Научная статья на тему 'Особенности формирования социальной экономики на муниципальном уровне'

Особенности формирования социальной экономики на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / УСТОЙЧИВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Н. А., Харитонова Е. Н.

Рассмотрены особенности формирования социальной экономики на муниципальном уровне. Определены основные тенденции и цели устойчивого развития муниципальных экономических систем. Выявлены факторы повышения эффективности муниципальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования социальной экономики на муниципальном уровне»

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Н. А. ХАРИТОНОВА, доктор экономических наук, профессор Е. Н. ХАРИТОНОВА, доктор экономических наук, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Существенные политические, экономические и социальные перемены, произошедшие в России за последние 20 лет, обусловили необходимость обновления методических и практических подходов к стратегическому управлению муниципальными образованиями. При этом важнейшей задачей местного самоуправления является создание условий, обеспечивающих эффективное устойчивое развитие муниципальной экономики, удовлетворяющей потребности населения, а также способствующей ослаблению социальной напряженности, которая неизбежно сопровождает циклические процессы экономического развития.

Организуя предоставление муниципальных услуг, органы местного самоуправления призваны находить эффективные в интересах населения и экономики муниципальных образований решения, соответствующие происходящим в стране институциональным преобразованиям, обеспечивая тем самым рациональное использование муниципальной собственности.

Несмотря на то, что основополагающие законы о собственности и местном самоуправлении были приняты в России еще в начале 1990-х гг., институт местного самоуправления наиболее активно

развивался в стране после вступления в силу ряда законодательных актов, в том числе:

— Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определившего правовое поле, в рамках которого могут развивать свою хозяйственную деятельность муниципалитеты;

— Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», который предложил принципиально новый статус государственных (муниципальных) бюджетных учреждений;

— Федерального закона от 08.09.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», завершившего процесс институциональных преобразований, связанных с трансформацией государственной (муниципальной) собственности.

В целом муниципальная экономика как часть национальной экономики представляет собой совокупность экономических ресурсов (земли, движимого и недвижимого имущества, финансов, трудоспособного населения) различных муниципальных

образований, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения.

В этой связи эффективное управление муниципальной экономикой — это комплексный многоплановый процесс, включающий в себя следующие направления:

— анализ состояния макро-, мезо- и микросреды, выбор предпочтительной миссии и целей развития как для муниципального образования в целом, так и для отдельных хозяйствующих субъектов;

— создание системы сканирования внутренней и внешней среды с целью раннего обнаружения сигналов угрозы приближающегося кризиса;

— использование инструментов стратегического контроллинга, направленных на разработку комплексной стратегии, предупреждающей явления экономической несостоятельности субъектов муниципального образования;

— регулярное применение инструментов оценки и анализа финансового состояния крупных экономических субъектов в целях выявления вероятности наступления их банкротства, которое неизбежно скажется на социальном положении всего населения муниципального образования и состоянии муниципальной экономики в целом вследствие сокращения поступления налоговых платежей в местный бюджет, а также обострения проблемы занятости населения;

— разработку предпочтительной политики поведения органов местного самоуправления в случае наступления кризисных явлений;

— постоянный учет риска предпринимательской деятельности для хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории муниципального образования, и разработка мер по его снижению.

Следует подчеркнуть, что в основе эффективного муниципального управления, обеспечивающего минимизацию неизбежных политических, социальных, экономических и нравственных потерь, обусловленных циклическим характером экономического развития, должны быть заложены следующие последовательные тактические действия:

— институционализация — установление норм и правил разрешения конфликта;

— легитимизация — постановка институциональной процедуры в жесткую зависимость от добровольной ответственности большинства участников конфликта за соблюдение предложенных норм и правил;

— структурирование противоборствующих групп; создание условий для проявления и орга-

низационного закрепления коллективных субъектов — носителей тех или иных интересов;

— редукция конфликта, т. е. постепенное его ослабление за счет перевода на другой уровень [17].

