Научная статья на тему 'Создание единого медиапространства: газета как «Место встречи» (на примере клубов по месту жительства)'

Создание единого медиапространства: газета как «Место встречи» (на примере клубов по месту жительства) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
364
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАПРОСТРАНСТВО / КОРПОРАТИВНАЯ ПРЕССА / МОЛОДЕЖНЫЕ ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / КЛУБЫ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА / ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гильдина Анна Михайловна

В основе этой статьи опыт создания корпоративной молодежной газеты в клубах по месту жительства. Актуальность задачи в том, что в подобных организациях дополнительного образования территориальная разрозненность структурных подразделений является принципом, позволяющим привлечь детей из разных микрорайонов, но при этом встает вопрос создания единого образовательного пространства. Одним из важных компонентов этого пространства может стать медиапространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гильдина Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание единого медиапространства: газета как «Место встречи» (на примере клубов по месту жительства)»

УДК 070; 37

А. М. Гильдина

Центр внешколънойработы, Челябинск

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО МЕДИАПРОСТРАНСТВА: ГАЗЕТА КАК «МЕСТО ВСТРЕЧИ.»

(НА ПРИМЕРЕ КЛУБОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА)

В основе этой статьи - опыт создания корпоративной молодежной газеты в клубах по месту жительства. Актуальность задачи в том, что в подобных организациях дополнительного образования территориальная разрозненность структурных подразделений является принципом, позволяющим привлечь детей из разных микрорайонов, но при этом встает вопрос создания единого образовательного пространства. Одним из важных компонентов этого пространства может стать медиапространство.

Ключевые слова: медиапространство, корпоративная пресса, молодежные периодические издания, клубы по месту жительства, дополнительно образование.

Корпоративная молодежная газета «Тинейджер» выпускается в «Центре внешкольной работы г. Челябинска» (клубы по месту жительства) с декабря 2012 года. О специфике работы подобных клубов как современных социальных институтов подробно рассказывается в монографии М. Р. Мирошкиной [5]. Сложность и, одновременно, актуальность задачи при создании газеты заключалась в том, что в подобных организациях дополнительного образования (клубы для детей по месту жительства) территориальная разрозненность структурных подразделений является принципом, позволяющим привлечь детей из разных микрорайонов, но при этом встает вопрос создания единого образовательного пространства. Одним из важных компонентов этого пространства может стать медиапространство.

На данный момент наличие сайта у муниципальной образовательной организации является обязательным, его создание и ведение регулируется целым рядом законов и подзаконных актов. Действительно, на сайте можно оперативно размещать официальную информацию, новости, обмениваться мнениями, проводить анкетирование и т. д. В школах, где ученики и учителя проводят совместно значительную часть времени, взаимодействуя в учебной и во внеурочной деятельности, помимо сайтов, получают развитие газеты, радио и телевидение, их реальная аудитория - учителя, ученики и родители (естественно, существует и потенциальная аудитория). Нередки случаи, когда молодежные СМИ в школах являются самоорганизующимися структурами, это ответ на запрос социальной общности, сформировавшейся в школе. В дополнительном образовании, в силу его специфики, и сам образовательный процесс, и его участники не столь тесно взаимодействуют: ребята из одного творческого коллектива (кружка), как правило, не знакомы с ребятами из других творческих коллективов и не знают педагогов, кроме своего руководителя. И сами педагоги тоже имеют более узкое поле для сотрудничества. В клубах по месту жительства, удаленных друг от друга на довольно большое расстояние, эта особенность выражена сильнее. Организовать такие виды СМИ, как телевидение или радио, практически невозможно, в том числе из-за технических сложностей с осуществлением трансляции на все клубы, высоких финансовых затрат и требований к материальным ресурсам, но с газетой или журналом таких проблем значительно меньше. В этой ситуации, при наличии кружка по журналистике или пресс-центра, есть простой вариант организации газеты (журнала): начинающие журналисты осваивают основы создания журналистских текстов, газета выполняет роль «тренажера», служит для творческого самовыражения. Второй вариант предполагает другой уровень работы редакции: поскольку целевая аудитория, в отличие от школьных СМИ, не вполне сформирована, в задачи фактически включается привлечение этой аудитории и даже ее формирование. Можно говорить о том, что здесь имеет место создание единого медиапространства, когда печатное издание (в нашем случае газета) становится «местом встречи» для педагогов, обучающихся и, возможно, их родителей, объединяющим моментом в создании единого образовательного пространства. Для того, чтобы издание работало подобным образом, необходима продуманная технология.

