Научная статья на тему 'Актуальные проблемы Интернет-коммуникаций: возможности и ограничения'

Актуальные проблемы Интернет-коммуникаций: возможности и ограничения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1402
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ВИРТУАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / ГИПЕРТЕКСТ / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ВОЗМОЖНОСТЬ / ОГРАНИЧЕНИЕ / VIRTUAL REALITY / VIRTUAL SOCIETY / THE HYPERTEXT / CYBERSPACE / NETWORK COMMUNICATIONS / POSSIBILITY / RESTRICTION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Смирнова Н. В.

Целью статьи является систематизация возможностей и ограничений человеческой жизнедеятельности, обусловленных пятой информационной революцией в сфере сетевых коммуникаций. Киберпространство Интернета как нечетко структурированный гипертекст и новая форма социальных взаимодействий существенно расширяет границы человеческой свободы. Но одновременно создает сложную систему рисков, порождающих барьеры в реализации этой свободы. Необходимость минимизации таких рисков выдвигает новые требования к организации всей жизнедеятельности индивида и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF INTERNET COMMUNICATIONS: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

Article purpose is ordering of possibilities and the restrictions of human ability to live caused by the fifth information revolution in sphere of network communications. The Internet cyberspace as indistinctly structured hypertext and the new form of social interactions essentially expands borders of human freedom. But simultaneously creates difficult system of the risks generating barriers in realisation of this freedom. Necessity of minimisation of such risks makes new demands to the organisation of all ability to live of the individual and a society.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы Интернет-коммуникаций: возможности и ограничения»

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ, ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ,

PR-ТЕХНОЛОГИИ

УДК 316.42

Н.В. Смирнова

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева

Целью статьи является систематизация возможностей и ограничений человеческой жизнедеятельности, обусловленных пятой информационной революцией - в сфере сетевых коммуникаций. Киберпространство Интернета как нечетко структурированный гипертекст и новая форма социальных взаимодействий существенно расширяет границы человеческой свободы. Но одновременно создает сложную систему рисков, порождающих барьеры в реализации этой свободы. Необходимость минимизации таких рисков выдвигает новые требования к организации всей жизнедеятельности индивида и общества.

Ключевые слова: виртуальная реальность, виртуальный социум, гипертекст, киберпространство, сетевые коммуникации, возможность, ограничение.

Интернет-коммуникации, о возможностях и ограничениях которых пойдет речь в данной статье, стали проявлением пятой информационной революции, которая, по мнению исследователей, интегрирует результаты всех предшествующих. Печатный станок Гутенберга обеспечил массовое распространение и сохранение общедоступной информации, телефон стал первым средством личной коммуникации, радио привело к появлению понятий «информационное пространство» и «коммуникационная сеть», а персональный компьютер позволил высвободить творческие силы человека, передав техническому устройству рутинные интеллектуальные действия.

Пятую информационную революцию, разворачивающуюся на наших глазах с конца 80-х гг. ХХ века, в отличие от предыдущих, характеризует мультипликативный эффект: она привела к появлению сетевых коммуникационных технологий, уничтожила пространственные и временные ограничения и, тем самым, изменила всю общественную жизнь человека. Если прежде речь шла о новых способах передачи информации, с появлением компьютера -о новом способе организации и оперирования знанием, то революция в сфере телекоммуникаций обусловила становление виртуальных социальных структур и фактически «удвоила» социальную реальность.

Реальные и виртуальные взаимодействия индивидов и их групп дополняют и заменяют друг друга, создают принципиально отличные друг от друга системы ролей, статусов и сообществ. Фактически на наших глазах происходит становление второго, виртуального общества. Оно столь же реально, как то, в котором изначально разворачивается жизнедеятельность человечества. Оно создает принципиально новые возможности, изменяет традиционные и порождает новые проблемы человечества, кардинально расширяет рамки человеческой свободы и вводит ее новые, существенные ограничения.

