3.2. НАЧАЛО И ГЕНЕЗИС ИДЕЙ
УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
Вохмянин Денис Валерьевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права. Филиал: Пермский филиал. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: Концепция универсальности (глобальности) естественных и неотчуждаемых прав человека лежит в основе общепринятых современных идей и положений об универсальности права (естественные и неотчуждаемые права человека как универсальное правовое начало и универсальный критерий для оценки соблюдения или несоблюдения права во внутригосударственных и международных отношениях). Данная концепция нашла свое закрепление (в той или иной форме) также и в конституциях современных демократических государств, в том числе и в действующей Конституции Российской Федерации 1993 г.
Ключевые слова: Аристотель, Платон, Фома Аквинский, Гегель, универсализация в праве.
THE BEGINNING AND GENESIS OF IDEAS UNIVERSALIZATION IN A CONSTITUTIONAL LAW
Vohmjanin Denis Valerievich, PhD at law, associate professor. Position: head of chair. Place of employment: St.-Petersburg institute of foreign economic relations, economy and law. Branch: Perm branch. Department: state-legal disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The universality concept (the global) natural and inalienable rights of the person underlies the standard modern ideas and positions about universality of the right (natural and inalienable rights of the person as the universal legal beginning and universal criterion for an estimation of observance or right non-observance in interstate and international relations). The given concept has found the fastening (in this or that form) as well in constitutions of the modern democratic states, including in the operating Constitution of the Russian Federation 1993g. Keywords: Aristotle, Platon, Foma Akvinsky, Gegel, universalization in the right.
В общефилософском понимании, универсализация -это всесторонность, многосторонность, своего рода, всеохватывающее знание. Под универсализацией, также, понимают и стремление к целостности, форму мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное.
Формулировки этого понятия, опять же с точки зрения философской, можно найти у Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Гегеля и у многих других[3, с.23-25]. Как несложно предположить, общее направления трактовки универсализации у указанных мыслителей, так или иначе, соприкасались с мировоззренческими и религиозными представлениями. Указанная сторона вопроса, исследована достаточно полно[ 10, с.34-4б], и специально останавливаться на ней, в рамках настоящего исследования, считаем нецелесообразным.
В то же время, универсализация применительно к праву, имеет свои особенности, которые проявляется в постепенном появлении в современном праве, совокупности норм, регулирующей отношения в области прав человека. При этом, уже сейчас, международное
право содержит общепризнанные, а, следовательно, и обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола и религиозной принадлежности. Кроме этих общепризнанных норм, имеется большое число соглашений по специальным вопросам прав человека. Согласно мнению сторонников универсализации норм права, универсальность норм прав и свобод человека в современном праве носит бесспорный характер и все права и свободы человека являются неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными [ 4, с.160].
Базовое для нашего дальнейшего исследования понятие - универсализация, применительно к конституционному праву, мы определяем как процесс закрепления в Основных законах современных государств определенных универсалий, большинство из которых формулируются с учетом процесса международного закрепления прав и свобод человека и гражданина, однако не ограничиваются ими.
Сущность этого процесса диалектически обоснована процессом генезиса правовых идей в принципе, что можно доказать с помощью анализа процессов формирования и развития идей универсализации в праве.
В более развитых условиях Древней Греции и Древнего Рима возникают уже глобальные идеи свободы и равенства всех людей по естественному праву и разрабатываются универсалистские учения о праве и государстве естественно-правового характера, которые с известными вариациями и модификациями дошли до наших дней и лежат в основе современных универсалистских государственно-правовых воззрений. Так, в У-1У вв. до н. э. древнегреческие софисты (Гиппий, Антифонт, Ликофрон, Алкидам и др.), различая естественное право и позитивное [ 13, с.123-124].
Право (законы того или иного полиса), подчеркивали всеобщность естественного права, согласно которому все люди, независимо от их государственной и этнической принадлежности, свободны и равны. А в учениях древнегреческих стоиков (Зенон и Хрисипп, IV-III вв. до н.э.), а затем древнеримских стоиков (Сенека др., I в.) формулируются космополитические концепции вселенского естественного права, космического полиса (космополиса) и мирового согражданства всех людей.
