Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2022, №2, Том 14 / 2022, No 2, Vol 14 https://esi.today/issue-2-2022.html URL статьи: https://esi.today/PDF/12ECVN222.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Коварда, В. В. Трансформация деятельности таможенных органов России в обеспечении экономической безопасности / В. В. Коварда, Р. А. Лаптев // Вестник евразийской науки. — 2022. — Т. 14. — № 2. — URL: https://esi.today/PDF/12ECVN222.pdf
For citation:
Kovarda V.V., Laptev R.A. Transformation of the activities of the customs authorities of Russia in ensuring economic security. The Eurasian Scientific Journal, 14(2): 12ECVN222. Available at: https://esi.today/PDF/12ECVN222.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
УДК 338; 339
ГРНТИ 06.51.25; 06.51.51; 06.51.65; 06.51.77; 06.52.13
Коварда Владимир Васильевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент
Кандидат физико-математических наук, доцент E-mail: [email protected]
Лаптев Роман Алексеевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия Доцент кафедры «Таможенного дела и мировой экономики» Кандидат исторических наук, доцент E-mail: [email protected]
Трансформация деятельности таможенных органов России в обеспечении экономической безопасности
Аннотация. В статье проанализированы вопросы обеспечения таможенными органами России экономической безопасности страны. Кратко охарактеризованы ключевые на сегодняшний день направления деятельности ФТС России в императиве обеспечения соблюдения экономических интересов государства.
В первой части работы определены векторы содействия экономическому развитию России за счет формирования благоприятных условий осуществления ВЭД. Проанализирована динамика категорирования участников ВЭД по уровню риска и выявлена положительная тенденция по сокращению количества хозяйствующих субъектов, отнесенных к высокому уровню риска. Отмечены основные преимущества системы категорирования как для ФТС России, так и для участников ВЭД, что, в конечном итоге, должно способствовать расширению ВЭД.
Во второй части статьи проведен анализ внешней торговли России: оборота, экспорта и импорта. Выявлена тенденция роста внешнеторгового оборота за исключением 2019 и 2020 гг., что связано с антиэпидемиологическими мерами. При этом, уровень 2021 г. превысил значение 2018 г. (допандемийного), что косвенным образом может свидетельствовать об эффективности мер, предпринимаемых органами власти России по развитию ВЭД, в т. ч. таможенными.
Также указана важная роль ФТС России в обеспечении соблюдения запретов и ограничений, в т. ч. в императиве импортозамещения. Дополнительную актуальность данное направление приобретает в условиях санкционного противостояния в феврале-марте 2022 г.
Исключительную значение ввиду эволюции ЕАЭС имеет деятельность ФТС России по содействию развитию таможенных администраций стран ЕАЭС, особенно в условиях расширения внедрения цифровых технологий.
В заключительной части работы сформулированы основные выводы.
Ключевые слова: экономическая безопасность; таможенные органы; цифровизация; благоприятные условия для ВЭД; уровень риска; категорирование; запреты и ограничения
Современные условия хозяйствования неразрывно связаны с международными отношениями, в т. ч. в сфере экономики. Интернационализация и интеграционные процессы в мировой экономике приводят к перманентной динамике комплекса по регулированию внешнеэкономической деятельности, одним основных участников которого в России является таможенная служба. Учитывая усложнение экономических процессов и скорость их изменения значительно повышаются требования к ФТС России как одному из ключевых элементов системы обеспечения экономической безопасности России. Особенно это прослеживается с 2014 г., когда усилилось внешнеэкономическое противостояние с США и другими странами, катализатором чему явилось введение санкций против России. Еще более сильный импульс противостояние получило в феврале-марте 2022 г. с введением против России целого «комплекса санкционных пакетов».
В связи с этим, при написании работы ставилась цель исследовать роль таможенных органов в обеспечении экономической безопасности России в условиях возрастания турбулентности международных процессов и активизации цифровизации всех сфер деятельности человека.
