом, их исполнявшим.
Офицерам воинских команд в сыске о разбойниках и ворах предоставлялись широкие полномочия. Напри-
мер, в Сенатском указе «О вешании воров и разбойников в тех местах, где будут пойманы» от 14 июня 1711 г. поручику Т. Дееву предписывалось: «А которые из них (преступников — Т.М.) подлежат казни и тех вешать в тех же местах, где будут пойманы и воровали и станы держали»20. Здесь же указывалось, что сыск поручику следует «чинить по его Великого Государя указу и по данному из Правительствующего Сената наказу», т.е. по «Наказу сыщику» 1710 г.
12 августа 1712 г. был издан Сенатский указ «О вменении полковым командирам в обязанность, чтобы они по извещению губернского начальства отряжали воинские команды для сыска воров и разбойников»21. Полковникам предписывалось в случае появления в тех местностях, где расквартирован их полк, разбойных банд, оказывать губернаторам содействие в борьбе с ними или же самостоятельно приступить к немедленной их ликвидации, сообщив в Военную и Юстиц-коллегию. Полномочия офицеров воинских команд по производству сыска в полном объеме по разбойным делам подтверждались упомянутой Инструкцией от 24 декабря 1719 г., также указами от 26 июня 1724 г., 21 июня 1728 г., 12 сентября 1728 г., 9 января 1730 г., 5 октября 1730 г., 7 июня 1731 г., 28 августа 1744 г.22 и др.
В Нижегородской губернии были сформированы регулярные воинские подразделения — конная и пехотная роты — исключительно для сыска воров и разбойников. Начало их становления в 1728 г., когда в Пензенскую провинцию для искоренения воров и разбойников был послан полковник Азовского драгунского пока Сытин с «пристойною командою»23. В 1730 г. эту команду возглавил полковник Редькин. По указу Правительствующего Сената от 3 сентября 1736 г. солдаты команды были откомандированы к своим полкам. Вместо них были учреждены конная и пехотная роты
15 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. IX. № 7045.
16 Там же. Т. XII. № 9020; Т. XIII. № 10612; Т. XIV. № 10612; Т. XVI. № 1287.
17 Там же. Т. XII. № 9181.
18 Гольцев В.А. Законодательство и нравы в России XVIII в. СПб., 1890. С. 36; Чебышев-Дмитриев А. Курс русского уголовного судопроизводства. СПб., 1866. С. 45; ЦГАДА. Ф. 248. 1749—1770. Оп. 39—41. Дела по Судному и Сыскному приказам и по Сыскной экспедиции.
19 Гольцев В.А. Указ. соч. С. 36, 37.
20 История органов внутренних дел: сб. док-в. Вып. 3. Фискалы, органы общеуголовного и политического сыска, тюремные учреждения в России XVIII в. / сост. А.Я. Малыгин, М.И. Сизиков. М., 1999. С. 10.
21 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. IV. № 2573.
22 Там же. Т. VII. № 4533; Т. VIII. № 5290, 5333, 5495, 5774, 6212; Т. XII. № 9020; Т. XIII. № 9840.
23 Там же. Т. VIII. № 5290.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы истории государства и права
из отставных обер- и унтер-офицеров. Жалованье они получали из средств, взыскиваемых по «воровским делам штрафных доходов», а ружья и амуницию из списанного имущества полка24. В 1741 г. по распоряжению Военной коллегии для служащих рот были пошиты мундиры. Тогда же последовал Сенатский указ: «содержать их, как жалованьем, так и всею аммуни-циею по гарнизонному штату от комиссариата»25.