Эти глобальные представления о праве нашли свое признание и дальнейшее развитие в римской юриспруденции [ 8, с. 129-131] (Гай, Ульпиан и др. II -III вв.), в частности, в учении римских юристов о том, что право состоит из трех частей - естественного права, которое распространяется на все живые существа (людей и животных), право народов (естественное право, общее у всех народов и вместе с тем право международных отношений) и собственного позитивного внутригосударственного права отдельных народов (например, цивильное право у римлян).
На ранней стадии развития древнеримской правовой мысли право выступало как нечто богоданное и обозначилось термином «fas».
В отличие от «fas» светское, человеческое право в дальнейшем получило наименование «jus», под которым стали понимать право вообще, охватывающее как право естественное (jus naturale), так и все то, что в последующей истории правовых учений (но не в самой римской юриспруденции) начали называть позитивным (или положительным) правом, - обычное право, закон (lex), эдикты магистратов, решения сената, право юристов, установления принцепсов, конституции императоров т.д.
В естественном состоянии, где отсутствует какое-либо общее для всех право, самосохранение людей, достижение ими своих желаний и безопасного существования не могут быть обеспечены только родовой системой саморегулирования. Сама природа и естественная необходимость показывают и диктуют людям способ и путь выхода из тупика естественного состояния и перехода посредством общего договора в состояние гражданское, согласуемое с требованиями природы и естественного права каждого.
Здесь необходимо отметить два новых момента дальнейшей истории формирования концепций универсализации права [ 7, с.9 ]:
Во-первых, справедливость как свойство универсального естественного права (а также права народов) уже трактуется римскими юристами и как необходимое свойство любого позитивного права (в духе требований соответствия позитивного права естественному праву): если та или иная норма позитивного права не соответствует общеправовым требованиям справедливости (aequitas), то она, согласно доктрине римских юристов, которая, кстати, была источником действующего права, не имеет юридического значения (свойства) и не должна применяться.
Во-вторых, в праве было выделено в качестве ее отдельной составной части право народов, т.е. общее (универсальное) для всех народов естественное право и общее право международного общения. На базе права народов в Новое время (Г. Гроций [5] и др.) начинает формироваться современное универсальное международное право, как, впрочем, на основе римского права (и отчасти идей и концепций древнегреческих авторов) возникло и развивается до наших дней европейское право.
Существенную роль в этом процессе универсализации государственно-правовых концепций, идей и институтов в Западной Европе сыграла рецепция римского права в средние века и в Новое время.
В средние века универсалистские государственно-правовые представления были в целом продолжены на Западе с христианских позиций. Весьма яркое выражение они нашли, например, в разработанной Данте Алигьери концепции всемирной монархии со всеобщим (всемирным) правом - по образцу космоса как вселенского государства во главе с христианским богом.
С развитием буржуазного конституционализма уже в первой трети XIX в. высказываются предложения о необходимости использования такого нового направления юридической универсализации, как принятие всемирной конституции. Подобные взгляды настойчиво пропагандировал английский либерал И. Бентам, работа которого «Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств [2]» получила широкую известность. В современных условиях идеи такого подхода получили дальнейшее развитие в различных концепциях конституционализации международного права.
Ряд мыслителей XVШ-XIX вв. (Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и др.) перспективы государственно-правовой универсализации тесно увязывали с достижением вечного мира на путях утверждения и соблюдения всеми государствами общего для всех международного правопорядка, запрещающего войны. В этом русле Кант выдвинул концепцию постепенного формирования всемирной конфедерации республик (государств с правовым строем) как путь ко всеобщему (всемирному) правовому строю и вечному миру на земле.
В общем русле развития и практической реализации идей всемирного правопорядка и достижения всеобщего мира на земле в ХХ в. были созданы такие международные организации, как Лига Наций, а после Второй мировой войны - Организация Объединенных наций.
Анализ содержания Всеобщей декларации прав человека свидетельствует о ее исторической преемственности с французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Однако Всеобщая декларация прав человека, принятая в новых условиях послевоенного переустройства мира, внесла в нее ряд инновационных моментов, как в концептуальном, так и в содержательном плане.
Декларация подчеркнула универсальный характер прав и свобод, запретив какие-либо исключения в их предоставлении и распространив на любого человека, независимо от статуса территории проживания. Таким образом, народы колоний и иных зависимых территорий впервые были провозглашены субъектами основных прав и свобод. В содержательном плане Декларация расширила понятие основных прав и свобод, впервые закрепила на международном уровне социально-экономические и культурные права, показала их взаимосвязь с гражданскими и политическими правами и необходимость для обеспечения достоинства человека.
