Научная статья на тему 'Эмоциональный интеллект сквозь призму трансактного анализа'

Эмоциональный интеллект сквозь призму трансактного анализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1020
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ / ИГРОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДЛИННАЯ ОПЕРАЦИЯ / МАНИПУЛЯТИВНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / КОНСТРУКТИВНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ЭКСПЕРИМЕНТ / ВЫБОР / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ТЕМНАЯ СТОРОНА ЭМОЦИЙ / АССЕРТИВНОСТЬ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / TRANSACTIONAL ANALYSIS / GAME BEHAVIOR / AUTHENTIC OPERATION / MANIPULATIVE OPERATION MODE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE / CONSTRUCTIVE OPERATION MODE OF EMOTIONAL INTELLIGENCE / EXPERIMENT / CHOICE / SOCIAL SITUATION / DARK SIDE OF EMOTION / ASSERTIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алферова Мария Андреевна

В статье прорабатывается психоаналитическая трактовка реализации такого феномена психики, как эмоциональный интеллект в частности, в рамках трансактноаналитического подхода демонстрируется сходство невротической и здоровой организации внутриличностного психодинамического процесса с работой эмоционального интеллекта в манипулятивном и конструктивном режимах. Кроме того, спроектирована модель каузального исследования зависимости выбора игрового (манипулятивного) или конструктивного паттерна поведения от уровня эмоционального интеллекта, что означает открытие нового источника интерпретационного потенциала трансактного анализа. В заключение дается итоговая оценка потенциала игр в трансактном анализе для экспериментального исследования режимов работы эмоционального интеллекта и указывается на перспективность применения методов компьютерного моделирования в области исследованной проблематики. Цель: представить прототип экспериментального изучения манипулятивного и конструктивного режимов работы эмоционального интеллекта. Методы: метаанализ современных академических исследований, моделирование эксперимента. Результаты: проект однофазного квазиэкспериментального плана с медиатором, позволяющий выявить наличие/отсутствие зависимости выбора манипулятивного/конструктивного паттерна поведения от уровня эмоционального интеллекта. Научная новизна: углубленная разработка двойственной природы эмоционального интеллекта; применение психоаналитических идей трансактного анализа в экспериментальном исследовании эмоционального интеллекта. Практическая значимость: модель эксперимента может применяться в целях комплексной диагностики эмоционального интеллекта и склонности к игровому (манипулятивному) поведению состава малых социальных групп, а также практиковаться в частном психологическом консультировании, психотерапии и при подборе персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL INTELLIGENCE THROUGH THE PRISM OF TRANSACTIONAL ANALYSIS

The article presents psychoanalytic handling of emotional intelligence implementation as psychic phenomenon specifically, in the framework of transactional analysis’ approach it demonstrates the similarity of neurotic and healthy intrapersonal psychodynamic process’ arranging to emotional intelligence’ operating in manipulative and constructive modes. In addition, a model of causal study of the dependence of the game (manipulative) or constructive behavioral pattern choice on emotional intelligence’ level was designed, which means discovering a new source of interpretative potential of transactional analysis. In conclusion, the final estimation of the transactional analysis games’ potential for the experimental observation of emotional intelligence’ operation modes is given and the prospects for computer modeling methods’ use in the studied problems field are stated. Purpose: to propose a prototype of experimental study of emotional intelligence’ manipulative and constructive operation modes. Methods: meta-analysis of modern academic research, modelling the experiment. Results: the project of a single-phase quasi-experimental plan with a mediator allows to reveal the presence/absence of dependence of manipulative/constructive behavioral pattern choice on emotional intelligence’ level. Scientific novelty: in-depth scrutiny of emotional intelligence’ dual nature; application of psychoanalytic ideas of transactional analysis in the experimental study of emotional intelligence. Practical significance: the model of the experiment can be used for complex diagnostics of emotional intelligence and propensity to game (manipulative) behavior of small social groups, as well as for practicing in private psychological counselling, psychotherapy and personnel selection.

