УДК 711.4«16-19»(571.16)
ВОРОНИНА ОЛЬГА САЛАВАТОВНА, ст. преподаватель, olgavoronina4@gmail. com
Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2
история градостроительного развития города томска в xvii-xx вв.
В статье комплексно на основе графического анализа рассмотрена история градостроительного развития Томска в XVII-XX вв. Обозначены особенности реализации разновременных проектных и градостроительных планов. Планировочная структура города, сложившаяся к концу XX в., сопоставлена с историческими проектными и генеральными планами. Выявлено значение дорегулярной планировочной структуры города XVII в. в процессе его перепланировки на регулярную основу. Впервые публикуется реконструкция дорегулярных планов Томска, совмещенных с линиями рельефа топографической съемки 1933 г. Освещено влияние градостроительной политики государства на развитие города в условиях значительной территориальной удаленности региона от столицы. Кроме того, сделан анализ градостроительных преобразований XX в. в контексте исторического развития планировочной структуры.
Ключевые слова: архитектурно-планировочная структура; генеральный план; градостроительство; перепланировка; проектирование; проектный план; рабочие поселки; город-сад.
OLGA S. VORONINA, Senior Lecturer, olgavoronina4@gmail. com
Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq. 634003, Russia, Tomsk
history of architectural urban development of tomsk in 17-20th centuries
The article presents the historical analysis of the of architectural urban development in Tomsk in the 17th - 20th centuries. The implementation features are given for time transgressive urban development. The town planning pattern, established by the end of the 20th century is compared to the historical design and overall plans. The importance is shown for pre-regular town planning pattern of 17th century during the architectural replanning on a regular basis. For the first time presented is the alteration of the pre-regular Tomsk planning combined with the topography of the construction survey of the year 1933. The effect of the city planning government policy on the urban development is shown under conditions of considerable distance barriers of the region outward the capital city. Moreover, the analysis is given for urban alterations of the 20th century in the context of the historical development of the planning pattern.
Keywords: architectural and planning pattern; overall plan; town planning; architectural replanning; design; project plan; construction camp; garden city.
История города наиболее полно запечатлена в его архитектурно-планировочной структуре. Последовательная реализация проектных планов XVII-XIX вв. и генеральных планов XX в. на протяжении более четырехсотлетней истории формировала уникальный архитектурно-художественный об-
© Воронина ОС., 2016
раз Томска. В связи с этим важно рассмотреть градостроительное развитие города с позиций изучения взаимосвязанных процессов: проектирования, градостроительной политики и местного управления. В настоящей статье сделана попытка дать полное представление о градостроительном развитии города Томска ХУИ-ХХ вв. в контексте исторических событий, социально-экономических и культурных процессов развития Западной Сибири.
Город Томск был основан в начале XVII в., в период активного расширения территориальных границ Московского государства на восток. Продвижение русских в сторону Тихого океана планомерно закреплялось территориально посредством строительства крепостей. В конце XVI - начале XVII в. в Сибири было основано более 250 городов. Большинство из них развивались как городские поселения, имели посады, а их жители официально занимались торговлей и промыслами.
В 1601 г. на берегу р. Томи, согласно государственному указу, было построено первое «томское» зимовье. Спустя три года по приказу Бориса Годунова был основан Томск, ставший в 1604 г. четырнадцатым городом-крепостью.
К этому времени русское градостроительное и фортификационное дело уже имело значительный опыт по размещению и формированию новых городов [1]. Для Томской крепости была выбрана территория, выгодная в стратегическом отношении, расположенная на высоком выступающем узком и длинном мысе (Воскресенской горе), в устье р. Ушайки при ее впадении в р. Томь (приток р. Оби).
Строительство крепости обозначило начало первого этапа градостроительного развития города. Первая крепость Томска («город») представляла собой в плане четырехугольник неправильной, вытянутой с севера на юг формы. Она имела пять башен, соединенных «городней», и занимала площадь около двух тысяч квадратных метров (0,2 га). Внутри крепости были сооружены складские здания: «житницы» для хранения продовольствия и запасов зерна, «зелейные» погреба, где складировалось военное снаряжение. Затем были срублены: административное здание - «съезжая изба» (воеводская канцелярия) и жилое здание - воеводские хоромы. Чуть позже, в 1607 г., внутри крепости была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы. Территория посада «верхнего» города примыкала к крепости с севера, была ограждена частоколом и также имела башни. С конца 1620-х гг. формируется новый городской посад под горой («нижний» город), располагавшийся к юго-западу от крепости на нижней террасе, примыкающей к р. Томи и впадающей в нее р. Ушайки.
