7. Nevrifmu [=Does Not Rhyme] in "Universitetskaya Naberezhnaya" [="University Embankment"], 2006, no. 56, pp. 6-7. (in Russ.).
8. Ponedel'nik, 18iyunya2007[=Monday, 18 June 2007],available at http://www.diary.ru/~3melisa3/ p30811659.htm?oam,accessed 19.02.2015. (in Russ.).
9. "Poeticheskaya studiya «Universitetskie umy» predstavlyaet"[=Poetical Studio "University Minds" Presents]in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], 1999 no. 6. (in Russ.).
10.Printsip zhizni - radost'[=Principle of Life - Gladness],sost. K. V. Ratnikov ; gl. red. D. E. Filippov, Chelyabinsk, Chelyabinsk State University, 2005, 114 p. (in Russ.).
11."Proparnasilo", in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment],2002, no. 1, p. 16. (in Russ.).
12.Ratnikov, K. V. (2002) "Ot obozrevatelya rubriki" [=From columnist of rubric], in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], no. 5, p. 16. (in Russ.).
13.Ratnikov, K. V. (2004) "Ot obozrevatelya rubriki"[=From columnist of rubric], in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], no. 41, p. 7. (in Russ.).
14.Ratnikov, K. V. (2007) "Ot obozrevatelya rubriki" [=From columnist ofrubric], in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], no. 25, p. 7. (in Russ.).
15.Ratnikov, K. V. (2007) "Ot obozrevatelya rubriki" [=From columnist ofrubric], in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], no. 4, p. 8. (inRuss.).
16.Chemyakin Yu. V. (2013) "Korporativnaya pressa: opredelenie ponyatiya, tipologicheskie kriterii, spetsifika funktsionirovaniya" [=The corporate press: definition, typological criteria, specifics of functioning], / ro. B. HeMaKHH // Izv. Ural'skogo federal 'nogo un-ta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury [=Proceedings of Ural Federal University, ser. 1. Problems of Education, Science and Culture], no. 2, pp. 86-93. (in Russ.).
17.Chemyakin, Yu. V. (2006) Korporativnye SMI: sekrety effektivnosti [=The Corporate Media: Secrets of Efficiency], Yekaterinburg, 184 p. (in Russ.).
18.Chumikov, A. N. (2009) Aktual'nye svyazi s obshchestvennost'yu: sfera, genezis, tekhnologii, oblasti primeneniya, struktury [=Relevant Public Relations: Scope, Genesis, Technology, Scope, Systems], Moscow, 721 p. (in Russ.).
19.Yagodintseva, N. (2006) "To, chto poetsya"[=What is Sung] in Universitetskaya Naberezhnaya [=University Embankment], no. 56, p. 6. (in Russ.).
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 425-431.
УДК 070.1, ББК 76.01
А. И. Шакиров, Г. Р. Сафиуллина
трансформация журналистики в условиях «визуального поворота»
«Визуальный поворот» в современной культуре, начавшийся в конце XX века, привел к формированию нового типа восприятия реальности, ориентированного на внешние эффекты и визуальную коммуникацию. Текстовая форма подачи информации, ориентированная на линейность (логичность) и последовательность в мышлении, вытесняется визуальными медиа, имеющими дискретный и фрагментарный характер восприятия. Новые медиа входят в соприкосновение с журналистикой классической. В этом взаимодействии рождаются новые формы и типы подачи и восприятия информации.
Ключевые слова: новые медиа; визуальный поворот; постмодернизм; глобализация; трансформация.
Конец XX - начало XXI века характеризуется усилением визуального начала в повседневной культуре современного человека, Маршал Маклюэн называет такое состояние культуры «иконическим прорывом» [6. С. 259]. Визуальность как неотъемлемая принадлежность к зрительному восприятию можно считать основой для целостного восприятия мира. «Иконический поворот - означающее сдвига в социокультурной ситуации, при котором онтологическая проблематика переводится в план анализа визуальных образов. Он следует за онтологическим, лингвистическим поворотами и фиксирует отход в средствах коммуникации от вербального способа к визуальному» [9. С. 10]. Видимое предстает человеку в своей эйдетической сущности. Сложившаяся к этому времени постмодернистская парадигма в культуре проникает во все сферы социальной жизни. Культура современности насыщена постмодернистскими элементами. Ироничность, гипертекстуальность, игровое восприятие действительности, вещизм становятся атрибутами последних десятилетий. При этом постмодернизму также присущ плюрализм смыслов и интерпретаций, неприятие ограничений и стереотипов, свобода мышления. «Сущность визуальной культуры состоит в плюрализме, -пишет В. Дж. Т. Митчелл, - она отрицает возможность любой генерализации, приведения к центральным концептам, поэтому есть только "визуальные культуры", но не "визуальная культура"» [13. P. 543].
