Научная статья УДК 336.02 ЕРИ БОМООТ
DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(2).268-276
ТРАНСФОРМАЦИЯ ДЕНЕГ И ФИНАНСОВ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
В.И. Самаруха1, И.В. Самаруха2
1 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
2 ООО «Бонус-Агро», г. Иркутск, Российская Федерация
® ©
Информация о статье
Дата поступления 7 ноября 2023 г.
Дата принятия к печати 17 июня 2024 г.
Дата онлайн-размещения 30 июня 2024 г.
Ключевые слова
Деньги; финансы; функции денег; функции финансов; инвестиции; моноцентричная модель; финансовый капитал США; Россия
Аннотация
В статье исследована взаимосвязь аспектов теории денег и финансов, их трансформация как в мировой истории, так и в истории Российской Федерации; дискуссионные взгляды ученых-экономистов по данным вопросам. Это позволило в динамике оценить трансформацию теории денежно-финансовых отношений. Аргументирован вывод о том, что деньги и финансы в рыночной экономике необходимо рассматривать как специфический универсальный вид товара — деньги (денежные потоки) при их движении. Раскрыта экономическая сущность кредита, и показана его роль в социально-экономическом развитии национальной экономики. Сделан вывод о том, что первостепенная задача Центрального Банка России и коммерческих банков, которые являются основными институтами управления финансовыми ресурсами страны, — выполнение воспроизводственной функции и экономический рост в стране и в регионах. Однако в Российской Федерации это не выполняется. Сделан вывод о том, что в условиях мировой моноцентрической модели функционирования финансового капитала во главе с США страны экономической «периферии» вынуждены нести убытки из-за монопольного диктата мировых финансовых центров. Основной целью деятельности Центрального Банка Российской Федерации и коммерческих банков должно стать инвестирование реального сектора экономики, что позволит на основе экономического роста поддерживать управляемый уровень инфляции и обеспечить повышение уровня жизни населения.
Original article
THE TRANSFORMATION OF MONEY AND FINANCE IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY
Victor I. Samarukha1, Ivan V. Samarukha2
1 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation
2 Bonus-Agro LLC, Irkutsk, the Russian Federation
Article info
Received November 7, 2023
Accepted June 17,2024
Available online June 30,2024
Abstract
The study considered theoretical aspects of the relationship of money and finance theory, their transformation in history of the Russian Federation; as well as discussion points of economists on the relationship of money and finance. The authors assessed the dynamics of the transformation of the monetary and financial relations theory. The authors concluded that money and finances in a market economy should be considered as a specific form of universal commodity — money (cash flow) during their movement. The research found the economic essence of the loan and its role in the socio-economic development of the national economy. The authors concluded that
© Самаруха В.И., Самаруха И.В., 2024
Keywords
Money; finance; money functions; functions of finance; investment; mono-centric model; the financial capital of the United States; Russia
the primary objective of the Central Bank of Russia and commercial banks, which are the main financial management institutes of the country, is the performance of reproductive function — investment modernization of the real sector of the economy. However, in the Russian Federation it is not realized. It is concluded that in the context of world monocentric model of the functioning of the financial capital of the US-led country's economic "periphery" have to bear the losses because of the dictates of monopoly the world's financial centers. The main objective of the Central Bank of the Russian Federation and commercial banks should be investing in the real economy that based on economic growth will maintain a manageable level of inflation and improve living standards.
Советские ученые-экономисты, авторы учебника «Политическая экономия», утверждают: «Впервые металлические деньги появились в странах Древнего Востока. Деньги в виде бронзовых, серебряных и золотых слитков здесь обращались уже в III-II тысячелетии до нашей эры, а в виде монет — с VII века до нашей эры. В Греции за восемь веков до нашего тысячелетия в обращении были железные деньги. В Риме еще в V-IV веках до нашего летоисчисления использовались только медные деньги. Впоследствии железо и медь в качестве денег были заменены серебром и золотом» [1, с. 35].
Изобретение и применение денег способствовало развитию производительных сил на основе расширения товарного производства и появлению богатых людей, которые могли создавать вооруженные дружины для защиты своих интересов и ограбления сородичей. И в дальнейшем возникло рабовладельческое государство с судами и карательными органами, обеспечивающими господство меньшинства над эксплуатируемым большинством. При этом «производственные отношения рабовладельческого общества были основаны на том, что в собственности рабовладельцев были не только средства производства, но и работники производства — рабы... Рабовладелец присваивал весь продукт рабского труда» [1, с. 31]. Рабовладельческое поместье имело натуральный характер, и рабы не участвовали в товарном обмене, они сами были товаром. Однако рабовладельцы стали использовать деньги не только как средство покупки и продажи товаров, но и для покупки предметов роскоши и ростовщичества. Концентрация капитала у правящего класса создала условия для разделения труда, строительства городов, появления купцов и ремесленников, введения налогов для содержания армии и государственных чиновников (защищавших интересы и собственность рабовладельцев). Обязательное отчуждение денег в виде налогов в пользу правящего класса и на нужды
государства создало денежные ресурсы (казну), которые следует рассматривать как государственные финансы. От их количества зависела экономическая сила государства и устойчивость правящего класса.
