Способность людей оценивать то, как реализуются их права, а также готовность защищать свои права во многом зависят от степени их информированности. Но опросы показывают, что граждане России находятся в неведении даже относительно того, что их право на доступ к информации закреплено в законодательстве РФ5. Данную проблему могли бы решить общественные СМИ (имеющие некоммерческую, негосударственную форму собственности, сформированные на основе специального законодательства, подконтрольные наблюдательным советам, рассчитанные на удовлетворение интересов самой широкой аудитории6). Однако исследователи отмечают, что изъяны российского законодательства, экономические, социальные и политические факторы делают появление свободных СМИ в России очень затруднительным процессом7.
Таким образом, общественности в России еще предстоит большая работа по выстраиванию эффективной системы, способной обеспечить гражданам доступ к информации, непосредственно связанной с их правами и свободами.
Примечания
1 См., например: Вьюгин М. С., Колезев Д. Е. «Что вы себе позволяете?! Вы понимаете, с
кем разговариваете?!» Тайная спецоперация «URA.RU». Проверено 20 (!) пресс-служб региона // Профессиональная культура журналиста как фактор информационной безопасности : сб. статей и материалов / под ред. профессора
B. Ф. Олешко. Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, Издательский Дом «Филантроп», 2008. С.242-247.
2 Кротов А. В. Свобода информации и право на информацию человека // Адвокатская практика. 2007. № 2. С. 5.
3 См.: Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2008. № 2 (109). С. 64.
4 Бережная Т. В. Право на информацию как гарантия реализации прав человека // Конституционное и муниципальное право. № 22. 2009.
C. 14.
5 См.: там же. С. 14.
6 См. подробнее: Энциклопедия общественного вещания. - М., 2005. С. 5-6.
7 См.: Быкова Т. Н. Свобода СМИ в условиях современного законодательства и медиарынка России // Вестн. Челяб. гос. ун-та. № 39 (177). 2009. Филология, искусствоведение. Вып. 38. С.26-28.
Д. Е. Филиппов
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНТЕНТА КОРПОРАТИВНОГО СМИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ ЧЕЛГУ «УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ.»)
В статье анализируются механизмы влияния миссии, видения, корпоративной философии на редакционную политику корпоративного СМИ.
Ключевые слова: корпоративная культура, корпоративное СМИ, ценностная рефлексия.
Одним из условий успешного развития компании является корпоративная культура. Под этой категорией мы, вслед за Н. В. Теса-ковой, понимаем признаваемые в конкретной организации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные и моральные нормы; ритуалы, фирменный стиль) и правила управления (организационная структура, коммуникации, кадровая политика)1. Важным
инструментом корпоративных коммуникаций являются корпоративные издания2.
Корпоративная печать стала весьма распространенным явлением в современной ме-диапрактике. Ее развитие, начавшееся первоначально в западных странах, в последнее десятилетие активно продолжилось в России3. Причем темпы этого роста достаточно значительны. Так, исполнительный директор Ас-
социации копроративных медиа России Д. Д. Дегтяренко прогнозирует ежегодный рост корпоративных изданий в 10-15 %4.
Под корпоративными изданиями мы, вслед за Ю. В. Чемякиным, понимаем периодические печатные издания или иные формы периодического распространения информации, служащие интересам определенной корпорации, созданные по ее инициативе и предназначенные, как правило, для людей, имеющих определенное отношение к данной корпорации5.