Мышлению человека эпохи постмодерна можно противопоставить мышление представителя традиционного общества, в основе которого лежит строгий канон и иерархия. Столкновение двух культур и типов мышления в будущем становится неизбежным фактом, и не всегда конфликт удается перевести в мирную плоскость переговоров и диалектического синтеза идей. Ярчайшим примером такого конфликта стали массовые выступления в мусульманских странах против публикаций карикатур на пророка Мухаммеда французским сатирическим еженедельником Charlie Hebdo.
Традиционная журналистика, возникшая и сформировавшаяся в модернистском ключе, которому характерны все элементы традиционной культуры, в настоящее время сосуществует с новыми медиа, обладающими всеми атрибутами постмодернистской парадигмы: гипертекстуальностью, аллюзивностью, сложностью в определении автора, мультимедий-
ностью и т. д. Теоретическим трендом данного типа культуры и восприятия является теория хаоса и самоорганизации нестабильных систем в неоднородной среде [10].
Изменения, коснувшиеся журналистики, связаны с мировым процессом социальных и экономических изменений. Коммуникативно-технологический подъем и информационный взрыв конца XX века создал новую реальность, не имеющею аналогий в прошлом. Информация стала главной ценностью, доступ к ней стал свободным. Возможность анализировать информацию получили рядовые пользователи Интернета, а не только представители экспертного сообщества. Появилось множество мировоззренческих интерпретаций, однозначная трактовка фактов и событий уже не удовлетворяет общественный интерес.
Цель любого информирования показать ситуацию с объективной, истинной точки зрения. Абсолютная истина - идеальная величина, в рамках социальной реальности можно говорить об относительной истине, которая зачастую обусловлена статистическими законами. В свою очередь объективность в подаче и интерпретации информации, так же как истинность в суждениях, сильно зависит от множества точек зрения, взятых одномоментно в определенной точке пространства. Объективность в подаче общественно значимой информации также зависит от многих параметров, среди которых временные и пространственные характеристики являются немаловажными. В современном мире информация производится в больших объемах, и ее анализ из-за этого затруднен.
Журналистика включена в коммуникативное пространство современного мира, и все процессы, происходящие в коммуникативном пространстве, влияют на журналистику. Виртуализация коммуникативного пространства, появление множества виртуальных реальностей привлекает массовую аудиторию, позволяет манипулировать ею. Замещенные реальности отрывают человека от реального мира [3]. «Взгляд постмодерного человека может функционировать и в режиме видеомании. Видеоман жаждет видеть, превращаясь в театрала, синемана, шоу-мана, star-мана; целыми днями он готов смотреть телевизор, кинофильмы, просматривать глянцевые журналы, созерцать лица и тела моделей, артистов, поп-звезд, не насыщаясь, не утоляя своей визуальной жажды» [1. С. 65]. Журналистика традиционного общества существует в пределах одной
мировоззренческой доктрины, владение и распространение информации - прерогатива правящей власти, основным способом донесения информации является пропаганда [5]. В глобальном мире превалирует многополярность мнений, открытый доступ к коммуникативным технологиям и Интернету создает условия для формирования множества аудиторий, с разными мировоззрениями. Журналистика подстраивается под аудиторию и ее запросы. Появляются все новые и новые сегменты рынка масс-медиа, издания для рыболовов, охотников, дачников, спортсменов и т. д.
Актуализация визуального начала в современной журналистике обусловлена как внешними факторами, такими как ускорение информационных процессов, массовое распространение индивидуальных мультимедийных устройств, появление глобальных манипуля-тивных технологий, развитием постмодернистской культуры, так и внутренними, утилитарностью сознания, когда для современного человека внешние атрибуты становятся важнее внутреннего содержания, инфантилизм, бегство в виртуальную реальность.