Первая крепость простояла 43 года. В 1647-1648 гг. томский воевода князь О. Щербатый начал строительство новой крепости, которая имела уже семь башен и более усовершенствованную конструкцию стен (тарасы). В плане крепость была построена в форме почти правильного прямоугольника по площади, превышающей первую крепость в четыре раза (0,8 га).
Верхний и нижний посады Томска развивались на протяжении XVII -середины XVIII в. неравномерно. Со временем «нижний» город стал преобладающим в застройке и на рубеже XVII-XVШ вв. распространился на территорию поймы р. Ушайки. Преимущественно осваивались приближенные к воде
пространства. Планировочная структура Томска в этот период имела ярко выраженные дорегулярные черты.
Дорегулярная планировка Томска была проанализирована по фиксационному чертежу, составленному в 1748 г. военным инженером Сергеем Плаутиным [2] (рис. 1). Наложение исторического плана на современную топографическую съемку показало точность проведенных в середине XVIII в. геодезических работ. Графический анализ дорегулярной планировочной структуры на современном рельефе позволил предположить, что транспортно-пешеходная структура города в XVII - середине XVIII в. формировалась по линиям стока талых и вешних вод на основе естественного водоотведения. Для Томска, почва которого имеет преимущественно суглинистый состав, делающий поверхность малоустойчивой, такой принцип организации дорог являлся наиболее логичным, т. к. линии водоотведения в этом случае являлись наиболее стабильными. Сложная гидрография местности на первом этапе градостроительного развития города стала основой для формирования уникальной структуры глубинно-пространственных доминант. Здания церквей и монастырей, возвышаясь над рядовой застройкой криволинейных улиц, выполняли не только роль пространственных ориентиров, но и служили местами адресной и имущественной приписки городских строений.
К концу XVII в. Томск являлся административно-торговым центром Томского разряда (1629-1708 гг.), в состав которого входили земли по среднему течению р. Оби с притоками. Система глубинно-пространственных доминант города состояла из зданий церквей, колоколен, крепостных башен и имела достаточно высокую плотность, примерно на каждых трех гектарах располагалось выразительное строение. В процессе исследования удалось установить, что дорегулярная планировочная структура города создавала уникальный сценарий восприятия как окружающего природного ландшафта, так и отдельных элементов, составляющих городское пространство. Большое влияние на трассировку городских улиц оказывали р. Томь и ее приток -р. Ушайка. На берегу р. Томи находились важнейшие планировочные узлы с причалами на воде и торговыми складами на суше. Томск в начале XVIII в. имел характерную панораму, присущую средневековому русскому городу. На фоне деревянной застройки посадской территории просматривался яркий и выразительный силуэт из башен и церквей крепости, монастыря и посадов.
В начале XVIII в. административный статус Томска был значительно понижен. Из центрального города Томского разряда он стал центром Томского уезда в составе Сибирской губернии (1708-1779 гг.), что было связано с переносом государственной границы в Сибири к югу. Томск утратил свою былую функцию оборонительного пункта, а городская крепость - градообразующую функцию. Организация Московско-Сибирского тракта в начале XVIII в. была направлена на формирование внутреннего рынка, в результате чего была преодолена изоляция Сибири и налажено круглогодичное сухопутное (в отличие от сезонного речного) сообщение сибирских городов с центральной частью России. Великий Сибирский путь прошел через Томск в 30-е гг. XVIII в. Это событие ознаменовало начало следующего этапа в процессе градостроительного развития города.
Рис. 1. Реконструкция инструментальной съемки г. Томска С. Ппаушна 1748 г., совмещенная с линиями рельефа топографической съемки 19.13 г.:
- линии инструментальной съемки г. Томска 1748 г.;
- линии рельефа с топографической съемки г. Томска 1933 г.;
— привязка кварталов, зафиксированных на инструментальной съемке 1748 г., к линиям рельефа с топографической съемки г. Томска 1933 г.
Томск стал важным торговым центром Сибири. Его купцы вели торговлю с сибирскими городами, с европейской частью России, а также с Китаем и Средней Азией. В городе росло число жителей, активно велось строительство, расширялись границы городской застройки, осваивались новые территории. Организация постоянного транспортного транзита через дорегулярный город стала важной и сложной задачей.
Принятие Высочайше утвержденного плана застройки 1773 г. |3|. выполненного в Комиссии о строении архитектором И.М. Лемом, стало началом формирования регулярной планировочной структуры города (рис. 2).