Выработка новых подходов к решению проблем прав и свобод граждан различных стран, конфессий, культур; особенно актуальна в глобальном динамичном и противоречивом современном мире. Общая позитивная тональность настроений, подходов, идей для решения проблемы прав и свобод человека не исключает диалогичности, отсутствия конфронтации, поиски объединяющих позиций как необходимых условий сосуществования разных идеологий, политических и экономических систем. Сам народ на основе свободы выбора должен определить для своих стран устремленность к высшим критериям нравственных устоев, культурным национальным традициям, духовным идеалам.
Успех и в сфере юридической глобализации (во конституционном и международном праве) и во многом всей современной глобализации в целом будут зависеть от готовности и способности участников предстоящих преобразований мирового правопорядка удержать правовые достижения прошлого и обогатить их новыми, более развитыми (и исторически - более прогрессивными) правовыми (и вместе с тем государственно-правовыми) нормами, формами, институтами и процедурами внутригосударственных и международных отношений.
Таким образом, в современных условиях:
- во-первых, разработана общечеловеческая концепция прав человека в виде международных (в рамках ООН, Совета Европы, различных региональных систем) стандартов по правам человека;
- во-вторых, в каждой отдельной стране, на основе международных стандартов и с учетом национального своеобразия, складываются собственная концепция прав человека, свой перечень прав и свобод граждан, в чем-то отличный от других стран.
Так, ряд стран Юго-Восточной Азии (после длительных и незавершенных попыток осуществить либеральную модель преобразований) обратились к применению западных технологий и собственной инновационной деятельности при сохранении тех своих социокультурных основ, которые всегда рассматрива-
лись как препятствие на пути перехода этих стран к современному состоянию [11, с. 21].
Как показал профессор А. Китахара (основываясь на опыте Японии), современные демократические цели государства можно провести через общину, которая обладала высокой солидарностью и могла решить такую задачу лучше, чем еще не сформировавшийся индивид и еще не сложившееся гражданское общество [6, с.6].
Важно отметить, что с одной стороны, экономическая отсталость, политическая незрелость, отсутствие гражданского общества сопровождались в незападных регионах наличием таких форм жизни, которые были утрачены Западом и к которым он начинает стремиться (например, меньшая степень отчуждения). С другой стороны, принцип индивидуализма, столь характерный для западной культуры и в прошлом давший очень много для ее развития, подавляет или вытесняет значение общности и единства людей [11, с.22].
Сегодня становится, очевидно, что сама западная концепция прав человека будет нуждаться в определенной корректировке. Поскольку в странах Запада растет количество мусульманского и другого (неевропейского) населения, которое все громче будет требовать развития собственной культуры, поддержки своих национальных традиций, актуальным станет использование опыта восточных стран, особенно полиэтнических государств. Игнорирование этого может привести к возникновению серьезных конфликтов и потрясений (примером может служить Югославия, Ирак, Ливия). Все это требует развития отношений между Западом и Востоком, взаимного восприятия и обмена ценностями.
Изменившаяся на рубеже ХХ-ХХ1 веков политическая ситуация в Европе привела к пониманию, что плюралистическая парламентская демократия не должна рассматриваться как что-то завершенное или полностью реализованное. Поэтому в Совете Европы утверждается мнение о необходимости формировать новую демократическую традицию на низовом уровне, побуждая граждан принимать на себя обязательства перед общиной, и подумать о принципиально новом подходе к демократии, более требовательном к реальностям демократического образа жизни, а не ограниченным его формальными аспектами, которые необходимы, но недостаточны [9, с.64-67].
После демократических революций 1990-х годов большинство государств Центральной и Восточной Европы, СНГ выразило стремление стать полноправными членами Совета Европы. Конституции этих стран постепенно приводились в соответствии с европейскими нормами, отраженными в правовых актах Совета Европы. При этом опыт европейской интеграции основывается на диалоге культур, использующем взаимодополнительность культурных различий.
Интеграционные культурно-цивилизационные процессы, получившие динамичное развитие в современную эпоху, Восток переживает непросто, определенную сложность для восточного менталитета представляет ассимиляция западной культуры именно потому, что восточный человек по своему этническому самосознанию ближе к «нерациональному», чем субъект и агент западной культуры.