Рассмотрим составляющие, которые помогают добиться цели. Газета - это многозадачный проект, и, как при реализации любого проекта, необходимо получить ответы на некоторые вопросы. Мы уже определились, зачем реализуем проект: необходимо создать единое медиапростран-ство, площадку для медиакоммуникации участников образовательного процесса.

Для уточнения особенностей целевой аудитории и ресурсов, в том числе «человеческих», проводится целый ряд мероприятий. Совместно с руководством нужно не только создать мотивацию у руководителей клубов (структурных подразделений) и творческих объединений делиться информацией, но и провести ряд «уроков медиаграмотности» для педагогов, круглые столы для педагогов и молодежных активов клубов, отследить интересы и потребности будущей аудитории. Параллельно с этим проводится круглый стол с ребятами, решившими заниматься журналистикой. Таким образом, определилась будущая первая редколлегия «Тинейджера» (так назвали газету Центра внешкольной работы). В комплексе все это позволило скорректировать модель издания так, чтобы она была интересна и взрослым, и подросткам, а также оценить человеческие ресурсы, определить будущую читательскую аудиторию и ее интересы. В результате обсуждений и дискуссий выяснилось, что оптимальный вариант для нашей организации - симбиоз того, что называют «детско-подростковым изданием», «школьной прессой» [3] и корпоративного издания, которое будут создавать сами ребята под руководством педагога. Д. А. Мурзин в работе «Феномен корпоративной прессы» отмечает, что «... грамотно сделанное корпоративное издание - это прежде всего точное понимание его доминирующей функции, характера потребления информации и знание запросов аудитории» [7]. Юным журналистам было интересно попробовать делать именно такую «взрослую» газету, представляющую Центр внешкольной работы. Почему нашу молодежную газету можно назвать еще и корпоративной? Конечно, в типологии изданий в различных источниках указываются и отличающиеся принципы типологизации, в основе которых лежат разные факторы, - «то ли содержание, то ли цели, то ли ориентация на определённую аудиторию...» [4]. Если говорить о функциях корпоративной прессы и ее аудитории, то они совпадали с нашими задачами и особенностями нашей аудитории (см. подробнее о функциях корпоративной прессы и ее аудитории в работах Д. А. Мурзина [7], Ю. В. Чемякина [8], А. Ю. Бабкина [1]). Особенно актуальной оказалась интеграционная функция, присущая корпоративной прессе: «Обмен информацией, мнениями с помощью корпоративных СМИ способствует созданию атмосферы единства и сплоченности в коллективе. Чтобы коллектив работал эффективно и слаженно, успешно добивался поставленных целей, у работников должно быть чувство, что все они - члены одной команды. Интеграционная функция важна практически для любого корпоративного СМИ. Но особую значимость она приобретает для СМИ крупных компаний, особенно тех, чьи подразделения находятся на большом удалении друг от друга» [8].

Следующий важный этап реализации проекта - правильно организовать издание как пространство для медиакоммуникации между клубами и между педагогами и ребятами.

Организационная модель издания включала корреспондентские пункты «на местах» (т. е. в клубах) из педагогов и ребят и создание единой молодежной редколлегии, которой стала студия «Город золотой».

Визуальная, или композиционно-графическая модель издания должна быть не только информативной, но и выполнять функцию облегчения восприятия информации, быть привлекательной и разрабатываться с учётом возрастных особенностей аудитории. Концепцию издания, если онаесть, можно «считывать» с графической модели, начиная с обложки. Такова особенность современной культуры,чтоонатяготеетквизуализации,этоотмечалиещевХХвекефилософыитеоретикикультуры Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида и другие, в XXI веке эта тенденция только усилилась [2]. Заголовочный комплекс нашей газеты наглядно отражает то, что газета принадлежит учреждению, которое работает с детьми, в нем обязательно присутствует название учреждения (в «шапке» указано «Газета Центра внешкольной работы»), «на равных» перечислены все клубы (на отдельной плашке) и т. д. При этом обложка не выглядит слишком официальной, тему иллюстраций или фотографий для обложки каждого номера предлагают ребята, сами воплощают ее. Мы осознанно отказались от фотографий и рисунков из интернета, на 90% в номере используются авторские иллюстрации и фотографии (исключение делается, например, для кинорецензий). Для дополнительного образования оформление номера - это еще один повод для сотрудничества: например, можно объявить конкурс рисунков на лучшую обложку среди творческих объединений или конкурс фоторепортажей среди клубов.

