как сделать
устойчивыми моногорода?
постановка проблемы моногородов:
поиск решений научным сообществом
__Аннотация
В чем заключается главная проблема российских моногородов1? Часто они не способны конкурировать с крупными предприятиями мегаполисов и если градообразующее предприятие вытесняется с рынка, то жизнь в городе останавливается. Как реформировать экономику моногородов ради их устойчивого развития? В статье рассматриваются позиции представителей научного сообщества, озабоченного поисками теоретических основ для решения этой проблемы.
_Ключевые слова: моногород, градозависимая экономика, градообра-
_зующее предприятие, теория города, устойчивое развитие, экологич-
_ная экономика научное сообщество
Пыткин А.Н.
д-р экон. наук, профессор, директор Пермского филиала Института экономики Уральского отделения Российской академии наук [email protected]
Загоруйко И.Ю.
канд. юрид. наук, доцент, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук [email protected]
На сегодняшний день проблема моногородов стала особенно острой. Чем могут помочь власти региона, и что в состоянии предпринять сами проблемные муниципалитеты, обсудили за круглым столом 29 января 2010 года в г. Екатеринбурге ведущие ученые, бизнесмены и главы городов [9].
А.И. Татаркин отметил, что моногород никогда не выдержит конкуренции с мегаполисом. Это доказывает общемировая практика. Любой сбой в работе градообразующего предприятия сразу же сказывается на жизни всего муниципального образования. Для того чтобы город попал в рыночное поле и был конкурентоспособен, в нем должно быть не менее 4-5 производств, осуществляющих различные виды деятельности. Это позволяет в критический момент переключаться с одного на другое.
1 Согласно методике Министерства регионального развития России моногородом является населенный пункт, где 25% и более жителей работают на одном предприятии или не менее 50% производимой продукции относится к одной отрасли - прим. ред.
эсс,
Моногорода Урала крайне уязвимы - они могут успешно развиваться только при благоприятной конъюнктуре рынка, где реализуется продукция основного предприятия. Совершенно очевидно, что такие муниципалитеты без поддержки государства и более сильных территорий выжить не смогут. При этом, по мнению А.И. Татаркина, попытка решить проблему за счет развития малого и среднего бизнеса может лишь смягчить ее остроту. Е.Г. Анимица отметил, что если не оказать моногородам поддержку, то это может обернуться страшными для страны последствиями - запустением территорий. Уже сегодня молодежь стремительно покидает эти города. Вместе с тем он уверен, что уповать исключительно на помощь государства -путь бесперспективный. Даже в этих сложных условиях нужно разбудить инициативу общества. Е.Г. Анимица привел пример мощной аккумуляции идей во время работы над стратегическим планом развития Екатеринбурга. В тот период в городе прошла почти тысяча встреч с самыми разными группами людей - студентами, военнослужащими, госслужащими, инженерами. Ученые получали тысячи предложений от екатеринбуржцев, наиболее актуальные вошли в итоге в план, по которому сейчас развивается город.
В.С. Бочко отметил, что необходимо внимательно исследовать внутренние ресурсы монопоселений -трудовые, инвестиционные, и это обеспечит положительный результат.
Баланс социальной, экономической, экологической и институциональной составляющих
Можно констатировать, что методологической основы решения проблемы моногородов до настоящего времени не выработано. Кроме того, совершенно игнорируется подход, закрепленный в Градостроительном кодексе РФ и направленный на реализацию принципа устойчивого развития при осуществлении градостроительной деятельности. В нем особо выделяется требование соблюдения баланса социальной, экономической, экологической и иных составляющих развития территориальных образований, к которым принадлежат и моногорода [5].
любой сбой в работе градообразующего предприятия сразу же сказывается на жизни всего муниципального образования
_моногорода Урала
_крайне уязвимы -
_они могут успешно
„развиваться только
_при благоприятной
конъюнктуре рынка, где реализуется
продукция основного
_предприятия
Очевидно, что должна быть предложена некая теоретическая основа для разработки соответствующей методологии.
Теоретически решение проблемы моногородов заключается в достижении и дальнейшем обеспечении баланса социальной, экономической, экологической, а также институциональной составляющих развития данных территориальных образований. Отсюда можно предположить, что теоретической основой методологии такого баланса могут быть:
- социальная теория города;
- экономическая теория города;
- экологическая теория города;
- институциональная теория города.
Данное предположение, а также практика жизнедеятельности территориальных образований показы-т, что проблема моногородов, как и реализация щпа устойчивого развития - проблема междисциплинарная и многоаспектная.
Теория экономики города
Различного рода научные поиски не дают однозначного ответа на вопрос о содержании термина «экономическая теория города». В этом смысле интерес представляет работа В.С. Занадворова и И.П. Ильиной «Теория экономики города» [8]. Авторы рассматривают экономику города как особый раздел экономической теории. В книге представлена широкая городская проблематика: локальные общественные блага и инфраструктура города, концепция экономического пространства, агломерации и оптимальных размеров города. Рассмотрена концепция каркаса территории на микро- и макроуровнях. Особое внимание уделено моделям непрерывного типа, используемым для описания пространственной конкуренции. В качестве важнейшего направления эволюции теории экономики города авторы видят привлечение понятийного аппарата современной экономики информации. Он может быть плодотворным инструментом анализа в рамках прикладных исследований территориальных организационных структур, направленных на совершенствование взаимоотношений между органами власти различных уровней (от муниципального до федерального).
