Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
энергетическая дипломатия / Республика Корея / международные экономические отношения / трансформации / энергетическая политика / энергетический сектор / energy diplomacy / Republic of Korea / international economic relations / transformations / energy policy / energy sector

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касимова Анна Олеговна

Данное исследование посвящено анализу изменений в энергетической дипломатии Республика Корея и вызовам, с которыми сталкивается данная сфера. Объект исследования – экономика Республики Корея, предмет – энергетическая политика страны. Методы исследования: анализ и сбор информации и статистических данных, описание. Практическая значимость заключается в том, что данное исследование может стать вкладом в изучение трансформаций энергетической дипломатии Республики Корея под влиянием разных факторов и может быть использовано для исследования энергетической дипломатии в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRANSFORMATION OF THE REPUBLIC OF KOREA’S ENERGY DIPLOMACY IN THE MODERN INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS: CHALLENGES AND PERSPECTIVES

The research is devoted to the analysis of changes in the energy diplomacy of the Republic of Korea and to the challenges that this sphere faces. The object of this study is the economy of the Republic of Korea, the subject is the energy policy of the country. Research methods are analysis and collection of information and statistics, description. The practical significance is as follows: this research may be a contribution to the consideration and study of the transformations in the energy diplomacy of the Republic of Korea that occur under the impact of various factors and the research may be used to study the energy diplomacy in general.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Введение

Термин «энергетическая дипломатия», который вводится в данном исследовании, синонимичен понятиям «энергетическая политика», «внешняя энергетическая политика», «энергетическая безопасность», «международная энергетическая безопасность», «внешнеэкономическая деятельность» [1, С. 16]. Энергетическая безопасность определяет степень защищенности от факторов, угрожающих стабильному энергоснабжению. Именно энергетическая политика государства направлена на обеспечение безопасности страны в сфере энергетики. Для Республики Корея вопрос энергетической безопасности и энергетического сотрудничества с другими странами наиболее актуален в современных международных экономических отношениях (далее – МЭО) и в рамках сложной геополитической ситуации.

Республика Корея (далее – РК) – значительный импортер и потребитель энергоносителей. Согласно данным U.S. Energy Information Administration, в 2021 г. РК занимала восьмое место среди стран по потреблению энергии [2], практически 98% потребления энергии покрывается импортом [2] – РК импортирует почти всю потребляемую нефть. Электроэнергия в стране производится в основном за счет традиционной тепловой энергетики, на которую приходится более двух третей производства, и за счет ядерной энергетики.

Рис. 1. Импорт и потребление нефти и других жидкостей Южной Кореей, 2013-2022 гг. [2]

Рис. 1. наглядно демонстрирует, что потребление и импорт нефти в РК всегда держатся на высоком уровне.

Известно, что у РК отсутствуют запасы нефти. До 1980-х гг. в Желтом море и на шельфе между РК и Японией проходили разведки, в результате нефти обнаружено не было. Что касается угля, в стране его нет в достаточных количествах, а имеющийся не обладает высоким качеством. Сезонные изменения в погоде и большое количество осадков в теплое время года снижают потенциал гидроэнергетики в РК. РК – это также третий в мире импортер сжиженного природного газа (далее – СПГ). В 2021 г. спрос на СПГ вырос на 9%, с 2020 по 2021 г. использование СПГ в производстве электроэнергии выросло на 16% [2]. У РК отсутствуют нефте- и газопроводы, поэтому в этом плане страна полагается на танкерную перевозку энергоносителей.

Так вопрос выстраивания энергетической дипломатии и стратегий стоит остро для РК, как для страны, зависимой от импорта энергоносителей, особенно учитывая тот факт, что потребление энергии достаточно высокое в разных секторах (например, в электроэнергии, как уже было упомянуто). Более того, современная сложная геополитическая ситуация, несомненно, влияет на трансформацию энергетической дипломатии РК.

Цель исследования – проанализировать энергетическую дипломатию РК в рамках современных МЭО, рассмотреть ее трансформации в связи с происходящими сдвигами в геополитической ситуации и выявить дальнейшие перспективы.

