Научная статья на тему 'Концепция универсализации в конституционном праве'

Концепция универсализации в конституционном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
230
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД / ПОЗИТИВИЗМ / АРИСТОТЕЛЬ / ПЛАТОН / ФОМА АКВИНСКИЙ / ГЕГЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вохмянин Денис Валерьевич

Традиционно проблемы государственно-правовой унификации и универсализации теоретически разрабатывались и практически решались с позиций двух противоположных, во многом антагонистических, типов правопонимания: юснатурализма (естественно-правового подхода); и позитивизма (легизма). Борьба этих направлений, в конечном итоге, привела к тому, что в большинстве современных международных правовых актов, а также в Конституциях большинства зарубежных государств, одновременно содержатся положения, которые можно отнести и к тому и другому подходу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept universalisacii in a constitutional law

Traditionally problems of state-legal unification and universalisacii were theoretically developed and practically dared from positions of two opposite, in many respects antagonistic, types right understanding: -jusnaturalisma (the is natural-legal approach); And positivism (legisma). Struggle of these directions, finally, has led to that in the majority of modern international legal acts, and also in Constitutions of the majority of the foreign states, positions which can be carried and to that and other approach simultaneously contain.

Текст научной работы на тему «Концепция универсализации в конституционном праве»

11. РАЗНОЕ

11.1. КОНЦЕПЦИЯ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ

Вохмянин Денис Валерьевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права. Филиал: Пермский филиал. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: vdw2006@yandex.ru

Аннотация: Традиционно проблемы государственно-правовой унификации и универсализации теоретически разрабатывались и практически решались с позиций двух противоположных, во многом антагонистических, типов правопонимания:

- юснатурализма (естественно-правового подхода);

- и позитивизма (легизма).

Борьба этих направлений, в конечном итоге, привела к тому, что в большинстве современных международных правовых актов, а также в Конституциях большинства зарубежных государств, одновременно содержатся положения, которые можно отнести и к тому и другому подходу.

Ключевые слова: Естественно-правовой подход, позитивизм, Аристотель, Платон, Фома Ак-винский, Гегель.

THE CONCEPT UNIVERSALISACII IN A CONSTITUTIONAL LAW

Vohmjanin Denis Valerievich, PhD at law, associate professor. Position: head of chair. Place of employment: St.-Petersburg institute of foreign economic relations, economy and law. Branch: Perm branch. Department: state-legal disciplines chair. E-mail: vdw2006@yandex.ru

Annotation: Traditionally problems of state-legal unification and universalisacii were theoretically developed and practically dared from positions of two opposite, in many respects antagonistic, types right understanding:

-jusnaturalisma (the is natural-legal approach);

- And positivism (legisma).

Struggle of these directions, finally, has led to that in the majority of modern international legal acts, and also in Constitutions of the majority of the foreign states, positions which can be carried and to that and other approach simultaneously contain.

Keywords: The is natural-legal approach, positivism, Aristotle, Platon, Foma Akvinsky, Gegel.

Обратимся к формулировкам и основным концепциям универсализации. В общефилософском понимании, универсализация - это всесторонность, многосторонность, своего рода, всеохватывающее знание. Под универсализацией, также, понимают и стремление к целостности, форму мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное.

Формулировки этого понятия, опять же с точки зрения философской, можно найти у Аристотеля, Платона, Фомы Аквинского, Гегеля и у многих других[1]. Как несложно предположить, общее направления трактовки универсализации у указанных мыслителей, так или иначе, соприкасались с мировоззренческими и религиозными представлениями. Указанная сторона вопроса,

исследована достаточно полно[2], и специально останавливаться на ней, в рамках настоящего исследования, считаем нецелесообразным.

История и теория развития права и государства и процессов их универсализации свидетельствуют о том, что в основе той или иной формы официально-властной регуляции и упорядочения социальных отношений, в том числе и глобального характера, лежит определенный тип правопонимания и соответствующего понятийно-правового понимания и трактовки государства. Исходя из этого принципа, можно выделить несколько видов толкования универсализации права. Остановимся на этом подробно.

В качестве концептуального подхода, удерживающего познавательно-ценные моменты двух других типов и вместе с тем преодолевающего их существенные недостатки, может быть использована либертарно-юридическая общая теория права и государства. Указанная теория, разработанная академиков В.С. Нерсе-сянцем[3], позволяет последовательно трактовать содержание, формы и перспективы процессов юридической универсализации и унификации, смысл, направления и особенности этих процессов в условиях современной общесоциальной глобализации

Таким образом, можно говорить о трех концепциях универсализации прав - антагонистических юснату-ралистской и позитивистской и, во многом синтетической, либертарно-юридической теории. Рассмотрим сущность этих подходов, так как именно они, на наш взгляд, помогут нам постичь основные принципы современного универсализма.