Исследования виртуальной реальности в широком смысле - мира ментальных дейст-

© Смирнова Н.В., 2010.

вий человека, существующего помимо мира предметно-практических действий, насчитывают не одну тысячу лет. Психическая жизнь человека и интеллектуальная деятельность как ее важнейший компонент развертываются в интеллигибельных формах: как мысленное моделирование и преобразование реальности. Если спросить «человека с улицы», чем отличается человек от животного, то стандартным ответом будет: сознанием, мышлением. Верующий в Бога, скорее всего, даст канонический вариант ответа: образом Божием, воплощенным в человеке. Философ добавит: способностью выходить за рамки естественного бытия, творить вторую природу - мир культурных вещей и смыслов. И, по сути, правы все: человек способностью к творчеству уподобляется Демиургу (Создателю), силой сознания и интеллекта изменяет мир природы, творит мир культуры и самого себя. Но творчество человека и есть виртуальный процесс: мысленно мы оперирует с образами материального мира и лишь впоследствии - с ним самим. Если понимать под виртуализацией любое замещение реальности ее образом, то творчество или восприятие его результатов (например, чтение книги) есть виртуальный процесс. А человек и отличается от животных способностью реализовывать свои силы в двух реальностях: предметно-практической и виртуальной.

С появлением компьютера возникает принципиально новая форма виртуальной реальности - киберпространство как среда, генерируемая или опосредованная компьютерными технологиями. Исследователи более четверти века изучают киберпространство. Но если до 90-х годах прошлого столетия информационные процессы исследовались преимущественно в технико-технологических проявлениях, то впоследствии резко возрастает интерес к социокультурным аспектам киберпространства.

Научный анализ Интернет-коммуникаций осуществляется около пятнадцати лет. И за последние годы количество публикаций по проблемам сетевых коммуникационных технологий и за рубежом, и в России возрастает буквально по экспоненте. При этом интерес к генезису технических систем, обеспечивающих сетевые коммуникации, перестает быть доминирующим. В центре внимания оказываются проблемы социальных взаимодействий, прежде всего в сети Интернет, а также процессы изменения способов организации человеческой деятельности посредством компьютерных технологий. Уходит в прошлое и гедонистическое восприятие возможностей, предоставляемых человеку Интернет-коммуникациями. Очевидные с самого начала становления сети Интернет проблемы эскапизма - ухода от реальности в виртуальное пространство - дополняются все новыми проблемами и рисками массового сетевого взаимодействия. Большая часть из них имеет социальный характер, а проявления их многообразны: правовые, политические, культурные, межэтнические, семиотические и т.д.

В данной статье не ставится задача выявления принципиально новых аспектов многообразных коммуникаций в сети Интернет. Ее цель - систематизировать качественно новые возможности и ограничения человеческой жизнедеятельности, порожденные сетевыми коммуникационными технологиями.

Интернет может быть рассмотрен и как нечетко структурированный глобальный гипертекст, и как специфические социальные отношения, складывающиеся между людьми и их группами в процессе виртуальной коммуникации [1]. Интернет как гипертекст имеет вид семиотического пространства, принимающего форму ризомы. В этом пространстве люди оперируют со знаками при помощи современных компьютерных технологий. Смыслы обозначаемого, с одной стороны, обусловливаются социальными формами и структурами взаимодействий, с другой, - сама форма сетевых коммуникаций, задаваемая технологическими основами взаимодействия, способна порождать как новые смыслы, так и новые социальные структуры.

Такое взаимовлияние и взаимопорождение социального и технического задает новый ракурс анализа проблем Интернет-коммуникаций. Мы бы назвали его не традиционным термином «междисциплинарный», а обозначили как полидисциплинарный, т.е. требующий привлечения знаний и исследовательских методов очень широкого круга научных дисциплин и направлений. Даже само использование биологического термина «ризома» применительно к

Интернету как к нечеткому семантическому множеству и социальной структуре, воспроизводящейся по принципу пульсара, свидетельствует о полидисциплинарности его проблем. Технический, естественнонаучный, логико-математический, социологический и лингвистический дискурсы не просто дополняют, но взаимно увеличивают аналитико-описательные возможности друг друга.

