Научная статья на тему 'Идея прав и свобод человека и гражданина и ее отражение в законодательстве и конституциях разных периодов Российского государства'

Идея прав и свобод человека и гражданина и ее отражение в законодательстве и конституциях разных периодов Российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2206
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИД / ЛИЧНОСТЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ДЕМОКРАТИЯ / РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СВОБОДА / ПРИНЦИП РАВНОПРАВИЯ / ЗАКОН / IVIDUAL / PERSON / HUMAN RIGHTS / DEMOCRACY / SEPARATION OF POWERS / CIVIL SOCIETY / RULE OF LAW / FREEDOM / PRINCIPLE OF EQUALITY / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жичкина Светлана Евгеньевна, Петров Александр Васильевич

В статье прослеживается как в разное время, в разные периоды исторического развития исследовалась, развивалась и трансформировалась идея прав и свобод человека и гражданина, находила свое отражение в законодательстве и конституциях разных периодов развития Российского государства. Авторы делают важный вывод о том, что античные идеи о законе, свободе, принципе справедливости, идеи о справедливом государственном устройстве жизни индивидов послужили базисом для развития современных концепций прав человека и гражданина, их непосредственного формального закрепления в законодательной базе, теории правового государства и гражданского общества. В ходе сравнительного анализа и изучения фундаментальных положений основного закона Российского государства 1977 года авторы приходят к выводу, что многие идеи мыслителей XVIII-XIX веков Европы и России в том или ином виде нашли свое непосредственное отражение в современной российской Конституции. Преемственность предыдущих международных и национальных нормативных правовых актов, в которых нашли свое отражение фундаментальные положения о правах и свободах человека и гражданина, социальном равенстве, демократии, принципе разделения властей, верховенстве права и закона в общественной и государственной регуляции жизни гражданина, в основном законе государства способствует формированию и становлению гражданского общества и правового государства в современной Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDEA OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS AND THE CITIZEN AND ITS REFLECTION IN THE LEGISLATION AND CONSTITUTIONS OF DIFFERENT PERIODS OF THE RUSSIAN STATE

The article traces how at different times, at different periods of historical development, the idea of human and citizen rights and freedoms was studied, developed and transformed, and was reflected in the legislation and constitutions of different periods of the development of the Russian state. The authors draw an important conclusion that the ancient ideas about law, freedom, the principle of justice, the idea of a just state system of individuals' life served as the basis for the development of modern concepts of human and citizen rights, their direct formal consolidation in the legal framework, the theory of the legal state and civil society. In the course of a comparative analysis and study of the fundamental provisions of the basic law of the Russian state in 1977, the authors come to the conclusion that many ideas of the thinkers of the XVIII-XIX centuries of Europe and Russia in one form or another were directly reflected in the modern Russian Constitution. The continuity of previous international and national regulatory acts, which reflected the fundamental provisions on the rights and freedoms of a person and a citizen, social equality, democracy, the principle of separation of powers, the rule of law and the law in the public and state regulation of a citizen’s life, contributes to the formation and development of civil society and the rule of law in the modern Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Идея прав и свобод человека и гражданина и ее отражение в законодательстве и конституциях разных периодов Российского государства»

УДК 341.231.145 ББК Х401.2

йО!: 10.14529/^190210

ИДЕЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И КОНСТИТУЦИЯХ РАЗНЫХ ПЕРИОДОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

С. Е. Жичкина

Министерство сельского хозяйства Челябинской области, г. Челябинск, А. В. Петров

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье прослеживается как в разное время, в разные периоды исторического развития исследовалась, развивалась и трансформировалась идея прав и свобод человека и гражданина, находила свое отражение в законодательстве и конституциях разных периодов развития Российского государства. Авторы делают важный вывод о том, что античные идеи о законе, свободе, принципе справедливости, идеи о справедливом государственном устройстве жизни индивидов послужили базисом для развития современных концепций прав человека и гражданина, их непосредственного формального закрепления в законодательной базе, теории правового государства и гражданского общества. В ходе сравнительного анализа и изучения фундаментальных положений основного закона Российского государства 1977 года авторы приходят к выводу, что многие идеи мыслителей ХУШ-Х1Х веков Европы и России в том или ином виде нашли свое непосредственное отражение в современной российской Конституции. Преемственность предыдущих международных и национальных нормативных правовых актов, в которых нашли свое отражение фундаментальные положения о правах и свободах человека и гражданина, социальном равенстве, демократии, принципе разделения властей, верховенстве права и закона в общественной и государственной регуляции жизни гражданина, в основном законе государства способствует формированию и становлению гражданского общества и правового государства в современной Российской Федерации.

