Н. И. Забашта
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСУРСОВ В ЭКОНОМИКУ ЗНАНИЙ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Н. Пыткин
В статье анализируются проблемы регионального целевого программирования с точки зрения взаимосвязи устойчивого развития региона с трансформацией экономики ресурсов в экономику знаний. Внимание акцентируется на целесообразности рассматривать науку как условие и инструмент устойчивого развития территории.
The article considers the problems of regional target programming in terms of interrelation of a region’s steady development with transformation of resource economy into knowledge economy. Attention is accented on expediency in considering science as a condition and tool of a territory’s steady development.
Активизация процесса интеграции государств в единую мировую систему сопровождается стремлением к сохранению черт функционирования каждой территории, появлением новых рынков и обновлением системы территориального разделения труда. Повысилась потребность в региональном обеспечении процессов развития и территориальной организации общества, жизнедеятельности населения, в условиях обновления. Совершенствование систем расселения населения, улучшение среды человеческого бытия, стабилизация и подъем
экономики возможны лишь на основе соответствующей концептуальной стратегии развития страны и ее регионов.
Для многих государств и для России в частности такой идеей де-юре стало устой -чивое развитие.
Главная современная особенность развития региона - это обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального исполь-
1 17
зования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, т. е. то, что в международных нормах и Градостроительном кодексе РФ называется устойчивым развитием.
Устойчивое развитие региона характеризуется балансом социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития. Таким же образом формируются и интересы общества.
Особенностью устойчивого развития региона является то, что регион, как подчеркивает А. Г. Гранберг1, является многофункциональной и многоаспектной системой. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок, регион-социум. В той или иной степени они определяют механизм реализации устойчивого развития.
Согласно этим подходам и требованиям в Пермском крае, как и в любом другом субъекте Российской Федерации, должны быть разработаны взаимосвязанные документы :
• Стратегия устойчивого развития;
• Схема территориального планирования;
• Комплексная программа устойчивого развития;
• Краевые целевые программы по сферам жизнедеятельности, определенным Схемой территориального планирования;
• Документы стратегического и оперативного планирования органов государственной власти (3-, 5-летние планы), нацеленные на решение конкретных проблем согласно программным документам.
Под сферой жизнедеятельности с точки зрения устойчивого развития понимается социально, экологически, экономически и институционально выделенная область деятельности с определенными пространственно-временными параметрами.
В Концепции экологической политики, утвержденной Законодательным Собранием Пермской области2, определено, что устойчивое развитие - это такое обществен-
ное развитие, при котором не разрушается природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества.
Ориентация Пермского края на устойчивое развитие закреплена в Уставе Перм -ского края: «Органы государственной власти Пермского края осуществляют взаимодействие с населением в целях устойчивого развития Пермского края, благополучия и процветания его населения, сохранения благоприятной окружающей среды»3.
Также ориентация на устойчивое развитие определена для всех субъектов Российской Федерации нормами Градостроительного кодекса РФ: «Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспече-нияустойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований»4 .
Устойчивое развитие региона, повышение его конкурентоспособности неразрывно связано с трансформацией экономики ресурсов в экономику знаний.
На научной сессии Общего собрания Российской академии наук 19 декабря 2002 г. академик В. Л. Макаров отметил: «Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И наконец, третья особенность знания: по своей природе - это информационный продукт, а ин-
формация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт».
При этом организация спроса на знания, как подчеркнул академик Ю. С. Осипов, - прямая функция государства.
Спрос на знания в регионе генерируют региональные целевые программы, он, в свою очередь, аккумулируется в комплексной программе развития региона.
В целях развития региона научная деятельность рассматривается как технологический процесс (совокупность и последовательность действий, нацеленных на прогнозируемый, заранее определенный результат), включает в себя выработку знаний, их аккумулирование и реализацию в тех сферах жизнедеятельности региона, которые утверждены Схемой территориального планирования региона. Схема территориального планирования определяет государственный и коммерческий спрос на научные разработки (знания) для устойчивого развития региона.
Аккумулированные знания, в первую очередь по сферам жизнедеятельности региона, представляют собой научный капитал региона, подлежащий соответствующей оценке.
Научный капитал, представляющий существенную ценность для региона, нуждается в организационно-экономических механизмах его оборота (реализации) в ры-
ночных условиях и должен быть интегрирован в общехозяйственную деятельность региона.
Наука рассматривается как условие (т. е. наличие научного потенциала в регионе) и инструмент (т. е. разработка и использование новаций во всех сферах жизнедеятельности) устойчивого развития региона. Устойчивое развитие, в соответствии с современными взглядами и теориями (например, теория экологической модернизации), предполагает инновационный характер развития (модернизацию) сфер жизнедеятельности региона на основе баланса социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих развития.
Поэтому можно сделать вывод: для обеспечения устойчивого развития региона возможна и необходима трансформация экономики ресурсов в экономику знаний так, как определено в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 26.04.2007 г.: «Богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает нам видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях, экономики. Такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
2 Концепция экологической политики Пермской области (Постановление Законодательного Собрания Пермской области № 1380 от 22.04.2004).
3 Устав Пермского края (Закон Пермского края № 32-ПК от 27.04.2007). Ст. 3. П. 4.
4 Градостроительный кодекс Российской Федерации (№ 190-ФЗ от 29.12.2004). Гл. 3. Ст. 9. П. 1.