Современные масс-медиа вещают 24 часа в сутки, потребность аудитории в информации растет. Такой режим коммуникационного процесса вынуждает журналистику подстраиваться под запросы аудитории. Большое развитие приобретают интернет-издания и социальные сети.
Диапазон информационных трансляций современной журналистики увеличивается в условиях конвергентных медиа и сетевых СМИ, создаются новые каналы, субъекты коммуникации оказываются в сложной ситуации стилистического диссонанса. Лингвистика традиционного линейного медиатекста оказывается под большим влиянием сетевых медиа, аудитория приучается к универсальной точке зрения, когда разные по содержанию и времени создания нарративы упорядочиваются интернет-коммуникацией. Смыслообразующий фокус сообщения смещается с текстового на визуальный ряд, действительность приобретает фрагментарность, время от линейного последовательного течения обретает обратную направленность или становится параллельным [2. С. 259]. Интерпретация в сетевом тексте становится не логически обусловленной, имеющей связку «причина-следствие», а приобретает субъективную эмоционально-экспрессивную окраску.
Текст интернет-изданий во многом отличается от текста традиционных печатных СМИ. Информативность текста становится превалирующей. Основными характеристиками такого текста являются лаконичность, краткость, шаблонность в описании событий. Интернет-журналистика - это журналистика малых форм, объем текста ограничен 8-10 тысячами знаков.
Продиктовано это также особенностями индексации статей поисковыми системами. Большинство блоггеров называют цифру в 2000-3000 знаков оптимальной для статьи. Специалисты SEOmoz (http://moz.com/) доказали, что пользователи гораздо охотнее ссылаются на посты, состоящие из 2000 слов (приблизительно 10 тыс. знаков). Выводы были сделаны исходя из анализа собственного блога SEOmoz и T0P-10 результатов по 20 тысячам запросов поисковика Google в марте 2014 года. В результате была выявлена следующая закономерность, так, средняя величина текста на главной странице всех сайтов, находящихся в T0P-10 поисковика Google, составляет 2000 слов.
Композиция текста построена по принципу «перевернутой пирамиды», наибольшую смысловую нагрузку приобретают лид и первый абзац [8. С. 126]. Основной текст конкретизирует информацию, поданную в начале. 70 % смысла текста передается в заголовке и лиде, оставшиеся 30 % только дополняют основную информацию. В отличие от традиционных печатных СМИ интернет-издания имеют возможность комментировать опубликованную информацию, комментарии идут после текста и придают ему интерактивность. Также это дает возможность составить рейтинг публикации.
Тексты интернет-изданий используют визуальные маркеры, которыми выделяют ключевые слова и понятия в тексте. Гиперссылки, присутствующие в тексте, сокращают текст и делают его синкретичным, объединяют в едином смысловом пространстве аудиальные, визуальные и вербальные коды, воздействуют на разные каналы восприятия.
Язык новых медиа стремится к упрощению, краткости и эмоциональности. В основе этого упрощения лежит стремление донести до аудитории основную мысль сообщения без какого-либо дополнения. Потребность в полноценном в общении с помощью Интернета усложняется отсутствием невербального контакта со своим собеседником. Внеязыковой уровень в интер-
нет-коммуникациях заменяется включением в текст эмоциональных графических знаков (смайликов - от англ. 'smile' - 'улыбка'), переходом на разговорный письменный язык, использование эмоционально-экспрессивной и ненормативной лексики. Многие исследователи как российских, так и зарубежных интернет-ресурсов отмечают возникновение совершенно нового языка, которым пользуются посетители социальных сетей [6. С. 23]. Повседневный язык общения в социальных сетях проникает в национальные язык и, ассимилируясь с интернет-сленгом, рождает новый язык общения. В русском языке таким является «олбанский язык», в арабском - смесь диалектов арабского с интернет-английским, в английском - 'ве-блиш' ('Web' + 'English'), в китайском языке - смесь интернет-сленга с «пиньинь» (фонетической транскрипцией китайского языка) [12].
