Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки»
Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law"
m
Т. 6. № 2, 2020
Vol. 6, no. 2, 2020
Юридические науки Law
УДК 342.55
йО!: 10.30914/2072-6783-2020-6-2-176-181
Трансформации в местном самоуправлении и общественный контроль
Д. С. Михеев
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия
Введение. Местное самоуправление в новейшей истории России находится в постоянной трансформации. Множество изменений в базовый закон о местном самоуправлении свидетельствуют о поиске оптимальной модели организации местной власти. Появившийся с недавних пор институт общественного контроля получил широкое распространение и в местном самоуправлении. Характерно, что некоторые новые направления деятельности местных органов не могут быть реализованы без участия и контроля общества. Цель исследования заключается в научном анализе, оценке и обосновании общественного контроля в сфере местного самоуправления как необходимого элемента муниципальной демократии. Методы. Методологическая основа исследования охватывает совокупность общих и специальных способов познания. В их числе - анализ, синтез и аналогия. Однако главным образом применялись специальные правовые методы (формально-юридический, системно-структурный, сравнительный). Результаты исследования, обсуждения. Выявлено, что на местном уровне появились новые задачи, которые органы местного самоуправления могут решить лишь совместно с населением. На население также возлагается в этом случае и осуществление общественного контроля. Примером послужил один из национальных проектов - «Формирование комфортной городской среды», к реализации которого необходимо привлечение населения. Анализ показал, что отбор дворовых территорий и общественных пространств, включаемых в перечень для приоритетного благоустройства муниципального образования, происходит только после процедуры общественного обсуждения жителями. Далее жители путем рейтингового голосования определяют конкретные территории, подлежащие благоустройству. Местное сообщество также осуществляет и общественный контроль на всех этапах реализации проекта. Заключение. В результате исследования выработано предложение по совершенствованию законодательства в части закрепления общественного контроля в качестве новой формы муниципальной демократии.
Ключевые слова: местное самоуправление, общественный контроль, комфортная городская среда.
Для цитирования: Михеев Д.С. Трансформации в местном самоуправлении и общественный контроль // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 176-181. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-176-181
Introduction. Local self-government in the modern history of Russia is in constant transformation. Many changes to the basic law on local self-government testify to the search for an optimal model for organizing local authorities. The institution of public control that has appeared recently has become widespread in local self-government. New areas of activity of local authorities cannot be implemented without the participation and control of society. The purpose of the study is the scientific analysis, evaluation and justification of public control in the field of local self-government as a necessary element of municipal democracy. Methods. The methodological basis of the study covers the totality of general and special methods of cognition. Among them are analysis, synthesis
Local self-government transformations and public control
D. S. Mikheev
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
© Михеев Д. С., 2019
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 6, no. 2, 2020
and analogy. However, mainly, special legal methods were applied (formal-legal, system-structural, comparative). Research, results, discussions. It has been revealed that at the local level, new tasks have appeared that local governments can only solve together with the population. In this case, the public control is also assigned to the population. An example is one of the national projects - "Formation of a comfortable urban environment", the implementation of which requires the involvement of the population. The analysis showed that the selection of courtyards and public spaces, included in the list for priority improvement of the municipality, occurs only after the procedure of public discussion by residents. Further, residents by means of rating voting determine the specific territories to be improved. The local community also exercises public control at all stages of the project. Conclusion. As a result of the study, a proposal has been developed to improve legislation in terms of consolidating public control as a new form of municipal democracy.
Keywords: local self-government, public control, comfortable urban environment.
For citation: Mikheev D.S. Local self-government transformations and public control. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2020, vol. 6, no. 2, pp. 176-181. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-176-181 (In Russ.).
Введение
Местное самоуправление занимало и занимает особое место в сложноорганизованной и этно-территориальной системе Российского государства [12, ^ 46]. Будучи одним из уровней публичной власти, оно осуществляет эту власть, во многом опираясь на население муниципальных образований, о чем красноречиво свидетельствуют закрепленные в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 более десятка форм непосредственного осуществления населением (участия в осуществлении) муниципальной власти.
