Научная статья на тему 'Трансформация гуманитарного образования в контексте формирования виртуальных социумов'

Трансформация гуманитарного образования в контексте формирования виртуальных социумов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
84
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Калугина Татьяна Алексеевна

В статье с социологической точки зрения анализируются особенности формирования и изменения образования в процессе создания виртуальных социумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Калугина Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация гуманитарного образования в контексте формирования виртуальных социумов»

ТА Калугина. Трансформация гуманитарного образования в контексте виртуальных социумов

удк 316(09)

трансформация гуманитарного в контексте формирования виртуальных социумов

Т.А. Калугина

Саратовский государственный университет E-mail: BegininaIA@info.sgu.ru

в статье с социологической точки зрения анализируются особенности формирования и изменения образования в процессе создания виртуальных социумов.

Ключевые слова: социальные сети, гуманитарное образование, информационно-коммуникационные технологии.

Transformation of Humanitarian Education in the Context of Virtual society Formation

T.A. Kalugina

The paper analyzes, from a sociological viewpoint, peculiarities of the formation and changes of education in the process of forming virtual societies.

Key words: social networks, humanitarian education, information and communication technologies.

Новый мир - глобализованный сетевой мир - изменяет социальные отношения и порождает гибридные культурные миры, созданные смешением основных культурных потоков и местных традиций. Этот факт выдвигает новые требования к гуманитарному образованию и к пониманию механизма возникновения этих требований. Технологическая причина глобализации - компьютерные сети, которые порождены развитием новых систем вооружения, требующих децентрализованного управления в условиях войн и катастроф. Почти уже за сорок лет развития компьютерных сетей произошло распространение сетевых структур на все сферы жизнедеятельности. Сетевой подход начинает доминировать в решении различных проблем, что ведет к разработке инструментария сетевого влияния. Современное гуманитарное образование должно загружаться не только в компьютерные сети, но и социальные, образовательные и культурные сети.

Сетевое воздействие, их практика, их стратегия, их тактика, их методология основаны на серьёзном философском понимании процессов, протекающих в современном мире. Термин «социальная сеть (social network)» был введён в середине 1950-х гг. американским социологом Барнесом для описания взаимоотношений между людьми в реальном мире1. C развитием сетевых информационно-коммуникационных технологий этот термин стал преимущественно применяться к виртуальным социумам. Идея образовывать социумы посредством средств коммуникаций до-

статочно старая2. Термин «виртуальный социум» ввел в употребление в 1993 г. Говард Рейнгольд3. В киберпространстве произошло становление новой формы существования человека - виртуальный социум. Виртуальный социум представляет собой социум, в котором взаимодействие между его членами осуществляется преимущественно и посредством телекоммуникационных сетей, и является технологическим продолжением долговременного перехода к социумам, организованным скорее по совместным интересам, чем по совместному размещению (соседи или деревня) или общему происхождению (родня). Виртуальные социумы стали формироваться сразу же после появления сетевых сервисов. На первых этапах эти социумы формировались преимущественно из специалистов в области информационно-коммуникационных технологий. Развитие этих технологий в конце XX в. привело к созданию виртуальных сообществ среди всех социальных и профессиональных слоёв общества. Для людей появилась новая среда обитания и удовлетворения как профессионального интереса, так и чисто человеческого любопытства - киберпространство, и новая форма социальной организации и поведения в нем - виртуальный социум4. Как и в реальном мире, мотивы людей, создающих виртуальные социумы, могут быть сложными. Это и желание быть полезным, и желание быть замеченным. Члены виртуальных социумов считают само собой разумеющимся, что компьютерные сети являются также социальными сетями, охватывающими большие расстояния. Как и в реальной жизни, виртуальные социумы формируются на основе личных интересов, политических взглядов и т.д. Но что их различает, так это скорость, с которой происходит обмен информацией. Все возрастающая мощь компьютерных сетей делает виртуальные социумы значительно более динамичными. Коммуникативная среда воздействует на способы взаимодействия людей и на то, как они развиваются. Например, медленная среда порождает длительные отсрочки в ответах и, следовательно, сокращает объем социальных обменов. Как и во всех обособленных сообществах в виртуальных социумах формируется особая культура со своим набором ценностей, стандартов и символов. Личность адаптируется к групповым нормам и в дальнейшем не может без них обойтись.

