В результате для успешной реализации проекта СХПК «Причулымский» потребуется использовать собственные средства инвестора и приравненные к ним средства на сумму 10 млн руб.
Следовательно, можно считать, что реализация данного и аналогичных проектов на территории Красноярского края действительно должна способствовать решению проблемы обеспеченности населения молоком, а также - увеличению поголовья коров молочного направления. Кроме того, реализация проекта позволит обеспечить занятость работников в сельском хозяйстве.
Литература
1. Бакулин О.В., Шишкин А.Ф. Государственное регулирование инвестиционной деятельности как фактор реализации национального проекта «Развитие АПК» // Вестн. ТГУ. - 2008. - Вып. 10 (66).
2. Закон Красноярского края от 29.01.2009 № 8-2839 «О порядке предоставления государственных гарантий Красноярского края».
3. Закон Красноярского края № 8-2933 «Об установлении иного основания и иных условий предоставления инвестиционного налогового кредита по региональным налогам».
УДК 332.12 А.И. Шадрин
КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)*
В настоящее время все большее значение для России приобретают определение долгосрочной стратегии ее развития и регионов и работы по территориальному планированию. Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности страны и регионов может быть обеспечено за счет комплексности их формирования и дальнейшего развития.
Ключевые слова: комплексообразование, воспроизводственная структура, социо-эконом-природный комплекс,территориальное развитие.
A.I. Shadrin REGION COMPLEX DEVELOPMENT AT THE PRESENT STAGE (INTERDISCIPLINARY RESEARCH EXPERIENCE)
Determination of the long-term strategy for development of Russia and its regions and work on territorial planning assume ever greater importance for Russia now. Increase of the economic efficiency and competitiveness of the country and the regions can be provided by means of integrated approach of their formation and further development.
Key words: complex formation, replenishment structure, social, economic and natural complex, territorial development.
В настоящее время все большее значение для России приобретают определение долгосрочной стратегии развития страны в целом и территориальное планирование регионов [1,2,4]. Исследование комплексного территориального развития в России актуализируется необходимостью создания общенациональной системы взаимоувязанных концепций, стратегий, схем и программ федерального, регионального и муниципального значения, совершенствования законодательной базы, способствующей развитию регионов и муниципальных образований, возрождения системы физического (средового) планирования.
Разработка и реализация взаимоувязанных концепций, стратегий, схем, программ и планов социально-экономического развития России, ее регионов и муниципальных образований являются одним из важ-
* Статья подготовлена на основании договора с Красноярским краевым фондом науки.
нейших инструментов обеспечения экономического роста. Эти разработки необходимы для повышения эффективности экономики, уровня жизни населения, улучшения условий для деятельности субъектов рынка, а также стимулирования инвестиционного процесса. Механизм территориального управления должен обеспечить расширенное воспроизводство материального производства на инновационной основе в комплексе с воспроизводством населения и улучшением окружающей среды.
Повышение экономической эффективности и конкурентоспособности страны и регионов может быть обеспечено за счет комплексности их формирования и дальнейшего развития [5].
Вопросам изучения территориальных социо-эконом-экологических систем разного ранга посвящены труды Е.Г. Анимицы, М.К. Бандмана, О.П. Бурмантовой, А.Г. Гранберга, И.А. Ильина, В.Н. Лаженцева, В.Н. Лексина и А.Н. Швецова, Ю.Г. Саушкина и других исследователей.
Вместе с тем в предшествующий период не уделялось должного внимания фактору комплексирова-ния общественного производства, который на постиндустриальной стадии и стадии информационного общества становится все более обобществленным. В условиях либерализации экономики и общественной жизни принимаемые законодательные акты отменяют многие нормативы и правила прогнозного, программного, проектного и планового характера. В результате этого нарастает стихийность в формировании регионов и городов, их экономики, социальной сферы и среды обитания, увеличиваются территориальные диспропорции. Не используются синергические эффекты взаимодействия власти, бизнеса и населения.
В условиях слабого (а часто и отсутствия) научного и кадрового обеспечения рыночных отношений в России наиболее острыми проблемами являются дотационность подавляющего числа субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, диспропорции, некомплексное развитие территории и использование ресурсов многоцелевого назначения. Актуализировались задачи комплексного воспроизводства экономики, социальной сферы и среды обитания.