Представители позитивизма (легизма)[4], отрицая сущность права, сводят его к закону - к «позитивному» явлению, под которым имеется в виду любое (в том числе и произвольное) официально-властное, принудительно-обязательное установление нормативного характера. Фактически же сущностью права (и внутреннего и международного) у легистов оказывается властная принудительность (приказ власти), поскольку именно по этому признаку они отличают право, от неправа.

Кредо легистского (позитивистского) подхода в Новое время сформулировал идеолог абсолютистского государства Т. Гоббс: « Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена»^].

Иначе говоря, все, что приказывает власть, и есть право. Такого подхода придерживаются все легисты (позитивисты и неопозитивисты) прошлого и современности.

Искомое (в русле либертарного учения) единство сущности и явления в сфере права - это правовой закон, когда общеобязательное нормативное явление (Конституция, закон, нормы действующего позитивного права) соответствует сущности права (принципу формального равенства), т.е. представляет собой именно и только правовое общеобязательное явление, а не просто любое (моральное религиозное или произвольное) общеобязательное явление. В тех же случаях (весьма распространенных в прошлом и сегодня), когда общеобязательное явление (закон) противоречит сущности права, мы имеем дело с противоправным (правонарушающим, антиправовым) законом (с нормами позитивного права, противоречащими принципу формального равенства)[3].

2-2016

Пробелы в российском законодательстве

Принцип формального равенства, представляет собой единство трех подразумевающих друг друга сущностных свойства (характеристики) права - всеобщей равной меры (и масштаба) регуляции, свободы и справедливости. Это триединство сущностных свойств права (три компонента принципа формального равенства) можно охарактеризовать как три взаимосвязанных значения одного смысла: одно без другого (одно свойство без других свойств) невозможно. Присущая праву всеобщая равная мера - это именно равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенства (всеобщей равной меры и единого масштаба регуляции).

Правовой тип (форма) взаимоотношений людей -это отношения, регулируемые по единому абстрактно-всеобщему масштабу и равной мере (норме) дозволений, запретов, воздаяний и т.д. Этот тип (форма) взаимоотношений включает в себя[3]:

1) формальное равенство участников (субъектов) данного типа (формы) взаимоотношений (фактически различные субъекты уравнены единой мерой и общей формой);

2) их формальную свободу (их формальную независимость друг от друга и вместе с тем подчинение единой равной мере, действие по единой общей форме);

3) формальную справедливость в их взаимоотношениях (абстрактно-всеобщая, одинаково равная для всех них мера и форма дозволений, запретов и. т.д., исключающая, чьи либо привилегии).

Таким образом, можно утверждать, что универсализация в сфере права и государства - один из важных аспектов общей глобализации в современном мире. Как известно, современные процессы глобализации оказывают существенное влияние на трансформацию, изменения и модернизацию государственно-правовых институтов, норм и отношений на всемирном, макроре-гиональном и внутринациональном уровнях, стимулирует, ускоряет и обновляет процессы универсализации в области права, организации и функционирования государства.

В общефилософском понимании, универсализация -это всесторонность, многосторонность, своего рода, всеохватывающее знание. Под универсализацией, также, понимают и стремление к целостности, форму мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное.

В то же время, универсализация применительно к праву, имеет свои особенности, которые проявляется в постепенном появлении в современном праве, совокупности норм, регулирующей отношения в области прав человека. При этом, уже сейчас, международное право содержит общепризнанные, а, следовательно, и обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола и религиозной принадлежности. Кроме этих общепризнанных норм, имеется большое число соглашений по специальным вопросам прав человека. Согласно мнению сторонников универсализации норм права, универсальность норм прав и свобод человека в современном праве носит бесспорный характер и все права и свободы человека являются неделимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными.

Указанные особенности, непосредственно проистекают из сущности основных концепций, оказавших влияние на формирование универсальных идей в праве.

Традиционно проблемы государственно-правовой унификации и универсализации теоретически разрабатывались и практически решались с позиций двух противоположных, во многом антагонистических, типов правопонимания:

- юснатурализма (естественно-правового подхода);

- и позитивизма (легизма).

Борьба этих направлений, в конечном итоге, привела к тому, что в большинстве современных международных правовых актов, а также в Конституциях большинства зарубежных государств, одновременно содержатся положения, которые можно отнести и к тому и другому подходу.

