Научная статья на тему 'Трансактный анализ как метод создания психологического комфорта в студенческой группе'

Трансактный анализ как метод создания психологического комфорта в студенческой группе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ / ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА / TRANSACTIONAL ANALYSIS / PSYCHOLOGICAL COMFORT / STUDENT GROUP / COOPERATION / EDUCATIONAL PROCESS / THEORY OF COMMUNICATION / TRAINING PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кан Жанетта Ильинична

Рассматриваются вопросы возможности использования трансактного анализа в тренинговой работе для создания психологически комфортной среды в студенческих группах. Описываются этапы проведенной работы и полученные результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transaction analysis as the way to create psychological comfort in the student group

The questions of possible use of transaction analysis in training work to create psychologically comfortable environment in student groups are discussed. The stages of the conducted work and got results are described.

Текст научной работы на тему «Трансактный анализ как метод создания психологического комфорта в студенческой группе»

УДК 378 ББК 74.200

Ж.И. Кан

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

КАК МЕТОД СОЗДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Рассматриваются вопросы возможности использования трансактного анализа в тренинговой работе для создания психологически комфортной среды в студенческих группах. Описываются этапы проведенной работы и полученные результаты.

Ключевые слова: трансактный анализ, психологический комфорт, студенческая группа, взаимодействие, образовательный процесс, теория коммуникации, тренинговая программа.

Вуз является важнейшим институтом социализации юношей и девушек, которые в процессе образования усваивают образцы поведения общества и социальных групп, либо соотносят свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов.

Отечественные психологи рассматривают студенческую группу как социально-психологическую систему, обладаю -щую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчеркивают значение создания психологического комфорта для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний. Так, Е.И. Рогов считает, что «группа представляет собой собрание индивидов, которые < ..> воспринимают группу как источник удовлетворения» [1, с. 24].

С психологической точки зрения комфорт студента - психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности в результате оптимального взаимодействия его с внутривузов-ской средой. С точки зрения педагогики

комфорт выступает как качественная характеристика двух ведущих направлений: организации внутривузовской среды и образовательной деятельности студента. Структурными составляющими общего комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт студента.

Источником психологического комфорта выступают в первую очередь организационно - коммуникативные условия внутривузовской среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов. Действия педагога по конструированию комфортной среды заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для взаимодействия, в том, чтобы дать возможность студенту проявиться в полной мере как личности. Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые студент переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны как с процессом обучения (интеллектуальным комфортом), так и с организацией предметного окружения (физическим комфортом) [2].

Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри вуза порождает особую среду, уклад студенческой жизни, при котором взаимодействие построено на основе достижения взаимного доверия, понимания, ком-

о

о ч:

I

го

фортного состояния всех участников образовательного процесса. При этом отношения характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты. В целом, состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что, в свою очередь, ведет к индивидуальному развитию личности каждого студента [3]. Опрос, проведенный со студентами 1-3 курсов психолого-педагогического факультета показал, что независимо от возраста и половой принадлежности, они были единодушны в характеристике понятия «комфорт». Поразительно то, что их понимание комфорта перекликается с определением, данным в словаре Даля: это спокойствие, уверенность, уважение, уют, удобство (сравните: «Комфортъ - удобство, уют-ство, холя, приволье, домашнш покой, удобства и избытокъ»).

Нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление возможности применения техник трансактного анализа для гармонизации межличностных отношений и создания комфортного психологического климата в студенческой группе. В эксперименте участвовали студенты 2-3 курсов специальностей «Педагогика и психология» (по рабочей программе «Транс-актный анализ») и «Иностранный язык: 2 языка» (на добровольной основе во вне-учебное время) в течение одного семестра (2009-2011 гг.).

Трансактный анализ представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности. Среди психологических подходов трансактный анализ уникален по глубине теории и широкому диапазону применения.

Как теория личности трансактный анализ показывает, как люди «устроены» психологически. Для этого используется структурная модель, известная как модель эго-состояний. Она же помогает по-

нять, как люди выражают свою индивидуальность в поведении.

Трансактный анализ включает в себя и теорию коммуникации. В области практического применения данное психологическое направление является системой психотерапии, которая используется при лечении всех типов психологических расстройств (начиная от повседневных жизненных проблем и кончая психозами), а также методом при лечении отдельных людей, групп, супружеских пар и семей. Была составлена программа тре-нинговых занятий, которая включала как теоретический материал, так и практические занятия:

1. Диагностика эго-состояний личности.

