В.Ю. Барашьян
РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ
Аннотация
Статья посвящена актуальным вопросам и специфике формирования финансового менеджмента на современном этапе функционирования финансовой системы России. Акцент делается на методологических аспектах его формирования на уровне государственных финансов, в сфере международного бизнеса и деятельности банков. Уточнены составляющие государственного финансового менеджмента, особенности управления финансовыми ресурсами ТНК, роль финансовой стратегии в построении эффективной системы банковского финансового менеджмента, а также определены задачи финансового менеджмента предприятий в условиях их инновационного развития.
Annotation
Article is devoted to topical issues and specifics of formation of financial management at the present stage of functioning of a financial system of Russia. The accent becomes on methodological aspects of its formation at level of public finances, in the sphere of the international business and activity of banks. Are specified making the state financial management,
2012 № 1
Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)
feature of management by financial resources of multinational corporation, a role of financial strategy in creation of effective system of bank financial management, and also tasks of financial management of the enterprises in the conditions of their innovative development are defined.
Ключевые слова
Управление корпоративными финансами, государственный финансовый менеджмент, международный финансовый менеджмент, риск-менеджмент валютных операций, бюджетирование капитала, банковский финансовый менеджмент, финансовая стратегия, финансовый менеджмент инновационного предприятия.
Key words
Management of corporate finance, state financial management, international financial management, risk management of currency transactions, capital budgeting, bank financial management, financial strategy, financial management of innovative organization.
Необходимость перехода к инновационному типу экономики требует модернизации и применения новых концептуальных подходов к управлению государственными финансами, финансами предприятий и банков. Эффективный финансовый менеджмент является одной из важнейших предпосылок формирования устойчивой финансовой системы страны.
Развитие финансового менеджмента в странах с развитой рыночной экономикой тесно связано с использованием рынка капитала крупным корпоративным бизнесом. Широкое использование корпоративными структурами финансовых инструментов, финансовых вычислений, связанных с их обращением, позволяет интерпретировать англоамериканский финансовый менеджмент как управление корпоративными финансами или корпоративный финансовый менеджмент.
Отечественная научная школа финансового менеджмента, учитывая
сложные процессы становления российского фондового рынка, незначительный исторический опыт работы на рынке капитала, наряду с адаптацией базовых положений корпоративного финансового менеджмента к специфике российского рынка, активно развивает методологические основы финансового менеджмента в отношении управления финансами малых и средних предпри-
ятий, а также государственными, муниципальными, индивидуальными и международными финансами. Сочетая западноевропейский прагматизм с американским концептуальным подходом, российская школа финансового менеджмента приступила к выявлению особенностей финансового менеджмента различных субъектов бизнеса - банков, страховых компаний, различных инвестиционных институтов [5, с. 1112].
Так, например, профессор Зайков В.П. адаптировал понятие финансового менеджмента как системы управления для государственных и международных финансов, кредитных и страховых организаций, исследовал особенности принятия финансовых решений в финансовом менеджменте домашних хозяйств [2, с.50-56, 63-74, 93-102, 131-138]. Характеризуя структуру государственного финансового менеджмента, автор выделяет управляющую и управляемую подсистемы. Управляющая подсистема включает:
- блок информационного обеспечения, на выходе которого формируются «задающие» целевые установки, требования в форме государственных актов и нормативных документов органов государственного управления;
- организационную подсистему, представляющую собой взаимосвязанную сеть структурных подразделений
органов государственного управления, обеспечивающих принятие финансовых и инвестиционных решений;
- кадровую подсистему, которая обеспечивает исполнение финансовых, бюджетных полномочий органов государственной власти;
- техническую подсистему, включающую региональные компьютерные сетевые решения с общим доступом в федеральном казначействе;
- бюджетные показатели, в частности, доходы и расходы бюджета, объемы государственных инвестиций, дефицит (профицит) бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, объемы государственных займов и кредитов;
- государственные финансовые методы, к числу основных из которых относятся: государственное финансовое прогнозирование, государственное финансовое планирование, бюджетный анализ, методы налогового регулирования, методы государственного финансового контроля;
- государственные ценные бумаги, договорные (кредитные) обязательства, используемые в качестве финансовых инструментов.
