педагогические науки
Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Прокопьев Михаил Семенович ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫИ ПОДХОД КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ...
УДК 378.14
DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0004
ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЯКУТИИ
© 2019
Барахсанова Елизавета Афанасьевна, доктор педагогических наук, профессор,
заведующий кафедры «Информатика и вычислительная техника» Прокопьев Михаил Семенович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Информатика и вычислительная техника» Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, пр. Ленина, 2, e-mail:[email protected])
Аннотация. В настоящее время процесс развития общества характеризуется глобализацией происходящих процессов, обусловленной сложностью быстрого изменения условий для определения оптимальных и эффективных решений и ориентации сферы регионального образования на инновационные процессы. Все эти изменения обуславливают исследователей искать не только новые подходы и методы к обучению, но и выявить новые подходы к методологии педагогических исследований с учетом специфики региональной образовательной среды. В статье отмечается, что ФГОС высшего образования фокусируется в основном на междисциплинарном характере содержания образования, что дает осуществить передачу и адаптацию методов и технологий с опорой на реализации этнокультурного аспекта, необходимых для развития регионального образования. Анализируется развитие педагогического образования на основе трансдисциплинарного подхода, основанного на концепции этнопедаго-гизации и механизмов, обеспечивающих ее преемственность и непрерывность в этнокультурном образовательном пространстве. Практическая значимость реализации этого подхода также заключается в том, что региональная образовательная среда рассматривается как эффективное средство процесса образования, в полной мере отражающее социокультурные, национальные, этнокультурные особенности территории проживания детей, освоение которых будет способствовать успешной самореализации их в среде жизнедеятельности.
Ключевые слова: организация образовательного процесса, трандисциплинарный подход, региональная образовательная среда, этнокультурное образование.
TRANSDISCIPLINARY APPROACH AS A STRATEGIC BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION IN YAKUTIA
© 2019
Barakhsanova Elizaveta Afanasyevna, doctor of pedagogical Sciences, Professor, head of Department of "Informatics and computer engineering» Prokopiev Mikhail Semenovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor "Computer science and engineering» North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov (677000, Russia,Yakutsk, Lenin Ave, 2, e-mail: [email protected])
Abstract. Currently, the process of development of society is characterized by globalization of the processes taking place, due to the complexity of the rapid changes in the conditions for determining the optimal and effective solutions and orientation of the sphere of regional education on innovative processes. All these changes cause researchers to look not only for new approaches and methods to learning, but also to identify new approaches to the methodology of pedagogical research, taking into account the specifics of the regional educational environment. The article notes that the federal state educational standard of higher education focuses mainly on the interdisciplinary nature of the content of education, which allows the transfer and adaptation of methods and technologies based on the implementation of the ethno-cultural aspect necessary for the development of regional education. The author analyzes the development of pedagogical education on the basis of a transdisciplinary approach based on the concept of ethnopedagogization and mechanisms to ensure its continuity and continuity in the ethno-cultural educational space. Practical importance of this approach also lies in the fact that the regional educational environment is considered as an effective tool in the education process, fully reflects the socio-cultural, national, ethnic and cultural features of the territory of residence of children, the development of which will contribute to the successful fulfillment in their environment.
Keywords: organization of educational process, transdisciplinary approach, regional educational environment, eth-no-cultural education.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. На сегодняшний день процесс развития человечества характеризуется сложностью в определении оптимальных и эффективных решений и способов изменений во всех областях жизнедеятельности человека. Все эти изменения принуждают искать не только новые подходы и методы, но и предопределить новую методологию в исследованиях по педагогическому направлению, а также требуют осмысления его методологических основ. Мы считаем, что развитие педагогического образования на основе трансдисциплинарной теории может стать методологической основой для развития регионального образования. Значимость реализации в регионе трандисци-плинарного подхода заключается в целевой подготовке будущих учителей, педагогов и специалистов из представителей коренных малочисленных народов Севера, поскольку этнокультурное образование по сути является естественным и междисциплинарным.
В этой связи следует отметить, что, во-первых, в зарубежной и отечественной литературе анализ форми-
рования трансдисциплинарного подхода в научных исследованиях представлен достаточно полно. Среди российских исследователей можно отметить работы Л.П. Киященко, В.И. Моисеева, В.С. Мокия, Е.Н. Князева, И.А. Колесникова и др. [3-24], в которых развиваются теоретические взгляды «классиков западной трансдис-циплинарности», таких как судья Э. Морин, Nicolescu B, Х. Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M и др. [25-29].
В рамках данной статьи мы не ставим цель рассмотреть детали терминологических различий, но предлагаем общую характеристику трансдисциплинарности как основы региональной системы образования.
