Научная статья на тему 'Трактовки финансового менеджмента в зарубежной и отечественной учебной литературе: сравнительный анализ'

Трактовки финансового менеджмента в зарубежной и отечественной учебной литературе: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4627
1369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРУКТУРА КУРСА / ПАРАДИГМА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА / РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапиро Н.А., Терентьева Л.Д.

В статье критически рассматривается отечественный опыт становления финансового менеджмента как учебной дисциплины. Отмечается, что путь, избранный российской высшей школой транслирование западных учебников, является непродуктивным. Он оставляет без внимания те аспекты финансового менеджмента, которые позволяют сформироваться профессиональным компетенциям отечественных специалистов, развивают умение ориентироваться в реальных финансовых практиках и конкретной институционально-правовой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трактовки финансового менеджмента в зарубежной и отечественной учебной литературе: сравнительный анализ»

Финансовый менеджмент

трактовки финансового менеджмента в зарубежной и отечественной учебной литературе: сравнительный анализ

Н. А. ШАПИРО, доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории и экономической политики v-shapiro@mail.ru

Л. Д. ТЕРЕНТЬЕВА, доцент кафедры экономики и финансов

marcius. pb@lis.ru

Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий

и не способствуют положительному развитию финансовых практик в экономике страны в целом.

Сопоставим ряд российских и западных учебных изданий по финансовому менеджменту на основе важнейших параметров:

— структура или логика курса;

— «парадигма» определения финансового менеджмента;

— трактовка профессиональных терминов. В последнее десятилетие в нашей стране появилось достаточное количество учебников российских авторов по финансовому менеджменту.

Структура и логика отечественных учебных изданий часто соответствуют работам таких западных специалистов по финансовому менеджменту, как С. Майерс, У. Шарп, Ю. Бригхем, В. Хорн. Например, содержание учебников и пособий, разработанных В. Ковалевым, И. Бланком, Г. Поляком [4, 6, 12], во многом аналогично работе В. Хорна «Основы финансового управления» [16] или книге Р. Холта «Основы финансового менеджмента», исследованию Ф. Бригхема и Л. Гаспенски «Финансовый менеджмент» [3], где представлены три основополагающих направления или раздела:

— управление источниками средств;

В статье критически рассматривается отечественный опыт становления финансового менеджмента как учебной дисциплины. Отмечается, что путь, избранный российской высшей школой - транслирование западных учебников, является непродуктивным. Он оставляет без внимания те аспекты финансового менеджмента, которые позволяют сформироваться профессиональным компетенциям отечественных специалистов, развивают умение ориентироваться в реальных финансовых практиках и конкретной институционально-правовой среде.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, структура курса, парадигма финансового менеджмента, российская практика.

Финансовый менеджмент, вызванный к жизни западной практикой ХХ в., в современной России находится в процессе становления. Сложности данного процесса связаны как с существующими в хозяйстве страны проблемами, оказывающими определенное влияние на формирование парадигмы финансового менеджмента, так и с методологической и теоретической неоднозначностью в понимании предмета финансового менеджмента в отечественной учебной литературе. Указанные сложности снижают эффективность образовательного процесса

— инвестиционная политика и управление активами;

— дивидендная политика.

В отечественных учебных изданиях в дополнение к указанным разделам имеются специальные разделы по финансовым вычислениям. В то же время в отличие от западных образцов в них практически отсутствуют примеры, взятые из российской практики, а в ряде разделов (дивидендная политика, структура капитала, методы и рынки ценных бумаг) инструменты финансирования рассматриваются через описание их законодательной базы. Последняя в условиях не устоявшегося российского рынка имеет свойства часто меняться, что резко ограничивает временные рамки использования учебного материала. Практически во всех российских учебниках по финансовому менеджменту больше места, чем в западных аналогах, занимают разделы, посвященные анализу бухгалтерской отчетности, управлению оборотным капиталом и инструментам финансового анализа и планирования. При этом, подробно рассказывая о назначении, порядке расчета коэффициентов ликвидности, оборачиваемости, доходности капитала, авторы не приводят их отраслевые, пороговые значения. Разумно было бы изложить примеры на основе конкретных значений и прокомментировать их.

