ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 72.033/034 (4)
Е.В. Килимник
д-р искусствоведения, доцент, член-корреспондент Российской академии естествознания, проректор, ЧОУ ВО «Уральский институт бизнеса и управления»,
г. Екатеринбург Е-mail: [email protected]
А.А. Дмитриева
д-р искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой истории западноевропейского искусства, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный
университет» Е-mail: [email protected]
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ БЕЛОРУССИИ
Аннотация. Основной целью работы является проведение культурно-исторического анализа особенностей градостроительной застройки городов и местечек в белорусском регионе XIII—XVI вв. Задачей работы становится проведение объемно-планировочного исследования архитектурных форм средневековых замков и городских комплексов в белорусских землях. Выявление на этой основе общего и особенного в формообразовании замковых и городских средневековых ансамблей, определение культурного влияния на этот восточноевропейский регион градостроительных традиций Западной Европы в лице определенного заимствования готических художественных элементов в архитектуре. В ходе культурно-исторического анализа архитектурной застройки белорусских городов и замков XIII —XVI вв. установлено, что с одной стороны они традиционно базировались на культурно-строительных обычаях раннефеодальной Киевской Руси, проявившихся в нерегулярной композиции и привнесенных в белорусские земли европейскими градостроительными традициями готических форм: нервюры, регулярность застройки, сакрально-символическое значение храмов в городской архитектуре. Выявлено, что в ходе архитектурных преобразований, применяемые в Белоруссии локальные культурно-строительные особенности с активным использованием западноевропейского и византийского градостроительного опыта и архитектурных традиций развивали общеевропейскую культуру Средневековья.
Ключевые слова: градостроительство, архитектура, формы, замок, храм, город, традиции, культура, готика, Средневековье, Белоруссия, Европа.
E.V. Kilimnik, Ural Institute of business, Yekaterinburg
A.A. Dmitrieva, Saint-Petersburg State University
TOWN PLANNING FEATURES OF MEDIEVAL TOWNS OF BELARUS
Abstract. The main goal of the study is to conduct cultural-historical analysis of the characteristics of urban sprawl cities and towns in the Belarusian region XII I—XVI centuries. Task work becomes a holding space-planning study of architectural forms of medieval castles and urban complexes in the Belarusian lands Definition on this basis, the General and especial in shaping Castle and medieval urban ensembles, the definition of cultural influences on this Eastern European region urban traditions of Western Europe in the face of a specific borrowing Gothic artistic elements of architecture. In the course of cultural-historical analysis of the architecture of Belarusian towns and castles XII I—XVI centuries found that on one hand they are traditionally based on the cultural construction of the customary feudal Kyivska Rus evidenced in irregular composition and introduced in Belarusian lands European traditions of Gothic forms: ribs, regularity, sacral building-the symbolic significance of the temples in the city architecture. In the course of architectural transformations applied in Belarus local cultural building features with active use of European and Byzantine architectural traditions to develop pan-European culture of the middle ages.
Keywords: urban planning, architecture, form, castle, temple, city, tradition, culture, gothic, Middle Ages, Byelorussia, Europe.
На основе культурно-исторического анализа старинных памятников архитектуры и градостроительства в белорусских землях, следует отметить, что в этом районе на протяжении многих столетий соединялась творческая активность многих народов, что наложило неповторимый отпеча-
ток на художественных произведениях этого региона восточноевропейской культуры. Именно такое исторически рожденное художественное многообразие способствовало формированию национального своеобразия белорусской культуры, созданию ярких региональных произведений, представляющий значительный интерес для современных исследователей самобытных памятников культурно-исторического наследия Восточной Европы. У истоков развития белорусской архитектуры изначально лежала культура древнерусских княжеств - Полоцкого, Турово-Пинского, Владимиро-Волынского. Уже в период раннефеодального Киевского государства на этих землях возникли древние городские центры - Заславль, Минск, Орша, Туров, Гродно, Витебск, Новогрудок, Гомель и др. В ходе этого культурного строительства идет утверждение христианских принципов, формирование раннефеодальных сословных отношений, которые ярко проявились в планировочной застройке местных городов и местечек. В ходе этого культурного процесса сооружаются новые типы построек: оборонительные, культовые и дворцовые здания. При этом культура белорусских земель со своим национальным архитектурным наследием, как локальным народным культуромаркирую-щим признаком, формировалась относительно самобытно, приобретая характерные региональные художественные черты и особенности.