Подосновой для первого регулярного плана Томска стала геодезическая съемка, сделанная прапорщиком П. Григорьевым в 1767 г. (рис. 3), выполненная в соответствии с указом Екатерины II «О сдслании всем городам и улицам специальных планов, по каждой губернии особо» |4|, который датируется 25 июля 1763 г. В 1764 г., 22 июня, были опубликованы дополнения к этому указу, в которых подробно прописывался процесс организации геодезических работ на местах и особо подчеркивалась их важность |5].
Рис. 2. Высочайше утвержденный план г. Томска 1773 г., совмещенный с линиями рельефа геодезической съемки 1767 г.
Рис. 3. Реконструкция геодезической съемки П. Григорьева 1767 г., совмещенная с линиями рельефа топографической съемки г. Томска 1933 г.:
-линии рельефа геодезической съемки 1767 г.;
- линии рельефа топографической съемки 1933 г.
В основу градостроительного замысла столичного архитектора легли зафиксированные на геодезической съемке места расположений зданий церквей и монастырей. Регулярная планировочная структура кварталов была вписана в дорегулярную систему глубинно-пространственных доминант, этот подход обеспечил основу реализации первого регулярного плана. Важно отметить, что проектный план был разработан в границах города, зафиксированных в геодезическом плане 1767 г. Регулярная планировочная структура
плана 1773 г. предполагала лишь укрупнение и приведение к единому градостроительному масштабу всех нерегулярных кварталов и улиц. Вновь проектируемые кварталы имели размеры 130-150x150-250 м, а ширина улиц варьировалась от 25 до 40 м, что зависело от их градостроительной значимости. План И.М. Лема закрепил административно-торговый центр города на Базарной площади, исторически сложившейся при слиянии рек Томи и Ушайки.
Основным строительным материалом до середины ХУШ в. в Томске (как и во всей Сибири) являлось дерево. Из дерева строились не только жилые дома, но и церкви, торговые, складские и другие городские здания. Очевидно, что при использовании подобных материалов довольно часто случались пожары, уничтожавшие порой целые городские кварталы и районы. Это обстоятельство в значительной степени способствовало процессу перепланировки города.
Жителям предписывалось при строительстве на свободных территориях или в «погорелых» местах выдерживать «красные» линии новых улиц и сохранять установленные противопожарные «разрывы», надпись об этом содержится в пояснениях к плану Тобольского наместничества областному городу Томску, датируемому 1801-1804 гг. Особо стоит отметить указания на «мягкость» режима реализации регулярного плана: «...у которых обывателей ныне, чьи строения не придут в линию, оставить до того времени, когда сами обветшают и повалятся и другим, каким случаем уничтожаться. дабы обыватели не претерпели убытка от слома дворов еще по житию годных.» [6].
В 1804 г. была образована Томская губерния, Томск вновь становится административным центром Западно-Сибирского региона. В городе активно развивается торговля, ремесленное производство, зарождается золотопромышленность. С образованием губернии по правительственному штату вводится должность губернского архитектора. Статус губернского города предполагал новое административное строительство, новый градостроительный регламент, расширение территориальных границ и, соответственно, разработку актуального проектного плана.
При подготовке градостроительной документации в Строительный комитет при МВД были отправлены уточненные геодезические съемки и пять возможных вариантов планировочных решений города (1810 г., 1818 г., два плана 1824 г. и 1827 г.), выполненных местными архитекторами. На планах особо были выделены линии сложного, изрезанного оврагами рельефа центра города. В пояснительных текстах к этим планам отдельно отмечалась невозможность реализации в полном объеме предыдущего Высочайше утвержденного проектного плана 1773 г. в связи с его несогласованностью с реальным рельефом. В свою очередь, каждый из пяти планов предлагал собственный вариант развития регулярной планировочной структуры Томска. Результатом совместной работы местных специалистов и архитектора Строительного комитета МВД В.И. Гесте стало принятие в 1830 г. Высочайше утвержденного плана застройки города [7].
Новый план предполагал увеличение городской территории в шесть раз (до 150 га), равномерно развивая регулярную сетку кварталов на север, восток и юг. Новым для Томска было предложение включения элементов веерной структуры в северо-восточной и юго-восточной частях города и формирование
административного центра в южной части города. Впервые план содержал комплексный подход в организации системы благоустройства и озеленения, определив внешний зеленый пояс и внутреннее бульварное «кольцо», места городских парков и скверов, устройства набережных рек и протоков. Было решено функциональное зонирование городского пространства, территориально разделены торговые и административные площади, места для строительства промышленных заведений и жилых кварталов. Всего предполагалось формирование ста тридцати новых кварталов и семи площадей. Также был составлен обширный список строительства казенных и общественных зданий, определены для них земельные участки. Для центра предписывалась каменная застройка, для окраинных районов сохранялось деревянное строительство.