Безусловно, эффективность менеджмента на уровне муниципальных образований в значительной степени определяется степенью соответствия действующей законодательной и нормативной базы сформировавшимся условиям хозяйствования. При этом законодательная инициатива находится в прямой зависимости от хода и результативности осуществляемых реформ, представляющих собой глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое для обновления всей системы государственного управления в целом и муниципального управления в частности [20].

В мировой практике принято различать несколько моделей организации муниципальной экономики1:

1) коммунальная модель, главными действующими лицами которой выступают органы местного самоуправления, осуществляющие накопление финансовых ресурсов, необходимых для предоставления общественных услуг, и их расходование через систему муниципального заказа. Они не имеют собственности, приносящей доход. При этом собственность, требующая затрат на ее содержание, как правило, представлена в минимальном объеме. Следует подчеркнуть, что для реализации подобной модели рынок любых муниципальных услуг должен иметь высокий уровень развития конкуренции, с тем чтобы органы местного самоуправления при формировании муниципального заказа могли выявлять лучших поставщиков социальных услуг. Данная модель характерна для экономически развитых стран с высоким жизненным уровнем населения и на современном этапе развития муниципальной экономики России практически не имеет базы для ее применения в чистом виде;

2) коммунально-рентная модель, при которой местные органы самоуправления не только занимаются распределением муниципальных заказов на общественные услуги, но и участвуют в оказании отдельных бюджетных услуг на базе объектов муниципальной собственности (земли, недвижимости и природных ресурсов).

При этом пополнение местного бюджета осуществляется как за счет налогов с населения и хо-

1 Система муниципального управления: учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. В. Б. Зотова. СПб.: Питер, 2008. 512 с.

зяйствующих субъектов, так и рентных платежей за использование муниципальной собственности.

Широкое применение в чистом виде коммунально-рентной модели для российских муниципальных образований сдерживается имеющими место «пробелами» в государственном законодательстве, на базе которого муниципалитеты формируют собственную законодательную базу;

3) муниципально-рентная модель, подразумевающая, что основное бремя по обслуживанию интересов населения и принятию экономических решений местного значения несут органы местного самоуправления, для чего им предоставляется возможность стать полноценными хозяйствующими субъектами на своей территории.

При этом в качестве источников дохода муниципального бюджета необходимо иметь не только налоги и рентные платежи, но и доходы от деятельности различных муниципальных предприятий.

Широкое распространение в России муници-пально-рентной модели сдерживается существующими проблемами, которые в первую очередь связаны с низкой эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов, созданных на базе муниципальной собственности. Многие из них являются фактически банкротами и поддерживаются только за счет средств местных бюджетов. Частично сложившаяся ситуация объясняется отсутствием достаточного экономического обоснования применяемых тарифов на услуги, которые муниципальные предприятия оказывают населению.

В реальной действительности фактические расходы муниципальных предприятий нередко превышают утвержденные соответствующими органами тарифы. Муниципалитеты, безусловно, могли бы настаивать на росте тарифов, адекватно отражающих состояние фактических расходов, но возможности такого подхода преодоления убыточности хозяйствующих субъектов сдерживаются ограниченным платежеспособным спросом населения.

Следует отметить, что ни одна из вышеперечисленных моделей на практике не существует в чистом виде. При этом роль и степень влияния той или иной модели на организацию муниципального устройства в различных странах существенно различаются, что определяется уровнем экономического развития конкретного государства.

Кроме того, содержание модели муниципальной экономики во многом зависит от целого ряда факторов, главными из которых являются:

— объем компетенции органов местного самоуправления, определенный законодательством;

— наличие и характер основных ресурсов территории;

— укомплектованность органов местного самоуправления, а также муниципальных предприятий и учреждений квалифицированными кадрами;

— платежеспособность населения и величина налогового бремени.