Во-вторых, анализ научных исследований И.А. Колесниковой позволяет нам выделить идеи, которые составляют суть трансдисциплинарного подхода как признание способности человеческого сознания отражать сложность и многомерность мира, выраженную в теоретическом и практическом опыте, а также одобрение принципа взаимодополняемости в образовательном пространстве.
Barakhsanova Elizaveta Afanasyevna, Prokopiev Mikhail Semenovich pedagogical
TRANSDISCIPLINARY APPROACH AS A STRATEGIC BASIS ... sciences
В этой связи, следует отметить, что в исследованиях И.А. Колесникова и В.О. Молчанова трансдисциплинар-ность характеризуется как средство понимания мира и имеет значимость в исследованиях этнокультурного образовательного пространства [11, 12].
Цель исследования - на основе анализа зарубежных и отечественных исследователей обосновать значимость трандисциплинарного подхода как стратегической основы развития этнокультурного образования в Якутии.
Обсуждение о полученных результатах. На основе анализа ранее опубликованных статей по данному направлению исследования мы можем отметить, что понятие «трандисциплинарность» включает в себя знания о том, как обучать человека, что наука «педагогика» объединяет такие элементы научных знаний, как философия, психология, социология, а также включает в себя искусство, методы, мастерство, народную мудрость.
В этом отношении мы можем рассматривать тран-дисциплинарный подход как обеспечение этнокультурной реальности в условиях глобализации и как новую методологию изучения живой реальности - живой этно-педагогики Г.Н. Волкова [1].
С этой точки зрения мы опираемся на исследование У.А. Винокуровой, опубликованной в коллективной монографии «Этнопедагогика любви и национального спасения», в котором отражены этнопедагогические теории и практики российского образовательного пространства, их анализ позволяет выделить семь направлений этно-педагогики как науки: экономическое, этнокультурное, социокультурное, физическое, трудовое, творческое и духовное воспитание [2].
В образовательном процессе этнопедагогика переводится на сложные аспекты: правовой, экономический, социальный и культурный. В то же время, например, в контексте педагогического общения существуют ситуации, в которых все субъекты образовательного процесса не демонстрируют принятия предложенного педагогического содержания, предлагаемых средств коммуникации и т. д. Следует подчеркнуть, что анализ духовных истоков этнопедагогики народа саха основывается на том, что передано нам от прародителей и генетической памятью, посредством которого осознается собственная уникальность и общность с другими этносами.
Внедрение новых образовательных стандартов ФГОС направлено на то, чтобы отойти от построения учебных программ в виде последовательного изучения отдельных научных дисциплин, ориентации университетов на разработку новых концептуальных подходов к построению глобальной знаниевой системы в профессиональной сфере.
На данном этапе, например, подготовка учителей для северо-восточной России требует поиска инновационных подходов, чтобы сохранить основы традиционного образа жизни северян, разработать экологическое видение мира, этнокультурные навыки в целом и одновременно овладение современными информационно-коммуникационными технологиями, прогрессивным и рациональным мышлением. Этнокультурное образование по своей сути является междисциплинарным явлением, но на данном этапе отсутствуют фундаментальные исследования по разработке теоретических основ организации этнокультурного образования. Этнокультурное образование сочетает формальное и неформальное образование, что возможно, по нашему мнению, при условии изучения и внедрения канадского опыта междисциплинарного подхода к процессу этнокультурного образования в сочетании с современными критическими технологиями подготовки учителей. Таким образом, необходимость поиска концептуальных основ и развития практического опыта реализации междисциплинарного подхода к педагогическому процессу подготовки преподавателей в вузе определяет актуальность рассматриваемой проблемы.
Следует отметить, что две трети сельских школ на
северо-востоке России находятся в единственном числе сел, а расстояния до ближайшей школы может составлять от 50 до 550 км.
Поэтому реструктуризация сельских школ является проблематичной: невозможно закрыть маленькие сельские школы даже с минимальным количеством учеников, что требует специальной междисциплинарной подготовки и переподготовки учителей для обеспечения специалистов в небольших сельских школах. Междисциплинарная педагогическая подготовка включает в себя не только предоставление ему совокупности знаний путем изучения большого количества различных дисциплин в разных профилях обучения, но также создание различной конструкции учебного материала на основе междисциплинарного подхода, что позволяет совершенствовать технологии по формированию профессиональных навыков.
В дополнение к новым формам образования, внедренным на основе сетевых электронных технологий, при необходимости могут быть сохранены конкретные формы организации образования в отдаленных населенных пунктах Крайнего Севера: небольшие школы, кочевые школы и детские сады. В арктических регионах имеются филиалы средних и высших учебных заведений по образовательному направлению в качестве ресурсных центров.
