Научная статья на тему 'Градостроительное развитие города Тары в XVIII-XIX вв'

Градостроительное развитие города Тары в XVIII-XIX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
553
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ / ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН / РЕГУЛЯРНАЯ ПЛАНИРОВКА / МАЛЫЙ ГОРОД / УЛИЧНАЯ СЕТЬ / PLANNING DECISION / MASTER PLAN / REGULAR PLANNING / SMALL TOWN / STREET SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуменюк Алла Николаевна, Ляликов Илья Витальевич

В статье выявлены особенности планировочного развития западносибирского города Тары в XVIII XIX вв. Авторами проанализирована сложившаяся к началу XVIII в. «дорегулярная» планировка; рассмотрены «регулярные» планы 1767 и 1861 гг.; отмечено развитие градостроительных принципов классицизма. Подчеркивается значение планировочных решений XVIII XIX вв. для дальнейшего развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning development of Tara town in XVIII-XIX centuries

The article features specify development planning of Western Siberian town of Tara in XVIII-XIX centuries. Authors analyze «irregular» planning from the beginning of the XVIII century; consider «regular» plans for 1767 and 1861; identify the development of town planning principles of classicism. The work emphasizes the significance of planning decisions XVIII XIX centuries for the further development of the town.

Текст научной работы на тему «Градостроительное развитие города Тары в XVIII-XIX вв»

УДК 711.424 (571.1)

А. Н. ГУМЕНЮК И. В. ЛЯЛИКОВ

Омский государственный технический университет

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА ТАРЫ В XVIII—XIX вв._______________________

В статье выявлены особенности планировочного развития западносибирского города Тары в XVIII — XIX вв. Авторами проанализирована сложившаяся к началу XVIII в. «дорегулярная» планировка; рассмотрены «регулярные» планы 1767 и 1861 гг.; отмечено развитие градостроительных принципов классицизма. Подчеркивается значение планировочных решений XVIII — XIX вв. для дальнейшего развития города. Ключевые слова: градостроительное решение, генеральный план, регулярная планировка, малый город, уличная сеть.

Тара, основанная в 1594 г. как сторожевой острог отрядом казаков Андрея Елецкого, изначально располагалась при впадении р. Тары в Иртыш. По мнению исследователей, первый город находился в низине, из-за чего страдал от наводнений. Есть основания предполагать, что после большого пожара в 1669 г. была осуществлена перезакладка крепости [1]. Новое место определили ниже по Иртышу, на левом берегу, недалеко от впадения в него р. Аркарки. Сохранив прежнее название, Тара разместилась на высоком холме вблизи водных и торговых путей.

Длина окружности возведенного кремля (в допетровской Руси город, окружённый крепостной стеной с бойницами и башнями), согласно описи 1624 г., равнялась 164 саженям (примерно 350 м), стены имели двое ворот и пять башен. К кремлю был пристроен острог (укрепленный посад), окруженный тыновым частоколом с шестью башнями: Новой Пятницкой, Чацкой, Воротной, Борисоглебской, Ильинской, Успенской. В остроге имелись церкви, гостиный и воеводский дворы и 218 казачьих домов [2]. Известно, что на рубеже XVII и XVIII вв. город восстанавливался после грандиозного пожара. В соответствии с планом в «Чертежной книге Сибири» С. У. Ремезова 1701 г. Тара относилась к смешанному типу поселения (рис. 1). К деревянному кремлю прямоугольной формы примыкал острог, в плане напоминавший эллипс (рис. 2). По периметру кремля располагались пять глухих и одна проезжая башня (рис. 1). Внутри крепости — церковь Успения Пресвятой Богородицы, воеводский дом, два амбара «с пушечными и оружейными припасами», стрелецкая караульня и другие постройки. В северо-восточной части город и острог соединялись при помощи «калитки». Стоит отметить, что план из «Чертежной книги» имел в своей основе рисунок, присланный в Москву из Тары. Его автором являлся «письменный голова» Василий Жирков, служивший при местном воеводе И. Н. Сунбулове.