При рассмотрении способов финансирования долгосрочных инвестиций помимо традиционного для российской практики кредитования упоминаются лизинговые сделки и франчайзинг: Эти понятия появились в российской науке и практике в начале 1990-х гг. Но бурное развитие рынка лизинга автомобилей в России, связанное с налоговыми привилегиями по ускоренному списанию объекта сделки, привело к злоупотреблениям «амортизируемым имуществом» в плане его последующей перепродажи, в том числе для личного потребления [6]. Еще реже в практике финансового управления используется инструмент франчайзинга, что объясняется спецификой развития рыночных отношений в России, отсутствием соответствующих разделов в законодательстве и развитых рынков. Указанные обстоятельства не позволяют использовать западные учебники для разъяснения некоторых вопросов применения методов финансового управления, так как примеры, приведенные в них, не ассоциируются с российской практикой.

Безусловно, на понимание сущности финансового менеджмента оказывают влияние неразвитость российского фондового рынка, отсутствие значительного количества корпораций и законодательные ограничения в операциях с ценными бумагами [5].

В большинстве учебных пособий по финансовому менеджменту, изданных в 1990-е гг., современные представления о коммерческом предприятии как финансовом ресурсе и его взаимодействии с финансовыми рынками по существу не отражались.

Определение финансового менеджмента, относительно недавно введенное в российскую экономическую литературу, достаточно серьезно варьируется в толковании разных авторов. В зависимости от контекста финансовый менеджмент определяется либо как наука управления финансами (корпорации, предприятия), либо как наука, выражающая логику финансовых решений, либо как искусство управления финансами, система управления финансами, управление финансовыми ресурсами и денежными потоками. К примеру, автор одной из первых работ по финансовому менеджменту Е. Стоянова трактует его как науку управления финансами предприятия, направленную на достижение его стратегических и тактических целей [10]. Отмечается, что логика функционирования системы финансового управления предприятием предполагает использование двух эффектов:

—эффекта финансового рычага (рациональная заемная политика, оптимальная структура источников средств предприятия);

— эффекта операционного рычага (определение порога рентабельности и запаса финансовой прочности).

Однако финансовый менеджмент рассматривается обособленно от смежных дисциплин: финансовый анализ, бухгалтерский учет, финансовая математика [10].

Указанное определение финансового менеджмента совпадает с принятым в западноевропейской и американской литературе, где он представлен как управление финансами фирмы, имеющее главной целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию и прибыли. Подобное толкование финансового менеджмента как науки разделяет большинство российских экономистов.

Отечественные ученые, рассматривая финансовый менеджмент как научное направление, определяют его как систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств. Парадигма финансового менеджмента, по мнению И. Бланка, базируется на теоретических выводах

многих научных дисциплин и отражает теснейшую связь механизмов управления финансовой деятельностью предприятия с механизмами функционирования и инструментами финансового рынка [4].

В работах В. Ковалева финансовый менеджмент как научное направление представляет собой раздел, обособившийся в системе неоклассической теории финансов1, понимаемой как искусство управления финансовой триадой: ресурсы, отношения, рынки. Прикладной аспект этого знания нашел отражение в формировании и обобщении системы знаний по управлению финансами фирмы, получившей название «финансовый менеджмент» [6]. С позиций практического применения финансовый менеджмент характеризуется как система действий по оптимизации баланса хозяйствующего субъекта или оптимизации финансовой модели фирмы.

Многие российские ученые разделяют так называемый англо-американский подход, связывая финансовый менеджмент прежде всего с корпоративными финансами. Определение финансового менеджмента как системы управления корпоративными финансами содержится в учебнике А. Ионовой, Н. Селезневой «Финансовый анализ» [13]. Представленное там определение финансового менеджмента с точки зрения акционированного капитала характерно для классических и современных западных работ. Оно обусловлено тем, что финансовый менеджмент возник в свое время в качестве «теории портфеля» и что именно компаниям с акционированным капиталом присущ наиболее широкий спектр функций и методов управления финансами, для которых и могут быть разработаны некоторые унифицированные подходы к принятию решений финансового характера.

Другие подходы к определению финансового менеджмента основаны на понятии «финансовые ресурсы», т. е. на прямом переводе термина «финансовый менеджмент». Например, по определению Г. Поляка, финансовый менеджмент — это управление финансами, т. е. процесс управления денежным оборотом, формированием и использованием финансовых ресурсов предприятий. Это также система форм, методов и приемов, с помощью которых

1 Выражение «неоклассическая теория финансов» не является самоочевидным, поскольку неоклассическая традиция строится на микроэкономических основаниях, где действующими лицами являются индивидуальные субъекты на рынках индивидуальных благ, взаимодействие которых определяет конкретные цены; там нет даже домохозяйств, т. е. нет никаких коллективных взаимодействий, принудительных или перераспределительных отношений и всего того, что составляет сущность финансов. Такое выражение нуждается в специальных пояснениях.

осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами [12]. Экономист И. Балабанов дает следующее определение: финансовый менеджмент можно определить как систему рационального и эффективного использования капитала, как механизм управления движением финансовых ресурсов [2]. Данные определения в отличие от определений западных экономистов, основанных на раскрытии направлений деятельности финансового менеджмента, строятся на указании объекта управленческого воздействия. Такой трактовки финансового менеджмента как системы управления придерживаются и другие исследователи. В рамках общей теории управленческой деятельности рассматривает финансовый менеджмент А. Ковалева: финансовый менеджмент — это система управления финансами коммерческой организации, направленная на развитие и совершенствование финансовых отношений путем постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства. Финансовый менеджмент — органическая, неотъемлемая часть категории «management» как способа управления, руководства, направления, контроля в производстве [14]. Представление финансового менеджмента как вида управленческой деятельности через систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия, оборотом его денежных средств, характерно для А. Литовских [9].

Таким образом, парадигма финансового менеджмента рассматривается в рамках общей теории управления. Сторонники такого подхода в исследовании содержания финансового менеджмента, характеризуя его как сложную, многообъектную систему управления, управляемым параметром которой является совокупный денежный поток, распространяют сферу его применения для любой экономической системы и финансов любого типа [5].

На основании проведенного сравнения определений предмета финансового менеджмента можно сделать вывод, что в отличие от американских и западноевропейских экономистов, определяющих финансовый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющей главной своей целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов и т. д., в российской экономической литературе финансовый менеджмент рассматривается шире — применительно не только к любому коммерческому предприятию, но и к другим сферам финансовой системы.

В отечественных учебниках различие в подходах к парадигме финансового менеджмента приводит соответственно к отсутствию единства взглядов на цели финансового менеджмента. Российские ученые в отличие от западных, обычно конкретизирующих целевые установки фирм, демонстрируют более «широкий» подход.

Так, при характеристике целей управления финансовыми ресурсами помимо принятой в западной практике максимизации стоимости капитала фирмы нашими учеными предлагаются:

— эффективность производства;

— общие цели предприятия;

— финансовые ресурсы;

— денежные фонды;

— финансы предприятия;

— финансовые отношения.

Например, Л. Улина дает следующее определение: финансовый менеджмент—саморегулирующаяся финансовая система на уровне коммерческой организации, которая взаимодействует с внешней средой, и ее функционирование направлено на достижение общих целей управления предприятием [11].

М. Крейнина формулирует следующие цели финансового менеджмента [8]:

1) определение финансовых последствий тех или иных решений в ходе деятельности предприятия;

2) поиск способов устранения или смягчения влияния на финансовое состояние отрицательных последствий;

3) формирование нормативных показателей деятельности предприятия (в первую очередь такими показателями являются коэффициенты платежеспособности и финансовой устойчивости);

4) определение трендов показателей (рост, снижение или сохранение имеющегося уровня).

Выдвигая такую систему целей, автор исходит из того, что базой для управления финансами предприятия является анализ его финансового состояния, оценка качества фактического финансового состояния предприятия. Они и составляют основу для принятия управленческих решений. Следовательно, вышеперечисленные цели — это в первую очередь цели финансового анализа, а не финансового менеджмента. Они могут быть использованы только для принятия оперативных, но не стратегических решений.

В нашей стране отсутствуют общие для всех предприятий способы оценки их финансового состояния. Пороговые значения показателей, по которым проводится эта оценка, определяется уровень их ликвидности, рентабельности активов,

были почерпнуты из западной практики и не являются адекватными российским условиям. Более того, из-за разного уровня развития отдельных предприятий в отрасли, а также целых отраслей, результаты анализа, проведенного с использованием западных методик, не отражают истинного финансового состояния предприятий. Это происходит потому, что одинаковые значения показателей могут означать устойчивое финансовое состояние для одних компаний и кризисное для других [8].

В своем учебнике М. Романовский и О. Вруб-левская предлагают выделять отдельно стратегические и тактические цели финансового менеджмента [15]. К стратегическим целям относятся:

— улучшение финансового положения;

— избежание банкротства и финансовых неудач;

— рост объемов производства и реализации продукции;

— лидерство в борьбе с конкурентами (с точки зрения финансиста, конкурентоспособность выражается показателем рентабельности капитала, т. е. прибыли на единицу капитала);

— максимизация цены или рыночной стоимости компании.

