Научная статья на тему 'Трансформация функций журналиста в корпоративной газете (на примере поэтической страницы)'

Трансформация функций журналиста в корпоративной газете (на примере поэтической страницы) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
237
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ / КОРПОРАТИВНАЯ ПРЕССА / КОРПОРАТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННАЯ УРАЛЬСКАЯ ПОЭЗИЯ / CORPORATE MASS MEDIA / CORPORATE PRINTED PRESS / CORPORATE PHILOSOPHY / CORPORATE CULTURE / MODERN POETRY OF URAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Филиппов Дмитрий Евгеньевич, Самойловских Екатерина Андреевна

Корпоративные медиа один из наиболее развивающихся видов СМИ в современной России. Чтобы отвечать на запросы времени, редакциям корпоративных медиа приходится перестраиваться, использовать креативные подходы. Ко всем компонентам изданий предъявляются новые требования, в том числе, и к поэтической рубрике, трансформируются функции журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Филиппов Дмитрий Евгеньевич, Самойловских Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION JOURNALIST’S FUNCTIONS IN CORPORATE PRESS

The evolution of corporate mass media hadbegan in Western countries and has actively continued in modern Russia. Nowadays corporate mass media are one of the most developing type of mass media in our country, because they translate corporate culture It is very important condition of company’s progress. In fact that corporate mass media are situated between journalism and PR, they have transformed journalist’s functions and new requirements to journalist. Official high school mass media as a type of corporate printed press actively developing too. This kind of mass media is the same as press for youngsters. Ithasan important task: attach young people to getting qualitative information. And it must instill a love of reading through poetical column. Our object of study is poetical column call “Proparnasilo” which has been published in corporate newspaper “Universitetskaya Naberezhnaya” of Chelyabinsk State University from 2000 to 2008 year. The main feature of this column is authors introductory word. This poetical column has been written by PhD on philological sciences and Lecturer, Department of Journalism Kirill Ratnikov. According to analysis of his notes we found some new journalist’s functions: -communicative-integrative (association of students interest, information about the university environment), -popularizing (maintaining interest in literature, assistance in understanding the poems), -motivating (support talented students), -ideological (translation of corporate culture).

Текст научной работы на тему «Трансформация функций журналиста в корпоративной газете (на примере поэтической страницы)»

7. Kostyuk, A. "Eshche bol'she razvlecheniy. O zritel'skikh predpochteniyakh [=Even more entertainment. About Audience preferences], [=Network literature], available at: http://kinoart.ru/ archive/2009/04/n4-article18, accessed 18/01/2015 (in Russ.).

8. Markuze, G. (1994) Odnomernyy chelovek [=One-Dimensional Man], Moscow, 340 p. (in Russ.).

9. Masyuk, E. "Antiobshchestvennoe televidenie" [=Antisocial TV], in: Moskovskiy komsomolets, 18.03.2010. (in Russ.).

10.Menegetti, A. Sistema i lichnost' [=System and personality], [=Network literature], available at: www.koob.ru/meneghetti/system_and_personality, accessed 12/01/2015 (in Russ.).

11."O proekte «Bol'shie gonki»" [=About "The Great Race"], [=Network literature], available at: http://www.1tv.ru/sprojects_in_detail/si=5961, accessed 19/01/2015 (in Russ.).

12.Potseluev, S. "Paradialog, infoteynment i parapoliticheskaya svyaz"' [=Paradialog, infotainment and communications parapolitica], [=Network literature], available at: https://redpsychology.wordpress. com/2013/08/08/, accessed 19/01/2015 (in Russ.).

13.Prokhorov, E. P. (2002) Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki ^Introduction to Journalism], Moscow, 324 p. (in Russ.).

14.Salamon, L. (2002) Vseobshchaya istoriyapressy [=General history of the press], Moscow, 419 p. (in Russ.).

15.Sibert, F. (1998) Chetyre teoriipressy [=Four theories of the press], Moscow, 225 p. (in Russ.).

16.Televidenie: rezhissura real'nosti (2007) [=Television: Directing of reality], sostavitel D. Dondurey, Moscow, 360 p. (in Russ.).