Антагонистические противоречия между рабами и рабовладельцами постоянно приводили к восстаниям рабов. Почти во всех странах на смену рабовладельческому строю пришел феодальный, который просуществовал: в Китае — свыше 2 тыс. лет; в России — с IX в. до реформы 1861 г.; в ханствах Средней Азии — с VII-VШ вв. до победы Октябрьской социалистической революции; в странах Западной Европы он охватывает ряд веков — от падения Римской империи (V в.) до буржуазной революции в Англии (XVII в.) и во Франции (XVIII в.) [1, с. 41]. Собственниками земли при феодализме были феодалы, а верховными земельными собственниками — короли. Бывшие рабы и колоны были превращены в бесправную массу населения — крепостных крестьян.
В России после разложения родового строя не установился рабовладельческий строй (возможно, из-за культурно-исторических традиций общинного образа жизни), и страна сразу перешла в феодальный строй. При этом крупнейшим феодальным собственником стала церковь, которая диктовала покорность феодалам и боярам (крупным собственникам земли) и осуществляла пожалования в князья. Соперничество за власть и образование богатой казны между князьями-феодалами диктовало условия создания военных дружин княжеств и мешало созданию единого государства и армии. Это стало главной причиной завоевания Руси в начале XIII в. монголо-татарским войском на 300 лет. Централизованное Русское государство стало формироваться благодаря усилиям выдающихся, великих князей-патриотов (XV-XVI вв.). Великие князья и цари наделяли землей приближенных служилых людей (поместьями) и крестьянами. В 1561 г. государство запретило крестьянам переходить от одного
п ч
01
И
5<
*
U
л т
п *
о
о
о
д
и ^
п ч я Ф X X
о
ч
ф
¡3
2 О м 4
ы
Z
10
ы
м
е> —
2
■ч №
помещика к другому, и они пожизненно стали крепостными вплоть до 1861 г.
Большинство ученых-экономистов утверждают, что финансы возникли с тех пор, как появилось государство. Поэтому изучение теории финансов должно осуществляться на практическом опыте. При этом хозяйственная политика и государственная финансовая политика должны всегда учитывать особенности культурных и социально-экономических условий той страны, в которой они действуют. Соответственно, вводить налоги и требовать их уплаты следует, исходя из экономически обоснованного смысла.
Государственные финансы представляют собой, с одной стороны, денежные отношения, организуемые финансовыми службами государства, с другой — обособленные государственные денежные средства, которые взимаются этими финансовыми службами с населения и хозяйственных структур в обязательном (установленном) порядке для нужд государства.
С развитием денег и товарных отношений шло развитие налоговой системы России по принципу от простого к сложному и в XVI столетии взимание податей (налогов) по сохам было преобладающим.
Среднее сословие имело право владеть землей и поэтому имело обязанности в отношении поземельной собственности, что и дворяне. Высшее сословие, дворяне, не платило податей, но иногда платило их за крестьян, живущих на их землях.
Посадские люди, состоящие из людей, переходящих от крестьян к среднему сословию, имели повинности, как и крестьяне, а во времена Петра Великого, как и купцы, платили десятую деньгу.
Принцип экономической сущности податей обеспечивался тем, что все сословия государства получали защиту и покровительство от верховной власти и поэтому должны были содействовать достижению государственных целей.
Податные лица были заинтересованы в том, чтобы платить подати по месту жительства, а не возить их в отдаленный город. В деревне подати собирали старосты, целовальники и увозили в Московский Приказ, к которому прикреплено было село. Граф Д.А. Толстой писал: «Только полудикие жители Сибири и других отдаленных мест платили подати в ближних городах. Так жители Сибири платили свой ясак в Верхотурее, Перми, или Чердыни, откуда платящие были ближе. Из этих городов он доставлялся городовым начальством в Москву. Но по введении сбора податей чиновниками от Правительства,
они стали собираться на месте жительства податных лиц» [2, о 38].
Подати платились деньгами, натурою и разными произведениями ремесел. Подать натурою платилась до конца царствования Императрицы Екатерины II (которая царствовала с 1762 по 1796 гг.).
До прихода к власти Петра Великого управление податями осуществляли 30 приказов, которые не имели единого управления, в том числе Сибирский Приказ, ведавший Сибирским Царством, в котором считалось больших и средних городов, кроме пригородов, более 40. Денежные доходы этого Царства употреблялись на месте. В Приказ посылалась подать в виде мехов по цене более 600 тыс. р. ежегодно.