Выдвинем предположение, что такое сложное взаимодействие системно-специфических научных языков и исследовательских инструментов центрировано семантическими (или семиологическими, по терминологии Ф. де Сосюра) аспектами. Семиотика исследует свойства знаков и знаковых систем как естественных, так и искусственных, семантика как ее раздел - отношение знаков к обозначаемому. Если виртуальная реальность в широком смысле есть пространство существования любых символических конструктов, то коммуникации в сети Интернет разворачиваются в пространстве социокультурных символов и систем.

Таким образом, тот глобальный объем информации, который и образует Интернет-пространство, формируется электронными системами, и в этом смысле Интернет есть технология, но сущность его не технологична, а социальна. Она задается человеческими смысловыми конструктами, которые порождаются и трансформируются в процессе социального взаимодействия.

Итак, перечислим основные возможности и ограничения человеческой жизнедеятельности, создаваемые Интернет-коммуникациями. Под возможностью в данном случае будем понимать ту логическую интерпретацию движения, которую предложил еще Аристотель, использовав принцип удвоения бытия: «... Возникновение может совершаться не только - привходящим образом - из несуществующего, но также можно сказать, что всё возникает из существующего, именно из того, что существует в возможности, но не существует в действительности» [2]. Это означает, что возможности Интернет-коммуникаций не есть нечто, возникшее из несуществующего, из «ничего», они фиксируют объективные тенденции изменения человеческой жизнедеятельности, порожденные технико-семиотическими особенностями киберпространства Всемирной паутины. В то же время, существуя на основе технологической действительности, они выступают именно как возможности в философском смысле:

• часть их существует лишь как потенции либо для всего человечества, либо для отдельных стран, регионов, социальных групп и индивидов;

• потенциальные возможности при определенных условиях (социальных, технологических, психологических и др.) способны становиться реальными;

• сам Интернет как гипертекст, виртуальный социум и технология является возможностью конструирования и-мерного семантического, социального и технологического пространства.

Под ограничениями будем понимать те требования к человеку и его деятельности, которые создаются новыми рисками, порожденными Интерент-коммуникациями в их технологическом и социокультурном проявлениях.

К возможностям и ограничениям, создаваемым Интерент-коммуникациями, относятся следующие:

1. Практически безграничным становится доступный массив информации, что существенно расширяет границы самореализации человека. Безграничность характеризует не только объем, но и структуру информации: от научного знания до информации рекреационного характера самого различного содержания и форм. Особое значение приобретает доступность профессиональной информации: к профессиональному знанию, ранее являвшемуся преимущественно достоянием специалистов, приобщаются самые широкие слои населения. Научная информация для большинства жителей экономически развитых стран становится личностно-значимым знанием. Это приводит, с одной стороны, к качественно новым возможностям использования профессиональной информации, с другой, - к практически неограниченным возможностям дистанционного и самообразования. В сфере институциализиро-

ванного образования меняются не только содержание и формы, но сам смысл и цели образовательного процесса. Вместо специализированной подготовки к узкой сфере деятельности через традиционную трансляцию знания высшая школа начинает решать задачи по формированию универсальной профессиональной способности работника быть востребованным на рынке труда, независимо от его структурных изменений. Ограничения:

• необходимость специальной подготовки по поиску, обработке и рациональному хранению информации;

• технологическая способность и социокультурная готовность к ценностно-смысловому ранжированию информации, в том числе к различению информации-цели и информации-средства. Гуманитарное знание в связи с этим приобретает новый статус, начинает органически включаться в технологический поиск и техническое проектирование;

• готовность не только к рациональному поиску и хранению информации, но к ее эффективному использованию, что предполагает новые требования к аналитическим и творческим способностям человека;

• психологическая готовность адаптироваться к нарастающим информационным потокам;

• необходимость общественного и государственного контроля над использованием отдельных видов профессиональной информации (например, сегодня практически любой человек может получить информацию о способах изготовления взрывных устройств из подручных средств или о технологических эффективных способах взлома замков любой сложности).