Методы исследования: анализ и сбор источников, научной литературы и статистики за период 2015-2024 гг., описание.

Необходимость исследования данной темы связано и с малым количеством работ, посвященных энергетической дипломатии РК. Понятие «энергетическая дипломатия» встречается редко, поэтому данная работа может стать вкладом в изучение дипломатии в сфере энергетики.

Исследование темы основано на глубоком анализе литературы, публикаций, работ СМИ, посвященных Республике Корея и энергетической сфере. Статья актуализирует информацию и статистику по РК и может стать основой для дальнейших исследований изменения энергетической дипломатии РК на современном этапе.

Результаты исследования

Начнем с того, что каждая страна вкладывает свой смысл в понятие «энергетическая безопасность», «энергетическая политика», «энергетическая дипломатия». Например, для Индии и Китая – приспособление к новым зависимостям от рынков энергоресурсов, для РК и Японии – диверсификация, торговля новыми технологиями, инвестиции, которые компенсируют нехватку энергетических ресурсов, а также поиск новых партнеров для энергетического сотрудничества и переход к зеленой энергетике.

За последние несколько лет энергетическая дипломатия РК трансформировалась, это связано с разными процессами, происходящими в мире.

Традиционным поставщиком нефти всегда были страны Персидского залива. 84% импорта сырой нефти, 53% импорта СПГ в РК поступает из стран Ближнего Востока [3]. РК установила дипломатические отношения с данным регионом еще в период холодной войны. Особый интерес к Персидскому заливу начался в 1970-1980-х гг., когда экономика РК начала активно развиваться – соответственно, требовались ресурсы [4, С. 144]. В тот период для РК было необходимо установить прочные отношения и обеспечить стабильные поставки нефти в страну. Дипломатические отношения с Персидским заливом касаемо поставок нефти усложнялись в связи с нестабильной ситуацией на Ближнем Востоке: шестидневная война 1967 г., IV арабо-израильская война, «нефтяной шок» 1973 г., Ирано-иракская война 1980-1988-х гг., вторжение Ирака в Кувейт в 1990 г., война в Персидском заливе 1990-1991-х гг. Вторжение Ирака в Кувейт особенно негативно отразилось на партнерах Кувейта, в их числе была и РК, начались перебои в поставках нефти [4, С. 145].

Ситуация улучшилась в 2000-х гг.: объем торговли РК с Саудовской Аравией, Катаром, ОАЭ и Кувейтом достиг 46 млрд. долл. США [5], доля импорта нефти из стран Залива в РК составила 84% [2].

Однако на этом трансформации энергетической дипломатии РК в данном регионе не закончились. После «Арабской весны» началась очередная дестабилизация: введение санкций против Ирана заставило РК сократить импорт нефти и из этой страны в 2012 г., начались поиски новых партнеров по энергетическому сотрудничеству [4, С. 146]. На сегодняшний день РК стремится поддерживать взаимовыгодные экономические связи со странами Залива и активно развивать двусторонние связи, однако Персидский залив – это некий «вызов» для РК в связи со сложной геополитической ситуацией в регионе.

В 2023 между РК и Саудовской Аравией было подписано более 50 меморандумов, контрактов на сумму 15 млрд долл. США. Развитие сотрудничества происходит по разным направлениям: энергетика, строительство, инфраструктура, автопром, цифровые технологии, медицина, здравоохранение, альтернативная энергетика. Саудовская Аравия – важнейший для РК поставщик нефти, за 2023 г. доля аравийской нефти увеличилась до 32% за счет того, что снизились нефтяные поставки из России [6].

Как было сказано ранее, важным элементом энергетической дипломатии РК является диверсификация источников энергетических ресурсов. При администрации Ли Мен Бака энергетическая безопасность стала важной частью правительства страны, начинаются поиски новых партнеров. Новыми регионами сотрудничества стали Латинская Америка, Африка, Центральная Азия [3].