Петр Великий, наряду с централизацией власти, подчинил управление податями одному правительственному учреждению — Камер-Коллегии. Этим была создана единая финансовая система России. Под управлением Камер-Коллегии находились лица, взимавшие подати с низшего сословия и ратуши, в ведении которых были купечество и посадские люди. Она просуществовала до 1784 г. и была реорганизована императрицей Екатериной II из-за злоупотреблений и беспорядков в департаментах.
Местное управление в России имело важнейшее значение для становления и развития финансовой системы. Оно принадлежало наместникам и волостям, имевших при себе дьяков или помощников, которые получали при принятии и выполнении ими должностей содержание — корм натурою или деньгами. Лиц, непосредственно взимавших подати, называли данщиками (от слова дань).
Анализ теоретических подходов функционирования финансов и их роли в развитии государства позволяет сделать следующие выводы: 1) ученые-экономисты придавали исключительное значение налогам и финансам в социально-экономической трансформации государственного строя; 2) в XIX столетии четко наметились две тенденции роли финансов в устранении «недостатков» капиталистического хозяйства: а) эволюционная — на основе налоговых мероприятий достичь переустройства государства в целях его социальной ориентации (этот путь доказывали Э. де Жирарден, Д. Толстой, И. Шилль); б) использовать налоги и финансы в качестве орудия нападения на частную собственность и буржуев как элемент революционного переворота с целью изменения способа производства (сторонником этого направления были К. Маркс и в дальнейшем В.И. Ленин).
Сегодня ясно, как распорядилась история. Из всех стран Европы Россия пошла революционным путем.
Исследуя теоретические вопросы финансов в своей книге «Современная теория финансов и влияние ее на финансовую администрацию в Западно-Европейских государствах» экстраординарный профессор истории и статистики России в Имперском Александровском университете И. Шилль писал: «Допускать безусловную необходимость революций значит — не признавать силы разума, не понимать нравственной природы человека, а вместе с тем и выказывать незнание истории и других наук, объясняющих жизнь и развитие человечества в гражданских обществах» [3, с. 9].
Исследуя сущность теории финансов в 1860 г., профессор И. Шилль, на наш взгляд, обоснованно определил значение финансов в политике: «В сущности же политика не таинство, а только искусство; в высшем же развитии, до которого она еще не доросла, — наука. теория финансов принадлежит к числу политических наук» [3, с. 237].
Развитие финансовой системы и денежно-кредитной системы России обусловило социально-экономические противоречия между активно развивающимися капиталистическими (рыночными) отношениями и крепостным правом, которое сдерживало развитие товарного производства. В этой связи отмена крепостнического права в 1861 г. явилась важным общественно-политическим событием России, в результате чего земля была включена в рыночные механизмы организации производства на основе начавшегося выкупа земли у помещиков сельской общиной крестьян.
Бурное развитие промышленности и строительство железных дорог за счет концентрации капитала в акционерных компаниях выдвинуло задачу перелива капитала и его большей концентрации в акционерных банках. Для этих целей в 1864-1873 гг. в России было учреждено 90 акционерных банков, которые стали кредитовать развитие промышленности.
Исследуя историю развития денежно-кредитной системы России, Л.Г. Котля-ровский отмечает: «В 1880 годы в России в основном завершился переход от мануфактурного производства к фабричному. Совокупный объем экспортно-импортных операций за 1861-1890 годы увеличился в три раза (с 430 до 1300 млн рублей), причем стоимость вывозимых товаров на 20 % превышала стоимость ввозимых» [4, с. 13].
В этот период значительно окрепла финансовая система страны, чему способствовало: 1) обширные общественно-политические и финансовые проекты преобразования России известного российского реформатора М.М. Сперанского (1772-1839); 2) создание системы государственных сберегательных касс (с 1840 г.); 3) большой личный вклад в преобразование в сфере промышленности и финансов С.Ю. Витте; 4) переход к золотому стандарту; 5) денежная реформа 1894-1895 гг.
Активное развитие сберегательного дела и банковского кредитования ускорили развитие экономики страны и продвижение производительных сил на новые земли Сибири и Дальнего Востока.
В период между революцией 1905 г. и первой мировой войной в России наблюдался динамичный экономический рост. Промышленный подъем 1909-1913 гг. увеличил индустриальный потенциал страны в 1,5 раза, Россия вышла на 5-е место в мире по объему промышленной продукции.
Столыпинские аграрные реформы обеспечили прирост сельскохозяйственной продукции. В своей книге «История России» А.Ф. Керенский писал: «Наравне со стремительным ростом грамотности земствами вместе с Государственной Думой и кооперативами были достигнуты очень большие результаты в области земледельческой культуры. С 1906 по 1913 год площадь обрабатываемых земель увеличилась на 16 процентов и урожайность на 41 процент» [5, с. 295].