В силу этого местное самоуправление должно чутко реагировать на запросы граждан, находиться в постоянном диалоге с ними. Вместе с тем, оставаясь самостоятельным уровнем публичной власти, местное самоуправление должно тесно взаимодействовать с государством и его органами. Именно государство определяет основные алгоритмы организации и деятельности местного самоуправления - правовую основу, территориальную организацию, экономическую самостоятельность и тому подобное. В этом состоит сложность взаимосвязей и взаимоотношений исследуемого института местной власти, находящегося уже более двух десятилетий в состоянии постоянной трансформации. И на сегодня остаются актуальными слова Т. Н. Михеевой о том, что современное местное самоуправление
1 Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. № 40. Ст. 3822.
является одной из ключевых проблем Российского государства [11, ^ 102].
На фоне многочисленных изменений в последние годы наметилась положительная тенденция в деятельности местного самоуправления - его стремление к открытости и гласности, привлечению населения ко многим решаемым органами местного самоуправления вопросам. Одной из таких актуальных практик стал общественный контроль, который вторгается во многие сферы муниципальной деятельности. Подобное участие населения через созданные им общественные институты в решении местных проблем является объективно необходимым [8, c. 20]. В муниципалитетах для этого имеются достаточные общественные ресурсы в виде местных общественных организаций, активных групп граждан [9, ^ 91].
Подобная деятельность приобрела упорядоченный характер с принятием Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»2. По мнению В.А. Щепачёва, общественный контроль представляет собой набор средств, с помощью которых общество может обеспечить соблюдение органом власти обязательных для него требований, нарушение которых может причинить ущерб как его собственному функционированию, так и непосредственно обществу, гражданам - они ведь зачастую являются объектами управления со стороны соответствующих органов, а также потребителями
2 Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 3 (часть 1). Ст. 4213.
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». Т. 6. № 2. 2020
услуг, предоставляемых ими либо подведомственными им учреждениями [13, а 58].
В этой связи объектом общественного контроля выступает деятельность органов местного самоуправления, издаваемые ими акты и принимаемые решения по самым разнообразным сферам жизнеобеспечения населения муниципальных образований. Традиционными в этом смысле являются вопросы оказания муниципальных услуг - обеспечение жителей медицинской помощью, услугами связи, общественного питания, торговли; вопросы состояния окружающей среды в границах муниципального образования; организация водо-, газо-, тепло-, электроснабжения населения и др.
Вместе с тем в последние годы появились и новые сферы деятельности органов местного самоуправления, которые не могут оставаться вне пределов общественного контроля - федеральные проекты, реализуемые в муниципальных образованиях. Одним из наиболее популярных среди населения является проект «Формирование комфортной городской среды», вовлекший в процедуры общественного участия сотни тысяч неравнодушных жителей.
Подобная ситуация и с так называемыми проектами инициативного бюджетирования, посредством которых обеспечивается участие граждан муниципальных образований в определении средств муниципального бюджета на реализацию приоритетных для жителей направлений.
В обоих случаях без инструментов общественного контроля не обойтись.
Недостаточность правового регулирования относительно форм гражданского участия в общественном контроле за реализацией новых сфер деятельности местного самоуправления подчеркивает необходимость научных изысканий в этой части. Цель научного исследования заключается в анализе и оценке общественного контроля в сфере местного самоуправления с позиций адекватного ответа на стоящие в современных условиях вызовы.
Результаты и обсуждения
Местное самоуправление в современном его виде претерпело значительные изменения за последние два десятилетия. Процесс трансформаций не прекращается, что свидетельствует об очевидном поиске наиболее приемлемой для российских условий модели организации мест-
ной власти. В ряде зарубежных стран, где институт местного самоуправления отличается устоявшимися традициями, получили развитие привлечение населения к управлению на местном уровне, поддержка гражданских инициатив в муниципальной сфере государством, консультации власти с территориальными коллективами, предшествующими принятию важных решений местной жизни [14, ^ 23]. Как отмечает Р. В. Бабун, в странах с демократическим устройством привлечение инициативных групп граждан к решению местных вопросов стало нормой жизни [1, ^ 97].