17.Uebster, F. (2004) Teorii informatsionnogo obshchestva [=Theories of the Information Society], pod red. E.L. Vartanovoy, Moscow, 400 p. (in Russ.).

18.Fellini, F. (1984) Delat'fil'm [=To make the film], Moscow, 287 p. (in Russ.).

19.Khomskiy, N. 10 sposobov manipulirovaniya s pomoshch'yu SMI [=Network literature], available at: http://newsland.com/news/detail/id/791829/, accessed 10/01/2015 (in Russ.).

20.Khorkkhaymer, M. and Adorno, T. (1997) Dialektika prosveshcheniya. Filosofskie fragmenty [=Dialectic of Enlightenment. Philosophical Fragments], Moscow, Saint Petersburg, 311 p. (in Russ.).

21.Chernykh, A. (2007) Mir sovremennykh media [=The world of modern media], Moscow, 312 p. (in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 420-425.

УДК 002:658, ББК 76:65.290-21

Д. Е. Филиппов, Е. А. Самойловских

трансформация функций журналиста

в корпоративной газете (на примере поэтической страницы)

Корпоративные медиа - один из наиболее развивающихся видов СМИ в современной России. Чтобы отвечать на запросы времени, редакциям корпоративных медиа приходится перестраиваться, использовать креативные подходы. Ко всем компонентам изданий предъявляются новые требования, в том числе, и к поэтической рубрике, трансформируются функции журналиста.

Ключевые слова: корпоративные СМИ; корпоративная пресса; корпоративная философия; корпоративная культура; современная уральская поэзия.

Развитие корпоративных изданий началось в западных странах и активно продолжилось в современной России. Сегодня можно говорить о том, что корпоративные медиа - один из

наиболее развивающихся видов СМИ в нашей стране [16. С. 86]. Это связано с тем, что они транслируют корпоративную культуру, являющуюся неотъемлемым условием успешного

развития компаний.

Традиционно под корпоративными изданиями понимаются периодические печатные издания или иные формы периодического распространения информации, служащие интересам определенной корпорации, созданные по ее инициативе и предназначенные, как правило, для людей, имеющих определенное отношение к данной корпорации [17. С. 180]. Они имеют определенную периодичность выхода и в целом внешне напоминают традиционные СМИ, но между ними существует ряд существенных отличий [16. С. 90].

Корпоративные издания призваны транслировать принципы и ценности корпоративной философии. Философия как самостоятельная категория «это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение конкретных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека» [3. С. 9]. Корпоративная философия - это «полное, развернутое, подробное изложение морально-этических принципов, кредо, которыми руководствуются сотрудники корпорации в процессе реализации миссии и продвижения к видению» [18. С. 697].

В последнее время утвердилась такая разновидность корпоративных СМИ, как официальная вузовская пресса. Перед ней стоит важная задача - приобщить молодое поколение к получению качественной информации.

Анализируемую в данной статье газету «Университетскую набережную» (Челябинский государственный университет) по типологии, предлагаемой А. Н. Болкуновым [1], можно отнести к студенческой корпоративной официально-вузовской прессе в соответствии со следующими критериями: газета адресована студентам ЧелГУ, она выпускается полупрофессиональной редакцией типографским способом без руководства преподавателя журналистики и рассчитана на интересы администрации конкретного вуза. Исследователь предлагает следующее понимание официально-вузовской прессы: «корпоративные газеты и журналы, официально рассказывающие о жизни вуза, целевой аудиторией которых являются администрация и преподаватели этого вуза, а периферийной - студенты и абитуриенты» [1. С. 86].

«УН» начала выходить в 1976 году со дня основания ЧелГУ. Газета издавалась под руководством Управления по связям с обществен-

ностью и маркетингу при участии студентов, абитуриентов, преподавателей вуза.

Как и во многих студенческих изданиях, в «УН» периодически выходят поэтические рубрики. Редакция пробовала разные способы опубликования творчества студентов. Например, в 1999 году [9] вышел спецномер, посвященный А. С. Пушкину, в котором были напечатаны стихотворения участников поэтической студии «Университетские умы». Но эта страница «потерялась» на странице среди других статей.

