Научная статья на тему 'Государственное регулирование естественных монополий в России'

Государственное регулирование естественных монополий в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1681
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / NATURAL MONOPOLY / ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / VERTICAL INTEGRATION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / STATE REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абросимова Ольга Юрьевна, Шмырова Наталия Владимировна

В статье рассматриваются особенности естественных монополий, их роль в экономическом развитии России. Проводится идея о необходимости регулирования естественных монополий со стороны государства, предложен ряд механизмов государственного регулирования отраслей естественных монополий с целью повышения их конкурентоспособности и эффективности функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Regulation of Natural Monopolies in Russia

The article investigates some special features of natural monopolies and their role in Russia's economic development. It is suggested that regulation of natural monopolies by the state is essential, and a number of algorithms for state regulation of the naturally monopolized industries should be applied in order to increase their competitiveness and efficiency.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование естественных монополий в России»

государственное регулирование естественных

монополий вроссии

Абросимова Ольга Юрьевна

аспирантка экономического факультета [email protected]

Шмырова Наталия Владимировна

соискатель экономического факультета [email protected]

Нижегородский государственный университет им. НИ. Лобачевского

_Аннотация

В статье рассматриваются особенности естественных монополий, их роль в экономическом развитии России. Проводится идея о необходимости регулирования естественных монополий со стороны государства, предложен ряд механизмов государственного регулирования отраслей естественных монополий с целью повышения их конкурентоспособности и эффективности функционирования.

Ключевые слова: естественная монополия, вертикальная интеграция, инвестиции, государственное регулирование

Государственная политика в отраслях естественных монополий осуществляется посредством их регулирования, проявляющегося в комплексе мер и механизмов их реализации, направленных на рост эффективности функционирования естественных монополий с учетом непосредственного интереса различных субъектов хозяйствования, а также с точки зрения приоритетов общества. Выбор механизма регулирования какого-либо объекта в равной степени зависит от его особенностей и от целевой направленности государственной политики. Поэтому ее совершенствование представлено принципиально новой системой, совокупностью подмеханизмов, воплощающих определенный алгоритм решения проблемы баланса между обеспечением эффективности функционирования естественных монополий и интересами общества.

Довольно высокая экономическая эффективность предприятий, функционирующих в отраслях естес-

твенных монополий, делает недопустимым и нецелесообразным их дробление; однако, действуя бесконтрольно, они могут принести значительный вред прочим субъектам экономических отношений. Поэтому государство осуществляет регулирование естественных монополий, и, учитывая специфику их функционирования, должно уделять им особое внимание и более активно вмешиваться в процесс их функционирования.

Государственное регулирование естественных монополий

Перед монополистическими структурами, выбирающими тип интеграции капитала, встают альтернативные решения по реализации их экономических интересов: использовать рыночные преимущества, предоставляемые объединением (горизонтальная интеграция) или снижать транзакционные издержки (вертикальная). В связи с этим органами государственной власти должны контролироваться источники формирования монопольных цен, механизм регулирования которых зависит от особенностей и проблем, связанных с процессами концентрации экономических интересов, интеграции и централизации капитала.

Государственное регулирование процессов монополизации в России в настоящее время осуществляется в условиях приоритета отраслей, производящих средства производства, недостаточной развитости инфраструктуры и значительной изношенности основных производственных фондов. При этом необходимо удержать баланс между отраслями национального производства [5] и реализовать экономические интересы хозяйствующих субъектов, проводя соответствующую антимонопольную политику.

Основная причина низкой эффективности некоторых российских естественномонопольных сфер кроется в несовершенстве и нескоординированнос-ти институтов управления и регулирования данного сектора экономики. Объектом регулирования по вертикали выступают транзакции, возникающие в цепочке: «общество - государственные регулирующие органы - субъекты естественных монополий - потребители», а по горизонтали - взаимодействия между отраслевыми министерствами и агентством

...государство осуществляет регулирование естественных монополий, и, учитывая специфику их функционирования, должно уделять им особое внимание и более активно вмешиваться в процесс их функционирования

по регулированию естественных монополий, между субъектами разных естественно монопольных отраслей, а также между потребителями услуг естественных монополий. Осуществление всего множества транзакций между контрагентами в сфере естественных монополий может сопровождаться ростом транзакционных издержек [2], поэтому необходимы институциональные корректировки в трансформации отношений собственности и организации производства, труда и управления, позволяющие предотвратить проявление рентно-ориентированного и оппортунистического поведения, а также способствовать увеличению эффективности естественных монополий.

органами

государственной

_власти должны

контролироваться _источники

монопольных цен.

Оценка инвестиционных вложений

дним из наиболее важных направлений государс-енного регулирования естественных монополий ы считаем поддержание баланса интересов част-капитала (акционеров естественных монополий) и государственной политики в определенный период времени. Данный механизм государственного регулирования должен быть максимально нятным для участников рынка и в тоже время вос-иимчивым к окружающей экономической обста-как внутренней, так и внешней (мировая эко-омика). Поэтому мы предлагаем следующую схему осударственного регулирования, в большей степени ориентированную на те отрасли естественных монополий, которые связаны с транспортировкой сырьевых ресурсов за границу. Предложенный нами вариант регулирования должен способствовать улучшению социальной и экономической обстановки в нашей стране (см.рис. на с. 7). Изменение бюджетной политики, направленное на умеренное влияние на конкурентную среду в отраслях естественных монополий, отражает совместное применение налогового и таможенного регулирования в целях обеспечения финансирования иных социально-экономических направлений [1]. Например, за счет изменения экспортных таможенных пошлин государство может косвенно влиять на стоимость товаров для конечного потребителя внутри страны или напрямую осуществлять инвестиции в социальные и национальные проекты, а также использовать данные средства для модерни-

Рис. Перекрестное субсидирование внутри отраслей естественных монополий, связанных с транспортировкой сырьевых ресурсов

зации производства. Оценка инвестиционных вложений - один из сложнейших аспектов в модели регулирования предприятий, функционирующих в отраслях естественных монополий. Капитальные вложения можно оценивать несколькими способами:

- в ценах приобретения с учетом амортизации;

ов §

- в восстановленных ценах оборудования;

- в восстановленных ценах услуг, которые производит данное оборудование.