В это время в Томске, как и в других городах России, господствует эстетика классицизма, застройка ведется по «образцовым» проектам жилых и общественных зданий. Определение градостроительным планом кварталов под каменную застройку способствовало успешному функционированию нескольких кирпичных заводов и увеличению доли каменного строительства в городской застройке.
Со второй половины XIX в. Томск, имея выгодное географическое положение (наличие центральной транспортной магистрали и природных ресурсов), переживает активизацию градостроительной деятельности, связанную с общей тенденцией развития капиталистических отношений в обществе. План 1830 г., обладая значительной градостроительной ценностью, имел «несоответствия плана реальным условиям», что затрудняло отвод участков для перспективного развития города. В основе несоответствия гидрографическим условиям лежит выявленная в ходе исследования значительная погрешность в исполнении геодезической съемки 1767 г. (рис. 3), которая использовалась как актуальная до первой половины XIX в. О частной погрешности в снятии рельефа местности свидетельствует наличие сделанного для Томска более раннего фиксационного плана 1748 г. (рис. 1), точность которого подтвердилась совмещением с современным топографическим планом. Соответственно, многочисленные записки о невозможности реализации проектных решений «в натуре» справедливы, но они характеризуют лишь некачественную работу геодезической съемки, на основе которой был сделан проектный план. В результате реализации плана 1830 г. В.И. Гесте ко второй половине XIX в. были реализованы лишь его некоторые планировочные идеи, среди которых формирование полукольцевых и веерных направлений части улиц в восточных районах города.
Новое Городовое положение, принятое в 1870 г. в России по указу Александра II, значительно расширяло функции городского общественного управления. Руководство градостроительной деятельностью в городе было передано городским властям. Строительный устав являлся в это время основным законодательным документом, где помимо строительных норм были прописаны противопожарные и санитарно-гигиенические правила.
Принятие решений по регулированию городской застройки и благоустройству городов было возложено на муниципалитеты. Первым градостроительным документом этого периода в Томске являлся план 1872 г., выпол-
ненный отставным землемером Н. Дягелевым. Работы по уточнению геодезической съемки были особо выделены в тексте его пояснительной записки [8].
В марте 1883 г. был принят новый градостроительный документ [9] (рис. 4), который стал результатом работы городской управы и являлся главным руководством по застройке города в конце XIX - начале XX в. [10].
Рис. 4. Проектный план города Томска 1883 г.
Рубеж XIX и XX вв. был исключительно важным для дальнейшего градостроительного развития Томска. Несмотря на то, что Великий Сибирский тракт
отчасти заменила железная дорога, прошедшая значительно южнее города, Томск сохранил свое значение административно-торгового центра, а после открытия Томского университета в 1888 г. город стал культурной и научной столицей Сибири. Численность населения с 20 тыс. жителей в конце 60-х гг. XIX в. к 1897 г. увеличилась более чем в два раза и достигла 52,2 тыс. жителей.
В эти годы Томск активно застраивался. Окончательно оформилась центральная ось города, протянувшаяся через весь Томск почти на пять километров. На ней была сосредоточена основная коммерческо-деловая и общественная застройка, характерная для эпохи. Стоит отметить, что разработанный архитекторами городской управы план развития городской застройки в значительной степени отошел от градостроительного замысла В.И. Гесте, предложив достаточно схематичное развитие планировочной структуры и лишь частично сохранив предполагаемую ранее систему благоустройства и расположения городских площадей. С этого этапа массовым явлением стала застройка города деревянными многоквартирными доходными домами, которые сегодня составляют основу архитектурного наследия Томска [11]. Здесь же были размещены учебные комплексы Томского университета и Технологического института. Наличие крупных правительственных заказов, государственное финансирование проектов способствуют привлечению квалифицированных архитектурных кадров. В городе работают выпускники ведущих архитектурных и инженерных школ страны.
В градостроительной практике этого этапа складывается опыт строительства жилых поселков для рабочих. Томскими купцами Кухтериными при строительстве спичечной фабрики в 1908 г. одновременно с производственными корпусами были построены жилые дома для рабочих, здание церкви, а также разбит парк у озера [12]. В 1916 г. вышло решение Министерства путей сообщения «О строительстве поселков-садов для служащих Новониколаевской, Омской, Томской железных дорог, под Петербургом и Москвой». При железнодорожной станции Томск II к этому времени уже был сформирован привокзальный район, в который входили вокзал, церковь, водонапорная башня, больничный комплекс, училище, мастерские, бани, но всего лишь несколько жилых домов, которых явно было недостаточно, и это решение для развивающегося района было актуальным. Новый планировочный район был ориентирован на уже сформированную привокзальную площадь с церковью и раскрывался веерно-лучевыми улицами, образуя регулярную структуру жилых кварталов. Застройка нового планировочного района была реализована уже после социально-экономических изменений, произошедших после 1917 г. в российском обществе [13].