Ему сложно принять формулу индивидуализма в том виде, в каком она вошла в плоть и кровь западной культуры, фактически исчерпавшей потенции как неограниченной спонтанности, самоценности и самодостаточности личной свободы, так и индивидуалистическо-
го прагматизма. И перед Востоком, и перед Западом в сфере культуры стоит сегодня единая задача - выработать новую культурную парадигму индивидуальности и рациональности [1,с. 18]. В то же время, как показали недавние события «арабской весны» 2011 года, до решения этой задачи, еще весьма далеко.
И не сомненно Конституционное право на обращение можно рассматривать и как заранее заложенное условие реализации права на обращение со стороны государства, выраженное в создании системы, состоящей из органов и правовых средств, направленных на обеспечение интереса гражданина, чем обеспечит развития конституционного права как науку. [13, с.6-9]
Постиндустриальное общество требует новых социальных технологий, объединяющих новые принципы организации с коренными ценностями народов, как на Западе, так и на Востоке. Сегодня важным и необходимым для развития молодых суверенных государств является создание системы ценностей, которая, во-первых, адекватна идеалам демократии, во-вторых, должна находить воплощение в реальной жизни. На наш взгляд, на настоящий момент, эта одна из принципиальных тенденций в дальнейшей универсализации прав и свобод человека.
Универсализация - это процесс закрепления в Основных законах современных государств определенных универсалий, большинство из которых формулируются с учетом процесса международного закрепления прав и свобод человека и гражданина, однако не ограничиваются ими. Процесс универсализации неразрывно связан с развитием и формированием норм права в целом.
Список литературы:
1. Аль-Али Насер Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.,1999. - С. 18.
2. Бентам И. Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств. - М.: Вектор, 1996.
3. Васюков В. Л. Толерантность и универсализм // Философский журнал. - №1. - 2008. - С. 23-25.
4. Васюков В.Л. Границы универсализма (попытка метаанализа) // Аксиология и историческое познание. -Коломна, 1996. - С. 160.
5. Гроций Г. Три книги о праве войны и мира / Под общей редакцией профессора С. Б. Крылова.- М.: Наука, 1965.
6. Китахара А. Реальность и идеальный образ общины (Япония и Таиланд) // Философские науки. - 1996. -№ 1-С.6.
7. Нерсесянц В. С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. - 2005. - №5. - С. 9.
8. Покровский И. А. История римского права — М.: Статут, 2004. - С. 129-131.
9. Права человека: постоянная задача Совета Европы. - Пер. с англ. М.: Права человека, 1996. - С.64-67.
10. Универсализм и партикуляризм в Библии // Вопросы философии. - 2000. - № 2. - С. 34-46.
11. Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. - № 4. -С.21-22.
12. Янков В.А. Истолкование ранней греческой философии. - М.: РГГУ, 2011. - С. 123-124.
13. Широбоков С.А. Универсальность конституционного права на обращение // Черные дыры в Российском законодательстве 2015. №3 (0,4) п.л. Стр.6-9
Рецензия
на статью Д.В.Вохмянина «Начало и генезис идей универсализации в конституционном праве».
Базовое для нашего дальнейшего исследования понятие - универсализация, применительно к конституционному праву, мы определяем как процесс закрепления в Основных законах современных государств определенных универсалий, большинство из которых формулируются с учетом процесса международного закрепления прав и свобод человека и гражданина, однако не ограничиваются ими.
Сущность этого процесса диалектически обоснована процессом генезиса правовых идей в принципе, что можно доказать с помощью анализа процессов формирования и развития идей универсализации в праве.
И не сомненно Конституционное право на обращение можно рассматривать и как заранее заложенное условие реализации права на обращение со стороны государства, выраженное в создании системы, состоящей из органов и правовых средств, направленных на обеспечение интереса гражданина, чем обеспечит развития конституционного права как науку.
Статья написана грамотным научным юридическим языком, используются современные доктринальные источники ведущих специалистов в отрасли конституционного права. Логика изложенного материала позволяет установить правильность предложенной конструкции структуры научной работы. Автор грамотно применяет научные категории, предложенные учеными еще в предшествующие годы, при этом выделяет современное видение в новом контексте «конституционных универсалий».
Статья Вохмянина Д.В. «Начало и генезис идей универсализации в конституционном праве» может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в Российском законодательстве».
Профессор кафедры международного европейского права Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук, доцент С.А.Широбоков