Для решения задачи качественного роста экономики необходимо сочетание не только действия свободных рыночных сил, но и государственного и местного регулирования и стимулирования, создание адекватных современному уровню обобществления производства хозяйственных комплексов и управленческих структур, законодательного, научного, образовательного, инфраструктурного и статистического обеспечения.
Исследования отечественных и зарубежных ученых в области науковедения, регионологии, экономической и социальной (общественной) географии, регионалистики, регионоведения, региональной экономики, размещения производительных сил, градостроительства, юриспруденции, социальных и других наук, а также практические разработки и реализация схем размещения производства и расселения, концепций, стратегий, прогнозов, программ, проектов и планов и других материалов по территориальному развитию России и ее регионов способствовали экономическому и социальному подъему страны, решению экологических проблем.
Вместе с тем отечественные и зарубежные ученые-регионалисты в основном изучали размещение производительных сил и расселение населения, ресурсные и экономико-географические факторы развития регионов, экономическое районирование, создание территориально-производственных комплексов в районах освоения, промышленных узлов и зон. Однако не было специальных исследований комплексообразо-вания в развитии региона и обоснования его развития как воспроизводственного социо-эконом-экологического комплекса с учетом перехода к инновационной модели экономики, усиления факторов человеческого потенциала, среды обитания и сочетания функциональных и средовых (планировочных) структур.
Определение теоретико-методологических основ комплексообразования в воспроизводственной структуре региона и обеспечение его комплексного формирования и развития в рыночных условиях хозяйствования являются, таким образом, стратегической целью в развитии новой России.
Повышение эффективности общественного производства, в том числе хозяйствующих субъектов, в условиях высокого уровня обобществления в значительной мере определяется комплексностью развития региона, которая основана на пространственном и временном сочетании элементов воспроизводственной структуры региона.
Воспроизводственный комплекс региона в качестве категории междисциплинарных исследований определяется как общность хозяйственных, социальных, природных объектов и человеческого потенциала на большой территории, соотношение, взаимодействие и пространственная конфигурация которых повышают эффективность их функционирования, а следовательно, и региона в целом.
Объектом исследования выступает комплексообразование в воспроизводственной структуре региона Российской Федерации. Значительное место в исследовании проблем комплексного развития производственных сил, создания территориально-производственных комплексов, территориальных кластеров, про-
мышленных узлов, взаимоувязанного размещения и развития производства и расселения отведено одному из восточных районов (Красноярскому краю).
В соответствии с этим в работе рассмотрена сущность воспроизводственного комплекса региона, который представлен в единстве воспроизводства материального производства, человеческого капитала, природной и средовой составляющих.
Главным в комплексообразовании региона является взаимосвязь материального воспроизводства, воспроизводства человека, среды обитания и природных ресурсов.
Воспроизводственную структуру региона целесобразно рассматривать в виде социо-эконом-природного комплекса. Территориальный социо-эконом-природный комплекс определяется как высшая форма пространственной организации производительных сил. Такая форма повышает эффективность производства и конкурентоспособность региона, муниципального образования и страны в целом, а также обеспечивает повышение человеческого потенциала, благоприятную среду обитания и рациональное природопользование.
Высокий уровень комплексности экономического и социального развития регионов, комплексное использование всех ресурсов обеспечивают конкурентоспособность и монополию регионов на региональных, страновых и мировых рынках.
Процессы комплексообразования на территории носят объективный характер. Познание закономерностей этих процессов и форм их проявления является необходимым условием управления - стимулирования и регулирования социально-экономического развития, обеспечения его устойчивости и нарастания поступательности. Фирмам, предприятиям и организациям необходимы научные рекомендации и ориентировки по функционированию в регионе и городе с учетом перспектив их экономического и социального развития, возможностей взаимодействия с другими объектами и использования ресурсов многоцелевого назначения. Без государственного и муниципального управления вообще нельзя обеспечить рациональное размещение важнейших экономических и социальных объектов, планировку и комплексную застройку территории, улучшение среды обитания и природопользования.
Повышение комплексности развития региона - процесс длительный. Он связан со структурными преобразованиями элементов производства, социальной сферы, среды обитания и планировки территории, улучшением соотношения, взаиморасположения и взаимодействия всех элементов региона как воспроизводственного комплекса. При этом стратегический характер развитию региона на инновационном этапе уже придают не столько материальные элементы и их изменения, как повышение человеческого потенциала (капитала).