В практической деятельности регулирующие органы чаще всего используют метод оценки капитала в ценах приобретения, поскольку определение его восстановительной стоимости не всегда возможно и вызывает затруднения.

Проблема оценки инвестиций этим не исчерпывается; встает вопрос о том, какая доля инвестиций была осуществлена оправданно, а потому может быть включена в базу для расчета разрешенной нормы прибыли, а какая, напротив - не может. Средства, потраченные на излишние, неэффективно созданные производственные фонды (здания, оборудования и др.), частично или полностью ключаются из расчета нормы прибыли. Все чаще рактикуется отнесение издержек на будущие вре-енные периоды; проверка целесообразности вло-ений; отклонение инвестиций как нецелесообразных; переоценка инвестиций по рыночным ценам.

ельности

остается

актуальной

и приоритетной

задача повышения

_эффективности

_управления

_федеральным

_имуществом,

_приватизацией

интегрированных

уктура и экономическое пространс-во, различие уровней горизонтальной и верти-альной интеграции, отношения собственности, зависимость регулирующих органов от политической конъюнктуры и прочего. В каждой стране ситуация определяется историческим развитием, географическими условиями и наличием природных ресурсов. Использование конкретного сценария регулирования ограничивается технологическими возможностями, конъюнктурой сложившихся условий информационной среды, социально-экономическим и политическим статусом страны [3]. Эти особенности обуславливают выбор модели реформирования рынка естественной монополии и инструментов ее реализации.

Следовательно, только оптимальное сочетание государственного, рыночного и корпоративного регулирования, адекватное специфическим условиям функционирования естественных монополий на микро-, мезо-, макро-, мегауровнях, комбинированная форма регулирования выступает как опти-

мальный способ получения максимального блага от монополистических организаций для современной России.

Для эффективной деятельности естественные монополии, прежде всего, необходимо создать специфические условий инфраструктурного характера, а также обосновать экономические связи с государствами, потребляющими данную продукцию. Особый упор нужно сделать на перевод естественных монополий в наукоемкие производства. Поэтому остается актуальной и приоритетной задача повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизацией и формированием интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости. При этом в 2012-2013 гг. будут значительно увеличены темпы приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики и пополнения бюджета страны.

Направления совершенствования государственного регулирования

Совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике будет осуществляться по следующим направлениям:

1) модернизация корпоративного законодательства и совершенствования системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании [4], реорганизацию интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве);

2) улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольного регулирования. Реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях будет осуществляться в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации1;

1 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 № 691-р. - Прим.ред.

Литература

1. Величко С.Г. Международный и российский опыт регулирования естественных монополий // Вопросы экономических наук. - 2007. -№ 3. - С. 66-69.

2. Дерябина М. Участие государства в регулировании деятельности естественных монополий // Вопросы экономики. - 2006. - № 1. - С. 38-45

3. Доровских А. По поводу формирования инновационных стратегий нефтяных корпораций // Российский экономический журнал. - 2009. - № 6. - С. 108-110.

4. Жигульская Г.М., Воробьева Н.С. МАП России как орган власти, регулирующий деятельность естественных монополий в области связи // Вестник Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. -2000. - № 3. - С.63-67.

5. Кутовой Г.П. Государственное регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Российской Федерации // Вести в электроэнергетике. - 2002. - № 1. - С. 8-12.

___в 2012-2013 гг.

_будут значительно

_увеличены темпы

приватизации в целях

_последовательного

_сокращения

_государственного

сектора экономики и _пополнения бюджета _страны

3) совершенствование регулирования субъектов естественных монополий;

4) повышение эффективности работы особых экономических зон, включая совершенствование системы законодательства в области ОЭЗ, направленной на создание более комфортной финансовой среды для резидентов российских ОЭЗ и активизацию их инвестиционной активности, а также создание всей необходимой инфраструктуры для их эффективного функционирования.

В то же время, на наш взгляд, пока в той или иной отрасли естественных монополий не будет до конца освоен механизм рыночного регулирования, не имеет смысла полностью отказываться от государственного регулирования, а иногда даже наоборот, следует усилить его (с последующим ослаблением мер воздействия по мере становления рыночных отношений, создания базы для здоровой конкуренции).

Olga Y. Abrosimova

Postgraduate Student, Faculty of Economics, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Natalia V. Shmyrova

Applicant, Faculty of Economics, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod State Regulation of Natural Monopolies in Russia

_Abstract

The article investigates some special features of natural monopolies and their role in Russia's economic development. It is suggested that regulation of natural monopolies by the state is essential, and a number of algorithms for state regulation of the naturally monopolized industries should be applied in order to increase their competitiveness and efficiency.

Keywords: natural monopoly, vertical integration, investment, state regulation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.