УДК 711.1 (470.12) БАРБОЛИНА-ЛОЙКО А. С.
Трансформации планировочной системы городов Вологодской области при переходе на регулярную основу
В данной статье на примере пяти городов западной части Вологодской области — Белозерска, Кириллова, Вытегры, Устюжны, Череповца — рассматривается влияние смены планировочной композиции городов во второй половине XVIII века на их дальнейшее развитие. Впервые для каждого города выделены характерные типы планировочных систем, негативные и позитивные черты при трансформации архитектурно-пространственной модели городов, определено процентное соотношение утраченной и сохраненной городской ткани, трассировки улиц, доминант.
Ключевые слова: город, регулярный план, преемственность, трассировка улиц, планировка.
BARBOLINA-LOIKO A. S.
TRANSFORMATION OF PLANNING SYSTEM OF THE CITIES OF THE VOLOGDA REGION TRANSITION ON A REGULAR BASIS
In this article, the example of the five cities in the western part of the Vologda region — Belozersk, Kirillov, Vytegra, Ustyuzhna, Cherepovets — examines the impact of the change of the composition of the planning of cities in the second half of the XVIII century on their further development. For the first time the city allocated for each specific type of planning systems, revealed the negative and positive traits in the transformation of architectural and spatial models of cities, defined by the percentage of lost and preserved urbanfabric, traces of streets, landmarks.
Keywords: city, regular plan, continuity, tracing streets, planning.
Барболина-Лойко Анна
Сергеевна
архитектор ФБГОУ ВПО «Вологодский государственный университет»
e-mail: [email protected]
Планировочная композиция, характерная городская ткань исторических поселений, рисунок трассировки улиц-дорог формировались на протяжении различных исторических эпох, элементы городской среды «отшлифовывались» на протяжении времени, оставляя лишь самое необходимое и ценное, при этом складывался уникальный архитектурно-художественный облик, свойственный конкретному городу.
Переломный момент в развитии градостроительных традиций, отражающих формирование городской композиции, наступил в результате проектирования новых регулярных планов начиная со второй половины XVIII в. с преднамеренным следованием геометричности и «порядку» взамен сложившимся дорегулярным композиционным системам исторических городов со свободной живописной планировкой. Необходимость интенсивного строительства и реконструкции исторических центров после Великой Отечественной войны обозначила проблему вмешательства в историческую городскую ткань чужеродных объемно-планировочных сооружений, повлекло за собой утрату целостности
архитектурно-пространственной композиции, привело к нарушению силуэтности городов. В настоящее время эта тенденция все больше усугубляется, новая застройка поглощает старую, пространственная среда городов представляет собой разнородный по характеру и масштабу комплекс построек.
Целью данного исследования является определение степени влияния реализованных регулярных планов XVIII в. на сохранение традиционных градостроительных приемов планировки исторических городов Вологодской области и преемственность развития их планировочной композиции.
Объектом исследования являются планировочные композиции пяти исторических городов Вологодской области. В статье предлагается рассмотреть влияние смены схем планировочной композиции на примере пяти городов западной части Вологодской области — Белозерска, Устюжны, Кириллова, Вытегры и Череповца.
Предметом исследования являются трансформации планировочных систем исторических городов при переходе на регулярную основу.
Планы городов вплоть до конца XVIII в. оставались мало изменяемыми структурами, обновлявшими в результате пожаров и стихийных бедствий свою застройку, но сохранявшими историческую устойчивость трассировки улиц и всех основных планировочных элементов. В результате анализа исторических дорегулярных планов в теоретических трудах ряда исследователей сложилась определенная классификация планировочных систем исторических городов.