С появлением интернет-коммуникаций в традиционном жанровом составе текстов СМИ появляются новые формы и художественные приемы отображения действительности и предоставления информации, видоизменяется стилистика масс-медиа. Телевидение пытается интегрировать web-технологии в свой контент. Крупные телеканалы, как зарубежные (BBC, CNN), так и российские(ОРТ, ВГТРК, НТВ), имеют свои сайты, на которых размещены основные сюжеты и передачи, помимо этого можно посмотреть телеканал в режиме реального времени. Новой сетевой формой подачи информации в интернете является блог, сетевой журнал. В блогах авторы текстов могут выражать свое мнение по поводу значимых общественных событий, вести дискуссии с посетителями и размещать частную информацию, полученную от других пользователей. Блоги по количеству охвата аудитории могут соперничать с крупными газетами. Так, блоги Рустема Адагамова (Drugoi) и Артемия Лебедева (Tema) имеют более 40 тысяч подписчиков (данные на апрель 2010 года).
С принятием Федерального закона № 97-ФЗ от 5 мая 2014 года блоги с количеством посетителей более 3000 человек в сутки приравниваются к средствам массовой информации и обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре. Блоггеры обязаны проверять правдивость размещаемой информации о физических и юридических лицах. Данный закон лишает популярные блоги части свободы в подаче информации, вводит цензуру. Положительной стороной данного закона явится повышение объек-
тивности и правдивости в подаче информации блоггерами, так как невозможность проверить предоставляемую информацию в блогах на правдивость было основной претензией к блог-герам со стороны экспертов.
Говоря о специфике жанров интернет-изданий, можно отметить присутствие наряду с традиционными жанрами (заметка, репортаж, фельетон, статья и других, но только с приставкой «web»), появление новых жанров, таких как новостной комикс, когда событие подается с помощью цикла фотографий с подписями-комментариями; интернет-дневник (блог); информационный подкаст (podcast) - короткая (обычно 5-20 минут) аудио запись - подборка на определенную тему. В российском сегменте Интернета можно выделить большой подкаст Василия Стрельникова без определенной тематики, «Радио-Т» - подкаст про IT, «Длинный Дубль» Александра Бурлыко - подкаст о кино.
Основным свойством журналистики нового времени является мультимедийность, визуализация данных. Среди наиболее распространенных способов визуализации информации в средствах массовой информации можно назвать инфографику, которая берет свое начало в традиционной журналистике. Наглядность представленной информации осуществляется через иллюстрацию, фотографию, композиционное построение текста, целью любой визуализации является максимальное информирование читателя, иногда даже в ущерб эстетике.
Иллюстрации и фотографии в традиционных СМИ выполняли дополняющую функцию к основному вербальному тексту. В ситуации, когда конкуренция среди изданий высока, важным становится привлечь внимание читателя, возрастает роль иллюстрации. Основная цель иллюстрации - информировать аудиторию о событии, привлечение внимания. Эстетическая функция иллюстрации отходит на второй план. Фотография фиксирует событие, отражает реальность в определенный момент времени. Одним из основных параметров ценности фотографии является ее эксклюзивность, уникальность. Даже если фотография плохого качества, но при этом фиксирует важное событие, ее опубликуют. В сетевых изданиях, чаще всего, снимки, снятые на мобильные телефоны, являются единственным свидетельством события. Такая рубрика, как «мобильный репортер», используется не только интернет-изданиями, но и крупными федеральными каналами (Россия 24).
В отличие от репортажных фотографий, к художественным и постановочным снимкам предъявляются более высокие требования к качеству, особенно это касается имиджевых фотографий политиков, актеров, звезд спорта и других публичных персон. Фотография в глянцевых изданиях несет рекламную функцию, основная ее цель - увеличить продажи, узнаваемость, закрепить в сознании потребителя рекламируемый объект.
Другим видом иллюстраций является ин-фографика, позволяющая визуализировать и упростить для восприятия сложную информацию, как правило, числовые данные, сложные связи между описываемыми объектами и т. д. В инфографике умение журналиста совмещается с навыками дизайнера. Инфографика должна визуально представить самую суть информации, рассказать визуальную историю. Если иллюстрация - это дополнение к тексту, то инфографика - синтез текста и визуальной картинки.
Фирменный стиль издания формируется за счет визуальных компонентов, шрифт, цвет, изображения графически оформляют издание. Концепция издания и тематика материалов согласуется с запросами аудитории. По словам В. В. Тулупова, «текст и графическое сопровождение текста СМИ дополняют друг друга, аудитория потенциально уже настроена на восприятие материала в рамках целевых предпочтений, задача же визуального сопровождения поддержать заинтересованность, стимулировать дочитать до конца текст статьи» [11. C. 58]. Дизайн газет The Times, The Gardian, журнала Live является уникальным продуктом, позволяющим узнавать издание среди многих других.