Объемно-планировочное исследование древних белорусских городов свидетельствует, что практически все они имели типичную для древнерусского градостроительства иерархическую структуру, представлявшую традиционный для этих земель княжий детинец и окольный город с укрепленным или неукрепленным посадом и размещенными в нем монастырскими комплексами. Линии укреплений, обозначавшие территориальное деление города, выполнялись традиционно для этих земель в земляных и деревянных конструкциях - клетях, которые по мере развития средств нападения и осады стали заменяться более мощными, выполненными из камня (XIV в.) (Килимник Е.В., 2011). Как показывает культурно-исторический анализ архитектуры древних белорусских городов, подобные линии защиты имел средневековый Витебск. Его оборонительные башни (1351 г.), стоявшие в цепи стен, были выполнены в современном для того времени европейском романском и готическом художественных стилях. Стены из тесаных валунов завершались галереями настенного боя, которые были усилены защитными зубцами-мерлонами прямоугольной формы, имевшими по центру щелевидные бойницы. Наиболее интересным решением в городской архитектурно-художественной композиции является княжий дворец города Витебска, отражавший, как показывают исследования, влияние западноевропейской культуры того времени. Именно в нем располагались раннеготические своды и арки с нервюрами.
Анализируя белорусскую средневековую замковую архитектуру, следует отметить, что практически все княжеские и частновладельческие оборонные замки XIV-XV вв. и более позднего времени (XVI-XVII вв.) имели готические черты, что просматривается в своеобразной местной кладке с перекрытиями в виде стрельчатых крестовых сводов, традиционных для Западной Европы, выполненных в готической манере высоких оконных проемов и входов, имевших стрельчатое очертание (Килимник Е.В., 2011).
Исходя из природно-ландшафтных особенностей белорусских земель и местных градостроительных обычаев, ранние княжие детинцы и более поздние замки (XIV в.) можно классифицировать на две группы. К первой группе следует отнести оборонительные постройки, основанные на возвышенностях. Мощность и неприступность укреплений этой группы обеспечивались не только их тектоникой, но и определенной высотой и крутизной холма, на котором они располагались. Исходя из местных, еще старых древнерусских культурных традиций, при сооружении подобных замков, как правило, подбиралась возвышенность на мысу у слияния рек, которые в комплексе усиливали оборонительные характеристики всего замкового ансамбля (замок в Новогрудке, XIV в.). Ко второй группе следует отнести замковые комплексы, расположенные в низинах, т.е. равнинные, болотные и «водяные» замки. Как правило, их окружала болотистая местность, вода рек и озер, что особенно в периоды распутицы и весенних разливов
превращало их в неприступные крепости (замки в Лиде, Крево, XIV в.). Исходя из ландшафтных особенностей белорусского края, на основе проведения культурно-исторического анализа памятников замкового зодчества, следует отметить, что высотные замковые постройки в Белоруссии особого развития не получили из-за доминирования пологого рельефа местности (Ки-лимник Е.В., 2011).
Как показывают культурно-исторические исследования особенностей градостроительной застройки средневековой Белоруссии, в ряде случаев, равно как и в европейских средневековых странах, города возникали в ходе объединения нескольких небольших поселений, которые могли группироваться вокруг одного наиболее крупного из них, хорошо защищенного поселения. Например, в Витебске было шесть таких самостоятельных поселений, которые со временем слились с укрепленным центром. Их последующая роль могла быть различной - часть поселения трансформировалась в княжий детинец, часть превращалась в окольный город, часть эволюционировала в посад, имевший или не имевший защитные рубежи обороны.