Текст научной работы на тему «Эмоциональный интеллект сквозь призму трансактного анализа»

Alferova Mariia Andreevna EMOTIONAL INTELLIGENCE ..

psychological science

УДК 159.964.26

DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0078

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА

© 2019

Алферова Мария Андреевна, методист КГБУСО «СРЦН «Парус надежды», магистрант департамента психологии и образования Дальневосточный федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, улица Суханова, 8, e-mail: riversinger4@gmail.com)

Аннотация. В статье прорабатывается психоаналитическая трактовка реализации такого феномена психики, как эмоциональный интеллект - в частности, в рамках трансактноаналитического подхода демонстрируется сходство невротической и здоровой организации внутриличностного психодинамического процесса с работой эмоционального интеллекта в манипулятивном и конструктивном режимах. Кроме того, спроектирована модель каузального исследования зависимости выбора игрового (манипулятивного) или конструктивного паттерна поведения от уровня эмоционального интеллекта, что означает открытие нового источника интерпретационного потенциала трансактно-го анализа. В заключение дается итоговая оценка потенциала игр в трансактном анализе для экспериментального исследования режимов работы эмоционального интеллекта и указывается на перспективность применения методов компьютерного моделирования в области исследованной проблематики. Цель: представить прототип экспериментального изучения манипулятивного и конструктивного режимов работы эмоционального интеллекта. Методы: метаанализ современных академических исследований, моделирование эксперимента. Результаты: проект однофазного квазиэкспериментального плана с медиатором, позволяющий выявить наличие/отсутствие зависимости выбора манипулятивного/конструктивного паттерна поведения от уровня эмоционального интеллекта. Научная новизна: углубленная разработка двойственной природы эмоционального интеллекта; применение психоаналитических идей трансактного анализа в экспериментальном исследовании эмоционального интеллекта. Практическая значимость: модель эксперимента может применяться в целях комплексной диагностики эмоционального интеллекта и склонности к игровому (манипулятивному) поведению состава малых социальных групп, а также практиковаться в частном психологическом консультировании, психотерапии и при подборе персонала.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, трансактный анализ, игровое поведение, подлинная операция, манипулятивный режим работы эмоционального интеллекта, конструктивный режим работы эмоционального интеллекта, эксперимент, выбор, социальная ситуация, темная сторона эмоций, ассертивность.

EMOTIONAL INTELLIGENCE THROUGH THE PRISM OF TRANSACTIONAL ANALYSIS

© 2019

Alferova Mariia Andreevna, methodologist of Regional state budgetary institution of social service "Social rehabilitation center for underages "Sail of hope", master's degree student of Psychology and Education Department Far Eastern Federal University (690091, Russia, Vladivostok, Sukhanov st., 8, e-mail: riversinger4@gmail.com)

Abstract. The article presents psychoanalytic handling of emotional intelligence implementation as psychic phenomenon - specifically, in the framework of transactional analysis' approach it demonstrates the similarity of neurotic and healthy intrapersonal psychodynamic process' arranging to emotional intelligence' operating in manipulative and constructive modes. In addition, a model of causal study of the dependence of the game (manipulative) or constructive behavioral pattern choice on emotional intelligence' level was designed, which means discovering a new source of interpretative potential of transactional analysis. In conclusion, the final estimation of the transactional analysis games' potential for the experimental observation of emotional intelligence' operation modes is given and the prospects for computer modeling methods' use in the studied problems field are stated. Purpose: to propose a prototype of experimental study of emotional intelligence' manipulative and constructive operation modes. Methods: meta-analysis of modern academic research, modelling the experiment. Results: the project of a single-phase quasi-experimental plan with a mediator allows to reveal the presence/absence of dependence of manipulative/constructive behavioral pattern choice on emotional intelligence' level. Scientific novelty: in-depth scrutiny of emotional intelligence' dual nature; application of psychoanalytic ideas of transactional analysis in the experimental study of emotional intelligence. Practical significance: the model of the experiment can be used for complex diagnostics of emotional intelligence and propensity to game (manipulative) behavior of small social groups, as well as for practicing in private psychological counselling, psychotherapy and personnel selection.

Keywords: emotional intelligence, transactional analysis, game behavior, authentic operation, manipulative operation mode of emotional intelligence, constructive operation mode of emotional intelligence, experiment, choice, social situation, dark side of emotion, assertiveness.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Широко обсуждаемым феноменом психики остается эмоциональный интеллект, в особенности его вклад в разнообразие результатов развития эмоционально нагруженных ситуаций [5, с. 1]. Множество социальных ситуаций, в которых ей необходимо выстраивать свою деятельность, воспринимаются личностью как эмоциогенные, и успешность реализации действий будет зависеть от того, насколько успешно проходит узнавание и регуляция как своих собственных, так и чужих эмоций. Эта закономерность обуславливает актуальность теоретического и экспериментального изучения эмоционального интеллекта. В настоящее время продолжаются дискуссии по поводу содержания этого явления и эмпирическое подтверждение отнесения эмоционального интеллекта к чертам

личности получается проще, чем утверждение его среди видов интеллекта в качестве когнитивной способности [6, с. 221].