Описание 1701 г. дворянина Ивана Родионовича Качанова конкретизирует характеристику тарского кремля: «город рубленой, в стенах того города з западной стороны проезжая башня, над вороты по обе стороны той башни часовни, з городовой стороны на север в часовне образ Софьи Премудрости Слова Божия, а з западной стороны на север башня глухая вестовая, а со стороны реки башня на водяных воротах, а на ней часы боевые построены» [3]. От стен

кремля лучами расходились наметившиеся улицы, насколько это определение применимо к сложившейся в Таре свободной планировке [4]. Внутри острожного периметра находилось три небольшие церкви, являвшиеся промежуточными доминантами по отношению ко всему градостроительному комплексу. Заметный перепад высот в разных частях города создавал обособленные территории по их функциональной принадлежности: кремль и острог находились на высоком берегу Аркарки, в низине располагались слободы. Одноэтажная застройка низины имела высотные акценты в виде церкви в юго-восточной части и часовни на северо-западе. На противоположный, правый берег Аркарки вёл мост, где размещались небольшое количество дворов и часовня, а также «юрты приезжих бухарцев». В первой четверти XVIII в. город разросся и получил дополнительный укрепленный периметр в виде вала и рва, который нанесен на план, составленный между 1707— 1709 гг. и подписанный Михаилом Бузовлёвым [5]. Таким образом, Тару того времени характеризует полукруглый тип поселения с дорегулярной (свободной) системой улиц, ориентированных на главную городскую крепость (рис. 1).

Пожары в значительной степени тормозили рост города: в 1669 и 1709 гг. Тара понесла наибольшие разрушения [6]. К 1720-м гг. город восстановили: внешние укрепления острога заменили рвом и валом. В стенах малого города (кремля) ограничились возведением одной проезжей башни [5, с. 87]. К середине XVIII в. Тара практически не перешагнула своих прежних границ, а население (1300 чел.) осталось на уровне вековой давности. Вид города середины XVIII в. представлен на панораме художника Барк-хана, сделанной в 1734 г. Она фиксирует полностью деревянную застройку с несколькими высотными доминантами. Церкви Успения Богородицы (соборная), Преображения Господня, Николая Чудотворца и Пятницкая венчали панораму нагорной части и формировали высотную красную линию. На изображении прорисованы частокол городских стен и проезжие Спасские ворота. Правый берег Аркарки был застроен лишь незначительно, а судя по изображённому стаду коров, здесь располагался городской выгон (рис. 3).

После пожаров 1710 г. и 1711 г. градоструктура Тары несколько изменилась: кремль восстановили с трёх сторон, а береговой «фасад» застроили казён-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

Рис. 1. Схематический план г. Тары из «Чертёжной книги Сибири С. У. Ремезова», 1701

ными зданиями. Там же возвели Успенскую церковь и еще целый ряд строений. Это «увеличивало обращённость города к пойме реки» [7]. Составленный в 1747 (1748?) г. план Тары констатирует эти изменения, автором его являлся военный инженер Сергей Плаутин [5, с. 87] (рис. 4). Восстановление и строительство новых церквей обогатило городской силуэт. В западной, низинной части города окончательно сформировалась Татарская слобода (в одну большую улицу), доходившая до берегов Иртыша. Чтобы обезопасить этот район, продлили и внешнюю городскую стену.

Согласно ещё одной планировочной схеме, также датируемой 1747 г. (рис. 5) и более приближенной к реальной топографии, очертания нагорной части

вместе с городскими стенами имели не эллиптическую, а скорее ромбовидную конфигурацию. Отмечается достаточно слабая застроенность «верхней» Тары: по всей видимости, сказались частые пожары. В острожной части жилые кварталы формировались вдоль основных улиц и городских укреплений, как бы следуя их направлению. Рядом с кремлем, получившим квадратную форму в плане (85x85 м), размещались незастроенные (вероятно, торговые) площади. К югу и западу от крепости также сформировались большие, возможно, зарезервированные под общественные функции пространства.