Давая «архитектурно-планировочную характеристику русского города в конечной стадии его многовекового развития» [1, 4], Л. М. Тверской установил, что каждый исторический период вносил что-то новое, существенное в городской план, задавая рисунок уличной сети, в результате чего появились основные принципы планировочных систем русских городов «с наслоениями за весь период их исторического развития» [1, 5]. Он определил пять основных планировочных систем: радиально-концентрическая система центрического типа и системы планировки нецентрического типа — линейная, рядовая, перекрестная, прямоугольно-прямолинейная. После некоторого уточнения и дальнейшего анализа Г. Я. Моке-евым и А. С. Щенковым выделены дополнительные, характерные для древнерусских городов веерная и ветвистая планировочные системы, а радиально-концентрическая система определена как «частный случай» веерной системы улиц [2]. Следует различать планировочные системы дорегулярных городов: порядковую систему нецентрического типа в четырех ее разновидностях (линейная, рядовая, перекрестная, прямоугольно-прямолинейная), при которой нарезка городской ткани представляет собой относительно прямоугольные кварталы, разделенные относительно параллельными улицами; веерную систему центрического типа, когда улицы расходились группами в различных направлениях из нескольких центров, которыми выступали важные градообразующие узлы, площади, торг и т. д.; ветвистую систему центрического типа, когда уже сформированные улицы веерной системы начинали «разветвляться» к окраинам города. Планировочная система улиц древнерусского города в каждом отдельном случае была уникальным явлением, иногда в одном плане соседствовали сразу несколько систем. После реконструкции городов во второй
Графоаналитическая таблица 1. Определение типов планировочной системы улиц исторических городов
половине XVIII в. сложились свои системы регулярных планов городов: прямоугольная планировочная система, радиально-лучевая (лучевая) и составная система.
Практическое значение исследования состоит в использовании материалов статьи при составлении проектов генеральных планов, проектов охранных зон исторических городов Вологодской области, в разработке проектов регенерации кварталов и исторических центров, при реставрации отдельных памятников и ансамблей с сохранением сложившейся среды.
Нами исследована западная часть Вологодской области, на которой расположены пять исторических городов — Белозерск, Кириллов, Вытегра, Устюжна, Череповец — в период широкомасштабной реконструкции городов Российской империи в XVIII в.
Методика исследования базируется на историческом и сравнительном анализе дорегулярных
и регулярных планировочных схем городов Белозерска, Кириллова, Вы-тегры, Устюжны и Череповца, а также использовании графоаналитического метода, с помощью которого определена степень преемственности и сохранения планировочных и композиционных акцентов при кардинальном изменении планировочной геометрии.
Белозерск — древнейший город Вологодской области, основан, по данным летописи, в 862 г. [3, 4]. Изначально древняя столица Белозерского княжества располагалась на другом месте, в нескольких десятках километров от современного местоположения города Белозерска. Страшные эпидемии, нападения новгородцев и ряд других факторов заставили переселиться жителей на новое место — на берег Белого озера, в так называемый «новый город».
Изменение пространственной структуры города в конце XV в. происходит в связи со строительством кремля — мощной крепости, где
Графоаналитическая таблица 2. Определение типов планировочной системы улиц исторических городов
рубленые стены с восьмью башнями поставлены на земляной вал высотой до 18 м, окруженный глубоким рвом. Замкнутый в плане кремль, приближающийся к форме круга, на небольшом расстоянии от Белого озера стал архитектурно-композиционным центром, возвышающимся над окружающей застройкой, под стенами которого на главном сухопутном пути в кремль расположился торг. Город, раскинувшийся на открытой местности, имел компактную планировочную организацию и насчитывал к началу XVII в. 37 храмов, которые создавали уникальный силуэт, формировали неповторимый зрительный образ. Развитие посада шло в основном в восточном направлении.
Принципиальная схема уличной сети Белозерска берет начало от береговой линии озера и уходит «в поле», слегка изгибая свою трассу, подчиняясь конфигурации крепости. Улицы, проходящие параллельно береговой полосе Белого озера, также незначительно разворачивают свое направление, ориентируясь на композиционное ядро. Дорегулярная система улиц древнего города представляет порядковую (рядовую) планировочную систему нецентрического типа.
Геометрическую правильность в уже сложившуюся планировку привнес регулярный план 1778 г., по которому в дальнейшем застраивался город Белозерск [4, 216]. Проект перепланировки города относится к прямоугольному типу планировочной системы улиц, тем самым обеспечив преемственное развитие смены планировочной организации улиц-дорог (Таблица 1).