XIII в. в Восточной Европе был отмечен рождением нового средневекового государства - Великого княжества Литовского и Русского, возникшего в условиях постоянных боевых действий с рыцарями Тевтонского ордена Девы Марии. В тоже время с юго-востока белорусским землям постоянно угрожали кочевники. Политико-экономическое развитие нового государственного объединения сопровождалось ростом новых торгово-ремесленных городов и менее крупных поселений - местечек. Наиболее значимым торгово-ремесленным центром нового государственного объединения был Понеманский край. Все возникшие новые городские поселения того времени можно условно подразделить на коронные - государственные и частновладельческие. Постепенно они превратились в центры связанных между собой внутренних локальных рынков; в XIV-XVI вв. включились в сферу европейской торговли, особенно с Польским королевством, с Чехией, Германией, Прибалтикой и Московским княжеством. Планировочная композиция белорусских городов была традиционно для Средневековья и этих мест сложившейся - нерегулярной, возникшей постепенно, с течением времени, в большинстве случаев без общего предварительного архитектурного замысла всего поселения и, возможно, без проектного изображения. К особенностям местной нерегулярной планировки относились криволинейное исполнение большинства городских улиц, хаотично изменявшаяся ширина улиц и площадей. Очертания площадей и кварталов носило неправильные геометрические формы. Исследуя объемно-планировочную застройку того времени, следует отметить, что все нерегулярные системы планировки по своей конфигурации и исполнению уличной сети можно подразделить на нецентрические и центрические. При этом нецентрические следует классифицировать на одно-уличные, Т-образные по форме, крестовидные и прямоугольно-прямолинейные. Среди центрических систем мастерами-устроителями в городах и крупных местечках были созданы веерно-дуговые, веерно-полукольцевые, веерно-полукольцевые ветвистые, верно-дуговые ветвистые. В результате, в средневековой Белоруссии встречаются города с различными типами планировочной застройки. Отмеченные планировочные особенности уличной сети во многом были обусловлены для тех неспокойных времен, наполненных войнами и осадами, наличием, числом и трассировкой оборонительных линий, рвов и валов, завершавшихся боевой стеной, идущей по верху земляного вала. В зависимости от количества таких рубежных поясов защитных укреплений все городские поселения можно условно подразделить на три группы. Первая группа -крупные города, в которых сложилось три линии оборонительных сооружений. Они определили собой детинец-замок и два укрепленных городских района, соответствующие древним окольному городу и посаду. В эту группу могут войти поселения и с одной кроме замка линией укреплений. Вторая группа - города, располагавшие только оборонительным замком, и не имевшие внешних поясов укреплений. Третья группа - города и местечки, не обладавшие оборонительными системами в виде валов с возвышавшимися на их гребне защитными стенами с боевыми
башнями и внешними рвами. Подобная классификация нерегулярных планировочных особенностей градостроительства в основных чертах соответствует как белорусскому, так и киевскому раннефеодальному зодчеству. Это объясняется едиными культурно-строительными традициями, сохранившимися в местной архитектуре. Это исторически может быть обусловлено также и природно-ландшафтными особенностями с большим количеством пойменных территорий в городах и местечках Белоруссии, определивших невозможность застройки заливных берегов рек. С противоположной стороны возвышающийся берег позволял мастерам-устроителям сформировать полукольцевой защитный пояс с соответствующими его планировочной композиции полукольцевыми улицами вдоль линии укреплений. В результате, как и в архитектуре других средневековых европейских стран, на формирование белорусских городов оказывали культурное влияние природные, оборонные, экономические, социальные, коммуникативные и эстетические факторы. В частности, для белорусских средневековых городов и местечек с нерегулярной, с течением времени формировавшейся композицией характерны те же культурно-градостроительные принципы, что и вообще для древнерусского зодчества. Этим и рядом других локальных культурных факторов следует объяснить возникновение различных ассиметрич-ных изгибов городских улиц. Но, в результате пожаров и разрушений, бывших частым