Следует отметить, трансформация мировой экономики, связанная с интернационализацией, цифровизацией, интеграционными процессами (в т. ч. при вступлении в ВТО) и иными изменениями, к коим можно отнести и кризисные явления, укрепившие осознание уязвимости сложившейся международной системы (например, инцидент с контейнеровозом Evergreen, перекрывшего Суэцкий канал [1], и спецоперация России на Украине в феврале-марте 2022 г. выступили важными событиями (катализаторами) диверсификации логистических маршрутов, выступающих в качестве кровеносной системы мировой торговли), привели к динамике системы средств обеспечения экономической безопасности.
В соответствии с изменениями международной ситуации трансформируется политика национальных государств и объединений, эволюционируют методы и средства работы передовых органов власти, в т. ч. таможенных. Однако, неизменной остается функция, которая может быть напрямую и не отражена в нормативных документах, и превалирует над другими — обеспечения соблюдения экономических интересов страны. В России эта обязанность таможенных органов определена в федеральном законе, а также прослеживается с иных нормативных правовых документах. Так, в присяге, приведенной в Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 года № 114-ФЗ, отмечено основное направление деятельности ФТС России осуществляется в векторе обеспечения
Введение
Основная часть
экономической безопасности, защиты суверенитета страны 1 . Если учесть, например, определение, предлагаемое А.Н. Климовой и Е.А. Юриной, что экономическая безопасность представляет собой состояние отсутствия опасности в сфере системы экономических отношений, защищенности экономики, обеспечение ее способности выполнять свои функции [2], указывая определенное целеполагание, то достижение целей может осуществлять различными динамично изменяющимися комбинациями. В настоящее время ключевыми направлениями деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности являются представленные на рисунке 1.
Основные направления деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности страны
Содействие экономическому развитию России посредством формирования благоприятных условий осуществления ВЭД <--
Обеспечение соблюдения запретов и ограничений 4-
Участие в развитии процесса цифровизации России, в т. ч. в рамках трансформации системы госрегулирования 4-
Содействие развитию таможенного дела в странах ЕАЭС *--
Рисунок 1. Основные направления деятельности таможенных органов России по обеспечению экономической безопасности страны (составлено авторами)
Помимо указанных на рисунке 1 направлений имеется ряд важных других, например, участие в формировании доходной части федерального бюджета России посредством администрирования таможенных платежей [3], однако здесь указаны ключевые (по мнению авторов работы) по состоянию на начало 2022 г. Тем более, что в целом довольно сложно выделить наиболее или наименее важные сферы деятельности таможенных органов России, т. к. они представляют систему, одним из свойств которой является эмерджентность. В итоге, возможно только акцентировать внимание на отдельных сторонах или направлениях функционирования ФТС России, временно абстрагируясь от других. Так, Л.А. Пастухов рассматривает экономическую безопасность в сфере таможенного дела через призму системы управления рисками [4]. Л.И. Воронина, напротив, анализирует деятельность таможенных органов России как систему обеспечения национальной экономической безопасности [5].
Основными примерами содействия экономическому развитию России за счет формирования благоприятных условий осуществления ВЭД, оформленными нормативными документами, являются Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 года № 1125-р <Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования»>2, Распоряжение от 28 декабря 2012 года № 2575-р Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года», Стратегия развития ФТС России до 2030 года и т. д. В соответствии с соответствующей динамичной системой документов осуществляется совершенствование
1 Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997 N 114-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 15264/.
2 Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 N 1125-р (ред. от 28.11.2017) <Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"> http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 132210/9acc3d046161b65a9ffbe27495ec6e541b50d86f/.
Страница 3 из 11
12ECVN222
таможенной деятельности с целью развития ВЭД. При этом процесс имеет и обратную связь, одним из институциональных элементов которой является Общественный совет при ФТС России. Наряду с этим, представители предпринимательского сообщества в лице РСПП, ТПП РФ, Общероссийских общественных организаций «Опора России» и «Деловая Россия» выступили инициаторами Хартии добросовестных участников ВЭД (указано в тексте Хартии3), в которой в качестве цели отмечено установление ее участниками добросовестных форм осуществления своей внешнеэкономической деятельности, а также взаимодействия с партнёрами, контрагентами и государственными органами.