Монополия государства на ведение сберегательного дела в годы Русско-японской войны, и особенно Первой мировой войны, позволила использовать вклады населения на покрытие военных расходов и пополнение финансовых ресурсов государственного бюджета. При этом основным источником финансирования войны 1914-1917 гг. была эмиссия денег, а также внешние государственные займы. Денежная масса в стране с 1,6 млрд р. в начале войны возросла к началу февральской революции (1917 г.) до 10 млрд р., а к октябрю 1917 г. — до 16 млрд р., т.е. в 10 раз. Покупательская же способность рубля снизилась в 17 раз, что обесценило вклады. Это способствовало революционному настроению народных масс и свержению Временного правительства большевиками.
После победы Октябрьской революции (1917 г.) и наступления новой эпохи — строительства первого в мире социалистического государства, перед Правительством РСФСР
п ч
01
И
5<
*
U
л т
п *
о
о
о
д ^
п ч я Ф X X
о
ч
ф
¡3
2 О м 4
ы
Z
ю
ы
м
е> —
2
■ч №
возникла задача формирования новой финансово-денежной системы в условиях национализации средств производства. При этом было принято правильное решение: 1) оставить на своих рабочих местах служащих финансовых и банковских учреждений, подавляющее большинство которых не проявляли враждебности к советской власти; 2) сохранить налоговую систему Российской империи (которая просуществовала до реформы 1926 г.). Однако мирная жизнь в Советской России была всего три месяца, с ноября 1918-го по январь 1919 г. В феврале 1919 г. Германия начала наступление на Петроград. Это потребовало от Правительства РСФСР формирования Красной армии, в которую вступили более 84 тыс. царских офицеров, что позволило отбить атаку Германии и организовать Красную армию.
В марте 1919 г. 14 стран Согласия (Антанты) начали захватническую интервенцию против РСФСР и организовали гражданскую войну, создав контрреволюционную Белую армию. Вождями Белой армии стали адмирал А.В. Колчак (объявивший себя верховным правителем России) в Сибири и на Дальнем Востоке и генерал А.И. Деникин (объявивший себя Главнокомандующим вооруженными силами Белой армии на Юге России). Они сделали ставку на построение союзнических взаимоотношений с Британией, Францией, позднее с США и Японией, пообещав им российские земли после свержения Советской власти.
В период Гражданской войны и войны против интервентов (1918-1919 гг.) советское правительство было вынуждено ввести военный коммунизм: продразверстку — конфискацию продуктов у крестьян и натуральное распределение продовольствия по карточкам в городах, что послужило гиперинфляции и падению роли денег в товарном обмене. Военный коммунизм был отменен после победы в Гражданской войне и изгнания интервентов в 2020 г.
Следует отметить, что на оккупированных территориях РСФСР оккупационные власти не смогли организовать работу кредитно-финансовых учреждений, а интервенты нагло вывозили ресурсы, грабили предприятия и население, которое организовывалось в партизанские отряды для вооруженной борьбы с ними.
В 1922 г. руководитель советского правительства В.И. Ленин начал проведение новой экономической политики (НЭП). Заводы и фабрики были переданы в доверительное управление прежним собственникам, не
сбежавшим за границу, была проведена денежная реформа по выпуску в обращение советских рублей, обеспеченных золотом, и запущены в обращение золотые монеты — червонцы. Зажиточным крестьянам разрешили иметь наемных работников, стали активно возрождаться артели. Несмотря на болезнь и смерть В.И. Ленина (21 января 1924 г.), в 1926 г. разрушенная экономика РСФСР была восстановлена и превысила показатели 1913 г.
Следует отметить, что в конце 20-х и 30-х гг. прошлого (XX) столетия в результате проведения индустриализации, коллективизации и научно-культурной революции СССР из отсталой аграрной стала страной индустриальной с современными для того времени технологиями. Это было достигнуто за счет проведения налоговой и финансово-денежной реформы, жесткого централизованного планирования развития народного хозяйства.
И.В. Сталин обосновал историческую необходимость высоких темпов экономического роста в СССР за счет индустриализации, коллективизации и строительства новых промышленных центров. Он говорил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» [6, с. 39].
«За период с 1929 по 1937 г. среднегодовые темпы роста промышленной продукции в СССР составляли около 20 %, в то время как в капиталистических странах они составляли в этот период в среднем всего 0,3 %. Темпы роста в промышленности в СССР во много раз превышали темпы роста главных капиталистических стран в лучшую пору их развития. Так, в США среднегодовой прирост промышленной продукции составлял: за 1890-1895 гг. — 8,2 %, за 18951900 гг. — 5,2 %, за 1900-1905 гг. — 2,6, за 1905-1910 гг. — 3,6 %» [1, с. 350].
