Научная статья на тему 'Некоторые аспекты влияния Интернета на традиционные социальные институты'

Некоторые аспекты влияния Интернета на традиционные социальные институты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1838
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВО / ФЕНОМЕН ИНТЕРНЕТА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / INTERNET-COMMUNITY / PHENOMENON OF INTERNET / SOCIAL INSTITUTION / INTERNET-COMMUNICATION / INTERNET-SPACE / INFORMATIONAL CULTURAL-EDUCATIONAL RESOURCES / INTERNET-EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ефимова Татьяна Викторовна

Интернет рассматривается как новый социальный институт, посредством которого социум реализовывает различные потребности. Автор особое внимание уделяет влиянию Интернета на современное общество, затрагивая культурно-образовательные и педагогические ресурсы. Раскрываются также коммуникативные возможности интернет-пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF INFLUENCING INTERNET ON THE TRADITIONAL SOCIAL INSTITUTIONS

The given article considers Internet as a new social institution, through which society realizes various needs. The author pays special attention to influence of Internet on the modern society, touching cultural-communicative capacities of Internet space.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты влияния Интернета на традиционные социальные институты»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 316.77

Т. В. Ефимова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТА НА ТРАДИЦИОННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Интернет рассматривается как новый социальный институт, посредством которого социум реализовывает различные потребности. Автор особое внимание уделяет влиянию Интернета на современное общество, затрагивая культурно-образовательные и педагогические ресурсы. Раскрываются также коммуникативные возможности интернет-пространства.

Ключевые слова: интернет-сообщество, феномен Интернета, социальный институт, интернет-коммуникация, интернет-среда, информационные культурно-образовательные ресурсы, интернет-образовательное пространство

The given article considers Internet as a new social institution, through which society realizes various needs. The author pays special attention to influence of Internet on the modern society, touching cultural-communicative capacities of Internet space.

Keywords: Internet-community, phenomenon of Internet, social institution, internet-communication, Internet-space, informational cultural-educational resources, Internet-educational space

Традиционные социальные институты играют определяющую роль в жизни общества. Они выполняют ряд важных для существования социума функций. Основными, присущими всем социальным институтам функциями являются следующие: удовлетворение социальных потребностей, ради которого они были созданы и существуют; закрепление и воспроизводство общественных отношений; регулятивная, интегративная, транслирующая, коммуникативная функции. В этой связи данный феномен традиционно исследуется социологами, философами, экономистами, политологами, культурологами и другими представителями гуманитарного знания. Система социальных институтов сложилась в далекие времена, относящиеся к началу человеческой истории. Институты возникали по мере развития общества, среди них появлялись новые, которые решали возникающие проблемы, тем самым обогащая сложившуюся систему регулирования жизни социума.

Сегодня мы являемся свидетелями и участниками становления и развития принципиально нового социального института. Поскольку Интернет представляет собой специфический социально-культурный феномен, его анализ целесообразно осуществить на основе культурологического знания.

С момента своего зарождения Интернет является предметом внимания представителей различных областей научного знания. На сегодняшний день накоплен значительный объем теоретических и прикладных исследований, позволяющих оценить влияние Интернета в широком смысле на жизнь общества и в узком - на те институты, которые регулируют жизнь социума. В частности, в последние 10-15 лет опубликовано большое число работ, среди которых можно условно выделить:

а) работы, в которых осмысливается новая реальность, даются характеристики современного состояния общества, а также оценивается роль информационно-телекоммуникационных технологий в развивающемся обществе (Д. Белл, М. Кастельс, Э. Тоффлер, А. Турен и др. [5; 15; 26; 27]). В числе российских исследователей формирования нового общества под влиянием интернет-технологий можно назвать И. Ю. Алексееву, С. А. Дятлова, В. Л. Иноземцева, И. С. Ме-люхина, Г. Л. Смоляна, Ю. Л. Софронову и др. [2; 12; 14; 17; 23; 24];

