Научная статья на тему 'Самостоятельность как условие развития устойчивости к манипуляции в юношеском возрасте'

Самостоятельность как условие развития устойчивости к манипуляции в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ВУЗ / СТУДЕНТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ К МАНИПУЛЯЦИИ / YOUTH / UNIVERSITY / STUDENTS / INDEPENDENCE / MANIPULATIONS FOUNDATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неклюдова Виктория Валентиновна

Статья посвящена изучению проблемы самостоятельности и устойчивости к манипуляции в юношеском возрасте. Проанализированы особенности формирования самостоятельности и устойчивости к манипуляциям у юношей и девушек в период обучения в вузе. Представлены результаты диагностики самостоятельности и устойчивости к манипуляции студенческой молодежи. Обоснованы рекомендации по развитию самостоятельности и формированию устойчивости к манипуляции в образовательной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDEPENDENCE AS A CONDITION OF DEVELOPMENT OF MANIPULATIONS FOUNDATIONS AT YOUTHFUL AGE

The article is devoted to the study of readiness for independence and resistance to manipulations foundations at youthful age. There are also analyzed the features of the formation of independence and resistance to manipulations foundations studying at the university are highlighted. There were presented the results of diagnostics of readiness for independence and resistance to manipulations foundations student’s youth. Justified recommendations for the development independence and resistance to manipulations foundations in the educational environment of the University.

Текст научной работы на тему «Самостоятельность как условие развития устойчивости к манипуляции в юношеском возрасте»

Неклюдова В. В. Самостоятельность как условие развития устойчивости к манипуляции в юношеском возрасте // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). C. 152-155.

Nekludova V. V. The independence as a condition of development of manipulations foundations at youthful age. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 2 (80). Pp. 152-155. (In Russ.).

УДК 159.9

В. В. Неклюдова

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова, Пермь, Россия

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К МАНИПУЛЯЦИИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Неклюдова Виктория Валентиновна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры истории, социологии и права.

E-mail: v_nekludova@mail. ru

Статья посвящена изучению проблемы самостоятельности и устойчивости к манипуляции в юношеском возрасте. Проанализированы особенности формирования самостоятельности и устойчивости к манипуляциям у юношей и девушек в период обучения в вузе. Представлены результаты диагностики самостоятельности и устойчивости к манипуляции студенческой молодежи. Обоснованы рекомендации по развитию самостоятельности и формированию устойчивости к манипуляции в образовательной среде вуза.

Ключевые слова: юношеский возраст, вуз, студенты, самостоятельность, устойчивость к манипуляции.

V. V. Nekludova

Perm State Agro-Technological University named after Academician D. N. Pryanishnikov, Perm, Russia

THE INDEPENDENCE AS A CONDITION OF DEVELOPMENT OF MANIPULATIONS FOUNDATIONS AT YOUTHFUL AGE

Nekludova Viktoria V. - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor at the Department of History, Sociology and Law.

E-mail: v_nekludova@mail. ru

The article is devoted to the study of readiness for independence and resistance to manipulations foundations at youthful age. There are also analyzed the features of the formation of independence and resistance to manipulations foundations studying at the university are highlighted. There were presented the results of diagnostics of readiness for independence and resistance to manipulations foundations student's youth. Justified recommendations for the development independence and resistance to manipulations foundations in the educational environment of the University.

Key words: youth, University, students, independence, manipulations foundations.

© Неклюдова В. В., 2018

Проблема развития самостоятельности и устойчивости к манипуляции в юношеском возрасте, в период обучения в вузе, обусловлена значимостью формирования целостной личности, обладающей собственным мировоззрением, способностью принимать самостоятельные решения и несущей ответственность за них.

Развитие самостоятельности в юношеском возрасте при получении профессионального образования имеет особое значение в процессе приобретения новых знаний, умений и навыков, критического осмысления потока информации, принятия самостоятельных решений, выбора оптимальных технологий и контроля собственной деятельности.

Самостоятельность понимается как обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность и активная работа мысли, чувств и воли взаимосвязаны посредством:

• развития мыслительных и эмоционально-волевых процессов (предпосылка самостоятельных суждений и действий);

• складывающихся в ходе самостоятельной деятельности суждений и действий, укрепляющих и формирующих способность не только принимать сознательно мотивированные действия, но и добиваться успешного выполнения принятых решений вопреки возможным трудностям [1].

Процесс развития самостоятельности личности распространяется на несколько возрастных периодов: детство, отрочество, юношество, ранняя взрослость. В некоторых случаях деформаций воспитания (в основном в семье: гиперопека, потворствование, гиперпротекция) самостоятельность в юношеском и взрослом возрастных периодах сохраняется малоразвитой.

Выделяют следующие стороны самостоятельности:

• независимость, способность принимать и осуществлять важные решения;

• ответственность за последствия собственных поступков;

• убежденность в реальности и высокой моральности поведения.

Вследствие того, что стороны самостоятельности взаимосвязаны, отсутствие одной из них деформирует всю структуру. Возможны следующие деформации:

• сочетание независимости и решительности характера с социальной безответственностью формирует самодурство;

• сочетание личной ответственности и нерешительности приводит к неспособности действовать и появлению ощущения вины за бездействие;

• неуверенность в реальной возможности или нравственной необходимости самостоятельных действий приводит к социальной пассивности, приспособленчеству [3].