В начале XX в. Томск входил в число 29 крупнейших центров России. Численность населения к 1900 г. достигла семидесяти тысяч жителей. Продолжали развиваться административно-деловые, торгово-промышленные и научно-учебные функции города. Томск был административно-территориальным центром Томской епархии, Западно-Сибирского учебного округа, Томской горной области, Западно-Сибирского округа путей сообщения, Западно-Сибирского участка Транссибирской железной дороги. В городе начинали функционировать телеграфная и телефонная связь, водопровод, канализация, электрическое освещение. Значительные преобразования произошли также в культурной жиз-
ни города. Расширилась сеть учебных заведений, активно вели свою деятельность многочисленные просветительные и благотворительные общества, имелись библиотеки, театры и музеи.
Благодаря талантливой работе местных архитекторов был создан характерный для капиталистического города облик Томска, по качеству архитектуры сравнимый с наиболее крупными городами России.
Первые градостроительные мероприятия советской власти в Томске были направлены на развитие и улучшение городского хозяйства, представленного сложившимися к тому времени инженерными и коммунальными инфраструктурами (дорожной, водопроводной, канализационной, телеграфной, электрической). В 1918 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом был выпущен «Декрет о социализации земли». В 1922 г. было объявлено о создании СССР. К 1924 г. отделом благоустройства томского губмест-хоза был составлен схематический план переустройства Томска по типу «города-сада». В статье местного издания «Будущее Томска» (1924 г.) было представлено описание проекта. В соответствии с ним предусматривалось значительное увеличение площади города и устройство системы общегородского озеленения, объединяющего между собой все планировочные районы.
В 1925 г. Томск вновь утрачивает высокий административный статус города и становится одним из районных центров Новосибирской области. С 1931 г. основу градостроительной политики в государстве составили процессы индустриализации и коллективизации, проводимые во всей стране. Томск рассматривался как одно из основных звеньев в области производства Урало-Кузнецкого комбината. На пятнадцатилетний период предполагалось увеличение численности населения со 103 тыс. до 560 тыс. человек. Но отсутствие железнодорожного транзита через город послужило основанием для определения городу более скромного административного положения. Он стал центром подготовки научных кадров для Новосибирской области, Алтайского края и Нарымского округа. В качестве предварительных работ по созданию нового генерального плана в 1933 г. была сделана топографическая съемка, где были зафиксированы все изменения, произошедшие в городе с 1911 г.
Утрата исторически сложившейся структуры глубинно-пространственных доминант стала одной из особенностей этого этапа. В Томске было закрыто более двадцати церквей и разобрано до основания пять храмов, в том числе Соборная церковь на центральной административной площади, построенная по проекту К.А. Тона, которая была снесена.
В 1939 г. институтом «Запсибпроект» (Новосибирск) был составлен первый генеральный план города советского времени [14] (рис. 5), который предусматривал несколько глобальных градостроительных мероприятий. В центральной части предполагалось изменение русла р. Ушайки, снос нескольких капитальных зданий для строительства новых административных сооружений города (Дом Советов и др.). В южной части предполагалось сформировать две главные улицы с системой нанизанных на них площадей и транспортной развязкой в месте пересечения. Идеи генерального плана поддерживали идеологию нового времени. Ряд предложений требовал значительных затрат и не соответствовал экономическим возможностям города. В качестве одной из мер по
улучшению технического состояния улиц было решение о сокращении их общей длины. Для реализации этого планом предусматривалось объединение ряда незначительных по площади кварталов в более крупные. Политика укрупнения кварталов была реализована.
гввти* из схема г тамснл
Рис. 5. Новосибирская обл., г. Томск. Генеральная схема планировки. Новосибирск: трест «Запсибпроект», 1938-1939 гг.
Начало Великой Отечественной войны обозначило следующий этап в градостроительном развитии города. В годы войны происходит расширение и уплотнение городских территорий. Это связано с размещением пятидесяти эвакуированных крупных промышленных предприятий. Довоенная вялотеку-
щая индустриализация сменилась мощным промышленным скачком. За годы войны индустриальное производство Томска выросло более чем в три раза. Увеличение жилого фонда происходило за счет строительства деревянных домов барачного типа в непосредственной близости к промышленным предприятиям. В 1944 г. была образована Томская область с административным центром в Томске.