Ключевые слова: индивид, личность, права человека, демократия, разделение властей, гражданское общество, правовое государство, свобода, принцип равноправия, закон.

Права и свободы человека и гражданина определяются в гл. 2 Конституции Российской Федерации. Так, в ст. 17 Конституции РФ указано: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным нормам международного права в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Формирование и оформление идеи о правах и свободах человека и гражданина имеет длительную историю.

Зарождение идей прав человека, личности, свободы относится к античности и датируется У-У1 веками до нашей эры в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме. В научной литературе выделяются идеи о правах человека (Древняя Греция), законах в городах-государствах, которые носили характер «божественной справедливости». Значительный

вклад в развитие идей о праве законе, государстве, личности внесли такие философы, как Салон, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и др. [1, с. 98].

Так, Салон определил закон и власть как сочетание права и силы и правового равенства, Сократ обосновывал соблюдение всеми жителями государства-полиса разумных и справедливых законов. Платон в свою очередь в проекте идеального государства говорил об отсутствии частной собственности, о делении людей на свободных и рабов, им же признается равноправие женщин и мужчин [10, с. 65]. Аристотелем определяется связь государства, права и прав индивида. Трактовка Эпикуром государства и права как договора между собой с целью общей пользы и безопасности заслуживает до настоящего времени особого внимания. Известно изречение древнегреческого философа Протагора:

«Мера всех вещей - человек», что актуально и до настоящего времени. Известные мыслители, вошедшие в историю Древней Греции как софисты, выдвинули идею равенства всех людей по природе [6, с. 123]. Значительный вклад в создание теории естественного права по праву принадлежит Аристотелю. Аристотель выделил такие понятия, как разумность и справедливость природы, совершенным элементом которой является человек. Аристотелю принадлежит также идея разделения властей, которая получила свое дальнейшее развитие в Средние века (Шарль Монтескье) [13, с. 56]. Эти идеи оказали существенное влияние на развитие правовых, философских концепций последующих поколений [7, с. 34].

Можно с абсолютной уверенностью говорить, что идеи о праве, свободе, справедливости, идеи о справедливом государстве послужили фундаментом, основой для развития теории прав человека, гражданина, теории правового, справедливого государства, теории гражданского общества.

Так, при формировании конституционной монархии в Англии принимается Билль о правах 1689 года, сущность которого можно обозначить следующим образом: свобода и неотъемлемые права и ценности являются установленными и узаконенными властью парламента, они будут действовать, сохранять силу и пребывать законом королевства на вечные времена [15, с. 38].

Другим, не менее важным документом является Декларация прав человека и гражданина 1789 года, относящаяся к законодательству Французской Революции. В Декларации определяются принципы свободы и равенства (п.1). В ст. 11 Декларации прав человека и гражданина говорится: «Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека...». В ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, таким образом, можно говорить о том, что значение Декларации не утрачено до настоящего времени, а отдельные положения или их принципиальный смысл используются в современных конституциях, в том числе и в Конституции РФ. В Декларации прав и человека и гражданина 1795 года продолжает развиваться идея свободы, равенства, безопасности, собственности. Так, в п. 2 Декларации говорится: «Свобода состоит в возможности действовать не во вред правам другого. Ра-

венство определяется таким образом, что закон является равным для всех, как в тех случаях, когда он охраняет, так и в тех случаях, когда он наказывает».

В Декларации независимости США 1776 года говорится: «Мы исходим из самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью» [15, с. 172].