На выходе управляющей подсистемы формируется управляющее воздействие, представляющее собой целый комплекс управленческих решений в отношении каждого объекта управляемой подсистемы:
1) источников финансирования государственных мероприятий и обязательств;
2) денежных фондов, формируемых с целью обеспечения государственных функций и решения задач социального характера, развития, поддержки определенных отраслей народного хозяйства;
3) финансовых ресурсов, формируемых государственными органами;
4) государственных финансов.
На выходе управляемой подсисте-
мы государственного финансового менеджмента формируется выходной денежный поток, который разветвляется по двум главным направлениям:
1) бюджетному направлению (го-
сударственные, бюджетные учреждения и организации, правительственные
структуры);
2) инвестиционному направлению, когда денежные средства направляются в объекты (прямых, портфельных) инвестиций и (или) предоставляются в виде кредитов.
В своем исследовании Е.А. Ермакова справедливо отмечает, что особую значимость имеют методологические и методические подходы к оценке состояния государственных финансов и эффективности системы государственного финансового менеджмента в разрезе выполняемых функций (организации, планирования, регулирования и контроля) [1, с.5]. В частности, это касается конкретных механизмов оценки состояния государственных финансов, эффективности бюджетного менеджмента, резервов увеличения налоговых поступлений и в целом направлений укрепления налоговой системы, планирования бюджетных расходов и повышения результативности бюджетного контроля, алгоритмов принятия решений в рамках бюджетного менеджмента, государственного налогового планирования, управления доходами от государственных активов, построения эффективной системы управления финансовыми резервами государства. С этих позиций к основным задачам государственного финансового менеджмента следует отнести:
- управление исходящими (выходными) финансовыми потоками (государственными расходами или расходными обязательствами), ориентированными на результативность и эффективность;
- управление входящими (входными) финансовыми потоками (источ-
никами финансирования государственных расходов);
- управление свободными (чистыми) финансовыми потоками (государственными финансовыми резервами);
- управление государственными финансовыми активами и пассивами (государственной собственностью и доходами от ее использования, долговыми обязательствами).
Методологическое обоснование системы государственного финансового менеджмента способно стать надежным базисом для реализации стратегических ориентиров, нацеленных на содействие социальному и экономическому развитию России при обязательном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов. Полноценная и эффективная система государственного финансового менеджмента позволит обеспечить макроэкономическую сбалансированность, повышение результативности и прозрачности управления государственными финансовыми потоками.
Некоторые проблемы международного финансового менеджмента представлены в трудах отечественных ученых: И.Т. Балабанова, В.В. Бочарова, В.В. Ковалева, М.А. Крейниной, Н.Б. Рудык, В.А. Слепова, И.П. Хоминич, А.Д. Шеремета и других авторов. Комплексное исследование международного финансового менеджмента, включающего методологию выявления приоритетных задач управления, методы и инструменты их решения для достижения эффективности использования финансовых ресурсов и максимизации рыночной стоимости российских ТНК, провел А.О. Мамедов [4]. Особое внимание в его исследовании уделено особенностям среды деятельности международного бизнеса, риск-менеджмента в сфере мировых финансов, формирования финансовых ресурсов ТНК, а также вопросам управления стоимостью капитала ТНК и его бюджетированию, оп-
тимизации денежных потоков.