После окончания войны в городе осталась часть эвакуированных предприятий. Положение с зонированием городских территорий было критическим и требовало скорейшего разрешения. В 1947 г. был утвержден новый градостроительный документ, разработанный в Ленинграде (институт «Гипрогор») (рис. 6) [15]. Авторский коллектив проекта решал задачу включения в существующую застройку более тридцати промышленных предприятий республиканского значения. Ситуация осложнялась широким спектром специализации производств, большинство из которых были поистине инновационными предприятиями для своего времени. С этого периода работа с генеральными планами требовала оформления специального доступа и накладывала обязательства по соблюдению секретности и неразглашения содержащейся там информации.
Первый послевоенный план города Томска был наполнен яркими и смелыми планировочными решениями. Скоростная автомагистраль вдоль набережной, городские площади, широкий парадный проспект, рассекающий по диагонали историческую застройку, множество озелененных мест, включенных в общую структуру рекреационных пространств города, - все это было частью предваряемой в жизнь послевоенной политической идеологии.
Одной из первостепенных задач городской администрации было увеличение жилого фонда. Жилые и общественные постройки послевоенного периода строились в соответствии с эстетикой советского классицизма. Дома проектировались и возводились поквартально, образуя большие внутренние дворы. В Томске такие кварталы были построены преимущественно в южной части города. Возведение жилья по типовым проектам 40-50-х гг. ХХ в. шло медленно, существующие темпы строительства не соответствовали реальной потребности города.
Следующие изменения в градостроительной идеологии произошли в середине 1950-х гг., когда страной руководил Н.С. Хрущев. Частью новой предваряемой в жизнь градостроительной политики стал отказ от излишеств в архитектуре в пользу увеличения строительных объемов. Период 1950-1960-х гг. стал следующим этапом в истории градостроительного развития Томска советского периода, который характеризуется коренной перестройкой приемов формирования планировочной структуры. В это время было составлено шесть проектов детальной планировки (1956 г., 1957 г., 1959 г., 1960 г., два проекта 1961 г.), направленных на реализацию первоочередных планов строительства преимущественно в исторически сложившейся части города.
Генеральный план Томска 1967 г. (Ленинградское отделение института «Гипрогор») в полной мере отразил сформулированные к этому времени тенденции новой градостроительной политики. Генеральным планом предусматривалось поддержание высоких темпов увеличения городского населения до 600 тыс. чел. и городских территорий до 2,5 тыс. га с выделением зон разви-
тия жилых районов и промышленных предприятий, научно-исследовательских и высших учебных заведений.
Рис. 6. Генеральный план г. Томска 1947 г.
Архитектурно-планировочные решения генерального плана предусматривали развитие города на восток, в качестве резервных территорий для селитебной застройки были определены левый берег р. Томи, юго-восток и юг, промышленные районы сохранялись в северной части, а их развитие предполагалось в северо-восточном направлении. По плану значительно расширялась транспортная схема, предлагались комплексные решения по развитию системы городского озеленения. Квартал как традиционный модуль городско-
го пространства претерпел значительные изменения. Была увеличена не только его площадь, но и изменилось внутреннее наполнение. В организации пространства жилого квартала был реализован новый подход - «свободная планировка», в которой рассчитывалось количество всех элементов (дошкольных учреждений, жилых домов различной этажности, школ, комбинатов бытового обслуживания и т. п.). В организацию управления городским хозяйством были введены понятия «район» и «микрорайон», в соответствии с которыми формировалось административно-территориальное управление жилым фондом.
В соответствии с генпланом 1967 г. были построены Томский академический городок (восточная часть города), а также жилые районы Каштак, Иркутский тракт в северной и северо-восточных частях города. Роль города была обозначена в качестве научного и культурного центра Западно-Сибирского региона. Кроме того, получали развитие существующие производства, планировалось строительство новых предприятий. Генеральный план 1967 г. оказал наибольшее влияние на процесс градостроительного развития Томска за счет внедрения массового типового строительства. Заложенная планом перспектива векторов развития городской застройки и на сегодняшний день остается актуальной.
В 70-е гг. XX в. были начаты процессы, направленные на формирование селитебных районов на периферии города, на поиск внутренних резервов в исторической части города, на строительство и развитие крупных промышленных комплексов.