Роль Африки растет в МЭО. Известно, что Африка обладает экономическим потенциалом, на территории региона находится 30% мировых запасов полезных ископаемых, наличие газовых, нефтяных месторождений, проходят и важнейшие торговые пути, они связывают Азию и Европу (Суэцкий канал) [7]. Еще в 2000-х гг. было инициировано Корейско-Африканское экономическое сотрудничества (далее – KOAFEC). Данный проект направлен на развитие таких областей сотрудничества, как энергетика, «зеленый» переход, сельское хозяйство, человеческие ресурсы. С запуском данной инициативы товарный импорт из Африки в РК вырос на 50% за 2006 г. – это 5,7 млрд. долл. США, в 2014 г. – 12 млрд. долл. США, в 2022 г. – 15,1 млрд. долл. США [8]. Сеул активно импортирует железную руду, нефть, уголь, платину, ферросплавы.

Значительная доля прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ) направляется Мадагаскару, Ливии, Нигерии, ЮАР, Алжиру и Марокко, в основном – в горнодобывающий сектор для добычи никеля [8].

В 2022 г. Сеул подтвердил намерение укреплять отношения с Африкой. В результате KOAFEC 2023 был составлен план финансирования африканских проектов, сумма составила 6 млрд. долл. США на 2024-2025 гг. РК заинтересована в Африке как в источнике природных ресурсов [8].

Один из вызовов, с которым продолжает сталкиваться энергетическая дипломатия РК – это взаимоотношения с Корейской Народно-Демократической Республикой (далее – КНДР) [9, С. 15, 10].

Напряженные взаимоотношения с КНДР вызывают трудности в развитии проектов, направленных на диверсификацию энергетических ресурсов. Как уже было сказано ранее, для РК энергетическая безопасность – это наличие энергоресурсов и стабильные поставки. До 2022 г. перспективной инициативой считалась поставка газа из России через территорию КНДР, а также создание единой энергосистемы в Восточной Азии, которая также связала бы Россию и РК передачей электроэнергии через КНДР [9, С. 15, 11].

Одним из важнейших энергетических партнеров вплоть до 2022 г. была Россия.

В 2020 г. ознаменовался 30-летием дипломатических отношений России и РК, к 2020 г. было заключено более 50 соглашений по разным сферам, включая энергетику. До 2022 г. и до присоединения РК к санкциям Запада, РК была перспективным партнером России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Россия активно поставляла в РК углеводород, уголь. В 2018 г. Министерство энергетики Российской Федерации (далее – РФ) и Министерством торговли, промышленности и энергетики РК подписали меморандум о сотрудничестве в области электроэнергетики, энергосбережения. На момент 2019 г. внешнеторговый оборот стран – 24 млрд. долл. США, топливно-энергетические ресурсы преобладали в структуре импорта в РК (более 81%) [12].

Однако с 2022 г. РК сократила ввоз энергоресурсов из России: в 2022 г. импорт российской сырой нефти сократился на 60,3 %, очищенной нефти – на 72,9 %, СПГ – на 31,6 %, исключение – рост импорта угля [14]. В 2022 г. импорт угля из РФ в РК вырос на 24 % по отношению к 2021 г., составив 26,5 млн. т. [15]. Говоря о стратегии РК о декарбонизации экономики, отказаться от угля в краткосрочной перспективе пока трудно, РК будет продолжать импортировать уголь из РФ.

В 2022 г. РФ закрепила позиции на рынке РК по основным позициям: каменный уголь, мороженая рыба, необработанный алюминий. Более чем двукратный рост стоимостных объемов ввоза в Республику Корея коксующегося угля. Россия сохранила 2 место среди поставщиков кокса и увеличила физические объемы его экспорта с 19 млн. т. в 2021 г. до 24 млн. т. в 2022 [16].

Рис. 2. Экспорт Россией в РК минерального топлива, нефти и продуктов их перегонки, битуминозных веществ, минерального воска [12]

Рис. 3. Экспорт Россией нефти и нефтепродуктов в РК в млн. долл. США за 2013-2021 гг. [13]

Рис. 2. показывает в общем, экспорт Россией минерального топлива, нефти, битуминозных веществ, минерального воска, рис. 3 же конкретизирует поставки нефти и нефтепродуктов в РК. На рис. 3 видно, что 2017 – год с наименьшей долей поставок, однако в течение 2017 г. доля поставок менялась от 800 млн. долл. США до 400 млн. долл. США.