Содержательно-тематическая модель должна быть разработана с учетом специфики издания - с одной стороны, это детско-подростковая газета, с другой - корпоративное СМИ. Поэтому содержательная модель предполагала обязательное наличие двух блоков информации (так называемого корпоративного и соответствующего особенностям аудитории). Продуманная рубрикация позволяет сделать издание одновременно и целостным, и разнообразным по содержанию, задействовать разные журналистские жанры. Условно два вышеназванных блока можно обозначить так:

1) Площадка для авторского высказывания - авторские рубрики («Школа доброжелательности», «Проблема?!», «Живая книга», «Кинопроба», «Планета животных», «Событие», «Гений местности», «Территория культуры», «Уроки безопасности», «Тропинки войны» и т. д.).

2) Площадка для коммуникации между клубами - информационные, аналитические рубрики, интервью - знакомства с педагогами и т. д. (рубрики «Мозаика новостей», «Клубная жизнь», «VIP персона», «На звездном небосклоне» и другие).

Эти две площадки зачастую пересекаются, как и было задумано. Некоторые рубрики существуют с момента основания газеты, другие возникли в процессе издания. Кроме разработанной системы рубрикации, помочь разнообразить содержательную модель издания и выполнять интеграционную функцию могут и социальные проекты. Социальное проектирование - это еще один способ коммуникации структур как внутри организации, так и между разными организациями и редакциями разных изданий. В журналистике социальные проекты набирают все большую популярность. Из тех проектов, которые реализовала редакция «Тинейджера», наиболее удачные -«Жженовский дворик» (редакция совместно с молодежным трудовым отрядом и административными структурами Курчатовского района приводила в порядок дворик и памятник Г. Жженову, освещала реализацию проекта в прессе); «Дарим сердца» (совместно клубы и социально-реабилитационный центр Курчатовского района). Представленные на страницах газеты проекты создают «лицо» организации. Тематические номера - тоже хороший повод для медиакоммуникации. Проверенный временем, он позволяет включить в поле дискуссии педагогов, обучающихся, редакцию и экспертов, и тоже работает на создание единого медиапространства. Многое в данном случае зависит от выбора темы, стандартные вызывают гораздо меньше интереса.

В ситуации, когда количество профессиональных детских печатных изданий стремительно уменьшается, школьная пресса успешно заполняет эту нишу, почти во всех школах есть свое СМИ, а иногда даже несколько, развитие техники и возрастающая компьютерная грамотность только способствуют этому. И в большинстве случаев учредителями этих газет является администрация школы. «Возможна ли свобода творчества в корпоративном СМИ?» Этим вопросом задаются исследователи [6]. Опыт показывает, что в нашем случае возможна, если это симбиоз детско-юношеской газеты и корпоративного издания. Ведь ее корпоративная аудитория - одна из самых чутких к фальши, поскольку в нее входят дети и подростки, а также педагоги, которые хорошо знают свою организацию. Имиджевая функция заставляет говорить о корпоративной прессе как о сочетающей функции PR и журналистики. Но в дополнительном образовании на имидж работают не только и не столько официальные имиджевые материалы, сколько тексты, демонстрирующие способности обучающихся и педагогов анализировать, творить, создавать что-то новое и оригинальное. Ведь эта способность характеризует образовательную организацию, в которой обучаются эти ребята, и работает на имидж лучше «заказных» статей, содержание которых мало отличается в подобного рода изданиях.

В дополнительном образовании описанный выше механизм создания СМИ опробован и показал себя как эффективный способ творческого взаимодействия, позволяющий создать единое медиапространство организации, стать «местом встречи» для учеников и педагогов и формировать комфортную образовательную среду.

Список литературы

1. Бабкин, А. Ю. Корпоративные издания в структуре печатных СМИ : автореф. дис. ... канд. фил. наук [Текст] / А. Ю. Бабкин. - М., 2010.