Новый план фактически закрепил существовавшие границы города в правильной форме трапеции, очерченной валом и рвом (гласисом), почти не предусмотрев резервной территории для новой застройки. Регулярный план почти полностью подчинялся дорегулярной направленности развития города, сохранив композиционный центр и все планировочные акценты,раздвинув границы торговой площади, выпрямив и сохранив трассировку иррегулярных улиц (сохранено 54 %). При этом новым планом не была искусственно усложнена иррегулярная планировочная структура в геометрически правильном исполнении, а только композиционно выделена главная пространственная ось-улица, проходящая с запада на восток (Таблица 3).
Итак, дорегулярная трассировка улиц города Белозерска была упорядочена и закреплена посредством регулярного плана 1778 г., где получила свое преемственное развитие. Трансформации планировочной системы города Белозерска при образовании новой планировки, учитывающей сложившуюся систему улиц, позволили сохранить 90 %% доминант и 56 %% городской ткани.
Устюжна Железнопольская представляла собой город-посад с профессионально ориентированным составом населения, который раскинулся по обоим берегам реки Мологи.
В излучине Ижины, являющейся притоком Мологи в западной части города в Х!-ХП вв., существовало городище, которое по непонятным причинам было покинуто жителями и являлось однослойным памятником [5, 19]. Город имел трехчастное деление: центральная часть, разделенная вторым притоком Мологи — речкой Ворожей, заречная часть и район города, где находилось древнее городище — Заижинская сторона. Центром композиции и градообразующим ядром города являлись два монастыря на противоположных берегах речки Ворожи — Богороди-це-Рождественский и Ильинский. Под стенами Ильинского монастыря расположился главный торг, имевший 124 лавки, во второй половине XVI в. в городе существовали еще два торга в центральной части города — у перевоза у церкви Петра и Павла и на площади у церкви Космы и До-миана.
В начале XVII в. в связи с угрозой нападения за короткий срок была возведена первая крепость с 20 башнями, которая заключила в себе почти всю территорию центральной части города протяженностью 1258,5 сажени. Крепостные укрепления представляли собой форму трапеции, наиболее длинная сторона которой шла по берегу реки Молога.
К началу 1630-х гг. уже обветшавшая крепость была заменена новой, значительно меньших размеров, но с более мощной системой наружных укреплений. Новый острог расположился на восточной территории центральной части города, отделенной речкой Ворожей, протяженностью 581 сажень и имел 18 башен со значительным уменьшением прясла стены по сравнению со старой крепостью.
Ко второй половине XVII в. крепость утратила свое оборонное значение, обветшала и больше не восстанавливалась.
Сложный рисунок уличной сети Устюжны Железнопольской представляет собой ветвистую планировочную систему центрического типа, где улицы выходят группами из нескольких центров, отмеченных на схеме красными кругами, и начинают ветвиться в разных направлениях, расчленяя слишком крупные массивы жилой застройки на отдельные сектора. Эта сложно сплетенная ветвистая канва улиц преобладает в центральной части города, одновременно в заречной части поселения имеет место линейная порядковая система нецентрического типа. Дорегулярная сеть средневековой Устюжны была тесно связана с ландшафтом местности, где угадывается повторение трассировками улиц берегов рек Ворожи и Мологи, задающим направление основному каркасу планировочной сети.
В 1778 г. для Устюжны Железно-польской разработан регулярный план, представляющий прямоугольную планировочную систему улиц, который сохранил в центре композиции планировочное ядро города, городские доминанты, но полностью игнорировал градостроительные принципы построения уличной сети, сложившиеся на протяжении веков (Таблица 1). Этот план был механистически наложен на существующую сеть дорегулярных улиц без учета ландшафтной ситуации, не подчинив, как это было в старом плане, направленность построения кварталов водным артериям города.
При такой кардинальной смене планировки 65 % трассировки древних улиц было утрачено, запроектировано более половины новых регулярных улиц. Тем самым была утрачена уникальная историческая планировочная система, заложенная предками (Таблица 3).