Необходимо отметить, что вне зависимости от действующей модели муниципальной экономики, для поддержания конкурентоспособности и повышения инвестиционной привлекательности регионов в странах с развитыми рыночными отношениями принято осуществлять государственное финансирование муниципальных образований по трем основным направлениям:

— стратегическому планированию;

— повышению компетенции сотрудников органов местного самоуправления;

— поддержке крупных региональных проектов.

В настоящее время в России складывается

комплексная система организации муниципальной экономики, основанная на муниципально-рентной модели с элементами коммунально-рентных отношений. В целом основным препятствием для широкого распространения в России муниципально-рентной модели принято считать не только низкую эффективность функционирования муниципальных предприятий, которые в силу указанного обстоятельства не являются источником стабильного дохода местного бюджета, но и наличие большого количества бюджетных учреждений, требующих существенных затрат на свое содержание. Последнее обстоятельство и провоцирует чаще всего хронический дефицит финансовых ресурсов на уровне муниципалитетов.

В настоящее время в России создано 23,1 тыс. муниципальных образований (из них 81,46 % приходится на сельские поселения, где проживает 26,07 % всего населения), в которых функционирует около 150 тыс. учреждений только в областях образования, здравоохранения, культуры и спорта2. При этом традиционно сложилось крайне неравномерное распределение экономических ресурсов страны по отдельным ее регионам при существенном различии в структуре и эффективности их использования,

2 Расчеты выполнены автором на основании информации с сайта Федеральной службы государственной статистики (электронный ресурс). URL: http://www. gks. ru. Дата обращения: 24.08.2012.

Источник: Ы1р://%'%глг. wikipedia. о^/теМ/.

Рис. 1. Графическая интерпретации концепции «устойчивого развития»

что ставит местные органы самоуправления в далеко не равные условия и предполагает проведение большой и серьезной работы по распространению современных методов хозяйствования в рамках всех без исключения муниципальных образований. Целесообразность совершенствования рыночных механизмов управления муниципальной экономикой подтверждается также тем фактом, что последние несколько лет ежегодно Федеральная налоговая служба России инициировала не одну тысячу дел о банкротстве муниципальных предприятий, некоторые из которых впоследствии рассматривались в контексте преднамеренного банкротства [1].

По мнению авторов, структура и сущность муниципальной экономики, а также эффективное использование муниципальной собственности в наибольшей степени должны быть направлены на обеспечение социальной защиты населения, что особенно важно в условиях усиливающегося разрыва в экономическом и социальном положении отдельных социальных групп, муниципальных образований, а также регионов России. При этом ключевая задача муниципальной экономической политики — удовлетворение потребности населения в услугах социального характера с учетом дости-

жения оптимального соотношения между объемом бюджетных услуг, потребностью в имуществе и финансовых средствах, а также трудовых ресурсах, обеспечивающих устойчивое развитие конкретного муниципального образования [5].

Таким образом, специфика и формы государственного устройства России, а также уровень ее экономического потенциала определяют необходимость создания условий, обеспечивающих как устойчивое развитие муниципальной экономики, так и поддержание на должном уровне конкурентоспособности территорий и экономической безопасности страны в целом, как это принято в развитых федеративных государствах3.

Поскольку концепция устойчивого развития предполагает триединую направленность (экономическую, экологическую и социальную) (рис. 1), то неизбежно возникают проблемы, связанные с невозможностью четкого выявления особенностей их проявления, как в рамках отдельных хозяйствую-

3 Calmes J., Zeleny J. Obama details plan to aid victims of fiscal crisis // The New-York Times: url:http://www. nytimes. com/2008/10/14/us/politics/14campaign. html?_r=1&ref=politics &oref=slogin. 13.10.2008. Дата обращения: 22.02.2011.

щих субъектов, так и муниципальных образований, регионов, а также страны в целом. Так, справедливое распределение ресурсов находится на пересечении социальной и экологической компоненты устойчивого развития, создание экологических чистых производств — на пересечении экономической и экологической составляющих, а обеспечение социальной справедливости — невозможно без экономической устойчивости.

