Научная статья на тему 'Интернет-пространство как особая коммуникационная среда и его влияние на современные общества'

Интернет-пространство как особая коммуникационная среда и его влияние на современные общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
9137
675
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / INTERNET TECHNOLOGY / КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА / COMMUNICATION MEDIA / ГИПЕРТЕКСТ / HYPERTEXT / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ / VIRTUAL PRESENCE / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / НООСФЕРА / NOOSPHERE / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / INTERACTIVITY / WEB-SPACE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ганский Платон Николаевич

Статья посвящена выявлению особенностей интернет-пространства как коммуникационной среды и эффектов, оказываемых развитием интернета на современные общества. Автор отмечает следующие особенности: активное применение гипертекста, виртуальное присутствие, интерактивность. Кроме того, отмечается, что развитие и внедрение интернет-технологий не приводит к некоему заранее известному положительному результату. Сделан вывод о том, что развитие информационных технологий и их внедрение в общественную жизнь продолжит оказывать значительное влияние на общество, в том числе и его политическую систему, что делает актуальным изучение интернет-технологий и степени их влияния на общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WEB-SPACE AS A SPECIFIC COMMUNICATION ENVIRONMENT, AND ITS IMPACT ON THE MODERN SOCIETIES

The article defines the features of the web-space as a communication environment, and considers how development of the Internet affects modern societies. The author notes the following features: up-and-co-ming use of hypertext, virtual presence, interactivity. It is emphasized that the development and introduction of Internet technologies does not necessarily lead to some positive results known in advance. It is concluded that the development of information technologies and their implementation in public life will continue to have a significant impact on the development of the society, including its political system, which makes it relevant to study thoroughly Internet technologies in general and their impact on the society in particular.

Текст научной работы на тему «Интернет-пространство как особая коммуникационная среда и его влияние на современные общества»

УДК 004.738.5:316.3 Ганский Платон Николаевич

аспирант, лаборант кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета

ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО КАК ОСОБАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЕ ОБЩЕСТВА

Ganskiy Platon Nikolayevich

PhD student, Laboratory Assistant, Political Science and Political Administration Department, Kuban State University

THE WEB-SPACE AS A SPECIFIC COMMUNICATION ENVIRONMENT, AND ITS IMPACT ON THE MODERN SOCIETIES

Аннотация:

Статья посвящена выявлению особенностей интернет-пространства как коммуникационной среды и эффектов, оказываемых развитием интернета на современные общества. Автор отмечает следующие особенности: активное применение гипертекста, виртуальное присутствие, интерактивность. Кроме того, отмечается, что развитие и внедрение интернет-технологий не приводит к некоему заранее известному положительному результату. Сделан вывод о том, что развитие информационных технологий и их внедрение в общественную жизнь продолжит оказывать значительное влияние на общество, в том числе и его политическую систему, что делает актуальным изучение интернет-технологий и степени их влияния на общество.

Ключевые слова:

интернет-пространство, коммуникационная среда, гипертекст, виртуальное присутствие, интернет-технологии, ноосфера, интерактивность.

Summary:

The article defines the features of the web-space as a communication environment, and considers how development of the Internet affects modern societies. The author notes the following features: up-and-co-ming use of hypertext, virtual presence, interactivity. It is emphasized that the development and introduction of Internet technologies does not necessarily lead to some positive results known in advance. It is concluded that the development of information technologies and their implementation in public life will continue to have a significant impact on the development of the society, including its political system, which makes it relevant to study thoroughly Internet technologies in general and their impact on the society in particular.

Keywords:

web-space, communication media, hypertext, virtual presence, Internet technology, noosphere, interactivity.