В 1760-х гг. наметился рост населения и городской территории. В этот период прокладываются дороги вдоль высокого берега реки и здесь же фор-

мируются планировочные участки уличного типа. Градостроительная схема Тары до 1770-х гг. — пример дорегулярной планировки с дорогами, ориентированными на кремль. Город имел смешанную форму, состоящую из квадратного в плане кремля и ромбовидного острога, а также слободского порядка в подгорной части.

В 1775 г. «Комиссией о строении» столичных городов был рассмотрен и высочайше утверждён Ека-

териной II первый «регулярный» план Тары 1767 г. (рис. 6). Из архивных материалов следует, что проект, ставший главным градостроительным документом на полтора столетия, разрабатывался еще с 1760-х гг.1 После утверждения плана город подвергся коренному переустройству. На смену «свободной» застройке пришла регулярная планировка с продольно-поперечной сеткой улиц. Центром перестраивавшейся Тары по-прежнему служил кремль,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

%

Рис. 5. План г. Тары. 1747. Русское градостроительное искусство.

Москва и сложившиеся русские города XVIII - первой половины XIX веков / Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. - М., 1998. - С. 131. (Из фондов РГВИА)

Рис. 6. План г. Тары. 1768. РГИА. Ф. 1293. Оп. 167. Д. 19. Л. 1

получивший по утвержденному плану новые крепостные стены с бастионами (рис. 7). Его территория представляла собой симметричный прямоугольник, укреплённый с трёх сторон. Четвёртая (открытая) сторона кремля была обращена к обрыву и реке Аркарке. В центре располагался гостиный двор, фланкируемый казёнными и торговыми зданиями. Внутри кремлёвской территории построили камен-

ную Успенскую церковь, обогатившую городской силуэт. Сформировавшиеся осевые улицы впоследствии получили названия Александровской, Никольской, Нерпинской и т.д. Новая планировка Тары представляла собой неправильный многоугольник в нагорной части и примыкавший к нему в подгорье дополнительный слободской порядок, сформировавшийся ещё в начале XVIII в. Обе части характеризо-

Рис. 7. Схематический рисунок, выполненный на основе плана г. Тары 1768 г.

вались улично-квартальной застройкой. Улицы нагорной Тары были полностью реорганизованы в прямоугольной системе координат, что создавало удобство для ориентировки и перемещений по городу. Лишь дороги, огибавшие верхний город по краю оврага, располагались под углом к кварталам. Низинная Татарская слобода, некогда обладавшая свободной планировкой, также подверглась выравниванию в рамках уличной сетки при известном сохранении основных застроечных фондов [8]. Участки кварталов получили прямоугольную форму, хотя улица Нерпинская сохранила свой характерный изгиб. Во время посещения города в 1772 г. П. С. Пал-лас оставил свидетельство о том, что нагорная часть перестраивалась согласно новому плану. По его словам, она имела «многие изрядные и вообще до полу-сот новых домов, коих число ежегодно возрастает» [9].

По утверждению ученых-историков, ещё в середине XVIII в. город был обнесен рвом и стоячим тыном, но к 1803 г. следов укрепления уже не осталось [1, с. 99]. На месте исчезнувшей деревянной крепости, вероятно, в начале XIX в. возникла крупная Базарная площадь. Её заполнило множество торговых лавок. От кремля сохранился деревянный гостиный двор. Поблизости были построены каменные храмы в стиле сибирского барокко, ставшие городскими доминантами [10]. Среди них: Спасская церковь (1753 — 1776 гг.), Никольский собор (1771 — 1774 гг.), Успенская церковь (1774— 1792 гг.), Параскевиевская церковь (1791 — 1825 гг.) Они являлись храмами нагорной части, фиксировавшими периметр кремля, а позднее — границы торговой площади. Церкви окружали центральную площадь с четырёх сторон, образуя на плане фигуру в виде ромба. Находясь в непосредственной близости друг от друга, постройки создавали живописный городской силуэт. Помимо этого в 1773— 1777 гг. были сооружены Богородице-Казан-ская церковь на нижнем посаде (подгорной части), а в 1784 — 1789 гг. — Тихвинская (кладбищенская) на горе, ставшие локальными доминантами на окраинах города. По отношению к ним промежуточным высотным акцентом стала возведенная в 1802 г. двухэтажная каменная мечеть. Уже к началу XIX в. в Таре имелось 6 действующих храмов [1, с. 99—100], закрепивших генеральную высотную красную ли-