В исторической ретроспективе можно обратиться к законодательству других государств Западной Европы, которое показывает неизбежность процессов определения прав и свобод человека и гражданина. Фундаментальные изменения общественных отношений в политической (ограничение монархии или полное ее отрицание - республика превыше всего), в экономической сферах (стремительное развитие капиталистических отношений), совершенствование морально-этических отношений требовали оформления идеи свободы в том философском, правовом виде, в котором эта идея воплотилась в западно-философской правовой мысли.

Философы, ученые XVII века Г. Гроций, Д. Локк, XVIII века Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Вольтер, В. фон Гумбольдт, Д. Вико и др. заложили основу теории свободы, равенства как философско-правовой категории прав человека и гражданина [8, с. 56]. Так, Т. Гоббс определяет естественное право как свободу всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для своей собственной природы, собственной жизни и, следовательно, свободу делать все то, что по его собственному суждению и разумению является наибольшим подходящим для этого средством. Вообще при анализе политико-правовых идей Т. Гоббса надо учитывать то обстоятельство, что время его рассуждений приходилось на XVII век, английскую монархию, которая, как мы помним, была ограничена Биллем о правах 1688 года. Но сами идеи Т. Гоббса (свобода одинакова как в монархии, так и демократии, свобода суверена носит подзаконный характер и много других) послужили для дальнейшего совершенствования, развития идей о свободе, прав человека, соотношения этих понятий с такими явлениями, как государство и общество. Так, в учении Д. Локка идеи естественного права и договор-

ного происхождения государства интерпретируются в духе неотчуждаемых прав и свобод личности, разделения властей и правовой организации государственной власти, господства права в общественной и политической жизни [9, с. 280].

В эпоху Просвещения, которая характеризуется переходом от феодализма к капитализму, в общественно-политических идеях Западной Европы распространяются идеи царства разума, справедливости в обществе, интересов свободного индивидуума. С. Пу-фендорф популяризировал идеи естественного права в работе «О праве природы и праве народов в восьми книгах» 1672 года, а Г. Лейбниц объясняет в то же время, что корень свободы человека заложен в его разумности. Рассматривая понятие свободы, Г. Лейбниц выделяет две его составляющие -юридическую и фактическую. Одним из признанных мыслителей Просвещения по праву считается Вольтер. Свобода у Вольтера - это прежде всего свобода личности, свобода индивида, частная свобода. Основой свободы личности служат свобода слова, свобода печати. Среди прочего Вольтер выделяет свободу совести. Свобода проявляется в том, что люди перестают быть зависимыми друг от друга и становятся автономными субъектами.

Достаточно интересно в этом отношении обратиться к идеям Ш. Монтескье, который значительное внимание в своих в философ-ско-правовых исследованиях обращал на проблему соотношения закона и совести. Свобода - это то, что дозволено законом. Ж. Ж. Руссо в свою очередь пишет, что целью всякой системы законов являются свобода и равенство, свободы без равенства не существует.

Рассматривая идею свободы как всеобъемлющую категорию, сутью которой является непременное и непрерывное развитие, идеи равенства, прав человека, следует обратиться к философскому учению И. Канта, которым определяются такие категории, как «свобода воли», «бессмертие души», «бытие бога». Право, по Канту, это совокупность «условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы» [4, с. 274].

Кант отстаивает свободу индивида, моральную автономность личности, прав и свобод человека, идею республики. «Право человека должно считаться, каких бы жертв не

стоило это господствующей власти» [5, с. 185].

Если у Канта свобода личности, ее права, правовое государство - суть долженствования, то у Гегеля - это действительность, воплощение разума в государственно-правовых формах наличного бытия людей. Человеческая свобода по Гегелю - это результат деятельности работы духа. Идея свободы людей достигает только тогда своей полной реализации, когда она конституционно оформляется. Рассматривая внутреннее единство права и свободы, Гегель писал: «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, тем самым право есть вообще свободы как идея» [3, с. 89].