В начале XX в. произошел ряд коренных изменений, как в технологическом, так и в социально-политическом и экономическом плане. Эти изменения послужили поводом для поиска новых детерминант развития человеческой цивилизации. Так, В.И. Вернадский создал теорию ноосферы, в рамках которой общественные и природные процессы рассматривались в неразрывной связи с космосом. По его мнению, научные представления являются «максимально точными» образами реальности, существующими в данный момент, которые будут уточняться в ходе дальнейшего научного прогресса. Причинами ноосферогенеза Вернадский считал рост науки, научного понимания и основанного на нем социального труда человечества, что, по его мнению, ведет к достижению единства всего человечества, открытию новых источников энергии, отказу от войн и т. д. В итоге все это должно обеспечить наиболее полное развитие личности [1].

Изучая факторы, влияющие на культурные и цивилизационные изменения, А.И. Ракитов рассматривает прогресс в современном обществе как пять отдельных технических и информационных революций. По его мнению, это, во-первых, формирование языка, во-вторых, распространение письменности, в-третьих, книгопечатание. Последние две революции связаны с появлением и активным внедрением телефона, радио, телевидения, компьютеров, баз данных, локальных и глобальных компьютерных сетей, что в будущем, по его мнению, будет оказывать определяющее влияние на все процессы в современных обществах в глобальном масштабе.

Родоначальник кибернетики Н. Винер в середине XX в. прогнозировал, что в дальнейшем «развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль» [2, с. 46].

Канадский философ и культуролог М. Маклюэн в середине XX в. ввел понятие «электронное общество». Ученый определяет это общество как общество, в котором с помощью информационных технологий происходит формирование цельной информационной картины из разрозненных фрагментов информации из различных сфер общественной жизни. Это явление Маклюэн называет «глобальной деревней». Он наглядно показывает, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на человеческое общество. В особенности, по его мнению, это относится к телевидению. М. Маклюэн утверждает, что «сообщением, передаваемым средством

общения, является само это средство». Именно за информационными технологиями он закрепляет ключевую роль в формировании нового общественного порядка.

С развитием информационных и коммуникационных технологий значительно усилился информационный поток, направленный на каждого отдельного человека, что приводит к информационной перегруженности. Анализируя реалии современного общества, приверженцы философии постмодернизма подвергают критике все то, что принято считать современным, в том числе такие элементы, как планирование, организация, функциональность. По словам Ф. Уэбстера, «до сих пор в социальных науках под современным миром понимали результат определенных изменений в науке, производстве, мышлении... возникновение современного общества связывали с эпохой Просвещения... Постмодернизм провозглашает конец общества эпохи Просвещения» [3]. Ф. Лиотар использует термин «перформативность информации» (процесс, при котором информация аккумулируется, анализируется и вновь создается тогда, когда это становится необходимым, полезным, эффективным в целях ее практического использования и в соответствии с выбранными критериями), считая, что развитие информационных технологий изменяет различные элементы общественной культуры, например образование [4]. Образование в современном мире, по Ф. Лиотару, перестает быть определенным периодом человеческой жизни, а становится непрерывным процессом на протяжении всей жизни, необходимым для того, чтобы отвечать современным требованиям конкурентоспособности и карьеры. Происходит смещение фокуса с необходимости усвоить определенный объем информации к умению эффективного поиска нужной информации и навыкам ее обработки.

Постмодернисты сомневаются в возможностях науки найти причины, детерминирующие поведение людей и общественные изменения. Они считают, что опыт человечества представляет собой информационный опыт, так как реальность, с которой люди взаимодействуют, является символической, создаваемой с помощью информационных технологий. В современности все большую роль начинают играть символы, представления о реальности, имидж. По утверждению М. Постера, распространение информационных технологий оказало сильное влияние на социальные связи. М. Постер вводит понятие «модусы информации», создавая модель общественных изменений, в основе которых лежат различные типы модусов или «обмен символами». Он выделяет следующие этапы: этап устного общения людей лицом к лицу, когда знаки соответствовали реалиям устоявшегося образа жизни и личность была связана с определенной группой; этап письменного общения, когда знаки представляли определенные концепции, а поведение индивида в таком обществе было рационально и ответственно; и этап электронного обмена сообщениями, когда знаки подделывают действительность, теряя свой репрезентирующий характер, а индивиду становится практически невозможно отличить правду от вымысла [5, с. 343-344]. Представители постмодернизма считают, что в современном мире знаки утрачивают свое изначальное значение. Так, Ж. Бодрийяр описывает реальность как бесконечную циркуляцию образов и знаков, не несущих в себе никакой правдивой информации. Бодрийяр вводит понятие «си-мулякр» (видимость), что означает «знак, ставший виртуальным объектом».