Впервые основы государственной (хартальной) теории денег с применением научных методов и методологии, в соответствии с которой ценность денег зависит от их количества в обращении, регулируемом государством, были разработаны немецким политэкономом Георгом Фридрихом Кнап-пом в начале ХХ в. В дальнейшем эта теория получила развитие в работах английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса в конце 1920-х гг. Он доказал, что скорость обращения денег является переменной величиной и изменяется во времени в соответствии с изменениями доходов, нормы процента, другими параметрами экономики и, прежде
всего, повышения или снижения экономической активности в стране. Современная теория денег (неохартализм) носит альтернативный характер и трактует, что деньги являются государственной монополией, которая поддерживается государством (на основе проведения политики смягчения — эмиссии денег) с целью концентрации ресурсов в руках государства для реализации правительственных программ экономического развития. В то же время несуверенные страны осуществляют эмиссию денег в зависимости от валют иностранных государств. К примеру, РФ делает это в зависимости от прироста экспорта под контролем МВФ, что привело финансовому кризису. Начиная с 2013 г. в результате дефицита денег в экономике страны ключевая ставка ЦБ РФ (которую можно считать платой за кредитные деньги) с учетом комиссионных, страховых и других надбавок коммерческих банков стала неподъемной для предприятий реального сектора экономики, а инвестиционные долгосрочные кредиты практически не выдаются. Это стало основной причиной остановки экономического роста и модернизации предприятий. При этом руководство ЦБ РФ в нарушение Конституции РФ ведет себя как надправительственный институт управления.
Теория денег неразрывно связана с теорией финансов, поскольку финансы всех субъектов хозяйственной деятельности опосредуются деньгами и денежными отношениями. Сущность функций денег была раскрыта еще в эпоху «золотого стандарта», и в целом она принимается современными исследователями с небольшими поправками на особенности обращения бумажно-кредитных денежных знаков, не обеспеченных золотом, а также электронных денег (включая частные деньги — криптовалюты, обращение которых во многих странах запрещено). Запрет на обращение криптовалют связан с недостаточным контролем государства за обращением электронных денег и возможностью их использования в теневой и криминальной деятельности, что создает угрозу для экономической безопасности государства. При установлении многополярного мира (при утрате гегемонии США и доллара США как основной конвертируемой валюты мира) возможно, что на мировом рынке будут котироваться криптовалюты новых геоэкономических центров экономического развития, включая страны БРИКС.
«По сей день в научных кругах и среди практиков отсутствует единство в понимании сущности финансов и сферы распростране-
ния финансовых отношений в стране. Научно обоснованно и бесспорно не определено, где проходит четкая граница, отделяющая финансы от денег. Экономисты, наделяющие финансы воспроизводственной функцией, нередко выводят из их состава значительную часть денежных отношений, в частности кредит и страхование, доходы и расходы домашних хозяйств, ценообразование и оценочную деятельность, оплату труда и некоторые другие, что создает путаницу в понимании экономической сущности финансов» [7, с. 4].
Теория денег лежит в основе всех экономических теорий и прежде всего финансов. Однако ее основы, в части сущности и функций денег, были заложены еще в эпоху «золотого стандарта». «Золотой стандарт» был введен Бреттон-Вудским соглашением в июле 1944 г., как «золото-долларовый стандарт». При этом валюты 44 стран были «привязаны к доллару США», а доллар — к золоту (35 долл. за тройскую унцию). Это соглашение вступило в силу в декабре 1945 г., и доллар США стал мировой валютой. 15 августа 1971 г. правительство США отказалось от конвертируемости доллара США в золото по фиксированному курсу и от «золотого стандарта» из-за избыточной эмиссии доллара и невозможности обмена его на золото, однако доллар остался монопольной мировой валютой. Это послужило получению США прибыли — от печатания доллара — сеньоража (от выпуска новой денежной базы) и финансовой колонизации третьих стран. Правительство СССР отказалось от свободной конвертации рублей в доллары и оставило замкнутую внутри страны систему обращения рубля и его конвертации в доллар по твердому курсу под жестким контролем государства для внешнеторговых операций.