Инновационная модель воспроизводства и повышение человеческого потенциала в условиях постиндустриальной стадии и перехода к информационному обществу становятся главными факторами развития. Центры территориальных воспроизводственных комплексов - города - образуют каркас, скрепляющий экономическое и социальное пространство страны, и являются «клетками» воспроизводства человеческого капитала, материального и духовного воспроизводства, услуг и среды обитания [3].
Воспроизводственные процессы в регионе во многом определяются характером расселения. При этом особенно важен анализ распределения поселений по категориям людности. Структура расселения является основной для оценки комплексности, определения перспектив развития и размещения отраслей социальной сферы.
Для анализа территориальной воспроизводственной структуры регионов целесообразно также выделять групповые системы производства и расселения, в том числе промышленные узлы.
Так, с учетом быстрого освоения природных богатств и территории Красноярского края в советский период сложился повышенный по сравнению с общероссийским уровень урбанизации. Край имеет весьма высокий ее уровень. Доля городского населения - 75,9% (РФ - 73%); здесь насчитывается 68 городских поселений, 513 сельских администраций и 1650 сельских населенных пунктов.
Особенностью структуры городских поселений Красноярского региона по сравнению с общероссийской является отсутствие крупных городов с населением от 250 до 500 тыс. человек и значительно меньшая доля малых городских поселений с численностью жителей от 20 до 50 тыс. человек.
Структура сельского расселения региона в разрезе поселений по категориям людности в основном соответствует общероссийскому распределению. Однако удельный вес населения, проживающего в самых мелких поселениях - с числом жителей до 10 человек, - в 10 раз меньше, а в самых крупных - более 5000 жителей - почти в 1,6 раза больше. Это объясняется особенностями заселения отдаленных районов с суровыми природно-климатическими условиями. В советский период более высокая заработная плата и возможность получения жилья привлекали заинтересованных людей в отдаленные и северные районы. Предшествующие процессы планового заселения отдаленных и северных районов по организованному набору трудящихся привели там к избыточному населению.
Комплексирование центров и периферий в регионе объективно определяется разделением функций (труда) между городом и деревней, крупными, средними и малыми городскими поселениями. Территориальная протяженность процесса общественного воспроизводства обусловливается необходимостью использования природных ресурсов, в том числе земельных, цикличностью и стадиями переработки добываемых ресурсов, вплоть до получения конечного продукта. Эффективными являются опора предприятий и организаций периферии на ведущие предприятия и организации, размещенные в центре региона, а также их фи-лиализация, создание дочерних предприятий, формирование других территориальных объединений, в том числе в виде холдингов, промышленно-финансовых групп и др. Нередко предприятия и организации периферии являются вспомогательными и обслуживающими по отношению к социально-экономическому комплексу центра.
Формирование территориальных комплексов определяется также иерархией систем межселенного обслуживания хозяйства и населения. Объективно формируется ступенчатое построение центров обслуживания населения: повседневное - радиус зоны обслуживания обычно составляет пешеходная доступность; периодическое - до 20-30 мин транспортной доступности (брутто); специализированное - до 3-4 ч; уникальное - до 6-8 ч транспортной доступности.
Главными факторами расширенного воспроизводства общественного производства в регионе, его комплексного развития являются инвестиции в отрасли хозяйства и повышение человеческого капитала, охрану и улучшение окружающей среды, определенное соотношение этих инвестиций, а также повышение рождаемости, снижение смертности и, может быть, миграционный приток населения.
Комплексообразование воспроизводственной структуры региона осуществляется в виде функциональных и средовых (планировочных) комплексов.
Комплексообразование в регионе во многом определяется характером размещения производства и расселения, соотношением и взаимодействием центров и периферий. Причем все большую роль в размещении производительных сил и капитала играет расселение, прежде всего ведущие центры человеческого потенциала, которые обычно выступают «точками» инновационного роста.
Комплексирование центров и периферий в регионе объективно определяется разделением функций труда между городом и деревней, крупными, средними и малыми городами. Территориальная протяженность процесса общественного воспроизводства обусловливается необходимостью использования природных ресурсов, цикличностью и стадиями переработки добываемых ресурсов, вплоть до получения конечного продукта.
Комплексообразование в социально-экономическом развитии региона в общем виде определяется законами общественно-территориального разделения труда, концентрации и кооперации производства, иерархичностью территориальных производственных циклов, обособлением однородных по назначению элементов воспроизводственной структуры региона, а также объемами, качеством и размещением природных ресурсов, экономико-географическим положением.