Интересным экспериментом стал спецвыпуск «УН» «БлокНот. Урок словесности» [7], в котором стихотворения юных поэтов были прокомментированы приглашенными экспертами номера - челябинскими поэтессами Н. Ягодинцевой и М. Еременко. Н. Ягодинцева написала следующее о стихотворцах «Парнаса»: «...все они прекрасно молоды, и у них есть возможность вырасти из подросткового комплекса самовыражения и войти в настоящее творчество» [7. С. 6]. Это был хороший опыт: молодым авторам представилась возможность узнать мнение профессионалов, но подобные мероприятия в силу многих причин невозможно организовывать каждый номер.

Наиболее удачным решением - и сточки зрения удобства организации дотипографских мероприятий, и с точки зрения наиболее привлекательного и понятного для читателя представления поэтического творчества студентов можно признать рубрику «Пропарнасило», которая выходила в «УН» с 2000 по 2008 годы. В рубрике печатались стихотворения абитуриентов, студентов, выпускников и преподавателей ЧелГУ. Ее отличительной особенностью является то, что каждый выход поэтической странички открывался вступлением «От обозревателя рубрики». Обозревателем все годы бессменно был преподаватель факультета журналистики, канд. филол. наук К. В. Ратников. С одной стороны, он, как педагог вуза, постоянно находится в диалоге со студентами и его удобнее привлекать к выпуску университетской газеты, чем человека, который не имеет отношения к университету. С другой стороны, как профессиональный литературовед, он может дать стихотворениям оценку. Отметим, что К. В. Ратников тоже пишет стихи, что, несомненно, сближает его с молодыми авторами.

На примере его публикаций мы рассмотрим функции журналиста-обозревателя.

1. Коммуникативно-интегративная функция. Обозреватель рубрики становится медиа-

тором между авторами и читателями поэзии, с помощью него аудитория может узнать сведения о поэтах: «Сегодня наша рубрика представляет собой творчество выпускника Миасского филиала ЧелГУ Сергея Кожевникова» [13]. Была предпринята попытка организовать межвузовскую коммуникацию: в одном из номеров были опубликованы стихотворения студентов факультета русского языка и литературы Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского [11].

«Парнас» университета объединил учащихся разных факультетов, организовав общение «по интересам», одновременно оставаясь «зеркалом» студенческой среды. «Годы шли, публикации множились, все новые и новые имена становились известны постоянным читателям "Университетской набережной", и мало-помалу стало возникать осознание того, насколько показательным может оказаться представленный на просторных газетных страницах поэтический материал - показательным в плане объективного выявления тенденций смены жизненных интересов и нравственных ценностей представителей молодого поколения, более ясного постижения основ их мировоззрения, знакомства, что называется, из первых рук, с их отношением к жизни, к другим людям, ну и, конечно же, к самим себе. Общественная значимость этих поэтических откровений целого поколения несомненна - и это не говоря уже о безусловном высоком эстетическом достоинстве очень и очень многих стихотворений» [6. С. 5].

Авторская манера письма К. В. Ратникова иногда порождала обсуждения в интернет-пространстве: «Помните ту замечательную рецензию, написанную обозревателем стихотворной рубрики в нашей УН, - пишет в своем сетевом дневнике пользователь Eleonore Lavallee. Так вот, он сотворил новый шедевр, снова превзойдя сам себя... Стихи на этот раз и в самом деле достойны высшей похвалы, но зачем же так жестоко. Или может я опять чего-то недопонимаю?» [8].

2. Функция популяризации. Роль обозревателя мотивирование читателя на прочтение литературной странички, помощь в восприятии поэтических текстов: «Елизавета Воробьева настроена романтически. Сознательно недоговоренные интонации и тщательно затушеванные образы ее стихотворения невольно вызывают ассоциации с лермонтовскими Демоном и Тамарой. Однако наш автор никому не под-

ражает и восторженно завершает лирический текст на подчеркнуто оптимистической ноте» [15]. Одновременно с этим популяризируется литературоведение как наука, расширяется кругозор читателя: «В литературоведении существует термин "суггестивная лирика", предполагающий построение стихотворения не в соответствии со строгими законами общедоступной предметно-понятийной логики и наглядной образности, а исходя из прихотливых, вычурных, так сказать, сугубо субъективных, зачастую лишь одному автору понятных недомолвок <...> Авторы сегодняшнего выпуска "парнасской" рубрики рискнули предстать перед вашим судом с показательными образчиками поэтической суггестии» [14].