В 1970 г. был разработан проект детальной планировки центральной части города, в котором более тщательно рассмотрены следующие задачи: преобразование планировочной структуры центра, развитие транспортно-пешеходных коммуникаций, организация главной композиционной оси - проспекта Ленина и создание ансамбля административной площади города [16]. Основным недостатком проекта было неоднозначное решение вопросов сохранения исторически сложившихся зон и комплексов памятников архитектуры (особенно зоны уникальной деревянной архитектуры) и строительства в этих зонах объектов жилого и общественного назначения. Проектом предусматривался снос исторически ценной застройки в целях прокладки скоростных магистралей. Реализация проектных решений была ограничена строительством отдельных «точечных» объектов в исторической застройке.
В 70-х гг. XX в., в связи с интенсивным освоением нефтегазовых месторождений Западной Сибири, вновь были созданы благоприятные социально-экономические предпосылки для градостроительного развития Томска. В 1973 г. Союзом архитекторов СССР и Госстроем РСФСР был проведен Всесоюзный конкурс на разработку проекта планировки и застройки Томска. Основная градостроительная концепция всех представленных пяти вариантов заключалась в преобразовании однобереговой планировочной структуры центра в двухбереговую; формировании новых жилых районов на вновь осваиваемых прибрежных территориях на левом берегу р. Томи. Однако градостроительная практика показала преждевременность проектных предложений по левобережью, а в правобережной части города были допущены ошибки по решению вопросов сохранения историко-градостроительного наследия.
В 1980-е гг. Томск сохранил статус одного из ведущих административно-территориальных центров в Западной Сибири. В 1987 г. в городе было зарегистрировано 500 тыс. жителей и по-прежнему остро стоял жилищный вопрос. Ориентация на крупнопанельное домостроение была направлена на выход из сложившегося жилищного кризиса. Для внедрения типовых серий было запроектировано два крупных микрорайона - Центральный и Солнечный. Одновременно начато строительство отдельных «точечных» жилых многоквартирных домов, которые создавались силами молодежных жилищных кооперативов (МЖК). Реализация комплексного строительства многоэтажных районов в полном объеме была приостановлена начавшимися в стране социально-экономическими изменениями, тогда как возведение отдельных многоквартирных домов по всей территории города стало массовым явлением.
Многоэтажное строительство в центральной части города обострило проблемы сохранения историко-градостроительного наследия, совершенствования планировочной структуры и формирования индивидуального облика общегородского центра, композиционной взаимосвязи города и природного ландшафта. В связи с этим в Томске были проведены мероприятия, направленные на сохранение зон уникального природного и историко-архитектурного ландшафта. Впервые был разработан и утвержден проект охранных зон (1987 г.), где было предусмотрено дифференцированное выделение четырех основных регламентированных зон (зона охраны памятников архитектуры, зона регулирования застройки, зона охраны уникального природного ландшафта и зона культурного слоя) с разработкой классификации и топологии жилых и общественных зданий.
На протяжении четырехсотлетней истории город формировался архитектурно-градостроительными средствами, вступающими так или иначе во взаимодействие с естественным природным окружением. Социально-экономические изменения начала 90-х гг. XX столетия обозначили сложный период перехода от старой системы градостроительного регулирования к новой. Возвращение понятия частной собственности на землю требовало пересмотра всех основ градостроительной деятельности Советского государства. В новых условиях резко усилилась необходимость перехода от экстенсивной застройки городских земель к поиску внутренних резервов, к упорядочению застройки на уже освоенных территориях.
Библиографический список
1. Градостроительство Сибири / В.Т. Горбачев, Н.Н. Крадин, Н.П. Крадин, В.И. Круш-линский, Т.М. Степанская, В.И. Царев / Рос. акад. архит. и строит. наук, НИИ теории и истории архит. и градостроительства. НИИТИАГ РААСН. - СПб. : Коло, 2011. - С. 103.
2. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 349. Оп. 39. Д. 2218.
3. Попов, А.И. Томск / А.И. Попов. - М. : Гос. изд-во по стр-ву, архит. и строит. материалам, 1959. - С. 22.
4. Полное собрание законов Российской империи. Т. I (1649-1825) 11.883. - С. 319.
5. Полное собрание законов Российской империи. Т. I (1649-1825) 12.196. - С. 823.
6. Российский государственный военно-исторический архив. Ф. ВУА. Д. хр. 22678.
7. Российский государственный исторический архив. Ф. 1293. Оп. 167. Ед. х. 2. Л. 2.
8. Государственный архив Томской области. Ф. 233. Оп. 2. Д. 21. Переписка с томским губернатором об утверждении плана застройки города Томска 1871-1872 гг.