Согласно статистическим данным в течение прогнозируемого периода (2013-2024) будет увеличиваться дефицит высококвалифицированных педагогических кадров в региональной системе образования, поэтому для целей устойчивого освоения Арктики подготовка собственных кадров, в том числе среди коренных народов Севера, на базе Северо-Восточного федерального университета, носящего имя М.К. Аммосова, остается актуальной.
Ввиду всех вышеупомянутых обстоятельств мы поставили перед собой задачу разработать и опробовать синергетическую трансдисциплинарную модель обучения преподавателей в университете с точки зрения их этнокультурной подготовки с использованием онлайн обучения.
Образование в Арктике - это образование, которое формирует целостное, естественное мировоззрение, которое сочетает в себе традиционный менталитет северного человека с обеспечением комфортного вхождения в многонациональный мир, его продуктивную социальную адаптацию и конструктивное взаимодействие в поли- и мультикультурном обществе, что актуализирует вопросы не только личностного, но и социально-ориентированного результата в образовании.
Настоящее время проводятся фундаментальные исследования по теоретическому определению вектора будущего развития арктической цивилизации, формированию инновационных методов приобретения профессиональных и жизненных навыков конкретным человеком системы профессионального обучения, разработке и апробации технологий, актуальных для реализации синергетической модели, развиваемой нами и пользующейся актуальностью.
Далее определим основные подходы к этнокультурному образованию:
- системно-деятельностный (учёт особенностей традиционного образа жизни и работы, этнокультурных традиций в воспитании детей, в том числе формировании общечеловеческих ценностей является фундаментальной основой общества);
- синергетический подход к образованию (достижение объективных и надежных результатов в науке);
- сравнительно-исторический подход в изучении отдельных проблем предмета исследования (эволюции);
- дифференциация и индивидуализация в образовании;
- личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании;
педагогические науки
Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Прокопьев Михаил Семенович ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫИ ПОДХОД КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ...
- подход к информации в образовании и науке.
Эти подходы отражают взаимозависимость, междис-циплинарность, преемственность педагогического образования (единство и взаимосвязь формального и неформального образования).
Возможные механизмы реализации этого подхода можно представить следующим образом:
- подготовка учителей в северо-восточной части России на основе междисциплинарного подхода с учетом особенностей развития национально-региональной системы образования в условиях региона, особенностей физиологического и психического развития детей коренных народов, их образа жизни и их традиционной деятельности;
- разработка и широкое распространение модульных учебных программ для учителей и преподавателей с акцентом на интеграцию научно-исследовательских и образовательных мероприятий, интернационализацию образования, связанного с миграционными процессами в Сибири и претворение в жизнь модели сетевого образовательного консорциума;
- принимая во внимание конкретные территориальные особенности северного региона, использование технологий дистанционного обучения и форм сетевого взаимодействия в подготовке будущих учителей, активное обучение их междисциплинарным навыкам, также научным и традиционным основам жизнедеятельности коренных народов северо-востока Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть и тот факт, что трансдис-циплинарность в этнокультурном образовании мы понимаем не только как сохранение и укрепление этнической идентичности будущего учителя и гражданина, но и как стремление к полиэтнизму.
Е. Макаренко и М.А. Михайлова выделяют следующие типы этнической идентичности: этноцентрическую, полиэтническую и трансэтническую. Бесспорно, что для коренных народов Республики Саха (Якутия) характерен полиэтнизм. Трансэтнизм встречается довольно редко, но в условиях глобализации имеет тенденцию к развитию.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Традиционной культуре северных народов характерен природный и целостный характер.
Использование трансдисциплинарного подхода в развитии педагогического образования с учетом региональных особенностей может стать одной из основ для определения механизмов реализации преемственности педагогического образования на Севере.
Переосмысление методологических основ в современном образовании детерминирует поиск и внедрение новых образовательных технологий, методов и средств обучения и воспитания. На данный момент в педагогике накоплен достаточный опыт реализации концепции эт-нопедагогизации в регионах для формирования различных учебно-познавательных типов и видов компетенций у обучающихся. Однако при всем многообразии работ необходимо отметить, что исследований, в которых рассматривается аспект формирования этнокультурной компетенции обучающихся в региональной образовательной среде на трансдисциплинарном подходе не проводилось.
Важность реализации этого подхода на практике также заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы не только при подготовке учителей, педагогов, но и при целевой подготовке специалистов в областях здоровья, культуры, социальной защиты и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барахсанова Е.А. Научно-методическое сопровождение подготовки магистров в условиях сетевого обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № Т26. С. 106110.
2. Барахсанова Е.А., Варламова В.А. Учебно-методическое сопровождение реализации принципа регионализации образова-
ния в процессе преподавания блока информационных дисциплин // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. с. 522.