Если более детально рассматривать вопросы устойчивого развития общества, то в каждом отдельном случае всегда фигурируют все три его компоненты, между которыми необходимо достижение баланса, обеспечивающего высокоэффективное и устойчивое развитие регионов и территорий благодаря использованию всех видов ресурсов:

— человеческих;

— материальных;

— финансовых.

Все это требует организации системного комплексного подхода к управлению социально ориентированной муниципальной экономикой, основными целями которого являются:

— соблюдение основных прав человека и принципа социальной справедливости, предоставление каждому равных возможностей для проявления своих способностей, трудолюбия, инициативы и предприимчивости;

— повышение уровня благосостояния и социальной защиты населения муниципалитетов соразмерно возможностям муниципального образования, а также страхование всех членов муниципального сообщества от риска утраты достойного уровня жизнеобеспечения в рамках государственных гарантий;

— поддержание на территории муниципального образования стабильности, гражданского согласия и социального мира.

Следует подчеркнуть, что проведение эффективной социальной политики является задачей любого современного государства демократического типа и каждого отдельно взятого муниципального образования.

Такая политика призвана разрешить противоречия между текущими и перспективными интересами общества. Основной целью такой политики является достижение:

— равновесия;

— стабильности;

— целостности;

— динамизма общественного развития.

В Российской Федерации (РФ) указанная политика реализуется с конца XX в., однако, в последнее время отмечается повышенное внимание к указанной проблеме. Только в течение 2012 г. был принят ряд нормативных законодательных актов, направленных на развитие активной социальной политики, позволяющей противостоять циклическому характеру развития экономики, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и страны в целом4.

Кроме того, была создана специальная комиссия при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России5 в соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2012 №№ 945 «О Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом РФ».

При этом понятие «устойчивое развитие территорий» закреплено в ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, утвержденного Федеральным законом от 29.12.2004 № 190-ФЗ, и предполагает обязательность «...обеспечения при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений» [2].

Необходимо отметить, что трансформация рыночной экономики в социальную ориентирует любые экономические субъекты на микро-, мезо-и макроуровнях на достижение как экономических, так и социальных целей. Социализация рыночной

4 О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596; О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597; О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598; О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599; О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 600; Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601; О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606.

5 Совещание по реализации указов Президента РФ в сфере социальной политики от 11.07.2012. Московская область, Ново-Огарево. URL: http://www. news. kremlin. ru/news/15924/. Дата обращения: 17.08.2012.

экономики означает, что развитие производства осуществляется не столько ради прибыли (экономическая цель), сколько ради человека (социальная цель) под влиянием взаимодействия трех глобальных факторов экономического развития:

— научно-технического прогресса;

— рынка;

— права собственности.

В результате частная собственность начинает служить интересам общества и приобретает черты общественной, а производственные отношения трансформируются, получая социальную направленность.

Таким образом, социальная рыночная экономика, в том числе и на муниципальном уровне, — это форма организации общественного производства, основанная на рыночных методах хозяйствования и обеспечивающая его антикризисное развитие, а также социальную защищенность отдельных категорий граждан и устойчивость функционирования как отдельных хозяйствующих субъектов, так и муниципальных образований в целом.

Необходимо отметить, что решение стратегической задачи обеспечения ускоренного экономического роста отдельных муниципальных образования невозможно без повышения эффективности работы государственных институтов, смещения акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений [19].

Важную роль при этом играет эффективная политика государства на всех уровнях в части управления социальными расходами. Однако бюджетные ресурсы, являющиеся источником финансового обеспечения процесса предоставления определенного качества и объема гарантированных социальных общественных благ, небезграничны.

В этой связи процесс реформирования социальной политики государства в рамках управления муниципальными образованиями должен основываться на:

— определении цели развития муниципального образования;

— планировании результата его развития;

— выборе критериев оценки и способов обеспечения эффективности достижения поставленных задач для перехода на качественно новый уровень финансирования и функционирования объектов социальной сферы.

