Научная статья на тему 'РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ДЕЭТНИЗАЦИЯ И МАРГИНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денильханова Тамила Бадрудиевна

Статья посвящена рассмотрению важной роли поликультурного образования в преодолении поведенческих стереотипов студентов. Автор рассматривает понятие «поведенческие стереотипы», двойственную природу стереотипов, стереотипное мышление в процессе обучения и воспитания в высших профессиональных учебных заведениях. Также автор дает рекомендации по преодолению поведенческих стереотипов среди учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MULTICULTURAL EDUCATION IN OVERCOMING BEHAVIORAL STEREOTYPES OF STUDENTS

The article is devoted to the consideration of the important role of multicultural education in overcoming behavioral stereotypes of students. The author examines the concept of "behavioral stereotypes", the dual nature of stereotypes, stereotypical thinking in the process of education and upbringing in higher professional educational institutions. The author also gives recommendations on overcoming behavioral stereotypes among students.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ СТЕРЕОТИПОВ СТУДЕНТОВ»

Слово - молодым ученым

УДК 371.15:316.647.8

DOI 10.34823/SGZ.2022.2.51794

Т.Б. ДЕНИЛЬХАНОВА аспирант кафедры межкультурной коммуникации, лингводидактики, педагогических технологий обучения и воспитания ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»*

Роль поликультурного образования в преодолении поведенческих стереотипов студентов

Статья посвящена рассмотрению важной роли поликультурного образования в преодолении поведенческих стереотипов студентов. Автор рассматривает понятие «поведенческие стереотипы», двойственную природу стереотипов, стереотипное мышление в процессе обучения и воспитания в высших профессиональных учебных заведениях. Также автор дает рекомендации по преодолению поведенческих стереотипов среди учащейся молодежи.

Ключевые слова: поведенческие стереотипы, поликультурное образование, студенты, воспитание, культурные особенности, деэтнизация и маргинализация.

T.B. DENILKHANOVA Postgraduate student of the Department of Intercuiturai communication, Linguodidactics, Pedagogical Technoiogies of Education and upbringing of the «Pyatigorsk State University»

The role of multicultural education in overcoming behavioral stereotypes of students

* Денильханова Тамила Бадрудиевна, e-mail: tdenilkhanova@mail.ru

The article is devoted to the consideration of the important role of multicultural education in overcoming behavioral stereotypes of students. The author examines the concept of "behavioral stereotypes", the dual nature of stereotypes, stereotypical thinking in the process of education and upbringing in higher professional educational institutions. The author also gives recommendations on overcoming behavioral stereotypes among students.

Keywords: behavioral stereotypes, multicultural education, students, upbringing, cultural characteristics, deethnization and margina-lization.

В настоящее время поликультурное образование представляется значимым и актуальным для современного российского общества.

Конец XX века (90-е гг.) был характерен колоссальными изменениями в экономической и социальной сфере после такого грандиозного события как распад Союза ССР. Именно в этот период был задан новый курс образования, где акцент делался на усиление этнизации образования.

Созданные условия в данный период для поликультурного образования, способствовали этнической идентификации, формированию культурного самосознания учащихся в российских вузах страны, но в тот же момент препятствовали этнокультурной изоляции студентов от других стран и народов1.

В рамках поликультурного образования на формирование ценностей учащихся влияние оказывают два элемента. Во-первых, это первичные социальные агенты человека, его ближайшее окружение (родители, родственники, друзья), в результате общения с которыми он перенимает культурные ценности, принадлежащие именно той среде, в которой он находится. Во-вторых, важная роль в формировании ценностных ориентаций принадлежит дошкольным, школьным учебным заведениям, а также последующим средним и высшим профессиональным образовательным учреждениям. На данном этапе, педагог, обладающий большим спектром знаний о культурных особенностях, нежели ближайшее окружение ребенка, способен соответственно передать больше знаний о культуре, человеческих отношениях, ценностях.

1 Бурняшева Л.А. Духовное пространство в контексте трансформационных процессов в обществе: социально-философский анализ: монография. Пятигорск, 2012, с. 73.

Поведенческие стереотипы представляют собой некие поведенческие штампы, стандарты поведения в упрощённой форме, шаблонное, либо искажённое представление о ценностях, идеалах, нормах морали, общечеловеческих отношениях. Поведенческие стереотипы помогают людям не только «навешивать ярлыки», но и производить оценку «правильно - неправильно».

Поведенческим стереотипам свойственно выполнение ряда конкретных функций. Для межкультурного коммуникационного процесса наиважнейшее значение отводится таким функциям стереотипов как:

- передача от части, более-менее достоверной информации;

- ценностно-ориентировочная функция;

- влияние на формирование реальности.

По мнению Л.А. Бурняшевой, стереотипы представляют привычное отношение человека к какому-либо конкретному явлению, которое было сформировано под влиянием общественных обстоятельств, а также на основании предшествующего человеческого опыта1.

Л.Х. Газгиреева пишет, что стереотипное поведение зачастую является оправданным и необходимым, так как люди живя в обществе, должны уметь вести себя адекватно. Шаблонное поведение в социуме определяет человеческое суждение, что помогает оценивать происходящее, и также определяет отношение к окружающему миру2. Такие стандарты помогают человеку понять, что необходимо делать в какой-то конкретной ситуации, какие поступки следует считать хорошими, а какие плохими. Так, поведенческие стереотипы могут обладать как положительными, так и отрицательными чертами.

Также стереотипы представляют большую значимость в межкультурном общении, на основании того, что различия в языках народов и национально-культурные особенности не позволяют одинаково воспринимать информацию. Общение будет проходить всегда на более легком уровне, если человеку знакомы конкретные стереотипы.