Следствием малоразвитости самостоятельности современной молодежи является нарушение развития зрелости личности, в том числе способности противостоять различным манипуляциям как фактора сохранения личностной целостности.

Манипуляция представляет собой психологическое воздействие на человека (или группу людей), проявляющееся в скрытом управлении его (их) поведением. Манипуляции широко распространены в различных социальных сферах - от межличностных отношений до социально-экономических и политических влияний.

Выделяют следующие виды манипуляций:

• организационно-процедурные (срыв обсуждения или умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии при организации переговорного процесса, дискуссии);

• психологические (использование приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющих на его чувствах самолюбия и стыда);

• логические (сознательное нарушение основных законов и правил формальной логики или их умелое использование в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента);

• речевые психотехники (использование словесных трюков, замаскированных под рассуждения) [4].

Необходимо отметить, что особенностью современного информационного общества является всеобщая коммуникация посредством информационных систем, манипуляция общественным сознанием через интернет путем предоставления готовых формул и культурных символов [6].

Актуальность проблемы формирования устойчивости к манипуляциям в студенческие годы обусловлена особенностями социализации и социально-психологической адаптации студенческой молодежи в новой среде вуза (академической, научной, внеучебной), сопряженной с необходимостью решения проблемы свободы в юношеском возрасте.

С целью изучения уровня самостоятельности и устойчивости к манипуляции среди студенческой молодежи была проведена психодиагностика студентов аграрного вуза. Эмпирической базой исследования выступил Пермский государственный аграрно-технологи-ческий университет (Пермский ГАТУ). Субъектом исследования являются студенты Пермского ГАТУ, обучающиеся по программам бакалавриата (очная форма обучения), в количестве девяноста четырех человек обоих полов в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет. Использованные методы: тест «Трансактный анализ» Э. Берна, тесты А. А. Карелина «Самостоятельны ли Вы?», «Легко ли ты поддаешься чужому влиянию?» [2; 5].

В результате тестирования студентов выявлено следующее:

• 68,7 % респондентов продемонстрировали эго-состояние «ребенок»;

• 23,4 % опрошенных студентов оказались в эго-состоянии «взрослый»;

• 7,9 % респондентов - представители родительского состояния «Я»;

• 61,2 % опрошенных показали средний уровень самостоятельности;

• 28,4 % показали высокий уровень самостоятельности (большинство из них - девушки);

• 10,4 % показали низкий уровень самостоятельности (большинство из них - юноши);

• 56,4 % опрошенных показали средний уровень устойчивости к манипуляции;

• 28,2 % продемонстрировали высокий уровень устойчивости к манипуляции;

• 15,4 % - низкий уровень устойчивости к манипуляции.

Низкий и средний уровни самостоятельности свидетельствуют о значимости группового «мы», о формирующемся конформизме, зависимости и несамостоятельности.

Результаты исследования свидетельствуют о распространении среди студенческой молодежи зависимости и несамостоятельности, недостаточно сформированной устойчивости к манипуляциям.

Данные результаты психодиагностики необходимо учесть при организации образовательной среды вуза: при подготовке к практическим (семинарским) занятиям, при организации самостоятельной работы студентов (особенно в условиях увеличения часов самостоятельной работы студента в учебных планах), при проведении производственной практики, научно-исследовательской работы студентов (собственные изыскания, участие в научно-практических конференциях, научных дискуссиях и т. д.), участии в предметных олимпиадах, спортивных и культурно-массовых мероприятиях. Проведение данных мероприятий будет способствовать формированию эмоциональной устойчивости, самоконтроля, независимости и самостоятельности обучающихся. Периодическая психодиагностика обучающихся вуза как действие мониторирования показателей ответственности, самостоятельнос-

ти и самоконтроля, а также психокоррекция импульсивных проявлений детского «Я» - условие развития ответственности, самостоятельности и устойчивости к манипуляции.

Таким образом, развитие самостоятельности и устойчивости к манипуляции сознанием студенческой молодежи - взаимосвязанные процессы, результатом которых является становление конкурентоспособного профессионально компетентного специалиста, который может совершать самостоятельный выбор и быть ответственным за последствия собственных действий в профессиональном и личном плане.

Библиографический список

1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 551 с.

2. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2005. 416 с.

3. Кон И. С. Психология самостоятельности // SCIPSY.RU: [сайт]. URL: http://scipsy.ru/ zdorovie/53.html (дата обращения: 01.04.2018).

4. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / под ред. В. Н. Лавринен-ко, Л. И. Чернышовой. М.: Юрайт, 2012. 591 с.

5. Тест «Трансактный анализ» Э. Берна (ребенок, взрослый, родитель). Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э. Берну // Психология счастливой жизни: [сайт]. URL: http://psycabi.net/testy/237-test-transaktnyj-analiz-e-bema-test-rebenok-vzroslyj-roditel (дата обращения: 01.04.2018).

6. Шведова С. В. Дидактические условия воспитания у студентов технического университета устойчивости к манипуляции сознанием: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2005. 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.