3. Барахсанова Е.А., Сорочинский М.А. Создание сетевого консорциума педагогических вузов как фактор устойчивого развития регионального образования // Современное образование: традиции и инновации. 2016. № 3. С. 20-24.
4. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших пед.учеб.заведений /Г.Н. Волков. — М.: Академия, 2000 —176 с.
5. Винокурова У.А. Этнопедагогика любви и национальное спасение — Ethnic pedagogy of love and national salvation. — Якутск: «Медиа-холдинг Якутии», 2017. — 480 с.
6. Киященко Л. Я., Моисеев В. И. Философия трансдисци-плинарности. М.: РАН, 2009. URL: http://transstudy.ru/filosofiya-transdisciplinarnosti.
7. Макаренко Е. Этническая идентичность личности: основные характеристики и типы: материалы междунар. науч.-теор. конф. — Донецк: Юго-Восток, 2006. — С. 61-63
8. Мокий М. С., Мокий В. С. Трансдисциплинарность в высшем образовании: экспертные оценки, проблемы и практические решения // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: www. science-education.ru/119-14526 (доступ 07.12.14).
9. Николаева А.Д., Голиков А.И., Барахсанова Е.А. Стратегические приоритеты модернизации системы непрерывного педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 89
10. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные стратегии исследований // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10 С. 193-201 URL: http://iph.ras.ru/uplfile/evolep/helena/ knyazeva_e-_n-_193_2.pdf (доступ 07.12.14).
11. Колесникова И. А. Трансдисциплинарная стратегия исследования непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 4 (8), 2014, DOI: 10.15393/j5.art.2014.2642
12. Молчанов В. О науке, религии, системной философии Ю. А. Урманцева, трансперсональной психологии С. Грофа и формировании новой мировоззренческой парадигмы // Этико-философский журнал «Грани эпохи». 2013. № 53. URL: http://grani.agni-age.net/ articles12/4806.htm (доступ 08.12.14).
13. Азизи Ф.А., Рофиева Ф.С. Традиционный художественный институт как феномен таджикской народной педагогики //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 231-234.
14. Дьячковская М.Д., Мерлина Н.И. Этноматематика коренных малочисленных народов севера — юкагиров //Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 23-27.
15. Мирзоева Б.И. Особенности традиционных таджикских женских ремесел и их применение в подготовке будущих учителей технологии // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 339-342.
16. Айварова Н.Г., Миронов А.В. К проблеме формирования личностных результатов образования обучающихся из числа коренных малочисленных народов севера //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 207-210.
17. Михайлова М.А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной глобализации // Вестник Бурятского государственного университета. — 2013. - №14. — С.191 — 196
18. Мордовская А.В., Барахсанова Е.А., Панина С.В. Научно-методическое сопровождение исследований студентов и аспирантов посредством внедрения кейс-технологии:монография / А.В. Мордовская, ЕА.Барахсанова, С.В.Панина ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный ун-т им. М.КАммосова», Московский гос. обл. ун-т. [Якутск], 2010.
19. Кадырова С.Ш. Этническая идентичность младших школьников в контексте современной культурной модели // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 232-235.
20. Масензова Т.А. Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 16-20.
21. Гузенина С.В., Яковлева Е.Л. Проблема формирования этнической идентичности в системе инклюзивного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 62-66.
22. Мальцева Е.В., Макарова О.А., Мухина С.А. Этнокультурное образование как основа формирования экологической компетентности школьников // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1 (29). С. 61-68.
23. Ломоносова Н.В. Анализ зарубежного опыта формирования этнокультурных представлений в картине мира ребенка-дошкольника //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 285288.
24. Карипбаев Б.И. Проблемные аспекты педагогического формирования этнокультурной идентичности и этнической консолидации в образовательных форматах современного мира // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 255-258.
25. Морен Э. Метод. Природа Природы / Пер. и вступ. ст. Е. Н. Князевой. М.: «Канон» РООИ «Реабилитация», 2013.
26. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. URL: http://padaread.com/?book=31653&pg=1 (доступ 07.12.14).
27. Judge A. Conference Paper. 1st World Congress of Transdis-ciplinarity. 1994.
28. Nicolescu B. Transdisciplinarity — Past, Present and Future // Haverkort B, Reijntjes C, Moving Worldviews — Reshaping Sciences, Policies and Practices for Endogenous Sustainable Development. Holland:
Barakhsanova Elizaveta Afanasyevna, Prokopiev Mikhail Semenovich TRANSDISCIPLINARY APPROACH AS A STRATEGIC BASIS ...
pedagogical sciences
COMPAS Editions. 2006. P. 142-166.
29. Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M. The new production of knowledge: the dynamics of science and research in contemporary societies. London: Sage, 2010. DOI: URL: http://dx.doi. org/10.4135/9781446221853
Статья поступила в редакцию 29.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019