3. Мотивирующая функция. Очень важно поддержать молодых авторов в начале их творческого пути, что и делает К. В. Ратников: «Принесенная в редакцию "Университетской набережной" небольшая брошюрка просто и точно названа - «Поэзия Анны Латмариной». <...> Разнообразие тематики, достаточно уверенное владение стихом, несомненная искренность и психологическая глубина поэтического голоса, умение всего в нескольких строках отточенно сдержанно выразить состояние своей души, передать напряженность чувств - все это безусловные признаки собственной, отмеченной яркой индивидуальностью поэтической системы, а не обычные вариации вечной темы <...>. Верится, что у автора может быть поэтическое будущее» [12]. У каждого автора появляется возможность высказаться, быть услышанным и понятым.

Кроме этого, поэтическая рубрика мотивирует читателя к чтению вообще. Как отмечает А. Н. Болкунов [2. С. 84], в современном мире чтение утрачивает свои позиции, уступая Интернету. «Соответственно, возрастает значение молодежной прессы и особенно одной ее составляющей - студенческой прессы <...>. Таким образом, студпресса помимо основных задач любого типа СМИ (информировать и просвещать, рекламировать и продвигать, услаждать и развлекать) выполняет и еще одну задачу - приучать к чтению как эффективному способу получения информации и занимательной формы досуга».

4. Идеологическая. Как уже было сказано выше, корпоративная пресса транслирует корпоративную культуру. Рубрика «Пропарнасило» поддерживала и развивала ценности ЧелГУ, в частности значимость раз-

ностороннего классического образования: в рубрике печатались не только студенты гуманитарных факультетов, но и естественно-научных. С другой стороны, дух вуза здесь присутствует в том, что К. В. Ратников оценивал стихотворения как литературовед, человек науки.

Итогом публикации стихотворений в рубрике «Пропарнасило» стали два поэтических сборника творчества студентов: «Мгновения» [6] и «Принцип жизни - радость» [10], составителем которых стал К. В. Ратников.

Таким образом, обозревателю поэтической страницы приходится работать на стыке журналистики и литературы, т. к. корпоративные СМИ не являются специализированными литературными изданиями, но при этом обозревателю необходимо активно привлекать свои литературные и филологические знания, читательский опыт. Кроме этого, к трансформации функций журналиста приводит сама специфика корпоративных медиа, отличающая их от традиционных журналистских.

Список литературы

1. Болкунов, А. Н. Типология студенческой прессы России начала XXI века / А. Н. Болкунов // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Сер. Социология. Политология. Саратов, 2009. Т. 9, № 4. С. 83-87.

2. Болкунов, А. Н. Художественная литература в периодических изданиях: опыт систематизации / А. Н. Болкунов // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Сер. Филология. Журналистика. Т. 11, № 2. Саратов, 2011. С. 82-88.

3. Борисов, С. В. Основы философии: учеб. пособие / С. В. Борисов. М., 2010. 424 с.

4. Быкадарова, А. С. Типология региональной корпоративной прессы (на примере юга России): автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. С. Быкадарова. Воронеж, 2015. 23 с.

5. Гайманова, Е. В. Типологическая трансформация современной прессы для студенчества (на примере корпоративных вузовских изданий) / Е. В. Гайманова // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 1. С. 70-72.

6. Мгновенья: антология поэтического творчества / сост. К. В. Ратников; гл. ред. Д. Е. Филиппов. Челябинск, 2003. 66 с.

7. Не в рифму // Университет. набережная.

2006. Июль (№ 56). С. 6-7.

8. Понедельник. 18 июня 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.diary. ru/~3melisa3/p30811659.htm?oam.

9. Поэтическая студия «Университетские умы» представляет // Университет. набережная. 1999. Апрель (№ 6).

10.Принцип жизни - радость: антология поэтического творчества / сост. К. В. Ратников; гл. ред. Д. Е. Филиппов. Челябинск, 2005. 114 с.

11. Пропарнасило // Университет. набережная. 2002. Сентябрь (№ 1). С. 16.