Глобальный финансовый рынок определен в качестве среды, в которой осуществляется международный финансовый менеджмент. Наряду с общими рисками (страновым, инфляционными, процентными, кредитными, ликвидности, снижения доходности) выделяются специфические валютные риски, характерные для международных валютнокредитных отношений, которым подвержены ТНК в своей финансовой деятельности:
- трансакционный риск, связанный с возможным изменением валютных курсов в период между заключением сделки и получением платежа, а также в период между предоставлением займа и его погашением;
- трансляционный (консолидированный )риск, возникающий при составлении сводной финансовой отчетности ТНК;
- экономический риск, заключающийся в воздействии изменений валютного курса на показатели деятельности транснациональной корпорации и ее рыночную стоимость.
В качестве инструментов международного финансового менеджмента, используемых с целью повышения эффективности управления финансовыми рисками ТНК, следует отметить:
- валютные оговорки для переноса риска;
- неттинг, использование нескольких валют и реинвойсирование при диверсификации риска;
- опционы, форвардный и фьючерсный контракты в процессе осуществления мероприятий по хеджированию рисков;
- формирование резервных фондов в случае принятия риска и необходимости создания резерва финансовой устойчивости.
Преимущества централизации риск-менеджмента валютных операций в едином специализированном подраз-
делении ТНК (казначействе) связаны с экономией на выплате комиссионных, возможностью анализировать валютные риски дочерних компаний и их вклад в совокупный риск ТНК, а также с обеспечением хеджирования внутри самой транснациональной корпорации.
В свою очередь, исследование теоретических основ мирового финансового рынка как среды реализации международного финансового менеджмента, анализ специфики валютных рисков ТНК формируют методологическую базу управления их финансовыми потоками. ТНК характеризуются сложной структурой финансовых потоков, которая обусловлена их мультивалют-ностью, интегрированностью, много-уровневостью и трансграничным характером.
Движение финансовых потоков транснациональной корпорации, в первую очередь, зависит от формирования ее внутренних и внешних финансовых ресурсов.
Эффективными инструментами привлечения внутренних финансовых ресурсов транснациональными корпорациями являются: эмиссия акций,
внутрикорпоративное перераспределение, корпоративные кредиты и субординированный долг, представляющий собой схему эмиссии и размещения корпорацией разнообразных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг среди акционеров и персонала корпорации. Субординированный долг в международной практике активно используется в качестве внутреннего финансового ресурса развития корпораций, наиболее востребован для компенсации потерь при проявлении рисков крупных инвестиционных проектов. Обращение к корпоративным кредитам, которые обычно предоставляются материнской компанией своему филиалу по льготной схеме, имеют свободный срок погашения и низкий уровень кредитного риска, эффективно при высоких текущих про-
центных ставках на местных кредитных рынках, наличии жесткого валютного контроля, существенных различиях в налогообложении.
Экономическим приоритетом для многих ТНК является активное использование внешних финансовых ресурсов, которые обеспечивают большую адаптивность к местным финансовым и валютным условиям, антиинфляционную защиту, а также более диверсифицированы по сравнению с внутренними финансовыми ресурсами и потенциально дешевле. Внешние финансовые ресурсы ТНК активизируются на различных сегментах финансового рынка посредством таких механизмов и инструментов, как: эмиссия корпоративных облигаций, кредиты, эмиссия корпоративных векселей, страховые премии, инвестиционные доходы. Для привлечения внешних финансовых ресурсов важно иметь бренд динамично развивающейся компании, что позволяет получать более высокий кредитный рейтинг и большие лимиты кредитования, реализовывать быстрое и более объемное размещение эмитируемых фондовых инструментов.
В целом в качестве факторов, снижающих издержки по формированию финансовых ресурсов ТНК, следует отметить:
-высокую инвестиционную привлекательность быстрорастущих корпораций, использующих для увеличения продаж рынки различных стран;
-интегрированность ТНК в мировую финансовую систему (доступ к крупнейшим банковским институтам), что предполагает их финансовую прозрачность;
-высокий кредитный рейтинг, который сформирован за счет высокой стоимости активов ТНК (надежного обеспечения кредита) и интенсивных денежных потоков;
-высокую финансовую устойчивость транснациональных корпораций, осуществляющих широко диверсифи-
цированную коммерческую деятельность.