В Российской Федерации также наметился положительный вектор в этом направлении, что характеризуется не только непосредственным участием граждан в местных делах, но и возможностью их влияния на принятие местными органами иных решений [6, а 18]. В этом смысле наиболее эффективным каналом выступает общественный контроль. С его правовым оформлением в 2014 году у жителей муниципальных образований появились вполне реальные инструменты контроля за деятельностью органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений. Учеными подчеркивается многогранность института общественного контроля. Во-первых, он предоставляет возможность гражданам и общественным формированиям осуществлять проверку деятельности власти, давать ей общественную оценку [7, а 73], во-вторых, внедрение института общественного контроля в муниципальную жизнь является одной из дополнительных форм взаимодействия общества и органов местного самоуправления [10, а 21]; в-третьих, его рассматривают как контроль за соблюдением принципа господства правового закона [5, ^ 389]; в-четвертых, общественному контролю свойственно предупреждать нарушения законности в деятельности органов исполнительной власти [3, а 135].
Можно согласиться со всеми высказанными оценками общественного контроля, добавив, что на уровне местного самоуправления данный институт как раз наиболее ярко проявляется во всех его характеристиках. Он становится особо востребованным при внедрении новых направлений взаимодействия муниципальной власти с населением, одним из которых стала реализация приоритетного национального проекта «Формирование комфортной городской среды». А. П. Ларькина отмечает формирование
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 6, no. 2, 2020
в России новой тенденции, направленной на обеспечение проводимых в стране политических, социально-экономических преобразований
общественной поддержкой [4, с. 58].
Для реализации названного федерального проекта субъекты Федерации приняли свои нормативные акты. Например, в Республике Марий Эл утверждена государственная программа «Формирование современной городской среды на территории Республики Марий Эл на 2018-2024 годы». В рамках данной программы в 2018 году были благоустроены 104 дворовые территории и 38 общественных пространств, на что израсходовано более 157 млн рублей. На 2019 год было запланировано благоустроить 75 дворовых и 45 общественных территорий с объемом финансирования 217 млн рублей1. Внушительные суммы, выделяемые на реализацию мероприятий, убеждают в том, что для общественного контроля есть поле деятельности. Причем контролю со стороны общества подлежит не только расходование финансовых средств по проекту, но и предшествующие этапы его исполнения -общественные обсуждения, отбор территорий, подлежащих первоочередному благоустройству, процедура голосования по ним.
В этой части показательны Рекомендации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации2, ориентирующие на широкое вовлечение жителей муниципальных образований к участию в процедурах, связанных с реализацией проекта. В данных Рекомендациях обращают на себя внимание отдельные элементы процедуры рейтингового голосования. На первоначальном этапе осуществляется формирование и публикация перечня всех нуждающихся в благоустройстве общественных территорий, заявленных муниципальными образованиями. Следующим важным шагом названной процедуры является создание общественных комиссий, которые организуют и проводят об-
1 Доклад о состоянии местного самоуправления в Республике Марий Эл. 2019 год. URL: https://mari-el.gov.ru/ minjust/DocLib63/Forms/AlHtems.aspx (дата обращения: 18.04.2020).
2 Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 декабря 2018 года №51886-ВЯ/06 «О рекомендациях по организации рейтингового голосования в ходе реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72067280/ (дата обращения: 18.04.2020).
щественные обсуждения, рейтинговое голосование и подведение итогов такого голосования. Неотъемлемым этапом процедуры рейтингового голосования выступает общественное обсуждение перечня, по итогам которого происходит отбор территорий, выставляемых на рейтинговое голосование. Завершающим этапом проводится сам процесс рейтингового голосования на специальных пунктах голосования (счетных участках) и определяются его итоги, подлежащие опубликованию и размещению на официальных сайтах муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
Все процедуры ориентированы не просто на участие граждан, но и становятся возможными лишь при непосредственном выражении населением своего мнения. На практике для максимального вовлечения жителей, например в общественное обсуждение, используются различные средства массовой информации - электронные ресурсы и традиционные печатные, эфирные издания; встречи с жителями, информационные стенды, пункты сбора предложений в торговых центрах, медицинских, спортивных учреждениях и других местах массового нахождения граждан.