бичом Средневековой и последующих эпох, и следовавших за ними возрождения и трансформации городов происходило отмирание всего старого, ставшего уже архаичным. В ходе проходивших культурно-исторических процессов вся схема города формировалась в полном единстве с функциональными потребностями, соответствующими новым условиям жизни и духу времени. Этим во многом объясняется отсутствие искусственных элементов в общей композиционной застройке: наличие геометрических форм городских площадей. Объемно-планировочный анализ средневековых городов Белоруссии показывает, что все было подчинено главной идее -созданию мастерами-устроителями естественно необходимого и разумного. Это и стало фундаментом многих градостроительных композиционных решений. При этом в средневековой архитектуре европейских регионов ассиметричная композиция, нарушающая правильную геометрию форм застройки, является результатом не столько стихийного развития, сколько плановой творческой работы мастеров-устроителей. Значимым фактором для средневековой эпохи в развитии и трансформации городов и местечек имел во многом и символико-религиозный фактор. В белорусском зодчестве особое значение имела сакрализация города с помощью использования символов, заимствованных из древних европейских и ближневосточных городских столичных центров. Например, основной чертой, связавшей центр Полоцкого княжества с Константинополем, был градостроительный принцип размещения Софийского собора, который располагался на холме на оконечности мыса, где находился крепостной ансамбль. Как и София в Константинополе, обращенная к заливу Золотой Рог, одноименный храм в Полоцке своим боковым южным фасадом был ориентирован к обширной водной акватории реки Двины. Смысловой моделью морского пространства мог быть ландшафт долины Двины, а аналогом залива в Константинополе для мастеров-устроителей могла послужить местная река Полота - приток Двины. Усиливая символизм в древней архитектуре Полоцка, в нем было повторено мастерами-устроителями в миниатюре соотношение места храма и очертания берега большего водного пространства. В месте впадения реки Полоты русло Двины благодаря своим ландшафтным особенностям искривляется по дуге, чем прямо напоминает только в ином меньшем масштабе изогнутый контур Мраморного моря, который охватывает части берега, расположенного на европейской и малоазийской стороне. Священный символ белорусского подобия Константинопольского храма заключался в приближении условий восприятия Полоцкой Софии к своему сакральному первоисточнику. Купол главного храма в Константинополе был виден на значительном расстоянии из Босфорского пролива, завершая зрительную перспективу вдоль берега этого пролива и замыкая фактически ось узкого пространства залива Золотой Рог. В соответствии с
каноном, аналогичным образом белорусскими мастерами-устроителями было воссоздано обозрение Софийского собора в Полоцке, который композиционно завершал русло Двины и долину реки Полоты. Кроме этого, символическое уподобление старинного центра Полоцка древним христианским центрам ярко проявилось и позже в XVI-XVII вв. Фактически композиция Верхнего замка в Полоцке: ориентированные на юго-восток ворота, расположенные в главной башне городской стены, сад созданный мастерами-устроителями на подобие Гефсиманского, получали свое сакральное символическое освящение благодаря полному воспроизведению архитектурной среды святого града Иерусалима. Вся система шести градостроительных элементов древнего Полоцка представляла собой воспроизведение шестиэлементного священного для христиан Иерусалимского первоисточника. Символико-религиозный фактор сооружения белорусских городов ярко проявился и в других архитектурных особенностях. Градостроительной традицией стало создание мастерами-устроителями важных в смысловом и художественном отношении наиболее значимых построек в завершении видовых перспектив, идущих вдоль основных городских улиц. Эти архитектурные доминанты и подобное архитектурное построение городских трасс того времени было во многом вызвано требованиями оптимальной защиты города. Отряды противника, вторгшегося в городскую среду подвергались массированному обстрелу осажденными, которые концентрировались в каменных постройках, откуда улицы просматривались на значительном расстоянии. В результате, использование храмовых построек как своеобразных рубежей и центров обороны средневековых городов становится крайне распространенным явлением в белорусском градостроительстве. Как показывает культурно-исторический анализ белорусского зодчества к XV-XVI вв. относится сложение особого типа оборонных храмов, специально предназначенных для этих целей (Килимник Е.