Гегель по праву считается выразителем идеи гражданского общества, одним из основателей теории гражданского общества. Гражданское общество, - писал Гегель, - это область реализации свободы и права человека, как частного лица, частных целей и интересов каждой отдельной личности. Указывая на правовую организацию государства, с целью реализации свободы для людей Гегель писал о разделении государственных властей как публичной свободе [3, с. 228]. Философ отрицательно относился к такому явлению, как деспотизм, то есть состоянию беззакония, в котором особенная воля как таковая, будь то воля монарха или народа (охлократия), имеет силу закона или заменяет собой закон [3, с. 302].

История российской государственности, развитие таких фундаментальных понятий, как правовое государство, конституционализм, демократия, права человека, разделение властей, гражданское общество, получили свое распространенные в Российской Империи в XIX - начале XX вв. К разработке этих идей можно отнести такие имена, как К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, Т. Н. Грановский, Е. А. Кистяковский, П. Н. Милюков, П. И. Новгородцев, В. С. Соловьев, И. А. Покровский.

Необходимо заместить, что в России сложились два направления учений о российской действительности: западники и славянофилы. Это относится к решению вопроса о том, какой России быть: европейской (республиканской) и с идеями равенства, свободы, гражданского общества или же абсолютной монархией, выражавшейся в известной триаде С. С. Уварова: православие, самодержавие,

народность. Постепенно идеи равенства всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека получили свое распространение в царской России [12, с. 9].

Так, идеи свободы, равенства и прав людей развивались известными философами В. С. Соловьевым, Н. А. Бердяевым. Идеи свободы и прав личности нашли свое место в трудах П. И. Новгородцева. Так, Б. Н. Чичерин, опираясь на идеи Канта и Гегеля, писал: «Свободная воля составляет, таким образом, основное определение человека как разумного существа. Именно поэтому он признается лицом, и ему присваиваются права. Личность есть корень и определяющее начало всех общественных отношений» [16, с. 53]. Он рассматривает проблемы личности, общества, личных прав, нравственного закона, свободы гражданского общества и государства. Б. Н. Чичерин считал признание человека свободным лицом величайшим шагом в построении гражданского общества и таким образом обосновывал идеи реформирования российского самодержавия [16, с. 56].

В работах П. И. Новгородцева особое место занимали идеи свободы и прав личности, нравственный долг каждого вложить свои усилия «в неопределенную перспективу грядущего», содействовать реализации нравственного принципа «свободного универсализма», осуществление идеи свободной солидарности всех, в которой свобода и равенство лиц сочетаются со всеобщностью их объединений [11, с. 239].

В основе права у В. С. Соловьева лежит свобода как характеристический признак. Свобода лица, - писал он, - превращается в право только тогда, когда за всеми, по общему правилу, признается свобода. «Моя свобода как право, а не сила только прямо зависит от признания равного права всех других». Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистические начала свободы неразрывно связаны с общественным началом равенства. Так, что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства [14, с. 243].

Свобода личности, свобода человека, понятие абсолютных и неотчуждаемых прав человека занимали центральное место в фило-софско-правовых взглядах Н. А. Бердяева.

Свобода духа, свобода совести, свобода мысли и слова - эти неотчуждаемые права человека Н. А. Бердяев признавал как идеальное право [2, с. 314].

Безусловно, невозможно в полном объеме привести позиции, идеи, философско-правовые обоснования учений, которые рассматриваются в данной работе. Но можно сказать, что в исследуемый период сложилась целостная концепция, которая впоследствии в той или иной мере отразилась в законодательстве царской России (Манифест 17 октября 1905 г.), Советской России (Декларация прав народов России: Основные права Декларации прав трудящихся и эксплуатируемого народа 1918 года), (идеи равенства прав и свобод человека) в Конституциях России 1918, 1924, 1936, 1977 гг., Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Конституция РФ 1993 года.

В научной литературе считается, что Манифест 17 октября 1905 г. стал кульминацией и законодательным закреплением политических требований первой русской буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. Основной смысл Манифеста заключался в том, чтобы «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринимать силу без одобрения Государственной Думы.