Возвращаясь к общественному контролю за реализацией проекта «Комфортная городская среда», отметим, что живое участие в нем населения, общественных организаций объясняется прямой заинтересованностью в конечном результате.
Довелось наблюдать во дворе по месту проживания и быть участником обсуждения жителей с представителями местной администрации дизайн-проекта по благоустройству дворовой площадки. А впоследствии, когда запланированные работы близились к завершению, жители всех близлежащих домов не менее активно и придирчиво проверяли качество выполненных работ. Подобную заинтересованность ранее приходилось встречать нечасто.
Заключение
В завершение дискуссии по исследуемой проблеме следует сделать некоторые обобщения. Сфера местного самоуправления, являясь самостоятельным уровнем власти, в российских реалиях выступает наиболее приближенной к гражданам, решая важнейшие для них вопросы местного значения. В силу этого эффективное местное самоуправление возможно лишь в том случае, если
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». Т. 6. № 2. 2020
население муниципального образования взаимодействует в установленных законом формах и способах на органы публичной власти [2, а 9].
Длительное время существовало известное отчуждение между муниципальной властью и населением, органы местного самоуправления при принятии решений не обращались за выяснением мнения граждан. Однако начавшийся процесс открытости и гласности в государстве охватил и сферу местной власти, выдвинув новые задачи по расширению диалога местного самоуправления с населением, привлечению к участию в решении местных задач жителей. Появились новые формы влияния общества на муниципальную власть. Наиболее востребованной формой такого влияния выступает общественный контроль, который с недавних пор получил законодательное оформление и уже успел зарекомендовать себя на практике. В области местного самоуправления появились новые направления деятельности, которые в принципе невозможно осуществлять без опоры на граждан, проживающих на муници-
пальных территориях. Например, реализация некоторых национальных проектов полностью опирается на участие граждан, включая и общественный контроль с их стороны.
Новые веяния требуют определенных законодательных корректировок. В частности, объективно назрело внесение изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части дополнения главы 5, регулирующей формы непосредственной муниципальной демократии, еще одной формой - общественным контролем. Данный институт в процессе правоприменительной практики доказал, что стал необходимым инструментом участия населения в осуществлении местного самоуправления, что было обосновано в проведенном исследовании.
Полагаем, что происходящие трансформации в местном самоуправлении выдвигают и другие не менее важные предложения по изменению законодательного вектора, регламентирующего муниципальные отношения.
Литература
1. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления. М. : КноРус. 2010. 222 с.
2. Горнев Р.В., Михеева Т.Н. Местное самоуправление и гражданское общество: проблемы взаимосвязи и соотношения // Гражданское общество в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 8-12.
3. Керамова С.Н. Общественный контроль как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти // Евразийский юридический журнал. 2018. № 4 (119). С. 135-137.
4. Ларькина А.П. Потенциал муниципальной демократии в обеспечении социального благополучия граждан // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 6. С. 57-60.
5. Ломаев А.Ю. Общественный контроль как важнейший инструмент формирования гражданского общества // Евразийский юридический журнал. 2018. № 7 (122). С. 389-391.
6. Михеева Т.Н., Михеев Д.С. Институт публичных слушаний в контексте принципа гласности местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 6. С. 17-22.
7. Михеева Т.Н. О правовом регулировании общественного контроля в субъектах Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2016. № 1 (5). С. 73-77.
8. Михеева Т.Н., Яичникова Ю.С. О некоторых формах участия населения муниципального образования в контроле за органами местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 20-21.
9. Михеева Т.Н. К вопросу об общественных палатах муниципальных образований // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 1. С. 88-91.
10. Михеева Т.Н., Маслов Е. В. О роли общественных советов муниципальных образований в осуществлении общественного контроля // Марийский юридический вестник. 2016. № 2 (17). С. 18-21.
11. Михеева Т.Н. О некоторых проблемах института муниципальной службы // Государственная служба. 2002. № 4 (18). С. 102-107.
12. Щепачёв В.А. Республиканский путь развития России невозможен без сильного местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 4. С. 46-52.