Тактические цели, достижение которых должно обеспечивать управление финансами, это:

— сбалансированность сумм и сроков поступления и расходования денежных средств;

— достаточность объемов денежных поступлений;

— рентабельность продаж (конкурентоспособность на оперативном уровне).

Таким образом, цель финансового менеджмента может быть представлена как нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в текущем перспективном финансовом управлении [15].

Иная система целей финансового менеджмента сформулирована В. Ковалевым:

1) выживание компании в условиях конкурентной борьбы. Данная цель ориентирует финансовых менеджеров на изыскание всех внутренних резервов для стабилизации положения, сохранения предприятия, но при этом наблюдается слабая связь с внешним окружением фирмы. Такая цель хороша лишь для краткосрочного периода и кризисных ситуаций;

2) избежание банкротства и крупных финансовых неудач. Выбор данной цели позволяет избежать неблагоприятных тенденций в деятельности компании, учесть все возможные риски и не допустить ухудшения ее финансового состояния. Однако в

России до сих пор отсутствует полноценная статистическая информация по организациям-банкротам, что не позволяет скорректировать методику определения вероятности приближения стадии кризиса организациями с помощью исчисления весовых коэффициентов и пороговых значений с учетом российских экономических условий. Определение данных коэффициентов экспертным путем не обеспечивает их достаточной точности и может привести к ошибкам в диагностике. Кроме того, ориентация на данный целевой показатель возможна лишь в случае проявления неустойчивого финансового положения предприятия;

3) лидерство в борьбе с конкурентами. Данная цель больше подходит для экономической стратегии, а не финансового менеджмента;

4) максимизация рыночной стоимости компании. При выборе данного параметра в качестве целевого менеджеры направляют свои усилия на повышение инвестиционных качеств ценных бумаг, спроса на них и обеспечение компании дополнительными финансовыми ресурсами. Однако для достижения этой цели требуется добиться финансовой прозрачности деятельности компании. В целом этот показатель подходит для фирм, котирующих акции на бирже, и может избираться как целевой только в условиях хорошо развитого финансового рынка;

5) рост объемов производства и реализации. Выбор данного показателя обосновывается тем, что многие менеджеры отождествляют себя (заработная плата, статус, положение в обществе) с размерами своей компании в большей степени, нежели с ее прибыльностью;

6) максимизация богатства владельцев компании. Эта цель трансформируется в максимизацию рыночной капитализации, т. е. в максимизацию цены обыкновенной акции. Следовательно, данная цель дублирует такой показатель, как максимизация рыночной стоимости фирмы. В ее основе также заложена идея развития общества, которой придерживаются в большинстве экономически развитых стран Запада: достижение социального и экономического процветания общества через частную собственность. В основе этой теории лежит предпосылка, что превышение достатка владельцев компании заключается не столько в росте текущих прибылей, сколько в увеличении рыночной цены на собственность. Таким образом, любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост цены акции, должно приниматься владельцами и (или) управляющим персоналом компании [6];

7) максимизация прибыли (обычно подразумевается, что речь идет о прибыли с позиции не разового, а долгосрочного ее получения);

8) минимизация расходов. Этот показатель обеспечивает снижение издержек производства, дает возможность понизить цены и, как следствие — захватить больший сегмент рынка. Он является для предприятия стимулом к ресурсосберегающим инновациям. Ориентация на данный показатель целесообразна при внедрении предприятием новых технологий, высоком уровне организации производства, возможности доступа к дешевым ресурсам и больших масштабах производства;

9) обеспечение рентабельности деятельности фирмы. Стремление к достижению этой цели будет способствовать созданию хорошей репутации предприятия. Следовательно, увеличивается возможность привлечения дополнительных источников финансирования (в том числе кредитов), роста дивидендов и курсовой стоимости акций. Кроме того, данный показатель отличается удобством формализации. Но следует учесть, что существует множество показателей рентабельности. Необходимо выбрать, на какой из них в первую очередь должно ориентироваться предприятие. А применение данного критерия возможно лишь для прибыльных предприятий.

