МОНИТОРИНГ РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
(НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Регион, производство и расселение, мониторинг, показатели развития человеческого
потенциала.
Повышение качества экономического роста и борьба с бедностью связаны с социально-экономическим развитием конкретных регионов нашей страны. Восточная часть Российской Федерации ранее являлась районом нового освоения, а в настоящее время представляется в основном как проблемный регион ресурсного типа, освоение которого способствует решению важных государственных задач по обеспечению России и других стран топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми и другими ресурсами. Вместе с тем сырьевая специализация восточных районов нашей страны не способна обеспечить необходимое качество экономического роста и социального благополучия населения. Подъемы и спады в развитии этих регионов тесно связаны с принимаемыми и реализуемыми решениями по использованию топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы и во многом определяются конъюнктурой цен, в первую очередь мировых, на данные ресурсы.
Основным принципом методологии социально-экономического исследования в современной ситуации с неимоверным усложнением общественного развития, нарастанием противоречивых процессов и явлений, а также роли субъективного фактора выдвигается проблемный принцип. Он заключается в определении основных проблем, приоритетности и комплексности их решения, соответствующего инструментария исследования и управленческого построения.
Ощущается острая необходимость в системных решениях возникающих проблем, в том числе научных, в преодолении противоречий общественного развития. В условиях слабого, а во многом отсутствующего научного и кадрового обеспечения сопровождения рыночных отношений в России одними из наиболее обострившихся проблем стали некомплексное развитие территории и использование ресурсов многоцелевого назначения, в том числе населения и его активной части. Актуализировались задачи комплексного воспроизводства экономики, социальной сферы и среды обитания.
Цель исследования — обоснование научных подходов к оценке человеческого потенциала региона. В соответствии с этой целью рассмотрены основные проблемные аспекты анализа и разработки перспективы развития воспроизводственного комплекса региона на примере Красноярского края (включая повышение человеческого потенциала и совершенствование отраслевой структуры экономики; улучшение территориальной структуры производства и расселения).
Объектами исследования выступают комплексообразование в воспроизводственной структуре региона Российской Федерации, особенности взаимоувязанного размещения и развития производства и расселения.
Все более важной проблемой, решение которой выдвигается определяющей в развитии воспроизводственного комплекса региона, становится повышение чело-
веческого потенциала. Научная новизна исследования заключается в решении задач расширенного воспроизводства населения, увеличения активного населения (трудовых ресурсов) и улучшения его качества [Шадрин, 2011]. Развитие человеческого потенциала определяется улучшением показателей экономической эффективности, повышением уровня жизни, развитием образования, здравоохранения, культуры, улучшением жилищных условий и среды обитания, совершенствованием расселения в регионе.
Человеческий потенциал в основном определяется формированием среднего класса, который предопределяет не только поступательность общественного прогресса, но и его устойчивость. Пока доля среднего класса в населении незначительна, и это является одним из основных препятствий выхода из системного кризиса и обеспечения устойчивого развития российского общества.
Человеческий капитал становится основным и преимущественным компонентом национального богатства. Возникли новые виды собственности и ренты — интеллектуальные, которые определяют процесс общественного воспроизводства в XXI веке. Формируется самый главный рынок — интеллектуальной собственности.
Воспроизводственные процессы в регионе во многом определяются характером расселения. При этом особенно важен анализ распределения поселений по категориям людности. Структура расселения является основной для оценки комплексности и определения перспектив развития и размещения отраслей социальной сферы.
Для анализа территориальной воспроизводственной структуры регионов целесообразно также выделять групповые системы производства и расселения, в том числе промышленные узлы. Социально-экономическая иерархия населенных пунктов и соответствующих территориальных социально-экономических систем определяется отделением города и деревни — промышленности от сельского хозяйства, делением промышленности на добывающую и обрабатывающую. Малые городские поселения развиваются на базе добывающей промышленности, первичных стадиях переработки соответствующего сырья, а также продукции сельского хозяйства. В средних городских поселениях сосредоточиваются дальнейшие стадии переработки, в крупных городах — конечные стадии, стала быстро расти сервисная экономика. Появилась промежуточная форма поселений - «полугорода-полусела» (поселки городского типа). Селитебные, производственные и другие планировочные зоны и районы являются составными частями городских и сельских поселений.
В крупнейших городах-мегаполисах, переросших в агломерации, в условиях постиндустриального — информационного — общества концентрируются государственное и корпоративное управление, наука, высшее образование, культура и искусство, высокие технологии, венчурное производство, информационная, кредитно-финансовая, биржевая, консалтинговая, риэлтерская и рекламная деятельность. Городские поселения возглавляют территориальные социально-экономические системы разного ранга, они во многом и определяют их специализацию в общественно-территориальном разделении труда.
Нередко города и населенные пункты относят к низовым звеньям экономического районирования и территориальной организации производительных сил. Но это, по нашему мнению, не так. Поселения представляют из себя особый класс территориальных образований — локально-концентрированную форму развития и размещения производительных сил, в отличие от других — районных. Населенные
пункты являются центрами районных систем и во многом организуют экономическую и социальную жизнь в зонах своего влияния (тяготения). Определяющую роль в развитии страны и ее отдельных районов играют крупнейшие города — «локомотивы» реформ и развития рыночных отношений.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает разграничение прав ведения и полномочий между городскими округами, представленными городами с различным экономическим и человеческим потенциалом [Закон РФ..., 2003]. Однако при наделении правами и полномочиями поселений необходимо учитывать их роль в социально-экономическом развитии территорий. Малые, средние и крупные города не могут иметь равные права и полномочия, в том числе расходные, бюджетные. Более того, роль и значение мегаполисов в экономике России намного существенней, чем основной массы субъектов РФ. По данным В.Н. Лексина, в большинстве административных центров субъектов РФ формируется подавляющая часть региональных бюджетов [Лексин, 2006].