нию. На рубеже XVIII — начале XIX вв. впервые упоминалось о строительстве в Таре трехэтажных жилых каменных зданий — домов купцов Нерпина и Немчинова, выделявшихся среди одноэтажной деревянной застройки. Одним из административных новшеств конца XVIII в. явилось разделение города на 4 относительно равные части, соответствовавшие численности населения; в свою очередь, части разбивались на кварталы [3, с. 29 — 30.]

В 1820 г. площадь городской застройки составляла 2 кв. версты. Территория городского выгона занимала еще 94 кв. версты. В Таре насчитывалось 10 крупных улиц, 6 православных церквей и 1 мечеть, 4 административных (в т.ч. 1 каменное), и 1 общественное здания, 699 «обывательских домов» (в т.ч. 1 каменный). Помимо перечисленного, в городе имелось здание городской больницы, 7 питейных домов, 6 будок для ночных сторожей, 1 провиантский магазин и комплекс гостиного двора2.

Итак, в последней трети XVIII в. Тара получила новую регулярную планировку. В её основу легла улично-квартальная схема с прямоугольной системой координат. Кварталы приобретали вид, приближенный к квадратам и прямоугольникам. Новые здания предписывалось возводить не во дворах, а по красным линиям улиц. Неоднородность рельефа сказалась и на форме застройки: положенный в основу плана вытянутый прямоугольник «срезался» по краям абрисами обрывов, обретая сложную форму. На одной из «вершин» многоугольника находился общественный центр в виде крепости, позднее — Базарной площади. Градоструктура усложнялась конфигурацией низинной Татарской слободы, также обретшей квартальную сетку, однако по сути повторявшей уличную планировку предыдущего периода. В Таре была создана система из 4 небольших квадратных площадей на пересечении улиц, сохранявшихся вплоть до 2-й трети XX в. Стоит отметить, что принципы регулярства, применённые в Таре, привели к упорядочению и лучшей организации городского пространства. Стоит согласиться с утверждением, что «русские города, распланированные в то время, живут уже третью сотню лет, продолжая отвечать требованиям все новых и новых поколений людей» [11].

Ввиду формирования главных экономических центров на юге Западной Сибири в 1-й пол. XIX в. произошел поворот Московского тракта на Омск. Оказавшись в стороне, Тара постепенно утратила своё важное административное и торгово-экономическое значение.

Следующий известный нам градостроительный документ относится к середине XIX в. Работа над ним шла долгих 17 лет (с 1844 г. по 1861) [1, с. 104]. Помехой тому были и длительная переписка различных ведомств, и нехватка опытных специалистов. «Высочайше утверждённый» план города датирован 6 апреля 1861 г. (рис. 8). Документ подписан министром Внутренних Дел Ланским и главноуправляющим Путями Сообщения и Публичными Зданиями Чев-киным3. На одной из архивных копий имелась запись «Чертил кондуктор Бетхер»4, на другой — «Чертили кондукторы Еремеев и Левченко» (рис. 8).

Новый план свидетельствовал о достаточно медленном росте города в течение первой пол. XIX в. Приращение кварталов шло механически к уже существовавшей градостроительной схеме. Планировка по-прежнему носила смешанный характер.