В научной литературе встречаются и иные формулировки целей финансового менеджмента, что связано с наличием множества теорий, рассматривающих цели предприятия, различающихся не только по трактовкам, но и по способам их достижения [7]. Кроме того, каждая фирма в тот или иной период времени может придерживаться разных целевых функций управления в зависимости от финансового состояния предприятия, его организационно-правовой формы, уровня организации производства и развития финансового рынка, экономической ситуации в стране в целом. Следует отметить также, что цели могут быть только у людей, но не у организации (последние по сути являются инструментом или средством достижения целей). Поэтому основной целью передачи функций управления от собственника наемному персоналу является максимальное увеличение благосостояния ее владельцев. Разделение функций собственности и функций управления и выделение в системе управления специальной подсистемы, занятой управлением финансами, может существовать у любых хозяйствующих субъектов. Однако возможность мобилизации средств на финансовом рынке путем выпуска акций существует только у акционерных обществ. Следовательно, в этом аспекте управление финансовой деятельностью, в том

числе как организационной подсистемой, занятой управлением финансовыми ресурсами, принципиально отличается от других организационных форм бизнеса. Необходимость определения цели управления связана также с оценкой эффективности того или иного финансового решения и, следовательно, с системой определенных критериев эффективности. Для акционерного общества таким критерием является рыночная оценка акции. Поэтому методы финансового менеджмента, ориентированного исключительно на корпоративные финансы, не могут быть в полном объеме применены к предприятиям, которые не в состоянии эмитировать акции, однако эффективность производства является одной из целей. Обычные небольшие фирмы никакого отношения к высоким финансовым технологиям не имеют. Типичная небольшая фирма вовлечена, может быть даже чрезмерно, в управление оборотным капиталом. Ввиду небольшой капитализации руководство фирмы очень беспокоится о ликвидности. Основная задача—умелое планирование денежных потоков, т. е. отслеживание дебиторской задолженности и наказание опаздывающих должников [16]. Аналогичную точку зрения на управление финансами высказывает Б. Колласс в работе «Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы». Он отмечает, что на всех небольших предприятиях финансовой деятельности почти не существует. В связи с этим подход к финансовому менеджменту как системе комплексного управления финансами, финансовыми ресурсами, денежными фондами и их источниками, использующей широкий набор организационных, финансовых, управленческих, технических методов и процедур для достижения стратегических целей и решения тактических задач [5], приводит к необоснованно расширительному толкованию понятия финансовый менеджмент. Если целью финансового менеджмента как системы управления является организация эффективного управления денежными потоками организации в соответствии с ее функциональным назначением, то можно говорить о системе государственного финансового менеджмента, финансовом менеджменте некоммерческих организаций вплоть до домохозяйств [7]. Таким образом, фактически смешиваются понятия «управление финансами» и «финансовый менеджмент» как организационная подсистема коммерческой организации, основной целью которой является управление финансовыми ресурсами в целях роста капитализации.

Особенности целей обусловливают различия понятий «финансовый менеджмент» и «управление

финансами». Исходной позицией при рассмотрении понятия «финансовый менеджмент» является функционирование его в экономике рыночного типа. На этом строится особенность понятия «финансовый менеджмент». Управление же финансами является более широким понятием по сравнению с финансовым менеджментом. Переход к рыночным отношениям приводит к разделению функций управления финансами на уровне государства и финансовых отношений организации до саморегулирования в рамках коммерческой организации. Это создает формальную основу для реализации финансового менеджмента. Однако сводить понятие «финансовый менеджмент» к управлению финансовыми ресурсами любой коммерческой организации тоже было бы некорректным. Термин «финансовый менеджмент», пришедший из теории и практики хозяйствования позднего капитализма, означает, что функции финансового директора расширены до управления предприятия в целом, тогда как раньше финансовые отделы занимались главным образом приращением денежных средств и движением наличности. Изменение роли финансовой службы привело к тому, что ее основной функцией стало управление движением капитала предприятия в соответствии с определенными целями. Это и означает термин «финансовый менеджмент» [16]. Следовательно, управление финансовыми ресурсами приобретает первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов коммерческой организации, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным лагом в любой другой вид ресурсов.

В отличие от других стран в России собственники, участвовавшие в первичном накоплении капитала, не могут в полном объеме использовать многие технологии западного менеджмента, рассчитанные на достижение классических целей. В экономической литературе отмечается, что основная масса российских предприятий, определяя цели стратегического развития, опирается в основном на собственные источники финансирования, а также на банковские кредиты. Отсутствие источников финансирования, присущих экономике рыночного типа, приводит в современных условиях к постановке иных целей компании, таких как налоговый менеджмент и оптимизация налогообложения, а не увеличение стоимости компании [1].

К факторам, тормозящим внедрение современных методов управления финансовой деятельностью, следует отнести и относительную неразвитость фондового рынка, его слабую роль в обеспечении финансовыми ресурсами.