б) работы, в которых рассматривается влияние Интернета на экономические институты (С. И. Паринов, В. А. Сердюк и др. [19; 22]). В центре внимания указанных авторов проблемы развития электронного бизнеса, особенности проведения банковских операций через Интернет, организации виртуальных бирж, вопросы управления организациями, использующими в своей работе Интернет;

в) изучающие влияние Интернета на политическую сферу социальной жизни, политические институты (Д. Н. Песков [20], В. И. Дрожжинов,

А. А. Штрик, И. Пашкевич, М. Сметанин, Л. В. Смор-гунова и др.). В поле зрения политологов такие проблемы, как организация и проведение в киберпространстве выборов, в частности, особенности интернет-РЯ-кампаний; вопросы, касающиеся создания электронного правительства;

г) социологические исследования. В контексте проблематики данной статьи они занимают особое место. Интернет - это элемент социального пространства, сфера социального взаимодействия, что обусловливает все возрастающий интерес к обозначенной проблеме со стороны социологов, рассматривающих Интернет как социальную

25

систему. Собственно социологические проблемы освещаются в исследованиях С. В. Бондаренко,

В. Н. Лупанова, Т. В. Филипповой, А. Е. Шадрина, А. Н. Шеремета, С. Дж. Джонса, М. А. Смита и др. [7; 16; 28; 30; 31; 33; 34]. К настоящему моменту появились исследования, в которых отражаются вопросы формирования и функционирования виртуальных сообществ пользователей сети Интернет, проводится анализ широкого спектра проблем влияния Интернета на социальные институты современного российского общества, а также имеются работы, направленные на изучение российской аудитории сети Интернет. Кроме того, часть исследователей фокусирует свое внимание на рассмотрении функционирования СМИ в сети.

Интернет практически превратился в средство массовой информации, которое влияет на все ранее сложившиеся и ставшие традиционными социальные институты, и СМИ в том числе. Исследователей интересуют возможности Интернета как средства массовой коммуникации [см. напр.: 6].

Все это создает необходимые и достаточные предпосылки для осмысления влияния Интернета на различные социальные институты.

Понятие Интернет употребляется в бытовой речи и научном дискурсе в самых различных смыслах, что объясняется многозначностью и сложностью данного явления. Это и сеть, состоящая из огромного числа технических устройств -компьютеров, и некое вместилище огромных объемов информации, и сеть коммуникации людей на основе компьютерных технологий. Более того -это новая сфера бытия социума и одновременно форма этого бытия.

Фактически своим появлением Интернет обозначил становление нового социального института, который был призван удовлетворять различные потребности людей (коммуникационные, информационные и др.), распределять ресурсы, осуществлять регулирование во многих областях социальной практики. Специфика Интернета, как социального института, определяется тем, что он оказывает существенное влияние на возникшие ранее традиционные социальные институты, модифицируя их содержание, формы и другие параметры.

Интернет по праву можно считать уникальным феноменом культуры, ее мощнейшим прорывом, сопоставимым с изобретением письменности и книгопечатания. Традиционная культура, в основе которой лежит линейный текст, заменяется в пространстве Интернета гипертекстом, который является бесконечно ветвящимся и прерывающимся в сети виртуальным текстом.

Интернет - среда существования различных по типу коммуникаций. Г. Лассуэлл считал, что любые социальные коммуникации выполняют три основные функции: контроля над окружающей действительностью; средства корреляции (связи и соотнесения) отношения различных социальных субъектов к действительности; передачи культуры, которая является симбиозом знаний, ценностей, норм и традиций, во времени, т. е. последующим поколениям [Цит. по: 1, с. 186].

Соответствующие ресурсы в среде Интернета, будучи частью СМИ, обладают и присущим им универсализмом тематики, видов и жанров информации. Вместе с тем Интернет, обладая уникальными свойствами - мультимедийностью, гипертекстуальностью, позволяет делать информацию более насыщенной по изобразительно-выразительным качествам, более объемной и полной. Новыми в выполнении информационной функции являются такие особенности Интернета, как растущее количество и асинхронность восприятия информации пользователями.