Следствием множества предпринятых попыток определить сущность эмоционального интеллекта стало открытие интегративного конструкта ПСЧ - связанные внутренними отношениями процессуальная обработка эмоциональной информации, эмоциональный интеллект как способность и эмоциональный интеллект как черта личности (The PAT Integrated Framework Involving Trait EI, Ability EI, and Emotion Information Processing). Выявлено, что высокий уровень процессуальной обработки эмоциональной информации, обнаруживаемый в том числе в удерживании фокального внимания, может улучшать результаты производимой деятельности даже у людей с низким уровнем эмоционального интеллекта

психологические науки

Алферова Мария Андреевна ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ...

как способности и как черты личности, однако максимальной компетентности можно достичь лишь при оптимальном взаимодействии всех трех составляющих конструкта [5, с. 14, 15]. Известно также, что проговари-вание испытуемыми позитивного прошлого опыта осознания и понимания своих эмоций способно увеличить эффективность выполняемой деятельности [7, с. 618, 620]. Здесь становится очевидным вес процессуальной характеристики эмоционального интеллекта, особенно если учесть процессуальность самих эмоций [8, с. 19]. Подобные феномены легче всего фиксируются в каузальных исследованиях, и такое положение дел побуждает нас создавать проекты психологических экспериментов, воссоздающих важнейшие черты эмоционального интеллекта, уровень которого в свою очередь сможет предсказывать поведение личности в эмоционально нагруженных (эмоциогенных) социальных ситуациях.

Ранее проведенные нами корреляционные измерения показывают, что уровень эмоционального интеллекта положительно связан с показателями авторитарности в образе Я и отрицательно с показателями дружелюбности в образе Я [9, с. 108; см. Таблицу 1]. Это означает, что личность с высоким эмоциональным интеллектом с большой вероятностью видит себя в активной лидерской позиции в социальных ситуациях и готова оказывать давление, необходимое для индивидуально значимых целей; личность с низким эмоциональным интеллектом, напротив, обладая доминантой ценности внутригрупповых отношений, будет демонстрировать гибкое проблемно-ориентированное поведение [10, с. 5-10]. Выводы такого порядка ставят перед нами вопрос: всегда ли использование эмоционального интеллекта имеет скрытые авторитарные мотивы, рациональна ли его реализация личностью как комплекса способностей? Манипулятивен ли режим работы этого феномена или конструктивен?

Таблица 1 - Эмпирические показатели г-коэффициента ранговой корреляции баллов по шкалам эмоционального интеллекта опросника Д.В. Люсина и баллов по шкалам оценки образа Я методики ДМО Т. Лири

„„„ Методика ДМЭ Т. Дери

Доминирование Дружелюб ность АЕГ^рпГ^рпС: Л: Эгоистичность Агрессивность

ОпросникД.В. Лисина \4яэтнчностнын гмоцкональаык 0,472" 0,003 0,43 9** 0,221* 0,151

Бнугрюшчностный 0,389** -0,113 0,031 0,2«!** 0,053

Понимание эмоций 0,391" -0,074 0,271** 0,223** 0,103

Управление эм синими 0,532" -0,101 0,293** 0,315** 0,136

эмоциональный 0,534** -0,094 0,334** 0,321** 0,154

гз крит =0,234 <р«Ш)

Подозрительное ть Полч НЕЖНОСТЬ Зависимость Др\чегасбие Алы рда точность

ОпросникД.В Люсина ЛЬ жпичностньш -0,117 -0,266** -0,105 0,095 ОД 21*

Ввугрягснчностнын -0,447** -0,398** -0,298** -0,124 -0,234*

Понимание эмоций -0,204* -0,3** -ОД 77 -0,032 -0,03

Управление эмоциями -0,381** -0,416** -0,291** -0,05 -0,043

— -0,346** -0,392** -0,263** -0,024 -0,019

Потенциалом разрешения этого вопроса как раз владеет моделирование в рамках трансактного анализа процесса игры и его антипода - подлинных операций. Выбор в пользу участия в игре указывает в целом на превалирование манипулятивной установки поведения личности, выбор в пользу подлинных операций маркирует главенство конструктивной установки, что, безусловно, будет порождать особенности режима работы эмоционального интеллекта, поскольку итоговым продуктом работы эмоционального интеллекта является принятие решений, основанных на рефлексии эмоций, дифференцированных оценкой личностно значимых событий [11, с. 894]. Опишем ключевые элементы нашего исследования.