В., 2010). Помимо этого, существовала в средневековом обществе того времени и идея о покровительственной функции храма в отношении гарнизона и городских жителей, которая помогала уберечь его от гибели в ходе штурма неприятелем городских укреплений, жилых, хозяйственных и культовых построек. Возлагались мастерами-устроителями определенные надежды на охранительную силу храмов и при ведении боевых действий, которые могли вестись обеими сторонами, но при этом исповедующими общие христианские ценности. В ходе подобных боевых столкновений Средневековья и более позднего времени становилось невозможным разрушение культовых построек нападавшими, поскольку они выступали в роли Божьего дома и Тела Христова, что считалось большим грехом и святотатством с обеих сторон. Проводя культурно-исторический анализ белорусского средневекового градостроительства, необходимо отметить также, что большое значение людьми того времени придавалось восприятию священных материальных образов в городских пространствах, чем, по сути, и выступали городские улицы. В итоге мастерами-устроителями выбиралось самое оптимальное местоположение храмового комплекса и пролегающей рядом уличной трассы, обеспечивающей его лучшее обозрение за счет полной ориентации на него всего уличного пространства. Поскольку городской храм символически олицетворял очищение и возрождение во Христе человека, то сакральным смыслом улицы становилось движение к этому спасительному центру, что придавало определенную символическую знаковость всему городскому кварталу. Кроме того, необходимость в постоянной видимости высокого храмового комплекса, как правило всегда имевшего самостоятельное архитектурное решение и индивидуальные художественные черты локальной культуры, было необходимым для легкой ориентации в городской застройке, быстрого узнавания того или иного района в нем пребывания. Это было необходимо во многом из-за типически похожей друг на друга массовой фахверковой или деревянной застройки всего городского пространства, отличающегося вполне однородным обликом. В результате храмовые и замковые градостроительные комплексы в белорусских городах Средневековья и придавали своеобразную архитектурно-художественную выразительность всему облику поселений.
В Х1У-ХУ1 вв. градостроительная композиция белорусских городов во многом сохраняла черты и обычаи, характерные для древнерусского зодчества, характерных для создания населенных центров. С ростом экономики и культуры, развития городского самоуправления, приобретения городами Магдебургского права способствовали новым урбанистическим тенденциям и особенностям развития городских композиционных решений. Архитектурной сущностью новых преобразований стало создание новых и трансформация старых городских центров. В ходе культурно-строительных процессов происходило преобразование белорусских городов по новому европейскому образцу, получавших в результате подобной архитектурной эволюции регулярную композицию и организацию прямоугольной уличной сети. Такие архитектурно-художественные городские ансамбли, выполненные в готическом стиле, стали характерными для западной и центральной Европы. Распространение готической композиции во многом было обусловлено философией всего средневекового общества с отпечатком в его ментальности порядка и догматизма, базирующегося в социальном бытие и сознании человека той поры [6]. Новая регулярная композиция брала свое начало и в религиозных предпосылках Средневековья. Например, Иоанн Богослов утверждал в своем Апокалипсисе, что небесный Иерусалим имеет квадратную планировку, что, видимо, в средневековом экзальтированном обществе и могло послужить символом освященности, что в свою очередь наложило философско-градостроительный отпечаток на прямоугольное очертание городской рыночной площади и схему застройки всего города. Квадрат становился в сознании средневекового человека синонимом истины, справедливости, постоянства и порядка. Кроме того, появление прямоугольных площадей и композиций городской застройки было продиктовано и сохранившимся в Европе античным традициям, концепции гармонии мира согласно Платоновской и Пифагорейской философии, основанной на символике цифр и геометрии форм.