Город Кириллов образован в 1776 г. по указу Екатерины II из под-монастырской слободы и Кирилло-Белозерского монастыря. С развитием обители менялась конфигурация подмонастырской слободы, которая раскинулась под стенами Успенского, Ивановского монастырей и Острога и была вытеснена на значительное расстояние с устройством стен Нового города. Посад развивался вдоль дорог на Вологду, Череповец—Белозерск и Ферапонтово, имел одностороннее развитие к востоку от монастырского комплекса, что определилось топографией местности. Территория, на которой раскинулись посад и монастырь, представляла собой пересеченную местность, была заключена в полукольцо из системы трех озер.
Графоаналитическая таблица 3. Процентное соотношение утраченных, сохранивших трассировку и вновь спроектированных улиц, а также сохраненной и утраченной городской ткани и доминант
Подмонастырская слобода из-за особенностей ландшафта не являлась композиционно целостной и представляла собой несколько застроенных участков на более высоких и сухих участках территории, носивших название Копань, Парыш-ки, Бутырки, Обшара.
Монастырь в композиции дорегу-лярного поселения представлял собой идейную доминанту и главенствовал над окружающей застройкой. Под стенами монастыря расположился торг, к которому стягивалась вся уличная сеть. Трассировка улиц дорегулярного поселения представляет собой веерную планировочную систему улиц центрического типа (Таблица 2). При такой системе средневековые улицы выходят «пучками» из нескольких центров, которыми являлись торговая площадь с Казанским собором и церковные площади Вознесенского храма и церкви Николая Чудотворца (отмечены на схеме красными кругами).
В 1777 г. для вновь учрежденного города был разработан и утвержден регулярный план, по которому предстояло разбить город на сеть равновеликих кварталов, при этом конфигурации плана придана правильная форма.
При переходе из веерной доре-гулярной планировочной системы в прямоугольную регулярную сложившаяся система уличной сети была проигнорирована.
На первый взгляд кажется, что регулярная сеть кварталов наложена механистически без учета сложившейся системы улиц, но при детальном анализе мы получили уникальный пример органичного выпрямления улиц при кардинальной трансформации планировочной системы, смены ее типа на противоположный, без колоссального вреда для городской ткани (сохранено 64 %) и трассировки уличной сети (сохранено 56 %о). Градоформирую-щие доминанты были полностью со-
хранены и включены в новую планировочную композицию (Таблица 4).
Город Вытегра образован 20 декабря 1773 г. по указу Екатерины II на месте ранее существовавшей Вян-гинской пристани, которая служила перевалочным пунктом торговых грузов, направлявшихся в Санкт-Петербург. Застройка пристани представляла собой деревянные обывательские строения и была вытянута в основном по правому берегу реки Вытегры, где у самой воды стояли многочисленные торговые амбары. Уличная сеть поселения представляла зачатки порядковой (линейной) системы улиц нецентрического типа.
В 1776 г. был утвержден генеральный план для вновь учрежденного города, представлявший прямоугольную планировочную систему улиц и определивший преемственное развитие сети городских трасс (Таблица 1). Новый город фактически строился на ранее не обжитых землях, покрытых зарослями деревьев и болотистыми низинами, его разбивка на кварталы заняла более 8 лет. Новым планом были разработаны торговый и административный центры — главные площади на противоположных берегах реки, на которых предполагалось возвести главные городские храмовые доминанты. Тем самым планами намечалось четкое функциональное зонирование и определялась градация застройки. Сохранилась традиция постановки амбаров у воды. Планом 1776 г. запроектировано около 85 % новых регулярных улиц, при 60 %-м сохранении средневековых трасс и 77 %-й утрате городской ткани, которая в большей части не вошла во вновь запроектированные прямоугольники кварталов. Владельцам домов было необходимо переносить их оказавшиеся «неплановыми» строения на определенные выделенные участки (Таблица 4). Иррегулярные принципы городской структуры с ее наметившейся планировочной сетью улиц нашли отражение в новой геометрически правильной модели города.
Город Череповец образован в 1777 г. на месте древнего Воскресенского монастыря, основанного в 1362 г., подмонастырской слободы и торгового села Феодосьево, расположившегося в 1,5 км к северу от монастырского ансамбля. Главной архитектурной доминантой села являлась Благовещенская церковь, которая стояла на главной торговой площади в центре поселения, имевшего несколько улиц и переулков. Подмонастырская слобода располо-
Графоаналитическая таблица 4. Процентное соотношение утраченных, сохранивших трассировку и вновь спроектированных улиц, а также сохраненной и утраченной городской ткани и доминант
Графоаналитическая таблица 5. Процентное соотношение утраченных, сохранивших трассировку и вновь спроектированных улиц, а также сохраненной и утраченной городской ткани и доминант
жилась под стенами монастыря и развивалась к западу, также не имела развитой уличной сети. С юго-западной стороны располагались земли помещичьих угодий села Никольского.