В результате, можно отметить значительную трансформацию в различных аспектах ВЭД. Наиболее актуальным представляется развитие системы управления рисками (СУР), повышение ее эффективности и снижения нагрузки на добросовестных участников ВЭД. В данном аспекте интересным представляется анализ применения субъектно-ориентированного подхода при реализации соответствующей системы, важными направлениями развития которой явилась цифровизация и категорирование (эти процессы связаны между собой). Так, на рисунке 2 представлено распределение (категорирование) участников ВЭД по категории уровня риска.
120000
100000
80000
60000
40000
20000
96345
99141
102618
11140
10664
11792
11
9659
8042
5855
категория низкого уровня риска категория среднего уровня риска категория высокого уровня риска
И2020 0 2021 01 кв. 2022
Рисунок 2. Распределение участников ВЭД по категориям уровня риска (информация с Интернет-ресурса ФТС России4) (составлено авторами)
В последние годы наблюдается снижение количества участников ВЭД, отнесенных к категории высокого уровня риска (почти в два раза), при этом увеличилось число отнесенных к низкой степени риска с 10664 в 2020 г. до 11792 в 1 квартале 2022 г. Одновременно выросло число участников ВЭД, отнесенных к категории среднего уровня риска. Распределение участников ВЭД по категориям уровня риска осуществляется автоматически штатным программным средством таможенных органов с использованием информационных ресурсов
3 ХАРТИЯ добросовестных участников внешнеэкономической деятельности https://www.dobro-ved.ru/charter/.
4 О реализации в ФТС России субъектно-ориентированной модели системы управления рисками https://customs.gov.ru/uchastnikam-ved/kategorirovanie-uchastnikov-ved/o-realizaczii-v-fts-rossii-sub-ektno-orientirovannoi-modeИ-sistemv-upravleniva-riskami.
12ECVN222
0
центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов Российской Федерации, ФНС России и Центрального банка Российской Федерации. Категорирование позволяет реализовать принцип снижения «нагрузки» на участников ВЭД в пункте пропуска, сместив акцент в проведении таможенного контроля на этап после выпуска товаров, в результате чего улучшаются условия хозяйственной деятельности (рис. 3).
Контроль после выпуска товаров
Преимущественное применение документального контроля
Документальный и физический контроль до выпуска товаров
Низкий уровень риска
Средний уровень риска
Положительная характеристика участника ВЭД
✓ Оценивается размер уставного капитала участника ВЭД;
✓ Оценивается продолжительность внешнеэкономической деятельности с момента подачи первой декларации на товары;
✓ Учитывается отнесение участника ВЭД к категории низкого уровня налогового риска по результатам категорирования ФНС России;
✓ Оценивается размер уплаченных участником ВЭД таможенных платежей, а также отнесение к крупным налогоплательщикам
Отрицательная характеристика участника ВЭД
✓ Оценивается доля товаров, перемещаемых в рамках торговых отношений с офшорными зонами;
✓ Оценивается значительное отклонение основных показателей таможенного декларирования в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам;
✓ Оценивается наличие фактов совершения сомнительных валютных операций, которые проводятся для вывода капитала из страны;
✓ Оценивается доля товаров, в отношении которых при проведении таможенного контроля выявлены нарушения обязательных требований;
✓ Оценивается количество и тяжесть административных правонарушений, совершенных подконтрольным субъектом;
✓ Учитывается наличие фактов возбуждения уголовных дел по преступлениям, связанным с перемещением товаров
Рисунок 3. Субъектно-ориентированная модель системы управления рисками (составлено авторами по данным сайта ФТС России4)
Данные, представленные на рисунке 4, показывают рост числа участников ВЭД, присоединившихся к Хартии добросовестных участников ВЭД, что положительно характеризует степень взаимодействия таможенных органов России и предпринимательского сообщества.