Следует подчеркнуть, что до настоящего времени в финансовом механизме реализации социальной политики государства по-прежнему преобладает экстенсивный подход, несмотря на предпринятые попытки реформирования не только бюджетной системы государства, но и совершенствования функций финансового контроля, а также системы мониторинга, позволяющей контролировать важнейшие критерии эффективности хозяйствования муниципальных учреждений и организаций [21]. Следовательно, перед государством в целом и муниципальными образованиями в частности стоит довольно сложная задача обеспечения эффективного и результативного развития экономики, обеспечивая при этом преимущественно интенсивный характер изменений.

Следует подчеркнуть, что необходимые преобразования целесообразно осуществлять комплексно, с учетом всех проблем, которые условно можно объединить в четыре направления: истори-ко-психологические, политические, финансовые и институциональные:

PMC(R) = Hist & PsychP u PolP u FinP u InstP,

где PMC r) — проблемы управления городом (регионом) (problems of management of city, région); Hist & PsychP — историко-психологичес-кие проблемы (historical and psychological problems);

PolP — политические проблемы (political problems);

FinP — финансовые проблемы (financial problems);

InstP — институциональные проблемы (institutional problems).

К первому направлению традиционно относят проблемы, связанные с особенностью восприятия населением проводимых реформ, которые объясняются имеющимся опытом получения социальных услуг (психологический настрой и инертность особенно возрастной группы населения, привычка во всем полагаться на государство, социальное иждивенчество и пр.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во второе направление объединяют проблемы, обусловленные деятельностью государства по разработке стратегии развития социальной сферы, в том числе и в связи с отсутствием четкости в определении статуса и единой концепции развития объектов и инфраструктуры социальной сферы.

В третье направление — проблемы, связанные с обеспечением социальной сферы финансовыми ресурсами.

При этом следует отметить, что проводимые в последние годы мероприятия, направленные на сокращение налогового бремени, не могли не привести к замедлению роста доходной части бюджета и внебюджетных фондов, которые являются основными источниками финансирования объектов и инфраструктуры социальной сферы.

И, наконец, в четвертое направление — проблемы организации финансовых отношений в части предоставления социальных услуг и осуществления эффективного взаимодействия между различными секторами экономики в данной сфере деятельности.

Необходимо отметить, что общей методо -логической основой интеграции экономических и социальных целей развития общества может служить концепция повышения эффективности труда6, определяющая возможность формирования современной устойчивой, антикризисной стратегии, включая создание механизма оценки эффективности усилий по ее реализации.

Таким образом, основная идея концепции формирования социальной муниципальной экономики заключается в выборе наилучших решений в той или иной сфере трудовой деятельности (включая экономическую и социальную) в целях достижения более высоких результатов в расчете на единицу произведенных затрат.

В этой связи стратегия антикризисного развития муниципальной экономики России предполагает определение основных направлений повышения эффективности общественного труда на основе комплексного использования и развития всех имеющихся ресурсов отдельных территорий и страны в целом, а также факторов (преимущественно интен-

6 Слезингер Г. Э. использует также термины «эффективи-зация труда», «эффективизация экономики» и «эффективи-зация социальной защиты». См.: Слезингер Г. Э. Социальная экономика: учебник. М.: Дело и сервис, 2001. 368 с.

Источник: Слезингер Г. Э. Социальная экономика: учебник. М.: Дело и Сервис, 2001. с. 79. Рис. 2. Дерево целей социально-экономического развития

сивного характера), обеспечивающих рациональное использование имеющихся ресурсов [3]. При этом, исходя из сценарных условий формирования государственной политики, устанавливаются цели и подцели социально-экономического развития страны в целом и отдельных ее регионов, а также определяются наиболее эффективные направления антикризисного регулирования имеющих место социально-экономических процессов (рис. 2).