2. Дроздова, А. В. Трансформация повседневных практик человека: от текста к визуальному образу [Электронный ресурс] / А. В. Дроздова // Теория и практика общественного развития. -

2012. -№ 10. - URL: http://www.teoria-practica.ru/-10-2012/culture/drozdova.pdf (дата обращения: 22.11.2016).

3. Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов [Текст] / Я. Н. Засурский. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.

4. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики [Текст] / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 е.; С. 87.

5. Мирошкина, М. Р. Теория и практика социализации подростков и молодежи в подростково-молодежных клубах по месту жительства : монография [Текст] / М. Р. Мирошкина. - М., 2005. -340 с.

6. Морозова, Н. Возможна ли свобода творчества в корпоративном СМИ? [Текст] / Н. Морозова II Корпоративная пресса России: современный опыт и тенденции развития: Сборник статей и интервью / Сост. Ю. В. Чемякин; Под науч. ред. М. М. Ковалевой. - Екатеринбург, 2006. - С. 90-94.

7. Мурзин, Д. А. Феномен корпоративной прессы [Текст] / Д. А. Мурзин. - М.: Издательский дом «Хроникёр», 2005. - 192 е.; С. 129.

8. Чемякин, Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности [Текст] / Ю. В. Чемякин. -Екатеринбург: Издательский дом «Дискурс Пи», 2006. - 184 с.

CREATING A COMMON MEDIA SPACE: THE NEWSPAPER AS A «MEETING PLACE» (ON THE EXAMPLE OF COMMUNITY YOUTH CLUBS)

GildinaA.M., Centerforextracurricularactivities, Chelyabinsk, [email protected]

The basis of this article is the experience of creating a corporate youth newspaper in community youth clubs. The actuality of the problem lays in the fact that such organizations of additional education are scattered throughout the city, so that it makes possible to invite childrenfrom different microdistricts. But at the same time there is a question of creating a common educational space. One of the important components ofsuch a space can be a media space.

Keywords: media space, corporate publishing, youth periodicals, community youth clubs, additional education.

References

1. Babkin, A. Yu. (2010) Korporativnye izdaniya v strukture pechatnykh SMI [=Corporate publications in the structure of print media], Moscow. (In Russ.).

2. Drozdova, A. V. Transformatsiya povsednevnykh praktik cheloveka: ot teksta k vizualnomu obrazu [=Transformation of everyday human activities: from text to visual image], in: Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [=Theory and practice of social development], available at: http://www. teoria-practica.ru/-10-2012/culture/drozdova.pdf, accessed 22.11.2016. (In Russ.).

3. Zasurskiy, Ya. N. (2001) Sistema sredstv massovoy informatsii Rossii: Uchebnoe posobie dlya vuzov [=Mass media system in Russia: learning guide for universities], Moscow, 259p. (In Russ.).

4. Korkonosenko, S. G. (2002) Osnovy zhurnalistiki [=Journalism basics], Moscow, 287 p. (In Russ).

5. Miroshkina, M. R. (2005) Teoriya i praktika sotsializatsii podrostkov i molodezhi vpodrostkovo-molodezhnykh klubakh po mestu zhitel'stva [=Theory and practice of socialization of teenagers and youth in community youth clubs], Moscow, 340 p. (In Russ.).

6. Morozova, N. (2006) Vozmozhna li svoboda tvorchestva v korporativnom SMI? [=Is freedom of creative work is possible in corporate publishing?], in: Korporativnayapressa Rossii: sovremennyy opyt i tendentsii razvitiya : Sbornik statey i intervyu [=Corporate publishing of Russia: modern experience and development trends: Collection of articles and interviews], Chelyabinsk, pp. 90-94. (In Russ.).

7. Murzin, D. A. (2005) Fenomen korporativnoy pressy [=Phenomenon of corporate publishing], Moscow, 192p. (In Russ.).

8. Chemyakin, Yu. V. (2006) Korporativnye SMI: sekrety effektivnosti [=Corporative publishing: effectiveness secrets], Ekaterinburg, 184p. (In Russ.).

Гильдина Анна Михайловна - кандидат филологических наук, педагог дополнительного образования, МБУ ДО «Центр внешкольной работы», Челябинск. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.