В 1782 г. для города Череповца утвержден генеральный план, по которому город был разделен на 46 кварталов. План объединил монастырь и торговое село центральным проспектом, в середине которого запроектирована восьмигранная площадь с торговыми рядами, которые в дальнейшем так и не были построены.
Планом была зарезервирована большая территория, определено функциональное зонирование застройки. Сеть дорегулярных улиц села и подмонастырской слободы представляли зачатки веерной планировочной системы улиц центрического типа, зарождающаяся система была проигнорирована новым регулярным планом, который представлял прямоугольный тип планировочной системы улиц (Таблицы 2, 5).
Заключение
В результате проведенного анализа на примере пяти городов исторически сформировавшейся западной части Вологодской области можно сделать вывод о несправедливости утверждения, что разработанные регулярные планы городов являются однообразными и схематичными и были реализованы без учета сложившихся градостроительных принципов.
Из пяти исторических городов, кардинально изменивших свою планировку в конце XVIII в., три из них — Белозерск, Кириллов и Вытегра — получили новую планировочную модель с учетом сложившейся системы дорегулярных улиц, где было сохранено более 50 % средневековых трасс. В городах Череповце и Устюжне была образована новая планировка без учета сложившейся системы улиц. В Череповце иррегулярный рисунок дорожной сети имел слабо выраженный характер и неразвитую структуру с очень мелким масштабом участков, что было исправлено регулярным планом. Устюжна представляет отдельный пример города, где четко сформировавшаяся городская система улиц-дорог была полностью проигнорирована по непонятным причинам.
Что касается типов планировочных систем, то в дорегулярных городах западной части Вологодской области преобладали все три основных типа: порядковая, веерная, ветвистая. Генеральные планы конца XVIII в. представляли уже только один тип прямоугольной планировочной системы. Преемственное развитие типа планировочных систем улиц имело место при перепланировке городов Белозерска и Вытегры. Смена типа планировочной системы произошла в Череповце, Устюжне и Кириллове. При этом Кириллов представляет уникальный пример города, где смена типа планировочной системы исключила негативное влияние на сформировавшуюся городскую ткань и пространственную модель города.
Несмотря на коренные перепланировки и трансформации архитектурно-пространственной модели,города продолжили свое планомерное развитие в уже геометрически упорядоченном виде, сохраняя все планировочные и композиционные акценты, местоположение городского ядра, в большинстве случаев расширили свои границы. Они развивались, как и прежде, в тесной связи с ландшафтом, формировали свой уникальный силуэт.
Перепланировка пяти городов Вологодской области — Белозерска, Устюжны, Кириллова, Вытегры и Череповца — в конце XVIII в. велась на основе идей преемственности и оказала положительное позитивное влияние на их дальнейшее развитие.
Список использованной литературы
1 Тверской Л. М. Русское градостроительство до конца XVII века. Планировка и застройка русских городов. М., 1953. 216 с.
2 Мокеев Г. Я., Щенков А. С. Планировочная структура городов [Электронный ресурс] // РусАрх : сайт. М., 2006. URL: http://www.rusarch.ru/mokeev1.htm.
3 Белозерье : ист.-лит. альманах. Вып. 1/ Белозер. ист.-худож. музей ; Вологод. гос. пед. ин-т ; гл. ред. Ю. С. Васильев. Вологда : Русь, 1994. 284 с.
4 Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое : Книга чертежей и рисунков (планы городов). СПб. : В типографии отделения собственное Е. И. В. канцелярии, 1859. 427 с.
5 Проект зон охраны города Устюжна : науч.-проект. документация/ ООО НПРП «Симаргл». Т. 1 : Историческая справка. М., 2003. 78 с. (Архив АУК ВО «Во-логдареставрация»).