На градоструктуру Тары в некоторой степени влияли и внешние транспортные пути, связывавшие

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013

%

Рис. 8. Копия с плана города Тары Тобольской губернии. 9 сентября 1861 г. РГИА. Ф. 1265. Оп. 10. Д. 161. Л. 2

её с Тобольском и Каинском. Дорога на Каинск сопрягалась с ул. Новой, и при повороте на 90 градусов формировала новые кварталы Татарской слободы. Дорога, ведущая из Тобольска, переходя в северозападной части города в Никольскую улицу, придавала ей магистральное значение и тем самым способствовала впоследствии формированию по обеим сторонам архитектурных объектов с признаками ансамблевой застройки. Никольская улица, в свою очередь, переходила в обширную Базарную площадь. Комплекс зданий площади составляли гостиный двор в виде каре, бакалейные и мелочные лавки. Тут же стояли городские весы, а на определённом расстоянии — мясные ряды с погребами. Рыбные ряды были поставлены на берегу Аркарки. На южной стороне площади находилась часовня Животворящего Креста Господня, на северной — дома полицейского управления, а также постройки, подлежавшие упразднению: здания духовного правления и инвалидной команды. Недостаток графического материала середины XIX в. не позволяет рассуждать об ансамблевых принципах формирования площади.

Возвращаясь к Никольской улице, следует отметить, что она задавала направление новой квартальной планировке, обозначенной на генплане 1861 г. По ее сторонам располагались казённые здания: старый тюремный замок и проектируемый новый, присутственные места, городская больница, а также нарезались участки, предназначенные документом под возведение почтовой конторы и богадельни. С южной стороны улицы выделялся квартал под здание для инвалидной команды [1, с. 105]. Магистральная функция улицы диктовала появление наи-

более важных административных и общественных зданий города, а также частных особняков и усадеб зажиточных горожан, в частности, Нерпиных, Пят-ковых и др.

В подгорной части Тары, недалеко от Базарной площади, по сути, центра города, сформировался район, где возводили жилые дома татары и бухарцы. Из плана следует, что власти предполагали перенести или организовать на окраине города (на юго-востоке, за р. Аркаркой) новый район для инородцев, о чем говорят позиции экспликации: «места для Татарской слободы», «места для Татарской мечети», «места для Татарского кладбища» [1, с. 104—105]. Однако эту перспективу реализовать не удалось.

Нередко наряду с православными храмами высотными и эстетически доминирующими объектами в малоэтажной застройке города становятся костёлы и синагоги. Однако возведенные в Таре деревянная синагога (1906) и римско-католическая церковь (кон. XIX — нач. XX) [12] не сыграли существенной роли в формировании городского силуэта ввиду незначительности их объёмов и непритязательности архитектуры.

Экономическая роль Тары могла бы заметно усилиться с 1890-х гг. со строительством Великого Сибирского пути. Однако железнодорожная магистраль прошла на 300 км южнее города. На рубеже XIX и ХХ вв. все же наблюдался некоторый рост строительства, вызванный притоком ссыльных, купеческой активностью, а также деятельностью Казённой винной монополии. Комплекс казённого винного склада возвели на ул. Никольской. Решённый в «кирпичном стиле», он играл роль локальной доминанты

и вносил в образ небольшого уездного города индустриальные черты. Признаками стилистического сходства обладала и новая купеческая застройка Базарной площади, в юго-западной части которой на рубеже XIX и XX вв. были построены особняки и магазины. Расположение зданий на красной линии служило их упорядочению и собиранию в характерный для поздней эклектики, единый «фасад», демонстрировавший благосостояние зажиточных тарчан.

Итак, Тара на протяжении XVIII — XIX вв. претерпела коренные планировочные изменения. Смешанная дорегулярная планировка, состоявшая из квадратного кремля, эллипсовидного (по более поздним источникам — ромбовидного) острога в нагорной части и уличного порядка в подгорной, до середины XVIII в. не претерпевала изменений. Первый «регулярный» план 2-й пол. XVIII в. полностью изменил существовавшую планировочную ситуацию. В нагорной части система улиц и кварталов расчерчивалась под прямым углом; упорядочению подверглась и подгорная часть. Деревянный кремль был перестроен; впоследствии на его месте образовалась обширная Базарная площадь, ставшая главным общественным центром города. Генеральный план Тары сер. XIX в. носил по большей части фиксационный характер. Но были и новшества — документом предусматривались новые промышленные и общественные зоны. Планировались перенос ряда учреждений, реорганизация некоторых городских районов. Воплощение плана в жизнь произошло лишь частично ввиду упадка градостроительной дисциплины и низких темпов экономического развития. Тем не менее сформированная в XVIII — XIX вв. градостроительная структура сохраняется и поныне и демонстрирует функциональные и эстетические преимущества регулярной планировки.

