Научная статья на тему 'Трансформация экономики ресурсов в экономику знаний как обязательное условие устойчивого развития региона'

Трансформация экономики ресурсов в экономику знаний как обязательное условие устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
765
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / развитие региона / региональное целевое программирование / экономика ресурсов / экономика знаний

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Забашта Н. И.

В статье анализируются проблемы регионального целевого программирования с точки зрения взаимосвязи устойчивого развития региона с трансформацией экономики ресурсов в экономику знаний. Внимание акцентируется на целесообразности рассматривать науку как условие и инструмент устойчивого развития территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of regional target programming in terms of interrelation of a region"s steady development with transformation of resource economy into knowledge economy. Attention is accented on expediency in considering science as a condition and tool of a territory"s steady development.

Текст научной работы на тему «Трансформация экономики ресурсов в экономику знаний как обязательное условие устойчивого развития региона»

Н. И. Забашта

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСУРСОВ В ЭКОНОМИКУ ЗНАНИЙ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Н. Пыткин

В статье анализируются проблемы регионального целевого программирования с точки зрения взаимосвязи устойчивого развития региона с трансформацией экономики ресурсов в экономику знаний. Внимание акцентируется на целесообразности рассматривать науку как условие и инструмент устойчивого развития территории.

The article considers the problems of regional target programming in terms of interrelation of a region’s steady development with transformation of resource economy into knowledge economy. Attention is accented on expediency in considering science as a condition and tool of a territory’s steady development.

Активизация процесса интеграции государств в единую мировую систему сопровождается стремлением к сохранению черт функционирования каждой территории, появлением новых рынков и обновлением системы территориального разделения труда. Повысилась потребность в региональном обеспечении процессов развития и территориальной организации общества, жизнедеятельности населения, в условиях обновления. Совершенствование систем расселения населения, улучшение среды человеческого бытия, стабилизация и подъем

экономики возможны лишь на основе соответствующей концептуальной стратегии развития страны и ее регионов.

Для многих государств и для России в частности такой идеей де-юре стало устой -чивое развитие.

Главная современная особенность развития региона - это обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального исполь-

1 17

зования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, т. е. то, что в международных нормах и Градостроительном кодексе РФ называется устойчивым развитием.

Устойчивое развитие региона характеризуется балансом социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития. Таким же образом формируются и интересы общества.

Особенностью устойчивого развития региона является то, что регион, как подчеркивает А. Г. Гранберг1, является многофункциональной и многоаспектной системой. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок, регион-социум. В той или иной степени они определяют механизм реализации устойчивого развития.

Согласно этим подходам и требованиям в Пермском крае, как и в любом другом субъекте Российской Федерации, должны быть разработаны взаимосвязанные документы :

• Стратегия устойчивого развития;

• Схема территориального планирования;

• Комплексная программа устойчивого развития;

• Краевые целевые программы по сферам жизнедеятельности, определенным Схемой территориального планирования;

• Документы стратегического и оперативного планирования органов государственной власти (3-, 5-летние планы), нацеленные на решение конкретных проблем согласно программным документам.

Под сферой жизнедеятельности с точки зрения устойчивого развития понимается социально, экологически, экономически и институционально выделенная область деятельности с определенными пространственно-временными параметрами.

В Концепции экологической политики, утвержденной Законодательным Собранием Пермской области2, определено, что устойчивое развитие - это такое обществен-

ное развитие, при котором не разрушается природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества.

Ориентация Пермского края на устойчивое развитие закреплена в Уставе Перм -ского края: «Органы государственной власти Пермского края осуществляют взаимодействие с населением в целях устойчивого развития Пермского края, благополучия и процветания его населения, сохранения благоприятной окружающей среды»3.

Также ориентация на устойчивое развитие определена для всех субъектов Российской Федерации нормами Градостроительного кодекса РФ: «Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспече-нияустойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований»4 .

Устойчивое развитие региона, повышение его конкурентоспособности неразрывно связано с трансформацией экономики ресурсов в экономику знаний.

На научной сессии Общего собрания Российской академии наук 19 декабря 2002 г. академик В. Л. Макаров отметил: «Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И наконец, третья особенность знания: по своей природе - это информационный продукт, а ин-

формация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт».

При этом организация спроса на знания, как подчеркнул академик Ю. С. Осипов, - прямая функция государства.

Спрос на знания в регионе генерируют региональные целевые программы, он, в свою очередь, аккумулируется в комплексной программе развития региона.

В целях развития региона научная деятельность рассматривается как технологический процесс (совокупность и последовательность действий, нацеленных на прогнозируемый, заранее определенный результат), включает в себя выработку знаний, их аккумулирование и реализацию в тех сферах жизнедеятельности региона, которые утверждены Схемой территориального планирования региона. Схема территориального планирования определяет государственный и коммерческий спрос на научные разработки (знания) для устойчивого развития региона.

Аккумулированные знания, в первую очередь по сферам жизнедеятельности региона, представляют собой научный капитал региона, подлежащий соответствующей оценке.

Научный капитал, представляющий существенную ценность для региона, нуждается в организационно-экономических механизмах его оборота (реализации) в ры-

ночных условиях и должен быть интегрирован в общехозяйственную деятельность региона.

Наука рассматривается как условие (т. е. наличие научного потенциала в регионе) и инструмент (т. е. разработка и использование новаций во всех сферах жизнедеятельности) устойчивого развития региона. Устойчивое развитие, в соответствии с современными взглядами и теориями (например, теория экологической модернизации), предполагает инновационный характер развития (модернизацию) сфер жизнедеятельности региона на основе баланса социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих развития.

Поэтому можно сделать вывод: для обеспечения устойчивого развития региона возможна и необходима трансформация экономики ресурсов в экономику знаний так, как определено в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 26.04.2007 г.: «Богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает нам видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях, экономики. Такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

2 Концепция экологической политики Пермской области (Постановление Законодательного Собрания Пермской области № 1380 от 22.04.2004).

3 Устав Пермского края (Закон Пермского края № 32-ПК от 27.04.2007). Ст. 3. П. 4.

4 Градостроительный кодекс Российской Федерации (№ 190-ФЗ от 29.12.2004). Гл. 3. Ст. 9. П. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.