Но такая организационная форма борьбы с разбоями не была эффективной, и в 1740—1750-х гг. XVIII в. они достигли особого размаха. Кроме того, функции общеуголовного преследования в условиях мирного времени военные рассматривали как несвойственные, чуждые и ими тяготились26. В Сенат стали поступать сведения о деятельности вооруженных разбойных банд вдоль рек Ока, Волга, Сура «на воде» и «на суше», а также около Москвы. Так, например, в марте 1756 г. в г. Алтыре (на р. Суре) разбойники взяли казну, где хранился соляной сбор в сумме около 960 руб.27, летом того же года разбойные «партии» (одна из 80, другая из 50 человек) бесчинствовали в Оренбургской и Нижегородской губерниях, планировали сжечь г. Чебоксары. Военный отряд майора Бражникова, посланный для их ликвидации был разбит, так как разбойники были хорошо вооружены и имели в своем арсенале даже две пушки28.
Ответной мерой государства стала попытка усиления аппарата сыщиков путем учреждения Указом Сената «Об определении главных сыщиков для сыску и искоренения воров и разбойников, и беглых людей» от 19 ноября 1756 г. должностей четырех главных сыщиков29. Им подчинялись все внутренние гарнизоны и военные команды, отправленные для искоренения воров и разбойников. Главные сыщики имели право требовать помощи людскими ресурсами от воевод, «набирая рас-сыльщиков и других служилых людей, кои где есть, придавая к ним из уездных людей, сколько возможно»30. К указу прилагалась специальная «Инструкция определенному для сыска и искоренения воров и разбойников главному сыщику»31. Она представляла собой наказ главным сыщикам об их обязанностях и правах, порядке сыскной деятельности и взаимодействии при ее осуществлении с другими органами и лицами.
В 1762 г. императором Петром III был издан именной указ «О расположении войска по квартирам», адресованный Военной коллегии, где четко выражалось мнение законодателя о принадлежности функции общеуголовного сыска исключительно органам общеадминистративного управления: «и от всех сыщиков все
воинские команды отобрать, а о искоренении того злодейства имели Наш Сенат наистрожайшие указы и достаточные наставления губернаторам и воеводам дать, и впредь от полков людей никуда в дальнейшие отлучки без указа оной Коллегии (т.е. — Военной коллегии — Т.М.) не отлучать»32. В его развитие последовал Сенатский указ от 14 июня 1762 г., предписывающий сыщикам отпустить немедленно команды к их полкам, а самим передать имеющиеся в производстве уголовные дела губернским, провинциальным и воеводским канцеляриям и со штатом служащих прибыть в Герольдию. Этим же указом «искоренение воров и разбойников было возложено, кроме руководителей местной администрации, на помещиков, управителей дворцовых волостей, сотских и десятских светских и церковных земель33.
Следующий указ от 2 октября 1762 г., принятый уже при Екатерине II, в развитие Указа от 28 мая 1762 г., предписывал губернаторам и воеводам в деле искоренения воров и разбойников «поступать в силу губернского и воеводского 1728 г. наказа (т.е. «Наказа губернаторам и воеводам, и их товарищам» от 12 сентября 1728 г. — Т.М.), и данным о том сыщикам инструкций».
Таким образом, в первой половине XVIII в. субъектами «искоренения» воров и разбойников становятся армия и Военная коллегия. Общеуголовный сыск на территории страны, за исключением Петербурга, Москвы и нескольких крупных городов, осуществлялся подчиненными Военной коллегии и формируемыми из состава кадровых офицеров сыщиками, которые возглавляли приданные им из состава регулярных армейских подразделений военные отряды, а также отряды из отставных военных, формируемых на местах. Расходы на содержание воинских формирований шли из средств, выделяемых Военной коллегии. Только с принятием в 1782 г. Устава Благочиния, или полицейского, общеуголовный сыск прочно и, как показала историческая практика, надолго закрепляется как функция органов полиции, оставаясь таковой по сей день.
24 Там же. Т. IX. № 7045.
25 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XVI. № 1287.
26 Сенатский указ «О посылке военных отрядов из полков, квартирующих в губерниях, для поимки воров и разбойников» от 9 января 1730 г. // ПСЗ РИ. Собр. I. № 5495.
27 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XIV. № 10612.
28 Там же. № 10571.
29 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XIV. № 10650.
30 Там же.
31 Там же.
32 ПСЗ РИ. Собр. I. Т. XV. № 11552.
33 Там же. Т. XV. № 11573.