До 1917 года был принят Указ «Об уравнении крестьян в правах с другими сословиями». Указом от 11 декабря 1905 г. изменены положения «О выборах в Государственную Думу», что значительно расширяло круг избирателей. В тот же период была отменена цензура. Правительством была проведена амнистия политических заключенных. Таким образом, самодержавная монархия декларировалась конституционной. Любопытно заметить, что в Европе политический строй того времени определялся как конституционная монархия при самодержавном монархе. Но в то же время манифест провозглашал политические права и свободы: свободу совести, свободу слова, свободу собраний, свободу союзов и неприкосновенность личности. Можно сказать, что значение Манифеста заключалось в распределении функций между монархом-самодержцем и законодательным,

представительным органом - Государственной Думой. Справедливости ради надо сказать, что мнения по поводу исторической роли манифеста как среди современников, так и среди тех, кто исследовал причины и условия событий 1905-1907 гг. и того, что происходило в последующие годы, если не диаметрально противоположны, то во всяком случае во многом не совпадали. Но в то же время отмечается непоследовательность, нерешительность, неадекватность, зачастую двусмысленность принимаемых решений, и что самое трагичное, политический режим не видел, не понимал, не слышал надвигающейся катастрофы.

Непоправимое и по своим последствиям трагическое решение о вступлении Российской Империи в первую мировую войну в конечном итоге привело к отречению императора Николая II от престола, а страна вступила в период второй буржуазно-демократической революции Временного Правительства, а впоследствии Октябрьской революции 1917 года. Многие исследователи современного периода называют это Октябрьским переворотом. Однако это тема требует отдельного, объективного исследования.

В 1918 году принимается первая Конституция (Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики). Анализ Конституции советского периода достаточно серьезный, но хотелось бы обратить внимание на следующее: впервые в истории России вводится термин «конституция», определяется форма государственного устройства - федеративная. Форма правления определяется как Советская Республика. По существу Конституция 1918 года заключалась в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства (гл. 5 Конституции 1918 года). В п. 10 говорилось: «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся».

В Конституции признавалась свобода собраний, митингов, шествий. Для этого должны быть предоставлены помещения с обстановкой, освещением и отоплением (п. 15 гл. 5 Конституции). Конституция гарантировала полное, всестороннее, бесплатное образование (п. 17 гл. 5 Конституции).

Конституция была принята в сложный период гражданской войны, политики военного коммунизма. Все эти события не позволя-

ют говорить, что основные положения Конституции могли применяться в полном объеме. Но то, что это был документ совершенно нового порядка, определяющий форму правления, государственного устройства, политического устройства, абсолютный и безусловный факт.

Следующая Конституция была принята в январе 1924 года, в ней закреплялось новое государственное объединение Республик -Федерация. Она установила систему высших органов власти СССР и союзных республик. В мае 1925 года принимается новая Конституция, которая закрепляла РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. По своему содержанию Конституция 1924 года и Конституция 1925 года в основном дополняли друг друга, определяли новые органы власти: президиумы исполнительных комитетов, местных советов, определялись полномочия советов всех уровней, порядок их выборов, декларировались «взаимное доверие и мир», национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов. Конституция 1936 года закрепляла победу социалистического строя в СССР, в Конституции определялось четкое государственное устройство. Союзные республики имели свои конституции с учетом особенностей каждой республики. В Конституции провозглашался принцип равноправия граждан СССР независимо от их национальности и расы, всякое ограничение прав или наоборот установление прямых или косвенных преимуществ граждан каралось законом (ст. 123 Конституции 1936 года). Статья 125 гарантировала свободу слова, печати, свободу собраний и митингов, свободу уличных шествий и демонстраций, а в ст. 126 предусматривалось развитие организованной и политической активности народных масс, которое должно было обеспечиваться правом объединения в общественные организации.

Неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки охранялась законом. Конституция 1936 года является одним из документов, в котором так полно закреплялись права человека и гражданина, но весь вопрос заключался в том, как в жизни того периода применялись нормы Конституции и, более того, применялись ли они в полном объеме вообще. Политические, экономические, социальные события того периода связаны с индустриализацией, коллективизацией, репрес-

сиями, достаточно подробно описаны в научной литературе. Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства, сложные перипетии внутриполитической борьбы в руководстве государства, все это и многие факторы, связанные с абсолютизированной идеологией коммунистического строительства, в конечном итоге стали результатом принятия «брежневской» Конституции 1977 года.