О важной роли политической коммуникации в формировании выгодных установок с точки зрения политической элиты, которая, как считает К. Дойч, реально контролирует политические институты и механизмы властных отношений, много писали представители неомарксизма. По их мнению, основой стабильности современного капиталистического общества является создание эффективных механизмов политического господства для обеспечения политической лояльности общества. При этом средства массовой информации в такой системе играют роль инструмента идеологического контроля над массами. В результате требуемый уровень контроля достигается за счет постоянного воздействия со стороны сМи, которые играют ведущую роль в формировании картины мира у масс.

В конечном итоге современный человек живет не столько в реальном мире, сколько в виртуальном пространстве, сформированном с помощью СМИ. В рамках этого пространства создаются различные виртуальные конструкции. В результате представления большинства людей, формирующие их картину мира, в том числе и политического, возникают на основе виртуальных конструкций, предложенных СМИ. На сегодняшний день данная тенденция в полной мере относится и к сфере политики.

Возникновение сети Интернет сыграло большую роль в переходе современных обществ от индустриального этапа развития к постиндустриальному. Одними из важнейших элементов подобного перехода являются снижение роли бюрократии и рост влияния различных сетевых структур. Сетевая структура в отличие от своего предшественника - бюрократической системы имеет ряд особенностей, таких как отсутствие четкой иерархической структуры, низкая формализация отношений внутри структуры и с внешней средой.

Одним из ярчайших примеров подобных структур является глобальная сеть Интернет. Интернет представляет собой не просто совокупность множества компьютерных сетей и информации, но в первую очередь большое количество людей, которые посредством различных технологий активно взаимодействуют между собой в виртуальном пространстве с целью удовлетворения своих потребностей и интересов. В рамках интернет-пространства происходит активное констру-

ирование особой социальной реальности, подчиняющейся своим собственным законам и порядкам. В ней происходит взаимодействие не только различных формальных групп, но и норм и ценностей, воспроизводство организационной структуры. Наблюдается формирование и воспроизводство собственной культуры, иерархии ценностей и даже языка. Активно идут процессы внут-ригруппового структурирования, как на микро-, так и на макроуровне.

На сегодняшний момент интернет является одним из самых динамично развивающихся явлений современности. В нашей стране доля активной аудитории - выходящих в сеть хотя бы раз за сутки - составляет 50 % взрослого населения (58,3 млн человек). Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в сеть хотя бы раз в месяц, по данным на 2014 г. составлял 7 %, а для суточной аудитории данный показатель равен 12 % [6]. При этом можно отметить, что, несмотря на наличие разрыва по охвату населения в столицах и регионах, данный разрыв постоянно сокращается. Как отмечает глава Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) С. Плуготаренко, «Рунет стареет и меняет географию, взрослых пользователей становится больше. Активнее себя начинают проявлять регионы» [7].

Государственные органы также активно осваивают интернет-пространство. Практически все государственные структуры уже имеют собственные сайты. С 2002 г. активно реализовыва-лась федеральная целевая программа «Электронная Россия», направленная на внедрение технологий «электронного правительства», одним из самых ярких результатов которой стал заработавший с 15 декабря 2009 г. портал «Госуслуги».

