Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ОБРАЗЦЫ / INFORMATIZATION OF SOCIETY / SOCIOCULTURAL PROCESS / CONSCIOUSNESS / CULTURAL PATTERNS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макаев Х.А.-А., Бурняшева Л.А.

В статье рассматриваются проблемы информатизации. Осуществляется философский анализ трансформация духовно-нравственных ценностей молодежи в условиях современной информатизации общества. Автором делается вывод о том, чтоинформатизация приводит к глобальным изменениям, проявление которых в том, что информация занимает в жизни молодежи большое место.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF MODERN INFORMATIZATION OF SOCIETY

The article deals with the problems of Informatization. The philosophical analysis of transformation of spiritual and moral values of youth in the conditions of modern Informatization of society is carried out. The author concludes that Informatization leads to global changes, the manifestation of which is that information occupies a large place in the life of young people.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА»

УДК 026.06.

Макаев Х.А.-А.

Бурняшева Л.А.

ФГБОУ ВО «ПГУ» Россия, г. Пятигорск Makaev H.A.-A.

Burnyasheva L.A.

Pyatigorsk state University Pyatigorsk

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ОБЩЕСТВА

TRANSFORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF YOUTH IN THE CONDITIONS OF MODERN INFORMATIZATION OF

SOCIETY

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы информатизации. Осуществляется философский анализ трансформация духовно-нравственных ценностей молодежи в условиях современной информатизации общества. Автором делается вывод о том, что информатизация приводит к глобальным изменениям, проявление которых в том, что информация занимает в жизни молодежи большое место.

Abstract: The article deals with the problems of Informatization. The philosophical analysis of transformation of spiritual and moral values of youth in the conditions of modern Informatization of society is carried out. The author concludes that Informatization leads to global changes, the manifestation of which is that information occupies a large place in the life of young people.

Ключевые слова: информатизация общества, социокультурный процесс, сознание, культурные образцы.

Key words: informatization of society, socio-cultural process, consciousness, cultural patterns.

В настоящее время информация потоками проникает во все сферы социума, а информация превращается в массовый и жизненно необходимый продукт потребления. Возрастающий объем производства и потребления информации, ее преобразование в значительный вид ресурсов приобрел название информатизации общества [2, с. 127].

Информатизацией общества определены не только экономические и социальные изменения, но и новый образ бытия, и новые требования к подрастающему поколению [4, с. 96]. Сам факт такого влияния является универсальным законом, не зависящим от общественно-политического строя.

Образ бытия современной молодежи, материальная и духовная культура наложили отпечаток влияния информатизации. Она привела не только к увеличению объема информации, созданию локальных и глобальных систем и сетей, баз данных и знаний, но и к возникновению существенно

новых технологий, произошло появление новой культуры, нового типа общества. Информатизацию следует отнести к фундаментальной проекции глобального процесса общественных трансформацией [6, с. 59]. Но информатизацию, безусловно, следует считать социокультурным процессом, оказывающим особое влияние на технологии, экономику и т. п.

Но информатизация не в силах решать социальные проблемы, но зато ей подвластно изменение производительных сил и производственных отношений, которые неизбежно связаны с данным процессом. В частности, они и оказывают влияние на социальную структуру общества. Так, О. Тоффлером утверждалось, что человечество живет в мире блип-культуры, то есть в мире, где распространены блипы информации: объявления, команды, обрывки команды, обрывки новостей. Современные люди чувствуют себя свободнее, именно сталкиваясь с «блипами». Вместо заимствования готовой идеальной модели реальности, они все вновь и вновь должны сами ее изобретать. Им отмечались коренные изменения в культуре социума. Все усиливающийся поток информационного обмена между людьми породил новый тип культуры, где все подчиняется неизбежности классификации, унификации с целью все большего увеличения эффективности при передаче от поколения к поколению лично или через средства массовой информации

[9].