В сетевых образовательных проектах также предпринимались и предпринимаются меры для создания образовательных виртуальных со-

© Т.А. Калугина, 2010

Известия Саратовского университета. 2010. Т. 10. Сер. Социология. Политология, вып. 3

циумов. Но эти преднамеренно создаваемые социумы не заняли должного места в образовании. Однако без создания эффективных коммуникаций невозможно выстроить учебный процесс. Известно, что система образования функционирует в рамках триады: культура - общество - индивид. В современных условиях культура и образование составляют части самого реального базиса общества совместно с государством, экономикой, идеологией. Образование является составляющей культуры и не может развиваться вне ее гуманитарного контекста. При этом особенности мышления теоретиков и практиков образования соотносятся с культурным слоем эпохи, ее гуманитарной доминантой. У каждой культуры существует своя логика и свое представление о мире, которое проявляется в соответствующей коммуникационной среде.

В таком случае новые культурные ценности будут создавать и новые социально-личностные запросы и потребности, которые, в свою очередь, будут реализованы в новых образовательных ценностях, что будет означать появление другого гуманитарного образования. Мы преднамеренно рассматриваем крайние направления развития процесса трансформации гуманитарного образования, причем делаем это в рамках безоценочной констатации. Это необходимо для того чтобы, во-первых, признать вероятностную возможность таких направлений флуктуации процесса, а во-вторых, чтобы обозначить границы развития, в рамках которых мы проводим исследование источников появления новых образовательных целей. Естественно, прежде всего гуманитарных образовательных целей. Социальная система определяла и приоритеты специализации высшей школы, так в 1960-е гг. наибольшей популярностью пользовались математические и физические факультеты университетов, дилемма «физиков» и «лириков» однозначно решалась в пользу первых, к тому же милитаризованная экономика требовала именно эти профессии. Но к 1990-м гг. ситуация разительно изменилась, закончилась холодная война и былая воинственность сменилась поиском общечеловеческих ценностей. Соответственно проявился дефицит таких «вечных» профессий, как юристы и экономисты, финансисты и менеджеры, а наибольшей популярностью стали пользоваться вузы и факультеты университетов, готовящие специалистов этого профиля. Новая система общественных отношений, новая культура производственных отношений, новая структура экономики и профессиональной занятости требуют от высшей школы нового понимания целей и задач обучения студента. Формирование новой мотивационной системы ценностных ориентаций образования и профессии в современной жизни - это неотъемлемый и очень важный элемент процесса модернизации высшего образования.

Гуманитарная составляющая образования ориентирована на воспитательные цели. Для

28

человека воспитательные цели являются смыс-лообразующими, а для общества - воспроизводящими его в границах неразрушения. Такой целью может являться только создание целостного образа мира и своего образа в этом мире. В рамках этого целеполагания может осуществляться связь общественных и личных ценностей. Развитие компьютерных технологий является материальной предпосылкой для таких перемен. Потенциал их таков, что они могут при рациональном и грамотном применении обеспечить ряд преимуществ по сравнению с традиционными способами обучения. Следует подчеркнуть - именно могут дать, поскольку при неумелом интегрировании их в живую ткань образовательного процесса сложившиеся традиции могут оказаться очень жестким фильтром на пути нововведений.

Гуманитарное образование неразрывно связано с исследованием картины мира, глубоко укорененной в сознании людей. Культурное разнообразие не что-то такое, что исчезнет завтра. Само по себе это влияние таит богатства, изучение которых может принести неизмеримую пользу не только тем, что расширит кругозор, но и тем, что повысит эффективность стратегий деловой деятельности. То, что значимо для представителей одной культуры, является совсем несущественным для представителей другой.