В связи с ежегодным ростом объема данных, увеличением мощности процессоров и пропускной способности сетей все большее значение в последние годы приобретает визуализация данных. Современная журналистика невозможна без статистических данных, цифр, описания фактов в числовых величинах и их визуального оформления. Журналистика данных привлекает наиболее полную информацию, используя разные источники информации, изучая предысторию события, опрашивая экспертов и приводя официальную статистику. Визуализация данных в журналистике позволяет проблему показать целиком, в единстве системных элементов. Среди наиболее популярных ресурсов, использующих журнали-
стику данных, можно назвать Chicago Crime, Every Block, Gapminder, Informationis Beautiful, Datablog.
Трендом будущего визуальных коммуникаций является создание мультимедийных платформ для визуальных повествований и визуальная аналитика, когда интерактивная визуализация объединяется с автоматизированным анализом данных. Интерпретация сложных данных становится возможной после ее визуализации, через визуализацию информация становится более содержательной, эмоциональной, детализированной и прочно закрепляется в памяти. Современный журналист находится в информационном потоке круглые сутки, через его сознание проходит гигантское количество информации. От того, каким образом он структурирует ее, выделит нужную информацию и, используя навыки дизайна, визуальные, художественные средства, оформит материал, зависит его профессиональный успех.
Список литературы
1. Батаева, Е. В. Фланерство и видеомания: модерные и постмодерные визуальные практики / Е. В. Батаева // Вопр. философии. 2012. № 11. С.61-69.
2. Бауман, З. Текучая современность / З. Бауман; пер. с англ. С. А. Комарова; под ред. Ю. В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
3. Бодрийяр, Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту: пер. с фр. / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 206 с.
4. Бушев, А. Герменевтика актуального медийного дискурса [Электронный ресурс] / А. Бушев // Современный дискурс-анализ. 2012. Вып. 6. URL: http://discourseanalysis.org/ ada6.pdf.
5. Зверева, Е. А. Журналистика эпохи постмодерна: векторы исследования / Е. А. Зверева // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 10. С. 265-272.
6. Кронгауз, М. Самоучитель олбанского / М. Кронгауз. М.: АСТ: CORPUS, 2013. 416 с.
7. Маклюэн, Г. М. Понимание Медиа: (Внешние расширения человека) / Г. М. Маклюэн; пер. с англ. В. Николаева. М.: Жуковский: КАНОН-пресс-Ц: Кучково поле, 2003. 464 с.
8. Нильсен, Я. Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена / Я. Нильсен. СПб.: Символ-Плюс, 2002. 512 с.
9. Савчук, В. В. Философия фотографии /
В. В. Савчук. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 256 с.
10.Свитич, Л. Г. Журнализм в контексте современных научных парадигм / Л. Г. Свитич // Вопр. теории и практики журналистики. 2012. № 2.С. 9-21.
11.Тулупов, В. В. Композиционно-графическое моделирование и компьютерная технология выпуска газеты / В. В. Тулупов //
Акценты: новое в журналистике и литературе: альманах. Воронеж, 1997. № 1. С. 55-72.
12.Hsieh, L. Romance in the Age of Cybernetic Conviviality: Hsia Yu's Pink Noise and the Poetics of Postcolonial Translation / L. Hsieh // Postmodern Culture. 2009. Vol. 19. Number 3. May.
13.Mitchell, W. J. T. Interdisciplinarity and Visual Culture / W. J. T. Mitchell // Art Bulletin. 1995. Vol. 76. № 4. December. P. 540-544.
Шакиров Альфред Ильдарович - кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета.
Shakirov A. I., Ph.D., assistant professor of journalism at Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia. [email protected]
Сафиуллина Гульшат Рафаиловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии Института филологии и искусств Казанского федерального университета.
Safiullina G. R., Ph.D.,Associate Professor of the Chair of Germanic Philology, Institute of Philology and Intercultural Communication of Kazan Federal University. [email protected]
TRANSFORMATION OF JOURNALISM IN CONDITIONS OF "VISUAL CHANGE"
"Visual change" in modern culture that started at the end of the XXth century led to the formation of the new type of outlook, new perception of reality, that is orientated on the external effect and visual communication. The text form of the presentation of information, orientated to linear, logical and consecutive thinking is displaced by visual media that are characterized by discreet and fragmented perception. New media contact with traditional journalism.The result of this interaction is new forms and types of information presentation.