12.Ратников, К. В. От обозревателя рубрики / К. В. Ратников // Университет. набережная. 2002. Февраль (№ 5). С. 16.

13.Ратников, К. В. От обозревателя рубрики / К. В. Ратников // Университет. набережная. 2004. 7-13 мая (№ 41). С. 7.

14.Ратников, К. В. От обозревателя рубрики / К. В. Ратников // Университет. набережная.

2007. Январь (№ 25). С. 7.

15.Ратников, К. В. От обозревателя рубрики / К. В. Ратников // Университет. набережная. 2007. Декабрь (№ 4). С. 8.

16.Чемякин, Ю. В. Корпоративная пресса: определение понятия, типологические критерии, специфика функционирования / Ю. В. Чемякин // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2013. № 2. С. 86-93.

17.Чемякин, Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности / Ю. В. Чемякин. Екатеринбург, 2006. 184 с.

18.Чумиков, А. Н. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: учеб.-практ. пособие / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. М., 2009. 721 с.

19.Ягодинцева, Н. То, что поется / Н. Ягодинцева // Университет. набережная. 2006. Июль (№ 56). С. 6.

Филиппов Дмитрий Евгеньевич - кандидат педагогических наук, доцент, советник ректора по связям с общественностью Челябинского государственного педагогического университета. [email protected].

Filippov D. Candidate of Pedagogical Science. Public relations advisor (Chelyabinsk State Pedagogical University). [email protected].

Самойловских Екатерина Андреевна - магистрант филологического факультета Челябинского государственного педагогического университета.

[email protected]

Samoylovskikh E. Bachelor of Journalism. Master's degree (Chelyabinsk State Pedagogical University). [email protected]

transformation journalist's functions in corporate press

The evolution of corporate mass media hadbegan in Western countries and has actively continued in modern Russia. Nowadays corporate mass media are one of the most developing type of mass media in our country, because they translate corporate culture It is very important condition of company's progress.

In fact that corporate mass media are situated between journalism and PR, they have transformed journalist's functions and new requirements to journalist.

Official high school mass media as a type of corporate printed press actively developing too. This kind of mass media is the same as press for youngsters. Ithasan important task: attach young people to getting qualitative information. And it must instill a love of reading through poetical column.

Our object of study is poetical column call "Proparnasilo" which has been published in corporate newspaper "Universitetskaya Naberezhnaya" of Chelyabinsk State University from 2000 to 2008 year.

The main feature of this column is authors introductory word.

This poetical column has been written by PhD on philological sciences and Lecturer, Department of Journalism Kirill Ratnikov.

According to analysis of his notes we found some new journalist's functions:

- communicative-integrative (association of students interest, information about the university environment),

- popularizing (maintaining interest in literature, assistance in understanding the poems),

- motivating (support talented students),

- ideological (translation of corporate culture).

Keywords: corporate mass media; corporate printed press; Corporate philosophy; corporate culture; modern poetry of Ural.

References

1. Bolkunov, A. N. (2009) "Tipologiya studencheskoy pressy Rossii nachala XXI veka" [=Typology of Student Press in Early Xxi century Russia] in Izv. Saratovskogo un-ta. Novaya seriya. Ser. Sotsiologiya. Politologiya [=Proceedings Saratov University. New series. Ser.Sociology. Political Science],Saratov, Volume 9, no. 4, pp. 83-87. (in Russ.).

2. Bolkunov, A. N. (2011) "Khudozhestvennaya literatura v periodicheskikh izdaniyakh: opyt sistematizatsii" [=Belles-lettres in Periodicals: an Experiment of Systematization] in Izv. Saratovskogo un-ta. Novaya seriya. Ser. Filologiya. Zhurnalistika [=Proceedings Saratov University. New series. Ser. Philology. Journalism], Saratov, Volume 11, no. 2, pp. 82-88. (in Russ.).

3. Borisov, S. V. (2010) Osnovy filosofii [=Fundamentals of Philosophy], Moscow, 424 p. (in Russ.).

4. Bykadarova, A. S. (2015) Tipologiyaregional'noykorporativnoypressy (naprimereyugaRossii): avtoreferat diss. dokt. fil. nauk [=Typology of regional corporate press (For Example, in The South of Russia). Dr. fil. sci. syn], Voronezh, 23 pp. (in Russ.).