На данный момент РК необходимо расширять список партнеров в рамках энергетического сотрудничества: в следующем году закончится срок некоторых контрактов на поставки газа из Катара, Малайзии, Омана. В перспективе это может привести к тому, что РК опять активизирует закупку СПГ из РФ: так или иначе, транспортировка СПГ с о. Сахалин до РК занимает намного меньше времени, чем доставка из стран Ближнего Востока или из Юго-Восточной Азии [11, 17].

В 2023 г. была опубликована «Стратегия промышленных цепочек поставок 3050» Министерством внешней торговли, промышленности и ресурсов РК, цель стратегии – снизить через 4 года зависимость РК от импорта товаров, среди них: природный графит, мочевина, благородные газы [6].

Говоря о дальнейших перспективах, сейчас южнокорейское правительство активно работает над повышением диверсификации поставок необходимых энергоресурсов и развитием альтернативной энергетики, стремясь снизить зависимость от стран-экспортеров нефти и СПГ. Энергетическая дипломатия РК на данном этапе сталкивается с такими вызовами, как нестабильность цен на энергоносители, нестабильность на Ближнем Востоке и президентские выборы в США, которые определят дальнейшее направление политики США в отношении АТР.

Выводы

Таким образом, проанализировав статистику, научную литературу и публикации СМИ, можно сделать следующие выводы:

1. Энергетическая дипломатия РК значительно трансформировалась под влиянием многих событий, происходящих на международной арене. РК, как страна, которая находится на 8 месте в мире по потреблению энергии, ставит энергетический вопрос на первое место.

2. Традиционным поставщиком энергоресурсов для РК всегда были страны Персидского залива. Несмотря на сложности в данном регионе, РК продолжает сохранять крепкие взаимоотношения со странами Залива (уже в 2023 г. было подписано 50 меморандумов между РК и Саудовской Аравией).

3. Однако РК продолжает поиски новых поставщиков энергоресурсов. Одним из таких перспективных партнеров является Африка, РК уже направляет ПИИ в развитие энергетического сектора африканского материка (в особенности для добычи никеля).

4. Несмотря на резкое сокращение импорта российского угля, РК не прекратила закупки (российский уголь обладает высоким качеством, и РК еще сложно полностью отказаться от данного ресурса). В перспективе РК может увеличить и импорт российского СПГ.

5. Важнейший вопрос, который стоит перед РК в области энергетической дипломатии на данный момент, – сокращение зависимости от стран-экспортеров энергоресурсов и переход к зеленой энергетике.

В результате исследования удалось достичь цели – сделать анализ энергетической дипломатии РК в современных МЭО, выявить основные вызовы, с которыми сталкивается энергетический сектор РК, и дальнейшие перспективы. Данное исследование может стать вкладом в дальнейшее изучение энергетической дипломатии РК и ее трансформаций в современных МЭО.

Список литературы

1. Черницына, С.Ю. Роль энергетической дипломатии в формировании внешней политики России на современном этапе: Монография / С.Ю. Черницына. – Москва: Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский Дом «Научное обозрение», 2015. – 165 с. – ISBN 978-5-9906424-0-9. – Текст: непосредственный.

2. U.S. Energy Information Administration: сайт. – URL: https://www.eia.gov/international/analysis/country/KOR (дата обращения: 22.02.2024). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

3. Lee, J.S. South Korean perspectives on Northeast Asian energy security cooperation / J.S. Lee // Energy security cooperation in Northeast Asia / ed.: B Kong, Jae H. Ku. – Oxford, 2015. – P. 86-99. – ISBN 9781315767949. – Текст: непосредственный.

4. Хренов, В.В. Влияние внешнеполитических факторов на энергетическое сотрудничество Республики Корея и стран Персидского залива / В.В. Хренов. – Текст: непосредственный // Уральское востоковедение: международный альманах. – 2018. – Вып. 8. – С. 144-150.

5. Levkowitz, A. Korea and the Middle East turmoil: A reassessment of South Korea-Middle East relations. – Bar-Ilan University, 2012. – P. 225-238. – ISSN 1016-3271. – Текст: непосредственный.