Примечания

1 РГИА Ф. 1293. Оп. 167. Д. 19. Л. 1.

2 РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 4. Л. 17-20

3 РГИА. Ф. 1265. Оп. 10. Д. 161. Л. 2.

4 РГИА. Ф. 1293. Оп. 167. Д. 19. Л. 2

Библиографический список

1. Гончаров, Ю. М. Очерки истории города Тары конца XVI-начала XX вв. / Ю. М. Гончаров, А. Р. Ивонин. — Барнаул : Аз Бука, 2006. — С. 181.

2. Алисов, Д. А. Культура городов Среднего Прииртышья в XIX — начале XX вв. / Д. А. Алисов. — Омск, 2001. — С. 94.

3. Тарская мозаика. История края в очерках и документах. 1594 — 1917 гг. — Омск, 1994. — С. 22.

4. Ляликов, И. В. Градостроительство и типология застройки города Тары XVIII — начала XX вв. / И. В. Ляликов // Творчество молодых: дизайн, реклама, информационные технологии — 2009 : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. студ. и аспир. — Омск : ОмГТУ, 2009. — С. 48 — 51.

5. Кочедамов, В. И. Первые русские города Сибири /

B. И. Кочедамов. — М. : Стройиздат, 1978. — С. 87.

6. Резун, Д. Я. Летопись сибирских городов / Д. Я. Резун, Р. С. Васильевский. — Новосибирск : Наука, 1989. — С. 242 — 243.

7. Градостроительство Московского государства XVI — XVII веков / Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. — М. : Стройиздат, 1994. —

C. 131.

8. Русское градостроительное искусство. Москва и сложившиеся русские города XVIII — первой половины XIX веков / Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. — М. : Стройиздат, 1998. — С. 399 — 401.

9. Паллас, П. С. Путешествия по разным провинциям Российской империи / П. С. Паллас. — В 3 ч. В 5 кн. Ч. 3. Кн. 2. — СПб. : при Имп. акад. наук, 1788. — С. 13.

10. Гуменюк, А. Н. Стилистические признаки «сибирского барокко» в архитектуре г. Тары в конце XIX века. (К вопросу изучения памятников культуры малых исторических городов) / А. Н. Гуменюк // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда // Вестник МГХПУ. — 2009. — № 4 — С. 91—96.

11. Ожегов, С. С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII — XIX веках / С. С. Ожегов. — М. : Стройиздат, 1984. — С. 77.

12. Лебедева, Н. И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья / Н. И. Лебедева. — Омск : Изд-во ОмГПУ : Издатель-Полиграфист, 2003. — С. 61.

ГУМЕНЮК Алла Николаевна, кандидат искусствоведения, доцент (Россия), профессор кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии», заслуженный работник культуры РФ.

Адрес для переписки: дишепуик-а11а@шаі1.т ЛЯЛИКОВ Илья Витальевич, аспирант кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии».

Адрес для переписки i11uzion_@mai1.ru

Статья поступила в редакцию 12.05.2013 г.

© А. Н. Гуменюк, И. В. Ляликов

Книжная полка

Сокольникова, Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н. М. Сокольникова. - М. : Academia, 2013. - 256 с. - ISBN 978-5-4468-0177-0.

Учебник создан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (квалификация «бакалавр» профиль «начальное образование») и отражает новые требования стандарта третьего поколения по формированию общеучебных действий, формированию личностных, предметных и метапредметных достижений учащихся. В учебнике освещены теоретические основы преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях, дается целостный обзор различных концептуальных подходов и содержится обширный методический материал, необходимый для проведения практических занятий. Рассматриваются возможности интегрированного обучения предметам художественно-эстетического цикла. Анализируется лучший педагогический опыт в области современного художественного образования. 4-е издание выходило под названием «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». Для студентов учреждений высшего профессионального образования.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.