The actualization of the visual onset in contemporary journalistic is conditioned by the external factors, such as theacceleration of informational processes, massive spread of individual multimedia devices, appearance of global manipulative technologies, development of post modernism culture; as well as internal factors: utility of conscience, when for a contemporary individual the external attributes are more important than inner content; infantilism, escape into virtual reality.
The main property of the journalism of the new era is its multimedia character. Infographics that originates from traditional journalism is one of the main widespread means of visualization of information in mass media. The trend of the future visual communications is the creation and work out of multimedia platforms for visual narrations and visual analytics, when interactive visualization is combined with automatic analysis of data.
Keywords: new media; visual change; postmodernism; globalization; transformation; visual communications; analysis; narration.
References
1. Bataeva, E.V. (2012) "Flanerstvo i videomaniya: modernye i postmodernye vizual'nye praktiki"[=Flanerstvo and videomaniya: modern and postmodern visual practice] // in: Voprosy filosofii[=Problems of Philosophy]. № 11. S. 61-69. (in Russ.).
2. Bauman, Z. (2008) Tekuchaya sovremennost'[=Fluid modernity]. SPb, Piter, 240 s. (in Russ.)
3. Bodriyyar, Zh. (2006) Paroli. Otfragmenta kfragment[=Passwords. From fragment to fragment]. Ekaterinburg, U-Faktoriya, 206 s. (in Russ.).
4. Bushev, A. "Germenevtika aktual'nogo mediynogo diskursa" [=Hermeneutics of contemporary media discourse] // in: Sovremennyy diskurs-analiz [=Modern Discourse Analysis]. Vyp. № 6. [Elektronnyy resurs] URL: http://discourseanalysis.org/ada6.pdf (in Russ.).
5. Zvereva, E.A. (2011) "Zhurnalistika epokhi postmoderna: vektory issledovaniya" [=Journalism postmodern: studies vectors] // in: Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy[=Socio-economic phenomena and processes]. № 10. - S. 265-272. (in Russ.).
6. Krongauz, M. (2013) Samouchitel' olbanskogo[=tutorial Olbany]. Moskva: AST: CORPUS, 416 s.(in Russ.).
7. Maklyuen, G.M. (2003) Ponimanie Media: Vneshnie rasshireniya cheloveka [=Understanding Media: The external expansion of human]. Moskva, Zhukovskiy, KANON-press-Ts, Kuchkovo pole, 464 s. (in Russ.).
8. Nil'sen, Ja. (2002)Veb-dizajn: kniga Jakoba Nil'sena[=Web Design: Jakob Nielsen Book]. SPb.: Simvol-Pljus, 512 s.(in Russ.).
9. Savchuk, V.V. (2005) Filosofiya fotografii [=Philosophy photos]. SPb., Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 256 s. (in Russ.).
10.Svitich, L.G. (2012) "Zhurnalizm v kontekste sovremennykh nauchnykh paradigm" [=Journalism in the context of current scientific paradigms] // in: Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [=Theory and Practice of Journalism]. № 2. S. 9-21. (in Russ.).
11.Tulupov, V.V. (1997) "Kompozitsionno-graficheskoe modelirovanie i komp'yuternaya tekhno-logiya vpuska gazety" [=Compositional and graphic modeling and computer tehnologiya intake newspaper] // in: Aktsenty: novoe v zhurnalistike i literature: al'manakh [=Accents: new in journalism and literature: Almanac]. Voronezh, № 1, S. 55-72. (in Russ.).
12. Hsieh L. Romance in the Age of Cybernetic Conviviality: Hsia Yu's Pink Noise and the Poetics of Postcolonial Translation // Postmodern Culture Volume 19. Number 3. May 2009.http://www. pomoculture.org/2013/09/05/romance-in-the-age-of-cybernetic-conviviality-hsia-yus-pink-noise-and-the-poetics-of-postcolonial-translation/
13.Mitchell, W.J.T. (1995) "Interdisciplinarity and Visual Culture"/ W.J.T. Mitchell // in: Art Bulletin. Volume 76. № 4., December. P. 540-544.