В целом перечисленные ограничения порождают необходимость формирования информационной компетентности. А это означает способность и готовность индивида, организации, отрасли, национальной экономики к рациональному поиску, обработке, хранению, анализу и эффективному использованию информации для гуманитарно ориентированного решения проблем человека и общества.

2. Технологические возможности Интернет-коммуникаций существенно меняют хозяйственный базис общества: традиционное трехсекторное хозяйство (добывающий и обрабатывающий секторы, а также сектор услуг), во-первых, сменяется четырехсекторным. Во-вторых, добавившийся сектор производства, обмена, распределения и потребления информации становится ведущим: он определяет темпы и направления развития трех остальных секторов. Быстрота и относительно низкая стоимость получения информации значительно повышают экономическую эффективность человеческой деятельности на индивидуальном и корпоративном уровнях. Растущая производительность труда приводит к перераспределению труда: из добывающего и обрабатывающего секторов наемный труд интенсивно перемещается в сектор информации и сферу услуг. Информация «отрывается» от материальных носителей и становится самостоятельным товаром на информационном рынке. Технологическая информация значительно увеличивает темпы экономической и социальной динамики. Ограничения:

• даже незначительные информационные изменения начинают определять состояние остальных рынков, в том числе и финансовых. Структурные кризисы экономики дополняются и усиливаются организованными и спонтанными информационными воздействиями;

• быстрота технологических изменений приводит к лавинообразному выбросу на рынки все новых и новых товаров, что резко повышает уровень рыночной конкуренции и постоянно меняет требования к конкурентоспособности наемного работника, предприятия, отрасли, национальной системы хозяйства;

• снижение издержек на сам процесс производства сопровождается существенным ростом инвестиций в информацию, обеспечивающую как производство, так и реализацию товара. Это, в первую очередь, относится к инвестициям в инновации и трансак-ционным издержкам;

• новые формы виртуальной хозяйственной деятельности создают не только новые возможности обмена, производства, распределения и потребления всех видов товаров, но и порождают новые формы экономических преступлений, соответственно возрастают издержки на обеспечение информационной безопасности хозяйственной деятельности;

• научно-технологические лидеры-страны и лидеры-корпорации стремятся монополизировать мировые и региональные рынки, создавая тем самым неблагоприятные условия для значительной части продавцов.

В целом растущая производительность труда и снижение стоимости производства как для наемных работников, так и для предпринимателей сопровождается растущими рисками и связанными с ними инвестициями, а следовательно, воспроизводит также и растущую нестабильность рынка и общества.

3. Интернет-коммуникации порождают особые сетевые формы социального взаимодействия, по сути, новые формы общественной жизни. К ним относятся разнообразные Интернет-сообщества (е-сошшипку): веб-сайты, веб-форумы, чат-каналы, существующая примерно с 1998 г. блогосфера (веб-журналы или индивидуальные блоги, блог-сообщества), 1М-программы или службы мгновенных сообщений, а также службы рассылки [3]. Интернет-сообщества не просто расширяют социальные возможности человека, они ликвидируют географические, государственные и временные барьеры социальной жизни, создают новый по структуре и возможностям социум. Виртуальные взаимодействия также способны выполнять компенсаторную роль, восполнять ограниченные в силу различных причин потребности человека в общении. Но компенсаторные и «расширительные» возможности виртуальных коммуникаций сопровождаются существенными ограничениями. Ограничения:

• компенсаторная функция социального сетевого взаимодействия нередко оборачивается «эффектом Пигмалиона» - зависимостью творца от своего творения. Этот эффект заменяет возможности расширения социальной свободы на ее прямую противоположность - несвободу;

• бесконтрольность многих виртуальных действий значительно снижает уровень социальной безопасности личности. Персональные данные могут несанкционированно использоваться как отдельными людьми, так и корпорациями, спецслужбами и другими организациями;

• индивид, включенный в Интернет-коммуникации, рискует оказаться объектом целенаправленного манипулятивного воздействия, в том числе и в форме высокоэффективных социальных технологий. Такие воздействия могут носить негативный и даже личностно-разрушающий характер, что требует специального обучения технике социальной Интернет-безопасности;

• выявить, ограничить или пресечь девиантное поведение, в том числе и в формах прямого нарушения закона, в сетевых взаимодействиях намного сложнее, чем в предметно-практическом мире. В то же время его масштабы, обусловленные технологическими возможностями, постоянно растут, а формы становятся все многообразнее. Они варьируются от незаконного тиражирования интеллектуальной собственности до хулиганских и откровенно террористических действий.

Наконец, сами возможности Интернет-коммуникаций, точнее отсутствие доступа к ним, порождают новые формы неравенства между индивидами, регионами, странами. Владение современными технологиями открывает не только доступ к возможностям киберпро-странства, но становится основным условием успешности в мире реального, предметно-опосредованного взаимодействия.

Следует учесть и то, что за последние годы существенно изменилась специфика технологий: от синтеза операций, позволяющих за счет соблюдения параметров процесса получить заданные параметры результата, они превратились в сложные системы, комбинирую-

щие исследовательскую, инженерную и проектную деятельность. Разработка новых технологий давно перестала быть делом гениальных изобретателей и ученых-одиночек. Она стала коллективным, капиталоемким, производственным по своей сущности процессом. Поэтому страны и корпорации, обладающие значительными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, способны монополизировать производство новых технологий, превращая остальных в вечных сателлитов, аутсайдеров. А это не только порождает новые формы неравенства, но делает разрыв между бедными и богатыми все более трудно преодолеваемым. Проблема бедности внутри страны уступает место проблеме неравенства между странами и регионами.

Перечисленные возможности и ограничения не являются исчерпывающими. Рамки данной статьи позволяют выделить лишь основные социокультурные параметры Интернет-коммуникаций, обусловленные электронными технологими. Но и они дают возможность видеть, что мы живем в эпоху становления новых подходов к образованию, охране здоровья и безопасности человека, организации всей его жизнедеятельности. Без учета рисков и ограничений, создаваемых Интернет-коммуникациями, невозможно эффективно использовать порождаемые ими возможности личностного и социального развития.

Библиографический список

1. Смирнова, Н.В. Интернет как ризома: онтологические характеристики киберпространства // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы 1-й международной научно-практической конференции/ НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - Н. Новгород. 2010.

2. Аристотель. Метафизика / Аристотель: [пер. А.В. Кубицкого]. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. - 348 с.

3. Смирнова, Н.В. Веб-форум как разновидность сетевого сообщества // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы 1-й международной научно-практической конференции / НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - Н. Новгород. 2010.

Дата поступления в редакцию 07.06.2010

N.V. Smirnova

ACTUAL PROBLEMS OF INTERNET COMMUNICATIONS: OPPORTUNITIES

AND LIMITATIONS

Article purpose is ordering of possibilities and the restrictions of human ability to live caused by the fifth information revolution - in sphere of network communications. The Internet cyberspace as indistinctly structured hypertext and the new form of social interactions essentially expands borders of human freedom. But simultaneously creates difficult system of the risks generating barriers in realisation of this freedom. Necessity of minimisation of such risks makes new demands to the organisation of all ability to live of the individual and a society

Кеу words: virtual reality, virtual society, the hypertext, cyberspace, network communications, possibility, restriction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.