13. Щепачёв В. А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления как форма общественного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 2. С. 57-61.
14. Mikheev D.S., Mikheeva T.N., Mokoseeva M.A. On the experience of legal regulation of the principle of local authorities in German law // Review of European Studies. 2015. Т. 7. № 8. С. 23-27.
Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 6, no. 2, 2020
References
1. Babun R.V. Organizatsiya mestnogo samoupravleniya [Organization of local self-government]. Moscow, KnoRus Publ., 2010. 222 p. (In Russ.).
2. Gornev R.V., Mikheeva T.N. Mestnoe samoupravlenie i grazhdanskoe obshchestvo: problemy vzaimosvyazi i sootnosheniya [Local self-government and civil society: interconnection and correlation issues]. Grazhdanskoe obshchestvo v Rossii i za rubezhom = Civil Society in Russia and Abroad, 2017, no. 3, pp. 8-12. (In Russ.).
3. Keramova S.N. Obshchestvennyi kontrol' kak sposob obespecheniya zakonnosti v sfere ispolnitel'noi vlasti [Public control as a way of ensuring the rule of law in the sphere of executive power]. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2018, no. 4 (119), pp. 135-137. (In Russ.).
4. Larkina A.P. Potentsial munitsipal'noi demokratii v obespechenii sotsial'nogo blagopoluchiya grazhdan [The municipal democracy potential in ensuring social welfare of citizens]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2019, no. 6, pp. 57-60. (In Russ.).
5. Lomaev A.Yu. Obshchestvennyi kontrol' kak vazhneishii instrument formirovaniya grazhdanskogo obshchestva [Public control as the most important instrument for formation of civil society]. Evraziiskii yuridicheskii zhurnal = Eurasian Law Journal, 2018, no. 7 (122), pp. 389-391. (In Russ.).
6. Mikheeva T.N., Mikheev D.S. Institut publichnykh slushanii v kontekste printsipa glasnosti mestnogo samoupravleniya [Institute of public hearings in the context of local government publicity principle]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie = State Power and Local Self-government, 2016, no. 6, pp.17-22. (In Russ.).
7. Mikheeva T.N. O pravovom regulirovanii obshchestvennogo kontrolya v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii [Legal regulation of public control in the subjects of the Russian Federation]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law", 2016, no. 1 (5), pp. 73-77. (In Russ.).
8. Mikheeva T.N., Yaichnikova Yu.S. O nekotorykh formakh uchastiya naseleniya munitsipal'nogo obrazovaniya v kontrole za organami mestnogo samoupravleniya [On some forms of participation of municipality population in control over local government bodies]. Probely v rossiiskom zakonodatel'stve = Gaps in Russian legislation, 2010, no. 4, pp. 20-21. (In Russ.).
9. Mikheeva T.N. K voprosu ob obshchestvennykh palatakh munitsipal'nykh obrazovanii [On civic chambers of municipalities]. Aktual'nyeproblemy ekonomiki iprava = Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 1, pp. 88-91. (In Russ.).
10. Mikheeva T.N., Maslov E.V. O roli obshchestvennykh sovetov munitsipal'nykh obrazovanii v osushchestvlenii obshchestvennogo kontrolya [On the role of the public councils of municipalities in the public oversight]. Mariiskii yuridicheskii vestnik = Mari Law Vestnik, 2016, no. 2 (170), pp. 18-21. (In Russ.).
11. Mikheeva T.N. O nekotorykh problemakh instituta munitsipal'noi sluzhby [On some problems of the institute of municipal service]. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Administration, 2002, no. 4 (18), pp. 102-107. (In Russ.).
12. Schepachev V.A. Respublikanskii put' razvitiya Rossii nevozmozhen bez sil'nogo mestnogo samoupravleniya [Further republican development of Russia is impossible without strong self-government]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie = State Power and Local Self-government, 2018, no. 4, pp. 46-52. (In Russ.).
13. Schepachev V. A. Otsenka effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya kak forma obshchestvennogo kontrolya [Evaluation of local government performance as a form of social control]. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2017, no. 2, pp. 57-61. (In Russ.).