6. Кукла, М. Экономика Южной Кореи: итоги 2023 года / М. Кукла. – Текст: электронный // РСМД: сайт. – 2023. – 27 дек. – URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/ekonomika-yuzhnoy-korei-itogi-2023-goda/?sphrase_id=132313499 (дата обращения: 20.02.2024).

7. Видулина, А. Африканское направление во внешней политике Южной Кореи / А. Видулина. – Текст: электронный // РСМД: сайт. – 2023. – 18 дек. – URL: https://russiancouncil.ru/blogs/a-vidulina/afrikanskoe-napravlenie-vo-vneshney-politike-yuzhnoy-korei/?sphrase_id=132313499 (дата обращения: 20.02.2024).

8. Françoise, N. Korea in Africa: between Soft Power and Economic Interests. – Études de l'Ifri, Ifri, 2020. – 36 p. – ISBN 979-10-373-0142-0. – Текст: непосредственный.

9. Держанович, А.И. Международные аспекты энергетической политики Республики Корея / А.И. Держанович. – Текст: непосредственный // Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. – 2017. – Вып. 18. – С. 14-16.

10. Calder, Kent E. Korea’s energy insecurities: comparative and regional perspectives. – Korea Economic Institute: KEI, 2005. – 65 p. – ISBN 0-9747141-3-5. – Текст: непосредственный.

11. Демина, О.В. Перспективы развития российских энергетических проектов на корейском полуострове / О.В. Демина. – Текст: непосредственный // Власть и управление на Востоке России. – 2020. - № 3 (92). – С. 8-19.

12. Внешняя торговля России: сайт. – 2014. – URL: https://russian-trade.com/ (дата обращения: 19.02.2024). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

13. Ru-Stat: сайт. – URL: https://ru-stat.su/ (дата обращения: 19.02.2024). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

14. Stangarone, T. Russia and the US add to South Korea’s economic challenges / T. Stangarone. – Текст: электронный // Eastasiaforum: сайт. – 2023. – 27 янв. – URL: https://www.eastasiaforum.org/2023/01/27/russia-and-the-us-add-tosouth-koreas-economic-challenges/ (дата обращения: 19.02.2024).

15. Российские угольные компании вытесняют австралийских поставщиков из Азии. – Текст: электронный // Ход мыслей: сайт. – 2023. – 31 янв. – URL: https://hodmysley.ru/rossijskie-ugolnye-kompanii-vytesnjajut-avstralijskih-postavshhikov-iz-azii/ (дата обращения: 20.02.2024).

16. Korea International Trade Association (KITA): сайт. – URL: https://kita.org/ (Дата обращения: 20.02.2024). – Режим доступа: свободный. – Текст: электронный.

17. Коржубаев, А.Г. Перспективы сотрудничества России с Южной Кореей в сфере ТЭК с учетом особенностей энергетического хозяйства этой страны / А.Г. Коржубаев. – Текст: непосредственный //Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. – 2012. – №7. – С. 43-51.

References

1. Chernicyna, S.Ju. Rol' jenergeticheskoj diplomatii v formirovanii vneshnej politiki Rossii na sovremennom jetape: Monografija / S.Ju. Chernicyna. – Moskva: Avtonomnaja nekommercheskaja organizacija sodejstvija razvitiju sovremennoj otechestvennoj nauki Izdatel'skij Dom “Nauchnoe obozrenie”, 2015. – 165 s. – ISBN 978-5-9906424-0-9. – Tekst: neposredstvennyj.

2. U.S. Energy Information Administration: sajt. – URL: https://www.eia.gov/international/analysis/country/KOR (data obrashhenija: 22.02.2024). – Rezhim dostupa: svobodnyj. – Tekst: jelektronnyj.

3. Lee, J.S. South Korean perspectives on Northeast Asian energy security cooperation / J.S. Lee // Energy security cooperation in Northeast Asia / ed.: B Kong, Jae H. Ku. – Oxford, 2015. – P. 86-99. – ISBN 9781315767949. – Tekst: neposredstvennyj.