Оптимальная трансформация финансовых ресурсов в высокоэффективные активы реализуется с помощью методов международного финансового менеджмента. Особое место среди них занимает бюджетирование капитала (capital budgeting) - деятельность по управлению долгосрочными активами ТНК, размещению финансового капитала корпораций в инвестиционные проекты. Бюджетирование капитала на международном уровне предполагает учет таких факторов, как: различия налогообложения между странами, ограничения на репатриацию прибылей, изменчивость обменных курсов. К основным стадиям процесса бюджетирования капитала следует отнести:
1) выявление инвестиционных возможностей ТНК;
2) сбор и анализ информации, раскрывающей технико-экономическое и финансовое состояние ТНК, перспективы осуществления конкретных инвестиционных проектов;
3) сопоставление результатов оценки альтернативных инвестиционных проектов и выбор оптимального проекта с учетом критериев доходности и риска;
4) реализацию инвестиционного проекта;
5) контроль реализации инвестиционного проекта.
Наиболее распространенным методом оценки международных проектов является метод чистой текущей стоимости (NPV), методика расчета которого в сфере международного финансового менеджмента имеет свои особенности и разновидности. В первую очередь, следует отметить необходимость использования при расчете NPV не национальной, а международной ожидаемой ставки доходности, причем более высокой. Чистую текущую стоимость рекомендуется корректировать с учетом динамики
валютного курса страны реализации проекта, а также учитывать, что она может отличаться от темпов инфляции. В этом случае для повышения точности расчетов КРУ применяется специальный поправочный коэффициент.
В качестве ожидаемой ставки доходности может использоваться ставка как в функциональной (местной) валюте, так и в валюте отчетности. В этой связи выделяют две методики расчета КРУ:
1) децентрализованного бюджетирования (используется дочерними компаниями), предполагает дисконтирование денежных потоков проекта в местной валюте по ожидаемой ставке доходности (стоимости капитала) в этой же валюте, а затем конвертацию полученной суммы в валюту страны материнской корпорации;
2) централизованного бюджетирования (используется материнской компанией), в рамках которой денежные потоки проекта в местной валюте конвертируются в валюту страны нахождения материнской компании и дисконтируются по ожидаемой ставке доходности иностранных инвестиций (международной стоимости капитала), оцениваемой экспертным путем.
Для целей международного финансового менеджмента формула КРУ должна принимать следующий вид:
1) в случае использования методики децентрализованного бюджетирования:
NPV =
=і (1 + к У
2) в случае использования методики централизованного бюджетирования:
NPV =
f CF, * Pt *St
4=l (l + к )t
-1,
где CFt - будущая стоимость доходов;
Pt - коэффициент корректиров-
ки, отражающий различия в динамике валютного курса и инфляции, в период
к - стоимость капитала (ожидаемая ставка доходности);
31 - валютный курс в период 1;;
I - объем первоначальных инвестиций;
N - число лет получения дохода [4,с. 105-106 ].
Таким образом, бюджетирование капитала позволяет принимать инвестиционные решения, обеспечивающие оптимальную доходность при минимальных рисках.
В отечественной банковской практике до сих пор отсутствует комплексный подход к изучению системы банковского финансового менеджмента, раскрывающий в полной мере теоретические и методологические аспекты эффективного управления финансовыми потоками банка. Вместе с тем в задачи финансового менеджмента входит участие в обосновании и реализации практически всех управленческих решений коммерческого банка, поскольку в условиях рыночной экономики любая операция бизнеса порождает финансовые последствия, и, следовательно, решение по ее осуществлению требует финансового обоснования [6,с.215]. Кроме того, финансовая стратегия, являющаяся базовой составляющей финансового менеджмента, выступает как приоритетное направление общей стратегии развития банка, определяет перспективные цели и пути их практической реализации в ключевой для банковской деятельности сфере. Через финансовые показатели отражаются все виды деятельности банка, происходит балансировка функций, целей и их подчиненность достижению стратегических целей кредитной организации.