Необходимо выделить ряд преимуществ Интернета перед традиционными СМИ: а) мультимедийные возможности, т. е. объединение визуальных, звуковых, печатных, видео- и других СМИ; б) индивидуализация - удовлетворяет информационные потребности как отдельно взятой личности, так и групп людей; в) интерактивность -т. е. возможность диалога в процессе обмена информацией, в отличие от монолога во взаимодействии с СМИ; г) отсутствие посредников, которое упрощает взаимодействие между народом и властью и лишает возможности манипуляции со стороны СМИ, что высоко ценится большинством активных пользователей Сети и профессионалов этой области - блоггеров.

В информационном пространстве интернет-среда затрудняет процессы ее использования в качестве СМИ в классическом понимании. Это проявляется, во-первых, в колоссальном росте количества ресурсов (диверсификации), среди которых каждый пользователь может выбирать тот, что сочтет нужным. Во-вторых, в возможности быстрого обновления контента вплоть до режима реального времени. Разнообразие и темп обновляемости информации в Сети, возможность для каждого пользователя определять свой маршрут способствуют дроблению аудитории. Данный факт несет серьезную угрозу для поддержания единой информационной, а вместе с тем и культурно-ценностной базы. К этому ведет и асинхронность получения информации пользователями. Сообщения газет, радио и телевидения рассчитаны на более или менее одновременное восприятие, а в Интернет каждый пользователь входит в удобное для себя время.

26

Интернет - среда, где стираются не только пространственные рубежи, но и границы между сферами жизнедеятельности людей: работой и бытом, хобби, возрастом и реализацией гражданского статуса, обучением и развлечением. Средства для информационного обеспечения этих сфер и участия в них находятся в единой мультимедийной среде, дистанция между разными сферами практически не ощущается [13, с. 98].

Ряд ученых выдвигает идею о том, что интернет-среда стимулирует «новые социокультурные процессы» [18, с. 173]. Влияние оказывается в нескольких направлениях: а) преодолением языковых барьеров, проникновением в такие сферы, как наука, образование, искусство и досуг, а также выходом за пределы национальных границ культуры;

б) пользователь получает возможность не только наблюдать, но и влиять на события в культурной и общественной жизни. Феномен Интернета открывает новый горизонт культуры - ориентацию на глобальное творчество и индивидуальный вклад каждого.

Под влиянием Интернета меняется и один из важнейших социальных институтов - образование. Все большее внедрение компьютерных технологий с их гипертекстовым пространством в систему образования разрушает старое, тоталитарное в своей основе устройство педагогического пространства. Возможности сетевого образования подрывают монополию педагога на знание и вынуждают уступить часть педагогического пространства новейшим технологиям. Это явление, в свою очередь, заставляет преподавателей тщательнее находить и подбирать информацию, что благотворно сказывается на интеллектуальном развитии всех участников обучающего процесса.

Бурное развитие современных компьютерных и телекоммуникационных технологий открывает новые возможности и перспективы для самообучения с помощью технологий дистанционного обучения [3, с. 5]. Глобальная сеть Интернет практически проникла как в производственные, учебные заведения, так и в повседневный быт человека. Это открывает новые возможности для самостоятельного образования, оно переходит на иной качественный уровень, становится непрерывным и открывает доступ к практически безграничным возможностям самосовершенствования. Образование превращается в одну из базовых ценностей современного общества, получаемую с помощью современных информационно-коммуникативных технологий.

В социально-педагогической плоскости становление и развитие личности представляет собой многоэтапный процесс включения человека в социум и культуру, т. е. в социально-культурные инсти-

туты, культурно-образовательную среду, различные виды культурной деятельности, способствующие социализации, инкультурации и самоорганизации личности [18, с. 139]. Огромное количество средств массовой информации и связи, Интернет и другие источники информации налагают свой отпечаток на процессы становлении личности.