9. Томский областной краеведческий музей. Фотофонд. Р. 1100800. План Томска 1883 г.
10. Залесов, В.Г. Градостроительное проектирование Томска в середине XIX - начале XX века / В.Г. Залесов, Т.Н. Манонина // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. - 1999. - № 1. - С. 60-69.
11. Куликова, И.В. Архитектура деревянного доходного дома города Томска (вторая половина XIX - начало XX в.) : дис. исследование. Т. I, II. - Новосибирск, 2007.
12. Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX века). Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мари-инск, Новониколаевск / под ред. В.П. Бойко. - Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2011. - С. 78.
13. Залесов, В.Г. Город-сад в Томске / В.Г. Залесов, О.С. Воронина, Т.Б. Кожуркова // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета - 2015. -№ 4. - С. 22-35.
14. Государственный архив Томской области. Ф. Р 1760. Оп. 2. Д. 18.
15. Генеральный план города Томска 1947г. // Инв. 370-с - спец. часть АПУ при главном архитекторе города Томска.
16. Манонина, Т.Н. История деятельности департамента архитектуры и градостроительства: 1941 - 2011 г. [рукопись] / Т.Н. Манонина // Спец. часть АПУ при главном архитекторе города Томска. - С. 15-18.
REFERENSES
1. Tsarev V.I., Gorbachev V.T., Kradin N.N., Kradin N.P., Krushlinskii V.I., Stepanskaya T.M. Gradostroitel'stvo Sibiri [Urban planning in Siberia]. St-Petersburg : Kolo Publ., 2011. Р. 103. (rus)
2. Russian State Archive. Form 349. List 39. Proc. 2218. (rus)
3. Popov A.I. Tomsk [Tomsk]. Moscow : Stroyizdat Publ., 1959. Р. 22. (rus)
4. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire]. V. I (1649-1825) 11.883. Р. 319. (rus)
5. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoi imperii [Complete collection of laws of the Russian Empire] V. I (1649-1825) 12.196. Р. 823. (rus)
6. Russian State Archive. Proc. 22678. (rus)
7. Russian State Archive. Form 1293. List. 167. Proc. 2. Р. 2. (rus)
8. Tomsk State Archive. Form 233. List 2. Proc. 21. Perepiska s tomskim gubernatorom ob utver-zhdenii plana zastroiki goroda Tomska 1871-1872 gg. [Correspondence with the Governor of Tomsk approval of the development plan of the city of Tomsk 1871-1872 years]. (rus)
9. Tomskii oblastnoi kraevedcheskii muzei. Fotofond [Tomsk regional Museum of local lore, photographic archive]. (rus)
10. Zalesov V.G., Manonina T.N. Gradostroitel'noe proektirovanie Tomska v seredine XIX - nachale XX veka [Urban planning of Tomsk in the middle of the XIX - early XX centuries]. Vestnik TSUAB. 1999. No. 1. Рр. 60-69. (rus)
11. Kulikova I. V. Arkhitektura derevyannogo dokhodnogo doma goroda Tomska (vtoraya polov-ina XIX - nachalo XX v.) [The architecture of wooden apartment houses of the city of Tomsk (19-20th centuries)]. Novosibirsk, 2007. V. I, II. (rus)
12. Boiko V.P. Arkhitektura gorodov Tomskoi gubernii i sibirskoe kupechestvo (XVII - nachalo XX veka) [Architecture ofof Tomsk province cities and Siberian merchants (17-20th centuries). Tomsk, Biysk, Barnaul, Kuznetsk, Kolyvan, Stone-on-Ob, of the Narym, Mariinsk, No-vonikolayevsk. TSUAB Publ., 2011. P. 78. (rus)
13. Zalesov V.G., Voronina O.S., Kozhurkova T.B. Gorod-sad v Tomske [Сйу garden in Tomsk]. Vestnik TSUAB. 2015. No. 4. Pp. 22-35. (rus)
14. Tomsk State Archive. Form 1760. List 2. Proc. 18. (rus)
15. General'nyi plan goroda Tomska 1947 g. Inv. 370-s - spets. chast' APU pri glavnom arkhitektore goroda Tomska [General plan of Tomsk in 1947. Inventory No. 370-s - Spec. part of the Architectural planning management under the chief architect of Tomsk]. (rus)
16. Manonina T.N. Istoriya deyatel'nosti departamenta arkhitektury i gradostroitel'stva [The history of the activities of the Department of architecture and urban development in 1941-2011]. Spec. part of the Architectural planning management under the chief architect of the city of Tomsk. Pp. 15-18. (rus)