2. Анализ трансакций.

3. Определение основных жизненных позиций.

4. Работа с драматическим треугольником Карпманна.

Эго-состояния диагностировались с помощью модифицированного опросника Д. Джонгвард для определения типа поведения (Родитель, Взрослый, Ребенок). Анализировались жесты, выражение лица, тон голоса, часто употребляемые слова. Отмечалось, что все три структурные части всегда присутствуют в личности любого человека, но желательно, чтобы они находились в гармоничном сочетании. При анализе факторов Контролирующего и Воспитывающего Родителя отмечалось, какого родителя (отца, мать) они копируют в своем поведении, какие мысли и чувства сопровождают это поведение.

Анализируя факторы Адаптивного и Свободного Ребенка, студенты вспоминали ситуации детства, когда они вели себя подобным образом, определялся возраст и чувства, которые они испытывали в этом возрасте, а также причины переноса этих деструктивных способов поведения на события повседневной жизни.

Анализ факторов Взрослого состоял в осознании того, что их поведение не является проигрыванием детства, от-

36 Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 3

личается рациональным отношением к людям и событиям, но именно эта рациональность и «правильность» часто мешает взаимодействовать с окружающими. Кроме того, определялось процентное соотношение эго-состояний на настоящий момент, анализировалось, насколько оно мешает или, наоборот, помогает в межличностных отношениях. Предлагалось изменить привычные способы реагирования, если взаимоотношения с окружающими людьми не были комфортными и вызывали напряженность. Отмечались изменения во взаимоотношениях (в динамике). Давалось домашнее задание: составить эгограмму по Дж. Дюссею в течение недели (до следующего занятия), при этом акцент делался на межличностные отношения в группе, которые должны быть скорректированы. Результаты сравнивались с ранее полученными, анализировалось эмоциональное состояние.

Анализ общения позволил выявить негативные паттерны поведения в различных социальных ситуациях, которые приводили студенты из своей жизни. Рассматривались различные виды трансакций, отмечалось, как меняется ситуация взаимодействия при изменении цепочек трансакций. При проведении данного занятия студентами осознавалось, что неправильно построенное взаимодействие является причиной конфликтных ситуаций и дискомфорта во взаимоотношениях внутри группы. Студенты самостоятельно и при поддержке группы проигрывали свой новый стиль общения, находили новые, более щадящие, пути выхода из конфликта.

Следующий этап состоял в определении основных жизненных позиций - фиксированных эмоциональных установок. Давалась как личностная, так и клиническая характеристика: вредные привычки, хронические соматические заболевания, сопровождающие каждую жизненную позицию. Составлялся индивидуальный профиль поглаживаний и были проведены упражнения «Карусель самопоглаживаний» и «Просьба о погла-

живании». Надо отметить, что последнее упражнение вызвало эмоциональный всплеск, что говорит о дефиците похвалы, одобрения, моральной поддержки и безусловного принятия в жизни студентов. Это занятие было самым эмоционально насыщенным и длительным по времени, при этом и после окончания занятий студенты не хотели расходиться. Работа с драматическим треугольником Карпманна (Преследователь, Жертва, Спаситель) показала, что большинство студентов неправильно оценивают себя и соответственно неправильно интерпретируют и анализируют отношение к ним окружающих. В процессе практических занятий ими были проиграны другие, более эффективные паттерны поведения. Для закрепления результатов были проведены упражнения «Подарок», «Письмо врагу», «Я человек, который...» и т.д., а также медитативные и арт-терапевтические техники.

Наблюдалась положительная динамика во взаимоотношениях внутри группы: студенты стали более открыто выражать свои чувства по отношению к тем или иным событиям своей жизни, с большим уважением и сочувствием выслушивали других. В процессе рефлексии многие отмечали, что даже не предполагали, что можно так свободно говорить на некоторые глубоко интимные темы, так как всегда присутствовал страх насмешек, неодобрения и неприятия.Таким образом, можно говорить о достаточной эффективности данной программы и предложить ее для коррекции взаимоотношений в студенческих группах. Библиографический список

1. Рогов Е.И. Психология группы. - М.: Владос, 2005. - 430 с.

2. Лошакова Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: Монография. - Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2001. - 255 с.

3. Котрухова Р.И. Педагогические условия организации комфортной учебной деятельности студентов вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 274 с.

S

о

га

Я

о о

ч: о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.