Таким образом, в средневековую эпоху вновь стали почитаться ранее преданные забвению античные формы: квадрат и прямоугольник, имевшие культурную ценность устойчивости. Так, например, куб стал служить символом земли, как материальная опора мироздания. При сохранении языческих традиций в литовских землях и православных обычаев в белорусском средневековом регионе новая прямоугольная композиция городской архитектурной застройки получила свое распространение примерно к середине XVI в., когда произошло объединение Польского королевства и Великого княжества Литовского и Русского. Можно предположить, что этот культурно-исторический процесс возник ранее еще в XV в. при распространении главным образом через польские земли, как ведущий культурно-религиозный центр центрально-восточной Европы, европейской культуры Средневековья, Возрождения и начала Нового времени в остальные регионы восточной Европы. В ходе культурной трансляции общеевропейских ценностей процесс регулярного градостроительства охватил практически все белорусские земли, привнеся в облик городов западноевропейское звучание. При этом необходимо отметить, что с учетом культурно-исторического анализа созданных архитектурных ансамблей Белоруссии XVI-XVII вв. менее всего этим культурным процессом были затронуты земли Восточного Полесья и Приднепровья, где исторически сохранялись прежние уже архаичные древнерусские традиции и обычаи формирования градостроительной композиции городов и местечек.
Список литературы:
1. Килимник Е.В. Генезис форм феодальных замков в Центральной Европе в период Зрелого Средневековья [Текст] / Е.В. Килимник // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5 (24). С. 215-219.
2. Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности центрально-европейских двор-цово-замковых комплексов XIII-XVI вв. [Текст] / Е.В. Килимник // Вопросы культурологии. 2008. № 5. С. 60-64.
3. Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности феодальных замков европейско-
го Средневековья (на примере памятников рыцарской культуры Центральной и Восточной Европы) [Текст] / Е.В. Килимник // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. Т. 12, № 5 (3). С. 845-851.
4. Килимник Е.В. Художественное убранство Белорусских дворцов, замков и укрепленных храмов XIII-XVII вв. в контексте современного преподавания истории культуры [Текст] / Е.В. Килимник // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. № 3 (47). С. 46-50.
5. Килимник Е.В. Феодальный замок в контексте политической культуры Средневековья [Текст] / Е.В. Килимник // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8 (14). Ч. 2. С. 93-98.
6. Килимник Е.В. Культурно-исторические особенности феодальных замков Центральной Европы, Западной Украины и Белоруссии XI-XVII вв. [Текст]: монография / Е.В. Килимник. Екатеринбург: Уральский институт социального образования, 2011. 365 с.
7. Килимник Е.В. Структура феодальных замков Центральной Европы XI-XIII вв. [Текст] / Е.В. Килимник // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 3 (37). С. 151-156.
8. Ткачев М.А. Замки Белоруссии. Минск: Полымя, 1987. 161 с.
9. Ткачоу М.А. Абарончыя збудаванн заходшх зямель Беларуа XIII-XVIII ст. Мшск: На-вука i тэхыка, 1978. 144 с.
10. Чантурия В.А. Атлас памятников архитектуры и мемориальных комплексов Белоруссии. Минск: Вышэйшая школа, 1983. 110 с.: ил.
11. Чантурия В.А. История архитектуры Белоруссии. Минск: Вышэйшая школа, 1977.
200 с.
12. Bumke J. Hogfishe Kultur, Literature und Gesselschaft im hohen Mittelalter. Munich: Munich, 1997. 150 p.
13. Goetz W. Das Leben auf der Ritterburg / Ed. C. Meckseper, E. Schraut. Gottingen: Gottingen, 1991. P. 16.
14. Kilimnik E.V. Architectural and Historical Typology of European Feudal Castles of X-XVII Centuries // Middle-East Journal of Scientific Research. (Scopus, ISI). 2013. 14 (2), Р. 173-176.
15. La vie dans les chateaux forts hier et aujuord'hui. Menestrier/images. Toulouse: Me-nestrie, 1999. 130 p.
16. Mrusek H.J. Burgen in Europe. Leipzig : Edition Leipzig, 1974. 156 p.
17. Ulmer K. Castles, history and civilization. Ljubljana: Mladinska knijga Tiskarna, 1999.
303 р.