4. Hrenov, V.V. Vlijanie vneshnepoliticheskih faktorov na jenergeticheskoe sotrudnichestvo Respubliki Koreja i stran Persidskogo zaliva / V.V. Hrenov. – Tekst: neposredstvennyj // Ural'skoe vostokovedenie: mezhdunarodnyj al'manah. – 2018. – Vyp. 8. – S. 144-150.

5. Levkowitz, A. Korea and the Middle East turmoil: A reassessment of South Korea-Middle East relations. – Bar-Ilan University, 2012. – P. 225-238. – ISSN 1016-3271. – Tekst: neposredstvennyj.

6. Kukla, M. Jekonomika Juzhnoj Korei: itogi 2023 goda / M. Kukla. – Tekst: jelektronnyj // RSMD: sajt. – 2023. – 27 dek. – URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/ekonomika-yuzhnoy-korei-itogi-2023-goda/?sphrase_id=132313499 (data obrashhenija: 20.02.2024).

7. Vidulina, A. Afrikanskoe napravlenie vo vneshnej politike Juzhnoj Korei / A. Vidulina. – Tekst: jelektronnyj // RSMD: sajt. – 2023. – 18 dek. – URL: https://russiancouncil.ru/blogs/a-vidulina/afrikanskoe-napravlenie-vo-vneshney-politike-yuzhnoy-korei/?sphrase_id=132313499 (data obrashhenija: 20.02.2024).

8. Françoise, N. Korea in Africa: between Soft Power and Economic Interests. – Études de l'Ifri, Ifri, 2020. – 36 p. – ISBN 979-10-373-0142-0. – Tekst: neposredstvennyj.

9. Derzhanovich, A.I. Mezhdunarodnye aspekty jenergeticheskoj politiki Respubliki Koreja / A.I. Derzhanovich. – Tekst: neposredstvennyj // Sbornik nauchnyh statej studentov, magistrantov, aspirantov. – 2017. – Vyp. 18. – S. 14-16.

10. Calder, Kent E. Korea’s energy insecurities: comparative and regional perspectives. – Korea Economic Institute: KEI, 2005. – 65 p. – ISBN 0-9747141-3-5. – Tekst: neposredstvennyj.

11. Demina, O.V. Perspektivy razvitija rossijskih jenergeticheskih proektov na korejskom poluostrove / O.V. Demina. – Tekst: neposredstvennyj // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. – 2020. - № 3 (92). – S. 8-19.

12. Vneshnjaja torgovlja Rossii: sajt. – 2014. – URL: https://russian-trade.com/ (data obrashhenija: 19.02.2024). – Rezhim dostupa: svobodnyj. – Tekst: jelektronnyj.

13. Ru-Stat: sajt. – URL: https://ru-stat.su/ (data obrashhenija: 19.02.2024). – Rezhim dostupa: svobodnyj. – Tekst: jelektronnyj.

14. Stangarone, T. Russia and the US add to South Korea’s economic challenges / T. Stangarone. – Tekst: jelektronnyj // Eastasiaforum: sajt. – 2023. – 27 janv. – URL: https://www.eastasiaforum.org/2023/01/27/russia-and-the-us-add-tosouth-koreas-economic-challenges/ (data obrashhenija: 19.02.2024).

15. Rossijskie ugol'nye kompanii vytesnjajut avstralijskih postavshhikov iz Azii. – Tekst: jelektronnyj // Hod myslej: sajt. – 2023. – 31 janv. – URL: https://hodmysley.ru/rossijskie-ugolnye-kompanii-vytesnjajut-avstralijskih-postavshhikov-iz-azii/ (data obrashhenija: 20.02.2024).

16. Korea International Trade Association (KITA): sajt. – URL: https://kita.org/ (data obrashhenija: 20.02.2024). – Rezhim dostupa: svobodnyj. – Tekst: jelektronnyj.

17. Korzhubaev, A.G. Perspektivy sotrudnichestva Rossii s Juzhnoj Koreej v sfere TJeK s uchetom osobennostej jenergeticheskogo hozjajstva jetoj strany / A.G. Korzhubaev. – Tekst: neposredstvennyj //Problemy jekonomiki i upravlenija neftegazovym kompleksom. – 2012. – №7. – S. 43-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.