Научная статья на тему 'Трансформация экономики ресурсов в экономику знаний как обязательное условие устойчивого развития региона'

Трансформация экономики ресурсов в экономику знаний как обязательное условие устойчивого развития региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
153
24
Поделиться
Ключевые слова
экономика / развитие региона / региональное целевое программирование / экономика ресурсов / экономика знаний

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Забашта Н. И.

В статье анализируются проблемы регионального целевого программирования с точки зрения взаимосвязи устойчивого развития региона с трансформацией экономики ресурсов в экономику знаний. Внимание акцентируется на целесообразности рассматривать науку как условие и инструмент устойчивого развития территории.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Забашта Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers the problems of regional target programming in terms of interrelation of a region"s steady development with transformation of resource economy into knowledge economy. Attention is accented on expediency in considering science as a condition and tool of a territory"s steady development.

Текст научной работы на тему «Трансформация экономики ресурсов в экономику знаний как обязательное условие устойчивого развития региона»

Н. И. Забашта

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСУРСОВ В ЭКОНОМИКУ ЗНАНИЙ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Н. Пыткин

В статье анализируются проблемы регионального целевого программирования с точки зрения взаимосвязи устойчивого развития региона с трансформацией экономики ресурсов в экономику знаний. Внимание акцентируется на целесообразности рассматривать науку как условие и инструмент устойчивого развития территории.

The article considers the problems of regional target programming in terms of interrelation of a region’s steady development with transformation of resource economy into knowledge economy. Attention is accented on expediency in considering science as a condition and tool of a territory’s steady development.

Активизация процесса интеграции государств в единую мировую систему сопровождается стремлением к сохранению черт функционирования каждой территории, появлением новых рынков и обновлением системы территориального разделения труда. Повысилась потребность в региональном обеспечении процессов развития и территориальной организации общества, жизнедеятельности населения, в условиях обновления. Совершенствование систем расселения населения, улучшение среды человеческого бытия, стабилизация и подъем

экономики возможны лишь на основе соответствующей концептуальной стратегии развития страны и ее регионов.

Для многих государств и для России в частности такой идеей де-юре стало устой -чивое развитие.

Главная современная особенность развития региона - это обеспечение безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального исполь-

1 17

зования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений, т. е. то, что в международных нормах и Градостроительном кодексе РФ называется устойчивым развитием.

Устойчивое развитие региона характеризуется балансом социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих развития. Таким же образом формируются и интересы общества.

Особенностью устойчивого развития региона является то, что регион, как подчеркивает А. Г. Гранберг1, является многофункциональной и многоаспектной системой. Наибольшее распространение получили четыре парадигмы региона: регион-квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион-рынок, регион-социум. В той или иной степени они определяют механизм реализации устойчивого развития.

Согласно этим подходам и требованиям в Пермском крае, как и в любом другом субъекте Российской Федерации, должны быть разработаны взаимосвязанные документы :

• Стратегия устойчивого развития;

• Схема территориального планирования;

• Комплексная программа устойчивого развития;

• Краевые целевые программы по сферам жизнедеятельности, определенным Схемой территориального планирования;

• Документы стратегического и оперативного планирования органов государственной власти (3-, 5-летние планы), нацеленные на решение конкретных проблем согласно программным документам.

Под сферой жизнедеятельности с точки зрения устойчивого развития понимается социально, экологически, экономически и институционально выделенная область деятельности с определенными пространственно-временными параметрами.

В Концепции экологической политики, утвержденной Законодательным Собранием Пермской области2, определено, что устойчивое развитие - это такое обществен-

ное развитие, при котором не разрушается природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества.

Ориентация Пермского края на устойчивое развитие закреплена в Уставе Перм -ского края: «Органы государственной власти Пермского края осуществляют взаимодействие с населением в целях устойчивого развития Пермского края, благополучия и процветания его населения, сохранения благоприятной окружающей среды»3.

Также ориентация на устойчивое развитие определена для всех субъектов Российской Федерации нормами Градостроительного кодекса РФ: «Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспече-нияустойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований»4 .

Устойчивое развитие региона, повышение его конкурентоспособности неразрывно связано с трансформацией экономики ресурсов в экономику знаний.

На научной сессии Общего собрания Российской академии наук 19 декабря 2002 г. академик В. Л. Макаров отметил: «Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И наконец, третья особенность знания: по своей природе - это информационный продукт, а ин-

формация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт».

При этом организация спроса на знания, как подчеркнул академик Ю. С. Осипов, - прямая функция государства.

Спрос на знания в регионе генерируют региональные целевые программы, он, в свою очередь, аккумулируется в комплексной программе развития региона.

В целях развития региона научная деятельность рассматривается как технологический процесс (совокупность и последовательность действий, нацеленных на прогнозируемый, заранее определенный результат), включает в себя выработку знаний, их аккумулирование и реализацию в тех сферах жизнедеятельности региона, которые утверждены Схемой территориального планирования региона. Схема территориального планирования определяет государственный и коммерческий спрос на научные разработки (знания) для устойчивого развития региона.

Аккумулированные знания, в первую очередь по сферам жизнедеятельности региона, представляют собой научный капитал региона, подлежащий соответствующей оценке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научный капитал, представляющий существенную ценность для региона, нуждается в организационно-экономических механизмах его оборота (реализации) в ры-

ночных условиях и должен быть интегрирован в общехозяйственную деятельность региона.

Наука рассматривается как условие (т. е. наличие научного потенциала в регионе) и инструмент (т. е. разработка и использование новаций во всех сферах жизнедеятельности) устойчивого развития региона. Устойчивое развитие, в соответствии с современными взглядами и теориями (например, теория экологической модернизации), предполагает инновационный характер развития (модернизацию) сфер жизнедеятельности региона на основе баланса социальной, экологической, экономической и институциональной составляющих развития.

Поэтому можно сделать вывод: для обеспечения устойчивого развития региона возможна и необходима трансформация экономики ресурсов в экономику знаний так, как определено в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию от 26.04.2007 г.: «Богатство образовательного, научного, творческого достояния России дает нам видимые преимущества для создания конкурентоспособной, основанной на интеллекте и знаниях, экономики. Такой экономики, где основным двигателем являются не темпы освоения природных ресурсов, а именно идеи, изобретения и умение быстрее других внедрять их в повседневную жизнь».

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

2 Концепция экологической политики Пермской области (Постановление Законодательного Собрания Пермской области № 1380 от 22.04.2004).

3 Устав Пермского края (Закон Пермского края № 32-ПК от 27.04.2007). Ст. 3. П. 4.

4 Градостроительный кодекс Российской Федерации (№ 190-ФЗ от 29.12.2004). Гл. 3. Ст. 9. П. 1.