В этой Конституции сохранялась преемственность идей и принципов, предшествующих Конституций 1918, 1924, 1936 гг. Устанавливались права, свободы и обязанности граждан, граждане СССР равны перед законом, что обеспечивалось во всех областях: экономической, политической, социальной. Женщины и мужчины имели в СССР равные права (ст. 35 Конституции).

В гл. 7 Конституции определялись основные права и свободы граждан СССР, в том числе политические и личные права и свободы, провозглашенные и гарантируемые Конституцией СССР. Конституцией закреплялось право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, право на жилище, право на бесплатное образование.

Не ставя целью полного и всестороннего анализа Конституции 1977 года, можно констатировать, что многие идеи мыслителей XVIII-XIX вв. Европы и России в том или ином виде нашли свое отражение в Конституции. Последующие события до принятия Конституции 1993 года были связаны глубочайшими изменениями в общественной, политической, экономической и социальной жизни страны.

Принятие Конституции 1993 года принципиально изменило политическую, социальную и экономическую сущность государства. В гл. 2 Конституции РФ определяются права и свободы человека и гражданина, которые являются непосредственно действующими (ст. 18). В Конституции закрепляет равенство всех перед законом и судом, охрану достоинства личности государством (ст. 21), право на свободу, личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность частной жизни (ст. 23), неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу совести, свободу мыслей и

слова, свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования.

В разные периоды исторического развития исследовалась, развивалась и трансформировалась идея прав и свобод человека и гражданина и находила свое отражение в законодательстве и конституциях разных периодов развития Российского государства. Вопрос о механизме исполнения и практического воплощения принципов в развитии общества и государства требует своего дальнейшего исследования.

Литература

1. Аристотель. - М., 1986. - Т. 4. - 421 с.

2. Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев. - М., 1996. - 394 с.

3. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. - М., 1990. - 216 с.

4. Кант, И. Сочинения / И. Кант. - М., 1990. - 356 с.

5. Кант, И. К вечному миру. Трактаты о вечном мире / И. Кант. - М., 1963. - 276 с.

6. Кассен, Б. Эффект софистики / Б. Кас-сен. - СПб., 2000. - 313 с.

7. Малинова, И. П. Философия права (от метафизики до герменевтики) / И. П. Малино-ва. - Екатеринбург, 2004. - 181 с.

8. Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. - М., 1999. - 353 с.

9. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений / В. С. Нерсесянц. - М., 2015. - 381 с.

10. Нерсесянц, В. С. Платон. Из истории политической и правовой мысли / В. С. Нер-сесянц. - М., 2016. - 297 с.

11. Новгородцев, П. И. Об общественном идеале / П. И. Новгородцев. - М., 1990. -441 с.

12. Права человека в России: прошлое и настоящее. - Пермь, 1994. - 317 с.

13. Соловьева, А. А. Справедливость в праве / А. А. Соловьева. - Челябинск, 2016. -211 с.

14. Соловьев, В. С. Нравственность и право / В. С. Соловьев. - М., 1991. - 272 с.

15. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. - М., 2006. - 420 с.

16. Чичерин, Б. Н. Философия права / Б. Н. Чичерин. - М., 2017. - 312 с.

Жичкина Светлана Евгеньевна - кандидат юридических наук, советник государственной гражданской службы Министерства сельского хозяйства Челябинской области, г. Челябинск. E-mail: [email protected].

Петров Александр Васильевич - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, ЮжноУральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 8 апреля 2019 г.