Западные исследователи так описывают ситуацию с распространением интернета в России: «Число активных пользователей уже сейчас составляет около половины от всего взрослого населения страны. Те, кто часто выходит в интернет, уделяют большое внимание социальным медиа. Если верить статистике, доля активных интернет-пользователей, имеющих блоги и аккаунты в социальных сетях, в России выше, чем в США, и они более активны, чем в других странах» [8].

По данным опросов ФОМ, наиболее активная группа пользователей интернета в России -пользователи в возрасте от 18 до 24 лет. По данным другого опроса, проведенного ФОМ [9], существует значительная разница ответами на вопрос «Где Вы чаще всего находите интересную информацию», данными интернет-пользователями и людьми, не использующими интернет. Также имеются различия в среднем по городам. Что более важно, выявлен разный уровень доверия к этой информации. Для постоянных пользователей интернет стремительно вытесняет телевидение, расценивается как наиболее надежный источник информации и обгоняет ТВ как лучшее место для поиска информации.

В основе интернет-технологий лежит веб-гипертекст. Гипертекст - термин, введенный программистом Теодором Нельсоном в 1965 г. для обозначения «текста, ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Именно в виде гипертекста представлена информация в интернет-пространстве.

Основное преимущество гипертекста заключается в возможности создания интерактивных документов, содержащих как текстовую, так и мультимедийную информацию, что принципиально отличает его от других форм передачи информации. Это позволяет придать информации, заключенной в сообщении, максимально эмоциональную и информационную насыщенность при использовании ее в рамках политического процесса. За счет ассоциированных ссылок и их нелинейного характера каждый адресат может самостоятельно выстраивать уникальную многоуровневую цепочку переходов по ссылкам и в конечном итоге получить гипертекстовое сообщение, в наиболее полной мере удовлетворяющее его запросы.

Из-за особенностей фиксации сообщений в системе гипертекста и возможностей поиска дополнительной информации по гиперссылкам, а также редактирования информации пользователи имеют возможность не только выступать как адресаты сообщения, но и принимать активное участие в создании новой информации или быть ее соавторами.

Как отмечает М. Шилина, «для связей с общественностью существенной является возможность создания максимально содержательно и эмоционально насыщенного гипертекста, а также вовлечение и приобщение адресантов коммуникации к транслируемым ценностям, повышение лояльности, то есть гипертекст является важным условием формирования чувства комлицитно-сти / причастности» [10].

В интернет-пространстве возможно организовать прямое взаимодействие практически любого числа коммуникантов в режиме, комфортном для любого из участников, что является одним из его принципиальных преимуществ над другими информационными площадками. Под интерактивностью следует понимать возможность поддержания мгновенной обратной связи между всеми участниками процесса коммуникации, а также взаимодействия их между собой в рамках параллельных и перекрестных контактов. Это позволяет в реальном времени управлять параметрами коммуникации, выстраивая такую систему, при которой происходит равноправное взаимодействие между субъектом и его аудиторией, а также поддерживается востребованный адре-

сатом формат общения. Все это требует от субъекта коммуникации кроме четко сформулированных тактики и стратегии, а также традиционного набора профессиональных качеств еще и постоянной вовлеченности в процесс.

Также необходимо отметить такую особенность виртуальной среды, как «эффект присутствия», то есть возникновение у коммуниканта ощущения реального участия в событиях, описываемых с помощью комбинации различных мультимедийных средств. Данная особенность восприятия информации дает субъекту возможность добиться максимальной эмоциональной насыщенности сообщения, что способствует росту чувства вовлеченности объекта коммуникации. В целом пусть и виртуальное присутствие в интернет-пространстве реальных людей открывает широкие возможности по моделированию различных ситуаций, что особенно ценно для институциональных коммуникантов.

Стремительное развитие интернета в начале XXI в. не могло не затронуть политическую сферу. Как одна из управленческих и политических новаций, Всемирная сеть используется все активнее. Вопросы развития телекоммуникационных сетей неоднократно становились ключевыми темами программных выступлений глав государств, обсуждений на специальных сессиях ООН и других авторитетных международных форумах.