Процесс трансформации денежных средств в системе финансового менеджмента банка проходит через управление финансовыми операциями банка,
которые отражаются на его устойчивости. Масленченков Ю.С. выделяет пять блоков устойчивости коммерческого банка со специфическими функциями управления: финансовой, организационной, функциональной, коммерческой и капитальной [1, с.433].
Оптимально функционирующий механизм финансового менеджмента банка способствует результативному осуществлению функций управления финансовой деятельностью банка, повышению его финансовой устойчивости на рынке.
В этой связи неизбежно возрастает значение финансового менеджмента, задачей которого становится создание такой модели управления каждым конкретным банком и банковской системой в целом, которая оказалась бы более устойчивой в условиях глобализации бизнеса, способствовала минимизации финансовых и других рисков и в большей степени стимулировала экономическое и социальное развитие национальной экономики [3,с.4].
В современной науке и практике корпоративного управления в России в последнее время стала активно разрабатываться область финансового менеджмента, связанная с управлением финансовыми потоками предприятий в условиях их инновационного развития. Инновационное развитие считается главным фактором достижения конкурентных преимуществ на рынке и роста рыночной стоимости предприятия. В приоритетные задачи финансового менеджмента инновационного предприятия должны входить: управление его финансовыми потоками от инновационной деятельности, финансовая оценка перспектив реализации инновационных проектов, выбор модели финансирования инноваций с учетом уровня риска, формирование стратегического портфеля инвестиций в инновации, контроль финансовых параметров эффективности инновационной деятельности.
Таким образом, конкурентоспособность любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики тесно связана с эффективным управлением его финансовыми ресурсами, которое требует знания и умения использовать на практике методологии финансового менеджмента, а также применения современных методических ПОДХОДОВ.
Библиографический список
1.Ермакова Е.А. Методология формирования и стратегия развития системы государственного финансового менеджмента в России. Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Саратов, 2008. - 33с. 2.3айков В.П. Концептуальные основы применения общей теории управления в финансовом менеджменте. Монография.
- Новороссийск: СТМ Торг, 2006. -146с.
3.Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Теоретические основы и эволюция развития финансового менеджмента коммерческих банков. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 196с.
4.Мамедов А.О. Международный финансовый менеджмент. Монография. / Под ред. В.А. Слепова. - М: Изд-во Рос.экон.акад., 2006. - 136с.
5.Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник для вузов / Под ред. Е.С. Стояновой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Перспектива», 2007.
- 656 с.
б.Хольнова Е.Г. Теория и методология формирования и развития отечественного финансового менеджмента банка: монография / Е.Г. Хольнова. - СПБ: СПбГИЭУ, 2008. - 250с.
Bibliographic list
1.Ermakova Е. A. Methodology of formation and strategy of development of system of the state financial management in Russia. Author's abstract dissertations on competition of a scientific degree Doctors of Economics. - Saratov, 2008. - p. 33.
2.Zaykov V.P. Conceptual bases of application of the general theory of management in financial management. Monograph. - Novorossiysk: STM Bargaining, 2006. - p. 146.
3.Leontyev V. E., Radkovsky N of the Item. Theoretical bases and evolution of development of financial management of commercial banks. - SPb.: Publishing house SPbGUEF, 2008. - p. 196.
4.Mamedov A.O. International financial management. Monograph. / Under the editorship of V.A.Slepova. - M: Publishing house Ros.Ekon.Akad., 2006. - p. 136.
5.Financial management: theory and practice: The textbook / Under the editorship of E.S.Stoyanova. - 6th prod., reslave, and additional - M: Publishing house "Prospect", 2007. - p.656.
6.Holnova E.G. Theory and methodology of formation and development of domestic financial management of bank: monograph / E.G. Holnova. - SPb: SPbGIEU, 2008,-p. 250.