Моделирование социальных ситуаций в психологическом эксперименте как метод остается актуальным, поскольку предоставляет возможность проверять гипотезы из области общей психологии и психологии лич-

ности в условиях динамичного взаимодействия группы. Трансактный анализ в свою очередь представляет собой школу психологии, сформированную на базе классического психоанализа. В этом подходе глубинная структура личности «Ид» предстает в новой форме «Ребенок», «Эго» - в форме «Взрослый», «Суперэго» - в форме «Родитель». Психотерапия в рамках трансактного анализа заключается в обучении людей пониманию собственной текущей позиции и позиции партнера по общению (я/партнер «в Ребенке», «во Взрослом», «в Родителе»), значения и вектора действий партнера; изменению своей текущей позиции и/или позиции партнера [1, с. 300]. Конечной целью трансактного анализа ставится достижение личностью автономности, самоопределения судьбы, принятия ответственности за переживаемые чувства и совершаемые поступки [2, с. 63]. Примечательно, что эта цель оказывается созвучной с проявлением такой личностной черты, как ассертивность в виде самостоятельной деятельности в соответствии с индивидуальными намерениями и овладения собой [3, с. 54].

Непосредственным объектом изучения при выборе такого подхода оказываются социальные ситуации, протекающие в коммуникации внутри малой социальной группы. В подобных ситуациях личность удовлетворяет потребности в узнавании (в «поглаживаниях» - единица измерения социального общения) и в упорядочивании времени. Участие в любой трансакции, обмене «поглаживаниями», основном компоненте социального общения, всегда предпочтительнее его отсутствия [4, с. 12]. Упорядочивается время в социальных ситуациях тремя способами; нас будет интересовать один из них - индивидуальная программа, поскольку вторая - материальная программа - только готовит почву для более сложных видов общественных взаимодействий [4, с. 15], а третья - социальная программа - аккумулирует ритуальное общение, лишенное личностно значимых элементов. Индивидуальная программа есть родовая характеристика игр, столь подробно исследуемых современной психологией.

В настоящем проекте представляется убедительное теоретическое описание потенциала практического разрешения поставленного вопроса, в качестве его логического продолжения и результата - квазиэкспериментальный план каузального психологического исследования, а также предложен один из вариантов воплощения предложенного плана эксперимента, ожидающий эмпирической проверки.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Связь структуры личности в классическом психоанализе и трансактном анализе с выбором игрового поведения и подлинных операций. С позиций классического психоанализа возможна интерпретация уже совершенных актов поведения, но невозможно предсказание поведения личности в будущем [12, с. 512]. Трансактный анализ как современная психоаналитическая школа устраняет этот недостаток на различных уровнях прогнозирования: на уровне структуры личности, на уровне трансакций отдельной личности, на уровне межличностных игр внутри малой социальной группы и на уровне крупных самоподкрепляющихся сценариев жизненного пути (скриптов) [13, с. 58; 14, с. 103].

Под игрой в трансактном анализе понимается индивидуальная программа упорядочивания времени личностью, серия последовательных дополняющих скрытых трансакций, приводящих к четко определенному предсказуемому исходу [4, с. 71]. Игру отличает реализация скрытых неискренних мотивов и ориентированность маневров, ограниченных некоторой схемой, на выигрыш в том или ином виде для Водящего. Оппозицию ходам, складывающимся в игру, составляют операции из одной трансакции или их набора, предпринятые честным пу-

Alferova Mariia Andreevna psychological

EMOTIONAL INTELLIGENCE ... science

тем ради достижения заранее сформулированной цели [4, с. 72].

В сущности, и путем игр, и путем операций достигаются типичные результаты - защищенность от социальной депривации («поглаживания», удовлетворение стремлений Ребенка-Ид) и корректировка уровня самооценки («подтверждение позиции», награда Родителя-Суперэго за соответствие социальным нормам), что есть поддержание гомеостатического состояния личности, с которым справляется Взрослый-Эго [15, с. 22, 28, 33].

В таком случае, если еще раз обратиться к истокам трансактного анализа - ортодоксальной теории З. Фрейда - выбор человеком игрового поведения есть не что иное, как отражение неспособности Эго уравновесить давление Ид и Суперэго, внутренний конфликт, выплескиваемый в психологических защитах, отдаляющих от травмирующей реальности. Напротив, сублимация как социально приемлемый перенос жизненной энергии может расцениваться как рациональная копинг-стратегия, которая отразится в виде осуществления операций, олицетворяющих независимость в осознании настоящего, спонтанности и подлинной человеческой близости [4, с. 99, 324].