Следует подчеркнуть, что достижение цели повышения эффективности муниципальной экономики на основе устойчивого экономического роста возможно при учете особенностей таких важнейших определяющих факторов, как (см. таблицу):

— структурная перестройка экономики;

— улучшение предпринимательского климата;

— совершенствование системы государственного регулирования в направлении развития местного самоуправления.

Таким образом, под «социальным развитием» экономической системы в целом следует понимать процесс необратимых, закономерных и целенаправленных изменений в социальной сфере, переход от менее зрелого состояния к более высокому уровню.

Относительно же отдельно взятого муниципального образования, а также входящих в его состав

Важнейшие факторы повышения эффективности муниципальной экономики

№ п/п Политика структурной перестройки экономики в целях повышения ее конкурентных преимуществ Политика улучшения предпринимательского и инвестиционного климата для формирования эффективной экономической системы Политика повышения эффективности государственного регулирования развития экономики

1 Содействие повышению конкурентоспособности отечественных производителей товаров и услуг на внутреннем и мировом рынках и обеспечение структурного маневра в сторону повышения доли видов экономической деятельности, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и видов сферы услуг Защита прав собственности и совершенствование корпоративного управления Ориентация на эффективное выполнение государством своих базовых функций (защита безопасности, прав и свобод граждан и бизнеса, контроля за соблюдением правил игры и власти единого для всех закона при одновременном отказе от практики ненужного вмешательства в дела бизнеса)

2 Исправление накопленных структурных деформаций — реструктуризация убыточного сектора экономики, искусственно поддерживаемого системой бюджетных субсидий, невостребованных налоговых недоимок и неплатежей естественным монополиям Выравнивание условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всей территории страны на основе совершенствования антимонопольного законодательства Приоритетное развитие инфраструктуры и сферы услуг (транспорт, связь, энерго- и ресурсосбережение, информатизация, инернет-технологии и др.)

3 Завершение трансформации существующих малоэффективных институтов экономики «переходного типа» (структуры государственной собственности, товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики Обеспечение оптимального баланса во взаимоотношениях частного предпринимательства и государства на основе дерегулирования экономики Управление государственной собственностью, включая преобразование государственных унитарных предприятий в автономные, казенные или бюджетные учреждения

4 Ускоренное развитие и перестройка экономической системы, предприятий и рынков в процессе общемировой экономической трансформации, проходящей на базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов Улучшение инвестиционного климата на основе информационного обеспечения бизнеса, реформирования бухгалтерского учета и статистики Внедрение новых информационных технологий в процесс управления государственной собственностью

хозяйствующих субъектов социальное развитие означает достижение желаемых перемен, изменений к лучшему в условиях труда и быта работников, повышения уровня и качества их жизни. При этом важнейшим условием формирования в России социальной экономики является совершенствование системы управления отдельными ее компонентами на всех уровнях государственного регулирования, включая в том числе и отдельные муниципальные образования, а также хозяйствующие субъекты, составляющие основу их экономического потенциала.

Необходимо отметить, что принятию верных управленческих решений на уровне государственной (муниципальной) власти способствует формирование эффективного антикризисного мышления, основной смысл которого сводится к тому, чтобы вовремя выявить, диагностировать, контролировать возникающие конфликтные ситуации в экономике

страны (региона, территории, муниципального образования) и своевременно урегулировать процесс управления ими.

Целесообразность реализации эффективного антикризисного подхода в управлении муниципальным образованием обусловлена прежде всего тем, что развитие муниципальной экономики призвано в наибольшей степени соответствовать интересам населения конкретных территорий, способствовать ослаблению социальной напряженности7, которая неизбежно сопровождает циклические процессы экономического развития.

В рамках стратегического планирования государством поддерживаются проекты, которые

7 О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 годы и до 2015 года): постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 717.

являются факторами роста экономики муниципального образования. В целях повышения уровня профессиональной компетентности специалистов, занятых в органах местного самоуправления, финансируются проекты, направленные на развитие их профессиональных знаний и навыков. Финансовая поддержка крупных и социально значимых региональных проектов способствует развитию существующих конкурентных преимуществ того или иного муниципального образования.