DOI: 10.14529/law190210

THE IDEA OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS AND THE CITIZEN AND ITS REFLECTION IN THE LEGISLATION AND CONSTITUTIONS OF DIFFERENT PERIODS OF THE RUSSIAN STATE

S. E. Zhichkina

Ministry of Agriculture of Chelyabinsk region, Chelyabinsk, Russian Federation,

A. V. Petrov

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article traces how at different times, at different periods of historical development, the idea of human and citizen rights and freedoms was studied, developed and transformed, and was reflected in the legislation and constitutions of different periods of the development of the Russian state. The authors draw an important conclusion that the ancient ideas about law, freedom, the principle of justice, the idea of a just state system of individuals' life served as the basis for the development of modern concepts of human and citizen rights, their direct formal consolidation in the legal framework, the theory of the legal state and civil society. In the course of a comparative analysis and study of the fundamental provisions of the basic law of the Russian state in 1977, the authors come to the conclusion that many ideas of the thinkers of the XVIII-XIX centuries of Europe and Russia in one form or another were directly reflected in the modern Russian Constitution. The continuity of previous international and national regulatory acts, which reflected the fundamental provisions on the rights and freedoms of a person and a citizen, social equality, democracy, the principle of separation of powers, the rule of law and the law in the public and state regulation of a citizen's life, contributes to the formation and development of civil society and the rule of law in the modern Russian Federation.

Keywords: individual, person, human rights, democracy, separation of powers, civil society, rule of law, freedom, principle of equality, law.

References

1. Aristotel'. Moscow, 1986, Vol. 4, 421 p.

2. Berdyayev N. A. O rabstve i svobode cheloveka [About slavery and human freedom]. Moscow, 1996,394 р.

3. Gegel' G. V. F. Filosofiyaprava [Philosophy of law]. Moscow, 2016, 216 р.

4. Kant I. Sochineniya [Writings]. Moscow, 1990, 356 р.

5. Kant I. K vechnomu miru. Traktaty o vechnom mire [To the eternal world. Treatises on eternal peace]. Moscow, 1963, 276 р.

6. Kassen B. Effektsofistiki [Effect of sophistry]. St. Petersburg, 2000, 313 р.

7. Malinova I. P. Filosofiyaprava (ot metafiziki do germenevtiki) [Philosophy of law (from metaphysics to hermeneutics]. Yekaterinburg, 2004, 181 р.

8. Nersesyants V. S. Filosofiya prava [Philosophy of law]. Moscow, 1999, 353 р.

9. Nersesyants V. S. Istoriya politicheskikh i pravovykh ucheniy [History of political and legal studies]. Moscow, 2015, 381 р.

10. Nersesyants V. S. Platon. Iz istorii politicheskoy i pravovoy mysli [Platon]. Moscow, 2016, 297 р.

11. Novgorodtsev P. I. Ob obshchestvennom ideale [About the social ideal]. Moscow, 1990, 441 р.

12. Prava cheloveka v Rossii: proshloye i nastoyashcheye [Human rights in Russia past and present]. Perm,1994, 317 р.

13. Solov'yeva A. A. Spravedlivost' v prave [Justice in the law]. Chelyabinsk, 2016, 211 р.

14. Solov'yev V. S. Nravstvennost' ipravo [Morality and law]. Moscow, 1991, 272 р.

15. KHrestomatiya po istorii gosudarstva i prava zarubezhnykh stran [Reader on the history of the state and law of foreign countries]. Moscow, 2006, 420 р.

16. CHicherin B. N. Filosofiya prava [Philosophy of law]. Moscow, 2017, 312 р.

Svetlana Evgenevna Zhichkina - Candidate of Sciences (Law), Аdviser of the State Civil Service of Agriculture of the Chelyabinsk region, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: sw [email protected].

Aleksander Vasilievich Petrov - Doctor of Sciences (Law), professor of Theory of State and Law Department, of Constitutional and Administrative Law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 8 April 2019.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Жичкина, С. Е. Идея прав и свобод человека и гражданина и ее отражение в законодательстве и конституциях разных периодов Российского государства / С. Е. Жичкина, А. В. Петров // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2019. - Т. 19, № 2. -С. 59-66. БОР 10.14529/^190210.

Zhichkina S. E., Petrov A. V. The idea of human rights and freedoms and the citizen and its reflection in the legislation and constitutions of different periods of the Russian State. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2019, vol. 19, no. 2, pp. 59-66. (in Russ.) DOI: 10.14529/law190210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.