- Й-
В условиях усложнения экономической жизни и усиления международной конкуренции крайне важно сформировать эффективное распределение их сфер компетенции, что стимулирует, в частности, экономическую инициативу муниципалитетов. Инструментарий для решения этой проблемы предлагается теорией локального общественного сектора.
Социальная теория города
Градостроительным кодексом РФ нормативно установлена реализация принципа устойчивого развития при осуществлении градостроительной деятельности, при разработке документов территориального планирования: схем территориального планирования, генеральных планов городов и населенных пунктов [5].
Что касается социальной теории города, то здесь у социологов можно увидеть ряд теоретико-методологических подходов, подтверждающих возможность такой теории в рамках социологии. Так, французский социолог П. Бурдье рассматривает одновременно и физическое, и социальное пространство (город-территория и население-социум), но разделяет их. Он указывает, что «физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в то время как социальное пространство - по взаимоисключению позиций, которые его образуют» [1]. Отсюда следует вывод, что социальное пространство находит физическую реализацию в пределах города и является сферой распределения различных видов благ, а также индивидуальных агентов, обладающих возможностью их присвоения. Примеры таких подходов приведены в работах отечественных авторов [7].
Аналогичное подтверждение можно найти и для экологической теории города, и для институциональной теории города.
Междисциплинарные подходы
Зарубежные и отечественные исследователи рассматривают междисциплинарные подходы. Так, представители чикагской школы социологии считали, что социология должна давать практические рекомендации, способствовать совершенствованию
... если не оказать
моногородам
поддержку,
то это может
обернуться
страшными
для страны
последствиями -
запустением
территорий
■ *-V-
_...для определения
_методологии
_устойчивого
_развития
моногородов России .существуют
предпосылки в
_виде социальной,
_экономической,
экологической и институциональной _теории города
социальных институтов, в частности способствовать решению городских проблем. В рамках чикагской школы интенсивно развивается эмпирическая и прикладная социология, а также методика конкретного социологического исследования [7]. ВЛ. Глазычев в 1984 г. публикует работу «Социально-экологическая интерпретация городской среды» [4]. В 2008 г. он вводит понятие «градозависимая экономика», которое задает определенный подход в решении проблемы моногородов [3]. Особый интерес представляет монография «Механизмы управления эколого-экономическими системами» [2]. Книга посвящена не только эколого-эко-номическим проблемам, но и содержит также:
- постановки задач управления организационными и социально-экономическими системами;
.'писание механизмов управления безопасностью, тодов анализа их эффективности;
- рекомендации по применению этих механизмов на практике.
Ранее, в 1999 г., В.И. Гурман, Н.Э. Кульбака и Е.В. Рюмина опубликовали результаты исследования в области моделирования устойчивого развития территориального образования. Авторы предложили социо-эколого-экономическую модель развития региона с определенным иерархическим набором показателей, описывающим природную и социальную подсистемы, а также методики для получения оценочной информации. Сравнение сценариев производилось по интегральным оценкам. В результате авторами был получен сценарий устойчивого развития региона, разработанный на базе наиболее удачных сценариев [6]. Подобная модель может быть адаптирована для решения проблем моногородов. Таким образом, можно увидеть, что для определения методологии устойчивого развития моногородов России существуют предпосылки в виде социальной, экономической, экологической и институциональной теории города.
Литература
1. Бурдье П. Социология политики. / Пер. с фр. НА. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.
2. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. Механизмы управления эколого-экономическими системами. -М.: Физматлит, 2008. - 244 с.
3. Глазычев В.Л. Доклад на пленарном заседании «Перспективы развития городов». // IV Пермской экономический форум, 12 сентября 2008 г.
4. Глазычев В.Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. - М.: Наука, 1984. - 180 с.
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
6. Гурман В.И., Кульбака Н.Э., Рюмина Е.В. Опыт социо-эколого-экономического моделирования развития региона. // Экономика и математические методы. - 1999. - № 3.
7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. - М.: Академический проект, 2005. - 704 с.
8. Занадворов В.С., Ильина И.П. Теория экономики города. - М.: ГУ-ВШЭ, 1999. - 175 с.
9. Ключевская Е. Уральские моногорода ищут пути повышения конкурентоспособности территорий. // Российская газета. - 2010. - № 5101.
10. Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (un-habitat). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unhabitat.org.
11. Рюмина Е.В. Анализ эколого-экономических взаимодействий. - М.: Наука, 2000. - 158 с.
Pytkin A.N.
Dr. of Econ. Sci., Professor, Director, Perm Branch of the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences Zagoruiko I.Yu.
Cand. of Law, Associate Professor, Perm Branch of the Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Formulating the Problem of Mono-Industry Towns: Scientific Community Is Looking for Solutions
Abstract
What is the main problem of Russian mono-industry towns? Often they are not able to compete with large metropolitan enterprises and if the town-forming company is pushed out from the market, the life in the city stops. How to reform the economy of mono-industry towns for their sustainable development? The article considers the position of the scientific community concerned about the search of theoretical foundations to solving this problem.
Keywords: mono-industry towns, town-depending economics, town-forming enterprise, theory of town, sustainable development, ecological economy, scientific community
региональная экономика
кономика