В. А. Примакина
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ ПРОМЫШЛЕННОГО СЕКТОРА
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Работа представлена Пермским филиалом Института экономики УрО РАН.
Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор А. Н. Пыткин
В статье рассматриваются теоретико-методологические основы территориального планирования промышленного сектора экономики региона. Автором обоснованы концептуальные аспекты планирования развития территорий и размещения производительных сил, с учетом требований устойчивого развития региона.
Ключевые слова: территориальное планирование, производительные силы, промышленный сектор экономики региона, устойчивое развитие.
V. Primakina
ON TERRITORIAL PLANNING OF A REGIONAL ECONOMY’S
INDUSTRIAL SECTOR
The article is devoted to the theoretical and methodological bases of territorial planning of a regional economy’s industrial sector. The author has proved the conceptual aspects of territories ’ development planning and productive forces ’ allocation in view of requirements of a region’s steady development.
Key words: territorial planning, productive forces, industrial sector of a regional economy, steady development.
Проблемы рыночных реформ последние 15 лет существенно доминировали в общественном сознании и соответственно в работах исследователей. Однако планирование развития территорий, в рамках всех имевших место общественных формаций, занимает особое место, в первую очередь
при регулировании хозяйственной деятельности [3].
Планирование развития территорий в советской экономике осуществлялось на основании генеральной схемы размещения производительных сил и генеральной схемы расселения, которые были основой дальней-
шего планирования и территориального проектирования, в том числе разрабатывались комплексные районные планировки. Разрабатываемые документы содержали: ком-
плексную оценку и функциональное зонирование территории, анализ площадок для промышленного, гражданского и рекреационного строительства; уточнение и дальнейшую детализацию вопросов развития хозяйства, размещения промышленных, сельскохозяйственных и транспортных объектов на конкретных площадках; предложения по формированию систем расселения, здравоохранения и образования; выявление сети перспективных сельскохозяйственных мест; разработку вопросов развития транспорта, водоснабжения, энергоснабжения и т. д. [1; 2].
Осуществление рыночных реформ в России определяет существенные условия в планировании развития территорий. Механизм территориального планирования нашел свое применение в Градостроительном кодексе РФ 1998 г. через институт градостроительного планирования развития территорий. Градостроительное планирование развития территорий реализовывалось посредством разработки и утверждения Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, консолидированных схем градостроительного планирования (федеральный уровень), территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий субъектов Российской Федерации и частей субъектов Российской Федерации (региональный уровень), территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований (муниципальный уровень).
Принятый в 2004 г. новый Градостроительный кодекс РФ дает следующее определение территориальному планированию - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с осо-
быми условиями использования территорий. Градостроительный кодекс конкретизирует данное определение, указывая, что целями территориального планирования является обеспечение устойчивого развития территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечение учета интересов всех субъектов градостроительных отношений, к числу которых относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Согласно определению Градостроительного кодекса устойчивое развитие территорий - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Таким образом, территориальное планирование направлено на определение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Если рассматривать территориальное планирование субъекта Российской Федерации, то промышленный сектор экономики региона, как наиболее емкий с точки зрения капиталовложений и капитального строительства, требует разработки специфической методологической основы территориального планирования. Современные подходы при разработке схем развития и размещения производительных сил (например, «Схема развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года») дают возможность соответствующим образом представить территориальную организацию промышленного сектора экономики региона и
планируемые перспективы его развития в рамках данной территории.
В отечественных исследованиях отмечается, что, используя географический и геополитический факторы развития и размещения производительных сил, при усилении факторов воздействия через государственную инвестиционную политику можно планировать и обеспечить положительную динамику в развитии региона, что должно способствовать [4; 5]:
1) дальнейшему развитию промышленного сектора экономики с использованием сложившихся промышленных центров в регионе;
2) интеграции региона в мировое хозяйство за счет развития отраслей промышленного сектора экономики;
3) развитию инфраструктуры промышленного сектора экономики региона на основе имеющихся природных водных ресурсов, разветвленной сети железных дорог, предприятий воздушного, трубопроводного транспорта, средств связи и т. д.;
4) достижению баланса социальных, экономических, экологических и институциональных показателей при модернизации действующих промышленных производств и создании новых;
5) разработке и принятию федеральных и региональных законодательных проектов способствующих развитию промышленного сектора экономики регионов.
Очевидно, что подходы, использованные при разработке схем развития и размещения производительных сил, задают теоретикометодологическую основу для территориального планирования промышленного сектора экономики региона и позволяют выявить:
• структурные особенности промышленного сектора экономики региона в современных условиях;
• особенности территориальной организации промышленного сектора экономики региона;
• организационно-экономические предпосылки совершенствования территориального планирования промышленного сектора экономики региона.
Методологическую основу территориального планирования промышленного сектора экономики составляют как общие, так и специфические экономические законы воспроизводства общественного продукта. Требования законов обусловливают необходимость соблюдения соответствующих принципов. К основным принципам территориального планирования промышленного сектора экономики региона, по нашему мнению, следует отнести:
1. Принцип единства, который означает, что используемые в территориальном планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости, в частности, территориального планирования промышленного сектора экономики региона и территориального планирования региона в целом.
2. Принцип непрерывности определяет процесс территориального планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму - третий и т. д. Такое понимание включает и связь территориального планирования с прогнозированием развития территории, когда план есть производная от прогноза.
3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т. е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.
4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации параметров территориального планирования.
5. Принцип участия означает, что в процесс территориального планирования промышленного сектора экономики региона должны включаться как специалисты объектов хозяйственной деятельности, так и органов государственной власти.
На основе анализа теоретико-методологических подходов, практики и современных нормативных требований можно представить территориальное планирование промышлен-
ного сектора экономики региона как симбиоз концепций развития территорий и размещения производительных сил в рамках требований действующего Градостроительного кодекса РФ к территориальному планированию. Иными словами, поскольку территориальное планирование на уровне субъекта РФ представля-
ет собой картографическую визуализацию стратегии и комплексной программы развития региона, территориальное планирование промышленного сектора экономики региона есть картографическое представление промышленной политики, а также программы развития промышленного сектора экономики региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Браде И., Перцик Е. Н., Питерский Д. С. Районная планировка и разработка схем расселения: опыт и перспективы. М.: Международные отношения, 2000.
2. Колосовский Н. Н. Избранные труды. Смоленск: Ойкумена, 2006.
3. Леш А. Пространственная организация хозяйства / пер. с нем. В. Н. Стрелецкого; под ред. А. Г. Гранберга. М.: Наука, 2007.
4. Малов В. Ю., Безруков Л. А. Шиловский М. В. и др. Азиатская часть России: новый этап освоения северных и восточных регионов страны / под ред. Кулешова В. В. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008.
5. Материалы Всероссийской научной конференции «Производительные силы и социальноэкономическая динамика», посвященной 90-летию Совета по изучению производительных сил (СОПС) / Постановление Президиума РАН № 187 от 28 июня 2005 г. Редакционная коллегия сборника: А. А. Арбатов, В. А. Вашанов, Г. К. Войтоловский, А. Г. Гранберг, Б. М. Штульберг. М.: СОПС, 2005.