Обнаруженное разнообразие в трактовках финансового менеджмента вовсе не следует считать тяжким образовательным грехом. Это может быть следствием развивающегося состояния науки, ведущей поиск релевантных решений. Не убедительным является довод, что разнообразие определений финансового менеджмента, его целей и понятий не следует рассматривать как результат поиска оригинальных концептов, отражающих суть российской экономики, финансовой системы и ее институционально-правовой базы. В этом случае всегда есть критерий проверки — практика. В. Ковалев в предисловии к монографии Ю. Бригхема отмечает исключительно сложный перевод профессиональных терминов. Трудности здесь многоаспектны. Так, многие термины, относящиеся к характеристике рыночной экономики, являются новыми для российских специалистов. Ряд профессиональных терминов, используемых в англоязычной литературе, не всегда поддаются адекватному переводу на русский. Кроме того, на понятийный аппарат существенное влияние оказывает качество перевода. К примеру, в западной терминологии нет специальных понятий «финансовые ресурсы», «финансовые источники», «источники финансирования». По мнению западных экономистов, финансовые ресурсы — это и есть источники финансирования или финансовые источники. Не видят они различия и между оборотными средствами, оборотными активами, текущими активами. Попытки объяснить методы и технологии управления в этом случае приводят к путанице [3]. Если предположить, что между переводчиками сформировался некий консенсус, то это, безусловно, приведет к улучшению взаимопонимания между авторами, пишущими учебники по финансовому менеджменту, но мало продвинет осмысление реальной российской практики и не поможет будущим специалистам сформировать адекватные российской действительности профессиональные компетенции. Структура учебных курсов по финансовому менеджменту может быть идентичной каким-либо западным аналогам настолько, насколько идентичны финансовые хозяйства тех или иных стран. Решение проблем учебно-методического сопровождения дисциплины финансового менеджмента не может пойти по пути микро- или макроэкономик, которые по своей природе оперируют предельно абстрактными понятиями, не привязанными к конкретно-историческим особенностям.

Финансовый менеджмент представляет собой научно-прикладную дисциплину, относящуюся к новому управленческому инструментарию, развивающемуся в рамках экономики знаний. Для описания управленческих финансовых решений или

их инструментов следует предварительно изучать практики этих решений и их институционально-правовую базу. Прикладные знания не могут быть получены априори, отталкиваясь лишь от логики абстрактных конструкций или «калькирования» иностранных учебников, а должны быть получены как результат осмысления отечественного опыта.

Особенность развития данной прикладной дисциплины состоит в том, что она развивается не столько из недр университетских кафедр, где наука идет от теории к практике, а противоположным образом: от практик самых различных финансовых организаций к их обобщению, к прикладной теории. Сложность состоит в формализации проблем, с которыми сталкивается финансовая практика, и выявлении инструментов, используемых в финансовом менеджменте, релевантных специфике институционального становления и развития российской финансовой сферы.

Список литературы

1. Бадокина Е. А. Выбор целевой функции финансового менеджмента компании. URL: http://www.inventech. ru/Ub/fmances/fmances.

2. Балабанов И. Т. Финансовый менеджмент: учебник. М. 1999.

3. Бригхем Ю., Гаспенски Л. Финансовый менеджмент. СПб.: Экономическая школа. 1997.

4. Бланк И. А. Энциклопедия финансового менеджмента. Концептуальные основы финансового менеджмента. М. 2008.

5. Зайков В. П. Обзор научных направлений и системная парадигма в финансовом менеджменте // Финансы и кредит. 2007. № 11.

6. Ковалев В. В. Курс финансового менеджмента: учебник. М. 2008.

7. Колласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы. М. 1997.

8. Крейнина М. Н. Финансовый менеджмент: учеб. пособие. М. 2001.

9. Литовских А. М. Финансовый менеджмент: конспект лекций. Таганрог: Изд. ТРТУ. 1999.

10. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент: теория и практика. М. 2000.

11. Улина Л. Подходы к формированию системы финансового менеджмента в России // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 2.

12. Финансовый менеджмент / под ред. Г. Б. Поляк. М. 1997.

13. Финансовый анализ: учеб. / под ред. А. Ф. Ионова, Н. Н. Селезнева. М. 2006.

14. Финансовый менеджмент: учеб. / под ред. А. М. Ковалевой. М. 2004.

15. Финансы, финансовое обращение и кредит: учебник / под ред. М. В. Романовского и др. М. 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Хорн В. Дж. Основы управления финансами: пер. с англ. / под ред. И. И. Елисеевой. М. 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.