Современному социуму не свойственно бытие и развитие без информации, демонстрировавшей форму культуры общества. Именно человек в этой ситуации выступает создателем, распространителем, и хранителем информации, взаимодействует по следующей формуле «человек - информация - человек». Но, исходя из исторического опыта, информация (или ее отсутствие) всегда играла большую роль в развитии социума и личности, в том числе и молодых людей [8, с. 64]. Тем не менее, в момент, когда активно распространяются новые информационные технологии, влияние информации все более актуально. В качестве результата информатизации следует выделить интеллектуальный и информационный потенциалы, зависящие от интенсивности информатизации социума. Эти два понятия можно объединить в одно - информационно-когнитивный потенциал, которое будет использоваться для характеристики процесса информатизации. Субъект информатизации - личность.

При создании новых информационных систем, человек, наряду с этим оказывается объектом их обратного воздействия, формирует тип обратной связи в системе «человек - информационные технологии». Вследствие этого предвидится развитие гуманитарной культуры [8, с. 67]. Для этого характерны синтетичность рационального и чувственно-образного компонентов восприятия и передачи информации, также распространяются новые коммуникативные стандарты, зарождаются новые виды искусства (мультимедиа-арт) и т. д. Все активнее распространяется виртуализация бытия. Виртуальная реальность дает молодым людям возможность

собственно создавать, творить «внешнее бытие», окружающий мир, культурное пространство [1, с. 72].

Сегодня отмечается, что реальное замещается виртуальным, люди отрываются от конкретики, теряют непосредственную связь с другими людьми и т. д. В связи с этим молодежь не лучшим образом проходит адаптацию к изменениям, но на это влияет не только распространение новых технологий [3, с. 18]. Исходя из требований компьютерной виртуальной реальности, от человека требуются превыше всего такие качества, как целеполагание, творческое мышление, импровизация. Ранее для связи с иными мирами, культурой требовались определенные усилия, творчество, интеллектуальное конструирование бытия, медитация, то теперь эти функции выполняются компьютером. Исходя их культурологической и социально-педагогической позиции, становится ясно, что выносится человеком из виртуального бытия в бытие константное, базовое, реальное [5, с. 169]. Таким образом, изменяются культурные нормы и культурные процессы.

Следовательно, информационным пространством продуцируется особого рода современная реальность - «виртуальная реальность». Интернет и представляет материализацию ноосферы. Сознание молодежи представляет самую существенную характеристику ноосферы [7, с. 20].

Интернет может превратиться в коллективное сознание молодых людей, представить собой его материализацию. Доказательством распространения данного тезиса служат интеллектуальные технологии и системы, которые создают нетрадиционные продукты и услуги.

В результате следует заключить, что информатизация приводит к глобальным изменениям, а их проявление в том, что информация занимает в жизни молодежи больше места, чем прежде. Данные изменения породили антиномичность и полиморфизм культуры. Можно привести значительное количество аргументов в пользу идеи информатизации социума как непрерывного процесса, который вызван факторами развития общества.

Использованные источники:

1. Бокачев И.А., Газгиреева Л.Х., Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в условиях модернизации современного общества: учебное пособие. Ставрополь, 2010. 170 с.

2. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Экологизация культуры как основа формирования духовной жизни современного российского общества // Сборник статей Международной научно-практической конференции. «Тенденции и перспективы развития науки XXI века». 2016. С. 125-127.

3. Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в духовно-нравственной сфере социального бытия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Северо-Кавказский государственный технический университет. Ставрополь, 2008. 24 с.

4. Бурняшева Л.А. Духовная безопасность в условиях нового миропорядка // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2009. № 4. С. 95-99.

5. Бурняшева Л.А. К проблеме традиционного и инновационного в духовно-нравственной сфере социального бытия // Вестник Ставропольского государственного университета. 2008. № 3. С. 169-173.

6. Бурняшева Л.А. Духовное пространство в контексте трансформационных процессов в обществе: социально-философский анализ: монография. Пятигорск, 2012. 117 с.

7. Бурняшева Л.А., Газгиреева Л.Х. Проблема устойчивого развития современного общества через самоорганизацию: информационно-ценностная парадигма // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. №2 6 (73). С. 17-21.

8. Культура и образование в информационном обществе: материалы Международной научной конференции. Краснодар, 2003. 434 с.

9. Toffler A. The Third Wave. London, 1981.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.