К примеру, известно, что в России на протяжении веков формировался тип правовой культуры, при которой не индивидуалистические права выдвигались на первый план, а права в единстве с обязанностями и ответственностью. Поэтому, начиная с XIX века, приобщение российской юриспруденции к западной правовой традиции вылилось в восприятие, прежде всего позитивистских концепций, которые и сегодня доминируют в отечественной теории права.

Между тем, действующая Конституция Российской Федерации, провозглашает другой тип правопонима-ния - идеологию естественных и неотчуждаемых прав человека. Статья 2 определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Отметим, также, что в качестве концептуального подхода, удерживающего ценные моменты двух указанных типов и вместе с тем преодолевающего их существенные недостатки, может быть использована либертарно-юридическая общая теория права и государства. Указанная теория, позволяет последовательно трактовать содержание, формы и перспективы процессов юридической универсализации и унификации, смысл, направления и особенности этих процессов в условиях современной общесоциальной глобализации.

Таким образом, можно говорить о трех концепциях универсализации прав - антагонистических юснату-ралистской и позитивистской и во многом синтетической либертарно-юридической теории. Значение последней, в настоящее время, проявляется в том, что в современных правовых нормах, универсального характера, уже нельзя найти число «позитивистские» или «юснатруалистскиие» истоки, скорее они представляют собой их синтез.

С правовой точки зрения процесс юридической универсализации означает, что все большее число людей (представителей все новых народов, слоев, классов и т.д.) признаются формально равными субъектами права. Через универсальный механизм правовой регуляции первоначально несвободная масса людей постепенно, в ходе социально-исторического развития преобразуется в свободных субъектов права.

Можно утверждать, что универсализация в сфере права и государства - один из важных аспектов общей глобализации в современном мире. Как известно, современные процессы глобализации оказывают существенное влияние на трансформацию, изменения и модернизацию государственно-правовых институтов, норм и отношений на всемирном, макрорегиональном и внутринациональном уровнях, стимулирует, ускоряет и обновляет процессы универсализации в области права, организации и функционирования государства.

Современная юридическая универсализация, при всех особенностях ее содержания, специфических свойствах, характеристиках и т.д. - представляет собой определенную новую ступень в процессе развития права.

В свою очередь, универсализация в конституционном праве - это процесс закрепления в Основных законах современных государств определенных универсалий, большинство из которых формулируются с учетом процесса международного закрепления прав и свобод человека и гражданина, однако не ограничиваются ими.

Вот поэтому, универсалии в конституционном праве, это определенные нормы, понятия или идеи, отличающиеся многосторонностью и целостностью, имеющие общеобязательный характер, сформулированные с учетом специфики конкретного государства.

Список литературы:

1. Васюков В. Л. Толерантность и универсализм // Философский журнал. - №1. - 2008.

2. Универсализм и партикуляризм в Библии // Вопросы философии. - 2000. - № 2.

3. Нерсесянц В. С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. - 2005. - №5 стр 8-14

4. Лебедев С.А.Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории)— М.: Академический проект, 2008 стр. 87-92

5. Гоббс Т. Избранные произведения, т. 1-2.— М.: Мысль, 1964. - Т. 1. Стр. 45-46

Рецензия

на статью Д.В.Вохмянина «Концепция универсализации в конституционном праве».

История и теория развития права и государства и процессов их универсализации свидетельствуют о том, что в основе той или иной формы официально-властной регуляции и упорядочения социальных отношений, в том числе и глобального характера, лежит определенный тип правопонимания и соответствующего понятийно-правового понимания и трактовки государства.

Исходя из этого принципа, можно выделить несколько видов толкования универсализации права. Остановимся на этом подробно.

В качестве концептуального подхода, удерживающего познавательно-ценные моменты двух других типов и вместе с тем преодолевающего их существенные недостатки, может быть использована либертарно-юридическая общая теория права и государства. Указанная теория, разработанная академиком В.С. Нер-сесянцем, позволяет последовательно трактовать содержание, формы и перспективы процессов юридической универсализации и унификации, смысл, направления и особенности этих процессов в условиях современной общесоциальной глобализации.

Статья написана грамотным научным юридическим языком, используются современные доктринальные источники ведущих специалистов в отрасли конституционного права. Логика изложенного материала позволяет установить правильность предложенной конструкции структуры научной работы.

Автор грамотно применяет научные категории, предложенные учеными еще в предшествующие годы, при этом выделяет современное видение в новом контексте «конституционных универсалий».

Статья Вохмянина Д.В. «Концепция универсализации в конституционном праве» может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в Российском законодательстве».

Профессор кафедры международного европейского права Пермского государственного национального исследовательского университета, доктор юридических наук, доцент С.А.Широбоков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.