Научная статья на тему 'Трансформация государственного регулирования естественных монополий в России'

Трансформация государственного регулирования естественных монополий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ / NATURAL MONOPOLIES / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотова Е. И., Смирнова О. Ю.

В статье обосновано, что трансформация государственного регулирования естественных монополий должна сопровождаться системными изменениями в экономике, постепенным развитием рыночных принципов их функционирования, созданием благоприятной институциональной среды для их развития. В краткосрочном периоде необходимо сохранить также временные меры переходного характера, такие как участие государства в капитале и в управлении, регулирование цен, частичное государственное финансирование (особенно инноваций), перекрестное субсидирование, ограничение доступа иностранного капитала к стратегическим объектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF STATE REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES IN RUSSIA

The article substantiates that the transformation of state regulation of natural monopolies should be accompanied by systemic changes in the economy, the gradual development of market principles of their operation, the creation of an enabling institutional environment for their development. In the short term it is necessary to save time as transitional measures, such as state ownership and control, price control, partial state funding (especially innovation), cross-subsidies, limiting access of foreign capital to strategic objects.

Текст научной работы на тему «Трансформация государственного регулирования естественных монополий в России»

УДК 330.341.2

Е.И. Федотова

канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики и управления, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского», Арзамасский филиал

О.Ю. Смирнова

канд. экон. наук, ст. преподаватель, кафедра экономики и управления, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского», Арзамасский филиал

ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ

МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

Аннотация. В статье обосновано, что трансформация государственного регулирования естественных монополий должна сопровождаться системными изменениями в экономике, постепенным развитием рыночных принципов их функционирования, созданием благоприятной институциональной среды для их развития. В краткосрочном периоде необходимо сохранить также временные меры переходного характера, такие как участие государства в капитале и в управлении, регулирование цен, частичное государственное финансирование (особенно инноваций), перекрестное субсидирование, ограничение доступа иностранного капитала к стратегическим объектам.

Ключевые слова: естественные монополии, государственное регулирование, институциональная

среда.

E.I. Fedotova, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch

O.Yu. Smirnova, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch

TRANSFORMATION OF STATE REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES IN RUSSIA

Abstract. The article substantiates that the transformation of state regulation of natural monopolies should be accompanied by systemic changes in the economy, the gradual development of market principles of their operation, the creation of an enabling institutional environment for their development. In the short term it is necessary to save time as transitional measures, such as state ownership and control, price control, partial state funding (especially innovation), cross-subsidies, limiting access of foreign capital to strategic objects.

Keywords: natural monopolies, state regulation, institutional environment.

Современной национальная экономика в последнее время все более становится зависимой от эффективности функционирования естественных монополий. Слишком большую долю они занимают в вопросе принятия и исполнения бюджета страны. Повышенное внимание экономики и общества к деятельности естественных монополий вынуждает принимать участие научного сообщества в решении их проблем.

Регулирование является основной формой воздействия государства на естественные монополии. В сфере деятельности естественных монополий антимонопольное регулирование направлено на защиту интересов общества и прав потребителя, уменьшение информационной асимметрии, предотвращение появления отрицательных внешних эффектов, развитие научно-технического прогресса и наукоемкого производства. Следует отметить, что регулирование не может быть самоцелью. Его первичная задача - устранить неэффективность рынка, не создавая при этом больших перекосов (так называемых «провалов государства»).

Государственное регулирование должно быть нацелено на поддержание баланса интересов трех взаимодействующих сторон (естественные монополии, потребители, государство), а это предполагает реализацию им трех основополагающих функций:

- поддержание эффективности производителей;

- недопущение применения необоснованных тарифов по отношению к потребителям;

- соблюдение интересов государства, как внутри страны, так и на международном уровне, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

Содержание государственного регулирования естественных монополий главным образом определяется выбранной моделью функционирования экономики. Государственное регу-

лирование должно соответствовать этой модели, то есть учитывать механизмы функционирования и структуры национальной модели экономики. Таковых моделей в мире существует целый ряд. Однако для российской экономики следует формировать свою, основанную прежде всего на развитии инфраструктурных отраслей, эффективность функционирования которых чрезвычайно низка в настоящее время.