Обобщим наши предположения. Человек, выбирающий игровое поведение, несвободен, зависим от внутреннего конфликта, с которым не справляется его Взрослый и посредством обычных психологических защит стремится достичь своей единственной цели - сохранить гомеостатический образ мира, отторгая поступающие требования реальности [4, с. 68]. Человек, выбирающий подлинные операции, даже при переживании внутреннего конфликта настроен на сублимирование из позиции Взрослого, сохраняя актуальную связь с реальностью. Уже на данном этапе мы можем видеть, что зависимое игровое поведение концентрируется в манипуляции объектами реальности для достижения ригидной цели, а независимое операционное - в конструктивном диалоге со внешним миром.

Актуальность экспериментального изучения эмоционального интеллекта в контексте дихотомии выбора между игровым поведением и подлинными операциями. Течение внутреннего конфликта между Ребенком (Ид), Взрослым (Эго) и Родителем (Суперэго) и его разрешение З. Фрейд характеризовал как основную детерминанту поведения личности и назвал этот феномен «психодинамическим процессом» [12, с. 505]. Любопытно, что именно этот термин способен примирить «идеографический» психоанализ с «номотетической» когнитивной психологией. Эмоциональный интеллект как действующее явление как нельзя лучше описывается в качестве психодинамического процесса, если структурно рассмотреть его как способность когнитивной обработки и управления бессознательными эмоциональными феноменами (что сопоставимо с регуляцией сознательными Взрослым и Родителем воплощений желаний бессознательного Ребенка). Уже существует система методик диагностики внутреннего конфликта, собирающая информацию о нем посредством выявления и анализа способов эмоциональной переработки доминирующих ценностей личности и специфичности функционирования психологических защит [16, с. 19]. Иными словами, эмоциональный интеллект тоже отражает внутренний мир человека, его отношение к деятельности и взаимодействию с реальностью; способ нахождения равновесия между эмоциями и разумом [11, с. 894; 17, с. 69].

Зарубежные исследователи обнаружили возможность манипуляции чужими эмоциями около десятилетия назад и продолжают научный поиск в этой стезе. Явление обсуждается как «темная сторона эмоций», черта личности, материализуемая в злонамеренном или просто неискреннем поведении [18, с. 112]. В целом же эмоциональный интеллект оценивается как способность к эффективной коммуникации, служащей благополучному взаимодействию сторон [19, с. 1409]. В пользу на-314

шей точки зрения относительно двух режимов работы эмоционального интеллекта говорят и сравнительные исследования: уровень эмоционального интеллекта как черты является связующим звеном прямой связи уровня адаптивного перфекционизма с уровнем удовлетворенности жизнью и прямой связи уровня дезадаптивного перфекционизма с выраженностью депрессии, стресса, уровнем тревожности и нейротизма [20, с. 158; 21, с. 99]. Эти корреляции наглядно демонстрируют на количественно оцениваемом уровне состояний и черт личности связь величины эмоционального интеллекта с адаптивным преодолением психодинамического конфликта между глубинными структурами личности (желания Ребенка воплощаются Взрослым согласно требованиям Родителя) и его дезадаптивным решением (Ребенок личности напряжен, Родитель недоволен, Взрослый пытается оградить личность от новых влияний среды).

Методологически для изучения «текучих» проявлений психики подходит такой тип исследования, как эксперимент, позволяющий фиксировать данные по мере их возникновения, т.е. в динамике. Это приводит нас к мысли, что экспериментальное моделирование эмоцио-генной социальной ситуации с предоставлением выбора между игровым и операционным паттернами поведения сможет в том числе обнаруживать преобладающую установку личности на манипулятивное или конструктивное поведение, ведь отечественными исследователями уже охарактеризованы манипулятивный и ассертивный типы поведения из позиции Взрослого; причем ассертивность как термин удачно очерчивает конструктивность действий при обладании этой чертой личности - например, проявление ассертивности в отказе от манипулятивной просьбы партнера нам кажется конструктивным [22, с. 7; 21, с. 62]. А поскольку эмоциональный интеллект принадлежит личности, то мы вправе предположить существование манипулятивного и конструктивного режимов работы эмоционального интеллекта.