В период активного развития экономики СССР и социалистических стран экономического сотрудничества (СЭВ) для международных расчетов между этими странами на основе соглашения от 22 октября 1963 г. был введен в обращение «переводной рубль». Он не имел банкнот и казначейских билетов и использовался в виде безналичных расчетов между странами — участницами СЭВ в виде записей на счетах Международного банка экономического сотрудничества и Международного инвестиционного банка или в банках стран — участниц СЭВ. При этом кредиты (включая долгосрочные инвестиционные кредиты на строительство предприятий и социального назначения) также предоставлялись в переводных рублях, и основным кредитором являлся бюджет СССР, главным
п ч
01
ш
5<
*
Ш
л г
п *
о
о
о
д ^
п ч я Ф X X
о
ч
ф
¡3
2 О м 4
и
№
ю
ы
м
е> —
2
■ч №
донором которого была РСФСР. За счет этих кредитов на плановой основе проводилась политика ликвидации неравенства экономического развития социалистических стран. Для целей анализа переводной рубль, как и рубль СССР, соотносился с долларом: 1 долл. был равен 90 к. На самом деле курс рубля занижался не менее, чем на 10 %. Он имел официальное золотое содержание — 0,987 412 грамма чистого золота, однако в валюты капиталистических стран не конвертировался и не обменивался на золото, а обменивался на национальные валюты стран СЭВ. После распада системы социалистических стран (в конце 1990 г.) задолженность стран СЭВ и других дружественных СССР стран, которым оказывалась экономическая помощь, составляла более 120 млрд долл., и она была списана. К примеру, Монголии списали 31 млрд долл., Кубе — 15, африканским странам — более 35 млрд долл. В свою очередь, СССР также имел долги перед капиталистическими странами на такую же сумму, которые по преемственности перешли РФ, и все были погашены из федерального бюджета нашей страны.
После отмены США золотого стандарта трудно определить различия между деньгами и финансами. Правомерно разделять деньги на публичные (общегосударственные) и частнохозяйственные, а финансы — на частнохозяйственные и общегосударственные (публичные). Отличие денег от финансов состоит в том, что финансами являются деньги, которые обращаются в виде финансовых целевых денежных потоков (доходов и расходов) при осуществлении хозяйственной деятельности всеми субъектами экономической деятельности страны. При этом стоимость денег (бумажно-кредитных денежных знаков), не обеспеченных золотом, как специфического, универсального вида товара, обменивающегося на все другие товары, с одной стороны, гарантируется правительством страны, с другой стороны, ценой — общественно необходимыми затратами на обмениваемый товар на конкурентном товарном рынке.
В учебнике под редакцией А.Г. Грязно-вой и Е.В. Маркиной финансы определяются как «совокупность денежных отношений по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, в результате которого формируются денежные доходы, поступления и накопления у отдельных субъектов хозяйствования, государства, используемые в дальнейшем для решения экономических
и социальных задач» [8, с. 14]. При этом финансовые отношения не ограничиваются процессами фондообразования и фондои-спользования, но выводятся из сферы функционирования финансов кредитные ресурсы, денежные доходы и расходы домашних хозяйств, финансовые ресурсы страхования.
На наш взгляд, «в рыночной экономике финансы необходимо рассматривать как специфический универсальный вид товара — деньги при их движении (финансовые потоки, в том числе кредитные) в процессе образования и расходования доходов денежных средств в процессе экономической деятельности» [7, с. 4].
Устранение государства от регулирования развития производительных сил в РФ после прихода к власти Б.Н. Ельцина в аспекте финансовых отношений выразилось в том, что почти 44 тыс. российских компаний зарегистрировались за пределами страны в офшорах, а их финансовые потоки, включающие оттоки и притоки, при раскрытии финансовой информации показывают: они не работают на интересы России.
Депутат Государственной думы Николай Арефьев в своем выступлении при обсуждении бюджета РФ на 2022 г. и период 20232024 гг. на пленарном заседании палаты 21 октября 2021 г. критически оценил формирование и использование федерального бюджета и в целом экономическую политику в финансовой сфере. Он сказал: «...почему у нас не хватает денег, почему в советское время они были, а сегодня их нет? У нас Фонд национального благосостояния — 14 триллионов рублей, его вытащили из бюджета, закрыв школы, больницы. У нас золотовалютные резервы. В советское время они находились внутри страны, на них мы осваивали БАМ, Сибирь. это были кредитные ресурсы. Сегодня 44 триллиона рублей находятся на Западе, кормят западную экономику, а Запад нас облагает экономическими санкциями. 44 тысячи наших предприятий зарегистрированы за рубежом и платят налоги по месту своей регистрации, из-за чего Россия теряет около 5 триллионов рублей в год. Ежегодно из страны легально вывозится 50 миллиардов долларов, или 3,6 триллиона рублей по текущему курсу» [9].
В настоящее время в мире сформирована мировая моноцентричная модель функционирования финансового капитала во главе с США (метрополии), на втором уровне которой стоят остальные страны G7. Прочие же страны, как страны периферии, вынуждены нести убытки из-за монопольного диктата
мировых финансовых центров. Этот диктат основан на эмиссии доллара и других валют стран G7, которые выполняют функцию мировых финансов.