Культура осуществляет различные формы познания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное и т. д. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы, которые стали объектом культуры. Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей. Продуцируя и репродуцируя духовные ценности, культура создает определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности. Частью культуры является искусство и, по мнению американского биолога М. Ичаса, искусство не имеет очевидной «утилитарной» ценности, и его первая основа неизвестна5. Потребность в художественном осмыслении и познании мира является неотъемлемой частью обществ любого типа, включая архаические общества. Значительная часть гуманитарных образовательных проектов посвящена переносу в новую информационно-коммуникационную среду художественного наследия. Во всех ведущих странах мира реализуют-

Научный отдел

Я.А. Никифоров. «Новые люди» Чернышевского как агенты модернизации русского общества

ся масштабные проекты по оцифровке библиотек, музеев, архивов.

В таком контексте культурное наследие выполняет роль общественной памяти, средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование глубинных подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека, то есть формирование архетипов, которые закрепляют поведенческие образцы или модели на психофизиологическом уровне.

Гуманитарное образование и культура также имеют прагматический аспект. Речь идет об истоках и смыслах организационной культуры. Многочисленные исследования на Западе, начало которым положил Макс Вебер, подтвердили важность исследования проблем национальной организационной культуры. Наиболее интересные результаты по данной проблеме были получены в 70-80-е гг. прошлого столетия голландским ученым Гиртом Хофстедом (Geert Hofsted). Его исследования проводились в 1967-1980-е годы. Объектом исследования были граждане 50 стран мира, работающие в компании IBM6. Хофстед определяет культуру как коллективную ментальную запрограммированность, часть предопределенности восприятия мира нами, общую с другими представителями нашей нации, региона или группы и отличающую нас от представителей других наций, регионов и групп. Любое социальное разделение ролей является в той или иной мере следствием культурных традиций. В современной науке модель Хофстеда считается одной из наиболее перспективных для анализа организационной культуры предприятия. Она помогает выявить не только внешние особенности той или иной организационной культуры, но и глубинные, психологические связи, возникающие

между членами организации и влияющие на производительность и эффективность предприятия самым непосредственным и сильным образом. К тому же правильная оценка организационной культуры помогает выработать подходящую для данной модели политику по управлению организационной культурой.

Понимание этой функциональности культуры позволяет создавать жизнеспособные образовательные проекты в области гуманитарного образования с использованием информационно-коммуникационных технологий. При этом необходимо учитывать потенциал этих технологий в создании плотной структуры социальных взаимодействий в современном мире, что может способствовать адаптации людей к быстро изменяющемуся миру в условиях глобализации.

Примечания

1 См.: Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations. 1954. № 7. P. 39-58.

2 См.: Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок / Пер. с англ. М.: Дом интеллект. кн., 2000. 309 с.; Webber M. Order in Diversity - Community without Propinquity, in Cities and Space / Ed. L. Wingo. Baltimore: John Hopkins Press, 1963.

3 См.: Rheingold H. The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. Cambridge, MA: MIT Press, 2000.

4 См.: Мельникова Н.И. Киберпространство terra incognita // Теоретические проблемы информатики: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. А.А. Сытника. Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1. С. 83-86.

5 Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. М.: Мир, 1994. 464 с.

6 См.: Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. Thousand Oaks CA: Sage Publications, 2001.

УДК 316+929

«новые люди» чернышевского как агенты модернизации русского общества

Я.А. никифоров

Саратовский государственный университет E-mail: yan@sgu.ru

в статье рассматриваются характерные черты нового социального слоя и его возможности в предстоящем изменении политического и социального устройства россии в творчестве н.г. Чернышевского. особое внимание уделяется взглядам русского мыслителя на сущность государства и власти. Ключевые слова: н.г. Чернышевский, «новые люди», модернизация, великие реформы Александра II.

«New People» of Chernyshevsky as Agents of Russian society Modernization

Y.A. Mkiforov

In article characteristic features of a new social stratum and its possibility in forthcoming change of the political and social structure of Russia in N.G. Chernyshevsky's creativity are considered. The special

© ЯА Никифоров, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.