Для того, чтобы четко определить природу корпоративных изданий представляется необходимым подчеркнуть основные черты отличающие их от традиционных СМИ. В теории журналистики корпоративное издание рассматривается как одно из средств массовой информации, исходя прежде всего из «внешних» признаков: они, естественно, похожи на «традиционные» газеты и журналы. Корпоративные издания обладают определенной периодичностью своего появления6. Однако, есть и отличия. Прежде всего, они лежат в дифференцированной природе журналистского и PR текста. Так, по мнению профессора А. П. Короченского, создание журналистского произведения инициируется самим журналистом либо редакцией исходя из присущих журналистике системно-нормативных установок и представлений об общественной ценности информации, добытой в ходе журналистского познания социальной действитель-ности7. Другими словами главная задача традиционных СМИ при исследовании серьезных политических, экономических и других проблем - представить различные точки зрения8. Подготовка пиаровской же публикации инициируется клиентом-заказчиком - будь то государственная структура, частная корпорация, общественная организация или физическое лицо. Именно «Базисные субъекты» и их паблицитные потребности являются отправным импульсом создания PR-текста9. Корпоративное издание выражает и отражает корпоративную философию. Выражение корпоративных ценностей организации реализуется за счет информационного формата издания, реализующегося в системе постоянных рубрик, диктующих свои жанровые репрезентации; информирование в корпоративных изданиях ограничивается корпоративным полем10. При этом меняется роль и место автора в издании. Если в традиционном СМИ - это журналист, то в корпоративном - копирайтер (текстовик11, который готовит статьи в сфере связей с общественностью)12.
Наиболее значимыми элементами корпоративной культуры признаются ценности, выраженные в миссии организации, а также цели
13
компании, кодексы и нормы поведения13, находящие свое отражение в корпоративной философии. Так, например, в своей миссии Челябинский государственный университет определяется как центр образования, науки и культуры, классический университет, деятельность которого направлена на удовлетворение потребностей в развитии личности, гражданского общества и Российского государства путем осуществления образовательной, научной, просветительской и инновационной деятельности. Университет осуществляет подготовку высококвалифицированных конкурентоспособных кадров14. В личностном плане акцент делается на социальную ответственность15. Причем базой социальной ответственности выпускника вуза становится система ценностей16.
В воспитании, ориентированном на развитие ценностного мира человека, ведущую роль играет ценностная рефлексия, как отношение человека с самим собой. При этом объектом отношения выступают его личностные ценности, а культурным средством - его будущее, образ которого представлен какой-либо системой общезначимых ценностей и воспринимается человеком как эталонный17. Следует отметить, что ценности и элементы культуры не признаются внутренней аудиторией бездоказательно. Это зависит от степени разделяемости данных элементов студентами и преподавателями: чем выше разделяемость, тем в меньшей степени организации приходится убеждать своих сотрудников, что провозглашаемые ценности соответствуют их личным убеждениям. Если же степень разделяемости целей и ценностей низкая, необходимо доказывать преимущества и высокую эффективность предлагаемой культуры18.
Рассмотрим механизм реализации принципа ценностной рефлексии на примере корпоративной газеты Челябинского государственного университета «Университетская набережная». В качестве источника исследования взяты номера издания за 2009-2010 учебный год (50 номеров). Контент издания делится на 2 группы. Первая включает в себя материалы запланированного характера, то есть подготовленные по заданию редакции. Принцип ценностной рефлексии реализуется в материалах первой группы, через публикацию статей, призванных помочь студентам самореализоваться в рамках
Участие в социальных проектах
Спорт
14%
Творчество
9%
Работа
3%
Участие в общественно
й жизни факультета вуза 14%
Досуг и отдых 4%
Наука
13%
Практика 1%
Специальные программы, встречи
15%
Победы в конкурс ах олимпиадах 21%
Диаграмма 1
основной деятельности вуза - через участие в научной деятельности, олимпиадах и конкурсах, разного рода практиках. Наряду с этим присутствуют ценностные модели творческой и спортивной деятельности. Немаловажную роль играет общественная деятельность в рамках отдельных факультетов и университета в целом, а также политика. Кроме того, следует
Творчество
19%
Спорт
9%
Досуг и отдых
7%
Участие в социальных проектах
6%
Участие в общественной жизни факультета, вуза 5%
Участие в политике
3%
отметить участие в специальных программах, социальных проектах и профессиональную деятельность. Процентное соотношение данных направлений представлено на диаграмме 1.