На данный момент описание основных тенденций и перспектив в отношении воздействия Интернета на культурную составляющую, духовную жизнь и эстетический мир современного общества можно выразить следующим образом: количество и статус образовательных веб-сайтов показывают тенденцию к снижению, предпочтения публики меняются, переходя от образовательных к развлекательным. Эти показатели отражают общую динамику ценностных позиций: плюрализм рекреационных потребностей становится явным и происходит на фоне роста удельного веса общечеловеческих ценностей над классовыми.

Наиболее очевидная тенденция в освоении Интернета человечеством состоит в том, что наряду с инструментом познания, средством обучения и информирования он превращается в способ развлечения для массы людей, изменяя традиционные досуговые формы, а часто и заменяя их. Сейчас молодежь предпочитает виртуальное пространство реальному. Интернет явился ретранслятором ценностей и норм современной культуры, сегодня можно наблюдать за ее отражением и изменением через призму среды Интернета [29, с. 141].

Очередным важнейшим культурологическим аспектом является интернет-культура коммуни-цирования в глобальных сетях. Многократно умножив степени свободы, информационное общество должно решать проблему новой информационной культуры, проблему правовой, моральной ответственности личности. Замечено, что пользователи сети Интернет презентуют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне Сети роли, сценарии, ненормативное поведение [29, с. 39]. Глобализация культурной и социальной жизни тысячекратно увеличивает долю этой ответственности. Интегрировав человека в целостность мировой культуры, Интернет оставляет его наедине с собой. Наблюдается процесс демократизации медийного пространства в России и в мире в целом, Интернет делает культуру менее элитарной. Эти процессы происходят, потому что каждый человек имеет возможность опубликовать в свободном доступе какую-либо статью, информацию, выразить свое мнение, которое при любых других условиях не попало бы в печатные и другие СМИ, издания. Именно поэтому все более очевидной становится тенденция

27

изменения порядка существования средств массовой информации: печатные издания превращаются в интернет-издания, телевизионные каналы переносят часть своего вещания в Интернет (речь не идет о дублировании в Сети эфирных программ).

Нельзя не отметить влияния Интернета на язык, так как язык это, пожалуй, самое значительное средство передачи культуры и самое существенное культурное завоевание. С одной стороны, это одно из важнейших достижений социальной истории человечества: он выступает и как слагаемое культуры, и как ее орудие. А с другой, в самой его материи отразилась биологическая природа человека. Язык и культура самой своей взаимосвязью образуют круг. С одной стороны, язык является основным хранилищем культуры - вместилищем тех моделей, в которых эта культура и выражается; язык отражает внеязыковую действительность, заключая в самом себе квинтэссенцию культурного мировидения народа и его глубинной ментальности. В нем закодирована весьма своеобразная национально-культурная информация, которая дается носителям данного языка и соответствующей культуры подсознательно и интуитивно. «Язык и культура, - пишет К. Леви-Стросс, - являются двумя параллельными разновидностями деятельности, относящимися к более глубокому слою < ... > - человеческому духу» [Цит. по: 4, с. 128]. Также стоит отметить, что язык является важнейшим средством маркирования культур, одним из основных его индикаторов, что связано со своеобразной символической функцией языка.

Интернет создал уникальную ситуацию: вся устная культура получила свой письменный прототип. Простая речь, жаргоны, речь субкультур получили свое письменное выражение [5, с. 128]. Меняется вся структура коммуникационной традиции общества. Следуя утверждению М. Маклюэна, что основой культуры является язык, можно судить о серьезной трансформации современной культуры именно под влиянием Интернета.

Изменение и развитие языковых форм - непрерывный процесс, но современные технологии связи, в частности Интернет, ускоряют эти процессы. Существуют сдерживающие факторы, например, нормативные словари, в которые на данный момент не входит интернет-язык, сленг, но мгновенное распространение в Сети различных языковых нововведений столь обширно, что очевидно в скором времени некоторые новые языковые формы станут официально документированными. Самым заметным явлением в области языка общения в интернет-среде стала письменная разговорная речь, своеобразный сплав книжности и