Рисунок 4. Распределение участников по федеральным округам5
Таким образом, можно заключить, что часть участников ВЭД стремится выстраивать партнерские отношения в таможенными органами, причем она постоянно увеличивается, а в целом динамика категорирования может быть охарактеризована как движение ФТС России и участников ВЭД навстречу друг другу в стремлении развития внешнеэкономической деятельности страны посредством установления определенного баланса интересов всех заинтересованных лиц (государства, предпринимательского сообщества, общества).
В целях повышения инвестиционной привлекательности экономики России осуществляется взаимодействие с представителями иностранного бизнеса, в частности, в состав Экспертно-консультативного совета при ФТС России включены руководители Российско-Германской внешнеторговой палаты, Ассоциации европейского бизнеса и Франко-российской торгово-промышленной палаты.
В итоге, несмотря на ограничения, связанные с мерами по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции [6], объем внешней торговли имеет тенденцию к увеличению (рис. 5). Незначительное снижение показателя внешней торговли (оборот) наблюдается в 2020 г., однако уже в 2021 г. оборот превысил значение допандемийного 2019 г. Объем несырьевого неэнергетического экспорта РФ в 2021 году вырос на 36 % и превысил $191 млрд. Об этом говорится в сообщении Российского экспортного центра (РЭЦ, входит в группу ВЭБ.РФ).
5 Обновлённая статистика Хартии добросовестных участников ВЭД на 17.02.2022 (Межрегиональный информационно-аналитический центр по проблемам безопасности цепей поставок) https://miacenter.rU/obnovlyonnaya-statistika-hartii-dobrosovestnyh-uchastnikov-ved/#more-3373.
900000
800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0
789430,5031
692615,8026
674278,5911
451775,0628
240840,7398
I
572599,8377
426317,328
247961,2631
i
338631,8524
233967,9853
493344,3272
296086,1759
I
2018
2019
2020
2021
□ оборот И экспорт □ импорт □ сальдо
Рисунок 5. Объем внешней торговли Российской Федерации (составлено авторами)
Представленные результаты могут служить свидетельством эффективности деятельности системы органов власти России, элементом которой является ФТС России.
140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
128000
70202
77000
2019
2020
2021
Рисунок 6. Количество случаев представления для целей таможенного декларирования недостоверных и (или) неполных сведений о соблюдении запретов и ограничений либо недействительных разрешительных документов, подтверждающих соответствие ввозимой продукции (составлено авторами).
Еще одним исключительно важным направлением является обеспечение соблюдения запретов и ограничений (рис. 6), в т. ч. продуктового эмбарго, введенного в 2014 г. [7; 8], а также новых санкций (и контрсанкций), которые были введены в 2022 г. В частности, с 2 марта
2022 г. запрещено вывозить из РФ наличную иностранную валюту и денежные инструменты в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 тыс. долл. США и рассчитанной по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату вывоза. В итоге, контроль осуществляется Банком России и ФТС России как органами валютного контроля. В настоящее время наблюдается обострение санкционного противостояния, хотя значительная часть антироссийских мер не является чем-то особенным и применялась уже как в отношении России, так и в отношении других стран (Ирак, Иран, государства Латинской Америки). При этом, любые ограничения — это не только определенного рода затруднения, но и потенциальные возможности. Так, данное направление приобретает особую важность в императиве реализации стратегического направления на импортозамещение, которое активно осуществляется в различных экономических сферах [9; 10], и, вероятнее всего, в свете нарастающего международного политико-экономического противостояния будет развиваться еще большими темпами. В соответствии с системой нормативных правовых документов (не только относительно «продуктового эмбарго», но, например, развития сельского хозяйства и промышленной политики) каждый задействованный субъект выполняет определенные функции для достижения единых целей на национальном уровне. Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минфин России и Центральный Банк Российской Федерации вырабатывают основы экономической политики, в т. ч. в рамках импортозамещения и преодоления негативных последствий санкций в отношении страны. Другие ведомства в рамках своих полномочий реализуют отдельные направления и этапы.