14. Mikheev D.S., Mikheeva T.N., Mokoseeva M.A. On the experience of legal regulation of the principle of local authorities in German law. Review of European Studies, 2015, vol. 7, no. 8, pp. 23-27. (In Eng.).
Статья поступила в редакцию 11.06.2020 г.; принята к публикации 4.08.2020 г.
Submitted 11.06.2020; revised4.08.2020.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Об авторе
Михеев Денис Степанович
доктор юридических наук, профессор, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, [email protected]
About the author Denis S. Mikheev
Dr. Sci. (Law), Professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, [email protected]
Вестник Марийского государственного университета Серия «Исторические науки . Юридические науки». Т. 6. № 2. 2020
УДК 343.3/.7
DOI: 10.30914/2072-6783-2020-6-2-182-186
Направления совершенствования нормативно-правовой основы противодействия преступлениям, связанным с самоубийствами, в современных условиях
С. И. Шамурадов, Л. В. Монахова
Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Россия
Введение. По данным ВОЗ, Россия находится на третьем месте по частоте самоубийств, превышая по числу суицидов на душу населения среднемировые показатели в 2,5 раза, поэтому совершенствование правового механизма охраны жизни человека продолжает оставаться актуальным вопросом. Важным элементом в системе такого механизма являются нормы уголовного права, обеспечивающие безопасность жизни человека. В российском законодательстве предусмотрены нормы уголовной ответственности за преступления, связанные с самоубийствами: ст. 110, ст. 110.1 и ст. 110.2 УК РФ. Изложенное обусловливает актуальность темы статьи. Цель работы - выявить направления совершенствования нормативно-правовой основы противодействия преступлениям, связанным с самоубийствами, в современных условиях. Материалы и методы: материалами для настоящей статьи послужили Конституция РФ, УК РФ и иные правовые акты, посвященные различным аспектам деятельности органов государственной власти по предупреждению преступлений, связанных с самоубийствами. В работе были использованы следующие методы: системный, комплексный, логико-юридический, конкретно-правовой, сравнительно-правовой и другие. Результаты исследования, обсуждения. Исследование вопросов противодействия преступлениям, связанным с самоубийствами, в современных условиях, выявило необходимость использования комплексного подхода к научно-теоретическому осмыслению спектра вопросов организации такого противодействия со стороны органов государственной власти. Исследование позволило предложить новые подходы к квалификации преступлений, предусмотренных статьями 110, 110.1 и 110.2 УК РФ. Разработан комплекс предложений, направленных на совершенствование уголовно-правового противодействия данным негативным явлениям. Заключение. Нами был сделан вывод о том, что статьи 110 и 110.1 УК РФ обладают значительным сходством, и, совершая предусмотренные в них деяния, виновное лицо стремится к одному и тому же результату. Объединение данных статей УК РФ будет способствовать оптимизации законодательства, обеспечит должную емкость уголовно-правовых предписаний и облегчит работу правоприменителя.
Ключевые слова: самоубийство, содействие, склонение, пособничество, соучастие.
Для цитирования: Шамурадов С.И., Монахова Л.В. Направления совершенствования нормативно-правовой основы противодействия преступлениям, связанным с самоубийствами, в современных условиях // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 2. С. 182-186. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-2-182-186
Directions for improving the regulatory framework
for combating suicide crimes in modern conditions S. I. Shamuradov, L. V. Monakhova
Mari State University, Yoshkar-Ola, Russia
Introduction. According to WHO, Russia is in the third place in terms of suicide rate, exceeding the world average number of suicides per capita by 2.5 times, so the improvement of the legal mechanism for the protection of human life continues to be relevant. An important element in the system of such a mechanism is the rules of criminal law ensuring the safety of human life. Russian legislation provides for criminal liability for crimes related to suicide: article 110 of the Criminal Code, article 110.1 of the Criminal Code and article 110.2 of the Criminal Code. This makes the topic of the article relevant. Purpose. The purpose of the work is to identify ways to improve the legal and regulatory framework for combating suicide-related crimes in modern conditions. Materials and methods. The materials for this article were the Constitution of the Russian Federation, the Criminal
© Шамурадов С. И., Монахова Л. В., 2020