разговорности. Это проявляется прежде всего в снижении стиля: отсутствии стилистических запретов, толерантном отношении к грамматическим ошибкам, формировании компьютерносетевого диалекта и т. п. Интернет-среда в этом случае является не только техническим средством, распространяющим нововведения, но и средством, формирующим нечто свое, присущее только лишь данной среде. Данный факт связан с тем, что Сеть дает возможность коммуницировать огромному количеству людей. Новая языковая форма распространяется с огромной скоростью, становясь узнаваемой для большинства носителей языка. В виртуальном пространстве сложился свой язык - буквы в нем заменяют цифрами, а слова сокращают до неузнаваемости. Существуют специальные, узнаваемые и устоявшиеся выражения, незнание и пренебрежения которыми исключает возможность коммуникации в некоторых интернет-сообществах. Интернет-пространство стало восприниматься своеобразной игровой зоной, в которой приветствуется «языковой бунт». Игра, как известно, является естественной потребностью человека, а Интернет - идеальная среда для реализации этой потребности. Однако игра хороша лишь тогда, когда все участники знакомы с правилами. В действительности же дети, для которых Интернет стал доступным, начинают воспринимать этот своеобразный язык как норму. Взрослые пользователи Сети не сильно отличаются от детей в своем стремлении не отстать от времени, пользуясь часто не только интернет-сленгом, но и разбавляя его матом. В сложившейся ситуации безусловно возникает риск заговорить на таком языке в реальности.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что Интернет, будучи одним из самых крупных явлений в культуре конца XX -начала XXI в., практически с момента своего возникновения превратился в новый социальный институт, который существенным образом повлиял на такие базовые социальные институты, как экономика, образование, наука, стал важным фактором межличностной коммуникации, политических процессов в современном обществе. Под влиянием Интернета произошло объединение мирового культурно-экономического пространства.

Как представляется, пока влияние Интернета на различные аспекты жизни современного общества и соответствующие социальные институты значительно опережает степень осознания этого влияния и уровень научного осмысления данного феномена, что и побуждает к развитию исследований в данном направлении.

28

1. Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. науч. тр. / ред. В. Г. Филатова. - М.: Конста, 2004. -285 с.

2. Алексеева, И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества / И. Ю. Алексеева // Информ. о-во. -1999. - Вып. 1. - С. 30-35.

3. Бабаева, Ю. Д. Интернет: воздействие на личность / Ю. Д. Бабаева. - М.: Academia, 2000. - 270 с.

4. Байбурин, А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей. Этнографическое изучение знаковых средств культуры / А. К. Байбурин. - СПб.: Наука, 1989. - 241 с.

5. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования: пер. с англ. / Д. Белл. - М.: Akademia, 2000. - 788 с.

6. Биккулов, A. C. Интернет как средство массовой коммуникации: автореф. ... канд. соц. наук: 22.00.06 / Александр Сергеевич Биккулов; С.-Петерб. гос. ун-т. - СПб., 2003. - 26 с.

7. Бондаренко, C. B. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ / C. B. Бондаренко. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2004. - 320 с.

8. Вязова, Е. Язык с «преведом»: как Интернет меняет русскую речь [Электронный ресурс] / Е. Вязова // Аргументы и факты. - 2008. - № 13 (26 марта). - Режим доступа: http://aif.ru/article/index/article_id/16896 (дата обращения 16.10.2010).

9. Гусейнов, Г. Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей / Г. Гусейнов // Нов. лит. обозрение. - 2000. - № 43. - 44 с.

10. Дайсон, Э. Жизнь в эпоху Интернета. Release 2.01.: моногр. / Э. Дайсон. - М.: Бизнес и компьютер, 1998. -398 с.

11. Докторов, Б. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия / Б. Докторов // Телескоп. - 2000. - № 4. -С. 16-31.

12. Дятлов, C. A. Принципы информационного общества / C. A. Дятлов // Информ. о-во. - 2000. - Вып. 2. -С. 77-85.

13. Иванов, Д. В. Виртуализация общества. Version 2.0.: моногр. / Д. В. Иванов. - СПб.: Петерб. востоковедение, 2002. - 288 с.