В этом ключе, таможенные органы России обеспечивают соблюдение запретов и ограничений, система которых оказывает существенное влияние на национальную экономику. Причем динамизм развития внешнеэкономической ситуации и мировой экономики в целом диктует повышенные требования к ФТС России, что подталкивает таможенную службу к перманентному развитию с использованием передовых технологий.
В итоге, таможенные органы России являются одними из самых оснащенных государственных органов страны с высоким потенциалом в перспективе. При этом, ФТС России активно взаимодействует с другими национальными госорганами и представителями иных государств, обмениваясь опытом или оказывая помощь и поддержку.
В рамках участия таможенных органов РФ в развитии процесса цифровизации России и ЕАЭС, в т. ч. в рамках трансформации системы госрегулирования, прежде всего важным представляется формирование пунктов пропуска на интеллектуальной основе (интеллектуальные пункты пропуска), расширение цифровой прослеживаемости движения товаров в цепочках поставок и т. п. [11-13]. В рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2021) руководитель ФТС России В. Булавин отметил, что «цифра» в настоящее время — это скорость различных операций (перемещения товаров, взаимодействия с партнерами, таможенного оформления и таможенного контроля и т. д.)6. Исключительно важным представляется стремление использовать результаты передовых достижений в различных областях в целях повышения эффективности таможенной деятельности, например, преимущества системы ГЛОНАСС при осуществлении за таможенным транзитом.
В данном аспекте особую важность представляет не только совершенствование деятельности ФТС России посредством расширения применения информационных технологий, но и стимулирование аналогичного развития таможенных администраций стран ЕАЭС. С этой целью таможенные органы России оказывает помощь таможенным службам стран ЕАЭС,
6 Владимир Булавин на ПМЭФ-2021: цифра должна связать нас с таможенными администрациями других государств и участниками ВЭД https://customs.gov.ru/press/federal/document/288726.
стремясь обеспечить одинаковый (или сопоставимый) уровень таможенного администрирования по всей таможенной границе ЕАЭС (в пунктах пропуска всех участников Договора о ЕАЭС), а также осуществляя взаимодействие с другими соседними странами, в т. ч. имеющими статус наблюдателя в ЕАЭС. Так, ФТС России сотрудничает с ГТК Республики Узбекистан (в феврале 2021 г. подписан комплексный план), таможенными органами Абхазии и Южной Осетии и т. д.
Заключение
Таким образом, среди основных инструментов, которые имеются в арсенале таможенных органов, связанные с контролем в условиях противостояния (прежде всего, защиты своих национальных интересов) с рядом стран в экономической сфере, нельзя выделить наиболее важные, нет возможности их проранжировать, напротив, комплексное выполнение возложенных функций и задач на ФТС России является залогом эффективного функционирование одного из ключевых элементов системы госрегулирования ВЭД. При этом, не следует упрощать работу таможенных органов России до исполнения функций по таможенному контролю или участия в формировании доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Исключительно важным представляется деятельность в сфере валютного контроля (в 2021 г. проведено более 5 тыс. проверок), экспортного контроля, защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также развитию внешнеэкономической деятельности, ее стимулировании, что наглядно показано в работе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Райтер О. Международная торговля: как пересобрать цепочки поставок// Эксперт № 41. 4-10 октября. 2021. С. 9.
2. Климонова А.Н., Юрина Е.А. Экономическая безопасность в условиях глобализации: угрозы и возможности // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-bezopasnost-v-usloviyah-globalizatsii-ugrozy-i-vozmozhnosti (дата обращения: 07.03.2022).
3. Лаптев Р.А., Рогов Р.А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки, 2019 № 4, https://esi.today/PDF/52ECVN419.pdf (доступ свободный)
4. Пастухов Александр Львович Экономическая безопасность в сфере таможенного дела // ТТПС. 2018. № 2(44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskay a-bezopasnost-v-sfere-tamozhennogo-dela (дата обращения: 05.03.2022).