На сегодняшний день в научном сообществе существует два основных взгляда на изменения, к которым может привести развитие интернета в современном обществе. Преобладающим является подход, положительно оценивающий перспективы развития и внедрения информационных технологий. Тем не менее следует помнить, что разные общества могут значительно различаться как по уровню технологического социального, политического развития, так и по ценностям, культуре и менталитету. В качестве примера можно привести общества, которые, несмотря на высокий уровень жизни и внедрения информационных технологий, не являются демократическими, например Сингапур, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и т. д. Это позволяет говорить о том, что сами по себе информационные технологии меняют скорее форму и методы взаимоотношений, не меняя при этом их суть. А значит, спор о роли и влиянии развития информационных технологий на человеческое общество остается далеким от завершения, и вопрос о том, как избежать негативных последствий внедрения информационных технологий в политический процесс, требует особого внимания.

И все же, несмотря на массу перечисленных проблем, развитие информационных технологий и их внедрение в общественную жизнь продолжит оказывать значительное влияние на общество, в том числе и его политическую систему. Нельзя отрицать, что интернет обеспечивает широкие возможности для установления более тесного взаимодействия между бизнесом и властью, вовлечения граждан в процесс выработки и принятия политико-управленческих решений, активизации процессов гражданского участия, эволюции современной системы представительной демократии в систему прямой «электронной демократии». При этом не следует забывать, что процессы информатизации и автоматизации могут повлечь за собой и отрицательные последствия, так как новые технологии открывают широкий простор для манипуляции сознанием как отдельных людей, так и общества в целом, что оставляет возможность для возникновения деспотизма нового типа. В системе нового деспотизма внешне сохраняются все атрибуты демократии, однако их сущность выхолащивается, а инструменты, предоставляемые новыми средствами коммуникации, становятся средствами контроля и манипуляции. Именно поэтому трансформации, возникающие в связи с внедрением интернет-технологий в политический процесс, требуют дальнейшего пристального изучения, как в теоретическом, так и в прикладном аспекте.

Ссылки:

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

2. Винер Н. Человеческое использование человеческих существ: кибернетика и общество // Винер И. Человек управляющий. СПб., 2001. С. 12. Цит. по: Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М., 2004.

3. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004. 400 с.

4. Lyotard J.F. The Postmodern Condition: A Report on Knowledge / translated by G. Bennington and B. Massumi. Manchester, 1984.

5. Poster M. The Mode of Information and Postmodernity // Communication Theory Today. Cambridge, 1994. Цит. по: Уэбстер Ф. Указ. соч.

6. Интернет в России: динамика проникновения. Весна 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://runet.fom.ru/Proniknove-nie-interneta/11567 (дата обращения: 08.09.2015).

7. Аудитория Рунета постарела и выросла на 22 % за год [Электронный ресурс]. 2011. 20 апр. URL: http://www.ve-domosti.ru/technology/news/2011/04/20/auditoriya_runeta_dostigla_otmetki_v_57_millionov_chelovek (дата обращения: 08.09.2015).

8. Russia Has World's Most Engaged Social Networking Audience [Электронный ресурс]. 2009. 2nd July. URL: http://www.comscore.com/Press_Events/Press_Releases/2009y7/Russia_has_World_s_Most_Engaged_Social_Network-ing_Audience (дата обращения: 08.09.2015).

9. Лебедев П. Медийные предпочтения населения: интернет теснит телевидение [Электронный ресурс]. URL: http://bd.fom.ru/pdf/d16lp.pdf (дата обращения: 08.09.2015).

10. Шилина М. Гипертекст как средство создания корпоративной комплицитности // Корпоративные интернет-ресурсы в системе общественных связей: структура, содержание, особенности развития : дис. ... канд. филол. наук. М., 2007. Гл. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.