Формирование целей статьи (постановка задания). В качестве цели статьи было выбрано представление прототипа экспериментального изучения манипулятив-ного и конструктивного режимов работы эмоционального интеллекта на теоретической базе трансактного анализа.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В качестве логического продолжения теоретического описания потенциала игр для разрешения вопроса о степени нейтральности режима работы эмоционального интеллекта нами был разработан дизайн квазиэкспериментального плана с медиатором. Независимая переменная, операционализированная в экспериментальном воздействии - смоделированная эмоциогенная социальная ситуация, требующая от испытуемого совершения выбора между манипулятивным и конструктивным паттерном поведения; зависимая переменная, операционализиро-ванная в измерении - фактический выбор между мани-пулятивным и конструктивным паттернами поведения.

В общем виде гипотеза звучит так: «Люди с низким эмоциональным интеллектом под воздействием эмоцио-генной социальной ситуации совершают выбор в пользу конструктивного паттерна поведения; люди с высоким эмоциональным интеллектом - в пользу манипулятив-ного паттерна поведения». Таким образом, общий план эксперимента подразумевает отношения X-M-Y, где X - низкий/высокий уровень эмоционального интеллекта; М - медиатор, выступающий в роли независимой переменной, но связанный с X; Y - зависимая переменная, выбор паттерна поведения под влиянием медиатора М, связанного с X. Опишем специфику организации групп и последовательности проведения каузального исследования.

Во-первых, важно то, что во избежание эффекта Розенталя эксперимент будет проходить в формате двойного слепого исследования: ассистенты экспери-

психологические науки

Алферова Мария Андреевна ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ...

ментатора будут обеспечивать осуществление экспериментального воздействия и проведение измерения зависимой переменной на специализированных бланках на всем объеме выборки без знакомства с гипотезой.

Во-вторых, до начала реализации экспериментального плана необходимо предпринять подготовительные шаги:

1) измерить уровень эмоционального интеллекта у всего объема предполагаемой выборки;

2) разделить испытуемых по уровню эмоционального интеллекта (низкий, средний, высокий);

3) исключить из списка испытуемых со средним уровнем.

В-третьих, потребуется провести рандомизацию и сформировать экспериментальную и контрольную группы - в них войдут как люди, обладающие низким эмоциональным интеллектом, так и люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом.

В-четвертых, осуществить экспериментальное воздействие, измерить уровень зависимой переменной путем конвертации качественных вербальных маркеров, отмеченных в речи испытуемых в количественные оценки манипулятивности/конструктивности с помощью специализированных бланков и организовать дебрифинг для участников исследования.

Как мы видим, эксперимент будет протекать по схеме, предназначенной для воплощения истинного эксперимента с одним измерением [24, с. 222]: /? Х1 0х

я х0 02

После надлежащей обработки экспериментальных данных последует вывод о подтверждении или опровержении выдвинутой гипотезы и обобщение этого вывода до уровня взаимозависимости влияния режима работы эмоционального интеллекта на преимущественный выбор манипулятивного или конструктивного (игрового или подлинного операционного) паттернов поведения. Подобный уровень обобщения допустим, если наше внимание сконцентрировано на социальных ситуациях, включающих коммуникацию внутри малой группы, и взаимодействия внутри этой группы значимы для личности (эмоциогенны).

В целях моделирования эмоциогенной социальной ситуации с форсированным выбором линии поведения можно использовать потенциал игры «Скандал» [4, с. 231]. Ассистентом экспериментатора испытуемому экспериментальной группы предлагается закрыть глаза и представить ситуацию в форме кейса - «Представьте, что отец старшеклассницы разгневан тем, как одевается его дочь, куда и во сколько она собирается идти вечером, хотя девушка считает, что все делает правильно. Опишите, как дальше будут развиваться события». Исключение активности зрительного канала может поспособствовать большей вовлеченности в эксперимент и стимуляции воображения, что в сумме будет работать на заинтересованность Ребенка личности; Родитель и Взрослый личности, вероятнее всего, будут заняты выбором объекта внутри кейса для проецирования индивидуального выбора.

Испытуемому контрольной группы ассистент экспериментатора в то же время предлагается в слабой степени моделированная эмоциогенная социальная ситуация без форсированного выбор линии поведения - «Мы занимаемся изучением увлечений студентов. Опишите, чем вы любите заниматься в свободное от учебы время».