5. Gaymanova, E. V. (2010) "Tipologicheskaya transformatsiya sovremennoy pressy dlya studenchestva (na primere korporativnykh vuzovskikh izdaniy)"[Typological transformation of modern presses for students Типологическаятрансформациясовременнойпрессыдлястуденчества (for example, the corporate university publications)] inKul'turnaya zhizn' Yuga Rossii [=Cultural life in Southern Russia], Krasnodar, no.1, pp. 70-72. (in Russ.).

6. Mgnoveniya: [=Moments], sost. K. V. Ratnikov, gl. red. D. E. Filippov, Chelyabinsk, Chelyabinsk State University, 2003, 66 p. (in Russ.).

7. Nevrifmu [=Does Not Rhyme] in "Universitetskaya Naberezhnaya" [="University Embankment"], 2006, no. 56, pp. 6-7. (in Russ.).

8. Ponedel'nik, 18iyunya2007[=Monday, 18 June 2007],available at http://www.diary.ru/~3melisa3/ p30811659.htm?oam,accessed 19.02.2015. (in Russ.).

9. "Poeticheskaya studiya «Universitetskie umy» predstavlyaet"[=Poetical Studio "University Minds" Presents]in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], 1999 no. 6. (in Russ.).

10.Printsip zhizni - radost'[=Principle of Life - Gladness],sost. K. V. Ratnikov ; gl. red. D. E. Filippov, Chelyabinsk, Chelyabinsk State University, 2005, 114 p. (in Russ.).

11."Proparnasilo", in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment],2002, no. 1, p. 16. (in Russ.).

12.Ratnikov, K. V. (2002) "Ot obozrevatelya rubriki" [=From columnist of rubric], in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], no. 5, p. 16. (in Russ.).

13.Ratnikov, K. V. (2004) "Ot obozrevatelya rubriki"[=From columnist of rubric], in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], no. 41, p. 7. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.Ratnikov, K. V. (2007) "Ot obozrevatelya rubriki" [=From columnist ofrubric], in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], no. 25, p. 7. (in Russ.).

15.Ratnikov, K. V. (2007) "Ot obozrevatelya rubriki" [=From columnist ofrubric], in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], no. 4, p. 8. (inRuss.).

16.Chemyakin Yu. V. (2013) "Korporativnaya pressa: opredelenie ponyatiya, tipologicheskie kriterii, spetsifika funktsionirovaniya" [=The corporate press: definition, typological criteria, specifics of functioning], / ro. B. HeMaKHH // Izv. Ural'skogo federal 'nogo un-ta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [=Proceedings of Ural Federal University, ser. 1. Problems of Education, Science and Culture], no. 2, pp. 86-93. (in Russ.).

17.Chemyakin, Yu. V. (2006) Korporativnye SMI: sekrety effektivnosti [=The Corporate Media: Secrets of Efficiency], Yekaterinburg, 184 p. (in Russ.).

18.Chumikov, A. N. (2009) Aktual'nye svyazi s obshchestvennost'yu: sfera, genezis, tekhnologii, oblasti primeneniya, struktury [=Relevant Public Relations: Scope, Genesis, Technology, Scope, Systems], Moscow, 721 p. (in Russ.).

19.Yagodintseva, N. (2006) "To, chto poetsya"[=What is Sung] in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], no. 56, p. 6. (in Russ.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 425-431.

УДК 070.1, ББК 76.01

А. И. Шакиров, Г. Р. Сафиуллина

трансформация журналистики в условиях «визуального поворота»

«Визуальный поворот» в современной культуре, начавшийся в конце XX века, привел к формированию нового типа восприятия реальности, ориентированного на внешние эффекты и визуальную коммуникацию. Текстовая форма подачи информации, ориентированная на линейность (логичность) и последовательность в мышлении, вытесняется визуальными медиа, имеющими дискретный и фрагментарный характер восприятия. Новые медиа входят в соприкосновение с журналистикой классической. В этом взаимодействии рождаются новые формы и типы подачи и восприятия информации.

Ключевые слова: новые медиа; визуальный поворот; постмодернизм; глобализация; трансформация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.