В качестве движущих сил комплексообразования в регионе выступают развитие общественнотерриториального разделения труда и преодоление противоречий между системообразующими и другими структурными составляющими региона: центрами и перифериями, отраслями специализации,
вспомогательными, обслуживающими и дополнительными производствами, а также между функциональным развитием и средовым формированием.
Исследование комплексообразования в регионе позволяет углубить изучение его функциональной структуры. Функциональный комплекс включает системообразующий, производственный, социальный комплекс и комплекс природопользования.
Эффективность функционального комплексообразования в регионе усиливается рациональной пространственной организацией - формированием средового комплекса. Это область физического или градостроительного планирования, обеспечивающая рациональное размещение и пространственное взаимодействие производственных, социальных, экологических объектов и расселения путем планировки искусственной и природной сред, в том числе транспортных сетей, инженерной инфраструктуры, регулирования планировки территории, плотности застройки, хозяйственного освоения и использования территории, а также комбинирования при строительстве объектов производственного, социального и природоохранного характера. Основные средовые комплексы региона в определенной мере соответствуют размещению функциональных комплексов.
Комплексное развитие региона связано со структурными преобразованиями его хозяйства и эффективным задействованием интеллектуальных, материальных, трудовых, инфраструктурных, финансовых, природных и других ресурсов. Управлять всем этим возможно только на основе взаимоувязанной системы документов прогнозного, программного, планового и проектного характера.
Требуется создание целой системы стратегий и схем территориального развития - функционального и средового, с учетом того, что экономику и социальную сферу регионов создают потенциалы муниципальных образований, которые все вместе образуют единое экономическое, социальное, научное и образова-
тельное пространство страны. При этом в рамках схем территориального развития России необходимы перманентные балансировки и координации развития субъектов Российской Федерации и городов, а также решения имеющихся и возникающих межрегиональных, межгородских и межмуниципальных проблем.
Литература
1. Введенский В.Г., Горохов А.Ю. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. - М.: Серебряные нити, 2002. - 128 с.
2. Долгосрочное прогнозирование территориального экономического развития России. Методологические основы и прогноз на период до 2015 года. - М.: СОПС, 2002. - 236 с.
3. Лексин В.Н. Региональные столицы» в экономике и социальной жизни России // Вопросы экономики. -2006. - № 7.
4. Проблемы стратегии территориального развития России. Вып. 2 / ред. А.Г. Гранберг. - М.: СОПС, 2001. - 182 с.
5. Шадрин А.И. Комплексное развитие региона. - Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева, 2011. - 268 с.
УДК 330. 111.62 Г.Ф. Каячев
РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА АКЦИОНЕРНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СРЕДЕ СОВРЕМЕННОГО
РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА
В статье рассматриваются меры по развитию института акционерной собственности, направления эффективной реализации прав акционеров. Выделены проблемы формирования эффективного собственника в институциональной среде российского бизнеса.
Ключевые слова: акционерная собственность, бизнес, институциональная среда, эффективный собственник.
G. F. Kayachev
CORPORATE PROPERTY INSTITUTION DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF MODERN
RUSSIAN BUSINESS
The article considers measures to develop the Institute Stock Ownership direction of the effective realization of the rights of shareholders. Highlighted the problems of forming an efficient owner in the institutional environment of Russian business.
Key words: stock ownership, business, institutional environment, efficient owner.
Российский бизнес прошел противоречивый путь от перестроечных кооперативных форм, стихийного развития малого бизнеса в 90-е годы ХХ столетия до встроенных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в системе государственной политики, создания крупных транснациональных корпораций. В настоящее время российская экономика находится на таком этапе своего развития, когда её эффективность и поворот к инновационной модели объективно возможны только на основе сочетания крупных корпоративных структур и компаний малого и среднего бизнеса. В то же время для институциональной среды российского бизнеса проблема защиты и устойчивого развития института частной собственности и ее разновидности - акционерной - сохранила свою актуальность. И дело здесь не только в продолжающемся переделе собственности, рейдерстве, использовании технологии гринмэйла при вхождении в корпоративный капитал и неэффективных транзакций на рынке слияний и поглощений. В первую очередь речь идет об эффективной реализации прав акционеров, о справедливой цене при обратном выкупе акций у миноритарных акционеров, реальном наполнении экономическим содержанием акционерной собственности, развитии данного института как феномена рыночной экономики и формировании бизнеса как общественной ценности.