1 Бурняшева Л.А. Традиционное и новационное в контексте социально-философского дискурса: монография. Ставрополь, 2009, с. 89.

2 Газгиреева Л.Х. и др. Экзистенциально-ценностные отношения как движущая сила в управлении духовными процессами современного российского общества. В книге: Проблемы социально-экономического развития общества. St. Louis, 2013, с. 20.

Образовательное пространство представлено системой учреждений, необходимых для обеспечения организации учебно-воспитательного процесса с учетом передачи исторического опыта и всестороннего развития учащейся молодежи. Формирование системы поликультурного образования, прежде всего, направлено на преодоление поведенческих стереотипов по отношению к иностранным учащимся, носителям иных культур, испытывающих трудности в процессе обучения в высших учебных заведениях.

Так как современное время, по мнению Л.Х. Газгирее-вой, определяет глобальная система, то на этом основании возрастает потребность современной молодежи в мировом образовательном пространстве, в связи с повышением необходимости в интеграции и регионализации1.

На воспитание и образование оказывают свое воздействие этнические процессы, отличительные черты национальной культуры, а также процессы межкультурной коммуникации. Наиважнейшая роль здесь отводится преодолению культурных стереотипов.

На основании того, что общение на межэтническом уровне представляется сложным процессом взаимодействия студентов, то в данном случае роль высшего профессионального образования сложно переоценить, так как поликультурное образование основывается на изучении таких дисциплин как «Этнопедагогика», «Этнопсихология», а также на применении инновационных технологий обучения и воспитания.

Е.В. Милосердов убежден в том, что адаптацию к чужеродной этнокультурной среде можно объяснить следующим образом: этническая культура представляет опыт выживания этнической общности, который закреплен в социальной памяти обычаями и традициями2.

Совершенно новая социокультурная и языковая среда приводит к процессам культурной дезадаптации молодых людей, к потере языкового пространства, следовательно, одним из важных направлений является сохранение своего родного языка, обычаев и традиций в процессе обучения и воспитания учащейся молодежи.

1 Газгиреева Л.Х. Государственная (официальная) педагогика России ХУИ-Х!Х веков: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Пятигорск, 2006, с. 19.

2 Милосердов Е.В. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации // Иностранные языки в школе. М., 2004, № З, с. 80.

Полагаем, что решение проблем образования и воспитания студентов, принадлежащих к другим народам и культурам, обусловлено рядом как объективных, так и субъективных факторов. Во-первых, необходимо оказывать противоборство мотивам, потребностям, интересам учащейся молодежи, возникающим конфликтным ситуациям между этническими группами, преследующими разные цели.

В результате межкультурного образования иностранные студенты или представители национальных меньшинств получают равные жизненные возможности, таким образом, оставляя за собой возможность возвращения на свою историческую Родину.

Общие цели, которыми обусловлено межкультурное образование, ведут личность студента через диалог, позволяют разрешать конфликтные ситуации, критически осмысливать собственные культурные особенности, при этом преодолевая этноцентрическую установку к толерантному отношению, признавая тем самым к пониманию того, что у всех шансы равны, к сознательному и ответственному общественному поведению, обогащая культуры.

Иностранный студент, на которого оказывает влияние мигрантская субкультура, который постоянно сталкивается с культурой большинства, пребывает в непростой кризисной ситуации. Для того, чтобы он получал полноценное развитие своей личности, необходимо достижение позитивной этнической идентичности, а также на данном основании становления этнической толерантности1.

В данном случае необходимо поддерживать учащихся высших учебных заведений, особенно в тот период, когда им предстоит выбор этнической идентичности. Например, занятия родным языком, а также включение в содержание образовательного процесса культурных архетипов2.

В настоящее время, в межкультурном образовании все более популярным становится метод, который ориентирован на конфликтную ситуацию, где главная цель заключается в становлении конфликтной компетентности. Анализируя межкультурные конфликтные ситуации, мы прихо-

1 Исина Г.И. Стереотипы и национальная языковая картина: автореферат диссертации доктора филологических наук. Алматы, 2008, с. 12.

2 Газгиреева Л.Х. Теоретико-философское осмысление духовно-коммуникативного бытия современной молодежи // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2009, № 6(49), с. 27.

дим к осмыслению их причин, что и приводит к снятию культурных стереотипов.

Дополненный подход, ориентация которого направлена на взаимодействие разных культур, на их диалог, предполагает становление межкультурной компетентности, включающей информационные и языковые компоненты, конфликто-ориентированный подход обусловлен не малой пользой для развития у детей толерантных поведенческих установок.

Е.В. Милосердов пишет, что межкультурное образование строится на основании таких дисциплин как «Педагогика для иностранцев» и «Фольклорная педагогика»1.

В высших учебных заведениях рекомендуется проведение мероприятий, направленных на привитие толерантности к чужеродным культурам, на уважительное отношение к иным религиям, на положительное восприятие культурной реальности2. Следовательно, современное поликультурное высшее образовательное заведение является не только тем институтом, где студенты получают знания в рамках основной программы высшего профессионального образования, но также и пространством для осуществления совместной деятельности, направленной на преодоление культурного барьера и культурных стереотипов студенческой молодежи.

Реализация идей поликультурного высшего образования приведет к развитию в молодежи толерантного отношения к происхождению друг друга, уважительного отношения к чужеродной культуре и взглядам на жизнь, к получению навыков разрешения конфликтных ситуаций путем переговоров.

1 Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной коммуникации // Иностранные языки в школе, М., 2004, № З, с. 82.

2 Ежов С.П., Халлисте О.В. Этнокультурные стереотипы во взаимодействии преподавателя и студента: постановка проблемы и пути ее решения // Современные проблемы науки и образования, № 5, 2017, с. 277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.