Япония, СССР, страны Западной Европы (позднее Китай) сумели в ХХ в. сосредоточить финансовые ресурсы в крупный финансовый капитал, независимый от мирового рынка капиталов, что позволило им добиться высоких результатов экономического роста. Произошло это благодаря формированию крупных национальных монополий, сумевших предложить на мировом рынке принципиально новые высокотехнологичные продукты. К примеру, СССР поставлял на мировой рынок более 40 % конкурентоспособных гражданских самолетов и занимал второе место по экспорту вооружений (после США). С нашей точки зрения, в 90-х гг. ХХ в. в России из-за разрушения СССР и, соответственно, хозяйственных связей с Восточной Европой и бывшими республиками СССР сложилась ситуация, когда произошло изменение траектории развития в сторону деградации машиностроительного комплекса и прежде всего станкостроения.
«Следует отметить, что в последние годы, несмотря на низкие темпы экономического роста, в РФ стали более активно и правильно проводиться экономические реформы: существенно укрепилась экономика сельского хозяйства, ускорилось импортозамещение промышленной продукции, укрепились оборонно-промышленный комплекс и в целом политическая стабильность в государстве. Это стало еще больше раздражать США и
другие страны коллективного Запада, так как они видят, что Россия становится новой макрозоной — новым центром геоэкономики» [10, с. 138; 11].
В послании Федеральному собранию 29 февраля текущего года Президент РФ В.В. Путин отметил: «Считаю необходимым уже сейчас не только готовить проект бюджета на очередную трехлетку, но и верстать все основные расходы, инвестиции дальше, на период до 2030 года. То есть, по сути, нам надо формировать шестилетний перспективный финансовый план развития страны, который мы, конечно же, будем дополнять новыми инициативами»1. В этой связи основанием для разработки бюджета страны должны стать прогнозы регионов. «Только экономические обоснованные предложения (прогноз) определенного социально-экономического развития может обеспечить формирование финансово-ресурсной базы, и в обратном порядке финансово-ресурсная база определяет перспективное развитие социально-экономическое развитие территории» [12, с. 172].
Одним из важнейших направлений развития производительных сил РФ является постоянная подготовка и переподготовка кадров предпринимателей [13], а также правовое обеспечение предпринимательской деятельности[14].
1 Полная стенограмма послания Владимира Путина Федеральному Собранию 29 февраля 2024 г. URL: https://www.kp.ru/daily/27573/4897592/https:// www.kp.ru/daily/27573/4897592/?ysclid=ltceig5 wc3590158663.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Политическая экономия : учебник / К.В. Островитинов, Д.Т. Шепилов, Л.А. Леонтьев [и др.]. — 2-е изд. — Москва : Госполитиздат, 1955. — 672 с.
2. Толстой Д.А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины Екатерины II / Д.А. Толстой. — Санкт-Петербург : Тип. К. Жернакова, 1848. — 272 с.
3. Шилль И. Современная теория финансов и влияние ее на финансовую администрацию в Западноевропейских государствах / И. Шилль. — Санкт-Петербург : Тип. Э. Праца, 1860. — 262 с.
4. Котляровский Л.Г. История развития денежно-кредитной системы России : учеб. пособие / Л.Г. Котля-ровский. — Москва : Изд-во Акад. бюджета и казначейства, 1999. — 215 с.
5. Керенский А.Ф. История России / А.Ф. Керенский. — Иркутск : Журналист, 1996. — 514 с.
6. Сталин И.В. О задачах хозяйственников / И.В. Сталин // Сочинения. — Москва, 1951. — T. 13. — C. 29-42.
7. Самаруха В.И. К вопросу сущности и функциях финансов: дискуссионный аспект / В.И. Самаруха, И.В. Самаруха. - EDN YRUQTC // Сибирская финансовая школа. — 2018. — № 1 (126). — С. 3-10.
8. Финансы : учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — Москва : Финансы и статистика, 2004. — 252 с.
9. Арефьев Н. Грабить и вывозить — вот и вся экономическая политика / Н. Арефьев // Правда. — 2021. — 26 окт.
10. Самаруха В.И. Экономическая и финансовая безопасность России / В.И. Самаруха. — Иркутск : Изд. дом Байкал. гос. ун-та, 2022. — 196 с.
11. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублев-ской. — Москва : Юрайт-М, 2001. — 565 с.
12. Самаруха А.В. Методологические подходы к долгосрочному прогнозированию социально-экономического развития региона / А.В. Самаруха. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2009. — 238 с.
Ф П ч
01
И
5<
*
U
л т
п *
о
о
о
д ^
п ч я Ф X X
о
ч
ф
¡3
2 О м 4
ы „4
Z
ю
ы
м
е> —
2
■ч №
13. Санина Л.В. Система непрерывного формирования и развития предпринимательских навыков / Л.В. Санина, С.Н. Мозулев, М.Ю. Мима. — DOI 10.17150/2411-6262.2021.12(3).11. — EDN AXDTYS // Baikal Research Journal. — 2021. — Т. 12, № 3. — URL: http://brj-bguep.ru/reader/article.aspx?id=24611.