Особенностью осваиваемых районов России, в частности Красноярского края, является развитие межрайонных воспроизводственных комплексов. Их организующими центрами являются групповые системы поселений — промышленные узлы, в которых сосредоточено более половины населения и производится большая часть промышленной продукции края. Причем треть населения и половина промышленного производства концентрируются в Красноярске и его пригородах, что способствует формированию новой Красноярской городской агломерации «Красно-ярск-2020». На территории края формируется 48 межрайонных воспроизводственных комплексов муниципальных районов — местных комплексов производства и расселения, как правило, сельскохозяйственного назначения. Многие из них имеют специализацию на добывающей промышленности.
С учетом быстрого освоения природных богатств и территории Красноярского края в советский период в регионе сложился повышенный по сравнению с общероссийским уровень урбанизации. Особенность структуры городских поселений Красноярского края, в отличие от общероссийской, — отсутствие крупных городов с населением от 250 до 500 тыс. человек и значительно меньшая доля малых городских поселений с числом жителей от 20 до 50 тыс. человек.
Изменение численности населения края связано с демообразующими процессами — естественным и механическим движением населения. В советский период более высокая заработная плата и возможность получения жилья привлекали заинтересованных людей в северные и восточные районы страны. Процессы планового заселения отдаленных и северных районов страны по организованному набору трудящихся привели там к избыточному населению. Если в предшествующий период основным источником роста населения в регионе были приезжие, то в последние годы начался отток населения из Красноярского края. Кроме того, в крае наблюдаются снижение рождаемости и увеличение смертности, а также уменьшение продолжительности жизни.
Развитие Красноярского края определяет экономически активная часть населения, прежде всего в трудоспособном возрасте. Трудовые ресурсы являются лимитирующими для развития и освоения края. Вместе с тем при общей избыточной численности занятых в материальном производстве и социальной сфере предприятия испытывают нужду в квалифицированных кадрах. Из других районов страны це-
лесообразно привлекать лишь высококвалифицированных специалистов на конкретные рабочие места.
Приоритетные направления в улучшении занятости населения включают восстановление мониторинга и разработку прогноза рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, прогнозирования профессионально-квалифицированной структуры и численности занятых в отраслях и сферах деятельности на среднесрочную и долгосрочную перспективу, создание системы координации подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, исходя из потребностей рынка труда и интересов личности, решение проблемы обустройства и адаптации привлекаемых в край переселенцев (в том числе иностранцев), разработку программы миграционной политики и занятости местного населения.
Демографический прогноз необходим для определения перспектив развития экономики и его структуры, а также для формирования отраслей социальной сферы и ее различных объектов, в том числе жилищного строительства.
Передовые страны с социально ориентированной экономикой сегодня вышли на показатель 80 % ВВП, идущего на воспроизводство человека — на строительство жилья, обеспечение населения услугами образования, здравоохранения, сферы быта и т. п.
Повышение человеческого потенциала региона тесно связано с ростом доходов населения, потребительского рынка, улучшением жилищных условий, развитием образования, здравоохранения, культуры, в том числе физической, и также с социальной защитой граждан.
В последние годы Красноярский край значительно отставал в темпах роста доходов и заработной платы от общероссийского показателя и в целом по Сибирскому федеральному округу.
Жилищные условия предопределяют воспроизводство населения. Достигнутый уровень комфортности жилища в регионе прежде всего характеризует индикатор обеспеченности жилищным фондом на одного жителя.
Ухудшение здоровья и физического воспроизводства населения во многом зависит от развития территориального комплекса медицинских учреждений и качества оказания медицинской помощи. Уровень заболеваемости населения в крае не намного выше, чем в целом по России.
Улучшение образования становится главным в повышении человеческого потенциала и основным направлением инвестиций. В связи с начавшимся подъемом промышленного производства и ориентацией на высокотехнологические производства актуализируется профессиональное обучение, особенно подготовка квалифицированных рабочих. В крае относительно высоко развита сеть начальных и средних профессиональных учебных заведений. Улучшение подготовки специалистов с высшим образованием будет обеспечено наличием разнопрофильных вузов. Подготовка педагогических работников и специалистов психологического профиля осуществляется в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.
Уровень культуры социума региона определяется комплексным формированием соответствующих учреждений, сочетанием духовного и физического развития человека.
Развитие потребительского рынка характеризуют расходы населения на покупку товаров и оплату услуг. В Красноярском крае ниже общероссийского уровня расходы на покупку товаров и оплату услуг, но выше уровня по Сибирскому федеральному округу.
Подводя итоги полученных научных результатов по определению главных проблемных аспектов развития территориальных социумов, следует отметить, что основным механизмом повышения человеческого потенциала и гармонизации общества выдвигается создание государственной системы нормативов и социальных стандартов [Ильин, 2006]. Они должны отражать мировые и отечественные достижения регулирования оплаты труда, решения жилищных проблем, организации здравоохранения, образования, социальной защиты, развития культуры и других аспектов сопровождения людей благами и услугами.
Библиографический список
1. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ).
2. Ильин И.А. Социальное строительство на территории России. М.: Наука, 2006. 234 с.
3. Лекспн В.Н. «Региональные столицы» в экономике и социальной жизни России // Вопросы экономики. 2006. № 7.
4. Шадрин А.И. Комплексное развитие региона/ науч. ред. И.А. Ильин; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2011. 268 с.