Для оценки зависимой переменной следует разработать специализированный для определенной игры и выборки бланк, в которой ассистент экспериментатора сможет галочкой отмечать присутствие в действиях внутри рассказа испытуемого тех или иных психологических защит и отдельно - признаков сублимации. Количество позиций для отметки обычных психологических защит и признаков сублимации должно быть равным и нечет-

ным. Таким образом могут выводиться количественные оценки проявленности манипулятивного и конструктивного режима работы эмоционального интеллекта, после чего они будут готовы для сопоставления и обобщения.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, потенциал игр в трансактном анализе для экспериментального исследования режимов работы эмоционального интеллекта состоит в том, что тезисы игр содержат богатую на эмо-циогенные социальные ситуации базу зафиксированных психодинамических феноменов, и с помощью тех или иных способов моделирования независимой переменной появляется возможность создать новые инструменты оценки зависимой переменной - преобладающего мани-пулятивного или конструктивного режима работы эмоционального интеллекта личности. Перспективным для этой области исследования может считаться применение методов компьютерного моделирования «Виртуального участника с социоэмоциональным интеллектом», которое позволит проигрывать социальные ситуации практически без этических и физических рисков для реального испытуемого [26, с. 84].

Глубинная структура личности «Ребенок», концентрирующая в себе такие ресурсы, как потребности личности, ценности и мотивация, проявляющаяся в том числе в спонтанности, творчестве и интуиции, способна фасилитировать как установку на игровое, манипуля-тивное поведение (модернизация прототипов игр из детства), так и на совершение подлинных операций (переоценка детских ценностей) [27, с. 105; 4, с. 83]. Каким же образом на уровне глубинных структур личности происходит выбор игрового или неигрового поведения?

По нашему мнению, такие ученые, как Жильцова О.А. и Самоненко Ю.А. подошли с помощью нового эргатического прочтения трансактного анализа к ответу на этот вопрос достаточно близко [28, с. 260]. Однако мы предполагаем, что Ребенок личности - скорее, Стратег, поскольку настаивает на определенной линии поведения; Родитель личности, действительно, сходен с Идеологом, потому как обладает представлениями о должном; а Взрослый личности одновременно и Руководитель, управляющий отношениями между внутренними структурами и реальностью, и Исполнитель из-за того, что самостоятельно реализует принятые решения. Иначе говоря, Ребенок может в силу своих интересов выбирать стратегию игры, и при слабом по каким-либо причинам Родителе слабовольный, неассертивный Взрослый может принять и осуществить манипулятив-ное поведение, поскольку оно согласуется с интересами Ребенка. С другой стороны, менее доминантный, но оптимально активный Ребенок, инициирующий подлинные операции, удовлетворяющие идеологии уравновешенного Родителя, будут поддержаны «здоровым» Взрослым, склонным к ассертивности.

Выбор игрового поведения является уходом в сторону формирования деструктивного жизненного сценария. Выбор в пользу подлинных операций - движение к субъектному, когнитивно и деятельностно опосредованному жизненному плану [29, с. 61; 30, с. 29].

На данном этапе в проекте эксперимента подробно не разработаны описания возможных влияний контролируемых и вмешивающихся внешних переменных, структура дебрифинга и в целом план спроектирован в виде одной фазы (эксперимент с медиатором требует двухфазного выполнения [25, с. 36]), потому в текущем состоянии исследование квалифицируется как квазиэкспериментальный план на схеме истинного. Создание плана цельного двухфазного эксперимента, появление и возможное влияние в его протекании внешних контролируемых и вмешивающихся переменных на ход каузального исследования, содержание процесса де-брифинга может максимально точно прогнозироваться самим экспериментатором, владеющим информацией о конкретной выборке и определенных условиях про-

Alferova Mariia Andreevna EMOTIONAL INTELLIGENCE ..

psychological science

ведения исследования. Каждый эксперимент подвержен угрозам его внутренней и внешней валидности, однако это не должно останавливать процессы проектирования того или иного плана проверки причинно-следственной связи. Осознание вероятности рисков лишь подпитывает внутреннюю мотивацию психолога создать наиболее подходящую модель для постижения явлений психики. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мордишева, Л.Н. Трансактный анализ Э. Берна // Конфликтология. 2014. №5. С. 298-300.

2. Савельева, С.С. Трансактный анализ в психотерапии // Научный обозреватель. 2013. №6 (42). С. 62-63.

3. Абдумаджидова, Д.Р. Взаимосвязь ассертивности и моральных основ образа действий студентов //Проблемы современного образования. 2016. №5. С. 50-56.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. - М.: Издательство «Э», 2017. 352 с.