14. Смирнова И.Г. Наука об уголовной политике на современном этапе: к оценке результатов международной научно-практической конференции «Уголовная политика на современном этапе», посвященной 25-летию УК РФ и 20-летию УПК РФ, прошедшей в рамках II Байкальского юридического форума / И.Г. Смирнова, Т.М. Судакова. — DOI 10.17150/2500- 4255.2021.15(5).655-659. — EDN CIEGUB // Всероссийский криминологический журнал. — 2021. — Т. 15, № 5. — С. 655-659.
REFERENCES
1. Ostrovitinov K.V., Shepilov D.T., Leont'ev L.A. [et al.]. Political Economy. 2nd ed. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1955. 672 p.
2. Tolstoi D.A. History of financial institutions in Russia from the founding of the state to the death of Catherine II. Saint Petersburg, K. Zhernakov Publ., 1848. 272 p.
3. Shill'. I. Modern theory of finance and its influence on financial administration in Western European countries. Saint Petersburg, Eh. Prats Publ., 1860. 262 p.
4. Kotlyarovskii L.G. History of the development of the Russian monetary system. Moscow, Academy of Budget and Treasury Publ., 1999. 215 p.
5. Kerenskii A.F. History of Russia. Irkutsk, Zhurnalist Publ., 1996. 514 p.
6. Stalin I.V. On the tasks of business executives. Essays. Moscow, 1951. Vol. 13, pp. 29-42. (In Russian).
7. Samarukha V.I., Samarukha I.V. To the Question About the Nature and Functions of Money and Finance: Discussion Aspect. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2018, no. 1, pp. 3-10. (In Russian). EDN: YRUQTC.
8. Gryaznovoi A.G., Markinoi E.V. Finances. Moscow, Finansy i Statistika Publ., 2004. 252 p.
9. Aref'ev N. Rob and export - that's the whole economic policy. Pravda, 2021, October 26-27. (In Russian).
10. Samarukha V.I. Economic and financial security of Russia. Irkutsk, Baikal State University Publ., 2022. 196 p.
11. Romanovskii M.V., Vrublevskii O.V. (eds.). Finance, money circulation and credit. Moscow, Yurait-M Publ., 2001. 565 p.
12. Samarukha A.V. Methodological approaches to long-term forecasting of socio-economic development of the region. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2009. 238 p.
13. Sanina L.V., Mozulev S.N., Mima M.Yu. The System of Continuous Formation and Development of Entrepreneurial Skills. Baikal Research Journal, 2021, vol. 12, no. 3, pp. (In Russian). EDN: AXDTYS. DOI: 10.17150/2411-6262.2021.12(3).11.
14. Smirnova I.G., Sudakova T.M. The Science of Criminal Policy at the Current Stage: To Evaluating the Results of an International Research Conference "Criminal Policy at the Current Stage", Dedicated to the 25th Anniversary of the Criminal Code of the Russian Federation and the 20th Anniversary of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, Conducted Within the Framework of the 2nd Baikal Legal Forum. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = Russian Journal of Criminology, 20221, vol. 15, no. 5, pp. 655-659. (In Russian). EDN: CIEGUB. DOI: 10.17150/2500-4255.2021.15(5).655-659.
Информация об авторах
Самаруха Виктор Иванович — доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, кафедра мировой экономики и экономической безопасности, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: oksalsam@mail.ru, © https://orcid.org/0000-0001-6125-8513, SPIN-код: 8483-3052, AuthorID РИНЦ: 106515.
Самаруха Иван Викторович — кандидат экономических наук, доцент, генеральный директор ООО «Бонус-Агро», г. Иркутск, Российская Федерация, e-mail: samarukhaiv@yandex.ru.
Вклад авторов
Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования
Самаруха В.И. Трансформация денег и финансов в социально-экономическом развитии национальной экономики / В.И. Сама-руха, И.В. Самаруха. — DOI 10.17150/2500-2759.2024.34(2).268-276. — EDN SDMOQT // Известия Байкальского государственного университета. — 2024. — Т. 34, № 2. — С. 268-276.
Authors
Victor I. Samarukha — D.Sc. in Economics, Professor, Honored Science Worker of the Russian Federation, Department of World Economy and Economic Security, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: oksalsam@mail.ru, © orcid.org/0000-0001-6125-8513, SPIN-Code: 84833052, AuthorID RSCI: 106515.
Ivan V. Samaruha — Ph.D. in Economics, Associate Professor, General Director of «Bonus-Agro», Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: samarukhaiv@ yandex.ru.
Contribution of the Authors
The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
For Citation
Samarukha V.I., Samaruha I.V. The Transformation of Money and Finance in the Socio-Economic Development of the National Economy. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2024, vol. 34, no. 2, pp. 268-276. (In Russian). EDN: SDMOQT. DOI: 10.17150/2500-2759.2024.34(2).268-276.