5. Воронина Л.И. Совершенствование таможенной системы Российской Федерации как фактор обеспечения национальных экономических интересов в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-tamozhennoy-sistemy-rossiyskoy-federatsii-kak-faktor-obespecheniya-natsionalnyh-ekonomicheskih-interesov-v (дата обращения: 05.03.2022).
6. Старых С.А., Перепелкин И.Г. Анализ влияния коронавирусного кризиса на экономику России // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 4(55). С.192-196.
7. Махмутова Е.В. (2019) Влияние антироссийских санкций на Евразийский экономический союз // Вестник международных организаций. Т. 14. № 3. С. 99116.
8. Бобырева Е.В., Шатунова А.Р. Последствия для РФ при введении эмбарго // В сборнике: Мировая экономика и социум: современные тенденции и перспективы развития. сборник научных статей. 2016. С. 176-180.
9. Мазалова М.С., Соломатин Э.Г. О целесообразности импортозамещения на продовольственном рынке России // В сборнике: Импортозамещение сельскохозяйственной продукции на региональном уровне: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции. Сост. Е Ю. Каблучков. 2015. С. 65-67.
10. Петрачкова Ю.Л., Перепелкин И.Г., Шатохин М.В. Продовольственная безопасность и государственное регулирование сельского хозяйства // Курск, 2014.
11. Соломатин Э.Г., Кузьмичева И.Г. Основы проведения таможенного контроля ФТС России // В сборнике: Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей 3-й Межрегиональной научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 375-377.
12. Соломатин Э.Г., Кузьмичева И.Г. Таможенный контроль в рамках ЕАЭС: сущность, значение // В сборнике: Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. Сборник научных статей 3-й Межрегиональной научно-практической конференции. Курск, 2021. С. 377-379.
13. Коварда В.В., Лаптев Р.А., Болычева Е.А., Бобырева Е.В. Направления совершенствования деятельности таможенных органов России по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации // Вестник евразийской науки. 2021. Т. 13. № 2. С. 25.
Kovarda Vladimir Vasilievich
Southwest State University, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Laptev Roman Alekseevich
Southwest State University, Kursk, Russia E-mail: [email protected]
Transformation of the activities of the customs authorities of Russia in ensuring economic security
Abstract. The article analyzes the issues of ensuring the economic security of the country by the customs authorities of Russia. The key areas of activity of the Federal Customs Service of Russia in the imperative of ensuring compliance with the economic interests of the state are briefly described.
In the first part of the work, the vectors of promoting the economic development of Russia through the formation of favorable conditions for the implementation of foreign economic activity are determined. The dynamics of the categorization of foreign trade participants by the level of risk is analyzed and a positive trend is revealed to reduce the number of economic entities classified as high risk. The main advantages of the categorization system are noted both for the Federal Customs Service of Russia and for foreign trade participants, which, ultimately, should contribute to the expansion of foreign trade.
The second part of the article analyzes Russia's foreign trade: turnover, export and import. The trend of growth of foreign trade turnover with the exception of 2019 and 2020 has been revealed, which is associated with anti-epidemic measures. At the same time, the level of 2021 exceeded the value of 2018 (pre-pandemic), which indirectly may indicate the effectiveness of measures taken by the Russian authorities to develop foreign economic activity, including customs.
The important role of the Federal Customs Service of Russia in ensuring compliance with prohibitions and restrictions, including in the imperative of import substitution, is also indicated. This direction acquires additional relevance in the context of the sanctions confrontation in February-March 2022.
Of exceptional importance in view of the evolution of the EAEU is the activity of the Federal Customs Service of Russia to promote the development of customs administrations of the EAEU countries, especially in the context of the expansion of the introduction of digital technologies.
In the final part of the work, the main conclusions are formulated.
Keywords: economic security; customs authorities; digitalization; favorable conditions for foreign trade; risk level; categorization; prohibitions and restrictions