Отдельного внимания заслуживают вопросы организации эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на базе муниципальной собственности. Несмотря на законодательное закрепление права органов местного самоуправления участвовать в распределении прибыли, полученной при эксплуатации муниципальной собственности, чаще всего доходы муниципалитетов формируются либо за счет арендной платы, либо выручки от продажи муниципального имущества.

Более того, многие хозяйствующие субъекты имеют существенную задолженность перед государством по налогам и сборам, а также низкую ликвидность, провоцирующую неустойчивость их финансового состояния.

Как показывает практика, убыточность большинства муниципальных учреждений и предприятий чаще всего обуславливается не только низкой эффективностью хозяйствования и некомпетентностью руководителей или слабым контролем со стороны органов муниципального управления, но и сложившимися в течение десятилетий неэффективными принципами их финансирования.

Так, в программе Правительства РФ по повыше -нию эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. 8, было отмечено, что «...существующая в Российской Федерации сеть государственных (муниципальных) учреждений была сформирована в иных социально-экономических условиях и функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления и принципов оптимальности и достаточности».

Таким образом, важнейшим условием формирования в России социальной экономики в рамках концепции «устойчивого развития» является совершенствование системы управления отдельными ее

8 Об утверждении программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и плана мероприятий по ее реализации в 2010 году: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р.

компонентами на всех уровнях государственного регулирования, включая в том числе и отдельные муниципальные образования. При этом необходима формализация процесса реформирования социальной политики государства в рамках управления муниципальными образованиями для условий рыночной экономики по четырем направлениям:

— историко-психологическому;

— политическому;

— финансовому;

— институциональному.

Несомненно, что указанный процесс должен основываться на определении цели развития муниципального образования, планировании результата функционирования субъектов муниципальной экономики, выборе критериев оценки и способов достижения поставленных задач для перехода на качественно новый уровень финансирования и функционирования объектов социальной сферы.

Список литературы

1. Байдерин П. В. Проблемы банкротства муниципальных предприятий // Налоговые вести. 2009. № 21, 22.

2. Градостроительный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

3. Дворцов В. И. Пространственное развитие территорий на основе кластерных технологий // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 2.

4. Короткова О. И. Проблемы органов государственной власти в управлении бюджетными активами // Законодательство и экономика. 2010. № 6. С. 7—11.

5. Левинсон Н. Л. Задачи и тревоги нового года // Бюджет. 2008. № 12.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.09.2010 № 83-Ф3.

7. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596.

8. О Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определенных Президентом РФ: Указ Президента РФ от 11.07.2012 № 945.

9. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597.

10. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 600.

11. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599.

12. О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606.

13. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598.

14. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.

15. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3.

16. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601.

17. Орехов В. И., Балдин К. В., Орехова Т. Р. Антикризисное управление: учебник. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2009. 544 с.

18. Осипов Г. В., Степашин С. В. Экономика и социология знания: практ. пособ. / Научный совет по Программе фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук «Экономика и социология знания». М.: Наука, 2009. 220 с.

19. Полынев А. О. Конкурентные возможности регионов. Методология исследования и пути повышения. М.: Красанд, 2010. 208 с.

20. Хабриева Т. Я. Муниципальная реформа в Российской Федерации. Правовое и экономическое исследование. М.: Эксмо, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2010. 414 с.

21. Шутагин Е. О. Повышение эффективности финансового контроля в условиях кризиса // Административное и муниципальное право. 2009. № 7.

Вниманию руководителей, финансовых директоров, бухгалтеров, аудиторов, преподавателей, аспирантов и студентов вузов!

Журнал «Международный бухгалтерский учет»

ISSN 2073-5081

Выпускается с 1999 года. Включен в перечень ВАК.

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН. Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНИ).

Формат A4, объем 64 - 72 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34136 48997 83847

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 721-85-75, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей:

Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.