14. Иноземцев, В. Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные и постэкономические тенденции в современном мире / В. Л. Иноземцев. - М.: Academia-Наука, 1998. - 640 с.

15. Кастельс, М. Могущество самобытности / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Acаdemia, 1990. - С. 296-297.

16. Лупанов, В. Н. Интернет как объект социологического исследования [Электронный ресурс] / В. Н. Лупанов // Интернет и современное общество: материалы всерос. объединенной конф. (СПб., 20-24 нояб. 2000 г.) - СПб., 2000. -Режим доступа: http://ims2000.nw.ru/src/text72.html. - Загл. с экрана.

17. Мелюхин, И. С. Информационное общество. Истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелюхин.- М.: МГУ, 1999. - 208 с.

18. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. - М.: ЛКИ, 2008. - 209 с.

19. Паринов, С. И. Экономика XXI века на базе интернет-технологий / С. И. Паринов // Информ. о-во. - 1999. - № 2. -С. 33-43.

20. Песков, Д. Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность / Д. Н. Песков // Полис. - 2002. - № 1. -С. 31-45.

21. Просвещение [Электронный ресурс] // Становление и развитие личности: [сайт]. [2003]. URL: http:// ipkpro.ru/ forum/viewtopic.php (дата обращения 11.02.2011).

22. Сердюк, В. А. От виртуального предприятия к виртуальному правительству: миф или реальность? [Электронный ресурс] / В. А. Сердюк // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 2. - Режим доступа: http://www.mevriz.ni/articles/2002/2/1029.html. - Загл. с экрана.

23. Смолян, Г. Пути России к информационному обществу: предпосылки, индикаторы, проблемы, особенности / Г. Смолян, Д. С. Черешкин, О. Н. Вершинская. - М.: Ин-т системного анализа РАН, 1997. - 64 с.

24. Софронова, Ю. Л. Развитие идеи информационного общества: критика постиндустриальной идеи информационного общества: основные аргументы / Ю. Л. Софронова // Перспективы: сб. науч. ст. аспирантов. Вып. 3. -Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. - С. 239-251.

25. Стребков, Д. О. Исследование аудитории Интернета: методологические подходы, применяемые в российской практике [Электронный ресурс] / Д. О. Стребков // Экономика. Социология. Менеджмент: федеральный образовательный портал. - Режим доступа: http://wwvv.ecsocman.edu.ru/db/msg/183324.html. - Загл. с экрана.

26. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 1998. - 784 с.

29

27. Турен, А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества / А. Турен // Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С. 410-429.

28. Филиппова, Т. В. Социология в Интернете / Т. В. Филиппова // Социол. исслед. - 2000. - № 5. -

С. 133-137.

29. Чудова, Н. В. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета / Н. В. Чудова, М. А. Ев-лампиева, Н. А. Рахимова. - М.: Наука, 2001. - 287 с.

30. Шадрин, А. Е. Перспективы развития сетевых организаций / А. Е. Шадрин // Технологии информационного общества - Интернет и совр. о-во: труды VII Всерос. объединенной конф. Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2004 г. -СПб.: Изд-во филол. ф-та СПбГУ, 2004. - С. 215-218.

31. Шеремет, А. Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ: автореф. дис. . канд. социол. наук: 22.00.06 / А. Н. Шеремет; Уральский гос. ун-т. - Екатеринбург, 2004. - 25 с.

32. Bekarev, A. A virtual man in virtual society / A. Bekarev // 7th IFAC symposium on Automated Systems Based on Human Skill. - Aachen. 2000. - Р. 319-321.

33. Jones, S. G. The Internet and its Social Landscape / Steven G. Jones // Virtual culture: identity and communication in Cybersociety. - SAGE Publications, 1998. - 258 p.

34. Smith, M. A. Invisible crowds in cyberspace: mapping the social structure of the Internet / M. A. Smith // Communities in cyberspace / M. A. Smith, P. Kollock [eds]. - Routledge, 1999. - 311 p.

Сдано 28.09.2012

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.