Из диаграммы видно, что учебная деятельность, наука и творчество занимают примерно равные позиции. Высока роль спорта (ЧелГУ - территория здорового образа жизни). Серьезное значение придается компетенциям общественно-политической жизни.
Вторая группа формируется условно стихийно - это информационная лента, которая транслирует новости. События по большей части носят незапланированный характер. Ценностная рефлексия реализуется здесь через расстановку приоритетов. Представляется интересным сравнить приоритеты информационной политики издания с событийным рядом, который так или иначе попадает в газету. Данные представлены в диаграмме 2.
Картина несколько иная. Преобладает информация о победах в олимпиадах и конкурсах. Примерно равными долями представлены наука, специальные программы, общественно-политическая деятельность и спорт. Более слабые позиции у творчества. Однако в целом ценности, заложенные в миссии и корпоративной философии активно транслируются через корпоративное СМИ, что дает основания говорить о методологической роли корпоративной культуры в формировании контента корпоративного СМИ.
Примечания
Наука
15%
Практика
6%
Победы в конкурсах, олимпиадах
18%
Диаграмма 2
1 Тесакова Н. В. Миссия и корпоративная культура. РИП-Холдинг, 2003.С. 13.
2 Кривоносов А. Д. Корпоративное издание в свете науки о связях с общественностью // Петербургская школа PR : от теории к
Специальные практике. Вып. 2 : сб. статей / отв. программы, ред. а. Д. Кривоносов. СПб. : Роза вст9р%чи мира, 2004. С. 106.
3 Стровский Д. Л. Типологические особенности современной корпо-
ративной прессы // Корпоративная пресса России: современный опыт и тенденции развития : сб. статей и интервью / сост.: Ю. В. Чемякин ; под науч. ред. М. М. Ковалевой. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. С. 23.
4 Чемякин Ю. В. Джемир Дегтяренко: «Профессиональные корпоративные СМИ - квинтэссенция корпоративных коммуникаций» // Корпоративная пресса России... С. 109.
5 Чемякин Ю. В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. Екатеринбург : Издательский дом «Дискурс-Пи», 2006. С. 180.
6 Кривоносов А. Д. Корпоративное издание.. .С. 107.
7 Короченский А. П. Осторожно: пиарналисти-ка! // Современная журналистика: дискурс профессиональной культуры : темат. сб. ст. и материалов ; под ред. профессора В. Ф. Олешко. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, Издат. дом «Филантроп», 2005. С. 118.
8 Киршин Б. Н. Новый профессионализм независимой прессы // Современная журналистика... С. 110.
9 Короченский А. П. Осторожно: пиарналисти-ка! ... С. 117.
10 Кривоносов А. Д. Корпоративное издание. С. 107-108.
11 Песоцкий Е. А. Реклама : учеб.-практ. пособие. М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. С. 353.
12 Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. Часть II : монография. М. : Евразийский регион, 1998. С.219.
13 Соломанидина Т. О. Организационная культура компании : учеб. пособие. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2007. С. 13.
14 Миссия Челябинского государственного университета. Утверждена решением Ученого совета ГОУ ВПО «ЧелГУ». Протокол № 6 от 26 декабря 2008 года.
15 Там же.
16 Шатин А. Ю. Социальная ответственность выпускника вуза (к вопросу о технологиях ценностно-ориентированного обучения) // Горизонты цивилизации : сб. ст. участников Международн. науч. конф. (Аркаим, 26-28 мая 2010 г.) под ред. докт. филол. наук, проф. М. В. Загидуллиной. Челябинск : Энциклопедия, 2010. С. 211.
17 Худякова Н. Л. Теория и методика воспитания : учеб. пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. С. 172-173.
18 Соломанидина Т. О. Организационная культура компании.С. 13-14.