Следовательно, регулирование естественных монополий - это не просто регулирование данной сферы деятельности, это еще и элемент общей государственной политики.

Для эффективной деятельности естественных монополий необходимо, во-первых, создать специфические условия инфраструктурного характера, решить задачу транспортировки; во-вторых, экономические обосновать и институционализировать (формализовать) отношения с государствами, потребляющими их продукцию; в-третьих, обеспечивать трансформацию естественных монополий в разряд наукоемких производств. Достижению этих целей могут способствовать также меры денежно-кредитной, налогово-бюджетной и внешнеторговой политики государства.

Отказ от государственного регулирования естественной монополии не имеет смысла до полного освоения ею механизма рыночного регулирования. По мере становления рыночных отношений можно ослаблять государственное регулирование и расширять базу для конкурентных основ.

Переход к рыночным механизмам регулирования естественных монополий должен сопровождаться системными изменениями в экономике, развитием рыночных принципов ее функционирования, созданием благоприятной институциональной среды для их развития.

Трансформация государственного регулирования естественных монополий должна учитывать так называемые издержки политизации. Профессор Н.С. Волостнов справедливо замечает, что поскольку государство может устанавливать ограничения на определенные виды деятельности, лицензировать их, предоставлять / не предоставлять те или иные льготы, которые превращаются в источники разного рода рент и квазирент, естественные монополии как рациональные экономические агенты, заинтересованные в их присвоении, стремятся активно воздействовать на решения, принимаемые государственными органами власти и управления, пытаются направлять его законодательную и регулирующую деятельность в выгодном для себя русле. При этом значительные средства затрачиваются на защиту уже полученных рент и создание новых [2, с. 177-178].

Кроме государственного регулирования естественных монополий, необходимо создание негосударственных структур, призванных осуществлять мониторинг деятельности естественных монополий, типа Института проблем естественных монополий. Пусть это будет бюрократизированная инфраструра, но это даст возможность обеспечить прозрачность деятельности естественных монополий и избежать негативных внешних эффектов.

Таким образом, поскольку реформирование естественно-монопольного сектора в России проходит в особых экономических и социальных условиях, а производственная и организационная структуры российской экономики характеризуются весьма специфическими чертами, применение стандартных мер, адаптированных к другой институциональной среде, не даст эффекта.

Кроме того, есть риск, что государство, в силу некоторых причин, «не сможет или не захочет должным образом добиться установления цен/тарифов на уровне, достаточно близком к предельным издержкам; использовать гибкие (в частности, двухкомпонентные) тарифы; регулировать получение прибыли на вложенный капитал на нормальном/справедливом уровне; отсечь содержание непрофильных активов (футбольных и иных команд; СМИ и т.п.); учесть - в полной мере, системно - общую макроэкономическую эффективность при осуществлении крупных инвестиционных проектов.

Трансформация государственного регулирования естественных монополий должна сопровождаться системными изменениями в экономике, постепенным развитием рыночных принципов их функционирования, созданием благоприятной институциональной среды для их развития. В то же время в краткосрочном периоде, в силу общественной значимости данного сектора экономики и его специфических проблем, необходимо сохранить также временные меры переходного характера, такие как участие государства в капитале и в управлении, регулирование цен, частичное государственное финансирование (особенно инноваций), перекрестное субсидирование, ограничение доступа иностранного капитала к стратегическим объектам.

Список литературы:

1. Батрасов В.И., Вифлеемский А.Б. Экономический словарь-справочник. - Муром: Из-дат.-полигр. центр МИ ВлГУ, 2001. - 107 с.

2. Волостнов Н.С. Государственное предприятие в рыночной экономике / Н.С. Волост-нов. - М.: Экономика, 2004. - 302 с.

3. Волостнов Н.С. Рыночные структуры и экономические риски / Н.С. Волостнов, Г.Н. Веселов, А.С. Трошин // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и инноваций». - Нижний Новгород: НГТУ им. Р.А. Алексеева, 2014. - С. 126-129.

4. Смирнова О.Ю. Особенности развития и способы эффективного регулирования естественных монополий в России: монография / О.Ю. Смирнова, Е.И. Федотова; ННГУ. - Н. Новгород, Арзамас: АФ ННГУ, 2014. - 149 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.