5. Vesely, M.A., Udayar, S., Fiori, M. Enhancing the Prediction of Emotionally Intelligent Behavior: The PAT Integrated Framework Involving Trait EI, Ability EI, and Emotion Information Processing // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9:1078. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01078

6. Wan Nurul Izza Wan Husina, Santosa A., Ramosa, H.M., Nordinb, M.S. The place of emotional intelligence in the 'intelligence' taxonomy: Crystallized intelligence or fluid intelligence factor? //Procedia—Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 97. P. 214-223.

7. Schutte, N.S., Malouff, J.M. Priming ability emotional intelligence //Intelligence. 2012. Vol. 40. Issue 6. P. 614-621. DOI: 10.1016/j.in-tell.2012.09.001

8. Куликов, Л.В. Психология эмоций и чувств. - Воронеж: Научная книга, 2014. 192 с.

9. Алферова, М.А. Связь стратегий поведения в конфликте с образом Я и эмоциональным интеллектом (на примере студентов ДВФУ): выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 37.03.01 - Психология. 2018. URL: https://elib.dvfu.ru/vital/access/man-ager/Repository/fefu:5665

10. Собчик, Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Методическое руководство // Серия «Методы психологической диагностики». Вып. 3. М., 1990. 46 с.

11. Kassymzhanova, A., Mun, M. Emotional Intelligence as the Object of Research in Modern Psychology // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 82. P. 892-894.

12. Bootzin, R.R., Bower, G.H., Crocker, J., Hall, E. Psychology Today. An Introduction. McGraw-Hill College, 1991. 7th ed. 728p.

13. Гашунова, А.А, Мушаева, В.И. Трансакционный анализ Эрика Берна //Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык-культура-образование-музей (теоретические и прикладные проблемы): материалы Международной научно-практической конференции. Элиста, 2017. С. 58-59.

14. Гурская С.П. Программа сценарного поведения: феноменология явления // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». 2016. Т. 6. №1. С. 101-104.

15. Hall, C.S. A Primer of Freudian Psychology. NY: New American Library, 1954. 125p. DOI: 10.1037/10640-000

16. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. 128 с.

17. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 544 с.

18. Hyde, J., Grieve, R. The dark side of emotion at work: Emotional manipulation in everyday and work place contexts // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 129. P. 108-113. DOI: 10.1016/j. paid.2018.03.025

19. Petrovici, A., Dobrescu, T. The role of emotional intelligence in building interpersonal communication skills // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 1405-1410.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Smith, M.M, Saklofske, D.H., Yan, G. Perfectionism, trait emotional intelligence, and psychological outcomes // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 85. P. 155-158. DOI: 10.1016/j.paid.2015.05.010

21. Smith, M.M, Saklofske, D.H., Nordstokke, D.W. The link between neuroticism and perfectionistic concerns: The mediating effect of trait emotional intelligence //Personality and Individual Differences. 2014. Vol. 6162. P. 97-100. DOI: 10.1016/j.paid.2013.12.013

22. Шейнов, В.П. Типология поведения при открытом и скрытом воздействиях //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. №1. С. 5-11.

23. Шейнов, В.П. Ассертивное поведение: оценки и свойства // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. №4. С. 55-67. DOI: 10.21702/rpj.2014.4.4

24. Лукьянов, А.С. Экспериментальная психология. - Ставрополь: Издательство СКФУ, 2017. 310 с.

25. Pirlott, A.G., MacKinnon, D.P. Design approaches to experimental mediation // Journal of Experimental Social Psychology. 2016. Vol. 66. P. 29-38. DOI: 10.1016/j.jesp.2015.09.012

26. Azarnov, D.A., Chubarov, A.A., Samsonovich, A.V. Virtual Actor with Social-Emotional Intelligence // Procedia-Computer Science. 2018. Vol. 123. P. 76-85.

27. Русскова, Г.Г. Трансактный анализ и типичные состояния сознания в межличностных отношениях в студенческой группе // Вестник Российского университета кооперации. 2013. №4 (14). С. 104-107.

28. Жильцова О.А., СамоненкоЮ.А. Трансактный анализ Э. Берна: новое прочтение //Мир психологии. 2016. №4. С. 256-261.

29. Мизинова, И.А. Жизненный сценарий личности: основные подходы к рассмотрению // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. Вып. 4. С. 59-64.

30. Котельникова, Ю.А. Жизненный сценарий личности как системный конструкт ее функционирования // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. 2014. Вып. 4. С. 16-30.

Статья поступила в редакцию 05.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.